Женский журнал Ladyblue

Обереги и приметы на 7 июля. Церковный Православный праздник июля

Практически каждый уважающий себя прихожанин наверняка знает, какой церковный праздник 7 июля отмечается в России. Именно в этот день появился на свет великий пророк Иоанн Предтеча (Креститель), который предсказал рождение Иисуса, а затем и крестил его в водах Иордана. В церковный праздник 7 июля принято вспоминать, как в обычной иудейской семье, главой которой был священнослужитель Захария, а хранительницей очага - Елисавета, родился необычный ребёнок, получивший имя Иоанн.

Особое значение праздника

В православном календаре существует три праздника, когда верующие отмечают рождение святого. Конечно же, это Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Христово, а за ними следует и Рождество Иоанна Предтечи. Отмечаемый в России 7 июля церковный праздник имеет давнюю традицию. Справедливости ради стоит отметить, что эта дата является красным днём календаря во многих европейских странах, исповедующих христианство. В католической церкви тоже есть Рождество Иоанна Крестителя, однако его принято отмечать 24 июня.

Великий пророк, о котором немало сказано в Библии, почитается верующими наравне с Пресвятой Богородицей. При жизни Иисус говорил, что не было и не будет человека благочестивее Иоанна. Некоторые исследователи в своих работах утверждали, что пророк является дальним родственником самого Христа, имея связи с ним по материнской линии.

В Библии можно узнать некоторые факты из жизни Иоанна, который в дальнейшем получил ещё два имени - Предтеча и Креститель. Его родителями были Елисавета и Захария, жившие в эпоху страшного тирана по имени Ирод. Захария был священником, а его вера была непоколебимой. Несмотря на то, что они с супругой не могли иметь детей, мужчина продолжал вести службы. Во время очередного богослужения святой отец узрел образ Архангела Гавриила, который пришёл сообщить радостную весть, а именно, предупредить о скором рождении сына. Архангел также сказал, что родившийся ребёнок станет предвестником самого Спасителя.

Побег из родного города

Вскоре все слова, сказанные Гавриилом, сбылись. А после того как на свет появился Иисус, безжалостный царь Ирод приказал убить всех малышей, которых удастся найти в Вифлееме. Узнав страшную весть, Елисавета была вынуждена скрываться с сыном в одной из пещер, расположенной далеко в пустыне. Захария не покинул Иерусалим и продолжил нести службу в храме. Как только армия Ирода прибыла в город, священник был допрошен, но не выдал местонахождение супруги и сына, за что был зверски убит.

Возвращение Иоанна

Иоанну пришлось прожить в пустыне много лет, которые он провёл в молитвах. Когда ему исполнилось 30 лет, он отправился с проповедями на берег реки Иордан и собирал колоссальное количество людей, приходивших послушать святого. Он призывал покаяться и покреститься, так как чувствовал приближение Царства Небесного. В один из дней, когда мужчина читал очередную проповедь, он узрел, как к нему направляется Иисус, и тут же заявил: «Вот он - Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира».

С тех пор православные стали называть пророка Крестителем и Предтечей. Крестителем, потому что он лично крестил Иисуса, а Предтечей, потому что он родился раньше Христа и смог предсказать его пришествие.

Язычество и религия

В древние времена славяне имели собственные языческие праздники, среди которых был день Ивана Купала, отмечаемый 7 июля. Церковный праздник тесно переплёлся с языческими обычаями, чему не очень были рады священнослужители, призывающие отмечать в этот день только Рождество Иоанна Предтечи. Несмотря на все попытки, искоренить в народе языческие ритуалы не удалось, церковь была вынуждена принять славянские обычаи, а затем наделить их христианским смыслом. Таким образом мы получили возможность отмечать сразу два церковных праздника 7 июля. В России и странах СНГ люди не только массово посещают храмы, в которых проходят богослужения, но и устраивают народные гуляния, придерживаясь старых обычаев. Как правило, они отправляются поближе к водоёмам, где разводят костры, водят хороводы, поют песни, гадают и ищут цветок папоротника.

