Женский журнал Ladyblue

Первые игрушки маленького ребенка

Первые друзья

Сколько игрушек нужно грудному ребенку и какими должны быть эти игрушки? Такой вопрос задают себе многие молодые родители. Попробуем ответить на него, учитывая потребности растущего ребенка. Предпочтения в игрушках в течение первого года жизни меняются: малыш растет, что-то становится для него непривлекательным, а прежде не интересовавшие игрушки вдруг переходят в разряд любимых. Поэтому не может быть строгих ограничений по количеству необходимых игрушек для крохи того или иного возраста. Хорошая игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка – быть не слишком сложной, чтобы не вызывать у него досады и разочарования, но и не примитивной. Рассмотрим, какие игрушки целесообразно приобрести для вашего малыша, исходя из его возраста.

Елена Федорова

педагог-психолог,

преподаватель кафедры

педагогики и сихологии детства УрГПУ

От О до 3 месяцев

На этапе адаптации ребенка к окружающему миру целесообразно предлагать игрушки и предметы для зрительного и сенсорного восприятия. Это могут быть следующие игрушки:

Погремушки. Погремушки разных размеров и форм, контрастных цветов, изготовленные из разнообразных материалов (дерево, пластмасса, ткань), пожалуй, являются самыми первыми игрушками в жизни малыша. Это не случайно, поскольку игра с такими предметами как раз способствует зрительно-слуховому сосредоточению крохи, привлекает его внимание и учит выделять из множества окружающих звуков «голос» погремушки. Можно приобрести около 10 погремушек при условии, что все они будут отличаться друг от друга разнообразием материалов и цветов, тембром звучания, формой и размерами.

Мобиле,музыкальнаякарусель

Мелодичное звучание музыкальной карусели вызывает у малыша приятные слуховые ощущения, развивая слуховое восприятие. Кроха с интересом будет наблюдать, как вращаются яркие игрушки мобиле. Одновременно задействованы два способа восприятия – зрительное и слуховое. Достаточно купить 1 мобиле со съемными игрушками и время от времени заменять их новыми.

Резиновые игрушки

Как правило, это игрушки, изображающие животных, птиц, персонажей мультфильмов и сказок, а значит, они знакомят младенца с окружающим миром. Кроме того, при сжатии игрушка пищит – этот звук малыш безошибочно выделяет из других звуков: прислушивается, направляет свое внимание на источник звука. Количество резиновых игрушек может быть от 5 до 10.

Игровой центр (турничок)

Он состоит из множества игрушек разной направленности:

панель с кнопочками, на которые можно нажимать – и видеть или слышать производимые этим нажатием эффекты;

безопасное зеркальце, в котором малыш может рассматривать свое отражение;

погремушки, колокольчики;

элементы-пищалки;

яркие подвесные игрушки, до которых крохе нужно дотянуться, чтобы поймать их и потрогать.

Играть ребенок может в положении лежа на спине, на специальном коврике или в кроватке. Одного такого центра будет достаточно, чтобы надолго увлечь вашего кроху и задействовать работу всех органов чувств, тем самым тренируя и развивая их.

Музыкальные игрушки

Они способствуют тренировке органов чувств, развивают слуховое восприятие и сосредоточение, ориентировку в пространстве в поисках источника звука. Количество игрушек зависит от предпочтений вашего крохи: купите 2-3 такие игрушки «на пробу». Крохе нравится? Пополняйте запас, соблюдая следующие условия: игрушки должны быть изготовлены из материалов разной фактуры и иметь различное звучание.

Заводные игрушки

Как правило, такая игрушка заводится с помощью нескольких поворотов, ключа. Это сложное действие малышу осуществить пока не под силу, зато ему очень нравится наблюдать за движениемигрушки.

Поскольку основной способ взаимодействия с такими предметами – наблюдение за их движением, хватит 1-2 игрушек подобного рода.

От 3 до 6 месяцев

Пассивное разглядывание ребенком окружающих предметов уступает место его активному взаимодействию со ср¬дой. Малыш тянется к игрушкам, пытается схватить, ощупать, потрогать, выполнить несложные действия. Начало целенаправленного пользования рукой необходимо поощрять и стимулировать.

