Женский журнал Ladyblue

Нужно ли учить детей играть? Нужно ли учить ребенка ходить «за ручки»? Эффективное обучение детей дошкольного возраста технике чтения.

Читающий до школы ребенок – это гордость не только для мамы и папы, но и для бабушки и дедушки. Даже если он больше практически ничего не знает и не умеет – это не особо важно. Главное, что он умеет читать. А так ли это важно для ребенка, которому до школы еще далеко? Когда следует начинать учить ребенка читать и нужно ли это вообще делать?

Конечно, если ребенок умеет читать, то это хорошо не только для мамы, но и для самого ребенка. Маме это хорошо тем, что ей не нужно будет тратить много времени на чтение книг для ребенка, можно просто подать ему книжку. Для ребенка это хорошо тем, что ему нет необходимости ждать, пока у мамы появится свободная минутка для того чтобы почитать ему книжку.

Ученые доказали, что у ребенка есть особый период, который называется периодом его «речевой одаренности». Он наступает, когда ребенку исполняется 5 лет. Именно в это время научить ребенка читать буде намного проще, чем во все остальные возрастные периоды.

Так все таки, учить ребенка читать или нет?

Плюсы того, что ребенок умеет читать, несомненны.

Но, при решении начинать учить ребенка читать, необходимо учесть еще один факт. Этот факт – желание учиться читать в настоящее время самого ребенка. Если ребенок сам желает научиться читать, то, конечно, необходимо ему в этом помочь. В настоящее время существует множество методик, которые помогают учить ребенка читать в игровой ненавязчивой форме, например , . Но прежде чем начинать учить ребенка читать, следует убедиться, что он знает все буквы из алфавита. Иначе ничего просто не получится.

Если ребенок не хочет учиться читать, то заставлять его не следует. Если ребенка заставлять учиться читать, то он просто потеряет весь интерес не только к чтению, но и к занятиям вообще. Поэтому учеба в школе будет для него трудным испытанием.

Можно ли привить ребенку любовь к чтению и к книгам? Конечно можно, если его окружают люди, которые любят читать. Если мама будет с желанием каждый день читать ребенку книжки, а затем они вместе будут рассуждать о ее содержании, то через какое-то время ребенок сам проявит желание научиться читать.

Таким образом, нет ничего плохого в том, что ребенок любит и умеет читать. Главное, чтобы чтение не стало для ребенка наказанием, иначе желание читать у ребенка может пропасть на всю жизнь.

Насколько важно обучить своего ребенка письму и чтению перед поступлением в школу? Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми. Есть такие школы, которые принимают на обучение в первый класс детей, уже обученных «азам». Поэтому вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

Какие навыки письма нужны дошкольнику?


Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?


Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Видео


Вопрос, обязательно ли учить ребенка писать до поступления в школу, задают себе многие современные родители. Сейчас достаточно распространено мнение о том, что дети должны выйти из детского садика читающими и пишущими.

Более того, некоторые мамы и папы гордятся ранними умениями своих чад, а ряд учебных учреждений выдвигают это условие при приеме в первый класс.

Сегодня мы поговорим, имеет ли смысл учить ребенка письму до школы.

Чем же руководствуются родители, стремясь как можно раньше привить грамотность детям? Одни мамы и папы хотят скорее научить малыша выражать свои мысли через письмо.

Другие взрослые уверены в том, что умение держать ручку – хорошее упражнение для интеллектуального развития.

Третьи стремятся передать своим чадам максимальное количество навыков, чтобы облегчить обучение в начальной школе. Стоит ли так делать?

Учим писать до школы – возможные трудности и проблемы

Учителя начальных классов и детские физиологи в один голос убеждают родителей, что не следует самостоятельно обучать дошкольников умению писать прописными буквами. Какие же доводы они приводят?

