Неделя фольклора 2 младшая группа. Конспект фольклорного занятия во второй младшей группе с использованием макета «На бабушкином дворе
Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора.
Задачи:
учить воспринимать музыку посредством музыкального фольклора;
развивать двигательную активность детей в народных играх с музыкальным сопровождением;
воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Предварительная работа: разучивание народных песенок, потешек, пестушек, народных игр.
Действующие лица:
Осенинка – взрослый.
Ведущая – взрослый.
Девицы – красавицы – девочки группы.
Добрые молодцы – мальчики группы.
Зал оформлен в русском стиле. По ходу сценария используется мультимедийная презентация.
Ход сценария
Дети стоят перед залом, двери открыты.
Под русскую народную музыку из-за кулис выходит Осенинка, в руках у неё поднос с пирогами (каравай).
Осенинка:
Хлебом-солью всех встречаю, друзей в гости приглашаю.
Каравай гостям несу, милых детушек зову!
После слов ставит каравай на стол.
Ведущая:
Слышите, ребятки, Осенинка нас в гости зовёт, каравай нам несёт. Пойдёмте в гости к Осенинке.
Под русскую народную песню «Ой, сад во дворе!», дети и ведущая входят в зал (в руках у каждого осенние листочки), обходят один круг и становятся в одну линию.
Ведущая:
Здравствуй, милая, Осенинка! Добрый день всем добрым людям!
Осенинка:
Здравствуйте, дорогие гости! Милости просим!
Ведущая:
Ай, люли-люли, люли-люли,
К милой Осенинке в гости пришли!
Песни петь, играть, шутить,
Хороводы заводить!
Осенинка, наши добры молодцы и красны девицы песенку для
тебя приготовили.
Также интересное занятие осенью для младшей группы:
Песенка «ОСЕНЬ»
Ведущая:
Ребята, давайте подарим Осенинке наши листочки.
Дети остаются на месте, Осенинка с корзинкой подходит к каждому ребёнку, малыши по очереди бросают свои листочки в корзинку.
Ведущая:
Ребятки, посмотрите, кто это? (на экране появляется Петушок)
Осенинка:
Идёт петушок, красный гребешок,
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Двойная бородка, частая походка,
Рано утром встаёт, звонки песенки поёт.
Ведущая:
Какой Петушок красивый! Он похож на осенний листок, правда? А как петушок поёт? (Кукареку!) Осенинка, а мы про петушка песенку знаем.
Русская народная прибаутка «ПЕТУШОК»
Осенинка:
Хорошо поёте, девицы-красавицы да добры молодцы! Присаживайтесь на стульчики, я вам загадку загадаю.
Дети присаживаются на стульчики.
Осенинка:
Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт, она знать подаёт.
Кто это? (на экране появляется Собака)
Ведущая: Собачка с хозяином дружит, дом сторожит.
Живёт под крылечком, а хвост колечком.
Собачка очень любит играть с ребятками.
Произвольная пляска под русскую народную мелодию с окончанием музыки дети присаживаются на корточки и прячутся за ладошками. Ведущая, взяв в руки собачку, ходит по залу и поёт на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Ведущая:
Я по комнате хожу, деток я не нахожу,
Ну, куда же мне идти,
Где же деток мне найти?
Дети, вы где? Ау!
Дети отзываются: «Мы здесь!» и пляшут, кто как хочет. Игра повторяется 2-3 раза. После этого ребятки присаживаются на стульчики.
Осенинка:
Красны девицы да добры молодцы,
а отгадайте-ка вы ещё одну мою загадку.
Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготки востры.
Кто это? (на экране появляется Кошка)
Ведущая:
А мы с ребятами любим играть в игру «Хитрый кот». Осенинка, поиграй и ты с нами.
Музыкальная игра «ХИТРЫЙ КОТ»
Осенинка исполняет роль кота – держит в руках игрушку.
Игра повторяется 3 раза. После этого дети присаживаются на стульчики.