Мягкие игрушки

Такие игрушки изготовлены из мягкой, приятной на ощупь ткани (флис, велюр, искусственный мех, трикотаж, бархат, плюш и т.д.). Взаимодействие малыша с такими игрушками развивает восприятие фактуры материа¬ла, мелкую моторику, умение ассоциировать получаемые ощущения с их источником. Важное умение крохи – совершать ощупывающие движения рукой – также можно развивать с помощью мягких игрушек. Понадобится 5-10 подобных игрушек, отличающихся друг от друга размерами, разнообразием персонажей. Рассматривая с ребенком мягких зайчиков, кошечек и собачек, полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие «речь» того или иного зверька. Например: «Это лягушка, она квакает: «ква-ква», а это мышка – она тоненько пищит: «пи-пи-пи». Позвольте малышу потрогать игрушку, потеребить ее шерстку, схватить, пожевать или погладить.

Мячи

Детские мячи изготовлены из мягкой, легкой и прочной резины, имеют разнообразную окраску, рисунки. Достаточно на первое время иметь 2-3 легких резиновых мяча разных размеров. Полезно для развития мелкой моторики приобрести мячик с резиновыми «колючками». Покажите крохе, как катится мяч, как подпрыгивает от удара о пол. Можно рассмотреть нарисованные на нем картинки, рассказать небольшой стишок про мяч.

Книжки для младенцев

Их выпускают из специального прочного материала: картона, дерматина, клеенки, ткани. Такие книжки имеют различные дополнения: приспособления, издающие звуки; мягкие или резиновые части; музыкальные устройства; шнурочки, кармашки, вкладыши. Их очень удобно «читать»: рассматривать яркие разноцветные иллюстрации; получать разнообразные ощущения, прикасаясь к различным по фактуре материалам; прислушиваться к разным звукам, приводя в действие музыкальный механизм или используя звуковыеприспособления.Развивающие возможности такой игрушки очень широки: с ее помощью кроха совершенствует осязание, слух и зрение. Количество книжек невозможно ограничить. Начните с покупки 2-3 подобных книг, в дальнейшем ориентируясь на интерес малыша к рассматриванию картинок.

Куклы

Грудной малыш еще не умеет играть в куклы, зато ему очень нравится их рассматривать, тянуться к ним, чтобы потрогать глазки, носик, одежду. Для показа подойдут 2-3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые. Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика выглядело нейтральным или жизнерадостным. После 6 месяцев можно добавить в игровое поле 1-2 пластиковых пупса-голыша, высотой 10-20 см), очень удобных для захвата и удерживания в маленьких ручках.

Неваляшка

Может стать одной их любимых игрушек малыша в 6-7 месяцев. Игра с такой куклой необычайно увлекательна: можно слушать, как она звенит, ползти за ней, с интересом наблюдать за настоящим чудом –как уложенная на пол кукла возвращается в вертикальное положение без посторонней помощи и смешно раскачивается. В игровом арсенале достаточно иметь 1 неваляшку – малыш долго не утратит к ней интерес.

6-9 месяцев

Во втором полугодии жизни малыш старательно изучает любой попавший в ручки предмет: подносит предмет ко рту, чтобы обследовать его с помощью языка и губ, переворачивает и разглядывает под разными углами зрения, ощупывает, трогает пальчиками детали. На этом этапе развития игрушка должна легко захватываться, иметь гладкую или шероховатую фактуру материала, неровности поверхности.

Общение со взрослым становится «деловым»: малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но совместные игры.

Матрешка

Этаумнаяигрушка вкладыш привлекает малыша своей пестротой, красочностью и способам манипулирования. Покажите крохе, как можно собирать и разбирать матрешку, сочините про нее какую-нибудь забавную историю и разыграйте перед ребенком представление-импровизацию. На примере матрешки малыш знакомится с на родными игрушками, приобщается к культурному миру традиций своего народа.

Вкладывая меньший элемент в больший, ребенок учится соотносить величину предметов, координируя действия рук и глаз. Кроме того, ваш малыш становится обладателем сразу целого семейства, состоящего из 4-7 кукол.

Кубики

Для самых маленьких подходят мягкие и легкие кубики – пластмассовые или из материи. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть кубики, а их количество меньше. Не стоит давать сразу весь набор – достаточно всего нескольких деталей, из которых малыш сможет что-нибудь построить. Для детей в возрасте до 1 года достаточно купить 2-3 набора кубиков из пластмассы, материи и дерева.

Пирамидка

Сборка пирамидки, сортировка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координацию движений ребенка. Первая пирамидка для сборки должна содержать не более 3-4 колец, ведь внимание и усидчивость малыша кратковременны, ему пока трудно кропотливо выполнять заданную последовательность действий. На первое время достаточно 3-4 таких игрушек, изготовленных из разных материалов.

