Женский журнал Ladyblue

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню матери. Сценарий музыкально- литературной композиции, посвящённой Дню матери

День Матери

Литературно- музыкальная композиция к Дню матерей России

Никто не знает всё, как мать,
Никто, как мать, не понимает,
Никто не может так ласкать,
Никто, как мать, не сострадает. Никто, как мать, не может дать,
Никто, как мать, прощать не может.
И так любить и ожидать
Никто, как мать, неможет тоже.

Добрый день, дорогие друзья!

Здравствуйте, уважаемые женщины-матери!

Каждую секунду в мире рождаются три человека. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это- мама, мама, мама!

Праздник День матери России был установлен Указом Президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.
По данным Министерства труда и социального обеспечения России, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 миллионов женщин, из них более 1 миллиона 700 тысяч- многодетными.
День матери-это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей.

Дорогая нежная мамуля,
Много в тебе ласки и добра.
Вновь и вновь в тебе я открываю
Звуки теплые,как струны серебра. Милая,души в тебе не чаю
И скучаю сильно день и ночь.
Я к тебе во сне не прилетаю,
Маленькая любящая дочь?

В раннем детстве маму любят безоглядной любовью. Позже- сдержанность, а порой и резкость. Но надо беречь и щадить здоровье самого близкого человека. Ведь любая мать ждет от своего ребенка ласки, уважения, теплых слов.
- Я маме шубу расстегнуть помог,
Она пришла усталая с работы,
Сказала,ежась:
“Я продрогла что-то…
На улице так холодно,сынок.” И я на кухню тороплю ее:
”Ты руки полжи на батарею,
А щеки я ладошками согрею”.
Шепнула мама:
“Солнышко мое!”

Но, к сожалению, наши родители стареют на наших глазах. Дотошные американцы подсчитали, что к 50 годаи сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъему груза весом в 18 тонн на высоту 227 км. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания родителям, их здоровью,

Мягкую,серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке
Беспокоить любящую мать?
Мать ждала вас в жождь и снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграмма
Привела вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

Очень бы хотелось этими словами достучаться до всех сердец. Чтобы матери никогда не были одинокими. Не может, не должна ни одна мать на свете быть забытой и покинутой.
А вам дорогие мамы мы хотим пожелать:
Тепла и крепкого здоровья!
Успехов и удач во всем!
Живите с радостью, с любовью!
Пусть счастьем светится ваш дом!

Конспект открытого урока по музыкальной литературе
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
село Иглино, Иглинскогорайона Республика Башкортостан
Учебный предмет: музыкальная литература
Класс: второй год обучения
Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская
Тема урока: Венские композиторы классики.
Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о Венских композитора-классиках Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления, слух и память. Уметь сопоставлять факты, события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Оснащение и оборудование урока:
компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Таблички с тестами заданий.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?
Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.
Учитель: вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».
Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на3команды(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора
(Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов
(3 шт. по количеству команд)
Контрольный лист:Портрет композитора
Краткие сведения из биографии(без указания фамилии и имени)
Перечень наиболее выдающихся произведений.
Высказывания композитора об искусстве.
Оценка творчества композитора.
Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)
В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.
Образцы карточек с заданиями:
Портрет Вольфганга Амадея
Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.
Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»в«Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал
- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»
5.Гайдн сказал о нем: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».
«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».
6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»
1.Портрет Йозефа Гайдна
2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены.Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи. Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.
3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»
4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня, я стар и слаб»
5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»
6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть
Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.
Портрет Людвига ван Бетховена
2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне,наберегу Рейна. Он с детства узнал нужду, в 12 лет стал опорой семьи.В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов, овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо, чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то, что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году.3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония»(Героическая).
4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»
«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»
«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»
5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбойза торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства, Братства»
6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.
В конце урока подводятся итоги, выбирается команда, закрывшая
наибольшее количество вопросов.


Приложенные файлы

Ведущий

Воспеваю то, что вечно, ново

И хотя совсем не гимн пою

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

И моей не подчиняясь воле

Рвется к звездам, ширится окрест

Дорогою музыкой, святою

Он звенит, души моей оркестр

Но когда скажу я, как впервые

Это слово-чудо, слово-свет

Встаньте люди – павшие, живые

Встаньте дети, дети разных лет

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это – древнее, святое

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет

В нем сокрыто жизни существо

В нем исток всему. Ему конца нет

Встаньте, я произношу его!

«В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник ДЕНЬ МАТЕРИ и отмечать его в последнее воскресение ноября»

И теперь каждый год в этот день мы поздравляем своих дорогих мам.

