Женский журнал Ladyblue

Особенности гигиены Советских женщин (старые фотографии). Вся неудобная правда о личной гигиене времен ссср

На самом деле в Советском Союзе вопросам гигиены придавалось чуть ли не политическое значение. Был провозглашен лозунг: «В здоровом теле - здоровый дух». Пропагандировался культ спорта, а заодно и культ чистоты. Государству для строительства социализма нужны были здоровые, выносливые особи. А несоблюдение гигиенических стандартов вело в числе прочего к различным инфекциям и распространению вшей.

Правда, знаменитое стихотворение «Мойдодыр» Корнея Чуковского поначалу восприняли чуть ли не как крамолу. Почему? Сразу после революции душистое мыло, зубной порошок и другие средства гигиены стали ассоциироваться с «буржуазными пережитками». В рабоче-крестьянской среде к ним относились настороженно. Но линия партии быстро изменилась. Вскоре фраза «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам!» стала всеобщим лозунгом. Дело в том, что в 1930-е годы началась массовая индустриализация страны, и в города на заработки потянулись жители сел и деревень, привыкшие к совсем иным условиям жизни (в частности, в сельской местности воду носили из колодца, а мытье из таза полноценным никак не назовешь). Часто помывку заменяли купанием в грязном водоеме. Бани тоже были не везде. Даже сортиров до войны почти нигде не было - колхозники обычно справляли нужду прямо во дворе, саду или огороде. Нередко плевали на пол прямо в избе, ведь полы были в основном земляные.

Правительство понимало, что пренебрежение к гигиене может обернуться серьезными эпидемиями, поэтому всячески старалось привить гражданам любовь к чистоте. Например, во многих госучреждениях висели плакаты «Просьба на пол не плевать», а также призывавшие чистить зубы по утрам и ходить после работы в баню.

Так, друзья, сегодня будет давно задуманный мной и давно ожидаемый вами пост про личную гигиену в СССР — в комментариях уже давно просили написать об этом, подкидывая всяких интересных фактов. Скажу сразу без длительных вступлений — в сравнении с развитыми странами, с личной гигиеной граждан всё было очень плохо — из-за того, что быт советского человека в целом был организован весьма плохо и бедно.

Во многих городах, не говоря уже о малых посёлках, в домах не было воды — не только горячей, но и холодной. До начала шестидесятых годов ванная комната в квартире считалась роскошью (даже в старых фильмах можно часто услышать — "ему дали отдельную квартиру с ванной, представляешь?"), а в баню советские граждане ходили только 31 декабря не слишком часто, а также не слишком часто стирали одежду. Нормой считалось мытьё один раз в неделю, и во многих общежитиях замок с душевых снимался только в такой едитственный так называемый "банный день".

Что ещё интересно — советские СМИ и фильмы как бы вообще не замечали эту проблему, словно её и нет. А в наши дни по правилам советской гигиены продолжают жить некоторые поклонники всего советского. "А зато мы делаем ракеты!" — вскрикивают , пованивая носками. И не замечая, что давно пора бы уже побриться и поменять рубашку.

В стране немытых подмышек.

Начнём, пожалуй, с того, почему советские люди мылись редко. Может быть, они и хотели бы мыться почаще — но вот далеко не у всех была такая возможность. В сталинские годы (примерно до середины-конца пятидесятых) большинство обычных горожан жили в рабочих бараках и коммунальных квартирах, а хорошие персональные квартиры были доступны только советской элите — думаю, её было не более, чем 5-10% от общего количества населения.

В шестидесятые годы стали появляться хрущёвки — но и они далеко не всегда имели ванные комнаты. В маленьких городах был распространен тип квартир, в которых не было не только ванной, но даже и туалета, а из всех удобств было только паровое отопление. Снаружи дом мог выглядеть как обычная хрущёвка, но туалет был на улице, а мыться нужно было ходить в ту же баню — куда как вы сами понимаете, каждый день не бегали, не для того она строилась)

Как результат всего этого — мылись советские люди редко, и довольно часто холили в нестиранной, пропахшей потом одежде — во-первых, из-за бедности одежды в целом было мало, а во-вторых — ручная стирка была целым событием, требующим большой затраты времени и сил. Кто жил в советское время, тот вспомнит — что даже в восьмидесятые годы люди в общественном транспорте часто пахли, пардон, немытыми подмышками. Думаю что в пятидесятые-шестидесятые годы всё это тем более было в порядке вещей и считалось нормой. Мол, все так живут — и ладно.

Гигиена в советском искусстве.

Что интересно — советская власть вообще не уделяла никакого внимания этой проблеме. Ну, то есть конечно рассказывали что-то там о том, что надо мыть руки перед и зад едой, но то, что люди не моются неделями — считалось как бы и нормальным. Понятно, почему так происходило — советская власть никак не могла решить эту проблему, проведя каждому в дом горячую воду, нужно ведь было строить десятки ракет, воевать в Афганистане, готовить тайных отравителей для перебежчиков за границей — ну в общем было много важных дел, после которых быт советских граждан занимал последнее место.

