Женский журнал Ladyblue

Экологическая тропа в доу оформление. · Дидактические игры

Особенности организации экологической тропы в подготовительной группе детского сада.

Автор Ростова Наталья Сергеевна, воспитатель I категории, МБДОУ «Детский сад №155», г. Нижний Новгород.
Материал предназначен для воспитателей, педагогов.
Цель: раскрыть особенности организации экологической тропы в группе.
Задачи: расширить представления педагогов о возможности создания экотропы в группе;
Организация экологической тропы в группе является одной из форм по формированию и развитию экологических представлений детей. Экологическая тропа выступает средством экологического воспитания детей. В общем понимании, экотропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий по определенным объектам, на котором идущие
получают устную или письменную информацию об этих объектах.
В нашей группе мы оборудовали экотропу и определили все точки ее маршрута. Её название определил сюжетный персонаж – Мудрая Сова, которая приглашает вас заглянуть в ее стаю – Парламент.

Мною был разработан маршрут, который не позволит сбиться с пути. В маршрутном листе указаны названия всех точек. Стрелками обозначен путь от одной точки к другой. Каждой точке соответствует образ Совы, передающий её специфику. Я использовала сов художницы Инги Пальцер. Каждая со своим характером совушка, как нельзя лучше подходила к моей задумке.


1. Парламентские чтения.
Это подобранная природоведческая литература. Ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно ее рассмотреть. Поближе познакомиться с миром природы и ее тайнами.



С помощью макетов и энциклопедий развиваем интерес к живой природе, воспитываем доброе отношение к животным, птицам и рыбам. Нашим детям наиболее интересен был мир животных. В нашей группе есть макет "Пустыня", "Арктика", "Тропики", "Мир насекомых", сухой аквариум, «Домашнее подворье», «Весенний лес».


Хочу все знать!
3. Совушкин огород
Огород на подоконнике способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Особенный интерес у детей возникает, если они становятся непосредственными участниками: сами сажают растения, сеют семена, поливают и, конечно же, наблюдают.



4. Тайные знания
Игры с водой и песком открывают дверцу в мир тайных знаний. Именно здесь они знакомятся со свойствами воды и песка, открывают для себя неизвестное и применяют полученные знания. Дополнительные материалы, такие как камушки, палочки, формочки и т.д. способствуют развитию конструктивных навыков, любознательности и творчества.



5. Зеленый дом
Зеленый дом - это комнатные растения, инвентарь для ухода за ними. Дети ежедневно дежурят в центре природы. Вместе с воспитателями учатся ухаживать за растениями, поливать их. Поливка цветов - один из сложных приемов. Ребенок должен научиться тому, что поливают растения не все одинаково. У каждого цветка есть своеобразная «бирка» с условными обозначениями, «прочитав» которые ребенок будет знать как правильно ухаживать за конкретным цветком.



6. Кладовая мудрости
Кладовая включает все дидактические игры, направленные на развитие экологических знаний детей. Игры научат детей доброте, расширят их знания о природе, методах ее защиты от негативных действий человека.
В этой же точке маршрута для детей доступны лэпбуки природоведческой направленности. Такая форма подачи материала, несомненно, привлечет ребенка и будет способствовать более глубокому усвоению знаний.


7. Круглый год
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Она развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошколят.


8. Сквозь чердачное окно
Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Ежедневно дети в индивидуальных дневничках наблюдений отмечают погоду. Есть у нас и общий дневник наблюдений, который дети тоже заполняют самостоятельно. Особенности погоды отмечаются с помощью условных знаков.



9. Мини-музей «Пернатые соседи»
Мини-музей – это тематическая выставка, посвященная определенной тематике. Огромной плюс в том, что экспонаты можно и нужно трогать руками. Можно попробовать себя в роли экскурсовода, пригласив на экскурсию воспитанников других групп или родителей.


10. Коллекция идей
Творческая мастерская «Коллекция идей» активно работает и удивляет. Все, что нужно для развития творческих способностей детей здесь. Всевозможный бусины, нтки, природный материал – все обеспечивает максимально комфортные условия для творческого потенциала личности ребенка.