С ДНЕМ МАТЕРИ, дорогие наши мамы и бабушки!

На фоне песни АВЕ МАРИЯ дети читают стихотворение. Сначала идет вступление песни, а далее дети читают стихи

Склонилась ночью мама над кроваткой

И тихо шепчет Крошечке своей:

«Ты только не болей, мой Зайчик сладкий,

Когда болезнь к ребёнку подступает,

Рыдает материнская душа.

И мама до утра не засыпает,

К щеке прижав ладошку малыша…

Когда блестят глаза не от веселья,

Когда температурит сын иль дочь,

То сердце мамы плачет от бессилья,

Пытаясь все болезни превозмочь…

Укутав нежно счастье в одеяло,

Прижав своё сокровище к груди,

Она без перерыва повторяла:

«Уйди, болезнь, от сына прочь уйди!»

И ни одно лекарство так не лечит,

Как мамина забота и тепло…

Любовь – ребёнка счастьем обеспечит,

Отгонит все недуги, беды, зло…

Для матери важней всего на свете

Здоровье, счастье собственных детей.

И точно так же маму любят дети,

Взрослее став, заботятся о ней…

Прошли года… в кровати мать больная,

Ей шепчут двое взрослых сыновей:

«Ты только не болей, моя родная,

Прошу тебя, ты только не болей…»

Ведущий

На земле хороших людей немало

Сердечных людей немало

И все-таки лучше всех на земле – МАМА

Ваша МАМА

Дети исполняют песню о матери

Ведущий

А наши бабушки! Следующее слово благодарности адресуется вам, ласковым и заботливым! Если бы не ваши добрые и чуткие руки- разве выросли бы мы такими, какими вы нас здесь видите?

Дети читают – каждый по строчке

Кому не спиться по ночам – бабуле нашей.

Кому дела все по плечам - бабуле нашей.

Кто даст совет, утрет слезу – бабуля наша.

Кто отведет беды грозу – бабуля наша.

Кто красотой нас наделил – бабуля наша.

А кто нас жизни научил – бабуля наша.

А пирожки всего вкусней бабули нашей.

И каждый из прошедших дней

Скажите, кем украшен -

(все вместе)

Бабулей нашей

Ведущий

Для наших любимых мам и бабушек звучит этот вальс. Кавалеры, приглашайте дам. А кому не хватило кавалеров, танцуйте тоже.

Ведущий

Спорят очень много лет

Не найдут никак ответ

Кто вперед – иль курица

Иль цыпленок из яйца

Наш прогресс в тупик зашел

Чей первоначально пол

То ли Евы, толь Адама

Но хочу сказать вам прямо

Что без папы и без мамы

Не было б у нас Адама

И сначала про мужчин

Бог их силой наградил

Потому в семье отец

И добытчик и борец

Мамы мамонтов не били

Мамы за детьми следили

Шили шубки, одеяла

Чтоб в пещере лучше стало

Чтоб не мерзли ребятишки…

Почитайте дети книжки

Эволюции пример-

Пушкин, Даль или Гомер

Ведущий

А сейчас конкурсы для пап –

Беременный папавоздушными шарами поднимают спички)
Узнай своего ребенка по описанию (с юмором – папам сказать, чтобы «плохишей» не угадывали)

Кто шалит на переменке

Разукрасил в классе стенки

И на парте корабли

Тихо в плаванье пошли?

У кого дневник в порядке

И в порядке все тетрадки

Кто в компьютере силен

Угадайте, кто же он?

Кто драчун и непоседа

Задирается с соседом

А девчонок за косички,

Поджигает в классе спички?

Лучший в классе кто спортсмен

Аккуратен, джентельмен

Все ему легко дается

В жизни многого добьется

Кто зубрит с утра уроки

И сдает тетрадки в сроки

Не дает диктант списать

И в учебе помогать

Дети все вместе.

Класс наш дружен и силен

Он учителем сплочен

И за это мы всем классом

Дарим низкий ей поклон

Ведущий

Для наших любимых учителей, многие из которых тоже мамы прозвучит это стихотворение (поручить маме)

Вы как будто стали ниже

Стены школьные мои,

Но сегодня к вам я ближе,

Пусть промчались детства дни.

Сяду в классе, где училась -

Рядом старые друзья

И в девчонку превратилась,

Озорную, снова я.

В классах тихо, все решают

Математики примеры,

Незаметно подрастают

Здесь Энштейны и Гомеры.

Годы детства пролетели,

Годы юности прошли,

И родные педагоги

Нас во взрослый мир ввели.