В советских фильмах вопрос личной гигиены не освещался вообще никак. В фильмах пятидесятых годов, вроде в порядке вещей было показать такториста в конце рабочего дня в белой накрахмаленной рубашке и улыбающегося белозубой улыбкой — ни у кого не возникало вопросов, а где он, собственно, вымылся, причесался, накрахмалил рубашку и налимонил до блеска зубы, если вокруг только степь и говно целина?

Или вот взять фильм "Карьера Димы Горина" с молодым Демьяненко (Шуриком) в главной роли. Дима приезжает работать на север, в рабочий посёлок. Никаких душевых и тем более ванн в посёлке нет — однако после тяжелейшей физической работы в тайге у всех девушек уложены волосы, а парни, сняв полушубки, сразу лезут спать под одеяло в чистых, словно только что из универмага майках. В советских фильмах никто никогда не принимал душ — такого попросту не показыали. В фильме "Кин-Дза-Дза" на планете Плюк воды не было вовсе — и ни у одного советского гражданина не возникло мысли, где они все моются. Такой образ жизни был понятен и не вызывал вопросов в стране, где все воняли подмышками в транспорте, а также где в порядке вещей было отключение горячей воды на два месяца.

Гагарин, космос и туалетная бумага.

Ну ладно, скажете вы — с горячей водой советская власть не могла решить проблему, это долго и дорого, но наладить выпуск хотя бы простейших гигиенических средств она могла бы? Увы и ах — не могла бы, нет.

Женских прокладок в СССР не существовало в принципе — это считалось какой-то "не важной, стыдной" темой. Мол, советская женщина должна постоянно думтаь о Коммунизме и о том, как . Дамам прихолилось всё делать из подручных средств — для этих целей использовалась марля либо бинт, внутрь которого заворачивалась вата. Инога внутрь могли добавить также листик полиэтилена, чтобы предотвратить протекание — пардон за столь деликатные подробности, но это правда совковой жизни. Ещё для этих же целей могли использовать куски простыни, порезанные на полосы и вываренные в воде.

До 1968 года в стране не было туалетной бумаги . В 1961 году Гагарин полетел в космос, и только через 7 лет советские граждане узнали, что кроме ракет в мире есть ещё такое достижение цивилизации, как туалетная бумага — до этого подтирались газетами "Правда" и "Сельская жизнь Нечерноземья". Что итересно, к последнему занятию настолько привыкли, что первое время туалетную бумагу даже никто не хотел брать, но потом она резко стала дефицитом.

Не существовало в СССР и нормальной культуры ухода за зубами . Советская власть могла предложить гражданам лишь плакаты "чистите зубы утром и вечером", и зубной порошок, который за два десятилетия стирал зубы до корня. Добавьте к этому плохое и однообразное высокоуглеводное питание, тяжелую работу и плохую экологию — и станет понятно, почему часто уже к 30-40 годам у советских граждан выпадали зубы.

Гигиенические диссиденты.

Что самое смешное — очень многие предпочитают и сейчас придерживаться советских "стандартов гигиены". Казалось бы — СССР больше нет, на полках магазинов полно отличных товров по уходу за собой (как отечественных, так и импортных), горячей воды в достатке — но фанаты СССР с упорством бывалой ослицы не пользуются всем этим, являясь по сути "гигиеническими диссидентами".

Моются такие диссидены в лучшем случае раз в неделю (как рекомендуют советские книжки) — рассказывая о том, что слишком частое мытьё якобы смывает с кожи какую-то важную "защитную плёнку" (видимо — из слоя грязи). Зубы такие диссиденты чистят самой дешевой зубной пастой, либо не чистят вовсе. Особо упоротые чистят зубы измельченным углём. Посуду моют с каустической содой, голову поливают какими-то умопомрачительными отварами из календулы и мелиссы, а за кожей не следят вообще — мол, деды в СССР так жили, и мы проживём не хуже!

Почему эти люди не понимают, что в СССР люди мылись редко попросту из-за отсутствия воды, а "народными" средствами пользовались не от какой-то супер-дейстенности, а попросту от бедности и отсутствия альтернатив — для меня большая загадка.

Такие дела.

Напишие в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно. Помните что-нибудь из тех времён?

Буквально в прошлом столетии жители СССР даже не задумывались над тем, насколько важна человеческая гигиена. После распада Советского Союза этому вопросу стало уделяться большее внимание. Сравнивая правила личной гигиены советского человека с гражданами более развитых стран, можно мягко сказать, что все было очень плохо. Происходило это из-за безграмотно организованного быта и бедности. Ароматные мыла, парфюмерию, шампуни и прочие гигиенические средства могли себе позволить только зажиточные люди.

Во многих крупных городах во времена СССР (не беря во внимание небольшие села и поселки) в домах увидеть горячее водоснабжение почти было невозможно. В некоторых из них не было даже холодной воды. Такая роскошь, как ванная комната со всей необходимой сантехникой, была доступна лишь единицам. Об этом свидетельствуют удивленные речи киногероев из советских фильмов, где подобную эмоцию вызывало получение квартиры с ванной комнатой.

Не меньшей роскошью считалось посещение общественных бань. Вся одежда и постельное белье стиралось вручную. Стирка и купание раз в неделю воспринимались как норма. Подобную ситуацию можно было чаще всего наблюдать в коммунальных квартирах, где постоянно висел замок, открывающийся управдомом раз в неделю.