8-12 месяцев

В этом возрасте ребенок изучает свойства игрушки. В этом возрасте детские игры становятся все более сложными и разнообразными: дети любят складывать предметы в емкости и высыпать их оттуда, рассматривать и приводить в действие движущиеся части игрушек, отвинчивать крышки, открывать и закрывать ящики и баночки, строить и разрушать примитивные конструкции из кубиков.

Вкладыши

Самым любимым действием малыша является вкладывание одних предметов в другие. Уже в конце первого года жизни младенцы с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаз. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребенка. Не менее 2-3 наборов вкладышей должны обязательно быть в игровом арсенале.

Коробка форм, сортер

Это еще один вариант вкладышей с прорезями разных форм и размеров, в которые вкладываются соответствующие детали. Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь.

Одного-двух подобных развивающих пособий будет достаточно. Важно только, чтобы формы были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), а фигурки – удобны для захвата и манипулирования.

Юла

Кроха с удовольствием наблюдает за «танцем» этой игрушки, снова и снова приводя ее в действие, развивая мышцы рук. Ребенок учится соизмерять направление и мышечные усилия, чтобы игрушка кружилась и не падала. При вращении юлы слышно легкое гудение воздуха, внутри прозрачного корпуса могут передвигаться шарики, лошадки, человечки. Для игры подойдет одна яркая красочная игрушка, механизм которой малыш в состоянии самостоятельно запустить в действие.

Игрушки-каталки

Для малыша, недавно освоившего вертикальный способ перемещения, наиболее удобны каталки, которые движутся вперед. Кроха как бы опирается на ручку каталки, поддерживая равновесие при ходьбе. Для этой цели подойдут также кукольная коляска, тележка, лошадка. Для прогулок приобретите 1-2 каталки.

Машинки

Сначала кроха, перевернув машинку, крутит колесики, затем делает удивительное открытие: если машинку поставить на пол и подтолкнуть вперед – она едет, совсем как настоящая! Малышам, независимо от пола, очень нравится возить машинки по столу или полу, катать на них куклу. Кроме того, кроха знакомится с основными видами транспорта: автобус, автомобиль, трактор, самолет, поезд, грузовик. Поэтому коллекция машинок должна пополняться. На первое время купите ребенку 3-4 разные по размеру и материалам машинки.

Магнитный дисплей

Это приспособление обучает вашего малыша навыкам рисования. Магнитный экран, прикрепленный к нему карандаш, трафареты представляют готовый набор для юного художника. Рисунки можно легко стирать с помощью специального рычага и тут же рисовать новые. Художественные шедевры вашего малыша на первых порах будут состоять из хаотичных линий и непонятных загогулин. Игрушка имеет существенный «недостаток» – творения вашего крохи недолговечны.

Набор для песочницы

Маленькое ведерко, лопаточка, грабли, сито, формочки – стандартные составляющие такого набора. Игра в песочнице с этими предметами позволяет ребенку познать свойства сыпучего материала – песка, развивает мелкую моторику и координацию движений (малыш учится брать песочек лопаткой, насыпать в ведерко создавать с помощью формочек фигурки). Для игр с песком будет достаточно одного такого набора.

Игрушки для детей до трех месяцев должны отвечать некоторым требованиям. Они должны быть легкими и нешумными, самых простых форм. Приветствуются яркие цвета, но следует избегать их изобилия. На первом году жизни ребенку достаточно игрушек четырех цветов: синего, красного, желтого, зеленого. Двухмесячный ребенок уже их воспринимает, что можно определить по его оживлению, движению ног и рук при виде яркой игрушки. Но не стоит в этом возрасте покупать малышу мягкие игрушки: они накапливают пыль, а мелкие детали можно оторвать и проглотить.

Игрушки для развития зрения и слуха

Игрушки для рассматривания можно вешать над кроваткой ребенка уже на первом месяце его жизни.

Малыш может сосредоточить зрительное внимание на крупных и ярких предметах с возраста 3-5 недель. В этот период его первыми игрушками могут стать крупные однотонные шары или кольца ярких цветов. Ребенок не нуждается в игрушках с множеством деталей. Их подвешивают над детской кроваткой, периодически меняя расцветку. Игрушку вешают над грудью ребенка. Чтобы не развить косоглазия, расстояние от глаз малыша до рассматриваемого предмета должно быть не менее 50 см. Диаметр игрушки должен быть в пределах от 6 до 10 см. Не нужно вешать более одного предмета. Частая смена игрушек и обилие расцветок будет мешать малышу сконцентрировать внимание. Во всем должна быть умеренность.

