Женский журнал Ladyblue

Тренируем пальчики и развиваем речь у ребенка. Японская методика пальцевого массажа

Каждая мама знает – занятия с пальчиками чрезвычайно важны для развития ребенка. И действительно, укрепляя пальчики, мы не только делаем их ловкими, сильными, но и развиваем мозговые зоны, ответственные за формирование у ребенка таких важнейших функций как речь и мышление. Занятия с пальчиками полезны для детей любого возраста, но совсем необходимы они будущим первоклассникам, ведь написание букв и их элементов предъявляет особые требования к уровню развития у ребенка так называемой мелкой моторики.
Итак, что же делать, чтобы укрепить пальчики ребенка? И оказывается, что существует много различных приемов и занятий, развивающих пальчики. Вот они:
Лепка. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины. Учите ребенка катать шарики и колбаски, расплющивать их в лепешки, просто надавливать пальцами, оставляя углубления, «примазывать» одни детали к другим, «вытягивать» детали из целого.
Занятия с мозаикой. Полуторагодовалому малышу достаточно просто учиться захватывать элементы мозаики, круглые, квадратные, треугольные, формируя так называемый захват щепоткой, по-разному приспосабливая ручку к форме предмета. Ребенок постарше уже может вставлять детали мозаики в отверстия игрового поля – составлять узор по образцу, выкладывать «дорожки» разного цвета или же делать свой, пусть хаотичный рисунок. В играх с мозаикой развивается не только мелкая моторика, но и так называемая зрительно-моторная координация – умение выполнять действие под контролем зрения.
Упражнения по системе Марии Монтессори. Мария Монтессори, уроженка Италии, посвятила свою жизнь созданию собственной системы развития детей. На занятиях по ее системе дети учатся самым разнообразным действиям, так или иначе развивающим пальчики. Это и шнуровка, и застегивание пуговиц, молний, замков, и завязывание ленточек. На уроке Монтессори-педагогики дети перебирают фасоль, сортируют перемешанные рис и гречку, пересыпают их из одной емкости в другую, перекладывают ложкой, пинцетом, переливают воду – пипеткой, из кувшина в кувшин. Как видите, все эти игры можно организовать и в домашней обстановке, достаточно запастись нехитрыми предметами: ложкой, чашкой, «сыпучим материалом», шнурком, картонкой с проделанными в ней дырочками, лоскутками ткани с пришитыми пуговицами и прорезанными петельками.
Пальчиковые игры. Это, пожалуй, наиболее распространенный вид занятий с пальчиками, суть которого заключается в изображении какого-нибудь предмета или животного пальчиками. Например: на обеих руках соедините большой и указательный палец вместе (колечком) и поднесите к глазам – получились очки. Сложите ладони «лодочкой» – получилась лодочка. Или так: левую руку сожмите в кулак, сверху на него опустите раскрытую ладонь правой руки – получился стол.
Гимнастика для пальчиков – это упражнения, развивающие пальчики, делающие их подвижными и сильными, а значит, способными красиво и аккуратно писать, ловко и долго выполнять «тонкую работу». Пальчиковая гимнастика включает в себя определенные движения: потряхивание ручками, сжимание и разжимание пальчиков в кулачок (в различном темпе, с разной силой), загибание пальчиков в кулачок (по очереди и одновременно), растопыривание пальчиков (с напряжением, силой, и более расслабленно), переплетение пальчиков вместе, раскачивание и вращение, как самими пальчиками, так и запястьями. При этом можно выполнять движения по отдельности или же разыграть с ребенком какую-нибудь историю, например, такую – «про лягушек»:
«В одном болоте жили-были две лягушки (с этими словами положите руки на стол ладонями вниз и сожмите кулачки). Однажды, когда лягушки проголодались, они стали скакать с одной кувшинки на другую и ловить комаров (резко понимайте руки вверх на 10-15 см, одновременно растопыривая пальчики, и тут же опускайте их обратно, одновременно сжимайте кулачки). Но пока лягушки искали комаров, пошел дождь (выпрямите пальцы и барабаньте ими по столу). И лягушкам пришлось голодными, ни с чем, вернуться обратно на свою кувшинку, чтобы спрятаться там от дождя (опять «прыгайте», как лягушки, а потом сожмите руки в кулаки)».