  1. Старшие дошколята не способны в полной мере овладеть навыком письма, поскольку у них недостаточно развита мелкая моторика, не готовы запястья и фаланги пальцев, не работает зрительно-моторная координация.
  2. По правилам чистописания изучению каждой буквы педагог уделяет несколько часов. Мало кто из мам может похвастаться специальным педагогическим образованием, поэтому зачастую самостоятельные занятия приводят к неправильной технике письма.
  3. Многие педагоги жалуются, что первоклашек, рано научившихся писать, приходится не учить, а переучивать. Если вы хотите обучить свое чадо навыку каллиграфии, нужно прописывать буквы около часа в день. Дошкольникам подобная усидчивость еще не свойственна, да и мамам сложно все время сидеть рядом с малышом.
  4. Даже воспитанники подготовительных групп не всегда правильно ориентируются в пространстве листа, не все дети знают, где правая сторона, а где левая. А в более раннем возрасте малышам еще сложнее понять принцип написания букв в тетради.

Как подготовить ребенка к письму?

Однако вышеописанные сложности не означают, что родителям не нужно заниматься с детьми.

Педагоги делают важное уточнение – в дошкольном возрасте следует развивать точную моторику пальцев, а не учить кроху выводить на бумаге красивые и ровные буквы.

Какие упражнения могут вам в этом помочь?

1. В первую очередь, взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, располагали альбомный или тетрадный лист, держали ручку или карандаш . В этом случае будущий первоклассник избежит проблем при работе в прописях. При письме нужно соблюдать ряд важных правил:

  • ребенок должен держать спину прямо;
  • ноги на пол нужно ставить вместе;
  • локти должны лежать на парте;
  • расстояние между грудью и краешком столешницы составляет около 2 см;
  • бумажный лист необходимо располагать под углом в 30 градусов (нижний левый угол при этом направлен на середину груди).

2. В дошкольном возрасте следует рисовать такие изображения, которые сочетают различные линии : волнистые, прямые, наклонные и вертикальные. Если в 4-5 лет дети рисуют колечки и клубочки, то в старших группах малыши выполняют более сложные упражнения – размещают круги, овалы, палочки в тетрадные клетки.

3. Графические диктанты – замечательные упражнения, которые учат ребенка ориентироваться в пространстве листа, писать под диктовку взрослых и немного считать. В Интернете можно найти множество подобных заданий, когда малыш, последовательно соединяя клеточки, получает в итоге изображение какого-либо животного.

4. Штрихование также помогает детям развивать зрительный контроль над движениями рук. Постарайтесь научить свое чадо одним движением карандаша выполнять параллельную, горизонтальную и наклонную штриховку.

5. Раскраски являются еще одним эффективным способом подготовке к письму. Подобные упражнения формируют правильный нажим, координируют движения детских пальцев.

Как правильно учить ребенка писать?

Чтобы у первоклассников не было проблем с обучением письму, нужно еще в дошкольном возрасте научить детей правильно держать ручку.

Неуклюжий захват не только негативно влияет на почерк, но и доставляет неудобство самому ребенку. Предлагаем несколько эффективных методов обучения малыша письму в игровой форме.

Как же правильно держать письменные принадлежности во время работы в тетради? Положите карандаш на верхнюю фалангу среднего пальчика, прижав его сверху большим пальцем, а сбоку – указательным. Мизинчик и безымянный палец при этом нужно загнуть вовнутрь ладони.

К сожалению, многим детям непонятно, как привести свои пальчики в нужное положение. Вот почему существует несколько способов, которые помогут без проблем научить кроху правильно держать ручку.

1. Пинцетный захват

Возьмите карандаш тремя пальчиками за самый кончик и поставьте его вертикально на стол. Теперь скользите плавно вниз, пальцы сами займут правильную позицию. Сначала продемонстрируйте этот метод крохе на своем примере, затем предложите ему повторить за вами.

2. Игра «Спокойной ночи, карандаш»

Такая методика подходит для самых маленьких детей. Предложите своему чаду «уложить» уставший карандашик спать. При этом средний палец выступает в роли «кроватки», кладем на него средство для письма. Под «головку» (конец карандаша) помещаем указательный палец – «подушку». Сверху накрываем всё «одеялом» – то есть большим пальцем.

3. Занятие с салфеткой

Пожалуй, это самый наглядный и потому эффективный способ. Для его реализации вам понадобится обычная бумажная салфетка. Сложите в несколько раз и попросите кроху прижать ее мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Теперь ребенку будет проще взять ручку тремя свободными пальцами.

