Женский журнал Ladyblue

Профилактические мероприятия по предупреждению наркотизации подростков. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний

Профилактические мероприятия подразделяются на: технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов – мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива – газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперации вредных веществ и очистке от них технологических выбросов, нейтрализации отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям относят:

  • ограничение рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещении Вентиляция помещений достигается удалением из них избыточного тепла, избыточной влаги, промышленных ядов и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей своими значениями параметров гигиеническим требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.

Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена – на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил – на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическую), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия – на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям – канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция предусматривается в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийная противодымная вентиляция устанавливается для удаления дыма при пожаре для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнение следующих технических и санитарно-гигиенических требований:

  • количество приточного воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять – где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка – из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например, фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать шум на рабочих местах, превышающий предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, простая по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируется микроклимат?
  • 4. Как проводятся измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Как нормируется аэроионный состав воздуха в помещениях?
  • 8. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 9. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 10. Какими показателями характеризуется вредное воздействие веществ?
  • 11. Как образуется производственная пыль?
  • 12. Какие вредные и опасные свойства имеют производственные пыли?
  • 13. Как нормируется содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 14. Какие вредные свойства для здоровья человека имеет аммиак и фреон?
  • 15. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 16. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?
  • 17. Какое действие на человека оказывают хлор и фосген?
  • 18. По каким показателям проводится контроль состояния загрязнения воздуха рабочей зоны?
  • 19. Какими методами проводится контроль воздушной среды на наличие вредных веществ?
  • 20. Какие мероприятия проводятся для профилактики заболеваний от загрязнения производственной среды вредными веществами?

Профилактика (prophylaktikos -- предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

Противоэпидемические мероприятия можно определить как совокупность обоснованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций. Противоэпидемические мероприятия проводят при возникновении (выявлении) инфекционной болезни, профилактические - постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного. Основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют повышение материального благосостояния народа, обеспечение населения благоустроенным жильём, квалифицированной и доступной медицинской помощью, развитие культуры и т.д.

Медицинские аспекты профилактики инфекционных болезней:

Систематический санитарный контроль за водоснабжением населения;

Санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания, торговли и детских учреждений;

Проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;

Плановая специфическая профилактика среди населения;

Осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны инфекционных болезней из-за рубежа и др.



Основы организации противоэпидемической работы .

Организационная структура системы противоэпидемической защиты населения включает медицинские и немедицинские силы и средства. Важную роль в обеспечении противоэпидемического режима играют исполнители немедицинского профиля. Комплекс различных по характеру и направленности мероприятий, связанных с очисткой населённых пунктов, питанием, водоснабжением и т.д., выполняют государственные органы, учреждения и предприятия при активном участии населения. Исполнение многих противоэпидемических мероприятий осуществляют ЛПУ. Работники лечебной сети (поликлиник, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерских пунктов и детских учреждений) обеспечивают раннее выявление эпидемического очага на обслуживаемом ими участке. Без выявления инфекционного заболевания информация о наличии эпидемического очага не доступна работникам санитарно-эпидемиологической службы, поскольку её деятельность включает диагностическую (эпидемиологическая диагностика), организационную, методическую и контрольную функции. Сложность управленческой деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений заключается в том, что для борьбы с инфекционными заболеваниями необходимо привлечение сил и средств, не подчинённых службе санитарно-эпидемиологического контроля.

Как было указано выше, возникновение и поддержание эпидемического процесса определяют три фактора: источник инфекции, механизм передачи возбудителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбежно приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, исключает возможность существования инфекционной болезни. Поэтому профилактические и противоэпидемические мероприятия могут быть эффективными в том случае, если они направлены на обезвреживание (нейтрализацию) источника инфекции, перерыв путей передачи возбудителя и повышение невосприимчивости населения.

2. Мероприятия в отношении источника инфекции:

Своевременное выявление больных и носителей патогенных микроорганизмов;

Обеспечение ранней диагностики заболеваний;

Учёт больных и носителей;

Изоляция источника;

Лечение в поликлинических условиях;

Долечивание после выписки из стационара;

Санация носителей и больных хроническими формами заболеваний;

Проведение бактериологического контроля за полнотой освобождения от возбудителей;

Проведение гигиенического воспитания больных и носителей;

Обеспечение диспансерного наблюдения за переболевшими, больными хронической формой инфекционного заболевания и хроническими носителями.

При антропонозах мероприятия, направленные на источник инфекции, разделяют на диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные, а при зоонозах - на санитарно-ветеринарные, дезинсекционные и дератизационные.

Раннее и полное выявление инфекционных больных - предпосылка своевременно начатого лечения, изоляции и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Различают пассивное и активное выявление инфекционных больных. В первом случае инициатива обращения за медицинской помощью принадлежит больному или его родственникам. К методам активного выявления инфекционных больных относят выявление больных по сигналам санитарного актива, подворные обходы, выявление больных и носителей при различных профилактических осмотрах и обследованиях (группы риска). Так, обязательному медицинскому осмотру и лабораторному обследованию подлежат дети перед поступлением в детское дошкольное учреждение (ДДУ), взрослые при приёме на работу на пищевые предприятия. К активному выявлению следует также отнести выявление инфекционных больных при проведении медицинского наблюдения в эпидемических очагах.

Эффективность мероприятий в отношении источников инфекции в значительной степени определяет диагностика. Требования к ней с эпидемиологических позиций обусловлены выбором достоверных и прежде всего ранних методов. Причины диагностических ошибок связаны с трудностями дифференциальной диагностики клинически сходных инфекционных заболеваний, полиморфизмом клинических проявлений многих из них, недоучётом эпидемиологических данных и недостаточным использованием возможностей лабораторного подтверждения. Качество диагностики существенно улучшает сочетанное применение различных методов. Например, при кори, эпидемическом паротите, ветряной оспе, скарлатине и некоторых других заболеваниях диагноз практически всегда устанавливают клинически, с учётом эпидемиологических данных (если они есть). Лабораторные методы диагностики значительного применения при этих инфекциях пока не получили.

При наличии широкого набора методов лабораторной диагностики следует каждому из них дать правильную эпидемиологическую оценку. Например, при брюшном тифе раннюю диагностику заболевания осуществляют выделением возбудителя из крови (гемокультура) и серологическими тестами (Vi-гемагглютина-ция, ИФА, ПЦР). При ретроспективной постановке диагноза применяют методы более поздней диагностики - выделение возбудителя из испражнений, мочи и желчи. Эти методы используют для подтверждения диагноза и выявления бактерионосителей. Сложность многих лабораторных тестов ограничивает возможность их широкого применения. Именно по этим причинам аденовирусные и энтеровирусные инфекции очень часто не распознают, хотя они встречаются повсеместно.

