Женский журнал Ladyblue

«Не все семьи дают детям расти». Психолог — о воспитании ребенка с синдромом Дауна

Часто бывает так, что от самых «солнечных» детей – тех, что с синдромом Дауна – отказываются в роддоме под вежливым напором медсестры. Мол, что из них может получиться? Однако специалисты неоднократно доказывали, что пропасть между ними и детьми без синдрома можно сократить до минимума. В Москве этим занимается, в частности, благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Михаил Ларсов побеседовал с его специалистом – психологом Аллой Киртоки.

— Алла Евгеньевна, мне приходилось иметь дело с воспитанниками Фонда, в том числе стеми, кто играет в «Театре Простодушных» (вся труппа имеет синдром Дауна – Прим. ред.). Многих из них и впрямь не отличишь от обычных ребят, я прямо поражен. А где определенный рубеж, который надо не упустить?

— Надо понимать: родился ребенок из группы риска. У каждого ребенка при этом риски свои (не только у детей с синдромом Дауна) . От этого «солнечные» дети не перестают быть детьми, младенцами, школьниками и так далее. У них такие же потребности, как у людей с 46 хромосомами. Логика нашей поддержки не в том, чтобы относиться с позиции экспертной – «вот это им дано, а это нет» — а помочь идти социальным маршрутом в зависимости от мер адаптации.

— Каждый развивается по-своему, как и всегда.

— Да, а воспитывает и обучает по большей части среда, социальные институты. И ребенок главным образом должен быть в них включен. А наша задача – предупредительным образом помогать ребенку делать следующий шаг. От него могут отказаться еще в младенчестве, так что мы помогаем психологически и информационно родителям начиная с перинатального периода. Младенец сам себя не защитит – это делаем мы, часто помогая ему обрести семью.

Но даже в семье есть риск, что родители не смогут относиться к нему как к своему обычному малышу. Тут тоже нужна поддержка.

Важно, чтобы и на ранних стадиях ребенок смог реализовать свой потенциал. А ведь тут часто мешают: сниженный мышечный тонус, маленькая мышечная масса, особенности двигательного развития, речи. А это все очень важно! Конечно, нужна поддержка – педагогическая. В детсаду и школе такому ребенку часто трудно общаться. Надо помочь ему получать такой опыт не только «в кругу своих», но при этом хорошо, если хотя бы раз в неделю он посещает наш центр, где может чувствовать себя «в другой роли».

— Насколько охотно за детей с синдромом Дауна берутся обычные учителя и воспитатели?

— Для детсада какой-то из таких опытов неизбежно становится первым. Те, у кого такого опыта нет, могут повести себя настороженно, могут быть против. Это немало зависит и от настроения в самом детсаду. Настороженность объяснима, и мы стремимся обсуждать, что настораживает, как мы могли бы поддержать детский сад.

— То есть выступаете посредниками?

— Да, конечно. Есть и детские сады, которые уже принимали наших детей. Тут опыт позитивный, проблем не возникает. Важно, чтобы ребенок шел в детский сад подготовленным. Если наши дети к трем годам способны себя обслуживать (от туалета до следования общим правилам), то с ним не возникает больших проблем, они не смущают персонал детсада. Если ребенок пришел в детсад, не соответствуя социально-психологическому статусу, его в три года надо содержать в памперсах – это уже другая среда.

— А что со школой? Разве таким детям не нужна особенная программа?

— Естественно, программы не могут быть универсальны, это разные темпы усвоения материала, разные опоры.

В начальной школе они еще могут пересекаться – развитые дети с синдромом Дауна осваивают программу. Но чем дальше…

Какие-то школы берут на себя труд инклюзии, какие-то нет.

— Специальные классы?

— Да, принимающие детей с особенностью развития. Не только класс коррекции, нет – там изначально только дети с трудностями обучения. Есть и классы, где разные дети учатся вместе. Есть отдельные коррекционные школы. Родители определяют, чего они хотят для ребенка, и так или иначе выбирают что-то более подходящее. Большинство «наших» занимаются все же в коррекционных школах. Опыт обучения в «обычной» школе дает им и плюсы, и минусы. Плюс – ребенок оказывается в богатой социальной среде, имеет в голове модель поведения обычных сверстников, не оказывается в изоляции. Такие люди более «взрослые», более соответствуют физическому возрасту, по манерам и интересам мало отличаются от обычных сверстников. Однако они менее уверенны в себе, не выдерживают конкуренции, очень хрупкие.

— Что «Даунсайд Ап» может предложить помимо психологического сопровождения?

— Ну, непосредственно образовательных программ у нас нет. Этим занимаются учебные учреждения: либо дошкольное образование, либо уж школы. Но только к психологической поддержке у нас все не сводится. Занятия ведутся на расширение кругозора, на реализацию творческих, социальных, интеллектуальных и психологических сторон, чтобы он все это мог реализовать. Для каждого возраста – свой род занятий.

Вот по субботам с утра работает группа детско-родительского взаимодействия для детей от шести месяцев до полутора лет – это уже первые шаги в социализацию. Это игровое пространство, но там ребенок наблюдает естественным образом за своим сверстником, другими детьми и взрослыми. Оказывается в социальной ситуации и получает некий опыт. Есть подростки, которым под 11 лет. Они в театральной мастерской делают театр теней. Им по возрасту интересна эта деятельность и сопутствующее общение. Они могут использовать сильные стороны самовыражения. Театр теней проще тем, что не надо произносить текст, который и чисто профессионально произнести трудно. Здесь упор на пластику. Они очень любят свою психологическую группу, где то же общение, очень яркая групповая динамика, как и у обычных подростков. Претензии на лидерство, симпатии-антипатии, прочерчивание границ.

Наша задача – позволить ребенку получить такой опыт, который можно использовать в широкой социальной ситуации. Наши подростки уже несколько лет ездят в детские лагеря, организованные Мосгортуром, причем без сопровождения. Живут в отряде с обычными сверстниками и возвращаются очень воодушевленными. Как показывает практика, при правильной организации это никак не смущает ни обычных ребят, ни их самих.

— Где такие люди смогут работать? Есть же профподготовка…

— Серьезной профессиональной подготовки пока нет. Пока не существует занимающихся этим массовых центров, то говорить о такой возможности преждевременно. Есть единичные случаи. Мы сосредоточены на развитие зрелости человека перед такими формами деятельности, которые ему будут посильны. Еще ведь надо уметь соблюдать трудовые нормы, быть ответственным за определенный участок работы. Помимо того, что по силам работа или нет. Кстати, та же театральная мастерская от них этого требует. Увы, не все семьи готовы давать детям расти, не относясь к ним как к вечным младенцам.