11.ЧТО? ГДЕ? КАК?
Экспериментирование - что может быть интереснее для ребенка? Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Опытно-экспериментальная деятельность развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.



12. Третий глаз
«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» . Георг Зиммель
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных форм работы. Именно «Третий глаз» позволяет нам побывать в разных уголках нашей планеты, космосе, увидеть то, что невозможно увидеть воочию в данный отрезок времени.


13. Клуб юных художников
Любите рисовать? Тогда вам сюда. Здесь всевозможные средства и материалы для развития навыков рисования, фантазии и возможности выражения своего внутреннего мира.


14. Уроки Мудрой Совы.
Каждый день Мудрая Сова приносит загадочные задания, рассказывает новое и интересное о мире природы и ее законах. Она не только рассказывает, но и заставляет думать и придумывать выход из разных ситуаций.


Мы считаем, что экотропа в группе - это ново и современно. Новые знания и открытия, экологической направленности преподносимые детям с помощью сюжетного персонажа, гораздо интереснее, чем обычный рассказ воспитателя. Да и возможность стать «экотуристами», не выходя из группы тоже достаточно увлекательная форма подачи материала.
Спасибо.

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.

В состав экологической тропинки ДОУ № 80 входят следующие видовые точки:

Естественные:

Ель с гнездом диких голубей

Старые пни

Луговые травы

Лесные травы

Кленовая роща

Муравейники

Туевая роща

Березовая роща

Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы

Цветники

Альпийская горка

Скворечники

Кормушки для птиц

Этнический уголок

Детская метеостанция

Лесное озеро

Сельский двор

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Поляна насекомых

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес

Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая. На тропинке размещено «Знаковое дерево», где прикреплены различные природоохранительные знаки и мудрая сова, держащая красную книгу природы:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Курской местности (лес.луг, поляна, водоем, озеро). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, беспозвоночных животных, млекопитающих, с определенными растениями так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания

В результате реализации проекта:

Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Курского края,

Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Перспектива развития экологического проекта:

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

4. Максимальное использование игрового приема «Голубиная почта».

Экологические тропы в детском саду позволяют формировать у дошкольников культуру поведения, бережное отношение к природе. Педагоги подчеркивают важность подобной деятельности в рамках обновления содержания дошкольного воспитания.

Те знания, которые малыши получают на тропе, позволяют им углублять и расширять знания, полученные на теоретических занятиях.

Значимость создания

Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками, постигают единство человека и природной среды.

Экологические тропы в детском саду способствуют информированию знаний у дошкольников об этических и правовых нормах, которые связаны с природопользованием.

Именно тут создаются оптимальные условия для сочетания действия, чувства, мысли.

Подобный синтез является важнейшим условием воспитания мировоззрения подрастающего поколения россиян.

Экологическая тропа на участке детского сада позволяет педагогу воспитывать у детей уважение к труду. Дошкольники не просто расширяют свои научные знания, но и учатся выстраивать отношения с природой в ходе труда и отдыха.

Они вместе с воспитателем прогнозируют последствия негативной деятельности человека, пытаются найти способы улучшения состояния природного баланса в рамках ДОУ.

Создание экологической тропы в детском саду можно считать высшим проявлением связи обучения с реальной жизнью, вариантом гуманизации образования.

Умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в рамках занятий на тропе, используются для решения основной задачи - формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Функции экологической тропы

Выделяют несколько ее предназначений:

  • оздоровительную;
  • ознакомительную;
  • развивающую;
  • познавательную.

В рамках эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста на приусадебном участке, помимо развития сенсорной и эмоциональной среды ребенка, происходит также формирование представлений и знаний о правилах общения с природой.

Экологические тропы в детском саду представляют собой перспективную учебную теорию, где малыши выступают в качестве тружеников, пропагандистов, педагогов, формируя гражданские качества, активную жизненную позицию.

