Женский журнал Ladyblue

Курсовая работа: Физическое воспитание в школе. Занятие физическими упражнениями по месту жительства

Постоянно ведется поиск инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи, но при этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания научно-технологической, материально-технической, программно-нормативной и кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.

В настоящее время мы имеем дело с серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:

1) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа; 2) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания; 3) низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.

Преодоление указанных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных образовательных учреждениях, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры системы физического воспитания детей, подростков и молодежи.

Цель данного исследования - организация физического воспитания школьников по месту жительства во внешкольных учреждениях на муниципальном уровне.

Исследование проводилось в 2004 - 2006 гг. на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и ДЮСШ района «Преображенское» Восточного административного округа Москвы. Использовался комплекс методов, таких как анализ литературных источников, анкетный опрос, анализ нормативных документов.

Анкетный опрос показал, что лишь 29% школьников района занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди мальчиков этот показатель составляет примерно 48%, а среди девочек - всего 19%.

Самым популярным у мальчиков является футбол - более 15%, далее идут, плаванье - 7,3%, восточные единоборства - 7,1%, волейбол - 6,8%, баскетбол - 6,5% и др.

У девушек - аэробика - 18,2%, теннис - 14,4%, художественная гимнастика - 10,1%, восточные единоборства - 7,8% и др.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы в 2005 г. во всех административных округах были созданы Центры физической культуры и спорта. Главная задача специалистов Центра - организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. В соответствии с количеством жителей, проживающих на территории района «Преображенское» (около 70 000 чел.), из расчета 1 специалист на 10 000 жителей, для организации физкультурно-спортивной работы на территории района было выделено 7 ставок для специалистов Центра физической культуры и спорта Восточного административного округа г. Москвы.

Ответственность за подбор кадрового состава была возложена на управу района «Преображенское». Служба по организации физкультурно-спортивной работы управы района «Преображенское», основываясь на данных анкетного опроса, проведенного среди учащихся 9 образовательных учреждений района, выбрала основными видами спорта, которые будут развиваться во внешкольных учреждениях района, футбол, волейбол, бокс, кикбоксинг. Виды спорта подбирались с учетом спортивных интересов детей и подростков района, а также в соответствии с той материально-технической базой, которой располагал район. Специалисты для Центра физической культуры и спорта подбирались из числа тренеров, работающих во внешкольных учреждениях района «Преображенское».

Прежде чем приступить к работе, за каждым специалистом было закреплено рабочее место для проведения учебно-тренировочного процесса. Таким образом, секции футбола стали работать на территории ГОУ Детского черкизовского парка (футбольное поле с искусственным покрытием и площадка для игры в мини-футбол), а также на плоскостных спортивных сооружениях района. При непосредственном участии управы района и ГУП УК «Преображенское» был проведен комплексный ремонт плоскостных спортивных сооружений, предназначенных для физкультурно-спортивной работы, с установкой осветительных мачт, что позволило существенно увеличить продолжительность занятий в осенне-зимний период. Также на спортивных площадках были установлены информационные стенды с графиком работы спортивных секций. В зимнее время занятия по футболу проходили в спортивном зале ГОУ СОШ № 1080 «Экополис».

Набор в секции осуществлялся через районные средства массовой информации (телекомпания «Гром-медиа», газеты «Преображенский квартал», «Молодежный квартал»), а также путем встреч с учащимися района в рамках лекционной работы по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Секция волейбола вела свою работу на базе СОШ № 1032, а в теплое время года на территории Измайловского парка.

Занятия по боксу и кикбоксингу проходили на базе спортивного клуба «Боевые перчатки».

Каждый специалист Центра физической культуры и спорта имел свое индивидуальное расписание, что существенно увеличивало процент занимающихся. Каждый тренер вел 4 группы детей, подростков и молодежи по 15 человек в каждой, при этом продолжительность занятий в неделю составляла не менее 6 ч.

Группы подбирались с учетом возраста занимающихся, без конкурсного отбора. Необходимым условием являлось отсутствие противопоказаний врача к занятиям спортом. Возрастные категории у детей, подростков и молодежи, занимавшихся футболом, были такими: 95/96, 93/94, 92/ 91, 89/90 г.р. Занимающиеся в секции футбола принимали участие в турнирах, организованных управой района под девизом «Выходи во двор, поиграем!», районных турнирах среди детских дворовых команд, посвященных знаменательным датам (День Победы, День физкультурника, День Города), окружных соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч». Наиболее одаренные дети рекомендовались для просмотра в СДЮШОР по футболу «Трудовые резервы».

Занимающиеся в секции волейбола были разделены на 2 группы, не менее чем по 15 чел. в каждой, - учащиеся 7-9-х и 9-11-х классов, занятия продолжительностью 2 академических часа проходили 3 раза в неделю. Занимающиеся в старшей группе принимали участие в окружном спортивном празднике «День молодежи».

Занимающиеся в секции бокса и кикбоксинга были разделены на 4 группы, не менее чем по 10 чел. в каждой, - учащиеся 11-12, 13-14, 15-16, 17 лет и старше. После полугода занятий ежемесячно проводились спарринговые поединки в формате «Открытый ринг», что позволяло занимающимся определить уровень своей подготовленности. Наиболее одаренным воспитанникам предлагалось обучение в СДЮШОР по кикбоксингу с дальнейшим присвоением квалификационных разрядов.

По нашему мнению, реализация такого подхода к организации физического воспитания по месту жительства во внешкольных учреждениях на основе выбранного школьником вида спортивной деятельности обеспечит формирование у него установки на здоровый образ жизни и позволит привлечь детей, подростков и молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Литература

  1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета /А.М. Акулов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - С. 9-11.
  2. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации /В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С. 2-6.
  3. Инновационная образовательная технология спортизирован-ного физического воспитания в общеобразовательной школе (ред. Л.Н. Прогонюк) - Сургут: Дефис, 2001. - 212 с.
  4. Чедов К.Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва /К.Е. Чедов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 45-46.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. При рассмотрении вопросов обучения и воспитания в процессе по физическому по воспитанию учащихся одной из актуальных тем является взаимосвязь деятельности школы, общественности и семьи. Необходимо обязательно учитывать совместных усилий школы, общественности и семьи. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь идет о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи, общественности и школы.

Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к культуре физической и т.п., подготавливатьих к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Не стоит в стороне от воспитания детей и общественность - коллективы промышленных предприятий и государственных учреждений. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждаяих к улучшению воспитания детей в семье.