Стоит отметить, что это даже проблемой не считалось, поэтому не освещалось в советских фильмах и телепередачах. Даже в наше время можно встретить приверженцев СССР, которые продолжают жить по правилу – банный день раз в неделю. Довольно смешно выглядит, когда человек с нестиранными носками и «ароматными» подмышками разрывается в разговоре, доказывая, зато мы делаем ядерное оборудование, ракеты.

Начать эту историю стоит с того, почему же людям советской закалки приходилось крайне редко мыться? Возможно, им бы и хотелось ощущать себя чище, купаться не раз в 7 дней, а хотя в двое суток, но возможности у них такой не было. Во времена правления Сталина большое количество граждан проживало в коммуналках и бараках. Квартиры же с централизованным водоснабжением принадлежали лишь 10% от всех жителей СССР (так называемая элита).

Даже школьникам нашего времени приблизительно понятно, что представляет собой дом барачного типа, коммунальная квартира. По сути, это перепланированная сталинка или просторная квартира буржуйка, где в одном блоке имелось несколько комнат (каждой семье принадлежало одно помещение), одна на всех кухня и ванная комната. В бараках же последнее обнаружить вовсе нельзя было.

Чтобы хоть как-то поддерживать свою гигиену, советскому человеку приходилось раз в неделю посещать общественную баню. Что касается деревенских жителей, то их быт ничем не отличался от 17-18 века – вода в ушатах и обтирание холодной водой после тяжелого трудового дня, вот и весь гигиенический максимум.

Шестидесятые годы ушедшего столетия ознаменовались появлением хрущевок, которые также не всегда оснащались ванными комнатами. В небольших населенных пунктах зачастую строились дома, квартиры в которых не оснащались даже туалетами. Главным же удобством подобной жилплощади было паровое отопление. Внешне дом напоминал простую хрущевку, но импровизированный санузел находился на улице. Чтобы помыться, гражданам приходилось ходить все в ту же баню.

Как результат, купаться советским гражданам приходилось крайне редко. Та же тенденция наблюдалась при стирке белья, которая за неделю пропахивалась всеми возможными ароматами. Из-за бедности, одежды у жителей СССР было мало, а ручная стирка – это глобальное мероприятие, требующее больших сил. Поэтому, пахнущие в общественном транспорте подмышки считались нормой.

Примечательно то, что советская власть никогда не уделяла должного внимания проблеме внедрения правил гигиены в искусство. Конечно, с раннего детства родители рассказывали детям, что после улицы и перед едой нужно мыть руки. Но купание раз в неделю считалось нормальным явлением.

Невозможность не решения этой проблемы была понятна, на момент тогдашнего экономического состояния Союза Республик провести в каждую квартиру горячую воду было почти невыполнимой миссией. Зато строительство ракет, военные действия в Афганистане и прочие задачи для СССР были вполне выполнимыми. Все эти важные дела вытесняли быт советских граждан на задний план.

Советские фильмы, картины, литература никак не освещали проблему гигиены в Союзе Советских Социалистических Республик. Просматривая фильм «Кубанские казаки», у телезрителя не возникало даже вопросов, почему тракторист в кадре появляется в накрахмаленной белоснежной рубашке, весь светится от счастья после тяжелого рабочего дня, где же ему удалось так вымыться, расчесаться, выбелить зубы и т.д. При всем этом вокруг тракториста сплошная целина.

Еще одним ярким примером может стать кинолента «Карьера Димы Горина», где главный герой в исполнении молодого Демьяненко приезжает трудиться на крайний север. В рабочем поселке и намека нет на наличие ванных комнат и туалетов. Зато все девушки в фильме по тайге разгуливают с идеально уложенными прическами. Парни же, придя с работы, сразу бросаются в постель, при этом их майки настолько чисты, будто только сняты с вешалки универмага. В советских фильмах никогда не показывали, чтобы герои шли принимать душ или нечто подобное.

Удивительно то, что граждан, смотрящих подобные киноленты, даже не удивляло отсутствие такого понятия, как помыться. Для людей это было в порядке вещей, учитывая тот факт, что порой даже жителям республик, у которых в квартирах и была горячая вода, ее попросту могли отключить на несколько месяцев. А зачем собственно мыться вообще?

Какие предметы гигиены можно было найти на прилавках магазинов во времена СССР?

Кто-то скажет, что ничего страшного нет в отсутствии горячей воды, ведь такое бывает и в наше время. Да и в советское время решить проблему горячего водоснабжения было довольно сложно и дорого. Но можно же было хотя бы заняться производством простых гигиенических средств? Увы, и этого в СССР не было.

Например, женских прокладок в Советском Союзе не было, и существовать не могло в принципе. Это считалось постыдной темой (хотя процесс менструации вполне естественен). В те времена каждая советская гражданка могла думать исключительно о коммунизме и мечтать, когда же все блага станут безвозмездными. Бедным дамам приходилось сооружать прокладки из подручных средств и материалов. Например, тампоны из марли, ваты и пакетов, предотвращающих протекание, а прокладки заменялись отрезами вываренной ткани. Увы, такова правда женской гигиены в СССР.

