Женский журнал Ladyblue

Литературная гостиная ко дню матери. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Край наш полон добрым светом

Конспект открытого урока по музыкальной литературе
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
село Иглино, Иглинскогорайона Республика Башкортостан
Учебный предмет: музыкальная литература
Класс: второй год обучения
Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская
Тема урока: Венские композиторы классики.
Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о Венских композитора-классиках Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления, слух и память. Уметь сопоставлять факты, события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Оснащение и оборудование урока:
компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Таблички с тестами заданий.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?
Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.
Учитель: вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».
Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на3команды(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора
(Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов
(3 шт. по количеству команд)
Контрольный лист:Портрет композитора
Краткие сведения из биографии(без указания фамилии и имени)
Перечень наиболее выдающихся произведений.
Высказывания композитора об искусстве.
Оценка творчества композитора.
Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)
В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.
Образцы карточек с заданиями:
Портрет Вольфганга Амадея
Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.
Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»в«Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал
- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»
5.Гайдн сказал о нем: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».
«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».
6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»
1.Портрет Йозефа Гайдна
2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены.Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи. Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.
3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»
4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня, я стар и слаб»
5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»
6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть
Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.
Портрет Людвига ван Бетховена
2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне,наберегу Рейна. Он с детства узнал нужду, в 12 лет стал опорой семьи.В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов, овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо, чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то, что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году.3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония»(Героическая).
4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»
«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»
«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»
5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбойза торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства, Братства»
6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.
В конце урока подводятся итоги, выбирается команда, закрывшая
наибольшее количество вопросов.


Приложенные файлы

Литературно-музыкальная композиция "Славим женщину, чьё имя Мать..."

В. 1 Здравствуйте, дорогие наши мамы, бабушки, педагоги и все присутствующие в этом зале. Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить замечательный праздник – День Матери.

Чтец.
День матери - праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно, -
Все, кто рождён под счастливой звездой
И мамы опекой сердечной!

Чтец
Мы в диких бегах суеты
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьёз увлекаясь делами...

Чтец.
А мама нас ждёт и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто -
«Ах, как они там?» - и сердце болит,
И стонет, и рвётся на части...

Чтец.
Я в праздник пришёл тебя навестить,
Хоть можно почаще, конечно...
Желаю тебе не болеть, не грустить,
Люблю я тебя бесконечно!
В.2.Слово “мама” - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы.
Юрченко Ю.
Мама – это лучшее слово,
Мама – это лучшее имя,
Мама – повторяю я снова
Жизни и мира во имя.

Чтец
Мама – это солнце земное,
Мама – это свет среди ночи,
Мама – это счастье большое
Всех сыновей и всех дочек!

Чтец
Чтоб не случилось со мною,
Стань моей славной судьбою.
В любви материнской ты вечна,
А мудрость твоя бесконечна!
В.1 Многие ли из нас говорят в этот день теплые слова своим мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день рождения, а в остальные дни?

Чтец
Это слово звучит одинаково
На различных земных языках.
Шепчет - мама! - младенец обласканный
Задремав у неё на руках.

Первый шаг - и падение первое,
И сквозь слёзы он маму зовёт.
Мама - это спасение верное.
Только мама от боли спасёт.

Станем взрослыми. Станем упрямыми.
В круговерти событий и дней
Мы хранимы молитвою маминой,
Но подчас забываем о ней.

Мы за призрачным счастьем гоняемся
Всё нам некогда, всё недосуг.
Но во сне в дом родной возвращаемся
Прикоснуться к теплу её рук.

Чтец.
У писателя Александра Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери – «Я помню руки твои…» (на фоне «Лунной сонаты»)
(1)…Мама, мама! (2) Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.(3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.(4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки.
(5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
(6)Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела- пела только для себя и для меня. (7)Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!
(8)Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. (9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.(10)Я целую чистые, святые руки твои!
(11)Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? (12)А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.
(13)Мама, мама!...(14)Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…
В.2 И сегодня мы хотим поздравить самых родных, самых дорогих и любимых мам.
В.1 Сегодня все стихи и песни будут звучать только для Вас.
В.2 Сегодня в нашем зале удивительные гости, о которых вы сами догадаетесь после небольшого блиц-интервью.
В.1 Итак, легенда гласит, что ОНИ созданы из ребра Адама.
В.2 Говорят, что от НИХ произошли все люди на земле?
В.1 Правда ли, что ОНИ хранительницы домашнего очага?
В.2 Говорят, ОНИ прекрасные актрисы, способные к самым невероятным перевоплощениям.
В.1 Правда ли, что ОНИ могут одним только взглядом вознести мужчину к высотам блаженства и повергнуть его в бездну?
В.2 Верно ли утверждение, что ОНИ – самая большая тайна, ключ к которой ищут все мужчины, но дано найти не всем?
В.1 Я вижу, вы все уже догадались, что имя нашей героини – ее величество Женщина, а точнее Женщины, потому что все выше сказанное можно отнести ко всем женщинам.
В2. И эта прекрасная песня в исполнении вокальной группы «Казачок» для Вас, очаровательная половина человечества.