Елена Хазипова
«Развиваем пальчики - развиваем речь». Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста

Цели:

Сформировать у родителей представления об особенностях развития

мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

1. Информирование родителей о предстоящем семинаре (объявление, пригласительные);

2. Видеозапись детской деятельности;

3. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат);

4. Издательская деятельность (выпуск информационных буклетов);

5. Организация выставки дидактических игр на развитие моторики рук.

Оборудование: игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание; различные виды бус (для нанизывания, подносы с крупой.

Участники: учитель-логопед, родители, дети.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мастер-класса:

На данном мероприятии родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пинцет, пипетка, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью, разносы с сыпучими материалами, карандаши, различные виды мозаики, дидактические игры и т. д.

Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».

Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики.

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители!

Глядя на предложенный материал на ваших столах, вы все догадались, какова тема нашего практикума: «Развиваем пальчики». Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Существует множество способов развития мелкой моторики.

Какие игры и упражнения, направленные на профилактику речевых нарушений, можно порекомендовать для домашних занятий?

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Во-первых – это пальчиковые игры , которые очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Родители и дети выполняют пальчиковую гимнастику под руководством логопеда.

Приводится пальчиковая гимнастика.

«Наши пальчики»

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка…кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

«Замок»

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Быстро соединять пальцы в замок

и разъединять.)

Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы,

не расцепляя их.)

Покрутили! (Подвигать сцепленными

пальцами от себя к себе.)

Постучали! (Пальцы остаются в замке, постучать

основаниями ладоней друг о друга.)

И - открыли! (Расцепить пальцы.)

«Самомассаж»

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Выполняем движения в соответствии с текстом.

«Колючий еж» (с массажным шариком)

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя все соответственно.

«Хлоп ладошка»

Родитель и ребенок стоят лицом друг к другу.

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правую ладошку,

Мы пошлепаем немножко,

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом,

Левой правую побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам - шлеп, шлеп!

По плечам теперь пошлепай,

По бокам себя пошлепай.

Можешь хлопнуть за спиной,

А теперь перед собой!

Вправо можем, влево можем,

И крест- накрест руки сложим!

Движения соответствуют тексту.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Логопед: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами.

Родители с детьми выкладывают из пуговиц фигуру снеговика.

Логопед: Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами.

Дети вместе с родителями выполняют игровые действия под руководством логопеда.

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

Рисование по крупе.

Логопед: На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

Дети с родителями рисуют на крупе по замыслу.

Игра «Сухой бассейн»

Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с прищепками.

Дети вместе с родителями рассматривают предметы и выполняют игровые действия под руководством логопеда.

Логопед: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игры – шнуровки.

Логопед: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Игра-шнуровка «Дом».

Рисование.

Логопед: Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Рисование ладошками «Лебеди летели, и на воду сели». Дети вместе с родителями рисуют ладошками.

Итог мероприятия:

Логопед: Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Связь речевой функции с точными движениями пальцев рук зафиксирована исследователями еще в 18 веке. Просветитель того времени Н.И.Новиков предлагал для умственного развития дитяти «побуждать его выполнять действия над вещами». Известный психоневролог В.М. Бехтерев прямо указывал на связь движений руки и развития речи.

Влияние развития пальчиков на речевые способности детей

Развитие тонких движений кисти и пальцев – своего рода тест на речевое развитие. Чем более ребенка, тем ближе его речевое развитие к возрастной норме. И, наоборот, если рука и пальчики развиты недостаточно, следовательно, и развитие ребенка имеет невысокий уровень развития.

Важно : Взаимосвязь речи и мелкой моторики пальцев рук основана на том, что центры головного мозга, отвечающие за речевое развитие и движения пальцев, находятся очень близко друг от друга. Занимаясь пальчиковыми играми и другими упражнениями для развития точности и гибкости пальцев, мы одновременно активизируем соседние речевые зоны.

Проблема тотального речевого недоразвития современных детей, несоответствие речи возрастным нормам волнует их родителей, педагогов, логопедов. Вполне возможно, что и здесь имеет место общее недоразвитие мелкой моторики.