Меры в отношении источника инфекции в эпидемическом очаге следует рассматривать как эффективные лишь в случае изоляции больного (в соответствии с патогенезом инфекции) до наступления заразного периода и на весь его срок (брюшной и сыпной тиф). Если больного изолируют в начале, разгаре или даже конце заразного периода (вирусный гепатит, корь, ветряная оспа и др.), такие меры оценивают как малоэффективные.

Больного или носителя обычно изолируют, помещая его в соответствующее ЛПУ вплоть до полного клинического выздоровления или достижения эффективной санации носителя. Сроки и условия изоляции определены специальными инструкциями. При многих инфекционных болезнях допускают изоляцию больного или носителя на дому при соблюдении условий, исключающих возможность передачи инфекции. За своевременную госпитализацию инфекционных больных отвечает участковый врач. Если больной остаётся дома, лечащий врач должен обеспечить его лечение и эпидемиологическое наблюдение за очагом, проводимое до окончания заразного периода у реконвалесцента. Оставляя больного дома, врач обязан сообщить ему и проживающим с ним лицам, какую эпидемиологическую опасность он представляет и как следует ему вести себя для предупреждения новых заболеваний. Для некоторых болезней госпитализация обязательна и предусмотрена законодательными документами. Инфекционных больных госпитализируют силами ЛПУ на специальном транспорте, подлежащем дезинфекции.

Режимно-ограничительные мероприятия проводят в отношении лиц, подвергавшихся или подверженных риску заражения. Продолжительность этих мероприятий определяет время опасности заражения лиц, контактирующих с больным или носителем, плюс время максимального инкубационного периода. Можно выделить три категории режимно-ограничительных мероприятий: усиленное медицинское наблюдение, обсервация и карантин.

Усиленное медицинское наблюдение направлено на активное выявление инфекционных больных среди лиц, контактировавших с больным (носителем) дома, по месту работы, учебы и т.д. Среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни проводят опрос, медицинское обследование, термометрию, лабораторные исследования и др.

Обсервация - усиленное медицинское наблюдение за здоровьем людей, находящихся в зоне карантина и намеренных её покинуть.

Карантин - режимно-ограничительное мероприятие в системе противоэпидемического обслуживания населения, предусматривающее административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предполагающие особый режим хозяйственной или иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. При возникновении очагов особо опасных инфекций осуществляют полную изоляцию контактных лиц, обеспечиваемую вооружённой охраной. При менее опасных инфекциях карантин включает разобщение лиц, бывших в контакте с больным; запрещение приёма новых детей или перевода детей из группы в группу в организованных коллективах; недопущение лиц, общавшихся с больным, в детские коллективы, на пищевые предприятия, ограничение их контакта с другими лицами. Работников пищевых предприятий, водопроводных сооружений, детских учреждений и лиц, осуществляющих непосредственный уход за больными в лечебных учреждениях, а также детей, посещающих ДДУ, при некоторых инфекциях отстраняют от работы, а детей не допускают в детские учреждения. Сроки разобщения лиц из очагов различны. Например, при брюшном тифе, дизентерии и дифтерии разобщение длится в течение срока, необходимого для бактериологического обследования. При других заболеваниях разобщение проводят на весь срок инкубации, отсчитываемый от момента изоляции больного.

3. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи. Мероприятия, ведущие к разрыву механизма передачи возбудителя, называют санитарно-гигиеническими:

Текущая и заключительная дезинфекция в очаге;

Обор проб из объектов внешней среды для лабораторного исследования;

Запрещение использования продуктов, воды, одежды и других предметов, предполагаемых в качестве факторов передачи возбудителя.

Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от особенностей эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Успех обеспечивают общие санитарные мероприятия, проводимые независимо от наличия заболеваний, - санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми продуктами, очистка населённых мест от нечистот, борьба с выплодом мух и т.д. Общие санитарные мероприятия играют решающую роль в профилактике кишечных инфекционных болезней. Кроме общих санитарных мероприятий, большое значение в пресечении дальнейшей передачи инфекции играют дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

При инфекциях дыхательных путей фактором передачи бывает воздух, поэтому столь трудны меры по разрушению механизма передачи, особенно в больничных условиях и организованных коллективах. Разработка способов и приборов для дезинфекции воздуха в таких условиях необходима, и такую работу ведут. Для индивидуальной профилактики в очаге инфекции рекомендуют ношение марлевых повязок. Прерывание механизма передачи при инфекциях наружных покровов осуществляют повышением общей и санитарной культуры населения, улучшением жилищных условий, санитарной обстановки в быту и на производстве. Огромное значение мер по прерыванию механизма передачи ярко проявляется при трансмиссивных заболеваниях, где фактором передачи бывают живые переносчики (вши, комары, клещи и др.).

4. Мероприятия, направленные на защиту популяции хозяина. Эти мероприятия сводятся как к общеукрепляющим мерам, повышающим неспецифическую резистентность организма, так и к созданию специфического иммунитета благодаря проведению профилактических прививок.

Для иммунопрофилактики применяют зарегистрированные в соответствии с законодательством отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты. Все препараты, используемые для иммунопрофилактики, подлежат обязательной сертификации. Бактерийные и

вирусные препараты - вид продукции, к производству и контролю которой предъявляют особо жёсткие требования. Всё указанное обусловлено прежде всего тем, что обычно эти препараты готовят на основе патогенных или ослабленных микроорганизмов. Это обстоятельство требует соблюдения чётко регламентированных условий технологии производства, гарантирующих, с одной стороны, безопасность работающего персонала, с другой, - безвредность, эффективность и стандартность препаратов. Ответственность за качество выпускаемых препаратов несёт предприятие-изготовитель.

В соответствии с Национальными требованиями и рекомендациями ВОЗ, в страну разрешено ввозить и применять лишь препараты, зарегистрированные на территории РБ и отвечающие необходимым требованиям. В настоящее время на территории страны зарегистрированы и разрешены к применению многие препараты: против кори, краснухи, полиомиелита, гемофильной инфекции, гриппа, менингококковой инфекции, ВГВ и др.

Учитывая механизм действия и природу иммунобиологических препаратов, их разделяют на следующие группы:

Вакцины (живые и убитые), а также другие препараты, приготовленные из микроорганизмов (эубиотики) или их компонентов и дериватов (анатоксинов, аллергенов, фагов);

Иммуноглобулины и иммунные сыворотки;

Иммуномодуляторы эндогенного (иммуноцитокины) и экзогенного (адъюванты) происхождения;

Диагностические препараты.

Все препараты, применяемые для иммунопрофилактики, разделяют на три группы:

1. создающие активный иммунитет;

2. обеспечивающие пассивную защиту;

3. предназначенные для экстренной профилактики или превентивного лечения инфицированных лиц. Такими препаратами служат некоторые вакцины (например, антирабическая), анатоксины (в частности, противостолбнячный), а также бактериофаги и интерфероны (ИФН).