Звучит музыка, Осенинка кружится по залу и разбрасывает осенние листья.
Осенинка:
Листопад, листопад, листья по ветру летят…
Ведущая:
Осенинка, мы хотим подарить тебе танец с листочками. Вставайте, ребятки, берите по два листочка.
Песня «ПЛЯСКА С ЛИСТОЧКАМИ»
Осенинка:
Наплясалась, повеселилась я с вами от души. Порадовали вы меня, девицы-красавицы да добры молодцы! Хочу и я вас порадовать. Положите листочки в корзинку, и мы все вместе поколдуем, и листья превратятся в осеннее угощение.
Ведущая:
Корзинка, корзинка, листочки возьми,
Корзинка, корзинка, в угощенье их преврати…
(Дети подходят к Осенинке, кладут листья в корзину).
Мы ручками похлопаем, ножками потопаем…
На стульчики присядем…
Глазки закрываем, тихо-тихо сидим…
(Дети присаживаются на стульчики).
Осенинка:
Праздник наш прошёл чудесно, было очень интересно,
Получайте же, друзья, угощенье от меня!
Осенинка показывает детям яблоки в корзинке, отдаёт её ведущей.
Ведущая: Ребятки, скажем Осенинке «Спасибо за гостеприимство, спасибо за угощение! До свидания!»
Под русскую народную песню «Ой, сад во дворе!», дети и ведущая выходят из зала.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыкальный репертуар взят из книги:
Название: Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для детей 2 младшей группы
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, народные праздники, 2 младшая группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Месторасположение: город Куйбышев, Новосибирская область
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
Вид образовательной деятельности: классический
Тип образовательной деятельности: комплексный
Задачи:
Образовательные:
Учить детей выразительно проговаривать потешки с помощью воспитателя
Развивающие:
Развивать и обогащать речь детей словами и строками народных поэтических творений
Закреплять способность подражать игровым действиям взрослого
Воспитательные:
воспитывать интерес к устному народному творчеству и любовь к родному языку.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, восприятие художественной литературы
Средства обучения: ширма, игрушки: петушок, курочка, цыплята.
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, рассматривание иллюстраций, игры.
Методы и приемы: художественное слово, игровой прием, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание.
Активизация словаря: умывается, водичка, личико, роток, зубок, причесаться, гребешок, головушка, бородушка.
Обогащение словаря: курочка-тараторочка, хохолок, пушистенькие, желтенькие, клювики.
План образовательной деятельности.
1.Вводная часть: Приветствие……………………………………… 0,5мин
2.Основная часть: Беседа. Чтение потешки «Водичка, водичка»…0,5мин
Постановка проблемы: Кто утром спать не дает?………………………….1мин
Появляется Петушок……………………………………………… 1мин
Чтение потешки «Петушок, Петушок»…………………………… 1мин
Рассматривание Петушка…………………………………………… 2мин
Физминутка «Петушок»……………………………………………… 1мин
Постановка проблемы: Кого Петушок может позвать?………………….1мин
Чтение потешки………………………………………………………..1мин
Игра «Кто тише»………………………………………………………1мин
Рассматривание курочки и цыплят……………………………………1мин
Чтение потешки «Вышла курочка гулять»…………………………..1мин
3.Заключительная часть. Прощание с Петушком и его семьей……..1мин
Длительность 13минут.
Образовательная деятельность:
1.Вводная часть. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
2. Основная часть.
На столе за ширмой спрятаны игрушки, дети сидят на стульчиках перед ширмой.
Воспитатель: «Ребята, мы утром просыпаемся, одеваемся, а потом что мы делаем?»
Дети: «Умываемся!»
Воспитатель: «Правильно, ребята, умываемся! Какую потешку мы знаем про водичку?»
Дети: Водичка, водичка,
Умой мое личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Мы умылись, а что же нам еще осталось сделать?»
Дети: «Причесаться!»
Воспитатель: «Ребята, какие вы сообразительные! Отгадайте загадку: «Утром рано встает, деткам спать не дает». Кто это?» (ответы детей) . Правильно, петушок. А как он голосисто поет?»