Чтобы развивать слух и умение устанавливать направление звука, ребенку нужны погремушки. С этой же целью приобретают музыкальную карусель. Важно убедиться, что она издает мягкие и не слишком громкие звуки. Музыка должна быть спокойной, не перенасыщенной тональностями. Когда малыша укладывают спать, карусель убирают с кроватки: ничего не должно мешать нормально уснуть. Если ребенок спит в коляске на свежем воздухе, в нее игрушки подвешивать не стоит.

Игрушки на развитие координации движений

Координация движений развивается у детей в возрасте от трех месяцев до полугода. Малыши стараются поднимать и удерживать погремушку. В это время необходимо приобрести соответствующие игрушки. Погремушка не должна быть тяжелой. Малыш должен с легкостью ее удерживать. Кроме того, чем легче игрушка, тем она менее травмоопасна. Не следует выбирать очень шумные погремушки: ребенок может испугаться резких звуков.

Игрушки для захватывания подвешивают на специальных стойках. По мере развития ребенка их высота меняется. Трехмесячный малыш уже изучает игрушки на ощупь и старается их схватить. Фигурки должны располагаться на расстоянии вытянутой руки, быть удобными для удерживания и иметь различные формы. Для развития тактильных ощущений нужно предлагать ребенку игрушки из разных материалов.

После пяти месяцев дети становятся чрезвычайно подвижными, они пытаются ползать, садиться, активно интересуются окружающей действительностью. В этом возрасте им рано еще прощаться с погремушками, но уже пришло время узнать новые развлечения. К полугодию малыша, психологи рекомендуют приобрести определенный набор игрушек.

Погремушки, мячики, резиновые звери

В этом возрасте ребенку становятся интересны более сложные погремушки с необычными формами и ручками. Их должно быть интересно захватывать, развивая мелкую моторику. В последнее время популярны мягкие погремушки в виде животных или кукол. Часто у них бывает встроенное зеркальце или вшитые массажные горошины, что доставит радость вашему малышу.

Идеальным вариантом для ванны станут резиновые игрушки-пищалки. Ребенок уже может сидеть в ванночке, но просто мыться ему уже скучно. Гораздо интересней, если рядом плавает рыбка, уточка или лягушка, более того, это расширит детское представление об окружающем мире. Качественные резиновые игрушки легко нажимаются и ровно плавают.

Для ползающего малыша очень важно иметь движущиеся, катающиеся игрушки. Они помогают ребенку освоить его первый способ передвижения – ползанье. Хорошо приобрести обычную среднего размера машинку или лошадку на колесиках. Обязательно купите мячи – они должны быть яркими, разных размеров, такими, чтобы их можно было катать и кататься.

В возрасте 6-7 месяцев малыш с большим удовольствием играет в прятки, любит находить и прятаться сам. Всевозможными тряпочками можно накрывать игрушки или свое лицо, периодически скрываясь и показываясь. Мамы, занимающиеся творчеством, могут смастерить из разных тканей развивающий коврик, который поможет ребенку изучить разные звуки и материалы, например, постукивание, шуршание, перекатывание горошин.

Развивающие игрушки

В это время можно познакомить кроху с его первой книгой. На первых порах она должна быть достаточно толстой, чтобы ребенок мог попробовать ее на вкус, с крупными картинками и минимальным количеством текста. Отлично подойдут «Репка» и «Курочка Ряба».

Придутся по вкусу ребенку и большие красочные кубики. Из них можно с помощью мамы построить башню, а затем разрушить ее. Точно также можно поступить и с пирамидками, собрать самостоятельно малыш ее не сможет, а вот подавать колечки станет с удовольствием. Пирамидку следует выбирать с устойчивым основанием и широкими отверстиями под кольца. Хорошо подойдут игрушки lego.

Также к развивающим игрушкам, подходящим шестимесячному малышу, можно отнести простейшие сортеры, шарики, передвигающиеся по дугам, скаты для шариков. Выбирайте самые простейшие игрушки с минимальным количеством деталей, крупного размера и простой, незамысловатой формы. Как только ребенок научится справляться с приобретенными «развивайками», можно переходить к более сложным. Большинство подобных игрушек создано опытными педагогами, поэтому они не только способны занять малыша, но и стимулируют быстрое умственное развитие.

Игрушки? С какого возраста малыш начинает интересоваться окружающим миром, и как его можно развивать? Игрушки, сделанные своими руками, — чем они отличаются от покупных погремушек и почему больше нравятся младенцу? Рассказывает автор книги для мам Женя Кац.

