Женский журнал Ladyblue

Что интересно детям

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» - это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

Особенности возраста

Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности. В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо. Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

Если родители проигнорируют особенности возраста ребенка и не уделят ему достаточно внимания, последствия могут быть плачевные. Мамы обязаны знать, что необходимо их малышу и насколько его навыки и знания соответствуют возрасту.

Основа познавательной активности

Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Итак, ребенку 3 года. Что должен уметь ребенок в три года:

  • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
  • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
  • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
  • Различать около восьми цветов.
  • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
  • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
  • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
  • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
  • Отгадывать простейшие загадки.
  • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

Задумываясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители всегда беспокоятся, соответствует ли уровень его развития норме. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью. Необходимо обратить внимание, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и общается с другими людьми.

Навыки самообслуживания

Родители нередко переживают о том, достаточными ли навыками обладает их чадо в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» - важный вопрос, требующий серьезного подхода. Как правило, в этом возрасте малыш начинает посещать детский сад, поэтому необходимо проследить за тем, насколько он может самостоятельно себя обслуживать.

К трем годам ребенок должен уметь:

  • Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички.
  • Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
  • Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
  • Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

Социальная сфера

Существуют определенные критерии, которые определяют, что должен знать и уметь ребенок в 3 года при общении со сверстниками и окружающими людьми.



З года - кризисный период

Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, и почему происходят перемены? Они обусловлены кризисом развития, который считается нормальным явлением. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Психолого-педагогическая диагностика

Сложно сказать однозначно, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, но определенные нормы все-таки есть. Основываясь на них, проводится психолого-педагогическая экспертиза.

Внимание

  • Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
  • Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
  • Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми.
  • Находить несколько отличий между предметами.

Память

  • Запоминать несколько картинок.
  • Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
  • Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
  • Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Мышление

Существуют нормы того, которые характеризуют степень развития мышления:



Математика

  • Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
  • Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.

Речь

  • Правильно отвечать на вопросы.
  • Согласовывать слова согласно падежам и родам.
  • Строить предложения с однородными членами.

Мелкая моторика

Изучая, не стоит забывать и о так как она очень важна для развития малыша:

  • Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
  • Изображать простейшие явления.

Окружающий мир

  • Называть свое имя.
  • Знать людей из ближайшего окружения.
  • Находить предметы повседневного использования.
  • Знать основные цвета.
  • Различать элементы и детали предметов.

Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует.

3 года - важный этап

Сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью.

Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

Наша сегодняшняя статья, дорогой читатель, посвящена важной теме. Практически все любят детей. Однако не все их достаточно хорошо понимают и знают, как организовать их досуг правильно. Сегодня мы ответим на вопрос о том, что интересно детям.

Чем интересуются дети разных возрастов

Жизнь человека и периоды его развития обуславливают основную или так называемую ведущую деятельность человека, в каком бы он периоде не находился. Именно поэтому целесообразно говорить об интересах человека, отталкиваясь от того момента жизни и того возраста, который им сейчас переживается. Начнем с самых маленьких. Что интересно ребенку в год?

Интересы до 3-х лет

  • Период раннего детства длится от рождения до трех лет. В этот период происходит самое бурное развитие человека за всю его жизнь. Трудно себе представить тот объем информации, который в буквальном смысле обрушивается на ребенка в эти года. Первые три года формируется основа будущей личности ребенка, поэтому необходимо правильно выбирать игры, в которые можно поиграть с малышом.
  • Для первого года жизни малыша, когда он еще не освоил многих навыков, интересно все то, что можно потрогать руками, ногами или положить в рот. Любой предмет, даже не обязательно игрушка, увлекут ваше дитя надолго. Таким образом, главная задача родителей - проследить за безопасностью того предмета, с которым играет их ребенок.
  • В этом возрасте необходимо установить с малышом хороший физический контакт. Необходимо прикасаться к нему, обнимать, целовать и взаимодействовать с его телом.
  • Также разговор с малышом очень помогает его развитию. Ни в коем случае не упускайте из внимания лепет ребенка, ведь - это его основа для будущей речи. Возраст от одного года до трех лет - это кризисный возраст. Любой кризис - это разрушение старого и создание нового. Так и с человеком. Ребенок учится все новым и новым способам взаимодействия с окружающим миром. Ваша задача - активно помогать малышу.
  • Ключевым в интересах ребенка этого возраста является разнообразие тех игрушек и игр, в которые он играет. К трем годам круг общения ребенка расширяется. Теперь он взаимодействует не только с родными и близкими, все чаще он видит незнакомых людей, в том числе сверстников. Родители или воспитатель должны сформировать нужные и правильные условия для развития социального потенциала.
  • Любые веселые подвижные игры в компании малышей помогут им преодолеть барьер общения.
  • Развивающие игры: конструкторы, пазлы, раскраски и многое другое - вот, что интересно детям этого возраста.

