Женский журнал Ladyblue

Особенные дети. Каждый ребенок особенный

Особые дети, кто они? Давно хотела написать об этом статью. Многие люди, услышав такое название, возмущаются: привыкли делить. Опять какие-то особые дети.

Тут требуется небольшое разъяснение. Особыми называют детей-инвалидов: особые дети или дети с особыми потребностями. Это не юридический термин, а социальный и педагогический. В юридических документах они так и остаются детьми-инвалидами.

Термин «особые дети» пришёл в нашу страну с Запада. Он предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя более комфортно. Это немногое западное, чему нашему обществу надо бы поучиться.

К сожалению, наши собственные традиции милосердия и принятия людей такими, как они есть, за годы советской власти оказались разрушенными до основания. Строитель коммунизма не имел права быть ущербным.

Особых детей я делю на две большие группы.

1. Во-первых, это дети с физиологическими и физическими проблемами.

В моей практике были астматики, ребята, выжившие на пожарах, дети с тяжёлыми артритами, пороками сердца. Сюда же отнесла бы людей, потерявших конечности, или родившихся без них, но имеющих здоровую нервную систему. Эта группа ближе ко всем обычным детям.

2. Во-вторых, инвалиды детства.

Как правило, ребята имеют тяжелые формы инвалидности. Даунята, дети с ДЦП, аутисты на самом деле особые дети. Каждый из них, как говорит дедушка одного такого малыша, «индивидуй». Например, программа обучения должна создаваться на каждого индивидуально, потому как это тот случай, когда нельзя спрогнозировать надолго и наверняка. Педагоги говорят: «индивидуальный образовательный маршрут».

Эта классификация из собственной практики. На научность не претендует, но помогает спланировать работу с особыми детьми так, чтобы не потерять, не занизить их возможностей.

Опасен такой подход тем, что требования беспредельно завышаются, приводя к нервному срыву. Хороша здесь вера в ребёнка. Именно вера поднимает нас с колен.

Вторая позиция – дети-инвалиды крест семьи. В этом случае я всегда привожу историю из книги Гленна Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга».

В свободном пересказе звучит так.

Однажды мальчик-инвалид спросил у матери, почему он родился таким. Мать ответила следующее. Перед рождением особого ребёнка Бог собирает своих ангелов и спрашивает, есть ли где-нибудь на земле достаточно хорошая семья, которую можно ещё улучшить рождением ребёнка-инвалида.

Вот в чём увидела смысл женщина. Чувствуете, как меняются акценты? Не «я такая несчастная», а «мы – семья – должны стать крепче, сплочённей, лучше». Насколько легче жить во втором случае с одним и тем же горем!

Тяжело воспитывать болных детей. И дело даже не в том, что катастрофически не хватает средств. Не хватает понимания, поддержки.

Мать уже достаточно взрослой девушки-аутистки спросили, на что она рассчитывает в окружающем мире. Ответ был такой: «Будем надеяться на благородство. На то, что когда дочери будет трудно, она не сможет самостоятельно решить какой-то вопрос, найдётся человек, который скажет: давай помогу».

Главное, чтобы семьи этих ребят не распадались, чтобы у них были братья и сёстры. Чтобы здоровые дети соседей не показывали на них пальцем, потому что жизнь непредсказуема. И дай Бог всем нам остаться людьми, если жизнь нас сведет с особыми детьми.

Много статей написано про принятие родителями своих детей.

Что зачастую мы ждем от них каких-то успехов, действий, достижений, к которым они не готовы, или которые нужны только лишь НАМ, но не ИМ.

В данной статье, в первую очередь, я буду опираться на свой личный опыт.

У меня есть дочь, ей три с половиной года. Чем старше она становится, тем больше у меня появляется страхов. Страхи эти связаны с тем, как она развивается в сравнении со своими сверстниками и относительно понятия «норма». Ведь ни для кого не секрет, что дети, которые развиваются по-другому, выделяются «из толпы». И страхи у родителей появляются именно в этом контексте. «А у соседа ребенок уже пошел, а у друзей стихи рассказывает, а в детском саду все водят хоровод».

Например, на детском дне рождения она больше тянется к обществу взрослых и очень мало общается со сверстниками. Сейчас, конечно, она уже не боится их, но играть совместно по-прежнему не хочет. Со временем я поняла, что ей необходимо много времени, чтобы привыкнуть к кому-то из сверстников, и потом она может вместе играть.