Для детей важно, чтобы помимо усвоения научных сведений о природной среде, они принимали личное участие в разных практических делах, направленных на улучшение и защиту природы, пропаганду знаний об ее правильной охране.

Экологические тропы в детском саду являются самой «молодой» разновидностью педагогически созданного маршрута на местности, используемого для пропагандистской и учебной природоохранной деятельности.

Предназначение создаваемых объектов

Она существенно отличается от обычных познавательных природных троп по протяженности, набору объектов, методов пропагандистской работы.

Экологическая тропа на территории детского сада предполагает несколько этапов.

Сначала идет серьезная подготовительная работа. Педагог готовит небольшую группу дошкольников, которые будут организаторами и учителями.

Перед ними ставятся определенные цели и задачи, определяется место каждого из них в предстоящем проекте. Успех планируемого дела во многом зависит от эмоционального настроя малышей.

Разрабатываемая экологическая тропа на участке детского сада - важное мероприятие, в которое вовлекается большое количество малышей. Ребят делят на «бригады», назначают в каждой из них одного руководителя.

После выявления перечня объектов, которые необходимо создать и установить на тропе, воспитатель объявляет конкурс команд родителей и детей на лучший вариант сооружения. Для оценки конкурсных работ создается компетентное жюри, в состав которого входят родители, воспитатели, представители общественности.

Подведение итогов проводится в торжественной обстановке, победители поощряются грамотами и сладкими призами.

Именно по таким проектам создается экологическая тропа в детском саду. Старшая группа оптимально подходит для творческой совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.

Последовательность действий

Сначала осуществляется детальное обследование территории, выявляются самые яркие объекты. Далее продумывается сама экологическая тропа в детском саду. Описание, карта с нанесением рисунков либо кружочков - следующий этап работы.

При составлении карты-схемы дошкольники могут воспользоваться помощью воспитателя, родителей. Готовые варианты должны включать минимальную информацию об условных обозначениях, а также о стрелках, которые указывают маршрут.

Как привлечь детей

Если составляется экологическая тропа в группе детского сада для малышей, значки должны быть крупными, необычными. К примеру, в кружках изображается дерево, бабочка, цветок, все они объединяются линией - тропинкой.

Вместе с ребятами воспитатель выбирает сказочного героя, который станет «хозяином тропы», будет приглашать в гости друзей, давать им интересные задания.

Если разрабатывается экологическая тропа в здании детского сада, можно задействовать разные группы ДОУ.

Паспорт объекта

Он предполагает следующие действия:

  • создание табличек с яркими рисунками, подписями для основных остановок, предусмотренных на маршруте;
  • разработку рекомендаций по применению объектов тропы для практической работы с детьми.

Открытие проекта

Данный этап является самым торжественным и волнительным, его лучше всего проводить весной, демонстрируя родителям ту работу, которая была проведена ребятами за учебный год. На торжество приглашаются представители природоохранных органов, а также мамы и папы воспитанников детского сада, чьими силами была создана экологическая тропа в детском саду. Фото «учителей», которые стали виновниками торжества, можно разместить на специальном стенде.

Возможности для работы

После того, как тропа будет официально открыта, можно использовать ее для следующих действий:

  • встреч с интересными людьми, которые связаны с охраной природы;
  • проводить наблюдения за определенными объектами;
  • организовывать экскурсии, занятия для дошкольников.

Как будет выглядеть итоговый проект «Экологическая тропа в детском саду»? ФГОС второго поколения, разработанные для дошкольных учреждений, предполагают наличие четкой структуры, а также паспорта с указанием места расположения тропы. Также должно быть подробное описание всех объектов, находящихся на маршруте.

Важные моменты

В процессе экскурсии с детьми допускается наличие нескольких видов экологических троп:

При выборе первого варианта необходимо помнить о том, что можно использовать те объекты в маршруте, которые уже существуют на территории ДОУ, а также посадить кустарники, создать искусственный водоем, чтобы разнообразить экологическую тропу.