На долю детских ручек приходится совсем немного естественных «тренажеров»:

  1. Обувь с липучками, а не со шнурками.
  2. Редкие прогулки, в течение которых не удается поиграть с песком и камешками.
  3. Постепенный отказ от домашнего рукоделия.
  4. Насыщенность современного жилья бытовой техникой.
  5. Замена продуктивной деятельности (рисование, лепка, моделирование, аппликация) просмотром телепередач и компьютерными играми
    привели к тому, что мелкая моторика детских рук, а вместе с ней и речь, развиваются хуже, чем хотелось бы.

Желательно начинать стимуляцию движений пальцев и кисти детей как можно раньше, лучше еще в грудном возрасте. Массаж пальчиков и ладошки в сопровождении песенок и потешек сделает его веселым развлечением. Мудрая народная педагогика подсознательно понимала важность таких игр. Недаром в фольклоре каждого народа имеются песенки типа нашей «Сороки-вороны». По мере роста ребенка, расширения его активного и пассивного словаря диапазон игр расширяется, и на первый план выходят пальчиковые игры.

Пальчиковая игра как стимулятор речевого развития ребенка

Сначала движения игры вместе с проговариванием теста выполняет мама, а малыш просто смотрит. При этом можно сидеть рядом с малышом или напротив него. Часть движений сначала можно воспроизводить, «руководя» его пальчиками, но вскоре даже малыши раннего возраста, привлеченные эмоциональными четверостишиями и их драматизацией, будут самостоятельно пытаться повторить упражнения.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять («шагаем»),
Бабу снежную лепили (имитируем катание снежных шариков),
Птичек крошками кормили (щепоткой из трех пальцев),
С горки ледяной катались (скатываем кулачок от сгиба локтя),
А потом в снегу валялись (поворачиваем вверх-вниз кисти рук),
Все в снегу домой пришли (отряхиваем с плеч и локтей воображаемый снег),
Съели суп (имитируем),
И спать легли («спим»).

Перед нами елочка (руки соединены треугольником),
Шишечки (показываем кулачки),
Иголочки (показываем указательный пальчик),
Шарики (обе руки показывают по кольцу из 2 пальцев),
Фонарики (танцевальное движение «фонарики»),
Свечки (руки вместе пальчиками вверх),
Звезды (растопыриваем пятерни),
Человечки («бежим» по колену).

Тук-тук-тук (кулачком об кулачок),
Да-да-да (хлопаем в ладоши),
Можно к вам? (снова стучим кулачками),
Рад всегда! (снова хлопаем).

Мы капусту рубим (стучим ребром одной ладони по раскрытой ладошке другой),
Мы морковку трем (кулачком быстро проводим вверх-вниз по другой ладошке),
Мы капусту солим (имитируем щепоткой),
Мы капусту жмем (пожимаем одну руку другой, меняя их положение).

Малыш не повторяет текст? Ничего страшного, пока достаточно того, что он старается соответствовать движениями своих пальчиков маминым словам. Осваивать их лучше с самых простых 2-3 игр, но вскоре и маме, и малышу захочется большего, и уже через несколько месяцев он будет знать несколько десятков веселых стихов, сопровождаемых движениями, без принуждения развивающих точность и координацию движений.

Другие упражнения для развития пальчиков и стимуляции речевого развития

Кроме существует множество интересных и захватывающих внимание занятий для развития тонких и скоординированных движений пальцев и кисти.

Приведем некоторые из них:

