Женский журнал Ladyblue

Когда ребенок должен есть ложкой самостоятельно возраст. Семейные традиции, способные помочь в изучении застольного этикета. Ложки для кормления детей

Умение есть ложкой - важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Лучшее воспитание ребенка будет воспитываться с целью воссоединения в дневное время, которое удовлетворяет все потребности ребенка. Ребенок должен знать, когда придет время спать, когда ложиться спать, выходить на улицу, есть. Когда есть четкие правила, ребенку легче учиться и вести себя.

Учителя детского сада заметили, что даже дети в возрасте 2-2, 5 лет не могут жевать, когда им дают козу или голубя, потому что дома их пища разорвана электрическим холодильником. Как и когда жевать? Он посоветовал доктору детских болезней Лину Орловскую.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей - признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

Грудное молоко для грудных детей менее 6 месяцев дополнительного питания обычно не требуется, так как молоко матери полностью удовлетворяет потребности продуктов питания и жидкостей. Только некоторые из быстрорастущих младенцев нуждаются в дополнительном питании от 4 до 5 месяцев, но это нечасто. Ребенок должен показать желание съесть предложенную пищу. Если вы предлагаете густую пищу слишком рано, пищеварение может быть нарушено.

6-7 месяцев Детское питание следует давать один раз в день, его нужно размалывать до «сметаны», затем - до консистенции «густой пасты». 8-9 месяцев Детское питание потребуется 2-3 раза в день, достаточно разбить вилку на «творожную» консистенцию, а затем «с пельменями».

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Ребенок 1 года должен есть семейную еду, нарезать кусочками одного укуса. Консистенция пищевых продуктов и зубы. Хотя у младенца этого возраста всего несколько зубов, а некоторые из них еще не начали расти, но он уже начал проглатывать пищу с деснами. Первые зубы воронены и предназначены для восстановления и не жевания пищи.

Теперь предлагается начать с дополнительной еды из овощного пюре и около 8 месяцев. уже добавили различные пюре из петрушки. Начните с пюре, сделанного из одного ингредиента. Не торопите своего ребенка, давайте познакомимся с новым вкусом, дав однажды одну ложку свежего пюре. Не ставьте пюре или пюре через принуждение или обман. Малыш может начать грудное вскармливание и может иметь серьезные психологические проблемы с питанием. Используйте маленькую, удобную детскую ложку. Питание для ребенка должно только приводить к положительным эмоциям.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте - с 8-9 месяцев.

Если вы кормите свое тело, вы слишком глубоко вливаете большую ложку в ожог, вы предложите ребенку горячую или холодную пищу, вы будете пытаться кормить ребенка слишком рано или через густую пищу, он может просто не есть, выплюнуть. От 7 до 8 месяцев, начните есть ребенка, чтобы съесть себя, ребенок жевания, глотания и дыхательные рефлексы этого возраста уже достаточно скоординированы.

Теоретически, ребенок одного года уже должен быть в состоянии съесть себя грубо рассыпанные продукты, съесть нездоровое и неподдельное семейное питание в тонко разделенных кусках и выпить себя из маленькой чашки, держащей его двумя руками. Если вашему ребенку почти два года, и вы все еще едите пищу с холодильником, он отправится в питомник, он поднимется, не поправится, он почувствует дискомфорт в пищеварении, он не будет есть пищу, которую вы должны есть в своем возрасте.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Легко сказать, это трудно сделать. Большинство мам скажут, что самовоспламеняющийся хлыст является исключением. Абсолютное большинство младенцев этого возраста охотно нарезают чайной ложкой, но, конечно же, не будут есть все свои порции. Если ваш ребенок начинает интересоваться чайной ложкой и едой, он берет ложку в руке, играет с ним, пытается положить еду в рот, поэтому пришло время начать развивать свои собственные пищевые навыки. Сделайте двойное количество еды, поставьте одно блюдо перед ребенком, а другое перед вами.

Положите ребенка в водонепроницаемый паддок, сядьте перед ним и медленно возьмите пищу, возьмите ее себе в рот, выдохните, жуйте, молите о еде, покажите, насколько вы восхитителен. Младенцы склонны отражать принцип повторения действий взрослых. Позвольте ребенку ознакомиться с едой, научиться есть. Сначала попробуйте съесть себя, затем снова положить теплые продукты и прокормить себя. Когда вы даете пищу, не кладите ее в рот, приложите ложку к нижней губе и ждите, пока ребенок проглотит, а язык и губы возьмут пищу.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

Процесс обучения может занять месяц и несколько месяцев, быть терпеливым. Тот факт, что шоколадная лихорадка - много пищи или что в один прекрасный день он ест 200 г, а остальные 30 г того же пища не означает, что продукт или процесс кормления не подходят ребенку. Конечно, он может и не любит некоторые продукты. Они не могут быть уменьшены даже самыми умными советами.