А чем же пользовались граждане СССР, когда не было туалетной бумаги, которая появилась на рынке лишь в 1968 году? В лучшем случае функцию столь интимного предмета гигиены выполняли газеты. Советские люди настолько привыкли к использованию газетных листов для подтирания, что не хотели покупать туалетную бумагу, которая в дальнейшем стала дефицитным товаром (оценили все-таки достоинства ее использования).

К сожалению, столь простая вещь, как уход за зубами, также был некоторой дикостью для советских граждан. Хотя по всем углам были растыканы плакаты со слоганами, призывающими к ежедневной чистке зубов по утрам и вечерам. Из товаров для очищения полости рта предлагался лишь зубной порошок, стирающий эмаль чуть ли не до корней. Учитывая плохое питание советских людей, тяжелый труд и ужасную экологию, несложно представить, что в 30-40 лет мужчины и женщины улыбались друг другу беззубой улыбкой.

Гигиенические диссиденты

Самым удивительным является тот факт, что рьяные защитники СССР, выросшие в то время, по сей день придерживаются советских гигиенических стандартов. Казалось бы, Союз Советских Социалистических Республик распался уже 27 лет назад, магазинные полки уставлены самыми разнообразными (причем доступными) гигиеническими товарами, горячая вода течет чуть ли не рекой – фанаты СССР продолжают не мыться. Таких людей можно смело назвать гигиеническими диссидентами, ведь они не пользуются всеми благами, которые сейчас даются им.

Моются люди старой закалки раз в неделю, ведь, по их словам, частое мытье снижает иммунитет и смывает защитную пленку (наверное, так называется грязевой слой). Для чистки зуб диссиденты используют самую дешевую пасту (или зубной порошок, который еще можно найти в некоторых аптеках). Для мытья посуды в домах гигиенических диссидентов стоит обыкновенная каустическая сода. А голову они моют травяными отварами.

Жаль, что такие люди до сих пор не поняли, что отсутствие гигиены в СССР было вынужденным. Тому способствовало отсутствие горячей воды, гигиенических средств, бедность, нехватка альтернативных вариантов.

Статьи о женском организме.

Очень интересная статья.

Отрывок о менструальной гигиене. А тем еще много чего познавательного.

"Вульва не идеальна для менструирования, доказательством чего является тот факт, что за свою многовековую историю человечество так и не придумало для женщин безупречного гигиенического варианта.

Рассмотрим вкратце историю менструальной гигиены. На протяжении веков существовали самые различные варианты гигиены. Один из древнейших способов – секлюзия (т. е. изоляция) менструирующих женщин от общества. Это было весьма распространено в Полинезии и у африканских племен. В каждом поселении была специальная хижина для менструирующих, в которой должны были находиться женщины во время менструации. Зачем это делалось? Вкратце суть сводится к тому, чтобы изолировать менструирующих женщин с целью обеспечения наибольшей их безопасности. Однако была ли эта цель единственной? Вот цитата из одного историка: «…так как одежда женщин того времени не вполне скрывала их состояние, то такая женщина сделалась бы предметом насмешек для других, если бы на ней заметили хоть малейший след ее болезни, она потеряла бы расположение своего мужа или любовника. Таким образом, мы видим, что естественная стыдливость имеет своим основанием исключительно сознание своего недостатка и опасение перестать нравиться». Итак, отсутствие элементарных гигиенических средств в давние времена вынуждало женщину к изоляции в период менструации. Появление же средств менструальной гигиены сделало секлюзию необязательной, но возникла необходимость развития гигиенических средств, главной задачей которых было как обеспечить впитывание выделений, так и скрыть от окружающих состояние женщины.

В Древнем Египте использовался папирус, из которого богатые египтянки делали тампоны. Папирус был очень дорогим, поэтому простые египтянки использовали полотно, которое стиралось после использования. В Византии также использовались тампоны из папируса или подобного материала. Такие тампоны вряд ли были удобными, т. к. папирус весьма жесток.

В Древнем Риме использовалась материя для прокладок, а иногда – тампоны из шариков шерсти. Есть сведения об использовании тампонов в Древней Греции и Иудее. Но, видимо, наиболее распространенным средством гигиены в древние времена были многоразовые прокладки из того или иного материала типа холста, ткани, шелка, фетра и т. п.

В средневековой Японии, Китае, Индии женская гигиена была поставлена весьма высоко, на много порядков лучше, чем в Европе. Именно в Азии впервые появились одноразовые прокладки. Азиатки использовали одноразовые бумажные салфетки, сложенные конвертом. Такой конверт удерживался платком, закрепленным на поясе. Позже в Японии стали делать менструальные пояса (если автор не ошибается, они называются «Вами»), представлявшие собой пояс с пропущенной между ногами полосой. Между полосой и вульвой укладывалась салфетка: пояс был многоразовым, салфетка – одноразовой. Внешне такой пояс несколько напоминал перевернутую корзинку. Каждая интеллигентная японка должна была уметь делать себе такой пояс.

В Полинезии использовали специально подготовленную кору растений, траву, иногда шкуры животных и морские губки. Примерно так же, видимо, поступали и индианки Северной Америки.

В Европе в средние века женская гигиена была на самом низком уровне. Простолюдинки, например, пользовались просто полами рубашек или нижних юбок, заправлявшихся между ног. В России в XVII-XVIII веках иногда использовались т.н. «срамные порты», т. е. нечто наподобие обтягивающих панталон или длинных трусов (обычных трусов тогда не носили) из толстого материала – менструальные выделения поглощались непосредственно портами, которые находились под обширными юбками.