В таком случае видовыми точками можно сделать кустарники и деревья различных пород, формы, возраста. Это позволит педагогу создавать оптимальные условия для проведения наблюдений, знакомства ребят с особенностями живой природы.

Если участок, который прилегает к детскому саду, имеет значительную площадь, можно на нем воссоздать фрагменты различных естественных растительных сообществ, присущих данному региону.

Образовательный эффект

От разнообразия флоры и фауны, выбранной для экологической тропы, зависят ее образовательные и развивающие возможности.

При размещении на территории дошкольного учебного заведения растений, нужно учитывать открытые и затененные, сухие и влажные участки.

Отличным вариантом будет размещение на тропе небольшого водоема с животными и растениями. Он позволит повысить образовательный эффект, к тому же выполнит эстетическую функцию. Наличие на маршруте небольших возвышений позволяет создавать разные виды наблюдений. Камни, имеющиеся на участке, не просто станут украшением тропинки, но и будут неплохим убежищем для разных мокриц, улиток, насекомых.

Природоохранная деятельность

В детских дошкольных учреждениях воспитатели стараются выделять небольшие участки для выращивания лекарственных трав, а также для посадки тех растений, которые подлежат охране.

Также в состав растений тропы можно включить клумбу «непрерывного цветения». Интерес для наблюдений представляет точка «муравейник», а также оригинальная метеоплощадка, которая оснащена определенным оборудованием: термометром, барометром.

При организации экологического маршрута в естественных условиях, желательно использовать на тропе точки на пониженных и повышенных участках, небольшие склоны, а также естественные водоемы.

Учет индивидуальных особенностей

Для того чтобы простые прогулки с детьми на свежем воздухе превратились в увлекательное знакомство с многообразием живой природы, воспитатель использует экологические тропы.

При их создании важно учитывать возрастные особенности дошкольников, их интеллектуальный уровень. Для развития познавательного интереса малышей, формирования навыков исследовательской деятельности, рекомендуется посещать один и тот же объект, располагающийся на экологической тропе, в разное время года.

В младшем дошкольном возрасте занятия можно проводить с целью знакомства малышей с окружающим миром, трудом старших ребят и взрослых в природных условиях. Среди форм работы, подходящих для этого возраста, выделяют:

  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • заучивание стихов;
  • чтение книг о природе.

В процессе таких занятий ребята получают навыки по выращиванию определенных растений: бобов, гороха, настурции, лука.

В средней группе экологическое воспитание приобретает целенаправленную работу. Педагог показывает воспитанникам связь различных природных явлений, учит их оказывать помощь животным и растениям, отрабатывать навыки поведения в природном сообществе.

Знания, полученные при передвижении по экологической тропе, отрабатываются и закрепляются на занятиях в детском саду. Например, малыши придумывают загадки о тех растениях, животных, явлениях природы, с которыми им удалось познакомиться на маршруте. Вместе с воспитателем они ищут, заучивают пословицы и поговорки о растениях, цветах, а также знакомятся с предназначением лекарственным трав. На занятиях по труду старшие дошкольники создают уникальные сувениры из природных материалов.

Заключение

Экологическое просвещение детей дошкольного возраста является важным разделом деятельности педагогов детских дошкольных учреждений в рамках требований новых федеральных образовательных стандартов.

Экскурсии по экологической тропе, созданной совместными усилиями детей, педагогов, родителей, по мере взросления малышей становятся более продолжительными. Они предусматривают организацию трудовой, природоохранной, познавательной, художественной деятельности дошкольников. Ребята из средней и старшей групп ДОУ могут выступать в качестве экскурсоводов, настоящих хозяев экологической тропы. Это способствует не только их экологическому просвещению, но и позволяет развивать коммуникативные навыки, совершенствовать речь, развивать навыки проведения научной дискуссии.

Именно экологическое образование в настоящее время стало одним из факторов формирования в подрастающем поколении россиян патриотизма, гражданственности, чувства бережного отношения к своим историческим и культурным корням.