Мы часто мечтаем, чтобы дети поскорее выросли. Пока это новорожденный младенец, мама с завистью смотрит на тех толстощеких карапузов, которые сидят в прогулочных колясках, перекладывают погремушки из руки в руку и улыбаются всем вокруг. Когда ваш малыш уже сидит, то кажется, будто он еще нескоро научится ходить. Вот он пошел, но нам хочется, чтобы он поскорее заговорил предложениями. А глядя на трехлетнего, мы мечтаем, как он начнет сам читать или кататься на велосипеде. И так далее, до свадьбы. Но кто без конца чего-то ждет, тот пропустит все самое интересное. Так что давайте остановимся поподробнее на каждом возрасте.

Все родители, разумеется, хотят, чтобы их дети получили все самое лучшее: и самые лучшие игрушки, и самые удобные вещи. И порой родителям даже начинает казаться, что без какой-то развивающей игрушки их наследник может остаться обделенным, и надо поскорее купить и то, и другое, и третье. Навязчивая реклама подогревает эту страсть покупать малышам игрушки одну за другой. Как сказано в одной хорошей книжке про воспитание, уже к 3 месяцам у младенца может накопиться столько погремушек, что его за ними и видно не будет.

Давайте же попробуем здраво посмотреть на то, какие именно нужны детям вещи и игрушки и зачем.

Начнем с того, что новорожденному игрушки первые 2-3 недели не нужны вообще. Ему необходима мама, спокойная и веселая, которая может создать ему уют, накормить и уложить спать. Возможно, понадобится отдельная кроватка (хотя больше она нужна папе с мамой, да и то не все мамы со мной в этом согласятся). Очень даже может пригодиться слинг, чтобы мама могла всюду носить малыша с собой. Если мама кормит малыша грудью, то куча красивых бутылочек, подогревателей и смесей останутся невостребованными (возможно, отсутствие смесей и бутылочек — это самый лучший подарок для вашего малыша). Если младенец может днем спать на балконе, то хорошо бы там поставить кузов от коляски (он может быть не самым новым и красивым, лишь бы матрасик был ровный!).

Итак, у нас есть младенец, который еще не сидит и не ползает, а спит большую часть дня. Много ли нужно ему игрушек — догадайтесь сами. Разумеется, малышу очень важно познавать мир — на слух, на ощупь, на вкус, на запах и на вид. Пока малыш еще не умеет сам хватать игрушки и не может целенаправленно что-то делать ручками и ножками, вам надо ему помочь. Можно купить карусель, которая пиликает и крутит над ребенком несколько игрушек. Впрочем, мелодия эта и вам, и ребенку скоро надоест, да и вид снизу у подвешенных предметов не так уж и интересен.


Что ж, можно поменять игрушки на карусели, а можно придумать что-то еще. Обычно детям нравится неваляшка с ее мелодичным звоном и яркими цветами. Кроме того, можно надевать на ручку или ножку малышу браслетик с небольшим бубенчиком (такой браслетик можно и самой сшить, ничего сложного в этом нет). В качестве простого и мягкого браслета подойдет широкая резинка для волос, а симпатичные бубенчики и колокольчики бывают в магазинах для рыболовов.

Можно натянуть над коляской резинку с небольшими погремушками, чтобы малыш мог случайно задевать их руками или ногами. Только вот у меня, например, не было лежачей коляски, а младенца развлечь очень хотелось. Впрочем, мой старший сын и лежать на спине наотрез отказывался, так что от подвешивания игрушек над ним не было никакого проку — все равно он лежа не играл, а вопил. Зато моя дочка Галка обожала лежать и играть подвешенными игрушками. Лежала она на обычном диване, и к стенке над ней мы прикрутили вешалку для полотенец и развешивали на ленточках разные погремушки и колокольчики. А когда она засыпала, мы эту вешалку поворачивали к стенке и погремушки снимали.

Хорошо, если у вас будет много разных игрушек с приятным мелодичным звоном. Звук погремушек довольно однообразен, зато разные колокольчики и бубенчики, металлофон и бубен могут порадовать малыша. Шуршалки и гремелки можно сделать и самим, насыпав в разные небольшие бутылочки горох, фасоль, рис или гречку. Совершенно бесподобен воздушный шарик, внутри которого скачет 3-4 горошины. Только учтите, что шарик с горошинами — это действительно звонкая погремушка! И он может быть опасен, если лопнет, — ни горох, ни обрывки резины от шарика не должны попасть малышу в рот!