Мероприятия, проводимые в отношении лиц, находившихся в контакте с источником инфекции:

Активное выявление этих лиц;

Их изоляция;

Медицинское наблюдение;

Лабораторное обследование;

Санитарно-просветительная работа;

Специфическая и неспецифическая профилактика.

Отдельную группу составляют лабораторные исследования и санитарно-просветительная работа, помогающие каждому из направлений.

5. Критерия выделения главных мероприятий в профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними. Первый – особенности эпидемиологии отдельных групп и нозологических форм инфекционных болезней. Например, воздушно-капельные инфекции характеризуются обилием источников инфекции, высокой активностью механизма передачи, основой профилактики их являются диспозиционные мероприятия - иммунопрофилактика, иммунокоррекция и экстренная профилактика.

Главным в профилактике кишечных антропонозных заболеваний являются экспозиционные мероприятия (изоляция, режимно-ограничительные, санитарно-ветеринарные, санитарно-гигиенические, дератизация, дезинфекция, дезинсекция).

Второй критерий выбора главных мероприятий – конкретные причины и условия развития эпидемического процесса. Результаты эпидемиологической диагностики позволяют оценить степень влияния природных и социальных факторов на развитие эпидемического процесса в каждом конкретном случае, а также факторов внутреннего развития эпидемического процесса.

Третий критерий – степень эффективности и доступности противоэпидемических мероприятий для практического применения.

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента Приложения Приложение 1. Опросник SF-36 Приложение 2. Основные информационные модули, используемые на основных этапах мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний Приложение 3. Является ли Ваше питание рациональным Приложение 4. Расчет химического состава и энергетической ценности на 100 г продуктов питания Приложение 5. Определение риска развития атеросклероза Приложение 6. Определение уровня потребления пищевых волокон Приложение 7. Содержание витаминов в съедобной части продуктов Приложение 8. Содержание минеральных веществ съедобной части продуктов Приложение 9. Пищевые аллергии Приложение 10. Рекомендации назначения физической нагрузки лицам с гиподинамией Приложение 11. Опросник для определения физической активности Приложение 12. Экспресс-опросник, позволяющий выявить признаки депрессии Приложение 13. Риск развития ожирения Приложение 14. Десять фактов об ожирении Приложение 15. Некоторые продукты питания, богатые пищевыми волокнами Приложение 16. Основные требования, предъявляемые к зубным щеткам Приложение 17. Опросник "Является ли гигиена полости рта удовлетворительной" Приложение 18. Приоритетные практические профилактические мероприятия по охране здоровья детей и подростков Приложение 19. Направление профилактической работы и их вклад в вопросы охраны здоровья и развития детей и подростков

Глава 4. Организация профилактических мероприятий для различных групп населения


Дети и подростки составляют примерно 40% жителей Земли, при этом они являются наиболее уязвимой группой населения.

Таблица 4.1. Уровни доказательств программ укрепления здоровья детей

Эффективность доказана Сведения об эффективности носят противоречивый характер Сведения об эффективности отсутствуют
  • вакцинация
  • дополнительное введение фолиевой кислоты во время беременности
  • пропаганда грудного вскармливания
  • укладывание детей до 1 года на спину для сна
  • профилактика травматизма
  • профилактика курения
  • питание
  • оптимизация школьного питания
  • обеспечение оптимальной физической активности для профилактики ожирения
  • участие родителей в программах укрепления здоровья
  • профилактика ИППП и нежелательной беременности
  • профилактика самоубийств

Профилактические мероприятия для матерей, детей и подростков реализуются во всех странах. Это позволило снизить детскую смертность в мире с 97 на 1000 новорожденных в 1980 г. до 67 на 1000 новорожденных в 1999 г.

Несмотря на достигнутые результаты, более половины умерших погибли от причин, поддающихся профилактике. Основными причинами детской смертности являются:

  • нарушения питания;
  • инфекционные заболевания;
  • нездоровая окружающая среда;
  • низкий уровень медико-социальной помощи;
  • бедность.

4.1.1. Охрана здоровья матерей и новорожденных

Здоровье матери во многом определяет здоровье новорожденного (Рис. 4.1). Во время беременности проводятся следующие основные мероприятия по охране матери и плода:

Все указанные мероприятия проводятся с участием медицинских работников среднего звена. Очень важно, чтобы медицинские работники помнили о необходимости установления психологического контакта с будущей матерью и делали все максимально возможное для его достижения.

Групповые мероприятия по укреплению здоровья матерей могут быть направлены на повышение мотивации матерей на раннее обращение за помощью в женскую консультацию. Оптимально, чтобы это обращение было до наступления беременности (регулярное посещение женской консультации). Во время беременности чем раньше женщина обратится за квалифицированной медицинской помощью, тем больше вероятность рождения здорового ребенка.

В ранние сроки беременности женщина имеет возможность избавиться от нежелательной беременности (аборт). В каждом случае необходимо оценивать ситуацию, побудившую женщину на подобный шаг. Следует стараться отговорить женщину от аборта, если только не существует прямых медицинских показаний на его проведение.

Проведение аборта не исключает индивидуальных бесед о необходимости использования методов контрацепции. Необходимо помнить, что даже медицинские аборты примерно в 1/3 случаев приводят к развитию бесплодия и других осложнений. Вероятность развития осложнений после немедицинских абортов еще выше.

После родов и наблюдения в медицинском учреждении женщина и ребенок выписываются на дом. В профилактике развития заболеваний у новорожденных большую роль играет наблюдение, которое, в том числе, осуществляется и медицинской (патронажной) сестрой. При этом медицинский работник среднего звена проводит:

4.1.2. Обеспечение рационального питания 78

Рациональное питание лежит в основе формирования здоровья матери и ребенка. Плохое питание и нарушение здоровья являются элементами одного "порочного круга": нарушение питания ведет к ухудшению состояния здоровья, а ухудшение здоровья приводит к нарушению питания (Рис. 4.2).

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Дети раннего возраста особенно чувствительны к последствиям неправильного питания, так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время. В период новорожденности закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. В детском возрасте формируются пищевые привычки, определяющие впоследствии здоровье и характер питания в течение всей жизни.

По оценке экспертов ВОЗ, около половины случаев детской смертности в 2000 г. были связаны с нарушениями питания матерей и детей. Однако нарушение питания приводит не только к смертности, но и отставанию в физическом и умственном развитии детей и подростков. Дети, получающие неполноценное питание, чаще заболевают инфекционными заболеваниями, во взрослом возрасте у них больше риск развития хронических неинфекционных заболеваний.

Во время беременности изменяется потребность в питательных веществах. Возрастает потребность в йоде, фолиевой кислоте, железе, кальции. Доказано, что дополнительный прием фолиевой кислоты женщинами, начиная с периода зачатия и во время беременности, снижает риск развития дефектов центральной нервной системы плода. Поэтому необходимо проводить консультирование беременных женщин относительно изменения рациона питания.