Личность, её структура, а также факторы, оказывающие влияние на формирование личности у детей с синдромом Дауна являются малоисследованной областью современных научных знаний. Можно говорить о изученности отдельных личностных черт и сфер, например таких как саморегуляция и некоторые аспекты мотивационной сферы.
Саморегуляция, у детей с синдромом Дауна развита слабо. Проблемы с саморегуляцией могут быть, предположительно связаны с проблемами в использовании речевых средств языка. В развитии способности к саморегуляции важную роль играют стратегии поведения родителей. Обнаружено, что способность детей к откладыванию наиболее желаемой цели положительно коррелирует с поощрением матери независимости ребенка . Матери, детей с синдромом Дауна обеспечивают менее оптимальные условия для своих детей, так как не в состоянии регулировать свое поведение, чтобы подстроиться под более медленный темп развития ребенка. Они часто берут на себя инициативу во многих жизненных ситуациях, что может быть одним из факторов снижения уровня мотивации достижений у детей с интеллектуальной патологией.
В отличие от нормально развивающихся детей, которые получают удовлетворение от решения умеренно сложных задач, дети с интеллектуальной патологией демонстрируют большее удовольствия, когда достигают успеха в решении легких задач. Возможно, это происходит из-за того, что дети с интеллектуальной патологией переносят много неудач, а взрослые не делают попыток повлиять на поведение ребенка, у которого таким образом не формируется желание достижения цели ради получения подкрепления извне . Низкий уровень мотивации оказывает влияние на общее развитие детей с синдромом Дауна.

Особенности познавательной сферы.

У детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабая концентрация внимания, в силу чего они позднее, чем их сверстники без синдрома, начинают предпочитать новые стимулы давно знакомым и привычным для них, выбирая более простые из них. Таким детям легче визуально следить за объектом, нежели совершать с ним манипулятивные действия. Возможно, причиной тому выступает мышечная гипотония. Из-за нарушений функций внимания, дети с синдромом Дауна могут хорошо различать формы и цвета, если они предъявляются последовательно, но теряют способность в ориентации, если нужно различить оба параметра .
На когнитивном уровне дети не умеют анализировать воспринимаемый ими материал, в результате для них характерно поверхностное, глобальное восприятие предмета, резкий контраст между восприятием простого и усложненного материала.
Отмечается недостаток развития образного мышления — утрата, нивелирование специфических признаков. Они обращают больше внимания на детали формы, нежели на целостную конфигурацию (возникают затруднения в графическом изображении формы в рисунке, связанные с необходимостью опираться на ведущие признаки образца). Вместе с тем, обиходные, привычные для ребенка предметы воспринимаются и различаются достаточно правильно.
У таких детей замечена тенденция к снижению уровня интеллектуальных способностей с возрастом, от почти близкого к норме в первые месяцы жизни до уровня заметного отставания в школьном возрасте.
К 10 - 12 годам намечается тенденция перехода к более расчлененному характеру восприятия и связи чувственно воспринимаемого признака со словом. К этому возрасту большинство детей овладевают способностью самостоятельно и правильно называть основные цветовые тона и геометрические формы. Наблюдаются существенные изменения в характеристике перцептивных действий. Более целенаправленным становится характер ориентировки в здании, который свидетельствует о наличии специфических приемов и способов умственных действий в форме примеривания, зрительного соотнесения, контроля, но модификация задания приводит к менее продуктивным способам решения. Намечается тенденция перехода к более расчлененному характеру восприятия и связи чувственно воспринимаемого признака со словом у детей с синдромом Дауна .
Дети 11-12 лет пытаются самостоятельно исправить ошибки и найти верный способ решения, осуществляя контроль за результатом своей деятельности. В этом возрасте дети с синдромом Дауна чувствительны к помощи экспериментатора.
У детей с синдромом сильно страдает механическая кратковременная память, что определяет нарушения развития тренируемых стратегий поведения.
Для них основным вариантом поведения является наблюдение и прослеживание, в то время как у здоровых — социальное поведение.
Глинис Лос (1991г.) выявил, что чтение оказывает благоприятное влияние на когнитивное развитие детей с синдромом Дауна, в частности, лучше развивается их речь и память . При этом, дети с синдромом Дауна не прогрессируют в освоении алфавита с такой скоростью, как обычные дети, несмотря на одинаковый с ними темп чтения. При обучении чтению детей с синдромом Дауна в первый период идет активное усвоение ими языка и фонетики, затем следует развитие памяти и навыки понимания речи.
При обучении чтению дети с синдромом Дауна помимо стандартных визуальных ошибок, свойственных всем детям, начинающим осваивать чтение, допускали специфические семантические ошибки. Они читают слова, иллюстрированные картинками, не обращая внимания на саму иллюстрацию. Таким образом, если у слова оказывалось несколько значений, ребенок мог произнести то, которое не соответствовало изображению. Ошибки продемонстрировали, что мозг мог пойти прямо от печати до значения, не применяя визуальное изображение слова к его разговорной форме сначала и затем получая доступ к значению. Ранее считалось, что подобные семантические ошибки наблюдались только в чтении взрослых с органическими повреждениями мозга . Не смотря на это, исследователи были удивлены скоростью и точностью обучения чтению детей с синдромом Дауна.
При обучении письму детей с синдромом Дауна были замечены два интересных эффекта изучения знака. Во-первых, некоторые из детей смогли подписать правильные ответы на карточку без любого дополнительного обучения. Это было иллюстрацией того, что они способные заменить устный ответ письменным по собственной инициативе . Во-вторых, для некоторых из детей письменный ответ оказывался более легким и более быстрым способом ответа, чем речь. Отмечено, что обучение грамматике подростков с использованием письма было более эффективным, чем с использованием изображений.
Как правило, достижения людей с синдромом Дауна в области математики находятся на более низком уровне развития, чем их успехи в овладении грамматикой. Это может быть связано с задержкой развития речи и, следовательно, ограниченностью базового словарного запаса для называния и понимания количественных отношений, размера, цвета, формы предмета, которыми оперируют в начальной школе. Задержка в развитии мелкой моторики может приводить к уменьшению возможности манипулировать, сортировать и считать мелкие предметы.
Способность оперировать числами в возрасте 7 лет у дети с синдромом Дауна сильно разница. Некоторые научаются оперировать числами до 5, в то время как другие способны считать до 100, умеют складывать и вычитать до 10 . Начав обучение в школе, некоторые дети с синдромом Дауна способны считать числа «двойками», «пятерками» и «десятками», сначала используя механическую память.
В некоторых исследованиях говорится об опережении развития, как навыков письма, так и математических представлений у детей, обучающихся в общеобразовательной школе по сравнению с детьми из специализированных школ .
Стоит отметить, что в возрасте 7-12 лет отмечается замедление в развитии познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна. При наличии заинтересованности, мотивации, при использовании в обучении наглядных материалов ребенок с синдромом Дауна может достигать успехов, соответствующих уровню общеобразовательной начальной школы.
Речь является областью наиболее выраженного отставания в раннем возрасте у детей с синдромом Дауна. Она развивается более медленно, чем познавательная и двигательная активность; эта закономерность сохраняется по мере взросления ребенка. Для речи детей с синдромом Дауна характерно снижение темпа развития речи, неразборчивое произношение, отсутствие плавности речи, хриплый голос.
Возможно, что ответственность за языковую задержку можно возложить на общую задержку психического развития этих детей. Так же есть ряд причин, оказывающих влияние на развитие речи у детей с синдромом Дауна. Частые респираторные заболевания и легочные гипертензии влияют на объем выдыхаемого воздуха и частоту вибрации голосовых связок. Особенности артикуляционного аппарата - маленький рот, неправильная форма зубов, увеличенный гипотонический язык, нарушение чувствительности языка также влияют на развитие речи.
На развитие экпрессивной и импрессивной речи влияет несформированность таких психических функций как память, внимание, мышление, воображение. Также на развитие и становление речи влияют эмоциональные факторы и факторы социального окружения (главным образом — общение с матерью). Очень немногие дети с синдромом Дауна способны ясно, свободно и грамматически правильно владеть разговорной речью к 11-летнему возрасту .
В связи со значительной задержкой речевого развития дети вынуждены опираться на невербальные навыки, такие как жест, дольше, чем другие дети .
В целом замечено, что познавательные способности и речевое развитие женщин выше, чем у мужчин. У мужчин же чаще наблюдаются проблемы в поведении, чем у женщин .
Основными причинами нарушения двигательной сферы в школьном возрасте становятся особенности нейромоторной организации движений в сочетании со своеобразием когнитивных функций, ответственных за вариативность и точность при выполнении сложных действий. У детей отмечается нарушение координации движений: они неуклюжи, неловки, не умеют правильно соразмерять движения. В формирование произвольных движений наблюдается однообразие автоматизированных движений. С возрастом и при специальном направленном обучении проявляются положительные сдвиги в состоянии двигательных навыков: большинство детей овладевают базовыми навыками, характерными для обычных детей, хотя их действия и не столь грациозны и ловки, более сложным моторным действиям они обучаются с трудом. Формирование базовых моторных навыков продолжается у них до 3-4 лет .
На развитие навыков крупной моторики могут оказать влияние ряд заболеваний: пороки сердца, заболевания желудка и кишечника, хронические инфекционные болезни верхних дыхательных путей и ушей.
С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. У большинства детей с синдромом Дауна крупная моторика может, определенно, стать одной из самых сильных сторон их развития. Часто причинами задержка развития могут быть физические особенности, а часто и заболевания, которые могут стать причиной задержки в развитии тех или иных навыков крупной моторики.
Детей с синдромом Дауна отличает ряд специфических физических особенностей.
Как отмечалось выше, им свойственна мышечная гипотония. Пониженный мышечный тонус тормозит развитие навыков, которые требуют участия соответствующих мышц. Как следствие, у детей с синдромом Дауна мышцы слабее, чем у большинства других детей. У них отмечается чрезмерная подвижность суставов. Это объясняется тем, что связки, соединяющие кости, у них менее эластичны и слабее, чем у других детей. Руки и ноги у детей с синдромом Дауна короткие, сравнительно с длиной их туловища. Ребенку труднее научиться садиться, поскольку он не может опереться на руки, пока не наклонится вперед. Эти дети склонны к полноте, что может тормозить их физическое развитие.
У детей с синдромом Дауна часто наблюдаются органические повреждения анализаторов, приводящие к снижению слуховых и зрительных функций, но эти недостатки могут быть коррегированы. Проблема заключается не столько в анализаторных нарушениях, а в неумении полноценно использовать анализаторы .
Значительное число детей младшего школьного возраста оказываются способными обслужить себя самостоятельно или с небольшой помощью. Статистические данные представлены в таб. 1