Она поздно начала говорить и до сих пор еще в полной мере не может рассказать, что с ней происходит. А мне-то хочется, чтобы моя девочка развивалась как ВСЕ: быстро устанавливала контакт, дружила, складывала пазлы. Но она так не может. В силу своих особенностей и эмоциональных сложностей.

Мне казалось, у меня самый худший ребенок среди всего моего окружения. Ничего не умеет, общаться не может, в саду плачет. Одно время я ломала голову, почему же все так? Я страдала, злилась на нее и на себя. Но, как говорится, когда ребенок попал в яму, нужно думать, как его оттуда достать, а не о том, как он туда попал.

С самого рождения у моей девочки были выявлены некоторые неврологические проблемы, которые мы лечили кучей лекарств, процедур и массажей. К году все более-менее нормализовалось. Я расслабилась, считая, что все сложности закончились, и теперь наша дочь будет развиваться нормально, расти и радовать нас.

Тоже, кстати, момент, нашей культуры. Ребенок должен нас радовать. Даже на днях рождения желают: «Радуй маму и папу». С чего вообще ребенок должен кого-то радовать?
Вообще радовать это хорошо. Но у нас, как правило, не принято давать детям возможность быть непослушными, капризными, нужно ведь «держать марку». Если истерика в гостях, срочно успокаивать, а то стыдно… А как же тогда ребенку учиться справляться и с негативными эмоциями? Где брать опыт, если его лишают?

В сад я ее вела с трясущимися ногами. И забирала первое время тоже. Мне казалось, я сейчас приду, она там все обкакала, описала и вообще всех побила (это при том, что она не агрессивная). На самом деле она большая молодец, привыкает, ходит. Плачет, конечно, когда я утром ухожу, но это не самое страшное.

Еще большим страхом для меня было то, что если в саду детей ругают, могут прикрикнуть - это кошмар, кошмар. Что моего ребенка травмируют и доведут до невроза. И я по-прежнему понимаю, что такая возможность, конечно, есть. Но сейчас к этому добавилось осознание, что как бы плохо ни было моей девочке в детском саду, она сможет мне сказать об этом. К тому же я сама порой бываю еще хуже. И здесь, скорее всего, поведение воспитателей обращает меня к самой себе, как я порой не выдерживаю и кричу на дочь. Посещение детского сада развернуло меня к мыслям о необходимости развивать доверие к миру, все больше отпуская контроль.

Конечно, мне здорово помогла психотерапия, и, в особенности, закрытая группа (закрытая группа - это такая форма психотерапии, где участники встречаются на протяжении полугода раз в неделю. Там есть возможность самораскрытия, получения поддержки). Когда люди мне сказали, что ничего такого страшного с моим ребенком не происходит. И все дело в моем принятии ее.

До этого я была уверена, что все прекрасно понимаю, что все и правда плохо, и потому продолжала страдать.

Мне понадобилось много времени, чтобы уложить в голове, что вот так она развивается. У нее свой темп, свои потребности и возможности. Но, чтобы к этому прийти, мне пришлось даже обратиться к своим коллегам, чтобы посмотрели, все ли с ней нормально. Некоторые сложности подтвердились. Но знаете, что самое ужасное? Тяжелее всего от них именно МНЕ, а не ЕЙ!!!

В тот момент мне стало очень стыдно перед своей девочкой. И перед мужем. Ведь и с ним я делаю то же самое.

Как я сама не даю дочке шанса быть самой собой, а, наоборот, стараюсь заставить ее делать, что мне нужно или якобы, положено - но не то, что ей самой хочется.

Я увидела, как я умею обесценивать то хорошее, что дочка уже умеет, с чем уже неплохо справляется. И как сильно раздуваю ее сложности. Причем я делаю все, чтобы, как я думаю, ей помочь. Вожу на детскую группу, занимаюсь с ней, говорю про чувства. Но так часто забываю самое главное - просто дать ей возможность быть собой. Направлять ее и мягко подсказывать, но руководствуясь не своими мотивами и страхами, а ее чувствами и желаниями. Ведь они правда у каждого свои.