  1. Упражнения с прищепками – прикрепление их к схематичному изображению ежика, серединки цветка, солнышка, «кусание» прищепкой ногтевых фаланг, прикрепление бельевых прищепок на веревку.
  2. «Пальчиковый бассейн» — манипулирование мелкими игрушками в тазу, коробке, лотке, маленьком аквариуме, наполненных промытым песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, манкой, гречкой, рисом. Игрушки можно прятать и искать, разыгрывать мини-спектакли.
  3. Перекатывание в ладонях и между пальцами латексных массажных мячиков, грецких орехов для стимуляции нервных окончаний и улучшения кровообращения, катание по столу цветных карандашей.
  4. Запуск маленьких волчков для развития точных движений пальцев и кисти.
  5. Выкладывание разных фигур из цветных резинок на доске с набитыми на нее гвоздиками — для развития глазомера и мускулатуры рук.
  6. Нанизывание на шнурок разноцветных бусин и маленьких фигурок для совершенствования зрительно-моторной координации.
  7. Криотерапия – игры с ледяными шариками для расширения мелких сосудов и улучшения питания тканей. Игры занимают от 5 секунд до 1 минуты, проводятся в течение месяца через день-два.
  8. Шнуровки – протаскивание шнурка через самодельные или готовые изображения ботинок, домиков и других фигурок. Развивает глазомер, внимание, тонкие движения кисти и пальцев.
  9. Создание картин из макарон, крупы, семечек, фасоли, ненужных пуговиц – приклеивание по контуру на основу из цветного картона изображений. Развивает мелкую моторику, художественный вкус.

Для развития мелкой моторики ребенка посредством пальчиковых игр не нужно больших материальных вложений — почти все необходимые материалы найдутся в каждом доме.

Достаточно уделить этому интересному занятию немного времени и терпения, и результатом родительских усилий будет стимуляция речевого развития ребенка .

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает - задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным. Гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для стимуляции речевой функции вполне достаточно 5-10 мин ежедневных занятий на развитие мелкой моторики. Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок. Как играть в пальчиковую игру? Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1) взрослый сам выполняет движения - ребенок смотрит; 2) взрослый выполняет движения руками ребенка; 3) ребенок выполняет движение своими руками. Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребенок показывает движение по-своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху. Используйте для занятий мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых. Большую пользу дают занятия с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать фигурки. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Игры с бумагой помогут ребенку узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки. Развитию тонких движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, ребенок начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

Можно предложить ребенку игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

На прогулке можно обратить внимание детей на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите ребенку заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке - сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.

Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения - развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у ребенка. Графические упражнения Веселая игра «Дорожки» наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдется детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и, уж конечно, проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Все упражнения можно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

Развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия - смена руки.

Как мы должны заниматься пальчиковой гимнастикой:

  1. Все упражнения выполняются медленно. Следует следить за тем, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогать ребенку или учить его помогать себе второй рукой.
  2. Показывать и объяснять ребенку, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Мы называем упражнение, а ребенок вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: мелкая моторика

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский) .

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппараnf/

Простые и доступные упражнения

















К артотека упражнений массажа и самомассажа

К артотека пальчиковых игр

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".

  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») .
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока -белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

  • Упражнения на коррекцию точности направления руки.

С целью формирования умения проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке) , стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.

  • Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

  • Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

  • Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

  • Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

  • Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

  • Игры-шнуровки

    В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Существуют и сюжетные шнуровки ("Наряди ёлочку", "Помоги ёжику собрать урожай"). Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности.

  • Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

  • Упражнения по координации движений пальцев, кисти, предплечья и плеча.

Упражнение 1. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Ребенок зажимает ручку (или любой другой пишущий инструмент) средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы, следя, чтоб ручка не опускалась ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе лежат 10 карандашей. Одной рукой ребенок собирает в кулак карандаши, беря их по одному, далее кладет обратно на стол также по одному.
Упражнение 5. Ребенок зажимает карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и «шагает» по поверхности стола.
Упражнение 6. Ребенок, представив, что в ладошках находится мячик, совершает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Упражнение 7. Ребенок зажимает конец ручки указательным и средним пальцами правой руки и, переворачивая ручку, вкладывает ее длинным концом в левую руку, и обратно. При этом нужно контролировать, чтобы руки ребенка упирались в край стола, локти чуть свешивались, а ладони были приподняты над поверхностью. Тогда ручка будет вращаться правильно - в вертикальной плоскости.

Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

11. Собирать на даче или в лесу ягоды.

12. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

13. Вытирать пыль, ничего не упуская.

  1. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Затачивать карандаши (точилкой).

  • Нетрадиционные приемы
  1. Рисование песком на стекле
  2. Рисуем пальчиками ладошками и ножками
  3. Поделки из бросового материала.
  4. Поделки из пластиковых бутылок
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!