В первые месяцы беременности у женщин могут наблюдаться тошнота и рвота, которые являются косвенными признаками беременности. Поводом для обращения к специалисту служит:

  • тошнота, продолжающаяся после двенадцатой недели беременности;
  • рвота, тошнота, приводящие к отказу от пищи;
  • потеря в весе 1 кг и более в неделю из-за тошноты или рвоты.

Для профилактики кариеса и других заболеваний полости рта во время беременности необходимо проконсультироваться с врачом-стоматологом по поводу необходимости назначения местной реминерализующей терапии и пр. Также после каждого приема пищи нужно употреблять жевательную резинку без сахара в течение 2-5 мин или полоскать рот.

Во время беременности изменяется вес. Нормальная прибавка в весе за время беременности составляет 12-14 кг.

Необходимо тщательно контролировать прибавку в весе. Недостаточная прибавка в весе может быть признаком гипотрофии плода. Чрезмерная прибавка (более 1 кг за неделю) может свидетельствовать о развитии ожирения или отеков у матери. И то, и другое неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья матери и будущего ребенка.

Наиболее тяжелое осложнение беременности - поздний гестоз. Он угрожает состоянию здоровья как матери, так и плода. Гестоз характеризуется тремя основными признаками:

  • отеки;
  • повышение артериального давления выше 135/85 мм рт. ст.;
  • появление белка в моче.

Гестоз поддается лечению только в условиях стационара. Риск развития гестоза повышается при:

  • первой беременности;
  • наличии гестоза в предыдущую беременность
  • наличии гестоза у матери или сестер беременной;
  • многоплодной беременности;
  • подростковом возрасте матери;
  • возрасте матери более 40 лет.

Медицинские работники должны особенно тщательно наблюдать течение беременности у женщин, имеющих хотя бы один фактор риска развития гестоза. При выявлении у них хотя бы одного признака гестоза необходима срочная консультация специалиста.

После рождения ребенка проводится консультирование матерей о необходимости грудного вскармливания. Оптимально, если грудное вскармливание продолжается хотя бы до 6 мес. Дети, не получающие грудного вскармливания, в 6 раз имеют более высокий риск смерти в течение первого месяца жизни, чем получающие грудное питание хотя бы частично.

Грудное вскармливание - чрезвычайно важный процесс. Состояние здоровья ребенка в течение всей его жизни во многом зависит от того, вскармливался ли он грудью, и как долго это продолжалось. Матерям, особенно в период становления процесса лактации, необходима активная поддержка как со стороны близких, так и со стороны медицинского персонала.

Для того чтобы грудное вскармливание было успешным и не вызывало затруднений, важно придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо объяснить маме, что грудное молоко является единственным, уникальным по своим биологическим свойствам продуктом, который обеспечивает ребенку полноценное питание и защиту от инфекционных заболеваний. Это невозможно при искусственном вскармливании (Табл. 4.2; 4.3 [показать] ).
    Таблица 4.2 Различия между грудным женским молоком, молоком животных и искусственными смесями
    Параметр Грудное молоко Молоко животных Искусственные смеси
    Бактериальные загрязнители нет вероятны вероятны при приготовлении
    Противоинфекционные факторы присутствуют отсутствуют отсутствуют
    Факторы роста присутствуют отсутствуют отсутствуют
    Белки необходимое количество, усваивается слишком много, усваиваются с трудом состав белков частично легко сбалансирован
    Жиры достаточно основных жирных кислот, липаза для пищеварения недостаток основных жирных кислот, липаза отсутствует
    Железо немного, хорошо всасывается немного, плохо всасывается дополнительные добавки, плохо всасывается
    Витамины достаточно недостаточно А и С витаминные добавки
    Вода достаточно требуется дополнительно может потребоваться дополнительно
    Таблица 4.3 Опасности искусственного вскармливания
    Риски для матери Риски для ребенка
    • наступление повторной беременности
    • повышение риска развития поликистоза и рака яичников, рака груди
    • возможно повышение риска развития анемии
    • возможно повышение риска развития ожирения
    • повышение риска внезапной смерти
    • повышение риска развития диареи, бронхо-легочных заболеваний
    • дефицит нутриентов
    • возможно повышение риска развития хронических неинфекционных заболеваний во взрослом возрасте
  2. Необходимо рекомендовать матери:
    • приложить ребенка к груди в течение первого часа после родов;
    • осуществлять с ребенком контакт "кожа к коже";
    • находиться с ребенком в одной комнате/палате.
  3. Необходимо помочь матери освоить технику правильного прикладывания к груди.
  4. Необходимо рекомендовать матери кормить ребенка по его требованию, а не "по часам"; также рекомендовано ночное кормление.
  5. Необходимо объяснить матери, что ей не надо вводить в питание ребенка дополнительные жидкости (чай, соки).
  6. Необходимо рекомендовать матери кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6 месяцев, а затем начать введение адекватного прикорма.
  7. Необходимо поощрять грудное вскармливание до года и более

Все необходимые нутриенты, включая витамины и минеральные вещества, ребенок получает с грудным молоком. Часть из них (например, цинк, железо, фолиевая кислота, кальций) находится в грудном молоке практически в постоянной концентрации, и характер питания матери незначительно влияет на их содержание. Количество витаминов D и А, йода, селена может меняться в зависимости от того, как питается мать.

Таблица 4.4 Основные витамины и их источники для питания кормящих матерей
Витамины Продукты питания
Витамин А Печень, молочные продукты, рыбий жир, оранжевые и зеленые овощи, обогащенный маргарин
Витамин D Рыбий жир, лосось, сельдь, печень, воздействие ультрафиолетового света на кожу
Витамин Е Растительное масло, цельные зернопродукты, орехи, семена, зеленые листовые овощи
Витамин С Цитрусовые, перец, помидоры, капуста
Витамин B 1 Цельные зернопродукты и хлебобулочные изделия, бобовые, орехи, мясо
Витамин В 2 Зеленые листовые овощи, мясо, яйцо, молоко
Витамин В 3 Цельные зернопродукты, орехи, бобовые, мясо, птица, рыба
Витамин В 12 Мясо, яйцо, рыба, птица, молоко, корнеплоды/узелки бобовых
Фолиевая кислота Дрожжи, печень, почки, зеленые листовые овощи, апельсиновый сок
Витамин В 6 Печень, почки, мясо, цельные зернопродукты, яичный желток
Биотин Печень, яичный желток, соевая мука, зернопродукты, дрожжи
Пантотеновая кислота Продукты животного происхождения, цельные зерна, бобовые

Доказано, что грудное вскармливание снижает риск развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, атопии у детей. Во взрослом возрасте дети, получавшие грудное вскармливание, имеют меньший риск развития хронических неинфекционных заболеваний, чем получавшие искусственное или смешанное вскармливание. Вероятно, что матери, кормившие детей грудью, имеют меньший риск развития рака молочных желез.