Начиная с подросткового возраста, дети моются в ванной самостоятельно, умеют бриться, помогают по дому .

Особенности психических и органических нарушений.

Дошкольники и дети младшего школьного возраста склонны к поведенческим нарушениям (взрывчатое, импульсивное, гиперактивное и оппозиционное поведение, сопровождающееся дефицитом внимания). Они тревожны, их поведение ригидное. Наблюдается дефицит социальных связей, погруженность в себя, повторяющиеся стереотипные действия (что может говорить о наличии аутизма или расстройства развития) .
Молодые люди с синдромом Дауна, а так же дети старшего школьного возраста и подростки с более развитыми вербальными и познавательными навыками обладают повышенной уязвимостью к депрессии, социальной изоляции, снижению интересов и навыков совладания с трудностями. У них наблюдается склонность к обобщенным тревогам, обсессивно-компульсивному поведению, регрессии со снижением когнитивных и социальных навыков, сохраняется риск развития расстройствам сна и апноэ во сне.
Хотя риск развития психопатологии при синдроме Дауна ниже, чем при других интеллектуальных патологиях, все же он выше, чем при нормальном развитии.
Депрессия во взрослом возрасте свойственна индивидам с лёгкой и умеренной умственной отсталостью. Возможно, это связано с их большей чувствительностью к стрессу, а так же с трудностями в диагностике психических расстройств у людей, страдающих среднетяжелой и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Депрессивное состояние редко выражается словами и обычно проявляется как крик, подавленное или неустойчивое настроение, отсутствием заинтересованности, мутизмом, замедленными реакциями, уменьшением аппетита, потерей веса, бессонница. Люди с синдромом Дауна редко говорят о желании покончить с собой, редко ведут самоуничижительные разговоры. Отсутствие способности к словесному выражению чувств из-за интеллектуальной недостаточности может порождать галлюцинации.
Аутичное поведение, чаще наблюдается у людей с глубокой умственной отсталостью.
Исследования показали, что по сравнению с группой здоровых сверстников из семей с одинаковым социально-экономическим статусом дети с синдромом Дауна более часто демонстрируют проблемы со сном (может предполагать расстройства сна и повышенный риск развития обструктивного апноэ сна с мягкой и умеренной остановки дыхания во время сна) . При этом, мальчики с синдромом Дауна имеют значительно более частые проблемы со сном, чем девочки . Были обнаружены устойчивые взаимосвязи между проблемами со сном и дневным поведением: ​​раздражительностью, гиперактивностью, стереотипным поведением.
Эмоциональные, поведенческие проблемы у детей, взрослых с синдромом Дауна возникают часто и не всегда из-за основного заболевания. Все эти изменения в поведении часто вызваны наличием психосоциального или экологического стресса (заболевание, изоляции, потери ключевой фигуры привязанности; адаптацией к основным потребностям ребенка, родителям приходится преодолевать многие негативные переживания, что сказывается на взаимодействии мать-ребенок, эмоциональном состоянии ребенка). С возрастом ребенка такие переживания могут усугубляться, так как возникают новые проблемы и потребности.
Исследования эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна показали, что дети проявляют повышенное внимание к лицам окружающих, готовность к взаимодействию с ними и приятную манеру общения. Поэтому они способны считывать важную информацию, имеющую отношение к эмоциям взаимодействующего с ним человека. Как следствие, такой ребенок может более чутко улавливать состояние дистресса другого человека и делать больше попыток утешить его. Было отмечено, что дети с синдромом Дауна более эмпатичны в реалистических эмоционально насыщенных ситуациях. Но когда реакция требует более высокого уровня анализа происходящей ситуации, построения логических или причинно-следственных связей, у них возникает больше затруднений, чем у детей других категорий .