Отмечать какой церковный праздник 7 июля и что нельзя делать?

Современная христианская церковь совершенно не против того, чтобы люди отмечали как Рождество Иоанна Предтечи, так и день Ивана Купала. Самое главное - утром искупаться в водоёме (если нет возможности, то можно облиться водой, например в ванной), а затем прийти в храм, найти икону Иоанна Крестителя и поставить перед его ликом свечи за здравие. А также прочесть молитву или просто попросить здоровья родным и близким. Именно этот святой способен подарить больному здоровье, а заблудившемуся по жизни - ясность ума.

Как и на множество церковных праздников, 7 июля лучше воздержаться от домашних хлопот. Запрещается гневаться, особенно на животных. Если в этот день за вами увязалась собака и провела вас до самого порога, то необходимо впустить пса в дом и накормить его. Благоприятным символом считается, если собака имеет белый или светлый окрас. Она принесёт удачу тому человеку, которого провела к дому. Давайте кратко рассмотрим, что ещё нельзя делать на церковный праздник 7 июля:

  • запрещается поднимать найденные деньги;
  • ничего и никому не давайте, не продавайте;
  • нежелательно пользоваться ножом, особенно резать им фрукты или овощи круглой формы.

Если вы отмечаете 7 июля церковный праздник, а не языческий, то необходимо отказаться от пения и танцев, так как именно таким способом дочь царицы Иродиады добилась жестокой казни Крестителя.

Послесловие

Если вы раньше не знали, какой церковный праздник 7 июля отмечается христианами, то теперь имеете представление не только о его названии, но и о фактах из жизни Иоанна Предтечи, поверьях и традициях. Эта информация точно не будет лишней, так как миллионы людей по всему миру убеждены в том, что если попросить у этого святого здоровья, то он обязательно поможет.

(Купала), Иван Купало, Иван-травник, купальник, травник, первый покос.

Традиции. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали, водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и называли его живым, лесным, лекарственным. Чтобы в этот вечер избавиться от невзгод, надо тихо посидеть у костра и, сосредоточившись, внутренне обратиться к духу огня с просьбой выжечь из вашей жизни все наносное и суетное. Спать в купальскую ночь считалось зазорным, и после праздника отправлялись сразу на покос — говорили, что такая ночь только силы прибавляет. Важнейший символ купальских обрядов — цветок иван-да-марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый — воды. Праздник «макушки лета», наивысшего расцвета природных сил считался и апофеозом человеческой любви, потому и иван-да-марья стал воплощением сильной любовной страсти. Даря его, признавались в любви. Большим уважением на Купалу пользуются полынь, чернобыльник и крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой. В этот день считалась целебной утренняя роса и всякая вода — речная, колодезная, ключевая. За два-три дня до или после Ивана Купалы появляется мед. Считается, что если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться. В некоторых областях в этот день приносили в церковь к обедне для освящения ветки деревьев и травы, которые потом используются после самых разных проявлений нечистой силы. Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помеле. Ведьмы собираются на лысой Киевской горе: это их день, ведунов, колдунов, домовых, водяных, русалок, леших. Иногда даже из предосторожности запирали в эту ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору, на окна вешали и на пороги клали жгучую крапиву для защиты от ведьм. Считалось, что с этой ночи появляются светлячки, которых так и называли — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорили: «Иванушка, Иванушка! Полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько».

Заговоры 7 июля

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день - было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста - если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное - что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем - дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку - мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина - случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте - задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем - если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.