Отработка теоретических знаний, полученных на занятиях, осуществляется на экологической тропе, в процессе трудовой деятельности на отдельных участках разработанного маршрута.

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила

Введение

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности поделок может стать эстетическая организация экологического наоборот мониторинга, что весной способствует повышению объекты интереса к природе вторая у детей.

Основная часть

Взаимодействие человека остановка с природой чрезвычайно весной актуальная проблема воспитании современности. С каждым собой годом ее звучание способствует становится сильнее, здесь слишком уж великий труде урон нанесен собой живой природе. Началом обеспечит формирования экологической экологической направленности личности колокольчику по праву считается ломают дошкольное детство, воспитании т. к. в этот мочь период закладывается объекты фундамент, осознанного дошкольного отношения окружающей занимавшиеся действительности, накапливаются различные яркие эмоциональные здесь впечатления, которые цветок на долго, а порой воспитании на всю жизнь ожидаемые остаются в памяти щении человека.

Как редко обеспечит мы задумываемся над работы тем, как требования лес, луг, воспитателями река, т. е. все остановка то, что объяснять обычно называют чтобы природой, помогают выращивание нам воспитывать клумба малышей. Именно ломают малышей, потому, здесь что стоит минобрнауки им повзрослеть чуть – чуть, воспитателями как в дело требования вступают другие вторая силы. А пока точек дети малы, работая все цветы связь и травы, жучки - паучки, экологические птицы, кошки, весной собаки - все вывод это им близко.

Новая воспитания и интересная форма рисунки работы по экологическому рвать воспитанию открывается закладывается с организацией экологической связь тропы - учебного живой специального оборудованного точки маршрута на природе.

Цель которые создания экотропы : современную цветок экологию можно срывают определить как знаний науку о взаимодействиях тропинке живых систем года различных уровней значение с окружающей средой, работая о взаимодействии человека которые и природы, экологические рекомендации связи, по моему одним мнению, отражают расскажем самую сущность оценить экологии. Без разные их раскрытия, попросту, своих окажется невозможным скоролупова полноценное экологическое остановка воспитание детей.

Задачи:

Проведении Доказать моему детям, что поделок в природе все определить взаимосвязано;

Помочь понять проведении детям, для доброту чего нужны точек природные связи: года для того, посещаемые чтобы не нарушать цель их, ибо окружающей нарушение людьми объекты природных связей окажется влечет за собой объяснять плохие последствия (и которые для природы, выращивание и для человека), формы зная же эти связь связи можно расскажем использовать природу воспитания разумно и бережно;

Помочь тропы детям научиться приводится строить свое рекомендации поведение в природе. На занимавшиеся основе знаний экотропы о взаимосвязях в ней территории и соответствующей оценки объекты возможных последствий экологические своих поступков (здесь минобрнауки мы выходим на правила главное поведения в природе).

Ожидаемые стоит результаты:

ü Повышение роли эстетическая природной окружающей рисунки среды в экологическом чтобы воспитании детей.

ü Увеличение вместе непосредственного участия бумаге детей в организации года и проведении различных нельзя экологических мероприятий.

ü Повышение вместе уровня знаний чтобы у детей дошкольного которые возраста об экологии рисунки родного города, эмоционального охране природы .

Формы труде и методы работы чтобы с дошкольниками в процессе учреждения реализации проекта:

· Познавательные точки беседы

· Дидактические игры

· Проведение произведений наблюдений за объектами обеспечит природы

· Подвижные игры

· Проведение требования праздников

· Организация экскурсий время по экологической тропе

· Совместная доказать деятельность детей деревья и родителей по созданию своих поделок и рисунков, моему оформлению альбомов, раскрывая фотогазет, выставок помочь книг

· Чтение произведений остановка о животных и растениях

· Продуктивная экологические деятельность: оригами, даже рисование, аппликации главное и др.

Значение рвать тропы разнообразно : ломают проведение воспитательно- образовательной взаимодействие работы с детьми 4 - 5 лет, труде просветительской работы бумаге с сотрудниками дошкольного учреждения учреждения и родителями работая детей.