Особенности полового и сексуального развития

Примерно в начале подросткового возраста молодые люди с синдромом Дауна начинают замечать различия между собой и другими людьми и осознавать свою инвалидность, а так же начинают исследовать свои сексуальные чувства .
Каждый подросток проходит через период сомнений в собственной значимости. Ребенок с синдромом Дауна может впервые начать оплакивать наличие синдрома, а так же тех возможностей (видов деятельности и взаимного опыта), которые он упускает . Для того, чтобы помочь подростку обрести ощущение контроля, усилить его самосознание необходимо беседовать с ним о происходящих изменениях.
Мастурбация у подростка с синдромом Дауна может являться признаком пробуждающегося интереса к половой жизни. В некоторых случаях она может служить средством самостимуляции или нанесения повреждений самому себе. Мастурбация является нормальной, здоровой деятельностью, как для женщин, так и для мужчин. Одна из трудностей принятия мастурбации молодых людей с особенностями развития состоит в том, что они часто делают это публично, поэтому половое воспитание не должно быть направлено на то, чтобы остановить мастурбацию; его задача - научить молодых людей заниматься этим в соответствующее время и без свидетелей. Важно не воспринимать мастурбацию как девиантное поведение в связи с инвалидностью подростка.
Большинство девочек с синдромом Дауна справляются с менструацией, ухаживая за своими потребностями самостоятельно. Как правило, их детородные функции сохранны. Однако у них сохраняется высокая вероятность передачи синдрома Дауна по наследству.
При обследовании мужчин с синдромом Дауна были выявлены случаи определенных нарушений половых органов. Большинство из них неспособны к оплодотворению .
Некоторые люди с синдромом Дауна проявляют явную склонность к браку и созданию семьи. Вопрос права на рождение и воспитание детей людьми с синдромом Дауна, пожалуй, наиболее спорный из всех вопросов, касающихся сексуальности людей этой категории.
Всестороннее половое воспитание, включающее проработку как вопросов личной и эмоциональной безопасности, так и вопросов взаимоотношений, должно стать обязательной частью образовательных программ, в которые необходимо вовлекать всех людей с синдромом Дауна.

Социальное и межличностное взаимодействие.

Появление в семье ребенка с синдромом Дауна предает специфические особенности родительскому поведению. Многие родители не могут принять медицинский диагноз ребенка, они стараются избегать специалистов, констатирующих реальную ситуацию происходящего с ребенком. Неоднозначно отношение родителей к комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Диапазон отношений разниться от категорического отказа от помощи, до преувеличения одной из составляющих помощи, при уничижении значимости других сторон.
Родители склонны скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими, особенно в беседах на тему успехов и достижений ребенка (со знакомыми, специалистами и др.) .
Бремя, которое несут родители, со временем ощущается ими как все более тяжелое. Предполагают, что определенный защитный эффект, о котором часто говорят применительно к восприятию родителями именно синдрома Дауна у ребенка, имеет место только в первые годы жизни ребенка.
Синдром Дауна у ребенка, несомненно, накладывает отпечаток на родительские роли .В своих детях раннего возраста папы детей с синдромом Дауна видят больше положительных черт и меньше поведенческих проблем. Детей постарше они воспринимают менее оптимистично, и принимать их становится труднее.
Уровень стресса у мам и пап детей с синдромом Дауна в период младенчества ребенка в целом одинаков, но его паттерны различаются. Мамами тяжелее всего воспринимается та родительская роль, которую им нужно играть, а у пап стресс больше связан с сомнениями относительно чувства привязанности к ребенку. На состояние мам сильнее действуют проблемы поведения ребенка; на состояние пап - проблемы принятия его обществом .
Матери детей с синдромом Дауна часто говорят о позитивных личностных особенностях своих детей, что поддерживает и развивает связи внутри семьи и с окружающими. Отмечается также, что опыт воспитания ребенка с синдромом Дауна более «благодарный», чем в большинстве обычных случаев.
В социальном плане семьи детей с синдромом Дауна характеризуются более низким качеством жизни по сравнению со среднестатистической семьей по таким параметрам, как здоровье, финансовое благополучие, социальная поддержка и карьерные возможности.
В целом наблюдения ученых свидетельствуют об отсутствии различий в качестве супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и семьях, в которых все дети развиваются типичным образом. В семьях с детьми с синдромом Дауна качество брака ниже, чем у пар, имеющих типично развивающихся детей.
Проведенные исследования разводов семей детей с синдромом Дауна показали, что:

  1. В семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна, процент разводов оказался ниже, чем в других семьях.
  2. Период, на который приходится наибольшая доля (около 1/3) разводов в группе семей с ребенком с синдром Дауна, - первые два года после рождения ребенка. Вероятность разводов в эти годы почти в 2 раза выше, чем в других группах семей.

Было обнаружено, что при наличии у детей синдрома Дауна или других врожденных аномалий разводы чаще происходят в более молодых семьях. Определенную роль играет уровень образования родителей. Причем в группе семей с ребенком с синдромом Дауна этот паттерн выражен более заметно. Еще заметнее тенденция к разводам в семьях, где отец не имеет законченного среднего образования и при этом семья живет в сельской местности .
Братья и сестры ребенка с синдромом Дауна обладают достаточно высокой самооценкой и многие из них полагают, что благодаря ему, они развили в себе дополнительные достоинства.
С появлением в семье ребенка с синдромом Дауна ей должна оказываться комплексная ранняя помощь. Было выявлено 5 положительных эффектов, которые ранняя помощь оказывает на функционирование семьи (а не только на развитие ребенка):

  1. семья понимает, каковы сильные стороны ребенка, способности и особые потребности;
  2. родители узнают о своих правах и эффективно защищают интересы ребенка;
  3. семья получает уверенность в том, что помогает ребенку развиваться;
  4. семья ощущает присутствие системы поддержки;
  5. семья узнает о нужных услугах, которыми располагает местное общество, и добивается доступа к ним.