Многие дети любят рассматривать то, что находится над ними. Грустно, если из кроватки ребенку видны только белые стены и потолок. Интереснее разглядывать контрастные картинки — например, с геометрическими узорами. А можно подвесить над головой у ребенка — легкую игрушку, части которой крутятся от малейшего дуновения ветерка. Такой мобиль нетрудно соорудить и самостоятельно: достаточно на леску, натянутую под потолком, повесить несколько легких предметов — например, засушенные осенние листочки, или бумажных рыбок или бабочек, или полоски гофрированной бумаги.

Дети любят разглядывать лица. Вы можете нарисовать глазки и рот на воздушном шарике — и повесить возле малыша. А еще для детей, начинающих ползать, отличная игрушка — низко висящее зеркало.

Не беспокойтесь, без погремушек вы не останетесь: если у вас есть знакомые, которые приходят в гости, то будьте уверены, что каждый из них принесет вам по погремушке. Однако вскоре вы обнаружите, что далеко не все погремушки годятся для самых маленьких. Подойдут только самые легкие, с тоненькой удобной ручкой, чтобы младенцу удобно было держать эту погремушку.

Такие погремушки (легкие и удобные) при желании очень просто сделать самим. К тому же они будут не пластмассовые и смогут разнообразить тактильные ощущения малыша. Вам понадобится небольшой кусочек ткани и колпачок от фломастера. Внутрь колпачка можно насыпать рис или гречку — получится погремушка с негромким шуршащим звуком. Потом нужно спрятать колпачок в кармашек из ткани или отрезанный "палец" от перчатки, зашить и украсить снаружи всякими интересными для малыша штучками. Многие младенцы любят обсасывать все предметы — и погремушки в том числе. Можно пришить снаружи пуговицу и пару коротких шнурков с узелками и деревянными бусинками.

Какие еще игрушки нравятся малышам? Небольшие пластиковые миски и стаканы разного цвета и размера, деревянные ложки и даже толкушка, маленькая кастрюлька, сито и дуршлаг... Ребенок будет стучать этими предметами, ронять их, облизывать — и изучать. Прекрасно подойдут и всевозможные дары природы — большие шишки, крупные ракушки, бусы из желудей или каштанов. Вообще деревянные бусы на прочной нитке — отличная игрушка, меняющая форму и привлекающая ребенка своими свойствами.


Моим детям нравились легкие кубики с картинками, которые я мастерила из картонных пакетов от кефира или ряженки.

Если ребенок уже сидит и начинает ползать — значит, пришла пора для всевозможных мячиков и каталок. А вот игрушки с острыми углами (типа кубиков или кастрюль) на время придется спрятать — особенно если ребенок пока умеет только вставать на коленки и качаться туда-сюда, а потом снова падает на живот. До поры до времени лучше оставить лишь небольшие игрушки, на которые не так больно приземляться. Чуть позже пригодятся коробочки с крышками — разные по форме и размеру. Пусть это будет небольшая жестяная баночка от чая, деревянная шкатулка, берестяной туесок.

Много раз я видела, что младенец не играет дорогими и яркими пластиковыми погремушками, зато с удовольствием изучает привезенную с моря обкатанную корягу, а обычное деревянное кольцо для штор предпочитает дорогому прорезывателю. А еще детям нравится мусолить хлебную корочку, засушенный корень петрушки, кусочек яблока или морковки.

Для игр в ванне пригодятся красивые "водоплавающие" игрушки, заводные игрушки, стаканчики и ведерки, водяная мельница, а также мягкие фигурки, которые можно "налепить" на стенку ванной.

Некоторые дети месяцев с восьми очень аккуратно и с интересом рассматривают картинки в книжках. Что ж, значит, у вас растет внимательный читатель, и пришла пора обзавестись несколькими картонными книжками с простыми картинками. Пусть это будут книжки с изображениями знакомых ребенку предметов — мячика, коляски, посуды... Но учтите, отнюдь не все дети бережно обращаются с "печатным словом". Многие лет до полутора исследуют книжки больше на зуб и стараются разорвать на мелкие части. Если так, то этот источник знаний пока придется прятать от малыша. Как говорила моя подруга, у которой в тот момент были десятимесячные близнецы, "жеваный картон — не лучший для младенцев!"

Чем старше становится ваш малыш, тем больше разнообразных игрушек ему может пригодиться. Скоро вы поймете, что мягких зверюшек и машинок в доме стало столько, что просто некуда наступить. Подыщите место, куда вы будете прятать надоевшие игрушки, и время от времени меняйте "ассортимент".