Чтец.
Воспевают то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…

Чтец.
Слово это – звон и заклинанье.
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознанья.
Резвая улыбка малыша.

Чтец
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Слово мама – нет, теплей его!

В.2. Мы приготовили для вас музыкальный подарок.
В.1. Любовь к своей матери – это первая любовь. Ее необходимо пронести через всю жизнь. Мама любит вас мудро и терпеливо. Мама становится мудрым другом и наставником.
В.2 Есть в природе знак простой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Мы предлагаем вам посмотреть сценку “Три мамы»

На сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками.

(Купить – испечь?)
Ведущий.
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня.
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,

Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий.
Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:
Входит мама, садится на стул около Тани.
Мама.
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий.
Тут бабушка – мамина мама – пришла
И маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садиться на третий стул.
Бабушка.
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все вместе.
Ох, как же не просто быть мамами!
В.1 Праздник надо продолжать, наших милых поздравлять.
В.2 И кому теперь поздравленье?
В.1 Ну, конечно, тем, кто варит нам варенье!

Выходят юноши.

1. В трудную минуту приголубит, всей душой она нас крепко любит!
Кто же это? Кто такая?
Наша бабушка родная!
2. Без палочки шагает бабушка моя, очков не надевает бабушка моя.
И вовсе не седая, а очень молодая бабушка моя.
3. Я, ребята, бабушке не грублю, потому что бабушку я люблю.
4. Помогаю бабушке (я уже большой), улыбнулась бабушка и стала молодой.
5. Терехов А. – «Молодая бабушка» - люди говорят. Я за свою бабушку очень рад. Она ведь тоже Мама – моего отца, и пожелать хочу я ей света и тепла.

Чтец
Прошу вас, берегите матерей.
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.

Чтец
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность и душу».

Чтец
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, сомненья и муки!
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.

Чтец.
Пусть за шалость накажет нестрого,
Только ей никогда вы не лгите.
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.

Чтец
Не оставьте их без участья!
Сей наказ вы запомните, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.

В.2 Вас, дорогие бабушки и мамы, поздравляет________________ с песней_________________

В.1 Материнская любовь – основа и источник жизни на земле. Быть матерью – это огромное счастье, но и огромная ответственность.
В.2 Проходят годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

В.1 Но в мире всегда неспокойно, и в разных концах планеты возникают «горячие точки». И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура Матери.

В.2 Нам никогда не забыть трагические страницы нашей истории – войны в Афганистане и Чечне. Они оказались намного длиннее, чем Великая Отечественная. Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни и бросали в ад.

В.1 Сколько горя принесла эта война матерям, потерявших своих сыновей. Но даже перенося жестокие удары судьбы, сердце матери и ласковые, не знающие устали материнские руки остаются символом всего самого дорого, что есть у нас на Земле. Вслушайтесь, как звучит рассказ матери из повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (на фоне мелодии из кинофильма «Профессионал»- музыка)

Монолог читает педагог
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два кило¬грамма, рос маленький. Обниму:
- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года... Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают... Он их собирает:
- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. - И назад в карман запихивает.
- Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты, нацепят на себя и марширует по дому.
-Я солдат... солдат...
- Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное.
- Я - солдат... Я - солдат...
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи - он в нем тонет.
- Мое ты солнышко.
Забрали в армию. Я молилась не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришли все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю...».
Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».
- Мое ты солнышко... Наша броня надежная... Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришёл капитан из военкомата:
- Крепись, мать…
Где мой сын?
- Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:
- Моё ты солнышко!..- Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
-Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный…А он такой маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?! Привезли гроб, я стучалась в гроб:
-Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
- Моё ты солнышко!...»