Цель работы. Раскрыть процессы взаимодействия школы, общественности и семьи.

  1. Рассмотреть внеурочные формы работы по физической культуре;
  2. Рассмотреть внеклассные формы работы по физической культуре;
  3. Рассмотреть внешкольные формы работы по физической культуре;
  4. Рассмотреть физическое воспитание в семье.

Практическая значимость - Результаты работы могут использовать студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, тренера, инструкторы по физическому воспитанию.


1. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Когда говорят о массовости физкультурной, спортивной, туристской работы, имеют в виду количество учащихся, привлеченных к занятиям. По форме организации занятий физическими упражнениями выделяют:

Массовые мероприятия-с охватом сразу большого числа участников, например массовые игры, соревнования, различные развлечения.

Секционные, кружковые занятия, охватывающие ограниченное число учащихся, отдельные группы.

Индивидуальные занятия.

вовнешкольных учреждениях. Проводятся они школьниками как самостоятельно, так и под руководством учителей или инструкторов-общественников .


1 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

физический спортивный воспитание школа

Важно приучать учащихся к самостоятельным занятиям, начиная с раннего возраста, чтобы они уже умели не только выполнять упражнения вслед за учителем, но и самостоятельно осваивать различные двигательные действия, самостоятельно тренироваться, закаливать свой организм. Необходимые для этого знания и навыки учитель дает в процессе уроков физической культуры. В 1981 г. был выпущен первый экспериментальный учебник по предмету «физическая культура» , и в настоящее время готовятся к изданию такие учебники для всех классов. Есть немало детской литературы и для внеклассных самостоятельных занятий разными видами упражнений.

Важнейший вид самостоятельных занятий школьников -утренняя гигиеническая гимнастика. Основные направления реформы школы предусматривают повышение внимания к вопросам гигиены, обучению школьников умению следить за состоянием своего здоровья. Утренняя гимнастика в полной мере воспитывает навыки гигиены и физической культуры. Ее выполняют в спортивном костюме, до завтрака, в теплое время года по возможности на открытом воздухе (во дворе дома), а в холодное - в проветренной комнате, завершают водными процедурами: душем, обливанием или обтиранием.

Как правило, индивидуально учащиеся выполняют и задания учителя на дом по разучиванию упражнений на координацию, развитию силовой выносливости, прыгучести и других двигательных качеств.

Учащиеся могут выйти, индивидуально или небольшими группами, на пришкольную площадку, на ближайший стадион, на дворовую площадку или в сквер-поиграть, побегать, покататься на велосипеде, на лыжах. Практикуется, например, такой способ: каждому классу учитель выделяет определенные часы для занятий в зале, но руководит занимающимися физорг класса, а учитель при необходимости только предварительно его инструктирует. Одна половина занятия, как правило, отводится на бег и гимнастику, другая - на игры.

Учитель может объявить, в какие часы он будет на школьной площадке (на ближайшем стадионе); к этому времени желающие собираются группами, в которых одни занимаются бегом, другие прыжками, третьи метаниями и т. д. Учитель, переходя от одной группы к другой, каждому ученику делает указания по нагрузке, по разучиванию техники движений.

Во время перемен между уроками надо предоставлять детям возможность для активного отдыха, чтобы в теплое время года они могли выходить во двор школы, а в холодное время года поиграть в заранее проветренной рекреации. Играют дети самостоятельно, небольшими группами. Затевать массовые игры и соревнования не следует.

И, наконец, нельзя не сказать о важности такого вида самостоятельных занятий, как упражнения в перерывах между приготовлением домашних заданий по общеобразовательным предметам. Нужно приучать школьников к регулярным физкультпаузам не только в школе, в группах продленного дня, но и дома.

Развитие самостоятельности учащихся - одно из основных направлений повышения массовости физической культуры среди школьников. Никакими усилиями невозможно добиться стопроцентного охвата школьников занятиями в спортивных секциях и спортивных школах, ведь многие школьники участвуют в других школьных кружках, учатся в музыкальных школах, на курсах. И только если каждый захочет найти и найдет время, чтобы самостоятельно позаниматься физическими упражнениями, задача достижения массовости в физической культуре школьников будет решена.


2. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная-для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий также имеют не строго обязательный, а рекомендательный характер. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительны для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Формы внеклассных занятий не являются раз и навсегда устоявшимися. В связи с меняющимися интересами школьников, появлением новых популярных видов спорта, улучшением материальной базы школ и квалификации учителей и тренеров могут возникать разные варианты организации внеклассных занятий.

В настоящее время наиболее распространены физкультурные, спортивные и туристские кружки. Их организуют или для учащихся отдельных классов (если находят для них руководителя из числа родителей, учителей, старшеклассников), или для группы учащихся двух-трех параллельных или смежных (например, пятых и шестых) классов. Желательно, чтобы руководители окончили инструкторские курсы, организуемые при Дворцах пионеров, детских туристско-экскурсионных станциях, детско-юношеских спортивных школах.

Основное содержание занятий в кружках-разносторонняя физическая подготовка. Но могут быть и профилированные кружки (например, по бадминтону, акробатике, художественной или ритмической гимнастике, спортивному ориентированию, стрелковому спорту). К руководству ими привлекают квалифицированных руководителей, в основном из числа комсомольцев шефствующего предприятия, родителей, бывших спортсменов.

Кружковая работа имеет преимущество перед секционной в том, что может быть более разнообразной, ее легче организовать. Кружки создают не только для школьников начальных классов, но и для учащихся среднего и старшего возраста. С помощью ДОСААФ для старшеклассников могут быть организованы кружки по военно-прикладным видам спорта, с помощью туристско-экскурсионных станций-по различным видам туризма (пешему, велосипедному, лыжному, водному).

Спортивные секции рассчитаны на всех учащихся школы. Они состоят из учебных групп, формируемых с учетом физической подготовленности учащихся. Мальчики и девочки занимаются в разных группах. Лучше иметь одну спортивную секцию со всеми возрастными группами-детской (подгруппы 7-8, 9-10, 11-12 лет), подростковой (13-14 лет) и юношеской (15-17 лет), чем несколько секций с неполным набором возрастных групп. Тогда занимающиеся в секции за время учебы в школе могут пройти путь от новичка до спортсмена-разрядника; в секции сплачивается дружный, из года в год пополняемый коллектив.

Клубы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Нептун» и другие объединяют детские команды (различных возрастных групп), организуемые в школах и по месту жительства школьников. Клубы и команды имеют свою эмблему и спортивную форму .