Дети после 3-х лет

  • После преодоления кризиса, ребенок переходит в стадию детства, которая занимает период от 3 до 11 лет. Эти восемь долгих лет - важнейший жизненный этап для ребенка.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок активно проявляет свой интерес в познавательной сфере. Именно этот возраст замечательно подходит для формирования первых знаний о науке, для чтения и арифметики, которые должны быть представлены ребенку в виде игры.
  • На протяжении всего детства ребенок начинает играть в игры, которые определяют его ролевые интересы. У мальчиков - это пожарные, космонавты, летчики и так далее, а у девочек - это матери, жены, врачи. Именно в этих играх формируется будущая личность, успех которой напрямую зависит от качества организации игры.

Как только ваше дите потушит три свечки на праздничном торте- можете поздравить и его, и себя с первым этапом настоящего взросления, так как, именно перейдя 3-летний рубеж, ребенок становится похожим на взрослого, как внешне, так и психологически. Сама природа заботится о том, чтобы помочь крохе адаптироваться в сложном мире, а родителям остается лишь подталкивать, наблюдать, развивать и главное - любить, невзирая ни на что. Однако практически с первых дней жизни крохи молодые мамы сравнивают свое чадо с их сверстниками («подопытными» становятся детки подруг и знакомых), и эта «конкуренция» даже в 3 года никуда не исчезает (более того, лишь процветает, так как многие во дворе уже хвастаются, мол, Машенька и Мишенька газету читают, а Петька еле имя свое выговаривает, вот непутевый!).

Приходится испуганному родителю «гуглить»: так что же должен уметь-то мой Петя в прекрасные свои три года? А интернет-простор у нас весьма богат и многообразен: здесь столько всего начитаться можно! Даже опытный и трезвый не всегда разберется, где правда, а где лишь подобие ее. Хорошо, если такой родитель решит, что всему свое время, каждый малыш - индивидуальность, и всех под копирку не втиснуть. Но даже такие вдумчивые могут упустить что-то важное в развитии своего малыша, поэтому все же стоит пред собой иметь ориентир.

Умения и навыки трехлетнего ребенка

Достигая трехлетнего возраста, ребенок уже далеко не маленький. Его «взрослость» проявляется в двигательной активности, в мыслительных процессах, эмоциях, развитии речи, мелкой моторике. Все эти изменения заметны «налицо», и каждый новый день - это новое открытие ребенком самого себя, а вместе с этим открывают для себя малыша и сами родители. Да, неоспорим тот факт, что каждый ребенок - уникален и индивидуален, но мы-то - «человеки разумные» и научились оценивать происходящее. Так, чтобы удостовериться, что малыш развивается правильно, никаких физических и психических отклонений у него нет, чаще всего оценивают трехлеток по Мюнхенской функциональной диагностике развития (ее разработали медики, педагоги и психологи в 1997 году).