Нынче тот грызет науку,

А другой стихи плетет,

Третьего терзает мука –

Он ее на лист кладет.

Кто-то слесарь знаменитый,

Кто-то строит новый дом,

Только школа не забыта,

Шлем нижайший ей поклон

Ведущий

Многим нашим мальчикам и девочкам интересно, в чем смысл нашей жизни. А вот мы сейчас об этом и узнаем!

Сценка «Смысл Жизни»

1Я вот думаю, гадаю

Для чего детей рожают

Так, ребята, вы не против

Взвесим-ка все за и против

2.А зачем тебе все это?

1.Для конкретного ответа

К взрослой жизни подготовка

2.Ты придумал это ловко

3.Да за маму мне обидно

От проблем житья не видно

4.Да, от нас проблем немало

Не простая должность – МАМА

Как бы легче было ей

Без таких, как мы, детей

5.Фу, какая ерунда.

Скучно будет ей тогда

Да и в старости компот

Кто в стакане принесет

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей

4.Дома тихо – чистота, красота!

6.И пустота! Дом уютный, но пустой

Без детей он не живой!

4.Но зато скажу я прямо

Славно отдыхает мама

Не придется ей опять

Все уроки проверять

7.За детей решать задачки

Сочинения писать

8.За различные проделки

То ругать, то наказать

9. Кухня. Ужин, постирушки

Снова собирать игрушки

10. Не жалея нервных клеток

Загонять в постели деток

6. И услышать, засыпая

Ты красивая такая

Честно, честно говорю

Мама, я тебя люблю

7.Да, гм. Гм. Звучит красиво

А такая перспектива?

Только вырастил детей

Выдал замуж поскорей

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам – внуки, получите!

6. Ну и что, Опять играйся

На «Бабулю» откликайся

7.Сели, встали, побежали

Вновь игрушки все собрали

8.Тренировка у плиты

Воз домашней суеты

9. Да зачем им жизнь такая!

10. Аэробика сплошная

Торопись, чтоб все успеть

Даже некогда стареть!

1.Нет! Я все же сомневаюсь!

Столько нервов и забот!

2.Я все больше убеждаюсь

Дети-хлопотный народ!

3.Надо долго их растить

И воспитывать, учить

По ночам не досыпать

День и ночь переживать

4.Заболели-полечить

Провинились –отлупить

И в учебе помогать

И кормить и наряжать

6.Трудность в чем, не понимаю?

Девчонки ж кукол наряжают

2.Ну сравнила, ну даешь!

Ты за маму –то не шьешь!

6.Дети хлопотный народ

Мамам в детях продолженье

И почет и уваженье

И огромная любовь!

5.И забота вновь и вновь…

7.Так, мой друг, спокойствие

Заботы в удовольствие!

8.Пока деток воспитаешь

Ни на миг не заскучаешь

1.Да… Добился я ответа

Смысл жизни разве в этом?

6.Смысл жизни как раз в том

Чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребенку

Ну а лучше сразу два

Чтоб у мамочки от скуки

Не болела голова!

Ведущий

Вот такие рассуждения

Ведет каждое поколение

А теперь, чтоб не скучали

Мы частушки сочиняли

И сейчас нам три подружки

Пропоют свои частушки

Дорогие наши мамы

Мы частушки вам споем

С праздником вас поздравляем

И привет большой вам шлем

Галя вымыла полы,

Катя помогала,

Только жалко, мама снова

Все перемывала.

Думал я и день и ночь

Как бы маме мне помочь

Мыть посуду я не буду

Чтоб целей была посуда

Подгорели суп и каша,

Соль насыпала в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

Папа мне решил задачу,

В математике помог.

Мы потом решали с мамой

То, что он решить не смог.

Чтобы мама удивилась,

Мы готовили обед.

Почему-то даже кошка,

Убежала от котлет.

Рисовал картину Вася,

Он художник, спору нет.

Но зачем он нос раскрасил

В красный, желтый, синий цвет?

На кухне веник я нашла,

И квартиру им подмела.

И осталось от него

Три соломинки всего.

Раз я пол натер до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать:

Никакой работы нет.

Думала я день и ночь

Как бы маме мне помочь

Чтобы пыль не поднимать

Я не буду подметать

Думал я и день и ночь

Как бы маме мне помочь

Ведь готовить суп, жаркое

Это дело не мужское

А вообще-то мы не прочь

Маме в чем-нибудь помочь!

Мы вам спели, как сумели,

Мы ведь только дети,

Только знайте - наши мамы –

Лучшие на свете.