Однако, исследований, касающихся прямого вмешательства, направленного на снижение стресса и улучшения благополучия родителей детей с синдромом Дауна, пока мало.
Семьи детей с синдромом Дауна могут считаться более включенными в жизни общества (они более социально активны), чем другие категории. Это происходит из-за множества причин, включая результаты, указывающие, что матери детей с синдромом Дауна могут чувствовать себя менее клеймившими и более стремиться участвовать в действиях сообщества, чем матери детей с другими задержками, потому что часто получают поддержку от государства и имеют множество льгот, нежели дети с другими синдромами .
Исследования 1980-х годов показали, что детям с задержкой психического развития (Siperstein и Bak (1989)) не свойственно формировать дружеские отношения . Если дружба все же завязывается, то ее объектом чаще становится кто-либо из взрослых, нежели из сверстников. Реже всего наблюдаются близкие отношения между ребенком-инвалидом и теми его сверстниками, которые не являются инвалидами. Ребенку с отклонениями в развитии свойственны односторонние дружеские связи, независимо от того, кто является объектом дружбы.
Сам тип инвалидности у ребенка так же может повлиять на образование дружбы. Так, дети с нарушениями сферы лучше образуют дружеские связи, чем дети с умственной отсталостью. Кроме того, дети с различной этиологией умственной отсталости могут по-разному восприниматься окружающими. Дети с синдромом Дауна, например, воспринимаются окружающими как приятные и веселые Такое поведение и общительность могут способствовать более позитивному контакту с другими людьми.
При выборе друзей, дети с синдромом Дауна опираются на те же признаки, что и обычные дети (общая половая, этническая принадлежность, примерно одинаковый возраст).
Учитывая несоответствие между хронологическим и умственным возрастом детей с синдромом Дауна, остается неясным, будут ли они продолжать отношения со своими ровесниками, что типично для нормально развивающихся подростков.
Игровое взаимодействие детей с синдромом Дауна со своими партнерами подчиняется общим правилам. Уровень игры в однополой диаде выше, чем в разнополой. Игра девочек более интимная и эмоциональная; игра мальчиков больше ориентирована на результат, нежели на сам процесс взаимодействия. В некоторых исследованиях отмечалось, что дети с синдромом Дауна, получившие образование в специальных учебных классах, играли лучше со своими сверстниками, чем дети с синдромом Дауна, посещающие общеобразовательные классы.
Наблюдения показывают, что детям с синдромом Дауна трудно отличать друзей от товарищей по играм. Неспособность проводить такое отличие может быть связано с отставанием уровня умственного развития. Дети с нормальным развитием проходят через этот тип дружеских отношений гораздо раньше и более быстрыми темпами.
Едва ли не самой серьезной проблемой подростков с синдромом Дауна остается одиночество. Обучение в общеобразовательных школах позволило значительно улучшить их речевые и социальные навыки, повысить успеваемость, но включения этих ребят в школьное сообщество не произошло. Дети с синдромом Дауна гораздо успешнее устанавливают дружеские отношения за пределами школы, с симпатизирующими им людьми разного возраста .
Безусловно, положительная социальная ориентация, возможно, не переводит к более частому и более высокому качеству взаимодействия с психологами, потому что это - сложный процесс. Однако, эти обстоятельства предполагают, что ребенок, который занимается с психологом, более развит, чем ребенок, который исключен из разнообразной социальной сферы. В этой работе очень важна включенность матери, её заинтересованность в результате. Не все мамы на это соглашаются, многие закрываются и не говорят о семейном статусе, профессиональной принадлежности и т.д.

Перспективы социальных технологий реабилитации инвалидов

По достижении ребенком подросткового возраста встает вопрос о его профессиональном самоопределении, о том какую роль он будет играть в жизни общества. Самоопределение подростков с синдромом Дауна должно предполагать их активное участие в принятии решений и самостоятельные действия, по достижению поставленных целей начиная с планирования будущего образования, занятости и общественной деятельности. Возможность перехода к взрослой жизни после окончания школы является одним из наиболее важных аспектов социализации людей с синдромом Дауна. Планирование этого перехода начинается с 14 лет, план должен отражать понимание сильных сторон подростка и его интересов, а так же социальной ситуации на рынке труда и в обществе в целом .
Для коррекции развития детей-инвалидов с нарушениями психосоциального развития, применимы различные когнитивные и бихевиоральные развивающие программы . Цель когнитивных программ - содействовать познанию окружающего мира, созданию связанных с ним понятий и представлений. Программы должны способствовать выработке навыки самообслуживания, общения с окружающими, трудовой деятельности, т.е. социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.
Необходимо всестороннее развитие навыков в различных областях знаний, например, в области компьютерных технологий.
Одной из инновационных социально-реабилитационных технологий выступает создание и сопровождение семейных групп с детьми-инвалидами. Деятельность групп впоследствии становится самостоятельной и приводит к повышению уровня психосоциального развития детей и прогрессу установок родителей.

Заключение

В статье были представлены и рассмотрены только некоторые аспекты формирования и становления личности детей с синдромом Дауна, их психического функуионировная. Отечественная и мировая психология накопили не недостаточно данных о детях с синдромом Дауна. Психологам, медикам и другим специалистам предстоит провести еще не один десяток исследований, для полного понимания и осмысления личности, особенностей физиологии и психического функционирования детей с синдромом Дауна.

Оставлен Лизавета Вт., 11/08/2015 - 00:00

Описание:

Отношение к сексуальности связано с такими компонентами, как самооценка, взаимодействие с людьми (социальные моменты – свидания, брак) и физические аспекты секса. Соответствующее просвещение помогает предотвратить нежелательные беременности, воспитать здоровую сексуальность и облегчить другие проблемы, связанные с этой сферой.

Дата публикации:

01/01/14

Отношение к сексуальности связано с такими компонентами, как самооценка, взаимодействие с людьми (социальные моменты – свидания, брак) и физические аспекты секса. Соответствующее просвещение помогает предотвратить нежелательные беременности, воспитать здоровую сексуальность и облегчить другие проблемы, связанные с этой сферой. -----

ВОПРОС: Есть ли у людей с синдромом Дауна сексуальные желания?

ОТВЕТ: В прошлом считалось, что нет, потому что ошибочно полагали, что умственная отсталость – это вечное детство. На самом деле у таких людей есть соответствующие потребности и желания. Важно уделять внимание этому аспекту при воспитании таких подростков.

ВОПРОС: Дети с синдромом Дауна развиваются так же, как обычные дети, не так ли?

ОТВЕТ: Дети с синдромом Дауна проходят через ту же последовательность физических и гормональных изменений, связанных с взрослением, что и обычные дети их возраста.

ВОПРОС: Испытывают ли дети с синдромом Дауна в переходном возрасте эмоциональные кризисы, типичные для этого периода?

ОТВЕТ: Да, и эти кризисы могут усиливаться социальными факторами. Все живущие в обществе, посещающие школу и смотрящие телевизор люди неизбежно узнаЮт о сексуальности. Подростки и молодые люди с синдромом Дауна часто проявляют интерес к свиданиям, браку, материнству (отцовству). Они бывают подвержены типичным для этого возраста стремлениям изменить свой внешний вид и перепадам настроения.