Надо заметить, что в средние века менструация была для европейских женщин редким «гостем». Начинались менструации тогда в возрасте 16-18 лет, прекращались в возрасте около 40-45 лет. Т. к. средства контрацепции отсутствовали, многие женщины почти постоянно находились в состоянии беременности или лактации (в процессе кормления молоком менструации обычно отсутствуют). Таким образом, многие женщины за всю жизнь могли иметь всего 10 - 20 менструаций, т. е. столько, сколько современная женщина в среднем имеет за год-два. Ясно, что вопросы менструальной гигиены тогда не стояли перед европейской женщиной так остро, как теперь. Однако к концу XIX - началу XX века проблема менструальной гигиены перед американками и европейками уже стояла чрезвычайно остро.

В Америке и Европе конца XIX - начала XX века пользовались многоразовыми самодельными прокладками из фетра или холста, которые после использования складывались в пакет, затем стирались и использовались многократно. Некоторые перенимали китайский метод, используя бумажные конверты. В случаях, когда нести с собой использованную прокладку было невозможно или сохранение прокладки представлялось нецелесообразным, женщины сжигали ее в камине. Обычай сжигать прокладки в камине возник отнюдь не случайно. Дело в том, что унитаз широко распространился лишь в конце XIX века (хотя появился двумя веками раньше). До появления унитаза в Англии (да и во многих европейских странах) женщины писали в горшки, закрываясь при этом в спальне или другом помещении; после уринации или дефекации горшки выносились прислугой или самой женщиной. Поэтому смена средств менструальной гигиены выполнялась также в комнатах, т. к. специальных туалетных помещений тогда попросту не было. Заметим, что в те времена почти любое жилое помещение оборудовалось камином. Поэтому было проще сжечь прокладку в камине, нежели выносить ее в помойку. Особенно это актуально было, когда женщина путешествовала - в этом случае, видимо, проще было пожертвовать многоразовой прокладкой, нежели таскать ее с собой в течение долгого времени. Для этой цели и использовался камин. В конце XIX века в Англии существовали даже специальные переносные тигли для сжигания прокладок - на те случаи, когда камина под рукой не было!

Привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу или газету и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX века с широким распространением одноразовых прокладок - до этого, как видим, использовалось либо сохранение прокладок для последующей стирки, либо их сжигание или выбрасывание. Тем не менее многоразовые прокладки были неудобными для женщин не только из-за неприятной стирки (что для богатых делали служанки), но и из-за необходимости собирать использованные прокладки во время менструации.

Для дополнительной защиты использовались передники, одеваемые на манер нижнего белья, т. е. они дополнительно защищали верхнюю юбку от загрязнения. Довольно долго в 10-х - 30-х гг. XX века (или еще дольше) в Америке (возможно и в Европе) использовались менструальные трусы, называвшиеся briefs или bloomers (происхождение названий неясно, на русский не переводятся). Тампоны, как и одноразовые прокладки, в Америке, Европе и Азии того времени были фактически неизвестны.

Значительные изменения произошли в период первой мировой войны. Тогда французские сестры милосердия в военных госпиталях заметили, что разработанный американской фирмой «Кимберли Кларк» материал целлюкоттон (что-то наподобие хлопковой ваты, сделанной из целлюлозы), широко поставлявшийся в Европу в военных целях, отлично впитывает менструальные выделения и стали этим пользоваться, фактически создав в Европе первые самодельные, но уже одноразовые прокладки.

Это открытие оказало значительное влияние на дальнейший ход развития менструальной гигиены, надоумив компанию «Кимберли Кларк» на выпуск прокладок из этого материала. Первые одноразовые прокладки, названные «Целлюнап» (Cellunap) были выпущены в 1920 году, однако их сбыт в Америке оказался крайне проблематичным. В принципе, женщины с энтузиазмом отнеслись к идее одноразовых прокладок (это показал тщательный и очень сложный по тем временам социологический опрос), однако было очевидно, что женщины очень стесняются менструаций. Реклама или выставление прокладок напоказ было тогда немыслимым, женщины смущались даже покупать прокладки, которые тогда продавались только в аптеках; нередко матери посылали за прокладками маленьких дочерей-несмышленышей. При покупке женщины очень стеснялись даже произносить название продукта, используя лишь последний слог, т. е. «нап». Нап (nap) – по английски значит «салфетка», и этот термин достаточно широко укоренился – в течение многих лет для обозначения прокладок использовалось слово nap т. е. салфетка, хотя прокладки салфетками, естественно, не были. Вскоре Целлюнапы переименовали в Котексы (Kotex), но по прежнему продавали в упаковках без надписей и рисунков.

Тем не менее социологические опросы подтвердили, что только смущение при покупке мешает широкому распространению новых продуктов – женщинам очень не нравились многоразовые фетровые прокладки, но они стеснялись просить в аптеке «гигиенические салфетки». Времена были очень пуританские, особенно в Америке.

Тогда фирмы-производители (такие как Kotex, Fax и другие) развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться продуктами той или иной фирмы (самая известная такая книга – «12-й день рождения Марджори Мэй», вызвавшая взрыв возмущения у старомодных моралистов). Компанией Диснея для девочек был сделан просветительский мультфильм о менструации. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов.