Деятельностью каждого клуба руководит совет, в состав которого входят капитаны команд, избираемые на общем собрании, а также представители общественности (председатель совета клуба становится членом общественного совета физической культуры в микрорайоне), в том числе ветераны спорта, родители, тренеры-общественники. Совет клуба проводит организационную и воспитательную работу, соревнования на призы клуба среди команд микрорайона, а также подготовку команд к участию в городских (районных) соревнованиях.

В группах продленного дня предусмотрено проводить ежедневно спортивный час. Занятиями руководят воспитатели или привлекаемые, постоянно или эпизодически, в порядке комсомольских поручений, старшеклассники. Основное содержание таких занятий - подвижные игры и развлечения, при возможности также прогулки на окраину города или села с играми на местности, элементами ориентирования, проведением туристских соревнований.

Школьные спортивные соревнования разделяют на массовые, в которых участвуют все или большинство учеников класса, и немассовые-с участием небольших команд. Главное внимание надо уделять массовым соревнованиям, как по основным видам спорта-легкой атлетике, лыжам, гимнастике, спортивным играм, так и по отдельным упражнениям, например бегу, прыжкам, а также комплексным, типа «Пионерское четырехборье», «Старты надежд», «Веселые старты», соревнования по многоборью.

Соревнования разделяются на внутришкольные (учебные, контрольные, товарищеские, первенства) и межшкольные (товарищеские встречи школьных команд, первенства района или города).

Для участия во внутришкольных соревнованиях формируют команды классов, а для участия в межшкольных- сборные команды из представителей разных классов. Они тренируются под руководством капитанов.

Для занятий туризмом в школе создаются кружки или клубы. Они организуют теоретические и практические учебные занятия: руководят проведением походов, туристских соревнований.

Большинство школ участвуют во всесоюзных играх «Зарница» и «Орленок». Руководство подготовкой школьных команд осуществляют штабы, в состав которых входят учителя и учащиеся.

В каникулярное время школы организуют спортивно-оздоровительные, оздоровительно-трудовые и туристские лагеря. Оздоровительный эффект и развитие двигательных качеств за месяц, проведенный в лагере, выше, чем за весь учебный год. Большое значение эти лагеря имеют и для обучения всех школьников плаванию.

Физкультурные праздники, как правило, организуются в связи с началом и окончанием учебного года, в День Советской Армии и в другие знаменательные даты. Обычно программа праздника включает торжественное открытие и закрытие (парад участников, награждение и пр.), спортивно-показательную часть (показательные выступления, соревнования) и массово-затейную (игры, аттракционы, конкурсы, викторины) .


3. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Внешкольная работа - это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях.

Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. К числу внешкольных учреждений, специально созданных для работы по физическому воспитанию учащихся, относятся детско-юношеские спортивные школы и детские стадионы.

Детские учреждения других профилей (экскурсионно-туристские станции, станции юных техников, юных натуралистов и другие) также уделяют внимание оздоровительной работе с детьми. Они организуют походы, создают лагеря. На станциях юных техников проводятся занятия техническими видами спорта, многие из которых связаны с двигательной активностью.

К детским учреждениям универсального типа относятся Дворцы и Дома пионеров, загородные и городские пионерские лагеря, детские парки. Физическое воспитание, как часть общей системы коммунистического воспитания детей, является одной из важнейших задач этих учреждений.

Работа по физическому воспитанию ведется не только в детских внешкольных учреждениях, но и во многих других общественных учреждениях. При добровольных спортивных обществах профсоюзов и ведомств имеются детско-юношеские спортивные школы, при Дворцах и Домах культуры, клубах, культурно-спортивных центрах, физкультурно-оздоровительных комбинатах - сектора, группы, кружки для детей и подростков, юношей и девушек; при парках культуры и отдыха-детские городки; детские площадки, клубы, секции, команды.

Цель внешкольных, так же как и внеклассных, занятий-здоровый и разумный отдых детей, удовлетворение их интересов, развитие индивидуальных способностей и склонностей, привитие навыков общественного самоуправления. Важной задачей является оказание помощи школе, комсомольской и пионерской организациям, семье в воспитании детей, в подготовке их к жизни и к труду.

Внешкольные учреждения являются инструктивно-методическими центрами по воспитательной работе среди школьников. Они оказывают помощь учителям и воспитателям по вопросам внеклассной работы в школе, обобщают и внедряют лучший опыт такой работы, помогают активу комсомольских и пионерских организаций в руководстве самодеятельной работой учащихся.

Деятельность каждого внешкольного учреждения, таким образом, складывается из непосредственно практической работы с детьми и оказания методической помощи педагогическим и ученическим коллективам школв их самодеятельной внеклассной кружковой и массовой работе .


4. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ


Все родители хотят, чтобыих ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.

Хотим мы этого или нет, но возрастающие требования к глубине и качеству знаний каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будут закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.

Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняетсяих желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания.

Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.

Чтобы у родителей с детьми получались упражнения, чтобы они не допускали возможных погрешностей и ошибок, следует обратить внимание на следующие указания и рекомендации .


1 КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ


Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до б лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка - в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста .


2 СКОЛЬКО ЗАНИМАТЬСЯ


Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна. Она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени у родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий - не более 10 мин.

До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 ч. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные, по возможности на открытом воздухе.

Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами (игрушки, велосипеды, самокаты) и для упражнений на различных снарядах (гимнастические стенки, качели, горки), желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие физкультурой с одним из родителей (около 20 мин).

Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет - 20-30 мин, с шестилетками - до 45 мин.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Чаще всего она представляется в выходные дни .


3 КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ


Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети, чтобы он скорее научился плавать, кстати, полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания) .


4.4 КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ


Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданная и излишняя боязливость мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные правила безопасности, которые следует соблюдать при воспитании у ребенка смелости.

Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти - обязательно целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. При выполнении акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании возможностей вашего ребенка.

Каждое новое упражнение осваивайте медленно и постоянно поддерживайте ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности. При дальнейшем повторении можно ускорить темп упражнения и постепенно исключить всякую помощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоятельно (например, проход по узкой скамейке, лазанье по лестнице, спрыгивание с нижней ступеньки). Постоянно подстраховывайте ребенка, будьте готовы в нужный момент быстро его подхватить.

Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Более сложные упражнения и прыжки следует всегда выполнять на мягкой подстилке (на ковре, траве). Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте.

Длительное удерживание трудных поз в раннем возрасте недопустимо - через 2-5 с. необходимо вернуть ребенка в исходное положение. Лучше несколько раз повторить упражнение.