Экотропинки.

Создание тропы мы разные начинали с разработки объекты маршрута на бумаге экологические и планирования экологических воспитателями объектов. На плане работы отметили те места, лекарственные которые содержат главное интересные природные занимавшиеся объекты.

Объектами нашей создание тропы стали : тропы деревья, кустарники, объяснять лекарственные растения, экологические специально высаженные расскажем на участке, альпийская привлекает горка, клумбы одним с различными видами рисунки цветов. Места, обеспечит посещаемые птицами: даже деревья, на которых проведении дети повесели годом кормушки и скворечники. Овощной личности огород, с грядками помочь и парником. На территории экотропы растет годом экзотическое (не дошкольного характерное для минобрнауки данной местности) древесное ожидаемые растение: белая повесели акация.

На территории воспитателями тропы выстроилась воспитании аллея берез. Вдоль привлекает тропы разместили привлекает различные знаки, труде обозначающие лекарственные, щении пищевые растения, точек названия цветов. Дети знаний участвовали в разработке обычно знаков, во время главное проекта «Экологические тропинки знаки».

Для организации аппликации работы на экологической даже тропинке нами зная разработан специальный «Паспорт цель экологической тропинки». Паспорт наоборот содержит картосхемы дошкольного тропинки с указанием даже изучаемых объектов: работы одна, более различными сложная схема - для различными педагогов, вторая - простая - для воспитания детей. Здесь определить же дается описание новая точек тропы раскрывая по заданным схемам. На новая отдельных листах главное прикрепляются фотографии колокольчику или рисунки связь объектов (желательно наоборот несколько фотографий своих в разное время раскрывая года) и приводится новая необходимая для учреждения воспитателя информация. Так, своих при описании создание дерева даются рвать его биологические, даже экологические характеристики, живой особенности распространения, привлекает происхождение названия, которые народные названия, работы отражение его обеспечит образа в фольклоре (сказки, расскажем загадки, пословицы), тропинке песнях, стихах, связь отмечается его территории связь с другими наоборот растениями и животными, обеспечит роль в жизни создание людей (оздоровительная, нельзя эстетическая и т. д.) и территории рекомендации по использованию труде объекта в работе даже по экологическому воспитанию одним дошкольников.

Количество остановок главное вдоль тропы 7.

Мы новая расскажем о некоторых тропинки из них.

Остановка № 1 « Клумба доброту с многолетними цветами».

Остановка № 2 «Деревья» (березы). Места, рисунки посещаемые птицами: требованиях деревья, на которых здесь дети повесели разные кормушки и скворечники. «Птичий дошкольного столб» привлекает разные птиц круглый разные год, в зимнее зная время птицы объекты подкармливаются на его учреждения кормушках, прячутся нельзя от непогоды, летом годом посещают водопой , территории который сделан вместе у его основания.

Остановка № 3 «Гора нельзя цветов». Выращивание аппликации цветов - самое живой доступное для даже детей практическое прячутся занятие. Участвовали объяснять в труде ребята своих активно, с желанием остановка и старанием. Я уверена, новая что дети, объекты занимавшиеся хотя моему бы раз посадкой живой зеленых насаждений, доброту как правило, определить не ломают их, дошкольного не рвут в последствии. На рекомендации территории экотропы имеется познавательные несколько цветников. Уход ожидаемые за цветами состоит поделок в подкормке, рыхлении взаимодействие почвы, удаления расскажем сорняков. Обучая прячутся ребят простейшим которые приемам труда, экотропы стараемся объяснять объяснять детям необходимость работая и целесообразность этого различные труда.

Остановка № 4 «Аллея произведений берез». Здесь экологическому дети наблюдают работая за изменениями на деревьях определить в разное время произведений года. Весной – деревья создание просыпаются, набухают труде почки, распускаются работая листья. Летом – все образа деревья зеленые. Осенью – дети минобрнауки наблюдают листопад.

Остановка №5 «Аптекарский стоит огород». Здесь связь мы выделили участок вместе для посадки прячутся лекарственных растений.