Дети до 3-летнего возраста не могут получать "взрослую" пищу. Есть специальные продукты питания, разработанные для детей, которые постепенно вводятся в их рацион питания.

  • необходимо вводить прикорм не ранее 6-месячного возраста;
  • необходимо выбрать наиболее подходящее время дня для введения прикорма {когда ребенок голоден или наиболее предрасположен к приему пищи). Предпочтительна первая половина дня;
  • на первых порах нужно вводить прикорм после кормления грудью;
  • надо начинать вводить прикорм с одной чайной ложки, постепенно увеличивая до полного объема принимаемой единовременно пищи;
  • рекомендуется начинать с однородного, умеренной густоты однокомпонентного пюре из наиболее типичных для данной местности продуктов (каши, овощные, фруктовые пюре);
  • можно добавлять сцеженное грудное молоко для облегчения привыкания к новой пище;
  • необходимо включать в рацион пищевые продукты, богатые железом: печень, мясо, рыбу, бобовые для профилактики железодефицитной анемии;
  • нужно стараться избегать употребления всех видов чая и кофе;
  • необходимо избегать употребления цельного коровьего или козьего молока до 9-месячного возраста в качестве питья и вводить в рацион цельное молоко и необезжиренные молочные продукты с 9-12 месяцев;
  • блюда для прикорма должны иметь определенную калорийность;
  • следует избегать добавления в пищу сахара, специй и соли. При необходимости подсаливания пищи употреблять только йодированную соль.

Примерно со второго года жизни ребенок постепенно переводится на питание с семейного стола. В этот период очень важно сформировать у ребенка правильные пищевые привычки, заложить принципы рационального питания. Очевидно, что процесс формирования этих привычек будет более успешным, если взрослые члены семьи придерживаются основных принципов рационального питания. Основные принципы здорового питания ребенка старше года следующие:

  • в рационе ребенка ежедневно должны присутствовать разнообразные продукты, в значительной степени овощи и фрукты, предпочтительно в свежем виде и местного происхождения;
  • следует выбирать нежирные сорта мяса, птицу (без кожи), рыбу, яйца, печень, а также иногда заменять мясные продукты бобовыми: фасолью, горохом, чечевицей;
  • несколько раз в день ребенок должен получать хлеб, крупы, макаронные изделия и картофель;
  • до 2-летнего возраста ребенок может употреблять молоко и молочные продукты обычной жирности. Впоследствии рекомендован переход на молочные продукты с пониженным содержанием жира;
  • соль и сахар в еду добавляются лишь в минимальных количествах. При солении должна употребляться только йодированная соль;
  • на втором году жизни ребенку не рекомендуется давать чай в качестве питья. Предпочтительнее молоко, обычная вода, овощные и фруктовые соки;
  • рекомендуемое количество кормлений - не менее 5 раз в день;
  • пища должна быть приготовлена безопасным и гигиеничным способом.

Энергетические потребности детей и процентное соотношение основных нутриентов с возрастом меняется (Табл. 4.5 [показать] ).

Таблица 4.5 Суточная потребность детей и подростков в основных нутриентах 79
Возраст Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая
ценность, ккал
всего в т.ч. животные
1-3 года 53 37 53 212 1540
4-6 лет 68 44 68 272 1970
6 лет 72 47 72 252 2000
7-10 лет 80 48 80 324 2400
11-13 лет 96 58 96 382 2850
Юноши 14-17 лет 106 64 106 422 3150
Девушки 14-17 лет 93 56 106 422 2750

Также меняется объем порции продуктов, употребляемых детьми (Табл. 4.6 [показать] ).

Таблица 4.6 Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного возраста (г, мл)
Наименование блюда Возраст
1-1,5 года 1,5-3 года 3-5 лет 5-7 лет
Каша, овощное блюдо 130 150 180 200
Яичное, творожное, мясное, рыбное блюдо 50 60 70 80
Салат овощной 20 30 40 50
Кофе, чай, молоко 100 150 180 200
Закуска 30 40 50 60
Первое блюдо 100 150 180 200
Гарнир 100 120 130 150
Кефир, молоко 150 150 200 200
Выпечка, хлеб 40 60 70 100
Свежие фрукты 100 100 150 200

Согласно рекомендациям ГУ НИИ питания РАМН для детей и подростков очень важно, чтобы не менее 60% белка, поступающего с пищей, было животного происхождения. Оптимальное количество животных жиров - 30-50% их суточного поступления. Максимальное содержание Сахаров - 20% суточного поступления углеводов. Суточное поступление растительной клетчатки - не менее 15 г.

Рацион питания детей и подростков должен содержать все основные продукты. В них должны обязательно входить мясо, рыба, творог, яйца, молоко или молочнокислые продукты. Оптимально, чтобы ребенок ежедневно получал нежирную телятину, говядину, курицу или индейку. При этом 1-2 раза в неделю необходимо давать ребенку субпродукты (печень, язык и т.д.).

Рыба и рыбные продукты должны употребляться детьми и подростками несколько раз в неделю. Для детского питания рекомендуются следующие виды рыб: треска, минтай, хек, навага, судак.

Рыбные деликатесы (например, икра) не имеют пищевых преимуществ по сравнению со свежей рыбой. Однако они содержат раздражающие вещества, которые могут стимулировать аппетит. Поэтому рыбные деликатесы можно рекомендовать детям с недостаточной массой тела и исключить из рациона питания детей с избыточной массой.

Молоко и кисломолочные продукты являются основным источником кальция для детей и подростков. Они должны ежедневно входить в их рацион питания. Молочные продукты вводят как в виде жидкости (молоко, кефир, ряженка, йогурт), так и в твердом виде (сыр, творог). Детям, особенно в период интенсивного роста, необходимы сливочное масло, сметана и/или сливки.

В питании детей должны быть широко представлены овощи и фрукты, В школьном возрасте дети и подростки должны ежедневно получать 150-200 г картофеля, 200-250 г других овощей, а также 200-300 г фруктов и ягод (возможно, в виде соков).

В ежедневный рацион питания детей и подростков включают хлеб (лучше зерновой или с отрубями), вермишель или макароны, различные каши.

Оптимально исключить из рациона питания детей и подростков сардельки, сосиски, колбасы. Максимально ограничивают потребление жареных, острых блюд.

По оценкам экспертов ВОЗ, наиболее часто у детей и подростков наблюдается дефицит витаминов А, D, йода, цинка, железа. Они являются причиной повышенной заболеваемости и смертности детей и подростков.