Вис на руках полезен для формирования опорно-двигательного аппарата, развития силы и силовой выносливости. Необходимо простые висы заменять смешанными.

При обучении лазанью не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать, т. е. максимально до 2,2 м. Только когда лазанье будет освоено в совершенстве (например, по наклонной лестнице), можно позволить ребенку старше 3 лет самостоятельно залезать и выше.

Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражнения. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно, чтобы ребенок не ослабил внимание, а вы не допустили оплошности при подстраховке.

Избегайте упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника. К неподходящим упражнениям подобного рода относятся, например, «колыбелька на животе» (ребенок, лежа на животе, прогибается, держась за ступни) или популярная «тачка» (ребенок опирается о землю руками, а взрослый держит его за ноги и продвигается с ним вперед; здесь опасна также большая нагрузка на руки) .


4.5 КАК ПОДГОТОВИТЬ МЕСТО И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ


Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице.

Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте окна, а зимой хотя бы форточку. Нельзя заниматься на кухне, где воздух засорен запахами пищи, сохнущего белья и т. п. Помещение должно быть чистым, хорошо освещенным и относительно теплым (16-18°). В целях безопасности необходимо убрать те предметы, которые мешают двигаться или могут разбиться; достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр. Самая удобная подстилка для смягчения прыжков - ковер (разумеется, хорошо выбитый) или же что-то другое (например, сложенное покрывало). Мягкую подстилку на улице заменит газон (очищенный от опасных осколков и грязи), песок или солома.

Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой, на бетоне или на кафеле: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки, а ни в коем случае не твердой. Для занятий бегом или прыжками хорошо подходят тропинки в поле или парке, газоны, лесной мох и т. п.

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные резиновые игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п. К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе и чем меньше избалуете его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни .


6 КАК ОДЕТЬСЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ


Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься только в трусиках и босиком, в более прохладное время - в спортивном костюме и легкой, мягкой обуви. Особое внимание обращайте на тесные резинки на поясе и под коленями (гольфы долой!), на не гигиеничность использования резиновой обуви, в которой парится нога, на ненужные подтяжки и слишком теплую одежду, которая стесняет движения и не позволяет наблюдать за движениями позвоночника, лопаток, следить за осанкой и т. д. Специальная одежда требуется для занятий зимой. Лучше надеть на ребенка два легких свитера, чем не пропускающий воздух комбинезон или тяжелое пальто. По возвращении с катания на санках или лыжах ребенка необходимо переодеть в сухую одежду, переобуть и согреть теплым питьем .


На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. При рассмотрении вопросов обучения и воспитания в процессе по физическому по воспитанию учащихся одной из актуальных тем является взаимосвязь деятельности -школы, общественности и семьи. Необходимо обязательно учитывать совместных усилий школы, общественности и семьи. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь идет о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи, общественности и школы.
  2. К внеурочным относят все формы коллективных и индивидуальных занятий до начала уроков, в режиме школьного дня и по окончании уроков, включая занятиявовнешкольных учреждениях. Проводятся они школьниками как самостоятельно, так и под руководством учителей или инструкторов-общественников.
  3. Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная-для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий также имеют не строго обязательный, а рекомендательный характер. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительны для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
  4. Внешкольная работа - это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях. Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. К числу внешкольных учреждений, специально созданных для работы по физическому воспитанию учащихся, относятся детско-юношеские спортивные.
  5. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания. Чтобы у родителей с детьми получались упражнения, чтобы они не допускали возможных погрешностей и ошибок, следует обратить внимание на вышесказанные указания и рекомендации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богдагов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.
  2. Введение в теорию физической культуры. \Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
  3. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. Физ. Культ. \Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986. - 352 с.
  4. Советская система физического воспитания \Под ред. Г.И. Кукушкина. - М.: ФиС, 1975 - 558 с.
  5. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов \Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  6. Физическая культура. 4-й класс: Экспериментальное учебное пособие по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ/Под ред. В. С. Каюрова и 3. И. Кузнецовой.-М.: Физкультура и спорт, 1981, 150 с.
  7. Физкультура для всей семьи. - 2 изд. стереотип. /сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А.- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 463 с.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Опыт показывает, что физическое воспитание школьников по месту жительства эффективно при следующих условиях: а) наличии в микрорайоне единой системы управления внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; б) активном участии молодежных, профсоюзных и физкультурных организаций, органов образования в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы; в) вовлечении детей в общественно полезную и трудовую деятельность по физической культуре и спорту; г) проведении систематических физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий при активном участии шефов промышленных предприятий, учебных заведений, спортивных обществ, родителей; д) организации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту; е) создании соответствующей материальной базы для занятий физической культурой и спортом (помещения для физкультурно-спортивного клуба, плоскостные спортивные сооружения, площадки для игр и т. п.); ж) обеспечение врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

Задачи физического воспитания школьников по месту жительства таковы: воспитание нравственности; содействие укреплению здоровья и закаливанию детей ; формирование, совершенствование и закрепление двигательных умений, навыков и развитие двигательных качеств; развитие организаторских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; привитие школьникам навыков и привычек самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для эффективного физического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи во внеучебное время необходимо четко определить уровни управления и функции должностных лиц. В воспитании школьников по месту жительства в настоящее время участвуют различные организации: административные, общественные, педагогические и др. Каждая из них представлена самостоятельным управленческим уровнем, и в то же время они находятся в тесной связи между собой.

Рассмотрим вопросы управления физическим воспитанием по месту жительства на опыте г. Чайковского Пермской обл. Это молодой, современный развивающийся город, в котором 11 общеобразовательных школ. В нем четко выделены 12 крупных микрорайонов, имеются прекрасные естественные условия (близость лесных массивов, открытых водоемов, спортивных сооружений), позволяющие успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди школьников, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

В каждом микрорайоне города созданы и активно действуют советы микрорайонов, которые возглавляют руководители промышленных предприятий, строек. Руководит деятельностью советов микрорайонов городской штаб по работе с населением по месту жительства. В составе городского штаба функционирует пять комиссий: воспитательная, по работе с детьми и подростками, охраны общественного порядка, по благоустройству и озеленению, физкультурно-массовая. При советах микрорайонов созданы общественные советы физической культуры и спорта. Координирует их работу физкультурно-массовая комиссия при городском штабе по работе с населением по месту жительства. В ее состав входят представители организаций города.