Остановка №6 «Наш колокольчику огород». В нашем проведения огороде растут доброту разные овощи. С расскажем ранней весны мочь до окончания лета сопереживания ребята вместе посещаемые с воспитателями занимаются главное выращиванием различных необходимо культурных растений: здесь картофель, помидоры, связь свеклу, капусту, выращенные кабачки. Выращенные которые овощи идут воспитании на приготовление различных помочь блюд, и дети главное могут оценить повесели результаты своего чтобы труда.

Круглый год, различные в разные времена точки года воспитатели обеспечит детского сада моему совместно с педагогами дошкольного дополнительного образования оценить проводят различные будет мероприятия.

Возбуждать симпатии здесь к растениям и животным, собой раскрывая из свойства, экологической посадки, их суть – одни различные из путей воспитания цветок доброго отношения чтобы к ним. Ребенок выращенные не только должен экологические осознавать, что время нельзя разрушать раскрывая муравейник, убивать воспитателями лягушек и разорять клумба птичьи гнезда, обычно топтать и рвать тропы цветы. Ему требования необходимо внушить помочь любовь к муравью бумаге и лягушке, колокольчику экотропы и дубу – ко всему, моему что его занимавшиеся окружает.

Вывод :

Дети сами выращивание нуждаются в доброте учреждения и ласке. И вместе создание с тем они объяснять способны бескорыстно посещаемые и безмерно отдавать расскажем свою доброту точки всему живому. Только нельзя бы им в этом не мешали, необходимо не отвращали, а наоборот весной помогали сохранить экотропы свою доброту выращивание на всю жизнь. Это обычно и будет экологическое воспитателями воспитание.

Наблюдая за растениями эстетическая и деревьями, работая здесь в цветнике, дети проведении стали замечать чтобы то, на что необходимо раньше даже приводится не обращали внимания. Многие вывод дети не ломают мочь веток, не срывают обеспечит цветы. С удовольствием рисунки ухаживают за растениями, вторая видят их красоту.

Объекты лекарственные экологической тропинки произведений дают большие раскрывая возможности для вывод сенсорного развития выращенные ребёнка, для экологическому проведения систематических образа наблюдений, экологических новая праздников, игр, другие инсценировок с участием своих хозяина тропинки, разные эмоционального развития работая детей, в частности, рыхлении формирования чувства доказать близости к природе время и сопереживания живым познавательные организмам.

Подводя итог главное вышесказанному, ещё раз выращивание необходимо обратить внимание нельзя на то, что организацией грамотная с точки новая зрения экологии тропинки органи­зация ландшафта бумаге вокруг и внутри необходимо ДОУ обеспечит проведении проявление у каждого обеспечит ребёнка интереса доказать и потребности во взаимодействии, года об­щении с объектами здесь природы, поможет доброту сформировать познавательное которые отношение к ней живой и обеспечит становление объекты ценностного отношения помочь ко всему живому.

А помочь главное - земля своих стала ближе.

Литература

1. Федеральные окружающей государственные требования учреждения к структуре основной доказать общеобразовательной программы цель дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 000 от 01.01.2001 года)

3. Гризик Т. О федеральных работая государственных требованиях занимавшиеся к структуре основной способствует общеобразовательной программы время дошкольного образования. //Дошкольное зная воспитание. 2014. №5

4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2015. №7

5. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2015. №8

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.

7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.

8. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

9. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

10. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации . - М.: Мозаика-Синтез, 2016


*Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. *В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.


Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.


*Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. *Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического и трудового воспитания.


*Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека мы воспитываем с раннего детства в семье и в детском саду


В нашем детском саду педагогами разработана и создана уникальная экологическая тропа. Прежде, чем она появилась, воспитателями была проведена большая предварительная работа. Мы тщательно изучали литературные источники, общались с педагогами других учреждений, советовались с родителями воспитанников.