Эта политика привела к достаточно быстрому успеху, к 1940 году доля фетровых многоразовых прокладок уменьшилась до 20%, а после войны, к концу 40-х гг. – до 1%, после чего многоразовые прокладки ушли в прошлое. Тем не менее только сексуальная революция 60-х гг. окончательно сняла многие табу, в том числе и табу на телевизионную и уличную рекламу средств женской гигиены.

Что же представляли из себя первые промышленные прокладки наподобие Котекса? Для ношения «салфеток» использовались менструальные пояса (belt). Евроамериканские пояса отличались от японских, напоминавших по форме перевернутую корзинку – они представляли собой достаточно тонкий горизонтальный пояс из эластика, носившийся на талии, от которого вниз спереди и сзади спускались две лямки, заканчивавшиеся металлическими зажимами (наподобие зажимов для занавесок). К этим зажимам крепилась прокладка, пропускавшаяся между ногами. Конструкции поясов несколько отличались, но имели одинаковую принципиальную схему. Сами прокладки были весьма длинными и толстыми, как правило прямоугольной формы, и прикрывали всю промежность. Поглотительная способность прокладок была достаточно низкой, поэтому иногда к поясу крепили сразу две прокладки. Смена прокладки была делом весьма непростым, после уринации женщины, скорее всего, всегда устанавливали новую прокладку. Это приводило к тому, что женщины предпочитали терпеть как можно дольше, прежде чем пойти в туалет, что вредно отражалось на здоровье. Если учесть, что тогда носили чулки, также крепившиеся к пояску, то можно себе представать, сколько времени и усилий занимал тогда процесс уринации менструирующей женщины.

Прокладки были разными, и мнения женщин о них весьма различаются, так что обобщенный вывод сделать непросто. Судя по всему, эти прокладки были мягкими и не натирали вульву. С другой стороны, их трудно было установить в нужном положении, они часто сбивались и протекали, даже несмотря на то, что внизу были несколько утолщены. Поэтому женщины носили специальные плотные трусы, иногда с водонепроницаемым слоем в промежности, что уменьшало протечки, но вызывало усиленное потение вульвы. На некоторых трусах были специальные приспособления для дополнительного крепления прокладки. Если менструирующая женщина собиралась танцевать или одевать дорогую красивую одежду, то для дополнительной защиты одевали и еще нечто наподобие кушака. Такие прокладки приходилось менять несколько раз в день.

Тем не менее для Европы и Америки это был огромный шаг вперед – от многоразовых к одноразовым гигиеническим продуктам. Подобные пояса были достаточно широко распространены вплоть до конца 60-х гг., однако позднее постепенно сошли на нет с появлением прокладок с липким (adhesive) слоем, которые имели иной принцип ношения.

Первые промышленные тампоны появились в Америке в конце 1920-х гг. (Fax, Fibs, Wix). Они не имели аппликаторов, иногда даже вытяжных шнуров. Первый тампон с аппликатором (знаменитый Tampax) появился в Америке в 1936 году и стал постепенно распространяться. Распространению тампонов очень поспособствовал знаменитый доклад Дикинсона «Тампоны как средство менструальной защиты», опубликованный в 1945 году в журнале Американской медицинской ассоциации. Этот доклад в определенной мере помог преодолению недоверия женщин к самой идее тампона. Тем не менее в 20-х - 50-х гг. тампоны для американок и европеек еще были «экзотикой», а широкое распространение тампоны получили, видимо, только в 70-е гг.

Одноразовые прокладки нынешней концепции появились примерно в конце 60-х гг. – более тонкие, не требовавшие поясов для ношения, а размещавшиеся в трусиках или чулках. Отметим однако, что самые первые подобные одноразовые прокладки Johnson & Johnson появились еще в 1890 (!) году, Curads в 1920, но они тогда совершенно не прижились, т. к. женское общество еще попросту не было готово к идее одноразовых гигиенических продуктов.

В 1960-х стали все более распространяться тампоны с аппликаторами разных типов – от штырьковых до телескопических, как правило, пластмассовых. Тогда же широко развернулась реклама прокладок и тампонов на телевидении и в женских журналах.

Акселерация (благодаря которой возраст первой менструации в течение всего нескольких поколений снизился с 16 до 12-13 лет), увеличение возраста менопаузы (прекращения менструаций), широкое развитие средств контрацепции, значительное уменьшение количества детей в европейской и американской семье, развитие эмансипации – все это привело к увеличению количества менструаций в жизни женщин и сделало проблему гигиены гораздо более актуальной, чем раньше. Активизация жизни женщин поставила и новые требования – быстрота смены гигиенического средства, незаметность для окружающих, доступность в продаже, надежность, удобство в ношении и т. п. Все это могли обеспечить только одноразовые гигиенические продукты промышленного производства. Уже в 70-х гг. жизнь цивилизованной женщины без фабричных тампонов и прокладок стала непредставимой.