Мы частушки петь кончаем

И сегодня обещаем

Слушать вас всегда во всем,

Утром, вечером и днем

Ведущий

Дочка-мама-бабушка. Вечная смена поколений. И из поколения в поколение передаются навыки, методы воспитания, а главное –любовь

Вот еще одна интересная сценка, как раз о смене поколений

Ведущий:

Наши дети так упрямы!

Это каждый знает сам.

Говорят им часто мамы,

Но они не слышат мам.

Танюша под вечер

С прогулки пришла

И куклу спросила:

Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.

Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Танюшина мама с работы пришла

И Таню спросила:

Входит мама, садится на стул около Тани.

Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

Обедать кричала бабуся не раз,

А ты отвечала: сейчас да сейчас.

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка, обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Тут бабушка - мамина мама - пришла

И маму спросила:

Входит бабушка, подходит к столу и садится на третий стул.

Бабушка:

Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд.

Нельзя же весь день сидеть без обеда.

Уж доктором стала, а все непоседа.

С этими дочками просто беда.

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Все едят ватрушки.

Ведущий

Несутся века, несутся года

Но мамы такие, что были всегда

У ложа сынишки тихонько склонилась

-«Спи птенчик, хочу,

Поет колыбельную сыну она

-«Ты еще маленький очень мальчишка

И не читаешь буковки в книжках,

Любишь кататься на горочке снежной

Но мы возлагаем большие надежды.

Будет сынок наш мальчик примерный

И на «отлично» решит он примеры.

Азбуку выучит тоже на пять

Многое в жизни будет он знать.

Сыну желаю любить физкультуру,

И, повзрослевши, быть цельной натурой.

Главное, зайке следить за здоровьем

И относиться к делу с любовью.

Сестрицы проказы девичьи прощай,

Деда и бабушек ты навещай,

Папу и маму всегда береги

Старыми будут, ты им помоги.»

Ведущий

Вот и подходит к концу наш праздник.

Много хороших и добрых слов мы сказали Вам, наши самые близкие и родные. И в заключении ребята споют Вам песню о том, как они любят и всегда будут Вас любить

Дети поют песню о МАМЕ

Можно еще раз в конце включить вальс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода

Номинация 1. Сценарий классного мероприятия

Название: О той, кто дарует нам жизнь и тепло…»

Форма: Литературно-музыкальная гостиная

ФИО: Томаровская Ирина Николаевна, 31 год, МБОУ СОШ № 41, учитель начальных классов

Год разработки: 2013

Литературно – музыкальная гостиная.

Тема: «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…»

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель:

    Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

    Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи:

    Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

    Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.

    Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

    формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

    формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, высказывания о мамах.

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.Кайл Гибран

Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.П. Беранже

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.Ж.-П. Рихтер

У заставляющего плакать чужую мать и своей матери придется плакать.Силован Рамишвили

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. Иоганн Гёте

Мы для наших мам –самые красивые и самые умные! Так пускай наши мамы будут для нас самые главные!

Если бы мы все вели себя так, как просили нас наши мамы, мир был бы безупречен!

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», «Наши мамы самые красивые», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

Литература:

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль, 1997.

3. Журнал “Классный руководитель” № 3, 2005.

4. Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2006.

5. Журнал “Читаем, учимся, играем” № 3, 2006.

6. Сценарии и репертуар.-2008.-вып.3 (92).- С.2-15.

7. День поэзии 1983: Сборник/Сост. Л. Куклин, Ю. Скородумов. – Л.О. изд-ва ” Сов. писатель”, 1983. – 376 с.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Учитель: Дорогие гости, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.

Учитель: Предлагаю провести нашу встречу на тему «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

Коротенькое слово - «мама» имеет великое значение в жизни каждого из нас.

Мы говорим «мама», а подразумеваем всеобъемлющую любовь и доброту, ласку и заботу, терпение и силу.

Источник материнской любви неиссякаем. Он никогда не высохнет, не заилится, и в любой момент утолит жажду.

Именно эти чувства и мысли можно найти, читая стихи про маму русских поэтов, рассмотрев картины, послушав музыку великих композиторов.

Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагают поэмы и баллады.

Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие мелодии. Каждый отдает, что у него есть. Давайте посмотрим какие прекрасные слова содержат красивые стихи про маму русских поэтов.


Письмо матери

С. Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Матери

И. Бунин

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Учитель: Как нежно и ласково называет автор свою маму, «старушка» «ангелом-хранителем» .

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Это значит то, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник.
Дорогие наши мамы! Сегодня, в День Матери, мы приветствуем вас и хотим порадовать.
Словом “мать” называют и свою Родину. Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина-мать” - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.
В народе живёт много хороших, ласковых слов о маме. Они передаются из поколения в поколение. А какие пословицы вы знаете о маме?