4. Применение насадки

Современные изготовители предлагают огромный выбор специальных насадок для ручек и карандашей. Большой плюс – они выполнены в форме цветных забавных зверят и очень нравятся детям. Подобные устройства существуют как для правшей, так и для левшей. Ваше чадо просто не сможет взять ручку с такой насадкой неправильно.

5. Ручки-тренажеры

Обучающая ручка имеет трехгранную форму, ее корпус изготовлен из мягких материалов и обладает специальными углублениями для детских пальчиков. Процесс письма облегчает также уменьшение веса и длины изделий. Ну а для того чтобы кроха не заскучал над тетрадкой, производители побеспокоились о веселом дизайне и яркой расцветке.

6. Игра с дротиками

Научите малыша играть в обычный дартс. Оказывается, эта игра способствует выработке правильной технике письма, поскольку положение пальцев на дротиках такое же, как и на карандашах. Объясните детям, что ручка – это своего рода дротик, а лист бумаге – это своеобразная мишень.

7. Точка на пальце

Еще одна легкая методика – поставить фломастером точку на верхнюю фалангу среднего пальчика. Крохе нужно рассказать, что так вы пометили то место, где должна располагаться ручка. Поставьте еще одну метку, только в виде линии, на нижнем конце карандаша. Объясните, что детский пальчик не должен спускаться ниже этой черточки.

Итак, многие специалисты уверены, что не следует целенаправленно учить детей письму в раннем и дошкольном возрасте. Пусть этим занимается классный руководитель, а вы потратьте освободившееся время на обучение малыша правильному захвату ручки. Игры, совершенствующие мелкую моторику, также помогут вам подготовить ребенка к школе.

Другая информация по теме


  • Как поступить, если малыш плачет при расставании с родителями? Или как правильно говорить «Пока»

  • Мой упрямый малыш или как бороться с упрямством?

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

В современном обществе игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия, кружки, секции и времени на игру тоже остается немного.

У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова состояние игровой деятельности дошкольников в настоящее время сравнивает с экологическим бедствием - разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра - это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Игра - специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!».

Что значит «руководить игрой»?

  • Надо научить детей ставить игровые цели.
  • Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
  • Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
  • Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, необходимо руководить игрой, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

Руководить игрой необходимо не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включаться в игру в качестве равноправного партнера.

Выделяют доигровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Следующий этап - управление процессом игры . Цель - научить ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.

Следующая задача - создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.

Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания они получают во время экскурсий, чтения детской литературы, просмотра мультфильмов и т.д. Но ребенок не всегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему неинтересны (значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и в других областях. Хорошо, если ваш малыш посещает дошкольное учреждение, где этому вопросу уделяется большое внимание, или вы водите его на специализированные подготовительные курсы. Но даже и в этом случае, как показывает практика, учить детей читать придется и дома – без должной тренировки на первых порах не обойтись.

Техника чтения - одна из животрепещущих тем в жизни старших дошкольников, первоклассников и их родителей. Сразу хотелось бы успокоить взрослых и сместить их ожидания с показателей количества на показатели качества чтения. Учеба, в том числе чтение, - это труд, и трудиться необходимо планомерно, усердно, постепенно улучшая свои результаты, как в качестве, так и в скорости. Главное - не зацикливаться на последнем. Важно объяснить себе и ребенку: какова бы ни была мотивация таких, иногда титанических, со слезами и криками, усилий, они вряд ли оправданны.

Как лучше дома учить ребенка читать (с видео)

В том, надо ли учить детей читать, никто не сомневается, ведь естественной, ведущей потребностью дошкольника и младшего школьника является познание. Поэтому даже в сухих и скучных буквах он готов искать что-то интересное и любопытное. К сожалению, взрослые своим вероломным и грубым подходом к чтению с палкой и секундомером могут растоптать, лишить жизни этот тонкий творческий росток. Именно творческий, ведь из содружества нескольких внутренних стихий - любопытство, воля, трудолюбие и радость - рождается настоящее чудо. Палочки и черточки превращаются в образы и обретают смысл! Когда происходит это таинство, просто оскорбительно лезть с понуканиями: быстрее, скорее, не спи!