ВОПРОС: Как проводить сексуальное воспитание с детьми с синдромом Дауна?

ОТВЕТ: Нужен индивидуальный подход. Объяснения должны быть понятны. Внимание должно акцентироваться не только на физических аспектах и репродукции, но и на том, какую роль сексуальность играет в отношениях между людьми. Идеальный учебный план подразумевает, что обучаемый понимает человеческие отношения, физический аспект соития и социальные аспекты возможного родительства и принимает их как реалистические факты, приемлемые в обществе.

ВОПРОС: Как можно побуждать людей с синдромом Дауна к здоровым сексуальным отношениям?

ОТВЕТ: Нужно разрабатывать образовательные, профессиональные программы и программы отдыха. Понимания того, что такое секс, можно достичь только через работу с самооценкой, объяснение социальных отношений и личных отношений между людьми, особенностей личного общения с людьми. Все эти факторы влияют на восприятие сексуальности и близости.

ВОПРОС: Нужно ли женщинам с синдромом Дауна как-то по-особенному подходить к вопросам возможного материнства?

ОТВЕТ: Примерно 50% женщин с синдромом Дауна могут иметь ребенка и могут поэтому применять один из обычных методов контрацепции без дополнительных факторов риска. Выбор метода связан с личными предпочтениями, способностью эффективно использовать этот метод и возможными побочными эффектами. Хирургическая стерилизация также может проводиться без дополнительных факторов риска, однако данная процедура для женщин с умственной отсталостью контролируется государственными законами. Человек с синдромом Дауна должен как можно полнее быть вовлечен в принятие такого решения, если возникнет такая необходимость.

ВОПРОС: Нужно ли людям с синдромом Дауна как-то по-особенному предохраняться от заболеваний, передающихся половым путем?

ОТВЕТ: Мужчины и женщины с синдромом Дауна подвержены риску заболеваний, передающихся половым путем, в той же степени, что обычные люди. Использование презервативов во время полового акта лучше всего предохраняет от СПИДа, герпеса и некоторых других заболеваний, передающихся половым путем. Сексуальное образование должно включать информацию о заболеваниях, передающихся половым путем, и о том, как их предотвратить.

ВОПРОС: Как человека с синдромом Дауна можно защитить от сексуального насилия?

ОТВЕТ: Настоятельно рекомендуется начинать соответствующие возрасту объяснения на этот счет уже в детстве и продолжать их на протяжении всей жизни человека с синдромом Дауна. Таких людей надо научить, где границы нормального физического контакта при обычных отношениях с людьми, а также дать информацию о том, как вести себя в случае возникновения таких ситуаций, куда можно обратиться за помощью.

ВОПРОС: У девочек с синдромом Дауна обычный менструальный цикл?

ОТВЕТ: Да. Обычно менструации у них начинаются примерно в 12 с половиной лет, но иногда в 10-14 лет. Бывают мелкие нарушения регулярности цикла, так же, как у их обычных ровесниц. Нарушения цикла могут быть связаны с повышением уровня гормонов щитовидной железы. Нужно в таком случае обратиться к врачу.

ВОПРОС: Если женщина с синдромом Дауна забеременеет, будет ли у ребенка синдром Дауна ?

ОТВЕТ: По крайней мере 50% женщин с синдромом Дауна могут иметь детей. 35-50% детей, рожденных от матерей с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими отклонениями.

ВОПРОС: Когда у женщин с синдромом Дауна начинается менопауза?

ОТВЕТ: В разном возрасте. Обычно после сорока лет.

ВОПРОС: Могут ли иметь детей мужчины с синдромом Дауна?

ОТВЕТ: Научные данные по этому вопросу ограничены. Существует по крайней мере два таких задокументированных и подтвержденных случая. Скорее всего таких случаев больше, особенно теперь, когда у большего количества людей с СД появляется возможность жить в обществе и строить отношения. Неизвестно, какова вероятность того, что ребенок от мужчины с болезнью Дауна будет иметь этот синдром или другие врожденные аномалии. Однако известно, что мужчины с синдромом Дауна в среднем намного менее фертильны, чем мужчины без СД соответствующего возраста. Можно провести анализ спермы, но это не дает 100% ответа на вопрос о фертильности мужчины. Паре, в которой мужчина имеет синдром Дауна, можно порекомендовать обязательно использовать методы контрацепции, не полагаясь на низкую фертильность спермы.

ВОПРОС: Мальчики с синдромом Дауна созревают в этом плане позднее, нежели обычные дети?

ОТВЕТ: Половое созревание мальчиков может начаться несколько позже, но не всегда. Анатомия половых органов мальчиков с синдромом Дауна в целом сравнима с их сверстниками.

National Down Syndrome Society

Нужно учить детей с синдромом Дауна навыкам ежедневной гигиены, а также вопросам сексуальности. Такое образование скорее всего придется взять на себя родителям.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Следует вовремя и лучше заранее (!) научить детей, подростков:

  • кто может к тебе прикасаться и в каких местах (органы);
  • кто может попросить тебя раздеться (врач…);
  • какой характер прикосновений является приемлемым, а какой – нет;
  • научить запирать дверь в туалет, ванную, раздевалку;
  • научить рассказывать о том, кто касался ребенка, подростка неподобающим образом, даже если они просили сохранить тайну.

Также дети-подростки должны знать, когда и где они могут себя трогать (мастурбация), им нужно объяснить, что они должны быть при этом наедине с собой.

Кроме того:

  • Говорите конкретно, называйте вещи своими именами. Речь идет о пенисе и вагине, не о пчелках, тычинках, пестиках.
  • Будьте последовательны и много раз повторяйте все, что касается сексуальной безопасности.
  • Поощряйте правильное поведение ребенка, подростка.
  • Отвлекайте от неправильного поведения. Например, если ребенок, подросток начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-то в руки – нести или держать, переключите его внимание.
  • Пусть ребенка учит вопросам гигиены и сексуального просвещения кто-то того же пола.
  • Не забывайте о социальном аспекте сексуальности.

Перевод с англоязычных сайтов о синдроме Дауна и аутизме.

Отрывок из статьи о синдроме Дауна с ресурса EuroLab

Инвалиды - половые существа, и лица с синдромом Дауна не являются исключением. Серьёзная ошибка - поддержание стереотипа рассматривать людей с синдромом Дауна как «счастливых вечных детей». Подростки с синд­ромом Дауна подчинены тем же самым желаниям и эмоциям, как остальные, хотя они часто больше страдают в их выражении.
Определённые медицинские состояния нуждаются во внимании врача.

Менструация и различие полов (сексуальность)

Менархе у девушек с синдромом Дауна обычно только слегка задержано. Менструации обычно устанавливаются регулярные, и, хотя большинство цик­лов будут ановуляторными, должна предполагаться беременность. В мировой литературе имеются описания около 30 случаев беременности у женщин с син­дромом Дауна.