Ученики:

Родина - всем матерям мать.
Природа-мать – начало всех начал.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
При солнышке светло, при матери добро.

Слайд № (пословицы)

Ведущий:
О тепле и свете, исходящем от матери, и говорится в стихотворении Е.Благининой “Солнышко”.

Ученик:

Как это бывает,
Сама не пойму.
Что солнышко в небе –
То мама в дому.
За облако солнышко
Скроется вдруг,
Всё станет пустым
И печальным вокруг.

Уйдёт хоть ненадолго
Мама моя, -
Такой невесёлой
Сделаюсь я.
Домой возвратится
Родная моя -
И снова весёлой
Сделаюсь я.

Играю, смеюсь,
Кувыркаюсь, пою.
Люблю я родную
Голубку свою!

Ведущий:
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека - самого близкого, дорогого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.
Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает нас.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Учитель: Перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).

Учитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.

А матери всегда молятся за своих детей.

Молитва матери

У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.

Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.

Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.

Всему есть время, но пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.

Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать.

Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Учитель: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Учитель: И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Учитель: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Учитель: А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Слушание.

Учитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная) .

Учитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Учитель: Мы сохраняем образы своих мам через их песни. Послушайте стихотворение «Поговори со мною мама».

Виктор Гин

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

Поговори со мною, мама,

О чем-нибудь поговори,

До звездной полночи до самой -

Мне снова детство подари.

Доволен я своей судьбою,

Немалый в жизни пройден путь.

Но очень хочется порою

Мне снова в детство заглянуть.

Минуты сказочные эти

Навек оставлю в сердце я.

Дороже всех наград на свете

Мне песня тихая твоя.

Учитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 11)

Учитель: Ребята, давайте исполним песню «Наши мамы самые красивые». Исполнение песни.

Песня улетает в небо синее
Из большого школьного окна,
Песню подарила им весна.
Наши мамы самые, самые красивые,
Песню подарила вам весна.

Больше не метёт зима порошею,
Солнце к нам заглядывает в класс,
Кто об этом знает лучше нас.
Наши мамы самые, самые хорошие,
Кто об этом знает лучше нас.

Белые, как перья лебединые,
Вдаль плывут пушинки облаков,

Наши мамы самые, самые любимые,
В мире, полном звёзд и васильков.

Радуги играют переливами,
Светят над просторами земли,
Это мы в глазах у них прочли.
Наши мамы самые, самые счастливые,
Это мы в глазах у них прочли.

Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви, не будем их обижать и на них обижаться.

ВИКТОР ГИН

* * *
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно - малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук -
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Все дети:

Мамы - это наша гордость,
Это наша слава, сила!
Это духа наша твердость,
Это помощь при бессилье!
Мы склоним головы пред мамой
И от души поздравим вас,
Чтоб вы, мамули, точно знали,
Что лучше всех лишь вы для нас!

1998 года вышел Указ Президента РФ, которым устанавливалось, что отныне в последнее воскресенье ноября в нашей стране будет отмечаться праздник – День матери.

Этот праздник не так популярен у нас, как Международный женский день. Ведь в этом году мы будем отмечать его в девятый раз, а не все о нем знают.

Приближение этого праздника рождает противоречивые чувства. С одной стороны нельзя не порадоваться за то, что государство, утверждая его, тем самым признает высокое звание материнства. А с другой – заставляет задуматься, как мало у нас ценится женщина-мать.

Инициаторами празднования Дня матери в России стали: Комитет по делам женщин, семьи и молодежи государственной Думы, президентская комиссия по делам женщин, семьи и демографии, министерства труда и социального развития . Они надеялись, что новый праздник обратит внимание руководства страны на проблему материнства, побудит выделить дополнительные средства нуждающимся семьям.

Праздник этот нужен. Хотя бы для того, чтобы лишний раз сказать правду. Чтобы поклониться тем, кто возвысил свой голос в защиту матерей и детей. И, наконец, чтобы потребовать конкретных дел от всех тех, от кого зависит принятие решений. Вместо организации дорогостоящих торжеств и произнесения красивых речей.

Для проведении мероприятий, посвященных этому празднику можно использовать различные формы работы: тематический вечер (утренник), вечер поэзии, встреча в литературной гостиной, литературный вечер, литературно-музыкальный вечер, поэтический альбом, разговор о сокровенном, вечер-портрет и др. При проведении этих мероприятий мы должны донести до читателей мысль о том, что место матери в нашей жизни – особое, исключительное.