Чтец.
Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то.
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата.
Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.

В.2.Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу.
Для вас, дорогие, звучит эта песня.

В.1. В нашем зале сегодня мы чествуем Матерей, но есть среди Вас Матери в квадрате. Их и дома зовут мамой, и в школе зачастую называют - «наша вторая мама». Вы, конечно же догадались, о ком пойдет речь.

Чтец.
Труд педагога – труд материнский,
Требует много вниманья и сил.
Хочется нам, чтобы он непременно
Радости больше бы вам приносил.
Пусть ваша доброта принесет тепло в сердца окружающих вас людей.
Пусть в вашем доме всегда звучит музыка, музыка любви и доброты.

В.1 Мама! Какое это доброе и ласковое слово! Мама пожалеет, мама приголубит, мама поможет… Но, к сожалению, мамы тоже не вечны, как бы тяжело и больно это ни звучало…

В.2 Это стихотворение написала моя мама, и посвящается оно всем Матерям, которых уже нет с нами.
Чтец_Медведь Н. (Джеймс Ласт «Одинокий пастух»)
К тебе прижмусь, возьму чуть-чуть тепла,
С тобой вдвоем мы можем помолчать.
Как благодарна я, что ты смогла
Все горести мои развеять и прогнать.

Мне мама моя подарила
Самое ценное – жизнь.
Мне мама с улыбкой сказала:
«Всегда на меня положись!»

И если мне будет несладко,
И если пурга иль дожди,
Я знаю, что с мамой украдкой
Решу я проблемы свои.

Я голову маме на плечи
Смогу без стыда положить,
И мама всегда мне подскажет,
Как стоит по совести жить.

Милая, добрая мама,
Спасибо тебе за тепло,
Спасибо тебе за улыбку,
За нежность, за сердце твое.

Ведь сколько бывает, порою,
Несладких и трудных минут,
Но мамы всегда нам помогут,
От бед и невзгод сберегут.

Песня в исполнении группы «Доминанта» «Мама» (муз и слова О.Газманова)

Обещания детей (начальные классы)
1. Обещаем, обещаем:
Перво-наперво пятёрки
На уроках получать.
2. Аккуратно ездить с горки
Брюки новые не рвать.
3. И не драться, не ругаться.
4. Стёкла шайбами не бить.
5. На чердак не забираться.
6. Кашу кушать – так и быть.
7. Вы уж, мамы, нас поймите
Вы, уж, мамы, нас простите
Мы такой народ–мальчишки
Трудно перестроиться,
Но не надо так о нас
Сильно беспокоиться!
8. Мы вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем,
Мы вас очень, очень любим.
Будем добрыми расти
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести!
Частушки (исполняют ученики начальных классов
1. Дорогие и родные
Мы частушки вам споём
Поздравляем с праздником
И привет вам шлём.
2. Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
3. Поленился утром Витя
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова–
Причесала языком.
4. Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот
Вот пришла с работы мама
Было много ей хлопот.
5. В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.
6. Вова пол натёр до блеска
Приготовил винегрет
Ищет мама, что же делать:
Никакой работы нет.
7. На столе лежит журнал
Ну, а в нем пятёрочки
Потому что в нашем классе
Умные девчоночки.
8. У Настюши и Сашули
Нет совсем терпения
Полчетвёрки получили
За полстихотворения.
9. Ой, спасибо тебе, мама,
Что такую родила!
Озорную, боевую
И Алиной назвала.
10. Утром маме наша Алла
Две конфетки подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
10. Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
"Слушать вас всегда во всём
Утром, вечером и днём".
В.1 Дорогие, любимые наши мамы примите ещё раз поздравления от ваших детей.

Чтец.
Пусть день твой будет
Солнечным, прекрасным.
И розами твой будет устлан путь.
И каждый вечер – звездным,
Чистым, ясным.
О, женщина!
Всегда счастливой будь!

Чтец.
Когда, играя первозданной силой,
Творила этот мир природа-мать,
Она в тебе, о женщина, вместила
Всю красоту свою и благодать!

Чтец.
В тебе порыв грозы, зари сиянье,
Великолепье гор и норов рек,
Отрада глаз, души очарованье,
Тобою вечны мир и человек.