Первые месяцы жизни - то время, когда ребенок развивается с невероятной быстротой! Буквально каждый день он осваивает что-то новое: вот впервые заметил погремушку в маминой руке, или улыбнулся, или повернул голову на звук знакомого голоса, или протянул к игрушке ручку... Малыш осваивает большой и непонятный мир всеми доступными ему способами: прислушивается, рассматривает, пробует на вкус, ощупывает. Задача взрослых - предоставить маленькому исследователю самые разные объекты для изучения. Лучше всего для этой задачи подходят первые игрушки маленького ребенка.

Впервые 2-3 месяца жизни кроха еще не способен играть: он не может брать и удерживать в руках погремушки, не понимает, как извлекать звуки из развивающих панелей. Однако можно развлекать и развивать малыша при помощи мобиля. Это музыкальная подвеска-каруселька над детской кроваткой. Наблюдая за движущимися фигурками, прислушиваясь к звукам, малыш тренирует зрение и слух, учится концентрировать внимание. Мобиль, как правило, покупается один и используется на протяжении нескольких месяцев. По своему устройству первые карусельки бывают двух типов: механические и электронные. Механические мобили требуется заводить каждые 2-3 минуты. Это не очень удобно. Кроме того, у таких мобилей всего одна мелодия. Электронные же игрушки работают от батареек, их достаточно просто включить, и они будут развлекать малыша гораздо дольше -15-20 минут. Часто в подобных подвесках есть несколько музыкальных композиций на выбор. Только учтите: такие модели обычно тяжелее механических и нуждаются в более надежном креплении.

1-2 месяца

Можно вешать мобиль на кроватку и раньше, с 2-3 недель, но, как правило, малыши начинают обращать внимание на подвешенные первые игрушки примерно с месячного возраста. Расположите карусельку так, чтобы игрушки висели на расстоянии 30 см от глаз ребенка, но не над головой, а на уровне груди. Так малышу легче сфокусировать взгляд на предмете. Даже если он подолгу завороженно смотрит на летающие самолетики или кружащихся слоников, не стоит пока включать карусельку надолго. Движение и звук могут переутомить нервную систему малыша и вместо успокоения вызвать плач. Лучше пока вешать мобиль на 3-5 минут, а потом снимать, давая малышу возможность отдохнуть.

2-4 месяца

Малыши уже явно реагируют на мобиль: выражают радость, слыша знакомые звуки, внимательно следят за движением фигурок, поворачивают голову. Включайте карусельку, когда ребенок лежит в кроватке. Попробуйте использовать игрушку в качестве «усыпляющего» средства: многие малыши под нее засыпают. Для этой цели хороши мобили с функцией проектора. Они проецируют на потолок некое подобие мультфильма: под спокойную музыку над головой медленно двигаются разные картинки. Малыши заворожено смотрят на такое вечернее волшебство. Но здесь нужно внимательно наблюдать за поведением маленького зрителя. Некоторые ребятишки успокаиваются от подобных «мультфильмов» и хорошо засыпают. Другие же, наоборот, бурно реагируют и перевозбуждаются. Таким малышам лучше не включать проектор перед сном.

4-6 месяцев

В этом возрасте малыши по-прежнему с удовольствием наблюдают за мобилем. Но теперь они активно тянутся к игрушкам. Так что мобиль станет еще и стимулом для развития двигательной активности. Только следите, чтобы каруселька была надежно закреплена: многие детки уже начинают приподниматься, удерживаясь за прутья кроватки. Дотянувшись до подвески и ухватив игрушку, маленький ребенок может стянуть мобиль на себя. И в результате получить травму или испугаться. После полугода мобиль теряет свою актуальность. Но если крохе нравится засыпать под привычные мелодии, можно оставить подвеску над кроваткой и дольше.

Погремушка

Погремушка - важнейшая развивающая игрушка. Она очень полезна, поскольку стимулирует слух, зрение, тактильную чувствительность, координацию движений, мелкую и крупную моторику и мышление. Чтобы погремушки принесли малышу максимум пользы, нужно их правильно подобрать.

До 2 месяцев

Примерно с месячного возраста малыш уже замечает яркую погремушку в руках взрослого. Постепенно кроха научится фокусировать взгляд на шумной игрушке, а чуть позже станет следить глазами за ее движением, если мама будет медленно перемешать ее то вправо, то влево. Главное, чтобы погремушки были достаточно крупные, яркие и не слишком громкие (чтобы не напугать малыша). Можно попробовать надевать на ручки и ножки маленького ребенка мягкие браслетики с бубенчиками. Он будет двигаться, а бубенчики станут звенеть, привлекая внимание крохи. Только следите за реакцией ребенка. Случается, что детки вздрагивают от резких звуков погремушки. Тогда игру с браслетиками лучше отложить.