Заговор от женской немочи

Читают, стоя на корнях березы:
Матушка-береза, корни твои могучие,
Косы твои длиннючие, кора твоя бела и крепка.
Укрепи и меня, Боже,
Как белу березу тоже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заговор от импотенции

Есть у царя Ирода бык золотой,
На голове быка растет рог костяной.
И как тот рог у быка не сгибается,
От дуновения ветров не ломается.
Так бы и у раба Божиего (имя)
Становая жила не ломалась,
Перед женским телом не сгибалась.
Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Приметы 7 июля

  • На Ивана ночь звездная — много будет грибов.
  • Ивановские дожди лучше золотой горы.
  • Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.
  • А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.
  • В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.
  • После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.
  • Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.
2,592 Прочитали

7 июля (Иван Купала ) Травник . Выходи на косовицу - первый большой покос. На Купалу открывали большой покос. Травы, собранные на Купалу, обладают целебной силой. Большой сенокос. Ночь на Ивана Купалу полна чудес. Утром обильная роса - на урожай огурцов. Купальская ночь звездная - будут грибы. День дождливый - на неурожай. Хотя и жаль цветов, но коси луг, когда цветет. В этот день целебна утренняя роса и всякая вода - речная, колодезная, ключевая. Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало и они будут пустые. Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться. Вечером обязательно прыгали через костры, чтобы очиститься от скверны. Кто выше прыгнет, тот счастливее будет. Можно погадать на суженого: сплести венок и пустить его по воде: утонул венок - значит, суженый разлюбил. Если у вас есть заветное желание, сегодня оно может исполниться, нужно только в Иванов день 12 заборов перелезть. Дружно - не грузно, а один и у каши загинет. Дождливый день - к плохому урожаю. Иван Купала Праздник, который отмечается в этот день, появился на Руси еще в языческие времена, но его изначальное название неизвестно. Нынешнее название - Иван Купала - имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день.

По преданию, он был ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Спасителя, а позже крестившим его в водах Иордана. Само прозвище Иоанна - Креститель - в переводе с греческого означает «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах. Купания начинались накануне - вечером дня Аграфены Купальницы - и продолжались всю ночь. В сам же день Ивана Купалы окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней - считалось, что после этого проходят все болезни. Люди внимательно наблюдали за соседями: считалось, что в это время не купается только колдун. Символами праздника стали два цветка. Один из них - не существующий в природе цветок папоротника.

По легенде, он распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также способностью находить клады. Другой цветок - Иван-да-Марья. Его желто-голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий - воды и огня. И действительно, купальские огни были известны столь же широко, как и сами купания. Огонь в ночь на Купалу было принято добывать из дерева трением. Считалось, что он прогоняет болезни и дарит жизнь. Еще один обычай, связанный с огнем, - перепрыгивание через горящий костер. Этой забаве, как правило, предавались молодые люди и девушки. Существовало предание о том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы летают над землей на метлах и собираются на Лысой горе. Это время принадлежит всей нечисти, которую только можно представить: ведьмам, колдунам, водяным, русалкам, лешим. Для защиты от них на окна и двери вешали жгучую крапиву. Ивана Купалу называли также Травником.

На то есть две причины. Во-первых, в ночь перед праздником нужно было собирать лечебные травы, которые приобретали особенные свойства - при условии, что сборщик выполнял все необходимые обряды. Во-вторых, на Купалу крестьяне открывали большой покос. Подмечали в этот день особые приметы погоды. Если в Иванову ночь небо было звездным - ждали много грибов. Если выпадала сильная роса - это предвещало урожай огурцов.

Погода

В первой половине текущей недели на смену серии продолжительных атлантических циклонов, определявших погоду на большей части Европейской территории России, с территории Ирана на Казахстан ожидается выход активного циклона, в зоне влияния которого окажется и Поволжье. В Самарской области пройдут небольшие и умеренные осадки в виде мокрого снега и дождя, будет ветрено. Фон температуры воздуха в ночные и дневные часы останется прежним.

Один из Дней воинской славы России
В этот день историки вспоминают знаменитое Чесменское морское сражение, датируемое 1770 годом. Как праздничный день, в российском календаре эта дата появилась совсем недавно, в 2012 году.

Боевые действия между русским и турецким флотами проходили на протяжении 5–7 июля, вблизи западного побережья Турции, в Чесменской бухте. С каждой из противоборствующих сторон принимало участие в битве большое количество линейных кораблей, фрегатов, больших и малых судов, оснащенных пушками.