Перед тем как учить ребенка читать, задумайтесь: в чем смысл и значение чтения и книг для человечества? Это сохранение, передача и получение знаний. Именно этим занимается ваш малыш, когда учится читать. Главное - не зацикливаться на скорости чтения, иначе все испортите.

При обучении дома ребенка чтению перестаньте обращать внимание на скорость. Если на этом настаивает учитель, объясните ребенку верность вашей позиции. Скажите ему, что он молодец - читает внимательно, медленно, с удовольствием и понимает прочитанное.

Для тренировки чтения выбирайте забавные, короткие тексты с крупным шрифтом. Подойдут загадки с последующим поиском ответов, скороговорки и веселые попытки их повторить, «Вредные советы» Григория Остера, русские народные сказки, рассказы Николая Носова и т. п.

А как лучше учить ребенка читать, чтобы малыш не чувствовал сильной нагрузки? Читайте каждый день по 15-20 минут. Без регулярных тренировок не обойтись - поговорите об этом с ребенком, напомните, что раньше он не умел говорить, ходить, но постоянно тренировался и освоил эти навыки.

К сожалению, без родительского нажима здесь обойтись трудно. Мои рекомендации, безусловно, позволят вам усадить ребенка за чтение без скандалов и трагедий, но не стоит ожидать, что ребенок семи лет самостоятельно будет выкраивать свободную минутку, чтобы уединиться с книгой. Такие случаи - редкое исключение. Ваша задача - максимально заинтересовать ребенка книгой, поддержать его прилежание и ответственность, а в необходимый момент проявить настойчивость.

При обучении чтению детей дошкольного возраста делайте исключения из правил. Старайтесь не превращать чтение в мучительное времяпрепровождение. Если школьное задание содержало много текстов и ребенок уже устал, домашнее чтение можно и отменить. Возможность нагнать появится во время болезни или на каникулах.

Чтение должно быть делом, но не наказанием. Вполне естественно, что чтение - на первых порах дело трудное - больше ассоциируется у ребенка с работой, чем с удовольствием. Важно, чтобы он был готов трудиться и садиться за книгу хотя бы и после напоминания. Но если вы станете наказывать чтением, это занятие никогда не станет любимым.

Делайте остановки во время чтения - для смеха или обсуждения смешного слова, ситуации. Этим вы помогаете получить удовольствие от прочитанного. Только удовольствие от чтения подтолкнет вашего ребенка к дальнейшей работе и привьет любовь к книге.

Эффективное обучение детей дошкольного возраста технике чтения

В англоязычной психологической литературе часто встречается термин ридофобия - боязнь чтения. Психологи, работающие с этой проблемой, нашли эффективный способ лечения недуга: детям предлагают читать вслух для очень лояльного слушателя. Это не кто иной, как древний друг человека - собака. Только это терпеливое животное может слушать любого чтеца без всевозможных подгонов, понуканий и исправлений.

Слушайте ребенка без комментариев. Помогайте только тогда, когда он попросит вас о помощи.

Для правильного обучения ребенка чтению намного легче и эффективнее во главу угла ставить естественное любопытство ребенка и его природную потребность в познании, а не скорость.

Ограничьте просмотр телевизора. Общение современных детей с телевизором во многих семьях переходит все мыслимые и немыслимые границы. Влияние голубых экранов ощущается во всех сферах жизни наших первоклассников. Не минуло оно и любви к чтению.

Ребенок - это не только объект нашего воспитания, но и просто маленький человек, который, как и все человечество, подвержен порокам своих предков, требующих: «Хлеба и зрелищ!» Грустно, что мы сами толкаем ребенка на эту стезю. Вопрос о детском времяпрепровождении намного легче решить нажатием кнопки телевизора, чем походом в магазин за книгой, регулярными совместными чтениями, обсуждениями рассказов.

Желательно совместить чудеса технического прогресса с творениями литературы, а регулярные упражнения по обучению детей технике чтения - с получением удовольствия от образов и героев, возникающих из буквенных арабесок.

Статья прочитана 1 654 раз(a).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!