Чтец.
В тебе природа всё своё искусство
Запечатлела, чтоб сказать: «Хвала!»
И для тебя потом в порыве чувства
Влюблённого мужчину создала!
Заключительная часть
В.2 Мы все в долгу перед Матерью. Прежде всего, День Матери – семейный праздник.
В.1 Пусть этот день станет своеобразным днем благодарения нашим дорогим и любимым мамочкам, за их неоценимый труд, за их всемогущую любовь.
В.2 Здоровья Вам, уважаемые мамы, и благополучия.
На сцену выходят все участники концерта и произносят клятву
Дети:
– Мы низко кланяемся Вам за великое терпенье.
– Мы кланяемся Вам за бессонные ночи.
– Мы кланяемся Вам, вскормившим нас грудью.
– Мы кланяемся Вам, великие труженицы Земли, отдающие всё и не требующие ничего взамен.
– Кланяемся тебе – Матери, имя которой – Женщина.
Все вместе:
– Мира и счастья дому твоему, семье твоей!
Мира и счастья земле, по которой ты идёшь – Женщина! МАТЬ! (Кланяются.)

Звучит песня о маме
В.2.На этом наш праздник заканчивается. И мы еще раз поздравляем Вас, милые женщины! И пусть не покидает вас терпение, которое так необходимо сейчас вам всем.
В.1 И пусть все восхищаются вашей красотой. Ведь вы - самое прекрасное, что есть. Вы – самый красивый, нежный и благоуханный цветок в мире. До свидания!

«Сердце матери»

Сценарий музыкально-литературного вечера, посвященного Дню матери

Разработала: Нормантович Е. М, учитель музыки высшей категории

На фоне музыки

1-й ведущий: С небес полночных падает звезда,

И птицы улетают в край далекий.

Но с нами остается навсегда

Свет женщины, прекрасный и далекий

2-й ведущий: От сердца к сердцу, от мечты к мечте

Свет женщины проложит путь незримый,

Открытый только вечной доброте,

И правде и любви неповторимой

3-й ведущий : Сверкают росы, тают облака,

Приходит день обыкновенно.

И светится вселенная, пока

Свет женщины расплескан по вселенной

Чтец: Наперекор изменчивой молве

Художники прославили в веках

1-й ведущий:

Я верю, что все женщины прекрасны

И добротой своею, и умом,

Еще весельем,

Если в доме праздник,

И верностью,

Когда разлука в нем.

2-ой ведущий:

Не их наряды

И не профиль римский,

Нас покоряет женская душа

И молодость ее,

И материнство,

Когда пора пришла.

3-й ведущий:

Дорогие женщины, вас пришли поздравить мужчины. Учатся они еще только в пятом классе, зато их смело можно назвать настоящими джентльменами.

Дорогие наши дамы,

Мы частушки вам споем

Дорогие наши мамы

мы привет большой вам шлем

Подгорели суп и каша,

Соль насыпана в компот.

Как пришла с работы мама, –

Было много ей хлопот.

Вот начистить раз в году

Я решил сковороду.

Но потом четыре дня

Мама чистила меня.

Рисовал картину Вася,

Он художник – спору нет,

Но зачем он нос раскрасил

В красно-желто-синий цвет?

И квартиру всю подмел,

Но осталось от него

Три соломинки всего.

Вова пол натер до блеска,

Ищет мама, что же делать?

Никакой работы нет.

Мы частушки петь кончаем

И сейчас вам обещаем:

Слушаться всегда во всем

Утром, вечером и днем!

1-й ведущий:

А мамин праздник – это праздник ее семьи он и собрал здесь, в этом зале, всех нас, таких разных и таких единых в своей любви к Матери.

Песня в исполнении уч-ся: «Раз, два, три»

Чтец:

Любопытным рос я малым,

Этой страсти не тая,

Я спросил однажды: «Мама,

Где же ты взяла меня?»

Отвечала мама: «Любый,

Ненаглядный мой пострел,

Где взяла? Сорвала с дуба,

Ты там желудем висел».

Удивленья не скрывая,

Я подумал: «Вот дела!

Хорошо, что не чужая

Меня тетка там нашла.

Чтоб со мною тогда было:

Не жалея, не любя,

Может, не разжелудила

В человека бы меня?

Ну, нашелся я, счастливый,

Что ж, коль желудем я был.

Брата, слышал, из крапивы

Маме аист притащил.

Интересный такой случай,

Но никак мне не понять,

Как он мог в крапиве жгучей

Усидеть, не заорать?