А еще я задала себе ряд важных вопросов:

  • Чего я боюсь?
  • Что она будет отличаться от своих сверстников?
  • Что у нее не будет друзей, будут сложности в обучении?

Я поняла, что эти страхи и фантазии ни к чему меня не приведут. И сейчас стараюсь останавливать себя, учусь ловить момент. Делать то, что можно сделать уже сейчас, и не тревожиться так за то, чего вообще может никогда и не быть. Ведь, несмотря на все свои сложности, она очень трогательная, ранимая, нежная, добрая и любопытная девочка. И мне хочется защищать ее, любить, беречь ее.

Ко мне нередко приходят такие же тревожные родители с детками. И я очень четко вижу огромные ресурсы в детях, и зачастую все не так плохо, как представляется родителям. Но при этом я очень хорошо понимаю, что они чувствуют.

Я считаю, что все это в такой же мере относится и к семьям, где у деток есть сложности аутистического спектра или какие то другие. Ведь здесь речь тоже идет о принятии. Что вот такой он, мой ребенок. Особенный, чудесный, неповторимый... И это вовсе не означает, что вы плохой родитель, что «судьба у вас такая», и вам «крест нести всю жизнь». Зачастую половина успеха в таких семьях - это именно принятие родителями своих детей, их особенностей и диагнозов.

У нас с вами - как у взрослых и родителей - намного больше ресурсов и сил помочь своему ребёнку адаптироваться в этом мире, показать, что можно радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение. Учиться бережнее относиться к себе и замечать то, что у нас хорошо получается, не бороться все время с самим собой. Ведь всему этому можно научить только своим примером.

Конечно, на это нужно много сил и физических, и эмоциональных. Поэтому так важно обращаться за поддержкой. Психотерапия в этом смысле универсальный помощник. И для детей, и для родителей. Ведь именно здесь у вас будет возможность научиться принимать своего ребенка, справляться со всеми сложностями, грузом переживаний и эмоций. Кроме того, специалисты всегда могут дать адекватную и объективную оценку состояния ребенка и прогнозы относительно его сложностей, отследить динамику изменений в процессе терапии. А это очень важно, так как родители зачастую (не специально, в силу своих переживаний) могут усугублять ситуацию.

В целом обращение за профессиональной помощью позволяет расширить горизонт проблемы, увидеть перспективу и возможные варианты того, что можно сделать.

Я надеюсь, что моя статья, мое признание в своей уязвимости поможет родителям, которые испытывают похожие чувства. Поможет понять, что все с вами в порядке, что вы живые и настоящие и стараетесь принять своего ребенка и, конечно, желаете ему только хорошего. Что невозможно быть идеальным родителем, ведь в таких сложных переживаниях (да и вообще в родительстве) актуализируется множество своих внутренних конфликтов, установок родительской семьи, которые порой необходимо осознать, прожить, чтобы появилась возможность что-то изменить и привнести свое.

Это долгий и сложный путь, но он реален , он есть,
и я желаю всем сил и терпения на этом пути!

Особенных детей часто называют детьми индиго. У них присутствует синдром нарушения внимания и/или его недостаточности. Этой проблемой сейчас занимаются специалисты из векторной психологии. Но дело все еще и в том, что такие дети, как правило, наделены особыми способностями, недоступными другим, и даже взрослым.

Подобный термин возник в связи с появлением аппаратов, способных видеть ауру человека.

Согласно данным исследованиям, аура этих чад имеет цвет индиго. Однако психологи яро протестуют против подобного обозначения, так как цвет ауры способны видеть далеко не все. Всего лишь 4% человечества способны определить ее невооруженным глазом. Против ее действительного наличия протестовать не приходится. Но все же справиться с такими детками достаточно трудно. Рассмотрим некоторые советы опытных психологов.

Какие они, эти особенные дети?

Существует такой термин, как СНВД. Он обозначает наличие нарушений в поведении малютки.

Проявляется следующими факторами:

  • несвоевременная гиперактивность;
  • чрезмерная импульсивность, которая не соответствует социальной ситуации или осуществляемой интеллектуальной деятельности;
  • недостаток или общий дефицит внимания относительно совершаемой деятельности;
  • сложность в контактах с социумом и взаимодействия с другими личностями;
  • низкая успеваемости и сложность в обучении;
  • поведенческие нарушения.