Для проведения мероприятий, посвященных Дню матери предлагаем вашему вниманию следующие материалы: беседу «Святой любви великая раба», подборку стихов о матери, рекомендательный список сборников стихов о матери, имеющихся в нашей библиотеке и рекомендательный список сценариев, посвященных Дню матери, высказывания и афоризмы .

«Святой любви великая раба»

(Материалы для беседы, тематического вечера.)

Мама! Мамочка! Представь ее на мгновение самую дорогую и красивую, нежную и заботливую, всегда в суете неотложных дел свою милую мать. Представь ее открытые, все видящие глаза и сеточку морщин, набежавших на лицо. Часто ли ты думаешь о матери? О матери, давшей тебе великое право на жизнь, вскормившей своим молоком. Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым материнским теплом и светом материнского взгляда.

Мама… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к малышу своему для нее также естественно, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка.

Мать дитя с своей груди

Не отдаст без бою!

Заслонит средь всех тревог,

Всей душой своею

Жизни чудный огонек,

Что затеплен ею!

(А. Майков).

У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Мамины руки чудотворны. Едва лишь она прижмет к себе, погладит, приголубит - и вот уже боль наполовину меньше, а то и совсем пропала. В кольце материнских рук, как в лукошке, сидит малыш, доверчиво глядит на мир. Эту материнскую теплоту и защиту он будет ощущать во все годы своей жизни. Он знает, что пусть мир отступится от него, он у матери найдет веру в себя.

Монолог «Мама»

«Закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Ту еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы».

«Мама – это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. (М. Максимов).

Материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением и нельзя ее потерять, согрешив. Материнская любовь – это милосердие и сострадание.

Святость материнской любви в том, что ее свет проникает в сердца, оживляя его, даже если оно давно очерствело

Материнская любовь прозорливо угадывает будущее своего дитя. И, если не может уберечь его от страданий, сама страдает с ним рядом. Недаром, когда нам плохо, мы зовем «Мама!», сколько бы ни было нам лет.

Молитва матери

В комнате матери нет иконы,

Она не бьет никому челом,

Ни ранним утром,

Ни перед сном

Не отвешивает поклоны.

Но светлую эту молитву

Мы видим в ее глазах,

Денно и нощно.

Заступница, дай мне большую душу,

Сердце доброе,

Руки крепкие, незлобивые-

Очень трудно матерью быть!

Не власти прошу,

Не за деньги стою

Вдохни, сердобольная, в грудь мою

Столько любви и силы,

Чтоб до могилы

На всю семью-

На мужа, на сына, на дочерь мою,-

На все их сомнения

И смятения,

На спотыкания и причуды,

На завихрения

И увлечения,

На заблуждения

И остуды.

Только любовь раскрывает сердца,

Лишь перед ней отступает гора.

Мне нужно очень много любви.

Ты – мать,

Ты меня понимаешь…

(Е. Евтушенко)

Все мы до седых волос, до конца, чтобы с нами не случилось,- остаемся детьми своих матерей. Какими бы взрослыми, сильными, умными и красивыми не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родимого корова, мама всегда останется всегда для нас мамой, а мы ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто не сумеет пожалеть и пожурить лучше, чем мама.

А мы часто огорчаем своих матерей резкими словами, своевольными поступками, не часто говорим им добрые слова, которые матери ждут, скупимся на ласку, и почти никогда не просим у них прощения, если в чем-то виноваты, редко о них думаем, иногда даже забываем об их существовании.

Вот мы одни сегодня в доме,

Я боли в сердце не таю

И на твои клоню ладони

Седую голову свою

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь по шумной карусели,

Куда – то мчусь, но вдруг опять

Сожмется сердце: «Неужели

Я начал маму забывать?!»

(Р. Гамзатов «Матери»)

К сожалению, чем старше мы становимся, тем больше отдаляемся от мамы.

Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча через все годы ее жизни. Эта любовь оберегала нас, когда мы были беззащитны и беспомощны, эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик.

Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные у нашей кроватки, кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год и столь не заметный труд матери по дому, по хозяйству. А ведь она при этом поставлена в необходимость – работать, а значит, и вставать раньше нас и ложиться позже, при этом все успевать – завтрак собрать, постирать, приготовить чистую одежду.

Воздать маме мы не сможем достойно ничем – только благодарностью и вниманием.

Чем старше будет становиться мама, тем больше внимания мы должны уделять ей. Для того она и лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашей силой, ее болезнь – нашим здоровьем. Любовь к матери еще никого не унизила, наоборот сделала благородными и достойными уважения.