В основном вся физкультурно-оздоровительная работа среди детей школьного возраста проводится на специально оборудованных детских площадках, созданных при домоуправлениях и ЖКО (таких площадок в городе - 27, каждая из них объединяет от 5 до 10 жилых домов). За детскими площадками закреплены шефы - работники Комбината шелковых тканей, управления «Воткинскгэсстроя», заводов синтетического каучука и точного машиностроения, ремонтно-эксплуатационной базы речного флота, Воткинской ГЭС и других организаций. Шефы проявляют постоянную заботу о благоустройстве детских площадок и развитии материально-спортивной базы, выделяют общественных тренеров и инструкторов физической культуры, оказывают материальную помощь.

Заслуживает внимания опыт управления физическим воспитанием по месту жительства в микрорайонах № 3 и 5, где проживают в основном семьи тружеников комбината шелковых тканей. Здесь четко прослеживаются три уровня управления: административный, общественный и педагогический.

Административный уровень управления представлен директорами и организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ № 9 и 11, с одной стороны, и администрацией ЖКО комбината шелковых тканей, с другой. Директора школ и руководство комбината шелковых тканей заключили договор, в котором отражены все мероприятия, для проведения которых требуются совместные усилия. В договоре зафиксировано, что школы представляют спортивную базу для организации кружковой и спортивной работы с детьми и подростками в субботние и воскресные дни. В свою очередь, профсоюзный комитет комбината и администрация ЖКО изыскали возможность для оказания конкретной материальной помощи школам. Было решено, что часть средств 2-процентных отчислений от квартплаты и 5-процентных отчислений от арендной платы нежилых помещений, выделяемых для проведения культурно-массовой и спортивной работы, будет использована для приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, которые безвозмездно передаются школам и детским клубам «Ровесник», «Гайдаровец», «Олимпиец». Кроме того, администрация ЖКО выделила помещение, где разместились эти детские клубы.

Как сказано в договоре, на этом уровне управления решаются многие вопросы, в частности установление контактов с общественными организациями в масштабе города, составление плана воспитательной работы с детьми, выявление возможностей школ и микрорайонов для проведения работы по месту жительства (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественного актива и т. д.). Договор предусматривает непосредственное проведение организационных мероприятий, создание соответствующего психологического настроя у взрослых по отношению к проводимой спортивно-массовой работе, контроль и учет выполнения принятых решений. Такое взаимодействие наглядно показало, что именно на административном уровне управления закладываются основы успешной деятельности во всех сферах воспитательной работы, в том числе и в физическом воспитании школьников по месту жительства.

Таким образом, на административном уровне управления работа осуществляется по нескольким направлениям. А именно: а) установление контактов и выполнение решений партийных, советских, государственных и общественных органов в масштабе микрорайона, района; б) совместная постановка задач как в плане воспитательной работы с населением, так и в плане решения различных хозяйственных вопросов; в) выявление возможностей общеобразовательных школ и ЖЭКа для проведения работы по физическому воспитанию (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественности и общественных организаций к работе); г) непосредственное руководство и проведение организационных мероприятий (собраний, совещаний, субботников и др.); д) создание соответствующего психологического настроя у взрослого населения по отношению к проводимой спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе; е) контроль за выполнением принятых решений и их учет; ж) постановка новых задач перед коллективами.

Следующий уровень управления представлен общественными организациями, имеющимися в каждом микрорайоне (депутатские группы, советы микрорайонов, родительская общественность, ветераны спорта и др.).

Участие широкого круга шефствующих предприятий (основных производств и служб комбината) и общественности в спортивно-массовой работе в микрорайонах оказалось возможным благодаря созданию специальных органов управления, которые руководят всей воспитательной и спортивно-массовой работой по месту жительства. Таким органом стали общественный совет по спортивно-массовой и оздоровительной работе микрорайонов № 3 и 5, советы детских площадок.

Объединение общественных сил позволило более успешно и эффективно проводить воспитательную и спортивно-массовую работу с детьми и подростками не только в школе, но и по месту жительства . В состав совета были избраны представители администрации школ, ЖКО и комбината, физкультурные работники ДСО «Труд», общественные тренеры, родители, ветераны спорта, школьные учителя физической культуры. Совет координирует работу школ микрорайона, выступает как связующий орган между школой и ЖЭКами, советами коллективов физкультуры школ и советом физкультуры комбината. Таким образом, он не только руководит практической деятельностью клубов по месту жительства, но и определяет содержание, направленность физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайонах.

Сергей Бажуков

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 г. ВОРОНЕЖ

394080, ул. Г. Лохматикова, 43, телефон 259-48-62; e-mail: [email protected]

Приказ №116-Л

Положение о физическом воспитании учащихся МБОУ СОШ № 24

1. Общие положения.

1.1. Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания учащихся образовательных учреждений решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, формирование двигательных навыков, расширение функциональных возможностей организма, воспитанию смелости, решимости, упорства, целеустремленности.

1.2. Организация и содержание физического воспитания регламентируется инструктивно-методическими и нормативными документами РФ.

К таким документам относятся, прежде всего, учебная программа по физической культуре, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, программа занятий по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, по практике и теории физической культуры и спортивных занятий по теории и практике физической культуры и спорта. А также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания.

1.3. Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют:

Уроки по физической культуре и спорту;

Внеклассная спортивно-массовая работа в лицее (кружки физической культуры, спортивные секции, спортивные соревнования);

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (физкультурные минуты на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня);

Внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учащихся, занятия в детско-юношеских спортивных школах, домах творчества, детских туристических станциях, спортивных обществах, самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах).

Действенность системы физического воспитания обеспечивается эффективностью уроков по физической культуре, рациональным объемам, проведением в режиме дня лицея массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимальным внедрением физических упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярным контролем за здоровьем учащихся.

1.4. Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания учащихся образовательных учреждений является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности.

2. Ответственные за организацию физического воспитания

2.1. За организацию физического воспитания в лицее отвечает директор . На него возлагаются:

  • создание необходимых условий для проведения уроков по физической культуре и организации внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы;
  • обеспечение условий для организации занятий физическими упражнениями со школьниками специальной медицинской группы;
  • организации проведения регулярных медицинских осмотров учащихся.

В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив лицея.

2.2. Заместитель директора по УВР:

  • отвечает за выполнение учебных программ и качество преподавания на уроках физической культуры;
  • обеспечивает систематический контроль за проведением уроков по физической культуре и спорту, а также занятий со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

2.3. Заместитель директора по ВР:

  • отвечает за организацию внеклассных занятий и внеурочной деятельности по физической культуре;
  • привлекает родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы.