Такой особенный ребенок становится заметен еще в ранние годы – в период с четырех до семи лет. Расшифровывается термин СНВГ как синдром нарушенного внимания с гиперактивностью, но может быть и без нее. Отличительной особенностью таких чад считается то, что более 80% из них обладают очень высоким уровнем интеллекта. В то время как у обычного человека IQ равен от 90 до 100, у них он достигает 170! Таким образом, интеллектуальные их способности можно признать гениальными.

Подобное сочетание гениальных интеллектуальных способностей и поведенческого нарушения представляет огромную проблему для педагогов, психологов, и, конечно же, самой медицины.

Как упорядочить развитие особенного малыша?

Если родители замечают выше приведенные предпосылки, то фото ауры им вряд ли поможет. То, что вы узнаете «индиго» ваше чадо или нет – ситуацию не прояснит и не поможет. Прежде всего, нужно найти центр помощи малышам с нарушением внимания. Для этого достаточно вбить в поиск название синдрома + психология + город, в котором вы проживаете. Так как с такими малышами трудно справиться, помощь специалистов будет просто необходима.

Гипотетически в каждом городе должна быть для особенных детей специальная школа. Но как мы знаем, таковой часто нет. Поэтому приходится ходить в обычную школу. Все бы ничего, ему тоже нужно адаптироваться и это могло бы пойти на пользу, если бы не ощутимые провалы в современной системе среднего образования.


Психологи отмечают, что на сегодня в каждом классе обучается не менее трех, а то и больше детей с гиперактивностью. Поэтому и проводить урок по «накатанной» в СССР схеме абсолютно невозможно. Нарушения в поведении, как минимум, влияют на весь образовательный процесс, а то и могут остановить его вовсе. Проблема тут, отмечают психологи, состоит не только в подрастающем поколении с повышенной активностью, но и в первую очередь в учителях, которые не адаптируют систему обучения под современные реалии.

Дело в том, что недавняя мировая история знакома с изменениями в образовательном процессе. Более 30 лет назад Штаты столкнулись с проблемой массового увольнения учителей, а два десятилетия тому назад в Европе. В поисках выхода из ситуации ввели новые учебные планы, преобразовали систему и подход, сократили количество учащихся в классе или поставили еще одного учителя для младших классов. Особенные дети требуют и особенного внимания. Но в наших реалиях пока такого кардинального подхода ожидать не приходится.

В чем отличие занятий с особенными детьми

У таких малышей в детском мозге реакция формируется намного медленнее. С этим связана инфантильность – их поведение может отставать от нормы на 5-6 лет. Кроме того, такие малыши часто подвержены нервному истощению, так как быстро переутомляются. Привычные школьные нагрузки им практически не под силу. Впрочем, по разным причинам такие нагрузки, какие были ранее, сегодня сложны практически для всего подрастающего поколения.

Кроме того, осложняет воспитание и завышенная самооценка. Также у таких детей особо развито самодостоинство. Учителя сообщают, что привычные методы – повышение голоса, угрозы о последствиях, практически никогда не приводят к улучшениям, а наоборот, способствуют ухудшению поведения. Часть ребятишек начинает вредничать, чтобы отстоять свои интересы, а если так делать они не умеют, то мгновенно закрываются в себе.

Важной отличительной чертой является чувство непонимания, невосприятия их окружающими. Психологии сообщают, что подростки очень остро переживают действительность, в их сообщениях и письмах часто прочитывается глубокая боль оттого, что они абсолютно одни и мир их не может принять и понять.

К счастью, с появлением интернета, некоторые вещи становятся проще. Если такие подростки не находят отклика среди окружающих, они начинают тянуться к себе подобным – на тематические форумы и в группы.

Чем такие чада особенны?

Они воспринимают мир и пространство совершенно иначе:


  • мир для них трехмерный, а не двухмерный – линейный, как у обычного человека;
  • оба полушария мозга развиты практически одинаково;
  • как следствие таких физических особенностей, у них кардинально отличается мышление – оно более пластично и многомерно;
  • измененная модель восприятия мира влияет и на восприятие эмоций других людей – они четко видят грань между правдой и ложью другого человека, нередко умеют читать мысли.

Такие малыши будут намного умнее своих родителей, когда станут взрослыми.

Как воспитывать особенных детей в детском саду?