И русский, и турецкий флот понесли большие потери, но победа осталась за Россией. Благодаря этому россияне установили блокаду Дарданелл, смогли выдвинуть особые требования при заключении мирного договора.

Сегодня этот день вспоминают, скорее, военные историки, празднования проходят лишь в отдельных российских единицах военно-морского флота.

День работников морского и речного флота
Профессиональный праздник настоящих «морских волков» и их коллег, трудящихся в речном флоте, отмечается с 1980 года. Принимают поздравления моряки и капитаны, офицеры и рядовые матросы, обслуживающий персонал.

Важно, что торжества, родившиеся в СССР, сохраняют традиции в независимых государствах, в России, в Украине, они отмечаются и в Беларуси, праздник носит иное название, в центре внимания – белорусские работники водного транспорта.

Праздники в мире

Международный день Днепра
Отмечается ежегодно с 2003 года, решение о праздновании принято годом ранее на Международном Днепровском форуме, который организовали и провели общественные экологические организации. Пока три государства, на территории которых протекает Днепр, не объявили этот день официальным праздником, но экологи надеются, что введение в календарь такого дня поможет решить многие проблемы охраны природы в бассейне этой реки, третьей по величине в Европе.

День медицинского работника (Кыргызстан)
В первое воскресенье июля, с 1993 года принимают поздравления медики Киргизии (постановление правительства об этом вышло годом ранее). Лучшие медицинские работники получают почетные звания, денежные награды, призы и премии.

Главными подарками для многих из них являются слова благодарности, которые они слышат из уст спасенных ими пациентов или их родственников.

Праздники по народному календарю 7 июля 2019 года

1438 год – провозглашение Прагматической санкции
Именно под таким названием в историю Франции вошел чрезвычайно важный документ, принятый королем Карлом VII. В так называемой Прагматической санкции заявлялось, что королевская власть в стране имеет приоритет перед властью Папы Римского.

1520 год – победа конкистадоров над ацтеками.
Особенность в том, что испанских бойцов было намного меньше, чем их противников, к тому же многие из европейцев были ранены. И все же мужество, отвага и бесстрашие героев под предводительством Кортеса помогло одержать победу. Она, в конечном счете, привела к падению великой Ацтекской империи, но жалеть об этом будут намного позже.

1607 год – рождение знаменитого английского гимна.
Государственный гимн Британской империи, известный, как «Боже, храни Королеву!» впервые прозвучал в этот день. Он и сегодня исполняется в разных странах мира, когда проходят важные государственные события.

1668 год – Исаак Ньютон стал магистром.
В возрасте 26 лет в будущем известный физик получил первое звание – магистр наук, в это время он был одним из членов Тринити-колледжа и начал восхождение к вершинам научных знаний.

1754 год – открытие Королевского колледжа
Новое учебное заведение открылось в славном городе Нью-Йорке (США). Со временем оно не утратило свои позиции, наоборот, входит в десятку лучших университетов планеты. Правда, название его все же изменилось, упоминание о монархах исчезло, сейчас это Колумбийский университет.

1898 год – аннексия Гавайских островов.
Территория перешла под юрисдикцию США, несмотря на то, что от центра страны острова отделяет более тысячи километров.

1920 год – начало летних соревнований спортсменов-олимпийцев.
Эта Олимпиада проходила в Антверпене, правда, до официальной церемонии открытия нужно было ждать еще больше месяца.

1938 год – первая ТВ-передача в СССР.
Посмотреть двухчасовой концерт могли только немногочисленные телезрители, жившие в Ленинграде, эра тотального телевидения еще впереди.

Знаменитости, появившиеся на свет в этот день

1843 год – Камилло Гольджи, нобелевский лауреат в области медицины и физиологии.

1863 год – Владимир Дуров, один из представителей славной династии дрессировщиков.

1882 год – Иван Доминикович Луцевич, всемирно известный белорусский писатель, псевдоним – Янка Купала.

1914 год – Серафим Туликов, написавший много хороших песен.