Итак, согласно данной диагностике, трехлетний малыш должен обладать такими знаниями и навыками:

  • Самостоятельно управлять трехколесным велосипедом (крутить педали).
  • Спускаться и подниматься по лестнице (возможно, даже без поддержки за перила и через одну ступеньку).
  • Прыгать на двух и на одной ноге, перепрыгивать скакалку, не задевая ее, переступать через препятствия.
  • Умело «управлять» мячом (пинать, ловить, кидать).
  • Резать бумагу (с помощью взрослого) и рвать ее (самостоятельно).
  • Скатывать шарик из мягкого пластилина.
  • Ориентироваться («далеко-близко», «высоко-низко»).
  • Сортировать предметы (по цвету, форме, размеру).
  • Объединять предметы в одну группу, определять «лишний» предмет.
  • Строить из кубиков башню, собирать пирамиду и матрешки.
  • Ориентироваться в пространстве (как пройти на детскую площадку или в магазин возле дома).
  • Касаться пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Называть свое имя и знать половую принадлежность.
  • Понимать правила игры (простые).
  • Выполнять несколько движений одновременно (притопывать ножками и хлопать в ладошки, например).

К этим умениям «присоединяются» и другие, во многом зависящие от воспитания и занятости развитием ребенка. Так, в 3 года детки без труда могут справиться с такими заданиями:

  • Самостоятельно одеться (и даже пуговицы застегнуть!).
  • Почистить зубки, умыть личико, причесаться.
  • Убрать за собой игрушки и вещи.
  • Вытирать ножки перед входом в помещение.
  • Самостоятельно кушать, умело пользуясь столовыми приборами.
  • Пользоваться носовым платком и салфеткой.

Однако весьма часто чрезмерная опека приводит к «торможению» естественных процессов. Так, нередко встретишь, как мамы одевают, а порой и докармливают даже семилеток. Как бы ни оправдывались заботящиеся родители (мол, ребенку трудно), это остается пустым оправданием, ибо в 3 года дите уже может быть приучено к определенной самостоятельности. Именно в этом возрасте ребенок активно проявляет свое взросление, и ключевой фразой в лексиконе является: «Я сам!». Ни в коем случае не стоит подавлять это желание, а лишь направлять в правильное русло, используя метод сюжетно-ролевых игр.

Поразительно, но современные родители очень много времени уделяют умственному развитию своих наследников, часто пренебрегая воспитанием и прививанием практических навыков. Так, ребенок в 3 года может сам себе читать книжку, а обуться без помощи взрослого не сможет. Но это не означает, что заниматься с ребенком не нужно, напротив: развивающие занятия ему сейчас очень нужны, так как именно трехлетку именуют «почемучкой», ведь мозг ребенка в этом возрасте впитывает все, как губка, и этим нужно обязательно воспользоваться. Речь идет об умении соблюдать баланс и не перегибать. Во всем хорошо найти «золотую середину», которая и родителей удовлетворит, и ребенку не навредит.

Также стоит отметить особенности развития речи в этом возрасте. Пассивный словарный запас, наконец, переходит в активную фазу, и теперь от маленьких болтунов покоя нет: они начинают не просто пересказывать события прожитого дня, но еще и любят «украшать» действительность, развивая фантазию, что также очень важно. По некоторым данным, трехлетний малыш имеет словарный запас из полторы тысячи слов, использует в активной речи до шестисот, общается полными предложениями, правильно произносит большинство звуков (некоторые дети в этом возрасте даже звук «р» выговаривают). Тем временем дефектов речи у ребенка может быть много, и если к 4 годам они не исчезают - нужна консультация логопеда. Также полное молчание трехлетки должно настораживать. Малыш должен общаться хотя бы самыми простыми предложениями.

Когда нужно «бить тревогу»?

Раз уж мы затронули выше нормы и некоторые отклонения, то все же стоит более подробно на них остановиться. Опять-таки напоминаем, что все весьма индивидуально, и поэтому окончательный «диагноз» может поставить только специалист. Когда же нужно обращаться за помощью? Итак, необходима консультация психолога, невропатолога или других узких специалистов, если к трехлетнему возрасту ребенок плохо справляется со следующими задачами:

  • Не может поймать и бросить мяч.
  • Ему не удается прыгать на месте.
  • Не умеет кататься на трехколесном велосипеде (при условии, что попытки повторяются продолжительное время).
  • Часто падает, с трудом поднимается по лестнице.
  • Имеет проблемы с рисованием (не умеет держать карандаш, нарисовать прямую линию и круг).
  • Не может складывать пирамиды и башни.
  • Часто устраивает истерики по любому поводу.
  • Боится остаться один в комнате.
  • Не исполняет простых просьб.
  • Не находит указанный предмет.
  • Имеет проблемы с недержанием в дневное время.
  • Не узнает членов семьи.
  • Не идет на контакт со сверстниками.