В 80-х прокладки продолжали совершенствоваться, появился защитный нижний слой и «сухой» поглощающий слой, крылышки; стали использовать материалы-поглотители, превращающие кровь в гель; прокладки стали делать с учетом строения женской промежности (анатомическая форма). Прокладки становились более кровоемкими и в то же время тонкими, расширялась номенклатура – от могучих «овернайтов» до тончайших «на каждый день». Развивались и тампоны - так, более популярными стали тампоны с телескопическими аппликаторами, которые стали чаще изготовлять из картона (т. к., в отличие от пластика, картон в воде легко растворяется и поэтому с экологической точки зрения является более предпочтительным).

Примерно в этот же период продукты женской гигиены стали быстро интернационализироваться - такие бренды, как Tampax, Ob, Kotex, Always, Libresse и другие распространены по всему миру и редко встречаются только в бедных странах (впрочем, самые богатые дамы даже в беднейших странах все чаще пользуются мировыми брендами). В некоторых странах к ним добавляются и свои «национальные» бренды. Национальные марки можно условно разделить на две категории. Первая – это более дешевые в сравнении с интернациональными модели. В Польше это прокладки Bella, в России – прокладки «Ангелина», «Вероника» и другие, в том числе и польские. Такие продукты, как правило, не столь удобны, как интернациональные. Вторая категория – это продукты, в большей мере отвечающие национальным вкусам и предпочтениям, нежели интернациональные. Во Франции это, например, прокладки Nana и Vania (снабжаемые оберткой, в которую прокладку можно завернуть после использования), в Японии – тампоны с более длинными и обычно пластиковыми аппликаторами, снабжаемые целлофановыми пакетиками для заворачивания использованных тампонов и т. д.

Отметим, что есть и определенные национальные предпочтения в выборе гигиенических средств. Они не всегда поддаются объяснению, но нередко очень хорошо прослеживаются. Так, японки категорически не приемлют мысли о введении пальца в вагину, поэтому практически все японские тампоны - с аппликаторами, а редкие безаппликаторные марки снабжаются резиновыми напальчичниками! Вообще же японки определенно предпочитают прокладки. Прокладками предпочитают пользоваться также азиатки, латиноамериканки и россиянки. Американки определенно предпочитают тампоны, в Западной Европе распространенность тампонов и прокладок сопоставима. Автор предполагает (но не имеет подтверждений), что мусульманки пользуются только прокладками, причем самодельными, т. к. менструальная реклама в мусульманских странах запрещена.

В СССР вплоть до конца 80-х гг. промышленных тампонов не существовало вовсе, а прокладки промышленного производства были крайне редки и изредка продавались в аптеках под названием… «гигиенического средства» - словом, с анекдотической точностью воспроизводилась ситуация Америки 30-х гг. Зато в каждой книге для школьниц подробно объяснялось, как делать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины.

Первые тампоны Tampax и прокладки появились в СССР в начале 90-х гг. и вызвали среди женщин настоящую сенсацию. Первая реклама Тампакса появилась в журнале Бурда в 1989 году. На странице был изображен тампон с аппликатором на фоне коробки. Там же был короткий текст, суть которого сводилась к тому, что с тампонами Тампакс в вагинах россиянки обретут свободу и невиданный комфорт.

Автор лично наблюдал, как девушки-студентки буквально замирали, открывая страницу с этой рекламой и заворожено подолгу изучали содержимое этой рекламы. Журнал переходил из рук в руки, пока все студентки не ознакомились с этой рекламой. Интересная психологическая тонкость: обычно девушки разглядывали страницу группами по двое, нередко перешептывались друг с другом. Следовательно, между собой менструаций они не стеснялись, но при появлении парней делали вид, что рассматривают фасоны платьев. Надо заметить, что в момент появления этой рекламы ни тампонов, ни прокладок в продаже еще не было, а девушки могли пользоваться только самодельными прокладками. Идея тампона вызвала у девушек восторг.

Поначалу гигиенические средства были дороги, было много дешевых низкокачественных восточноевропейских поделок, поэтому распространение новых средств гигиены шло достаточно медленно. Первыми менструировать в продукты промышленного производства стали богатые дамы, подруги бандитов, воров и других «новых русских». Однако распространению мировых брендов мешала не только высокая цена и общая бедность, но и определенное предубеждение советских женщин против промышленных гигиенических товаров («зачем покупать задорого, когда я и сама могу сделать прокладку гораздо дешевле»). Зарубежные же фирмы изготовители были заинтересованы в скорейшем распространении своих продуктов на российском рынке. И тогда, как и в послевоенной Америке, была пущена в бой реклама, целью которой в нашем случае было убедить россиянок, что менструировать «по старинке» в самодельные прокладки – теперь попросту немодно. Нужно было сломить стереотип и убедить женщин, особенно молодых, что жизнь без Котексов, Тампаксов, Олвэйзов попросту невозможна.

Все помнят времена, когда страна буквально захлебнулась в рекламной менструации. Этот поток рекламы, весьма бестактной, громкой и назойливой, поначалу страшно смущал и шокировал как женщин, так и мужчин. Возникло даже движение «Против рекламы прокладок и за девичью честь» (впрочем, заметим, что к девичьей чести прокладки никакого отношения не имеют, скорее наоборот – та, что «блюдет честь» как раз определенно менструирует, в отличие от своих «залетевших» подружек). Однако наглая и напористая реклама свое дело сделала – современное поколение 15 - 25-летних девушек менструирует только в прокладки и тампоны промышленного производства и ни на какие самоделки попросту не согласно (хотя в российской глубинке наверняка не утерян секрет изготовления самоделок). Кроме того, уменьшилось стеснение девушек в этом вопросе – если раньше девушки о своих менструациях в принципе не говорили и чрезвычайно стеснялись всяких упоминаний об этом, то теперь девушки смотрят на менструацию как на вполне естественное явление – интимное, но в принципе не постыдное. Вот за это рекламе можно сказать спасибо."