С чего мы начинали. Этапы создания и оформления тропинки: 1. Детально обследовали территорию детского сада и выделили наиболее интересные объекты. 2. Составили картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов, схема находится на стенде, который расположен в начале экологической тропы. 3. Выбрали вместе с детьми хозяйку тропы (любой сказочный персонаж по желанию детей) 4. Составили паспорта всех видовых точек тропы. 5. Изготовили выносные знаки, которые обозначают каждую точку. 6. Составили рекомендации по работе с детьми на каждой видовой точке.


Как мы используем экологическую тропу. – Используем во время прогулок, для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Используем во время наблюдений за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка. – Знакомим с разными объектами живой природы и показываем ее взаимосвязь с окружающим миром. – Стараемся сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формируем чувства близости к природе и сопереживать всему живому, учим заботится и бережно относится к природе. – Формируем умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.


Наша кукла Флора - хозяйка экологической тропы. Флора предлагает пройти на определенную видовую точку. - загадывает загадки, чтобы узнать: за чем именно будем наблюдать; - задает вопросы, связанные с объектом наблюдения; - знакомит детей с этими объектами; - предлагает по схеме – плану найти объект, к которому приглашает детей; - проводит игры такие как: «Узнай цветок», «Доскажи словечко», «Обобщающие слова», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» и др. -пишет письма детям, в которых предлагает ответить на вопросы – задания, пофантазировать на разные темы. -знакомит детей со стихотворениями и пословицами о природе (животных, растениях, явлениях природы, временах года) и помогает их заучить наизусть. - в непосредственно образовательной деятельности используется как сюрпризный момент, помогая педагогу настроить детей на продуктивную работу.


Дети в нашем детском саду с удовольствием проводят время на экологической тропе вместе с феей Флорой. Их привлекает внешний вид экологической тропы, напоминающий сказочное волшебство около каждой видовой точки. Также содержание, средства и методы работы для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Нами разработаны серии занятий по «Экологической тропе», план-модель экологической недели, экскурсии-наблюдения, экскурсии-прогулки, экологические турниры, КВНы, утренники, паспорта видовых точек экологической тропы, картотеки опытов и экспериментов


В этом году наша экологическая тропа пополнилась насекомыми, животными и птицами занесенными в красную книгу «Государственного заповедника «Утриш». « Государственный заповедник «Утриш» – уникальный реликтовый можжевелово- фисташковый лес на Черноморском побережье Краснодарского края. Имеет статус регионального заказника. Браконьерство, порубки, попытки незаконного захвата лесных земель, незаконное строительство стали здесь едва ли не нормой. Неравнодушные люди всей нашей страны разных профессий, верований, возрастов, объединенные любовью к Утришу и желанием помочь ему встали на его защиту. Сотрудники нашего детского сада, дети, родители, мы все, хотим принять посильное участие в охране и защите «дома» в котором живем! В нашем детском саду ведется активная работа в этом направлении. Основными задачами нашей работы являются: 1) расширение представлений детей о природе Утриша; 2) углубление знаний о растениях и животных Утриша; 3) привитие детям любви и бережного отношения к родной природе; 4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни; 5) формирование у детей природа ориентированной картины мира.


Для решения поставленных задач наши сотрудники приложили массу усилий. Тщательно изучали литературные источники, выезжали с экскурсией в « Государственный заповедник «Утриш». Общались с местными знатоками, узнали историю происхождения заповедника, его назначение, ценность и уникальность. Также ведется продуктивная работа по ознакомлению с необыкновенной флорой и фауной, привитию любви и бережного отношения к родной природе среди наших воспитанников. В прошлом году детьми подготовительной группы и педагогами был изготовлен макет заповедной зоны Утриша, который участвовал в конкурсе и занял призовое 3 место.


В этом году педагогами детского сада, воспитанниками,родителями был изготовлен дидактический коврик заповедной зоны Утриша. На котором изображены растительный и животный мир, занесенный в Красную книгу «Заказника Утриша». Мы надеемся, что и в этом году будем в лидерах. А сейчас пройдемся по видовым точкам экологической тропы.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!