Если вы хотите научить своего ребенка пить себя, купите не повреждающую пластиковую маленькую миску с двумя язычками, чтобы ребенок мог крепко держать ее обеими руками. Добавьте немного своего любимого напитка, предложите мягко нащупывать, приложив к нижней губе, слегка очистив ее, а затем дайте ей попробовать самостоятельно.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

Когда ребенок научится есть чайную ложку и выпить из чашки, постарайтесь немедленно остановить бутылку. Как и каждый орган, кусание и мышцы без тренировки не выживут. С 8 месяцев Один раз в день дайте ребенку глоток сухарей, высушенных черных хлебных крошек, очищенных яблок или груш без арахисового масла, вареной моркови, нарезанного нарезанного мяса, сваренного в руке, и защищающего вас от засыпания. Все фрукты и овощи должны быть очищены, чтобы они не прорастали.

Если вы хотите научить своего ребенка пить себя, купите не повреждающую пластиковую маленькую миску с двумя язычками, чтобы ребенок мог крепко держать ее обеими руками. Добавьте немного своего любимого напитка, предложите мягко нащупывать, приложив к нижней губе, слегка очистив ее, а затем дайте ей попробовать самостоятельно.

  • Форма ручки.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую - так малышу будет легче удерживать ее в руках.

  • Цвет.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра - уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи - собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор - «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки - огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть - естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) - 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст - 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап - знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

  • Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

  • Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

  • Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

  • Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия - и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Малыш, который еще недавно с трудом ползал по комнате, начинает все чаще проявлять активность в плане освоения новых навыков. И очень скоро родителям приходится задумываться, как научить ребенка кушать самостоятельно. В одних семьях дети пытаются справляться с новым орудием уже в 7-8 месяцев, в других предпочитают ждать до 2-3 лет.

Сложно однозначно сказать, когда лучше всего приступить к отработке полезного действия, слишком уж все индивидуально. Главное заранее подготовиться к возможным трудностям и ознакомиться с рекомендациями, составленными специалистами в результате оценки множества основных и вспомогательных факторов.

Возраст, в котором лучше всего отрабатывать навык

По мнению специалистов, начинать приучать малыша к столовым приборам нужно уже в 10-12 месяцев. При правильном подходе ребенок овладеет необходимыми навыками уже к полутора годам. Большую ошибку совершают родители, которые надеются, что их карапуз постепенно сам всему научится, и совсем не занимаются с ним в данном направлении. Категорически запрещено тянуть с этим до последнего, стараясь самостоятельно кормить свое чадо в любых условиях.

Еще одной большой ошибкой является чрезмерная опека в данной сфере. Некоторые мамы не дают ребенку ложку даже если он ее просит, мотивируя это разными причинами. Одни не хотят убирать грязь, которая обязательно останется от подобных экспериментов. Другие уверены, что самостоятельности малыш еще успеет научиться, а в столь нежном возрасте необходимо обеспечить ему максимальную заботу.


Если прикрываться такими объяснениями, можно довести до того, что карапуза придется отдавать в садик без наличия необходимых навыков. А обучением детей таким азам в профильных учреждениях не занимаются, что обязательно спровоцирует немало проблем.

Как выбрать подходящую ложку?

Когда заходит речь о выборе подходящего инструмента, некоторые мамочки теряются, увидев доступный ассортимент детских ложек. У каждого типа изделий есть свои плюсы и минусы:

  • Серебряная ложка. Не просто дань традиции, но и вполне практичный вариант. Данное сырье действительно обеззараживает пищу, не придает ей неприятного привкуса, смотрится торжественно и привлекательно. Блестящие вещи очень нравятся малышам. Даже если сначала они воспринимают их как игрушки, процесс обучения от этого не страдает.
  • Резиновый вариант. Неоспоримым плюсом варианта является тот факт, что он не травмирует нежный рот ребенка. Полностью прорезиненный вариант подходит исключительно для введения прикорма, маленькие и слабые ручки малыша с ним просто не справятся. Для выработки нужного навыка лучше приобрести комбинированное изделие с прорезиненной функциональной частью.
  • Анатомическое приспособление. С его помощью можно приучать самых маленьких. Специальную разработку очень удобно удерживать маленькой ручкой, она не доставляет проблем с зачерпыванием еды. Правда, если вовремя не отказаться от изделия в пользу обычной ложки, у ребенка могут в будущем возникнуть проблемы с освоением не столь удобного варианта.


Совет: Детям в возрасте до 1,5 лет не рекомендуется использовать обычные железные ложки, предназначенные для взрослых (даже чайные). Они будут доставлять малышу дискомфорт, что негативно скажется на его отношении к использованию приборов. В конце концов некоторые дети даже отказываются от неудобных приспособлений и начинают есть руками. Отучить их от этой привычки совсем непросто.

  • Пластмассовая ложка. Легкие и красочные они могут быть декорированы в той теме, которая нравится карапузу. Это бюджетный, но не самый плохой вариант. Их единственный недостаток в том, что они плохо переносят удары и не слишком долговечны.
  • Десертная ложка. Подходит для обучения, но в силу размеров ее нельзя использовать в течение продолжительного времени. Довольно скоро настанет тот момент, когда инструмент придется заменить чем-то более внушительным.