Дети: «Ку-ка-ре-ку!»
Воспитатель: «Молодцы! Давайте позовем петушка к нам.
Дети: «Петушок, петушок, иди к нам!»
Из-за ширмы появляется Петушок.
Петушок: «Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети! Вы ведь знаете, кто я такой? Какую потешку вы можете рассказать про меня?»
Дети: Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель обращает внимание детей на особенности птицы: гребешок, бородушка, перышки, лапки.
Проводится физкультминутка «Петушок».
Петушился, петушился,
Петушился петушок.
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
Ходит он без гребешка,
Не похож на петушка.
Воспитатель: «Ребята, а кого петушок зовет? (ответы) . Правильно курочку. Давайте поможем ему, позовем громко курочку.
Дети : «Курочка, иди к нам!»
Петушок: «Ку-ка-ре-ку!»
Из-за ширмы появляется Курочка.
Курочка: «Ко-ко-ко! Здравствуйте, ребята, куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне их найти».
Воспитатель: «Курочка-тараторочка по двору ходит, хохолок раздувает, малых деток созывает: «Ко-ко-ко!»
Дети встают и ищут цыплят, приговаривая: «Ко-ко-ко».
Воспитатель: (обращается к Петушку)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Через темный лесок,
Через лес за реку
Покричи: «Ку-ка-ре-ку!»
Ребята, поможем петушку и громко прокричим: «Ку-ка-ре-ку!»
Дети помогают петушку. Воспитатель подает всем детям знак «тихо».
Цыплята: «Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!»
Воспитатель : «Ребята, слышите, кто-то пищит. Как вы думаете кто это?»
Дети отвечают, если затрудняются с ответом, воспитатель им помогает. Из-за ширмы появляются цыплята.
Нашлись наши цыплята, посмотрите, ребята, какие они… (маленькие,
Дети рассматривают игрушек-цыплят. (Клювики, крылышки, лапки)
Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!».
А как Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
Ребята, делайте как я (Дети повторяют).
А как Петя-петушок, рано-рано поутру нам споет: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети повторяют).
Воспитатель: «Ребята, а как пищат наши цыплята? Почему же они так громко пищат? (Ответы детей) . Да они есть хотят. Нужно их покормить и насыпать им зернышек (Дети кормят цыплят) . А теперь повторяйте за мной движения. Я буду курочка, а вы – цыплята.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Ко-ка-ко! Ко-ка-ко!
Не ходите далеко. (Дети выполняют движения, соответствующие тексту)
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
3. Заключительная часть. «Ребята, давайте нашему Петушку и его семье скажем:
До свидания!»
Фольклор для малышей 2-4 лет
Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный
Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.
1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".
В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”
2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.
Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"
Сказка "Теремок"
Сказка "Гуси-лебеди"
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.
Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»
НОД ОО «Речевое развитие» с элементами русского фольклора
во второй младшей группе
по теме «В гостях у бабушки Настасьи»
Подготовила:
воспитатель первой
Стулова Елена Владимировна
Программное содержание:
приобщать детей к русскому народному фольклору;
знакомить детей со словами-историзмами (чугунок, ухват, самовар, короб и т. д);
закреплять песенки, потешки;
с помощью загадок развивать мышление, память;
воспитывать любовь к родине;
продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.
Предварительная работа:
беседы с детьми о жизни в деревне, о быте, о предметах домашнего обихода;
разучивание потешек и песенок («Ладушки», «Как у котика кота», «Петушок»).
Оборудование: русская изба с печкой, испеченные оладушки, самовар, игрушки: кошка, петушок, короб с загадками.
Ход занятия:
Дети заходят в избу.
Бабушка Настасья : Здравствуйте, гости дорогие,
Здравствуйте, гости любимые!
Давайте с Вами знакомиться,
Меня зовут Бабушка Настасья,
А Вас как зовут?