Наши матери всегда будут в наших сердцах, но не всегда они будут рядом с нами. Надо любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце, связала нас такими тесными узами, которые бы оказались сильнее самой смерти.

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может.

На могиле матери своей

Сына совесть чуткая тревожит.

Вот и ныне, мама, я стою

Пред холмом понуро виновато,

С болью, вспоминая жизнь свою,

Все чем огорчал тебя когда-то…

Мне бы, как велит сыновний долг,

Безотлучно, мама дорогая,

Быть с тобой, тебя оберегая.

Мне б, как часовому на посту,

В день, когда склонилась ты устало,

Отражать оружьем ту,

что к тебе с косою подступала.

(Р. Гамзатов)

Образ матери в русской поэзии

Есть святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому, не очерствевшему сердцу, любой, не потерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это стихи о матери.

Поэты всех времен преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, ее нежностью, заботливостью, сердечной теплотой.

Никто так не выразил роль матери в жизни человека сильнее и задушевнее, чем русские поэты.

Образ русской матери почти всегда драматичен, она несет на себе печаль вечной страдалицы. А если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира.

Образ матери в русской поэзии стал эталоном женских достоинств.

Руки матери

Л. Ирсетская

Эти руки, легкие в работе,

Руки матери в твоей судьбе,

Быстрокрылые в любой работе,

Искрометные в любом труде,

Дети мира! Бесконечность жизни

Движется отвагой матерей

Солнца луч весною ярче брызжет,

Сердце матери – весенний свет лучей.

Сколько б мы не прожили на свете,

Сколько б ни измерили дорог,

Отчий дом в пути всегда нам светит

И зовет к себе родной порог.

Солнца луч, тепло, родник бессмертья

В имени едином, в слове Мать.

С каждым поколением, поверьте,

Нам сильнее это понимать.

Не обижайте матерей

Виктор Гин

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Мать

Александр Яшин

Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

Все постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!-

Села в угол, зарыдала-

И просить прощенья стала

Просто очень ты устала,

Бедная моя!

Не волнуйся, успокойся,

Вот тебе вода-

За нас не бойся-

Подрастает семья.

Ну прибила. Что ж такого!

Не со зла ведь,

Не чужого

И зачем же слезы снова,

Добрая моя!

Уходят матери

Е. Евтушенко

Уходят матери от нас,

Уходят потихонечку, на цыпочках,

А мы спокойно спим, едой насытившись,

Не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу нет,-

Нам только кажется, что сразу,

Они уходят медленно и странно.

Шагами маленькими по ступням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой–то год,

Им отмечаем шумно дни рожденья,

Но это запоздалое раденье

Ни их, ни наши души не спасет.

Все удаляются, все удаляются.

К ним тянется, очнувшись ото сна,

Но руки вдруг о воздух ударяются –

В нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

Как тихими суровыми колоннами

Уходят наши матери от нас…

Виктор Коротаев

О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера в нас,

Подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери - такой народ – вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдет»,-

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И - не крикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной,

Вот только мы то не всегда

Оправдаем их надежды.

Мама

Ярослав Смеляков

Добра моя мать. Добра сердечна.

Приди к ней – увенчанный и увечный-

Делиться удачей, печаль скрывать-

Чайник согреет, обед поставит,

Выслушивает, ночевать оставит:

Сама – на сундук, а гостям – кровать

Старенькая. Ведь видала виды,

Знала обманы, хулу, обиды.

Но не пошло ей ученье впрок.

Окна погасли. Фонарь погашен.

Только до позднего в комнате нашей

Теплится радостный огонек.

Это она над письмом склонилась

Не позабыла, не поленилась –

Пишет ответы во все края:

Кого – пожалеет, кого поздравит,

Кого – подбодрит, а кого - поправит.

Совесть людская. Мама моя.

Долго сидит она над тетрадкой,

Отодвигая седую прядку

(дельная – рано ей на покой),

Глаз утомленных не закрывая

Ближних и дальних обогревая

Своею лучистою добротой.

Всех бы приветила, всех сдружила,

Всех бы знакомых переженила.

Всех бы людей за столом собрать,

А самой оказаться – как будто! – лишней,

Сесть в уголок и оттуда неслышно

За шумным праздником наблюдать.

Мне бы с тобою все время ладить,

Все бы морщинки твои разгладить.

Может, затем и стихи пишу

Что, сознавая мужскую силу,

Так, как у сердца меня носила

В сердце своем я тебя ношу.

Мама

Любовь Ташлыцкая

Добрая, единственная, милая,

На земле одна, неповторимая,

Мама, мама, мамочка любимая,

Никогда, никем незаменимая.