Я дивился его силе,

Никогда с ним не был груб.

Посиди-ка на крапиве,

Это, брат, тебе не дуб...

Ну, а все ж скажу я прямо,

Как бы дело там ни шло:

Когда нас находят мамы –

Это очень хорошо!

(М. Чекусову)

Песня: «Рисую дом»

1-й ведущий:

Как только малыш появляется на свет, мать ведет самоотверженную борьбу за жизнь своего ребенка, о многом забывая, но о нем помня всегда: и ночью, и днем, каждый час, каждую минуту, каждую секунду!

2-й ведущий:

Да, пока есть Мать на земле, ничего не страшно человеку: она поможет, закроет от беды, прогонит болезнь, затеплит огонек среди мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть, отогреет душу.

1-й ведущий:

Всем присутствующим здесь мамам, учащиеся 9 «А» класса дарят свой танец.

Огромна, ни с чем несравнима роль матери в нашей судьбе, ибо мать не только рожает, но и рождает. Рождает наше бытие, одухотворяет живой комочек жизни духом своего народа, родным словом, мыслью, любовью и независимостью, преданностью и непримиримостью. Возвышенная мечта об идеале, благородный порыв к выражению себя в творчестве, вера в собственную несгибаемость и неодолимость в самые трудные минуты жизни, радость преодоления трудностей и сознание собственного мужества – все это от матери. Да, родители больше всего на свете хотят видеть своих детей счастливыми. И каждый из нас знает: «покуда живы матери на свете, нам никакие беды не страшны». Потому что нет ничего святее и бескорыстнее любви матери:

Вручение благодарственных писем матерям учащихся школы.

Песня «Старый дом»

2-й ведущий:

Для прохожих ты просто прохожая,

Просто женщина средних лет,

На мелькнувший пейзаж похожая,

Без особых примет.

Поворот... тротуара обочина...

Центральная площадь... базара ряды...

Ты идешь, как всегда озабочена

Работой, мужем, детьми.

Кто-то (много не нужно умения)

Может локтем тебя толкнуть,

Кто-то может в своем самомнении

Сверху вниз на тебя взглянуть.

Может словом обидеть, хамя,

Хоть плакаты повсюду вывешивай:

«Люди, это же мама моя!»

(Н. Краснова)

Песня: «Книжный марш»

1-й ведущий:

Первое слово ребенок сказал – мама!

Второе слово ребенок сказал – папа!

Первые любимые слова с детства и до глубокой старости. И не потому дети всех времен и народов говорят благодарные слова, прежде всего, матери,

что отца любят меньше, а потому, что отец – это голова семьи, а мать – ее сердце!

Чтец:

Оно томиться и скорбит:

Мне вспоминается невольно –

У сына пальчик заболит,

А сердцу матери так больно.

Великая в нем доброта,

Надежды в нем святая сила.

С тех давних пор прошли года

Но память всё восстановила.

Не забываем матерей,

Всегда мы помним детство наше;

Бывало им ещё трудней

У нашей юности на страже

Финальная песня «Мамино сердце»