Иоанн Креститель, Иван Купала.
Цикады стрекочут - к жаре.
Заросли ивы зашумели на ветру - к скорому ливню.
Листья папоротника мужского закручиваются вниз - к теплому солнечному дню.
У орехов сильная завязь - к грозам и урожаю проса.
Много завязей рябины - к урожаю льна, мало - к неурожаю гречихи.
Дикие животные стремятся массово покинуть лес - к засухе через несколько дней.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Иванов день.- Купало.- Обряды

Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.
Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. Об нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия.
Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Крконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из дерев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановского, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери:

Takto matki nam podaly,
Same takze z drugich mialy
Ze na dzien Swietego Jana
Zawzdy Sobotka palana.
Так-то матери нам передали
Сами также у других переняли,
Чтобы на день святого Яна
Всегда была Соботка опалена (польск.).

Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше в 1635 г., говорит, что огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом тржестве: «С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево». Сербы думают, что Иван дан столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: «Иваньско цведье, Петров-ско» и проч. Литовцо-руссы называют Ивановское празднество - праздником росы. С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес - на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска коркодоном. Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папортников цвет.
В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем послании к псковскому наместнику: «Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньни-цы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворе-пие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и йогам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех».
На Стоглавом соборе говорили: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою».
В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». О малорусских обрядах Ивановской ночи Ги-зель в своем Синопсисе писал по-своему: «Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омрачении благодарения и жертвы в начале жнив приношаху. Того же Купало бога, истинны беса, и доселе по некиим странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии Рождества св. Иоанна Крестителя, собравшеся ввечеру юноши мужеска, девическа и женска пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Еще на том бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво ходят и скачут и песни поют, скверного Купала часто повторяюще и чрез огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят».
В Потребнике 1639 года находим: «Нецыи пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю».
Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов Ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующая:
В старой Ладоге Ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного. Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря.
После купают там и лошадей хворых. В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: кокуем. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок. Вероятно, что это название занесено из Литвы.
В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженные костры, игры, песни и купанье там одинаковы со всеми другими обычаями, встречаемыми в московских окрестностях.
В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Чрез эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари.. Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов. Москвитяне Иванов день празднуют на трех горах. В "Гуле это празднество отправлялось близ Щегловской часеки. Вечером 23 июня крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купаньи утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней. Других поверий мне не случилось слышать.
Напрасно я доискивался проверить на месте остроумные замечания наших изыскательных археологов, которые в празднествах Купалы и Купальницы отыскивают мифы физические и астрологические, видят в них почитание солнца и луны, находят благоговение к стихиям природы - огню и воде. Наш народ этого не знает и не понимает. Может быть, или самое время истребило эти понятия в народе, или гг. археологи слишком умствуют в идеях водопоклонения и травоволхвования. По крайней мере, остается одно верным, что в этих идеях не участвует великорусский народ.
В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пирование около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни.
По окончании игр снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горилку и едят закуски. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке. В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. Иные делали куклу из соломы в рост человека, одевали в женскую рубашку, голову убирали лентами и намистами. Кукла с именем Купала ставилась подле дерева марины, черноклена. Женщины одевались в праздничное платье, венки для головы сплетались из цветов и перевивались кануфером и другими душистыми травами. Венками закрывали лица до половины. В некоторых местах, когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях, для предохранения от бед и напастей. В селениях Подольской и Волынской губерний поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг ее ходили и пели купальские песни. После песен девицы становились подле вербы, а мужчины отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали ее в клочки.
Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами. Поверье о цвете папоротника, или кочедыжника, цветущего огненным цветом в Ивановскую ночь, есть общее в народе. Знахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней говорят, что «она растет при большой реке, срывать ее должно чрез золотую или серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека». Народ собирает свои травы: купаленку, медвежье ушко, богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет, тот или умрет, или заболеет на этот год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марья и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.
В Малоруссии сбирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.
И Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.
Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Малоруссы знают, что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом. У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром. Белоруссы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита. Подробности о ведьмах будут изложены в демонологии. Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великоруссы думают, что с этой ночи появляются светляки - ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: «Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько». Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!