2-5 месяцев

Малыши начинают не просто разглядывать погремушки, а проявлять к ним живой интерес - они тянутся ручками, а чуть позже хватают игрушки. Для самых маленьких погремушки должны быть легкими и небольшими, но при этом удобной формы, чтобы неумелым пальчикам было проще их удерживать. Ради эксперимента купите несколько игрушек разной формы и по очереди вкладывайте в ручку маленького ребенка (особенно удобны погремушки в виде маленьких гантелей). Еще малышам нравятся погремушки-гирлянды со всевозможными фигурками, которые можно натянуть между бортиками кроватки. Располагайте гирлянду над грудью малыша таким образом, чтобы кроха смог поднять ручки вверх и дотянуться до игрушек. Сначала кроха станет только рассматривать фигурки, потом - случайно задевать их ручками или ножками. Игрушки будут издавать звуки, а малыш - радоваться. Очень скоро он научится тянуться к гирлянде целенаправленно и греметь вполне осознанно. Но не забывайте о безопасности: покупайте гирлянду подходящей длины и с надежными крючками-креплениями.

После рождения малыша родители начинают задумываться о том, чтобы обеспечить его развивающими игрушками и принадлежностями, чтобы ребенку не было скучно и бодрствование стало для него интересным и увлекательным.

Не забывайте, что первый месяц своей жизни ребенок еще живет по режиму, который он соблюдал, будучи в животике, так что не ждите от него восторга от новых покупок. Для него это просто еще одна пугающая вещь.

Уже давно считается, что погремушки для новорожденных - незаменимая вещь, но на практике мы видим обратное - полный отказ от игры обновкой. Для того, чтобы у ребенка появился какой-то интерес, нужно, чтобы прошло время после рождения и чтобы он привык к окружающим его вещам.

Хватательный рефлекс у новорожденных развит очень хорошо, но это не значит, что он будет с удовольствием держать игрушку. Погремушки родители могут не покупать, так как обычно родственники преподносят их в качестве первой игрушки для малыша. Даже в такой мелочи, как погремушка, есть свои тонкости, и при ее выборе лучше придерживаться некоторых правил.

Как выбрать погремушку

1. Игрушка должна быть из качественного, желательно, натурального материала. Натуральный материал поможет предотвратить аллергичные появления на коже малыша.

Представителями могут стать игрушки из дерева, ткани и др. Они могут иметь наполнитель, который будет издавать звук. Если ваш выбор пал на пластиковое изделие, обязательно просмотрите швы, чтобы на них не было острых краев, а также проверьте игрушку на прочность. Исключайте мелкие детали.

2. Немаловажным условием является цвет игрушки. Он не должен быть слишком ярким, чтобы не пугать ребенка и не возбуждать нервную систему. Также проверяйте качественность нанесенной краски, она не должна стираться. Если стирается, то при производстве могли применяться дешевые токсичные красители, а это для ребенка очень опасно!

3. Звуки, которые издает игрушка, не должны быть слишком громкими, так как это может напугать карапуза. Проверьте, чтобы предмет, издающий звук, был целиком защищен от малыша и не мог вывалиться из погремушки. Дети в таком возрасте любят пробовать предметы на вкус, поэтому мелкие детали могут быть проглочены.

С какого возраста давать погремушки?

В первые месяцы жизни кроха, конечно же, не сможет играть самостоятельно, поэтому целесообразно приобрести погремушки на кроватку и коляску. Вешать их следует на расстоянии 40-60 см от лица ребенка, чтобы он смог сфокусировать на них свой взгляд.

Кроме того, на первом месяце жизни можно начинать осваивать нехитрые игры совместно с малышом - водить погремушкой перед лицом, опять же на расстоянии 40-60 см, чтобы не спровоцировать косоглазия, в течение нескольких минут.

Далее можно разнообразить движения - ускорять, замедлять, стимулировать ребенка следить за ней взглядом и вертеть головой. По мере подрастания ребенка можно надевать ему погремушку на ручку, чтобы он пробовал манипулировать ею самостоятельно.

Для малыша в возрасте от 6 месяцев следует выбирать более тяжелые, например, деревянные погремушки для того, чтобы укреплять пальцы рук и способствовать развитию моторики. Интересны будут погремушки в виде гирлянд, состоящих из шаров разного размера, которые малыш сможет перебирать, контролируя свои движения взглядом.

Видео-материалы по теме статьи

Какими должны быть хорошие игрушки:

Погремушки в кроватку:

Погремушки, которые можно подвесить в коляску, на пеленальный столик:

Как заинтересовать ребенка погремушкой:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!