Литературно-музыкальная композиция ко Дню матери
Цель: воспитать у школьников любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней.
Подготовительная работа.
Фотовыставка «Наши мамы»;
Выпуск праздничной презентации, поздравительной газеты, стенда к празднику.
Подготовка концерта;
Класс празднично украшен цветами, шарами.
Звучат песни о маме
Чтец 1: Ноябрь шагает по дворам
В лучах прохлады, света
Сегодня праздник наших мам
И нам приятно это!
Чтец 2: От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме
За то, что у нас с нею всё сообща
За то, что, когда нам приходится туго
Мы можем всплакнуть у родного плеча!
Ведущий 1:
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем говорить о празднике, который имеет отношение и к хрупким и нежным девушкам, и к милым, ласковым мамам, и к любящим и любимым бабушкам.
ПЕСНЯ «НАШИ МАМЫ САМЫЕ КРАСИВЫЕ»
Ведущий 2:
Дорогие мамы и бабушки! Мы пригласили вас на праздник, чтобы выразить вам свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность.
Ведущий 1:
Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней.
Ведущий 2:
О мамах сказано немало слов, много невысказанного живет в сердце каждого из нас. Важно успеть сказать добрые слова тогда, когда мама может их услышать.
Гузель: Для меня нет никого дороже,
Ты мой самый близкий в мире друг!
Что бы ни случилось, мне поможет
Теплый взгляд и нежность твоих рук!
Мама, милая, тебя я обнимаю,
И желаю счастья, красоты,
Чтоб счастливой ты была, родная,Чтобы исполнялись все мечты!
Ведущий 1: Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Учреждение этого праздника отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству.
Ведущий 2: Об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.
Ведущий 1: По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране.
Ученик 1: В Австралии День матери отмечают с удовольствием. Впрочем, разве может быть иначе? Австралийский День матери совпадает с американским – второе воскресенье мая – и празднуется очень похоже. Этот день австралийцы используют для того, чтобы выразить искреннюю благодарность и признательность своим матерям. Взрослые дарят серьезные подарки, малыши – цветы и открытки. Как и в США, в Австралии прижилась традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Цветная гвоздика означает, что мать человека жива – здорова, белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.
Ученик 2: В Бразилии распространены большие семьи, с тремя-четырьмя детьми, поэтому нетрудно представить, каким сердечным и важным стал такой день.
Ученик 3: В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.
Матери, смелые женщины, которые знают, когда замолчать, а когда поддержать и дать необходимый совет, которые любят своих детей просто за то, что они есть, какими бы они ни были… В этот день они по праву – Королевы и все цветы, все подарки, все добрые слова - все к их ногам!
Ученик 4: В Древней Греции день матери праздновался в середине марта в честь Реи – матери великого Зевса.
Ученик 5: В Англии впервые провозгласил материнский день король Генрих III (1216 – 1239) в 3 воскресенье марта. В этот день нельзя было работать, нужно было обязательно посетить родителей.
Ученик 6: Впервые день матери в Германии был отмечен в 1923 году, как национальный праздник отмечается с 1933 года.
Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок – это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и за все будем Вам благодарны».
Ученик 7: Жители Эстонии в этот день украшают дома флагами.
Ученик 8: Во второе воскресенье мая в Финляндии поднимается государственный флаг. Это официальный выходной.
Ученик 9: Японцы очень ценят и любят своих матерей. Каждый японец знает, что «центром японской семьи является женщина-мать». Мужчинам невероятно комфортно и обнадеживающе спокойно от такого сознания. И разве это не прекрасно?
Вед 1: Наш народ, как никакой другой, не сказал лучше про маму и её значение для нашей жизни. Народная мудрость еще раз убеждает нас в том, что нет на свете человека нужнее и дороже - это сокровище, которое начинаешь ценить с годами, с приходящей жизненной мудростью.В подтверждение несколько народных высказываний:1 Мать приветная - ограда каменная.2 Мать кормит детей, как земля людей.1 Мать - всякому делу голова.2 Птица радуется весне, а младенец - матери.1 У ребенка болит пальчик, а у матери сердце2 Нет милее дружка, чем родная матушка1 При солнышке тепло, при матери добро2 Одна у человека мать, одна у него и Родина.Ведущий 2: Нет любви сильнее материнской, и тревожное сердце её не знает покоя.. Как только мы приходим к выводу, что в мире еще осталось место для таких вещей как: искренность, забота, отвага, соучастие, мы понимаем, что они существуют благодаря материнской любви.Мальчик: (-Дима)Радости жизни и сложностей бремяТриумфы победы, падений страданьяПока стоит мир, пока идёт времяМать вам простит любые скитания.Когда ты обижен на дне одинокоПрезрен за усердие мирских забот.Сердце своё растопырит широко.Боль твою себе заберет.
Ведущий 1: Безусловно, День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
Ведущий 2: Жизнь матери - это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Никто не раскрыл роль матери сильнее и задушевнее, чем русские писатели.
«Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
«Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни».
«Когда человек может назвать мать свою и по духу родной - это редкое счастье». (А. М. Горький).
«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» (Ю. А. Яковлев).
«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать» (М. Джалиль).
Эти слова о матери звучат как гимн самой жизни.
Звучит песня «КАК ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я, МАМА»
Ведущий 1:
О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк.
Эмиль: Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда

Может быть, тридцать семь ей или семьдесят пять –
Сколько ни было ей, возраст тут ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век,
В суете мы порой забываем о том,
Что она – не фундамент, он – человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Ведущий 2:
Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Они нередко видят в ней человека, который варит им еду, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Но мать - это и тот человек, которому можно довериться: рассказать, как тебя подвел друг, какую нелепую ошибку ты допустил в контрольной работе, как гложет тебя раскаяние за совершенный проступок. Мама все поймет.
Ведущий 1:
«Не желая того, мы часто обижаем матерей. Пренебрегаем советами, не уважаем их привычек, вкусов. За советом идут к другим, за утешением к матери. Да, мать всегда разделит горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Ребенок должен научиться уважать маму с раннего детства.
У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают: «Отец, мать живы - здоровы? «Если ответите «да» собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на белом свете».
Ведущий 2:
Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.
Азалия Нежная и ласковая мамаВсе простит, все стерпит, все поймет,Всю беду и горе добрыми рукамиВ трудную минуту разведет.
Мы порой бываем недовольныВсяческой заботой матерей.Как они страдают, как бывает больноИх сердцам от черствости детей.
Мы в глазах их не заметим грусти,Не увидим добрых, нежных рук, Мелкое заметим, главное пропустим,Не услышим сердца частый звук.
ВЕД.1: Дети для мамы – самое дорогое на земле. Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мама всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился.
ВЕД.2: Из далекой древности, из пятого века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
Артур. Я гимны матери поюЗа то, что жизнь ее как подвиг,Что сотворила жизнь моюИ злобы никогда не помнит.
Я гимны матери поюЗа бесконечное терпенье,За смелость в жизненном бою,За сладкие любви мгновенья.
Я гимны матери пою:На свете нет ее прекрасней.Она несет нам в жизни счастье,И звезды честь ей отдают.
Ведущая 1: Мама! Есть ли на белом свете слово нежнее и приятнее? Добрые мамины руки, самое чуткое и заботливое сердце - оно всегда светится любовью, никогда не остается равнодушным. Оно сгусток вселенского добра, мирового света. Неважно, сколько тебе лет - десять или девяносто - ты всегда будешь нуждаться в заботе и теплоте маминого взгляда.
ПЕСНЯ «КОСОЛАПЫЙ ДОЖДЬ»
Ведущая 1: Отдать Матери должный почёт и уважение - святая обязанность каждого человека. Она любила вас несмотря ни на что, вырастила и воспитала вас, а главное вы обязаны ей добротой в своём сердце. Как же можно не хотеть отдать ей немного всего этого?
Перед тобой, моя родная,
Всю жизнь мы в неоплаченном долгу,
И не сказать тебе об этом
Сейчас я, мама, не могу:
Любви твоей нам не измерить,
Добра не взвесить никогда,
Не сосчитать всех слов хороших,
Которые находишь ты всегда.
Не хватит всех богатств на свете,
Чтоб рассчитались мы с тобой,
Всего вернуть не могут дети –
Взамен любви твоей большой…
Ведущий 2: Наши матери учат нас творить добро, воспитывают в нас лучшие человеческие качества, выводят в самостоятельный жизненный путь.
Ведущая 1: Пройдут года. Мы покинем отчий дом, выйдем на широкие жизненные пути. Мама всегда будет ждать нас за семейным столом. Семейный очаг никогда не обделит своим теплом.Ведущий 2. Пусть в сердцах ваших всегда играет музыка: музыка ветра, музыка радости, музыка света. Пусть материнство станет для вас праздником, зенитом счастья, апогеем любви.
ТАНЕЦ «ЭТО МАМА МОЯ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода

Номинация 1. Сценарий классного мероприятия

Название: О той, кто дарует нам жизнь и тепло…»

Форма: Литературно-музыкальная гостиная

ФИО: Томаровская Ирина Николаевна, 31 год, МБОУ СОШ № 41, учитель начальных классов

Год разработки: 2013

Литературно – музыкальная гостиная.

Тема: «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…»

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель:

    Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

    Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи:

    Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

    Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.

    Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

    формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

    формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, высказывания о мамах.

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.Кайл Гибран

Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.П. Беранже

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.Ж.-П. Рихтер

У заставляющего плакать чужую мать и своей матери придется плакать.Силован Рамишвили

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. Иоганн Гёте

Мы для наших мам –самые красивые и самые умные! Так пускай наши мамы будут для нас самые главные!

Если бы мы все вели себя так, как просили нас наши мамы, мир был бы безупречен!

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», «Наши мамы самые красивые», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

Литература:

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль, 1997.

3. Журнал “Классный руководитель” № 3, 2005.

4. Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2006.

5. Журнал “Читаем, учимся, играем” № 3, 2006.

