Женский журнал Ladyblue

Методики изучения детско-родительских отношений. Психологический тест "мера заботы"

Опросник «Мера заботы»

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция.

Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.

"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.

"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

  • 1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
  • 2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
  • 3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
  • 4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
  • 5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
  • 6. Воспитание - это тяжелый труд.
  • 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
  • 8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
  • 9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
  • 10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
  • 11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
  • 12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
  • 13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
  • 14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
  • 15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов:

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы! .

Психологический тест "Мера заботы".

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет вамразобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

За каждый ответ:
категорически не согласен - 1 балл;
я не спешил бы с этим согласиться - 2 балла;
это, пожалуй, верно - 3 балла;
совершенно верно, я считаю именно так - 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.
категорически не согласен;

это, пожалуй, верно;

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

3. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

6. Воспитание - это тяжелый труд.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это скорее всего означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

Для подсчета психологического теста вручную:

Более 40 баллов:
Вашу семью скорее всего можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения, однако у вас она несколько заострена. Это выражается в том, что психологи называют чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся всячески оградить его от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам. Ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

Тест «Мера заботы о ребенке»

Для определения степени проявления заботы родителей по отноше­нию к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Школа оценок

2 - мне трудно с этим согласиться;

3 - может быть, это и верно;

4 - совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей ребенка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон ре­альной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все ос­тальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать - главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его дру­зей и приятелей.

Итоги

40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы ин­тересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы стар­ших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость

и взрослость.

Меньше 25 баллов - Вы мало уделяете внимания вопросам воспи­тания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

2.3 Опросник «Мера заботы»

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.

"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.

"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.

2. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.

3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. - М., 1990.

4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. - Киев, 1991.

5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. - М., 1989.

7. Корчак Я. Как любить детей. - М., 1973.

8. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.

9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. - М., 1992.

10. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. - М., 1990.

11. Мудрость воспитания: Книга для родителей - М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. - Минск, 1971.

12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.

13. Отец в семье: Книга для родителей. - М., 1970.

14. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.

15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 1991.

16. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. - М., 1987.

17. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. - М„ 1977.

18. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. - Минск. 1962.

19. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. - М.. 1993.

20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. - М., 1997.


Обмен мыслями и чувствами,- все это обрекает японцев на известную замкнутость (если не личную, то групповую) и в то же время рождает у них боязнь оставаться наедине с собой.17 3.2. Проблемы семейного воспитания в американской педагогике. Первые американские колонисты были носителями традиций разных народов, что находило отражение в семейном укладе и принципах воспитания детей. Вместе с тем их...

Воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта. 1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры...

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по данному вопросу.

«Я не спешил бы с этим согласится» - 2 балла.

«Это, пожалуй, верно » - 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы ребёнка, чтобы помочь ему их преодолеть.
  2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьёй.
  3. Маленького ребёнка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
  4. Конечно, ребёнок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
  5. Хорошо, если ребёнок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
  6. Воспитание - это тяжёлый труд.
  7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.
  8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
  9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.
  10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.
  11. Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
  12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило менее организованно.
  13. В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку.
  14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.
  15. 15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребёнок себе в друзья.

Подведем итоги

Если вы набрали свыше 40 баллов , то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентрической. То есть интересы ребёнка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Чрезмерная опека. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребёнка, стараются оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать свои требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления всё более препятствует личностному росту. Вам следует больше доверять вашему ребёнку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходится без нас».

От 25-40 баллов . Вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов , то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!