В Советском Союзе вопросам гигиены придавалось большое, можно даже сказать политическое значение.

«В здоровом теле, здоровый дух.»

Кто не слышал этот лозунг?. Советский проект здорового тела - это, можно сказать, был имперский проект.

«Чтобы тело и душа были молоды – закаляйся как сталь!»

«Здоровье – это не только забота самого гражданина, но и государственное дело!»

В СССР вопросы чистоты решались на самом высоком уровне.

«Накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, благоухающая духами Коти»

Так Валентин Катаев описывал тип женщин времен НЭПа.

Еще не было железного занавеса, и советские граждане и гражданки с удовольствием смотрели фильмы, где блистала Мэри Пикфорд, голливудская кинодива.

Но в 30- годы начинает создаваться абсолютно иной облик советской женщины. Она должна была кардинально отличаться от своих буржуазных «сестер».

Подчеркивался именно гигиенический смысл косметики. Умение ей пользоваться приветствовалось как еженедельные походы в баню.

В то время как западные женщины покупают духи от «Марлен и Коти», наши модницы предпочитают продукцию с аббревиатурой «ТэЖэ». Расшифровывалась это необычное название очень просто: «ТрестЖирКость»

В начале тридцатых годов, жена Молотова, которая как раз возглавляла косметическую отрасль, обратила внимание вождя на ужасное состояние этой самой отрасли.

Парфюмерия и косметика нужны народу.

И уже в 30-е годы в СССР парфюмерии стало производится больше, чем во Франции.

Появлялись многочисленные плакаты, призывающие покупать мыло, духи, крема. Продукция фирмы ТэЖе стала очень популярной.

Гигиеническая роль косметики и умение пользоваться ею преподносилась как часть общей бытовой культуры.

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам»!

Помните всеми любимого Мойдодыра?

Плакаты призывали ходить в баню после работы и начинать утро с зубного порошка.

Вопросы гигиены не случайно волновали руководство страны.

В 30-годы началась массовая индустриализация страны. И тысячи людей потянулись на заработки из деревень в города. А ведь незнание элементарных правил гигиены могло стать причиной эпидемии.

Деревенские люди должны были привыкнуть к городским условиям, которые в корне отличались от тех, в которых они выросли и жили. Здесь уже так запросто не плюнешь на улице, за угол не забежишь…

Поэтому государство взялось очень активно обучать новых горожан основам совместного проживания, и правила гигиены должны стать для всех обязательными к исполнению.

Во многих государственных учреждениях висели плакаты «Просьба на пол не плевать». Ведь в деревнях полы были, в основном, земляные, так что плевок на пол никак не портил облик помещения. Совсем другой случай - городское учреждение или квартира.

Но, как говорится, на одной пропаганде далеко не уедешь. Люди жили в основном в коммуналках, в бараках.

«Все жили вровень, скромно так, система коридорная. На тридцать восемь комнаток всего одна уборная»

Так пел Владимир Высоцкий.

В таких условиях соблюдать основные требования гигиены было сложно.

Душ принять не всегда удавалось. Но существовали общественные бани, и традиция похода туда очень быстро закрепилась и стала еженедельным ритуалом практически всех советских людей.

Гигиена у народов Крайнего Севера

В это же время советская власть начала приучать народы Крайнего Севера к гигиене и массово завозить им мыло. Но люди не знали, что с ним делать.

Приходилось долго объяснять его истинное предназначение. Люди начали умываться и….умирать.

Ученые ломали головы, почему такое происходит. Прошло немало времени, пока не догадались, что, как не странно, гигиена, в нашем понимании этого слова, опасна для аборигенов Крайнего Севера.

Получилось так, что русскому хорошо, то ненцу смерть.

Смывая природный жировой слой, северяне лишали себя защиты. Традиционно они мылись один раз в год, когда солнце сильно припекало Землю. А в остальное время натирали тело тюленьим, рыбьим или медвежьим жиром. Во время такой процедуры и происходило очищение кожи от загрязнений.

Очень резко ситуация в стране изменилась в начале 60-х годов, когда началось массовое строительство пятиэтажек, прозванных в народе «хрущевками».

Это сейчас те квартиры кажутся неудобными, малогабаритными. А тогда это было спасение для многих миллионов людей.

Люди стали переезжать в свои, пусть небольшие, но в свои отдельные квартиры, и в каждой такой квартире была ванна. Мыло душистое с пушистым полотенцем стали гораздо доступней! Да и люди уже были другие, не те, что на заре появления советской власти.

В 60-е государству уже не приходилось так активно заниматься пропагандой чистоты. Хотя, видимо, и сейчас не все следуют этим простым правилам.

Вот такая она была гигиена в СССР!

Спасибо за предоставленную статью Моториной Татьяне.

(В некотором сокращении)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!