Имеется множество описаний женщин с синдромом Дауна, менструации и плодовитость которых регулировались с помощью медикаментозной тера­пии типа прогестерона или хирургического вмешательства. Недостаточное внимание уделяется просвещению женщин с синдромом Дауна по гигиене, половым отношениям и контрацепции. Экстирпация матки не защищает про­тив полового злоупотребления, особенно когда женщины с синдромом Дау­на бросаются в глаза многим, как послушные и беспомощные. Специальное обучение позволило этим женщинам принимать решения относительно кон­трацепции, основанной на соответствующей информации от опытных кон­сультантов.

Трудно оправдать подавление менструаций или стерилизацию, если не име­ется существенных медицинских показаний. Большинство государств имеют законодательство, обеспечивающее защиту умственно неполоноценных взрос­лых через систему опекунства.

Юноши с синдромом Дауна обычно испытывают те же самые половые вле­чения и расстройства, как их сверстники. Гениталии у них обычно маленькие и слаборазвитые, хотя это не обязательно. Некоторые мужчины имеют труд­ности в достижении полной эрекции и не всегда возможна эякуляция. Хотя сперма мужчин с синдромом Дауна имеет уменьшенное количество спермато­зоидов и подвижность, увеличение процента патологических форм, описан по крайней мере один зарегистрированный случай зачатия ребёнка человеком с синдромом Дауна.

Существенно необходимо образование относительно соответствующего раз­личия полов (сексуальности). Одно из больших препятствий развитию здоро­вого полового поведения для людей с синдромом Дауна - недостаток инфор­мации, к которой другие подростки имеют доступ через разнообразные источ­ники. Клиники планирования семьи и центры женского здоровья могут быть полезны семьям и общим практикующим врачам в этой области.

  • 1641 просмотр

У людей с синдромом Дауна часто отмечается слабая или средняя степень умственной отсталости. Это становится причиной задержки в развитии и вызывает чрезмерную восприимчивость к оскорблениям, упрёкам и другим видам психологического воздействия. Кроме этого, у них возможны психические расстройства и депрессия. Всех этих проблем можно избежать, если вы будете помогать ребёнку поверить в себя и научите его как правильно повести себя в сложной ситуации. Вам необходимо знать, с какими трудностями прийдётся ещё столкнуться по мере того, как ребёнок с таким синдромом будет расти. Возможны следующие проблемы:

Сложности в поддержании личной гигиены

Ситуация становится более острой, когда ребёнок достигает подросткового возраста. Вы можете помогать ему и приучать следить за собой каждый день. Объясняйте, зачем необходимо принимать душ или ванну и использовать дезодорант. Гигиена играет важную роль при общении с людьми, особенно когда ребёнок превращается в подростка.

Сексуальное надругательство

Подростки с синдромом Дауна начинают испытывать влечение к противоположному полу в то же время, что и их здоровые сверстники. Однако, в отличие от своих одногодок, их представление о физической близости немного размыто, и поэтому им угрожает опасность быть осквернёнными в сексуальном плане. Также, они просто могут не догадываться, что их хотят использовать. Родители в этот период развития ребёнка должны быть очень бдительными. Они должны научить его как распознать опасную ситуацию и как правильно себя в ней вести. Посоветуйте не ходить одному в тёмное время суток, а если так получилось – расскажите что отвечать незнакомцам и когда можно рассказывать о себе (называть имя, фамилию и адрес).

Сексуальная жизнь и беременность

Подростки с синдромом Дауна так же, как и их сверстники, испытывают сексуальное влечение и чувства к противоположному полу. На доступном уровне постарайтесь объяснить ребёнку, что такое половая жизнь. В разговоре должны затрагиваться темы любви, взаимопомощи, доброты и дружбы.

Психологические проблемы

В переходном возрасте у подростков с синдромом Дауна отмечается больше проблем психологического характера, чем у их здоровых сверстников. Им сложнее контролировать свои чувства и эмоции, поэтому у них возможны частые депрессии и эмоциональные расстройства. Иногда, чтобы справиться с таким состоянием подростки и взрослые с синдромом Дауна могут разговаривать сами с собой. Со стороны это похоже на психологическое расстройство, однако таким людям может помочь. Обычно такое поведение не является поводом для беспокойства. Хотя, если вы услышите в разговоре слова самоунижения или самоненавистничества, необходимо приглашать соответствующего специалиста. В таком случае помогает консультирование или лечение лекарственными препаратами.

Синдром Дауна – одна из наиболее распространенных и изучаемых хромосомных аномалий. В последние годы эта тема активно обсуждается в Российском обществе, а значит, - перестает быть табуированной и позволяет семьям, имеющим ребенка с особенностями развития, выйти из вынужденной изоляции. На примере первого и самого крупного в нашей стране центра ранней помощи таким детям - Фонда Даунcайд Ап в Москве – постепенно развиваются новые организации, в которых команды разнонаправленных специалистов помогают ребенку с синдромом Дауна максимально реализовать свои возможности, а его семье получить психологическую, социальную и информационную поддержку в дошкольный период жизни ребенка.

Менее освещенным, но от этого не менее актуальным, является вопрос взросления , в том числе, - сексуальности - детей с синдромом Дауна. В период полового созревания , которое, согласно проведенным исследованиям, у подростков с синдромом Дауна проходит примерно в тех же временных рамках, что и у обычного ребенка, родители пытаются найти ответы на свои вопросы: «Как быть с проявлениями сексуальности моего ребенка? Не опасно ли для него вести сексуальную жизнь? Может ли он влюбиться? Способен ли он создать семью?».

Приоткрыть завесу помогает обращение к теме психосексуальности, внутри которой развитие личности рассматривается в тесной связи с развитием чувственной сферы и биологическим развитием человека. Итак, еще со времен Фрейда известно, что психосексуальное развитие любого ребенка начинается с момента его рождения и проходит несколько закономерных стадий. На каждой из этих стадий перед ребенком стоят определенные задачи, решение которых продвигает все его развитие в целом и помогает подготовиться к следующему этапу жизни. Успешность решения этих задач зависит в том числе и от того, насколько ребенку и его ближайшему окружению будут доступны инструменты, с помощью которых возможно адекватное взаимодействие ребенка с окружающим миром и его познание .

Так, в младенчестве, когда все его стремления направлены на достижение состояния удовольствия, качество эмоционального контакта с матерью, возможность адекватного удовлетворения его самых простых, по большей части - биологических потребностей, отвечают за формирование у малыша чувства безопасности и доверия к миру.