(дети по очереди называют свои имена)
Бабушка Настасья : Проходите дети в мою горницу. Буду я с Вами в игры играть, песни петь, оладушками угощать. Есть у меня в избе печка-матушка. Она всем правит: и накормит, и обогреет, а если голоден, щами угостит и кашею.
Бабушка Настасья : У меня, ребятки, нет кастрюль, как у Ваших мамочки и бабушки, кашу я варю в чугунке.
(показываю чугунок, дети разглядывают, ощупывают)
Бабушка Настасья : В моей печке еще можно испечь вкусные оладушки. А вы поможете их испечь?
Дети: Да, поможем!
«Ладушки- оладушки» (имитируя движения)
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, деток угощала.
Саше-два, Маше-два, Диме-два.
Хороши оладушки у нашей бабушки .
Бабушка Настасья : Я Вас обязательно угощу оладушками, попьем чай из самовара. Посмотрите у него есть ручки, носик, из него течет вода. А пока печь печет оладушки, а самовар кипятит воду, я вас со своей кошкой- Муркой познакомлю. А вы ее на улице, когда в садик шли, не видели? Мурка, Мурка?
(за дверью слышится мяуканье)
Да вот же она! Ребятки, давайте споем нашей кошке песенку!
(одеваю детям маски с изображением кота)
Чтение потешки с движениями:
Как у нашего кота, шубка очень хороша,
Как у котика усы небывалой красоты,
Глазки смелые, зубки белые.
Бабушка Настасья: Мурка, ты, наверное, замерзла? Иди на печь погрейся.
(сажаю игрушку кошку на печь)
За дверью раздается кукареканье.
Бабушка Настасья : Ребята, а кто это так кричит?
Дети : Петушок.
Бабушка Настасья : (заносит петушка, здоровается с ним) Послушай, петушок, это ты, наверное, раньше всех встаешь и моим деткам спать не даешь? Ребятки, давайте споем тоже песенку.
Петя, Петя, петушок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка
Что ты рано встаешь?
Детям спать не даешь?
Бабушка Настасья : Понравилась, Петушок, тебе наша песенка? Обещай нам громко не петь и ребяток рано не будить. Садись на окно и смотри как мы дальше играть будем.
Бабушка Настасья : Ребята, посмотрите, у меня в избе есть короб, да не простой, расписной, с секретом.
(дети рассматривают короб, рассуждают, что же в нем может быть, высказывают свои предположения)
Бабушка Настасья : Давайте откроем и посмотрим, что же там?
(дети открывают и находят карточки с загадками)
Бабушка Настасья : Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Бабушка Настасья: Тогда слушайте!
С неба хлопья полетели…..
Шубы белые надели
И дороги, и дома,
Начинается…………(ЗИМА)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром в садик, вечером домой (ВАЛЕНКИ)
Сверху с неба прилетела,
На мою ладошку села.
Ох и легкая пушинка,
Серебристая…………(СНЕЖИНКА)
Слепим 3 шара, ведро, морковку,
И для глаз- 2 уголька,
Палки - руки вставим ловко:
Лепим мы……………(СНЕГОВИКА)
Схвати за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу,
Но кто же это? Вот вопрос?
Все это делает………(МОРОЗ)
Итог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете и умеете отгадывать загадки. А сейчас пора заглянуть в нашу печь, оладушки уже готовы: сладкие, вкусные, румяные.
Садитесь за стол, я Вас буду чаем из самовара угощать, да с оладушками.
Задачи:
— расширить знания детей о лесных животных;
— учить выделять характерные признаки представителей лесных животных;
-повторить названия детенышей лесных животных;
— формировать слуховое и зрительное восприятие;
— развивать связную речь детей;
— обогащать словарный запас;
— продолжать знакомить детей с потешками;
— воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.
Материал: плакат «Лесные животные и их детеныши»; дидактические картинки лесных животных; игрушки: сорока, еж, белка; мнемотаблица потешки «Сорока-белобока»; угощение для детей (орешки от белочки).