Вы должны понимать, что все эти факторы - лишь повод обратиться к специалисту, и вовсе не стоит делать поспешных выводов. Очень часто ближе к четырем годам ребенка «прорывает», и все, что не умел до этого, становится ему по силам. В любом случае, опускать руки не стоит, необходимо продолжать заниматься с ребенком и терпеливо ждать его «пробуждения», учитывая рекомендации специалистов.

Наконец, еще несколько слов о том, что можно предложить трехлетке, дабы разнообразить его досуг:

  • Запаситесь спортивным инвентарем (мячи, скакалки, кегли, велосипед), оборудуйте в детской комнате спортивный уголок- ь каждый ребенок будет в восторге от возможности лазить по веревочной лестнице, например.
  • Кубики, пирамидки, конструкторы лего (с крупными элементами) могут занять трехлетку даже на несколько часов.
  • Закупите дидактический материал, так как придется каждый раз отвечать на самые разные вопросы маленьких почемучек, так почему бы не использовать данную ситуацию и не «насытить» мозг нужной информацией.
  • Творческое развитие может и не вырастит великого писателя, художника или музыканта, но окажет неоценимую пользу в воспитании. Цветные карандаши, гуашь, акварель, пластилин, глина, кинетический песок - это те «инструменты», которые украсят ваш с ребенком досуг, при этом будут развивать не только мышление, но и мелкую моторику, что куда важнее.
  • Сюжетно-ролевые игры для маленького человечка играют огромную роль, поэтому вам вполне пригодятся набор доктора или пожарника, учителя или продавца. Здесь главное - проявить терпение и позволить ребенку фантазировать и управлять процессом самостоятельно.

Ну, и самое главное: цените каждую прожитую минуту, наслаждайтесь этим периодом и никогда не сравнивайте свое чадо с другими. Помните: все детки уникальны, а собственные - самые-пресамые в любом возрасте!

Скажите, какие слова первыми приходят Вам в голову, когда Вы слышите эту фразу? «Кризис трех лет»и «детский сад»? Не слишком много, однако же неудивительно - на фоне этих событий, подкашивающих родительские нервы, остальные достижения и новшества смотрятся куда как скромнее.

Тем не менее, их немало.

Физическое развитие ребёнка в 3 года

Младенческая пухлявость в прошлом - малыш внезапно превращается в долговязого непоседу. Удивляться этому не следует, равно как и насильно егокормить, пытаясь вернуть былые складочки. Следите за ростом и весом: они должны возрастать равномерно, и если вес опережает рост, то это свидетельствует о склонности к полноте. Стоит обращать внимание на внутреннюю сторону бедер и предплечья ребенка - если там есть жировые складки, пересмотритеменю и заставляйте малышабольше двигаться.

В промежутке между тремя и четырьмя годами ребенок:

Спускается и поднимается по лестнице неприставным шагом, а поочередно переставляя ноги;

Может одеться и раздеться самостоятельно, включая застегивание пуговиц и кнопок и завязывание шнурков;

Пользуется ложкой и вилкой;

Ездит на трехколесном велосипеде.

Мелкая моторика развивается не такими семимильными шагами, и если Вы хотите помочь ребенку в выработке точных движений пальцев рук (что косвенным образом влияет на процесс формирования речи), то советуем следующие несложные упражнения:

Имитация с помощью пальцев рук различных движений. Покажите и попросите ребенка изобразить, как играют на пианино, режут ножницами, рисуют, собирают пальчиками крошки со стола, закручивают винтик, вытирают пыль и т.д..