С самого раннего возраста проводится профилактика заболеваний полости рта. Для этого проводятся индивидуальные беседы с родителями, делаются наглядные плакаты и т.д. Основные меры профилактики включают в себя:

  • запрет на постоянное питье жидкости из бутылочки, особенно подслащенной; новорожденный может сосать специальную пустышку, также не постоянно;
  • запрет сосания пальцев;
  • ограничение потребления сахаров; оптимально, если до года ребенок не будет получать сладкую пищу и питье;
  • обеспечение гигиены ротовой полости; чистка зубов начинается с момента прорезывания первого зуба и в течение несколько лет осуществляется родителями;
  • с 2,5-3-летнего возраста используются детские фторсодержащие зубные пасты;
  • регулярное, не реже 1 раза в год, посещение стоматолога (в раннем возрасте возможна заочная консультация у специалиста по необходимым мерам профилактики)

4.1.3. Профилактика заболеваемости

Примерно половина случаев детской смертности связана с предотвращаемыми инфекционными заболеваниями (пневмония, диарея, малярия, корь, ВИЧ-инфекция и др.). Так же, как и у взрослых, в основе профилактики инфекционных заболеваний лежат профилактические прививки (Табл. 4.7 [показать] ). При этом крайне важным является обеспечение вакцинации против краснухи всех женщин детородного возраста.

Таблица 4.7. Календарь профилактических прививок
Возраст Прививка
Основные прививки
12 часов Первая вакцинация - гепатит В
3-7 день Вакцинация - туберкулез
1 месяц Вторая вакцинация - гепатит В
3 месяц Первая вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
4,5 месяца Вторая вакцинация -дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
6 месяцев Третья вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
Третья вакцинация - гепатит В
12 месяцев Первая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха
18 месяцев Первая ревакцинация -дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
20 месяцев Первая ревакцинация - полиомиелит
6 лет Вторая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха
7 лет Вторая вакцинация - дифтерия и столбняк
Первая ревакцинация - туберкулез
13 лет Вакцинация против гепатита В, если не была сделана ранее
Вакцинация девочек против краснухи
14 лет Третья ревакцинация -дифтерия, столбняк
Вторая ревакцинация - полиомиелит
Вторая ревакцинация - туберкулез
Дополнительные привки
3, 4, 5, 6, 18 лет Вакцинация - гемофильная палочка
При необходимости Вакцинация - грипп

Санитарно-эпидемиологические мероприятия имеют профилактическое значение относительно инфекционных заболеваний на популяционном уровне. Соблюдение правил личной гигиены - эффективная мера профилактики для индивидуумов. Поэтому важно обучение родителей правильному гигиеническому уходу за новорожденным.

По мере взросления детей их обучение гигиеническим навыкам проводится как родителями, так и медицинскими работниками.

При выявлении случаев инфекционных заболеваний проводится их своевременное лечение. При необходимости проводится изоляция инфицированных.

С начала полового созревания с подростками проводятся мероприятия, направленные на охрану репродуктивного здоровья, профилактику абортов и ИППП. Они могут включать в себя лекции, беседы, средства наглядной агитации и т.д. Во многих странах профилактические программы включают в себя раздачу презервативов. Однако существующее в настоящее время в РФ законодательство не позволяет это делать в образовательных учреждениях.

До настоящего времени не существует профилактических программ с доказанной эффективностью в отношении предотвращения ИППП и нежелательной беременности среди подростков. Предполагается, что следующие мероприятия могут быть эффективными:

Среди детей 5-14 лет широко распространены гельминтозы. Гельминты ухудшают питание детей, способствуют развитию некоторых инфекционных заболеваний, утяжеляют осложнения после кори, малярии, пневмонии и др.

Для профилактики гельминтозов эффективны следующие меры:

4.1.4. Обеспечение оптимальной физической среды

Окружающая физическая среда оказывает существенное воздействие на состояние здоровья детей и подростков. Основное влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывают:

  • система водообеспечения;
  • гигиена;
  • санитарное состояние окружающей среды;
  • загрязнение воздуха;
  • переносчики болезней.

Воздействие на указанные факторы позволяет снизить смертность и заболеваемость детей и подростков.

Однако обеспечение оптимальной физической среды начинается уже во время беременности. В этот период возрастает секреция сальных желез кожи. Поэтому необходимо принимать душ не менее 2 раз в день. Ванны во время беременности противопоказаны.

Во время беременности необходимо носить устойчивую обувь на невысоком каблуке. С 26-27 недели беременности рекомендуется ношение бандажа.

Систематические обзоры показали связь между риском внезапной смерти новорожденных и тем, что младенцы спали на животе. Это привело к выработке рекомендации укладывать спать всех детей в возрасте до 1 года на спину. В результате внедрения этих рекомендаций в практику число младенческих смертей снизилось 80 .

Детям с самого раннего возраста для выработки витамина D нужны солнечные лучи. Рекомендуется не прямое солнечное облучение, а через кружевную тень. В зимние месяцы детям может быть дополнительно назначен прием витамина D. Для уменьшения негативного воздействия физической среды на детей и подростков, необходимо обучение родителей и детей следующим навыкам:

Гиподинамия оказывает существенное негативное влияние на здоровье детей и подростков. Надо, чтобы с раннего возраста родители приучали детей к физической активности. Необходимость физической активности также может быть объяснена медицинским работником при индивидуальной беседе с детьми старшего возраста.

4.1.5. Охрана здоровья подростков

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу "равный - равному". При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе "равный - равному", очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к этой работе необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

4.1.6. Профилактика травм и насилия

В европейском регионе 3-4 случая смерти из 10 среди детей до 15 лет связаны с травмами и насилием, Как показывают результаты статистических исследований, большинство травм дети и подростки получают в бытовых условиях или на улице.

В основе профилактики детского травматизма в быту лежат беседы с родителями о необходимости устройства травмобезопасного домашнего помещения. В качестве примеров травмобезопасного обустройства быта можно привести: установку решеток на окна для предотвращения выпадения детей, установка неоткрываемых детьми запоров на входную дверь, подсобные помещения, прикрепление вертикально стоящей мебели к стенам.

Следует иметь в виду, что чаще всего случаи бытового травматизма наблюдаются у детей в возрасте до 5 лет. В этом возрасте не рекомендуется оставлять детей одних без присмотра.

Уличный травматизм во многом предотвратим, если дети и их родители соблюдают правила дорожного движения. Дополнительной мерой по защите детей от травматизма служат шлемы, наколенники, налокотники, используемые ими при езде на роликовых коньках, велосипедах и т.д. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий могут использоваться светоотражаю-щие полоски, которые закрепляют на одежде и ранце детей; важно также обучение соблюдению правил дорожного движения с раннего возраста.

Для профилактики травм на воде необходимо обучение детей плаванию. Ответственность за приобретение данного навыка ложится на родителей.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Для профилактики насилия в школе создается психологическая служба. Профилактикой бытового насилия занимаются социальные работники.

Все дети и подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

4.1.7. Обеспечение психосоциального развития и психического здоровья детей и подростков

К сожалению, в последние годы растет распространенность проблем, связанных с психологическим развитием детей и подростков. Примерно 10-20% детей в Европе имеют одну или несколько психических или поведенческих проблем.