Можно приобрести сразу несколько ложек, чтобы определить, с каким предметом ребенку проще всего справляться. При необходимости их стоит менять время от времени, что будет способствовать отработке у растущего едока новых полезных навыков.

Основные правила и нюансы процесса

Мало дать грудничку ложку и поставить перед ним тарелку с присоской (из нее проще зачерпывать пищу), когда ему исполнится 10-12 месяцев, придется немало постараться, чтобы чадо поняло, что от него требуется.


Вот основные правила организации процесса обучения:

  1. Сначала нужно внимательно следить за карапузом. Проявление малейшего интереса к столовому прибору должно поощряться. Ложку малышу нужно давать по первому требованию. Даже если возраст еще не приблизился к оптимальному, а эксплуатация приспособления заканчивается лишь разведением грязи.
  2. Выработка пищевых привычек начинается в детстве. Ребенок должен понимать всю важность приема пищи. Категорически запрещено приучать детей к поглощению еды под просмотр телевизора. Нужно довести до них, что трапеза осуществляется в одном и том же месте, в тишине и покое. Идеально, если за завтраками, обедами и ужинами собирается вся семья и у самого маленького ее члена есть возможность учиться у старших.
  3. Малышей нельзя торопить. Если ребенок с первых месяцев жизни будет слышать, что ему нужно есть быстрее, атмосфера не будет способствовать обучению. Груднички могут находиться за столом столько, сколько им хочется.
  4. Дети нуждаются в помощи. Даже если карапуз старается проявить самостоятельность, не стоит все пускать на самотек. Маме стоит отслеживать каждое движение грудничка, при необходимости приходить на помощь и подбадривать в случае неудач.
  5. Поощрение игр в песочнице. Практика показывает, что ребята, отлично орудующие лопаткой, не испытывают проблем в процессе приучения к ложке. Подобные упражнения развивают нужную мускулатуру, формируют правильный захват предмета.
  6. Предоставляем право выбора. Некоторые малыши быстрее приучаются к вилке, чем к ложке. Не стоит перечить ребенку, если он предпочитает именно этот инструмент. Конечно, и данное приспособление должно быть детским и безопасным.
  7. Создаем эстетически приятную ситуацию. Детям проще учиться, если «уроки» подразумевают употребление красивых и вкусных блюд. Они не должны быть слишком жидкими и выливаться при любом неосторожном движении. Лучше всего начинать с каш и приготовленных из них десертов.


Перед тем, как научить ребенка есть ложкой, необходимо разобраться в особенностях подготовки рабочего места, организации процесса. Это позволит не переживать по поводу грязи и всецело сосредоточиться на специфике урока.

  • Пол вокруг детского стульчика и стол застилаем клеенкой.
  • К столешнице крепим тарелку на липучке, выкладываем в нее еду.
  • На ребенка надеваем слюнявчик и чепчик, убираем волосы.
  • Сначала нужно подать ребенку пример, зачерпнув немного каши из тарелки, поднеся ложку ко рту и проглотив еду. Можно даже похвалить себя, чтобы карапузу все стало еще понятнее.
  • Передаем ложку ребенку, при необходимости помогаем крепко ее захватить ручкой. Первые разы можно даже помогать маленькому экспериментатору зачерпывать пищу и доносить ее до рта.
  • Повторяем все по такому же плану, пока не появится нужный результат.

Ругать ребенка за испачканный стол, пол и одежду не нужно, но и смеяться над его первыми экспериментами не стоит. Он может принять все за игру и тогда начнет сознательно разливать еду, чтобы посмешить родителей.


Несколько важных моментов

  1. Все домашние, родственники и знакомые, приходящие в дом, должны знать, когда ребенка приучают к ложке. Они не должны кормить ребенка, иначе процесс обучения растянется на месяцы.
  2. Нельзя заставлять ребенка есть самостоятельно только если у него что-то болит, он себя плохо чувствует или у него просто очень плохое и капризное настроение (по объективным причинам).
  3. Приемы пищи лучше всего устраивать в одно и то же время.
  4. Категорически запрещено кормить ребенка в ванной (так поступают некоторые родители, стремящиеся свести к минимуму загрязнение квартиры). У малыша выработается определенная привычка и есть за столом он просто откажется.
  5. По возможности малыша нужно по максимуму раздеть. Это сбережет одежду чистой и маме не придется тратить время и нервы на ее чистку.
  6. Если карапуз поел ложкой и устал, не нужно его мучить, лучше просто докормить.
  7. Нельзя раздражаться и нервничать в процессе обучения. Если постоянно срываться на малыша, навык у него не будет вырабатываться. Из-за психической травмы некоторые дети даже полностью отказываются от приборов, испытывая страх от одного их вида.

Если малыш предпочитает кушать руками, не нужно настаивать на использовании приборов. Он все равно однажды захочет копировать окружающих и сам попросит ложку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!