Рассыпьте на столе старые пуговицы и попросите ребенка их разобрать на кучки (в тарелочки) по размерам. Если нет пуговиц, смешайте фасоль и горох, гречу и рис.

Нарисуйте на картоне несложный предмет, проколите по контуру дырочки и покажите ребенку, как можно через них протянуть шнурок.

Также можно нанизывать кольца на тесьму, складывать мозаики, играть с конструкторами. Учите рисовать карандашом, кисточкой и красками, гуашью, параллельно знакомя с многообразием цветов и форм; предлагайте книжки-раскраски, трафареты, цветную и белую бумагу, мелки, пластические материалы (пластилин, глина).

Речевое развитие в 3 года

Речевое развитие продолжает идти быстрыми темпами, ребенок все уверенней и правильней применяет правила родного языка. В три-четыре года он уже в состоянии связно рассказать о себе, может по картинке изложить знакомую сказку и ответить на вопросы, пользуется местоимениями, строит длинные фразы. Речь разборчива и понятна даже для посторонних людей, хотя, конечно, дикция еще далека от совершенства. Ее можно улучшитьс помощью чистоговорок - стишков, направленных на отработку того или иного звука:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу" и т.д.

Ребенок познает мир, расширяет свой кругозор, и самым доступным и эффективным помощником родителей становится книга. Читайте ребенку как можно больше и как можно более разнообразную литературу: сказки, стихи, скороговорки, пословицы, короткие рассказы.

Обязательно прорабатывайте с ребенком прочитанное: обсуждайте, пересказывайте, учите стихи. Это расширит лексический запас малыша и поможет усваивать грамматические основы родного языка.

Как всегда, помогут игры :

1. Возьмите мяч или мягкую игрушку, и перекидывайте их друг другу, сопровождая каждый бросок вопросом:

Где растут яблоки? (На яблоне).

Где растут яблони? (В саду).

Где находится сад? (В деревне).

2. Вам понадобится большая коробка и несколько предметов, которые обладают характерными признаками. Сначала покажите каждый предмет ребенку, давая его описание: это мяч, он круглый и синий, это кукла, у нее нарядное платье и желтый бант, это помидор, он красный и сочный. Потом сложите предметы обратно и предложите ребенку по Вашему описанию отгадать, какой предмет нужно достать из коробки.

3. Путаница. Прочитайте малышу коротенькие стихотворения-путаницы, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребенок любой -

У апельсина цвет … голубой.

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака … мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две … курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама жеребенка.

Психическое развитие ребенка в 3 года

Мы не будем разбирать все нюансы, остановимся на главном - кризисе трех лет , который напрямую связан с тем, что ребенок осознает себя независимой, самостоятельной личностью с активной жизненной позицией. Семь основных признаков, характерных для поведения ребенка в период кризиса, психологи называют "семизвездием". Впервые они были описаны Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Рассмотрим их по порядку.

Два самых любимых ответа ребенка этого возраста - "не хочу" и "не буду". Берут свое начало они в негативизме - первой составляющей "семизвездия". Из-за негативизма ребенок постоянно идет наперекор не только родителям, но подчас исобственным желаниям, стоит только кому-нибудь их озвучить. Именно это и отличает негативизм от банального непослушания, когда ребенок своим желаниям потакает. Негативизм всегда избирателен: например, ребенок отказывается слушать бабушку, а с остальными ведет себя покладисто.

Психологи советуют избегать прямых команд и приказов: "Не трогай!" или "Ешь быстрее!", которые как раз и провоцируют всплески негативизма, заменив их на нейтральные: "Мне не нравится, когда ты берешь мои вещи" и "Интересно, кто быстрей съест суп - ты или я?".

Упрямство - вторая "звезда" кризиса трех лет. Ребенок настаивает на своем, пытаясь таким образом доказать свою значимость в этом мире. Обычно его коса находит на камень родительской убежденности, что решение должно оставаться за взрослыми. Это ошибочно, поскольку только усугубляет и закрепляет упрямство в поведении ребенка, лишая всех возможности выйти из конфликта, сохранив чувство собственного достоинства.