2.4. Учителя физической культуры:

  • несут ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры;
  • обеспечивают на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре соблюдение санитарно-гигиенических требований и принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи;
  • ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;
  • вовлекает школьников в физкультурные кружки, спортивные секции, а также в различные физкультурно-массовые мероприятия;
  • организует внеклассную физкультурно-массовую и спортивную работу в лицее;
  • направляет работу школьного коллектива физической культуре, а также готовит людей из числа учащихся и максимально привлекает их в доступных формах к проведению различных физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий;
  • организует подготовку школьников к городским спортивным мероприятиям;
  • организует внутрилицейские соревнования и физкультурные праздники.

2.5. Руководство ОБЖ:

  • организует работу секций и кружков по военно-прикладным видам спорта;
  • осуществляет совместно с учителями физической культуры подготовку школьников к сдаче нормативов по физической подготовке.

2.6. Классные руководители и учителя:

  • содействуют вовлечению учащихся в секции и кружки коллектива физической культуры;
  • обеспечивают на уроках неукоснительное соблюдение СанПинов.

2.7. Врачебный контроль:

  • проводится систематический врачебный контроль за здоровьем занимающихся и санитарный надзор за местами занятий;
  • медицинский работник ведет разъяснительную работу среди учащихся и родителей о значении физической культуры, личной гигиена и режиме школьников;
  • перед спортивными соревнованиями все участники команд обязаны пройти дополнительный медицинский осмотр;
  • при проведении массовых лицейских спортивно-оздоровительных мероприятий присутствие фельдшера является обязательным.

2.8. Физическое воспитание школьников в семье осуществляется родителями путем постоянного и активного содействия выполнению учащимися условий: соблюдения режима дня, правил гигиены и закаливания; ежедневное выполнение утренней гимнастики, контроль за выполнением заданий учителя физической культуры; поощрение разнообразных подвижных и спортивных игр, особенно игр на воздухе, купания и плавания.

3. Организация внеурочной деятельности по физической культуре.

3.1. Приказом директора школы назначается организатор по внеурочной деятельности по физической культуре.

3.2. Организатор по внеурочной деятельности по физической культуре обязательно составляет рабочую программу по утвержденному расписанию.

3.3. В внеурочную деятельность по физической культуре входит: проведение внутришкольных спортивных соревнований, подготовку команд к областным и городским соревнованиям, проведение спортивных оздоровительных праздников, дней здоровья и других оздоровительных мероприятий.

3.4. Отчетной документацией по внеурочной деятельности по физической культуре является:

  • заявка на участие;
  • график игр/мероприятий;
  • отчет о выполнении;
  • приказ по школе по утверждению итогов мероприятия;
  • отчет на сайте школы.

3.5. Контроль за внеурочной деятельностью по физической культуре осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

4. Учет и отчетность.

4.1. Для учета и контроля учебно-спортивно-массовой работы в школе ведется следующая документация:

1) журнал учета внеурочной деятельности;

2) план проведения спортивных внеклассных мероприятий;

3) план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности руководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического воспитания учащихся является учитель физической культуры .

Его основные обязанности:

Несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

Ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;

Организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе;

Обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов;

Организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешкольным спортивным соревнованиям;

Содействует профориентации учащихся и т.д.

Но учитель физической культуры сможет успешно выполнить все свои обязанности лишь при условии содействия каждого члена педагогического коллектива.

В первую очередь это директор школы , на которого возлагается:

Обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, внеклассная спортивно-массовая работа;

Обеспечение систематического контроля за работой по физическому воспитанию учащихся;

Организация регулярных медицинских осмотров учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы :

Несет ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

Предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию;

Участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.

Классные руководители и учителя :

Добиваются соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвуют в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня;

Содействуют вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечивают соблюдение гигиенических требований к проведению урока по своему предмету, следят за правильной осанкой учащихся.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности.

В процессе физического воспитания решается три группы задач:

- оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всестороннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соответствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

- образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;


- воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эстетическому, умственному воспитанию.

Формы организаций физического воспитания в школе :

Классно-урочная;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

Ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня;

Внеклассная работа.

Эти формы дополняются организацией физического воспитания во внешкольных учреждениях :

Систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования;

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха;

Массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

Формами организации физического воспитания детей в семье могут быть:

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

Самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическому воспитанию;

Самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлечения, в том числе с участием взрослых;

Участие семей в соревнованиях по месту жительства.

По признаку обязательности все формы физического воспитания делятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные.

По признаку организации обучения — на урочные и неурочные.

Основные признаки урочной формы :

Наличие квалифицированного педагога;

Определяемое программой содержание урока;

Обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

Обязательная оценка результатов деятельности;

Систематичность проведения занятий по стабильному расписанию;

Относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.

Эффективность решения задач физического воспитания обуславливается комплексностью его содержания. Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровитель-ных мероприятий в режиме учебного дня определяются "Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы". В основе программы лежит комплексное решение задач физического воспитания.

В пояснительной записке изложены цели, задачи физического воспитания, общие рекомендации распределения и планирования учебного процесса и т.д.

Программа состоит из пяти отдельно оформленных частей .

1. "Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня" . Представлены общие рекомендации по определению содержания мероприятий в трех возрастных группах учащихся (1-4, 5-8, 9-11 классы).

2. "Уроки физической культуры" . Представлена учебная программа по предмету "Физическая культура" — типовой учебный материал теоретического и практического характера, дифференцированный в соответствии с возрастными особенностями учащихся для каждого класса, а также учебные нормативы и требования уровня физической подготовленности.

3. "Профессионально-прикладная физическая подготовка" — дополнительный (к учебной программе) подбор средств, способствующих углубленному совершенствованию физических и психических качеств, двигательных умений и навыков, повышающих сопротивляемость организма. Подбор средств осуществлен на основе профессиональной ориентации с учетом профессий, которые могут быть выбраны учащимися. В разделе выделены группы профессий (однородных), психофизиологические требования и рекомендуемые средства профессионально-прикладной физической подготовки.

4. "Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом" . Представлено содержание занятий в школьных кружках физической культуры (1-4 классы), группах ОФП, секциях по видам спорта.

5. "Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия". Даны общие рекомендации по определению содержания ежемесячных дней здоровья и спорта для учащихся 1, 2-7, 8-11 классов, внутришкольных соревнований, туристических походов.

В конце комплексной программы представлены две таблицы.

Таблица 1 — примерный объем двигательной активности учащихся каждого из классов 11-летней школы.

Таблица 2 — перечень видов физических упражнений, рекомендуемых для развития физических качеств учащихся конкретных классов.