Сегодня этой проблемой занимаются и на государственном, и на педагогическом, и на психологическом уровнях куда плотнее, чем раньше. Например, открываются все новые и новые дошкольные заведения для малышей, страдающих аутизмом.

Дело в том, что такому малышу нужен особый подход к обучению. Ему нужен особый логопед, который будет ставить его речь и учить выговаривать звуки правильно, воспитатель, у которого система работы с детишками значительно отличается от привычной. Как правило, эти ребятишки намного талантливее своих сверстников и нередко имеют отличные способности к музыке или рисованию. Важно давать им свободу творчества, чего в обычном детском саду не предоставят. Кроме того, с ними должен работать психолог по социальной адаптации.

Так как у них обостренное восприятие мира, и они очень ранимы, то крайне важным является непосредственное отношение родителей к своему особенному малышу. Сегодня действует множество частных детсадов и организаций, способных оказать помощь таким детям и их родителям в воспитании подрастающего поколения.

Каким должно быть питание для особенных детей?


Важно придерживаться определенной диеты. В случае с аутизмом сложность состоит в том, что придерживаться правил питания по выбранной диете придется на все сто процентов.

Иногда в семье появляются особенные дети . Они могут по-другому выглядеть или думать. Они могут страдать синдромом Дауна, ДЦП, отставать в психическом развитии или иметь отклонения в физическом. Если особенность видна при рождении, врачи часто советуют отказаться от ребенка, считая, что действуют во благо. Если особенности проявляются позже, родители испытывают сильный стресс не только из-за нарушений в развтии ребенка, но и из-за реакций окружающих.

Общество нелояльно в отношении особенных детей. Их трудно устроить в детский сад, определить в обычную школу. У таких детей часто возникают трудности при поступлении в среднее специально или высшее учебное заведение. Принято считать, что таких детей нужно воспитывать и учить отдельно. Открыты специальные интернаты и школы, в которых дети привыкают к тому, что они не такие, как все, и должны общаться только с «не такими».

Однако мировой, да и редкий российский опыт показывает, что интеграция особенных детей в обычную среду положительно влияет и на них самих, и на обычных, условно здоровых детей. Здоровые дети, избежавшие влияния взрослых, отвергающих все необычное, легко и доброжелательно общаются с теми, кому трудно ходить, говорить, кто медленно думает или слишком погружен в себя. К примеру, общение здоровых ребят и детей с синдромом Дауна благотворно влияет и на тех и на других. Обычные дети учатся терпимости, а особенные дети интегрируются в среду здоровых. Интеграция более чем возможно. Прочитайте эту историю особенного ребенка ,и убедитесь сами. А если поискать, то Вы непременно найдете через знакомых (или знакомых знакомых) реальных взрослых людей, которые в детствие, а, возможно, и сейчас отличаются от других, но при этом прекрасно адаптированы. Многое зависит от точки отсчета: если Вы привыкли к человеку, доверяете ему, уважаете его, Вы не воспринимаете его как особенного.

Родителям особенных детей приходится тяжело. Именно они в первую очередь сталкиваются с непониманием окружающих. Им приходится общаться с социальными структурами, директорами садиков и школ, настаивая на праве ребенка посещать обычное заведение.

Некоторые родители сами боятся отдавать своего особенного ребенка в обычное или специальное учебное заведение. Кроме того, они сужают круг общения..Они стесняются своего ребенка или не верят, что у него получится наладить контакт со сверстниками. В таких случаях ребенок действительно испытывает трудности в социализации, он чувствует опасения родителей и ведет себя в соответствии с ожиданиями.

Часто семья, где дети, не такие, как все, распадается. По статистике, 85% отцов уходят из семьи, где есть больной ребенок. Однако есть семьи, где люди усыновляют особенных детей, окружая их заботой и любовью. Так что не все так однозначно.

Добавим, что особенному ребенку нужно все то же самое, что и условно здоровому. (Условно – потому что сейчас очень мало здоровых детей.) Он нуждается в заботе и внимании, вере в его силы и способности. Им нужно гордиться, даже если он не понимает, что им гордятся. Любить и ценить своего ребенка нужно и самим родителям. В этом случае они снижают риск своей невротизации, поскольку с самого начала избавляются от ненужных страхов. У них есть особенный ребенок, они дают ему все, что ему нужно для развития. Вот и все.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!