Исследователи говорят об особенностях новорожденного с синдромом Дауна, выраженных в разной степени, - апатичность, слабый отклик на улыбку и прикосновения матери, – негативно отражающихся на способности такого ребенка воспринимать ухаживающего взрослого и вообще другого человека в качестве источника удовольствия. Кроме этого, сопутствующие синдрому Дауна соматические заболевания делают неизбежными частые медицинские манипуляции с его телом, в ходе которых механические прикосновения врачей также не приносят удовольствия ребенку. Недостаточность координации движений всех участвующих в кормлении мышц ребенка с синдромом Дауна превращает процесс, призванный приносить удовольствие, в неудовлетворительный - соска легко выскальзывает из ротика ребёнка, он быстро устаёт, и процесс кормления затягивается.

Таким образом, для обретения опыта получения удовольствия от контакта с другим человеком и удовольствия от собственного тела такому младенцу необходимы более сильные положительные стимулы со стороны ухаживающего взрослого.

На следующей стадии, в процессе приучения к горшку, как правило ограниченная способность ребенка с синдромом Дауна анализировать свои внутренние ощущения, выполнять целенаправленную и ориентировочную деятельность лишают его возможности получать полноценное удовольствие от контроля выделительных потребностей и побуждений своего тела. Несмотря на объективные трудности, в этот период важно дать возможность особому ребенку экспериментировать в новой для него области, самостоятельно получая удовольствие от чувства контроля над своим организмом .

В возрасте между двумя и пятью годами у ребенка появляется интерес к различию полов и к половым отношениям, а несколько позже, в старшем дошкольном возрасте, формируются понятия о приемлемом поведении. В силу ограниченности умственного развития ребенок с синдромом Дауна не всегда способен улавливать все тонкости принятого в обществе поло-ролевого поведения .

Обуреваемый любопытством по поводу вопросов различий между полами, он может демонстрировать свое обнаженное тело без ограничения времени и места гораздо дольше, чем его нормально развивающиеся сверстники. Ребенок с синдромом Дауна так же может испытывать трудности с осознанием своего пола и определением пола других людей по внешнему виду. Кроме того, в силу не достаточно развитой самостоятельности, такой ребенок находится под постоянным контролем взрослых; родители, как правило, продолжают нормальные для более раннего возраста манипуляции с его телом – раздевание-одевание, купание и пр. Это может искажать его понимание интимности, стирать для него грань между дозволенным и не принятым в обществе поведением . Исходя из этого, важно терпеливо и настойчиво информировать ребенка о таких понятиях, как родственные связи, разница поколений, социальные роли, а также о допустимых формах близости между людьми.

Развивающийся подросток, сталкиваясь с первыми зрелыми сексуальными побуждениями и фантазиями, способен перенаправить свои сознательные и бессознательные сексуальные импульсы с первых значимых объектов любви – родителей – на сверстников, что дает ему возможность учиться строить нормальные взрослые отношения . Исходя из понимания особенностей развития ребенка с синдромом Дауна, можно предположить, что такой ребенок или подросток может понимать свои сексуализированные желания к родителю противоположного пола слишком конкретно. К тому же его сильно ограниченная самостоятельность продлевает тесные отношения с матерью, которая продолжает участвовать в гигиенических, медицинских манипуляциях с его телом, что вызывает у физически созревшего подростка слишком сильные чувства по отношению к ней. А возможная изоляция от группы сверстников и сложности с налаживанием дружеских отношений уменьшают для молодого человека вероятность найти объект эротической привязанности вне семьи.

Возможно допустить, что вкупе все эти факторы - конкретное мышление, продолжающиеся близкие отношения с матерью, ограниченные контакты со сверстниками - делают возможным тот факт, что молодой человек с синдромом Дауна начинает воспринимать мать как эротический объект. И если в раннем возрасте ухаживания ребенка умиляют взрослого, то сексуальный интерес со стороны созревшего подростка является пугающим.

Мы уже отметили, что ребенок с интеллектуальной патологией зачастую имеет размытое представление об интимных частях жизни. Это может приводить к появлению, например, характерного для подростка с синдромом Дауна поведения - публичной мастурбации, которая часто приводит невольных свидетелей в состояние замешательства. Между тем, мастурбация любого подростка - адекватный признак начавшихся гормональных изменений и пробуждающегося интереса к половой жизни. Появление признаков сексуальности подростка с особенностями развития может истолковываться родителями как следствие инвалидности ребенка, вызывать тревогу по поводу нежелательной беременности, заражения половыми инфекциями, вероятности сексуального насилия.

В таком деликатном вопросе, как мастурбация, для особого подростка имеет большое значение поддержка родителей и их помощь в организации ему личного пространства. Важно сообщать ребенку о нормальности процесса мастурбации при условии, что он проходит в уединенном интимном пространстве.

Преодолев подростковый возраст, любой человек задумывается о близких интимных отношениях, о создании любовной пары, а потом и семьи. Возможность создания молодым человеком с синдромом Дауна семьи тревожит и его самого, и его близких. Молодые люди с синдромом Дауна предпочитают находиться в одиночестве или строить отношения с кем-либо из взрослого окружения, нежели из сверстников, лишь немногим из них удается завязывать двусторонние дружеские отношения со своими сверстниками и испытывать чувство глубокой взрослой привязанности. Несмотря на то, что люди с синдромом Дауна часто имеют физиологическую возможность вступать в интимные отношения, они, предположительно, неспособны испытывать зрелое сексуальное удовольствие. Возможно, на это влияет недостаточно развитая способность человека с синдромом Дауна одновременно и полноценно использовать анализаторы различных модальностей, получать удовольствие от стимуляции своего тела в той степени, в которой это доступно человеку без особенностей развития. В период построения любовных отношений людям с синдромом Дауна полезно иметь модель принятого в обществе процесса ухаживания и информацию по вопросам, связанным с физической близостью , и, в первую очередь, с эмоциональной связью между партнерами.

Таким образом, мы видим, что взросление человека с синдромом Дауна и его сексуальное развитие имеет свою специфику. Можно говорить о трудностях в достижении таким человеком зрелой стадии психосексуального развития, признаком которого является способность к получению зрелого сексуального удовольствия в рамках эмоционально глубоких отношений с другим человеком. Также можно отметить, что степень достигнутого развития сексуальности ребенка с синдромом Дауна зависит как от присущих только ему черт эмоционального, когнитивного и телесного развития, так и от умения родителей стимулировать психосексуальное развитие своего особого ребенка в правильном, соответствующем норме направлении.

Статья подготовлена по материалам, предоставленным Центром Психотерапии и Психологического Сопровождения Доктора Бабина :

  1. Данилова Т. Н., Мизинова А. В. Чувствую – значит существую: особенности психосексуального развития человека с синдромом Дауна // Синдром Дауна XXI век. 2011. №2. – C. 22-27
  2. Данилова Т. Н., Мизинова А. В. Особенности взросления детей с синдромом Дауна//Материалы Международной научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ и ВОСПИТАНИЯ». Москва, 1-2 октября 2011г.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!