ХОД занятия:
Воспитатель: — Ребята, к нам на занятие сегодня прилетела Сорока и рассказала мне, что с ней приключилась беда: она потеряла память, забыла какие звери живут вместе с ней в лесу. Давайте ей поможем вспомнить их.
Дети: — Поможем!
(воспитатель показывает детям плакат «Лесные животные и их детеныши и предлагает детям назвать их: заяц, белка, еж, медведь, волк, лиса)
Воспитатель :- Ребята, давайте четко и выразительно произнесем звуки, которые встречаются в четверостишьях про каждого лесного животного. Буду вас вызывать по одному и вы будете за мной повторять фразу про животного.
(ребенок четко и выразительно повторяет за воспитателем фразу):
Про лису
:
Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.
Про волка:
Серый волк крадется в чаще,
Он страшный, настоящий.
Про медведя:
Спать залег в берлогу Миша
Не шумите. Тише. Тише!
Про ежа:
Ежик листья тащит в норку,
Делает в лесу уборку.
Про белку:
Белка – ловкая зверюшка
Попрыгушка, поскакушка.
Про зайца:
Зверь лесной встал как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы.
(ответы детей)
Воспитатель :- Ребята, у наших лесных зверей есть детеныши. Давайте Сороке их назовем.
Дидактическая игра» Назови детенышей»
(воспитатель спрашивает детей по одному)
У ежа –
ежонок
У лисы –
лисенок
У волка –
волчонок
У медведя –
медвежонок
У белки –
бельчонок
У зайца –
зайчонок.
Воспитатель: — А еще у каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расскажем нашей гостьи о домиках лесных зверей.
(воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены звери в их домиках)
Воспитатель: — Ребята, вы должны правильно выбрать нужные картинки и назвать, что на них изображено.
(дети по одному подходят к столу, выбирают нужную картинку и называю, что на ней изображено).
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Лиса
живет – в норке
Медведь
живет – в берлоге
Белка живет –
в дупле
Еж –
в листве, под деревом, кустом
Заяц —
живет в ямке (логовище)
Волк –
живет в ямке (логовище).
Воспитатель: — А теперь нам пора отдохнуть.
Физкульминутка «Зайка серенький сидит»:
(под текст дети выполняют движения)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так он ушами шевелит (шевелят руками над головой)
Зайке холодно стоят: надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать (скачут на двух ногах)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопают в ладоши).
Воспитатель: — Дети, чтобы Сорока хорошо запомнила своих соседей – лесных зверей, мы для нее расскажем про них потешки.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
(воспитатель показывает игрушку белку, дети хором повторяют текст и показываю на пальчиках):
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисички-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
Воспитатель: А еще наши дети знают потешку про ежика (показывает игрушку ежика, дети рассказывают потешку):
Ежик, ежик без головы, без ножек.
Где ты бегал, что искал?
Я искал грибочки для своих сыночков.
Воспитатель: — Сорока, мы очень хотим тебе помочь, чтобы к тебе вернулась память и ты вспомнила всех лесных зверей. Сейчас наши дети расскажут про тебя потешку с помощью мнемотаблицы. И ты обязательно всех вспомнишь!
(воспитатель показывает детям мнемотаблицу, дети по нем рассказывают потешку «Сорока-белобока»):
Сорока-белобока, кашу варила, гостей созывала, кашей угощала:
Лисичку-сестричку,
Белку-невеличку,
Мишку-топтышку,
Заинку-трусишку. Всех!
Сорока: Ура! Я вспомнила всех своих соседей – лесных зверей. (вместе с детьми называет их всех: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк).
Воспитатель: — Ребята, а почему их всех называют лесными зверями?
Дети: — Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня помогли Сороке вернуть память. И она опять вернется в лес и будет с лесными зверями дружно жить. А Белочка за помощь принесла всем вам угощение из леса – орешки. Спасибо, Белочка!
(воспитатель вместе с игрушкой белочкой раздает детям угощение).