6. Сценарии и репертуар.-2008.-вып.3 (92).- С.2-15.

7. День поэзии 1983: Сборник/Сост. Л. Куклин, Ю. Скородумов. – Л.О. изд-ва ” Сов. писатель”, 1983. – 376 с.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Учитель: Дорогие гости, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.

Учитель: Предлагаю провести нашу встречу на тему «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

Коротенькое слово - «мама» имеет великое значение в жизни каждого из нас.

Мы говорим «мама», а подразумеваем всеобъемлющую любовь и доброту, ласку и заботу, терпение и силу.

Источник материнской любви неиссякаем. Он никогда не высохнет, не заилится, и в любой момент утолит жажду.

Именно эти чувства и мысли можно найти, читая стихи про маму русских поэтов, рассмотрев картины, послушав музыку великих композиторов.

Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагают поэмы и баллады.

Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие мелодии. Каждый отдает, что у него есть. Давайте посмотрим какие прекрасные слова содержат красивые стихи про маму русских поэтов.


Письмо матери

С. Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Матери

И. Бунин

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Учитель: Как нежно и ласково называет автор свою маму, «старушка» «ангелом-хранителем» .

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Это значит то, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник.
Дорогие наши мамы! Сегодня, в День Матери, мы приветствуем вас и хотим порадовать.
Словом “мать” называют и свою Родину. Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина-мать” - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.
В народе живёт много хороших, ласковых слов о маме. Они передаются из поколения в поколение. А какие пословицы вы знаете о маме?

Ученики:

Родина - всем матерям мать.
Природа-мать – начало всех начал.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
При солнышке светло, при матери добро.

Слайд № (пословицы)

Ведущий:
О тепле и свете, исходящем от матери, и говорится в стихотворении Е.Благининой “Солнышко”.

Ученик:

Как это бывает,
Сама не пойму.
Что солнышко в небе –
То мама в дому.
За облако солнышко
Скроется вдруг,
Всё станет пустым
И печальным вокруг.

Уйдёт хоть ненадолго
Мама моя, -
Такой невесёлой
Сделаюсь я.
Домой возвратится
Родная моя -
И снова весёлой
Сделаюсь я.

Играю, смеюсь,
Кувыркаюсь, пою.
Люблю я родную
Голубку свою!

Ведущий:
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека - самого близкого, дорогого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.
Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает нас.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Учитель: Перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).

Учитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.

А матери всегда молятся за своих детей.

Молитва матери

У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.

Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.

Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.

Всему есть время, но пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.

Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать.

Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Учитель: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Учитель: И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Учитель: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Учитель: А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Слушание.

Учитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная) .

Учитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Учитель: Мы сохраняем образы своих мам через их песни. Послушайте стихотворение «Поговори со мною мама».

Виктор Гин

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

Поговори со мною, мама,

О чем-нибудь поговори,

До звездной полночи до самой -

Мне снова детство подари.

Доволен я своей судьбою,

Немалый в жизни пройден путь.

Но очень хочется порою

Мне снова в детство заглянуть.

Минуты сказочные эти

Навек оставлю в сердце я.

Дороже всех наград на свете

Мне песня тихая твоя.

Учитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 11)

Учитель: Ребята, давайте исполним песню «Наши мамы самые красивые». Исполнение песни.

Песня улетает в небо синее
Из большого школьного окна,
Песню подарила им весна.
Наши мамы самые, самые красивые,
Песню подарила вам весна.

Больше не метёт зима порошею,
Солнце к нам заглядывает в класс,
Кто об этом знает лучше нас.
Наши мамы самые, самые хорошие,
Кто об этом знает лучше нас.

Белые, как перья лебединые,
Вдаль плывут пушинки облаков,

Наши мамы самые, самые любимые,
В мире, полном звёзд и васильков.

Радуги играют переливами,
Светят над просторами земли,
Это мы в глазах у них прочли.
Наши мамы самые, самые счастливые,
Это мы в глазах у них прочли.

Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви, не будем их обижать и на них обижаться.

ВИКТОР ГИН

* * *
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно - малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук -
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Все дети:

Мамы - это наша гордость,
Это наша слава, сила!
Это духа наша твердость,
Это помощь при бессилье!
Мы склоним головы пред мамой
И от души поздравим вас,
Чтоб вы, мамули, точно знали,
Что лучше всех лишь вы для нас!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!