Формы организации физического воспитания в школе

Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры.

Учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

Организационно-управленческую и контролирующую деятельность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

Учебно-познавательную деятельность учеников, результат которой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5-12 мин). Цель — организация класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к решению задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты.

2. Основная часть (30-35 мин). Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется комплексной программой.

3. Заключительная часть (3-5 мин). Цель — приведение организма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Задачи и содержание применяемых средств направлены на снижение физиологического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение общей и моторной плотности урока (формулы расчета показателей ОП и МП представлены в гл. 5, с.66).

Классификация уроков физической культуры.

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической культуры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок обладает несколькими характерными признаками.

С учетом основной направленности:

- урок общей физической подготовки — организуется с людьми любого возраста от детского сада до групп ОФП для взрослых и характерен разнообразием учебного материала, умеренными физическими нагрузками;

- спортивно-тренировочные уроки типичны для занятий избранным видом спорта (легкая атлетика, гимнастика и т.д.) и требуют специфической методики проведения;

- урок профессионально-прикладной физической подготовки проводится для обучения прикладным двигательным действиям и воспитания способностей, адекватных содержанию профессионального труда;

- урок лечебной физической культуры применяется при каких-либо заболеваниях, включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного.

По характеру учебной работы выделяют:

- урок освоения нового материала , характеризуемый относительно малой моторной плотностью, вследствие большой траты времени на объяснение, демонстрацию, исправление первых грубых ошибок в движениях;

В уроках совершенствования и закрепления учебного материала моторная плотность возрастает до максимальных величин;

- контрольные уроки проходят обычно по типу соревнований (проверка знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности);

- урок смешанного типа наиболее характерен дляфизического воспитания, поскольку совмещает в одном занятии изучение нового материала, совершенствование и проверку ранее освоенного.

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений выделяют уроки гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и др., а также комплексные уроки (сочетающие гимнастику и легкую атлетику, гимнастику и игры и др.).

В младших классах уроков смешанного типа 60-90%, в старших классах — только 9-10%. Одноцелевых уроков в младших классах 17-40%, а в старших — до 80-90%.

В младших классах противопоказан однообразный учебный материал, так как он не обеспечивает повышенную эмоциональность, высокую эффективность, дети быстро утомляются. В младших классах до 90% уроков могут содержать в себе одновременно 2-4 вида учебного материала программы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают гимнастику до учебных занятий, физкультминуты, физические упражнения на удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Гимнастика до учебных занятий проводится ежедневно перед первым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокращает время врабатывания. Комплекс включает 5-8 упражнений, которые меняются через 2-3 недели.

Физкультурные минутки включают 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать внимание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки аналогичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20-30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй половине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах проводятся преимущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание). Цель этого оздоровительного мероприятия — организация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения работоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвижные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, скакалками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — этот система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способствуют более полному и качественному решению задач физического воспитания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражнениями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.

Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относительно постоянным составом занимающихся (кружок физической культуры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).

Кружок физической культуры организуется для учащихся младших классов группой 20-30 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 45 минут. Основное внимание уделяется формированию правильной осанки и навыков выполнения основных движений. Материал заимствуется в основном из школьной программы и проводится преимущественно в игровой форме.

Секции ОФП являются переходной ступенью к занятиям спортом. Группы организуются по 20-25 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут. Направленность занятий — повышение уровня общей физической подготовленности школьников.

Спортивные секции организуются предпочтительнопо видам спорта, не требующих сложного оборудования (легкая атлетика, спортивные игры, туризм). К занятиям в спортивных секциях допускаются школьники, относящиеся к основной медицинской группе.

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия , чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть классов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры). Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.

Туристические походы способствуют разностороннему воспитанию физических качеств, закаливанию, формированию прикладных навыков. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения (пешие и лыжные походы).

Туристические походы делятся на самодеятельные и плановые. Самодеятельные путешествия организуются и проводятся отдельными группами туристов или учебных заведений. Этот вид путешествий отвечает целям и задачам туристической работы в школе. Плановый туризм — это путешествие по путевкам по заранее разработанному маршруту под руководством опытного инструктора.

Соревнования в школе могут проводиться внутри класса (кружка физической культуры, секции ОФП или спортивной секции), между классами одной параллели, между различными классами (гандикап) и по виду могут быть личные, командные и лично-командные.

Соревнования наиболее эффективны при соблюдении следующих условий:

Своевременное ознакомление учащихся с положением о соревновании;

Простота организации соревнований и системы зачета;

Красочное оформление и подготовка мест соревнований;

Быстротечность соревнований и квалифицированное судейство;

Соблюдение санитарно-врачебных требований.

Праздник физической культуры — массовое зрелищное мероприятие показательного и развлекательного характера, чаще всего приуроченное к какому-нибудь событию. В программе праздника необходимо предусмотреть торжественное открытие и закрытие, показательные выступления спортсменов, массовые соревнования, конкурсы, аттракционы, подвижные игры, награждение физкультурного актива и победителей соревнований. Общую продолжительность целесообразно планировать в пределах 1,5—2 часов.

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

С древних времен физическое воспитание активно использовалось для подготовки к охоте, труду, военной деятельности. С течением времени в зависимости от разнообразных условий труда и быта изменялись направленность и содержание ППФП, но необходимость ее для подготовки подрастающего поколения к жизни оставалась постоянной.

Каждая профессия требует не одинакового уровня развития психофизических качеств, умений, навыков, поэтому в военном вузе профессионально-прикладная подготовка будет одного содержания, в педагогическом — другого. Основу этого раздела должна составлять общая физическая подготовка, направленная на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии.

Задачи ППФП — приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных умений и навыков.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Формировать необходимые прикладные навыки;

Осваивать прикладные умения и навыки;

Воспитывать прикладные психофизические качества;

Воспитывать прикладные специальные качества.

Наиболее важным физическим качеством для представителей любой профессии является выносливость, необходимая для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня. Для представителей гуманитарных профессий хорошая общая физическая подготовка решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии.

Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются:

Формы труда специалистов (физический, умственный, смешанный);

Условия и характер труда (продолжительность, комфортность, вредность, величина физической и эмоциональной нагрузки);

Режим труда и отдыха (начало и окончание работы, график отпусков, организация внутрисменного отдыха);

Динамика работоспособности в процессе труда, специфика профессионального утомления и заболеваемости;

Дополнительные факторы, включающие индивидуальные особенности, климатогеографическое своеобразие региона и др.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

Прикладные виды спорта (их целостное применение);

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Средства физической культуры в процессе ППФП могут активно воздействовать на совершенствование отдельных функций не только в период обучения студентов, но и со значительным отдаленным эффектом, обеспечивая качественную работу специалиста. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией.