На этапе патронажа новорожденных большую роль в психосоциальном развитии детей играют беседы медицинских работников с родителями о необходимости стимулирования развития данной сферы. Считается, что в раннем возрасте особую роль в стимуляции психосоциального развития играет чтение вслух.

Детям и подросткам могут быть предложены развивающие игры, задачки, упражнения. Они должны подбираться с учетом возрастных особенностей. При наличии отклонений в психическом развитии детей и подростков подобные упражнения подбираются с участием психолога.

Важную роль в формировании психического здоровья детей играет дозированное поступление информации, особенно получаемой с помощью телевизора. Зарубежными исследованиями показан прямой вред для здоровья ребенка от просмотра телевизора более 5 часов в сутки. Однако большинство отечественных экспертов рекомендуют ограничивать суточный просмотр телевизора 0,5 ч для детей дошкольного возраста, 1 ч для младших и 1,5 ч для старших школьников. Сходные ограничения установлены для компьютера.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в детском и подростковом возрасте. Они включают в себя психологические упражнения, психосоциальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте нередко приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г. в мире 90 000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно так же нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии, не должны изолироваться от сверстников, если только это не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками, у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания.
  2. Онкологические заболевания.
  3. Бронхо-легочные заболевания.
  4. Сахарный диабет II типа.

Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.
  2. Нерациональное питание.
  3. Гиподинамия,
  4. Злоупотребление алкоголем.

Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.
  2. Артериальная гипертензия.
  3. Нарушения липидного обмена.
  4. Нарушения углеводного обмена.

Воздействие на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (Рис. 4.3). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия. Их может осуществлять медицинский работник среднего звена, так как это было рассмотрено в главах , .

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть выявлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возраста отводят выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:

Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

Согласно международной классификации пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 82:

Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потере возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются:

  • депрессия;
  • курение;
  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;
  • гиподинамия;
  • ограничение функции нижних конечностей;
  • деменция;
  • повышение или снижение ИМТ;
  • ухудшение зрения;
  • низкая самооценка качества жизни.

Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть:

  • артериальная гипертензия;
  • нарушения липидного обмена;
  • остеопороз;
  • сахарный диабет II типа;
  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.

Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых (Табл. 4.8. [показать] ). Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Таблица 4.8 Значимость отдельных корригируемых факторов риска развития инвалидности улиц пожилого возраста 85
Фактор Риск развития инвалидности для индивидуума Риск развития инвалидности на популяционном уровне Возможность предотвращения инвалидности путем воздействия на фактор риска
Бремя болезни А А В
Депрессия А В 0
Низкая частота социальных контактов С В С
Гиподинамия А В А
Ограничение функции нижних конечностей А В В
Деменция А В 0
Повышение или снижение ИМТ В В 0
Низкая самооценка качества жизни В В 0
Ухудшение зрения А В С
Примечание: А, В, С - уровни достоверности доказательств; 0 - вопрос не изучался

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает. До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школ пациентов. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациентов проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:

Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;
  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.

Метод изложения материала-лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо активно привлекать их к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия - не более 60 мин.

Сноски [показать]

77 По: Европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков". Инструмент действий. - 803,2005; Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков. - ВОЗ. WНО/FСН/САN/02.21; Какие основные факторы оказывают влияние на реализацию программ профилактики болезней и укрепления здоровья среди детей и подростков. -НЕN, 2005.
78 При написании данного параграфа также использован следующий

Профилактика заболеваний является одной из важнейших задач современного здравоохранения, она заложена в ряде государственных программ и системе ОМС. К тому же даже привычные гигиенические навыки и правильный образ жизни способны оказать профилактическое действие.

Человек с самого раннего возраста может быть подвержен различным заболеваниям. Они влияют на продолжительность жизни и ее качество, снижают трудоспособность и даже становятся причиной инвалидности и социально-бытовой беспомощности. Некоторые болезни характеризуются высокой смертностью, другие повышают риск рождения потомства с различными отклонениями, третьи делают заболевшего человека опасным для окружающих и могут привести к эпидемиям. Во многих случаях профилактические меры способны предупредить развитие заболеваний или сделать их прогноз более благоприятным.

Что такое профилактика

Профилактика заболеваний – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий предупредительно-оздоровительного характера. Ее основными задачами являются:

1. предупреждение появления различных патологических состояний;

2. минимизация действия различных факторов риска;

3. снижение риска развития осложнений возникающих болезней;

4. уменьшение скорости прогрессирования заболеваний;

5. предупреждение хронизации патологических процессов и развития вторичных болезней;

6. снижение выраженности негативных последствий перенесенных заболеваний;

7. общее укрепление здоровья.

Грамотна и комплексная профилактика в целом позволяет снизить заболеваемость и риск возникновения различных эпидемий, сократить продолжительность возникающих болезней и быстрее восстановить трудоспособность.

Профилактика – это не просто какие-то специальные назначаемые врачом медицинские мероприятия. Ежедневная гигиена, здоровый образ жизни, правильная организация рабочего места и соблюдение определенных правил в периоды эпидемий тоже позволяют предупредить развитие многих болезней. Даже забота об окружающей среде и относится к профилактическим мерам.

Кроме индивидуальной профилактики заболеваний, предупредительные и оздоровительные мероприятия могут проводиться на уровне государства, областей, муниципалитетов. Некоторые из них обеспечиваются работодателем или системой лечебно-профилактических учреждений.

Какая бывает профилактика

Согласно определениям ВОЗ, выделяют несколько видов профилактики. Первичная – это разнообразные меры, направленные на устранение факторов риска для всего населения и раннее выявление заболеваний в определенных группах. Она включает различные профилактические осмотры, вакцинацию, гигиеническое воспитание и санитарно-просветительскую работу. К ней также относят совершенствование условий труда на производствах и предприятиях, улучшение общей экологической обстановки и микроклимата жилищ.

Вторичная профилактика заболеваний необходима для выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях при наличии факторов риска. При этом используют целевые профилактические осмотры, диспансеризацию, профилактическое лечение и оздоровление определенных социальных или трудовых групп. Также при вторичной профилактике проводят обучение и санитарно-гигиеническое воспитание пациентов, их родственников и лиц из групп риска. Для этого создаются профильные информационно-обучающие программы (школы), ориентированные на людей с определенными заболеваниями. Это может быть сахарный диабет, деменция (слабоумие), гипертония и другие сердечно-сосудистые заболевания, рассеянный склероз и многие другие патологии с потенциально тяжелым течением.

Третичная профилактика проводится уже после подтверждения основного диагноза. Она улучшает прогноз и облегчает течение заболевания. Проводимый при этом комплекс мероприятий направлен на максимальное возможное восстановление трудоспособности и сохранение социально-бытовой активности человека. Необходима и медико-психологическая адаптация заболевшего к его изменившимся потребностям и возможностям.

В целом все виды профилактики заболеваний можно еще разделить на мероприятия личного характера, медицинского и общественного. При этом важно придерживаться комплексного подхода, уделяя особое внимание поддержанию своего здоровья и укреплению защитных сил организма.