Проявите выдержку, не зацикливайтесь на конфликте, и совсем скоро ребенку самому надоест так себя вести.

Третьей составляющей является строптивость . В отличие от негативизма, часто направленного против конкретного человека, строптивость не персонифицирована.

Психологи советуют не концентрироваться на том, что внезапно стало камнем преткновения - отвлеките ребенка, и через пять минут он сам отправится купаться перед сном или же мыть руки.

Следующая черта - своеволие или, как его иногда называют в шутку родители, "ясамость": трехлетка абсолютно все пытается сделать сам, даже то, на что его силы явно не рассчитаны.

Позвольте ему узнавать границы собственных возможностей (в разумных пределах, разумеется), ведь потребность в самостоятельности в этом возрасте является краеугольной, от нее зависит формирование многих важных черт характера в более старшем возрасте.

Бунтарство - пятый патрон в обойме, из которой расстреливают наши родительские нервы. Сегодня мы едим пюре, а завтра его ненавидим. Сегодня собираемся на прогулку без проблем, а завтра устраиваем войну по поводу каждого предмета одежды. Пожалуй, "война" - самое точное определение того, как иногда ведет себя ребенок.

Не позволяйте себя провоцировать, советуют психологи, будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда уверены в своей правоте.

Обесценивание всего того, что ребенок недавно любил и берег, - шестая особенность семизвездья. Ребенок теряет интерес к старым привязанностям и правилам: например, пинает ногами игрушки, с которыми не расставался ни днем, ни ночью, употребляет бранные слова, обзывает родных и друзей.

Выход - с одной стороны, не фиксировать внимание на происходящем, в противном случае это станет средством шантажа, с другой - показать свое неудовольствие от подобного поведения. И обязательно запустите энергию ребенка в конструктивное русло: помогут развивающие группы, кружки для самых маленьких, подвижные игры, переключение внимания и т.д.

Деспотизм - последняя соломинка, которая ломает хребет любой родительской выдержке. Ребенок всеми силами пытается показать, "чьи в лесу шишки": требует купить все и сразу, хочет играть только так, а есть только здесь, а если ему отказать, начинает манипулировать Вами известными ему способами, главные из которых - громкий крик и истерика.

Победить это можно лишь вниманием и любовью. Не поддавайтесь на манипуляции, не срывайтесь - дайте ребенку понять, что он Вам дорог, тогда как подобное поведение Вы категорически не одобряете и на поводу у капризов не пойдете.

Что делать не нужно?

Продолжая тему, озвучим несколько советов, которые дают специалисты.

Родителям детей, вошедших в первый серьезный возрастной кризис, не рекомендуется:

Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности;

Потакать всем капризам;

Пытаться любыми путями сгладить кризис;

Приучать ребенка к легким победам. Не потакайте детскому тщеславию - тем больнее ребенку будет тогда, когда придется столкнуться с первыми поражениями;

Подчеркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребенку во всем. Итогом станет безразличие и мелочное мщение с его стороны;

Ломать сопротивление ребенка силой - это приведет только к тому, что попытки отстоять свои интересы станут лишь более стойкими и изощренными;

Ограничивать самостоятельность ребенка, пренебрегать его достижениями, иначе капризность, раздражительность и гневливость, бессмысленное противостояние взрослым усилятся и закрепятся в виде истерик;

Запрещать ребенку проявлять негативные эмоции. Вместо этого научите с ними работать - поиграйте в подвижные игры, в кричалки и сопелки, которые помогают "спустить пар" с минимальным вредом для окружающих и для самого "котелка".

А что же делать нужно, чтобы этот неспокойный год прошел без эмоциональных потерь для обеих сторон? Все очень просто и очень сложно: проявляйте доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребенка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса. Это потребует гибкого поведения, умения абстрагироваться от собственных негативных эмоций, а главное - способности найти ту золотую середину, которая позволит и сохранить свой авторитет, и не задавить этим самым авторитетом личность маленького человека.

Терпения Вам в этом нелегком, но таком благодарном труде!

Анастасия Старынина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!