Так, для представителей гуманитарных профессий необходима общая выносливость, устойчивая работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, следовательно, прикладными видами спорта для них могут быть циклические виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, велоспорт), различные виды туризма и т.д. Кроме этого будущие учителя должны овладеть в вузе знаниями по методике проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, по организации занятий спортом и др.

Учитель должен не только сам регулярно использовать средства физической культуры, активно применять их в организации своего труда, но и быть умелым организатором массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Укрепление здоровья, повышение работоспособности школьников, привитие им потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями зависят не только от учителей физкультуры, но и от участия в решении этой задачи всего педагогического коллектива школы.

Многие учителя регулярно планируют и проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, организуют подвижные игры, экскурсии, туристические походы, беседы на физкультурные темы, физкультурные паузы и минутки, подготовку и комплектование команд к соревнованиям. В условиях дефицита дипломированных преподавателей физической культуры часто этот учебный предмет ведут преподаватели другого профиля. К этому они должны быть в достаточной степени подготовлены.

К особенностям учительского труда, сказывающимся на состоянии здоровья и работоспособности, можно отнести отсутствие двигательного компонента в работе, статическую нагрузку на ноги, неустойчивый режим дня, повышенную нагрузку на голосовой аппарат, зрение, слух. Работа учителя требует четкого взаимодействия анализаторных систем, памяти, мышления, внимания, воображения. И все это порой в условиях дефицита времени.

Учительская деятельность является причиной различных патологических состояний нервно-психической сферы, заболеваний органов дыхания, слуха, зрения. Большинство учителей в конце рабочего дня отмечают усталость, снижение внимания, слабость, головокружение, головные голи и боли в области сердца. У многих нарушается сон. Примерно половина учителей имеют какие-либо расстройства нервно-психической сферы.

Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению уже в студенческие годы. В последние годы значительно увеличилось число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. К заболеваниям, наиболее часто встречающимся у студентов, относят функциональные заболевания нервной системы, гипертонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания.

Специальной заботой учителя должно стать укрепление здоровья, закаливание, формирование умения не только работать, но и отдыхать. Деятельная сущность физической культуры личности учителя выражается как в собственной активности в занятиях физическими упражнениями, так и в проведении воспитательной работы с учащимися средствами физической культуры.

Регулярно занимающиеся физическими упражнениями более активны в общественной жизни, рациональнее используют свое свободное время, более коммуникабельны, быстрее адаптируются в коллективе. В то же время отмечается низкий уровень физкультурной активности и слабая вовлеченность учителей-предметников в работу по физическому воспитанию учащихся.

В общей структуре бюджета времени учителя значительное место занимает его рабочее время. У учителей-предметников оно составляет до 11 часов в день, а у многих руководителей школ — до 12 часов. При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью.

Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Специфика педагогического труда такова, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны постоянное чувство усталости, отсутствие интереса к работе, повышенная раздражительность, потливость, потеря сна и аппетита, снижение защитных сил организма.

Для такой напряженной деятельности необходимы крепкое здоровье, оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха студентов и учителей, обеспечивающие поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности на весь период обучения в вузе и после его окончания.

Профессиональную направленность физического воспитания будущих учителей не следует понимать как направленность лишь на работу с учащимися. ППФП должна также решать задачу овладения знаниями, умениями и навыками, важными для самих студентов.

Уже на первом курсе студенты должны научиться анализировать свои антропометрические показатели и физическую подготовленность. Уровень освоения знаний и умений в области физической культуры должен постоянно контролироваться, поскольку в соответствии с приказом Госкомвуза РФ (№ 777 от 26.7.94) на всех годах обучения вводятся семестровые зачеты, а по завершении — итоговая аттестация.

Зачетные требования по разделу профессиональной подготовки устанавливаются с учетом будущей деятельности специалистов. Для будущих педагогов они включают следующие знания, умения и навыки.

Знания :

1. Роль физической культуры как учебной дисциплины высшего педагогического образования и всестороннего развития будущего учителя.

2. Правила судейства соревнований в беговых видах легкой атлетики (бег 100 м, кросс).

3. Основы здорового образа и стиля жизни, содержание и формы самостоятельных физкультурных занятий, методы самоконтроля.

4. Основные команды управления строем, способы подбора комплексов физических упражнений и подвижных игр для детей разного школьного возраста.

5. Гигиенические требования к рациональному распорядку дня, двигательному режиму с учетом места проведения занятий, природных условий, объема и вида движений и других факторов.

6. Современные системы физических упражнений и критерии индивидуального выбора системы занятий студентами с учетом учебного режима в вузе и особенностей будущего труда учителя.

7. Возрастные особенности развития детского организма и влияние физических упражнений на его динамику.

8. Система физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

9. Положение о соревновании, правила судейства и методика проведения занятия по избранному виду спорта.

10. Самоанализ физической подготовленности и контроль за эффективностью тренировочного процесса, развитием физических качеств.

11. Психофизическая характеристика труда учителя, профессионально значимые двигательные умения и навыки.

12. Причины производственного утомления и профессиональных заболеваний учителя, их профилактика средствами физической культуры и спорта.

13. Организационно-методические основы оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха.

Умения и навыки :

1. Управлять строем с выполнением строевых, общеразвивающих и специальных упражнений при проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в учебной группе, в школе и детском лагере отдыха.

2. Подбирать и проводить упражнения для развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости.

3. Составлять и проводить комплексы утренней гимнастики и физкультминуток, подбирать и применять комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий.

4. Проводить подвижные игры, организовывать личный рациональный двигательный режим с использованием самостоятельных форм физкультурных занятий.

5. Составлять конспект и провести подготовительную часть занятия.

6. Судить соревнования и вести протоколы по избранному виду спорта.

7. Составлять положение о соревновании по избранному виду спорта.

8. Уметь организовывать и проводить лыжную и пешую прогулку; овладеть основными туристическими умениями и навыками.

9. Владеть методами самоконтроля и оценки физического состояния.

10. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах на физкультурных занятиях.

11. Уметь вести и анализировать дневник недельного двигательного режима и самостоятельной физической подготовки.

Наряду с применением физических упражнений в качестве средства компенсации недостатка движений и решения других важных задач, они должны максимально использоваться учителями для активного отдыха в течение рабочего дня как средство производственной физической культуры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!