Руки твои теплые и нежные

Обнимают с верою, с надеждою,

Сердце твое ласкою согретое,

И недаром песнями воспетое.

Я люблю глаза твои красивые,

Волосы густые с сединой,

Все ты можешь, мамочка любимая,

И всех дел твоих не перечесть,

И нигде ни в чем ты несравнимая,

Все в тебе от Бога, мама, сеть.

Я люблю тебя, моя хорошая,

Пусть тебя сейчас со мною нет,

Ты дала мне жизнь и все хорошее,

Для меня ты солнце, жизнь и свет.

Годы пролетают, и мы старимся,

Но в моей душе и навсегда

Мамин образ в сердце жить останется,

Помнить маму буду я всегда.

Памяти матери

Евг. Долматовский

Мы с мамой не были нежны,

Вдвоем – строги и одиноки,

Но мне сегодня так нужны

Ее укоры и упреки.

А жизнь идет – отлет, прилет.

И ясный день, и непогода…

Мне так ее недостает,

Топчусь я у чужих дверей

И мучаю друзей словами:

Лелейте ваших матерей,

Пока они на свете, с вами.

Мать

(отрывок из поэмы)

Фазу Алиева

Мама! Родная, любимая! Слушай!

Прости меня, мама, за горькие муки,

Прости за усталые черные руки,

За то, что твой сон по утрам отнимала,

За то, что болела я в детстве немало…

Беру твои руки в морщинках глубоких,

Глаза твои теплые в губы беру.

И катятся – льются прозрачные строки,

И слово за слово припало к перу.

Израненный страданьем вечным

Всематеринский разум их

Бросает вызов

человечеству:

«Мой сын жив-вее

всех жи-вых!»

Не забыть им

тех наивных

И вечно юных сыновей,

Как не поднять

плакучей иве

Своих заплаканных ветвей.

Не убогие старухи

Слезами кормят злую грусть,

поднявшись из разрухи,

Живая мать –

святая Русь!

Афоризмы и высказывания о матери.

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» Бальзак

«Грудь материнская – надежнейший приют».

«Мать – единственное на земле божество – не знающее атеистов ». Э. Легуве

«Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем».

Н. Некрасов

«Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости».

В. Шукшин

«Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – мать».

М. Джалиль

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери».

Ю. Яковлев

Пословицы и поговорки о матери

Русские

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет».

«Мамонька родная – свеча неугасимая, мамонька неродная – похлебка холодная».

Матери все дети равны – одинаково сердце болит».

«Материнская молитва со дна моря вынимает».

«Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает».

«Материнские глаза слепы».

«Мать высоко замахивается, да не больно бьет».

«Мать приветливая – ограда каменная».

«Сердце матери – вещун».

Восточные

«Для матери хоть яичницу на ладони изжарь – все равно будешь в долгу».

«Мать – опора дома».

«Гнев матери – как снег: выпадает много, но тает быстро».

«Мать кормит дитя, как земля человека».

«Язык ребенка хорошо понимает его мать».

«Мать с дочкой – как халва с орехом».

«Мать – божество, отец – богатство дома».

«Тот, кто доверится матери, и тот, кто доверится земле – не прогадает».

Сценарии ко Дню матери

1. 8 Марта: Сценарий к празднику/ //Праздники в средней школе . – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2001. – с. 15-20.

Сценарий можно использовать ко Дню матери, но не весь, а стихотворения, слова ведущего, частушки. Сценарий для младшего школьного возраста.

2. Ярославцев 8 Марта: Сценарий // Школьные годы: стихи, песни, сценарии о школе. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1999. – с. 90-101.

Для среднего школьного возраста в стихотворной форме.

3. Празднование 8 Марта / //Первоклашки в гостях у сказки: Сценарии школьных праздников, театральных постановок, конкурсов, викторин для 1-х классов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 106-115

Очень хорошая подборка стихов о матери. Конкурс «Знаете ли вы качества, присущие маме?»

4. «Весны центробежная сила»…: Литературно – поэтическая композиция // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №1. – с. 71-76

5. Земесова всегда будет мама!// Читаем, учимся, играем. – 1999, №4. – с. 97-101

Урок доброты для младших школьников. Этот урок посвящен маме. Ребята, по замыслу составителя, не просто слушатели. Они участвуют в разговоре, отвечают на вопросы, заранее пишут письма своей маме «Ласковое письмо моей маме».

6. Залкина светоч материнства: Музыкально-художественная композиция //Читаем, учимся, играем. – 2001. - №8. – с. 63-69

Композиция посвящена образу богоматери в изобразительном искусстве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!