Основные меры индивидуальной профилактики

Профилактику нужно начинать еще до появления первых признаков ухудшения здоровья, не дожидаясь специализированных рекомендаций врача. И при этом в первую очередь исключается или хотя бы минимизируется действие основных факторов риска. Общая профилактика заболеваний может включать:

1. соблюдение правил личной гигиены;

2. отказ от курения и приема крепких спиртных напитков;

3. повышение общей двигательной активности, регулярное выполнение физкультуры или гимнастики;

4. очищение собственного жилища от пыли, потенциальных аллергенов и токсинов, регулярное проветривание и увлажнение воздуха в квартирах;

5. переход на сбалансированное полноценное питание, при этом важно учитывать состав пищи, ее калорийность и вид используемой термической обработки;

6. использование соответствующей сезону и погоде одежды;

7. регулярное прохождение комплексных профилактических осмотров, включающих посещение врача, лабораторные и инструментальные обследования;

8. проведение плановой профилактической вакцинации согласно национальному календарю прививок, а также дополнительной вакцинации перед угрожающими эпидемиями или поездкой в страны Азии и Африки;

9. грамотная организация рабочего места;

10. соблюдение режима труда и отдыха, а также естественных биологических циклов сон-бодрствование;

11. избегание личностно-значимых стрессовых ситуаций, своевременное обращение к специалисту для решения внутренних психологических конфликтов;

12. использование естественных факторов для закаливания, укрепления местных защитных барьеров кожи и слизистых оболочек.

В детском возрасте профилактические мероприятия организуют и контролируют родители или заменяющие их взрослые. И обязательными компонентами являются воспитание правильных гигиенических привычек, плановые осмотры и вакцинация с учетом состояния здоровья ребенка, соблюдение режима дня. Важно также контролировать правильность посадки детей за столом во время занятий, обеспечивать гармоничное физическое и психоэмоциональное развитие.

Что желательно делать каждому?

В целом основные профилактические мероприятия укладываются в понятие здорового образа жизни и соблюдения основных санитарно-гигиенических правил. При этом физкультура, посещение бассейна, ежедневная ходьба оказывают тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему. Это также поддерживает функциональную активность всех участков опорно-двигательного аппарата, что вместе с укреплением мышечного корсета предупреждает раннее изнашивание межпозвонковых дисков и крупных суставов. Правильное питание – это профилактика заболеваний пищеварительного тракта, гиповитаминозов, ожирения и метаболических нарушений. А отказ от курения позволяет существенно снизить риск развития рака легких, пищевода и желудка, болезней бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем.

Для предупреждения заражения в сезон ОРВИ врачи рекомендуют по возможности избегать скоплений людей, регулярно промывать нос и полоскать горло слабосолевыми растворами, часто мыть руки. Желательно при посещении общественных мест использовать средства индивидуальной защиты, меняя их каждые 1,5–2 часа. Желательно также часто проводить влажную уборку и проветривание жилых помещений.

Если же человек относится к группе риска по развитию определенного заболевания, ему могут потребоваться дополнительные профилактические меры. Это может быть прием препаратов, санаторно-курортное лечение, соблюдение особой диеты. Такая профилактика заболеваний проводится по назначению врача и обычно дополняется диспансеризацией с регулярно проводимыми целевыми обследованиями.

Конечно, определенные профилактические мероприятия гарантируются государством и системой ОМС. Тем не менее многие болезни можно предотвратить, с молодого возраста придерживаясь правильного образа жизни, заботясь о закаливании и соблюдая правила личной гигиены.

Статью подготовила врач Алина Обухова

Направления профилактики

Задачи и пути их реализации

Психологическое

Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении отклоняющегося поведения.

Педагогическое

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.

Медико-социальное

Комплексная работа с группой риска - лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими, и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.

Здравоохранительное

Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение

Законодательства об уголовной ответственности за приобщение к употреблению наркотиков (особенно детей и подростков)

Экономическое

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом не только курящих, но и пассивных курильщиков). Финансирование программ борьбы с любым наркобизнесом.

Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Цель профилактической работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению, какими то ни было интоксикантами.

Из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в антинаркотической профилактике, образовательное учреждение как социальный институт располагает уникальными возможностями для успешной реализации ее задач, поскольку просветительскую деятельность оно может вести на протяжении всего периода обучения детей и подростков.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося. У педагога имеется свободный доступ к семье подростка при необходимости анализа и контроля беспокоящей его ситуации.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должны предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направлена, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Дети 10-12 лет. Их интересует все, что связанно с наркотиками и их действием, способы употребления о последствиях злоупотребления ими детьми уже слышали, но всерьез не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Занятия о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Подростки 12-14 лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие - в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями алкоголя. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес - к возможности употребления «легких» наркотиков; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие.

Подростки 14-16 лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:

А. Употребляющие и сочувствующие - их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров.

Б. Радикальные противники - «сам никогда не буду и другу не дам погибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

В. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть, может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей

Подростки 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.

Профилактическую работу в заданной возрастной группе следует начинать не с запугивания, а с информации о том, что большинство молодежи все-таки не употребляют наркотики. Следовательно, главная задача - способствовать развитию жизненно важных навыков, которые удерживают от наркотиков, отказ же от наркотиков - это то, чем можно и нужно гордиться. Стратегией профилактики должно стать руководство со стороны взрослых с целью добровольного выбора молодежи в пользу здорового образа жизни.

Здесь наличествует другая трудность - отношение части руководителей учебных заведений к профилактике. Сохраняются стереотипы тоталитарного мышления, стратегия антинаркотической работы они видится в ужесточении репрессий, запугивании молодежи. Другая часть директоров школ и училищ еще психологически не готова к профилактической работе с подростками из-за чувства страха, негативного отношения к этой острой социальной проблеме.

Выделяют различные направления антинаркотической профилактики.

Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Нужно отметить, что данный этап США и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг. В России подобная практика осуществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.

Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Сейчас у нас в стране стало модным раздавать буклеты и развешивать плакаты о вреде наркотиков. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.

Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление - личностно-ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения. Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.

Существуют различные конвенции, соглашения, договоры о борьбе с наркоманией и с незаконным оборотом наркотиков. Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с помощью пропагандистских компаний против наркотиков.

В конце концов, каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института, университета и оставаться в стороне, и - надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан не просто наивно, но и даже преступно.

Вывод: наркотизм - реальная проблема, стоящая перед всеми без исключения современными обществами. Это осознается большинством населения России, оценивается соответственно. Почти половина (46%) опрошенных отметили, что наркомания - это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; 16% респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а 14% - из-за распущенности современной молодежи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных, структур, а 7% согласны с тем, что государство наплевательски относится к молодежи.

В этом случае профилактика необходимый шаг на пути приостановки наркотизма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!