Женский журнал Ladyblue

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг). Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения.

Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характера. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Поэтому психологи и обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например- посуда, одежда, мебель). В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков

Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда.

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Основные задачи развития малышей:

освоение навыков личной гигиены;

воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;

развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;

обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;

развитие способности к сопереживанию.

Педагогическая тактика взрослого (воспитателя, родителя) заключается в помощи ребенку. Она необходима для освоения гигиенических, трудовых умений. Дети младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют посуду, протирают пыль, чистят зубы, моют руки. Обязательно поощрение взрослого во время самостоятельной игры ребенка – это может быть индивидуальная, парная или коллективная игровая деятельность. Поэтому следует создать благоприятные условия для творчества (игрушки, конструкторы, раскраски, пластилин).

Взрослый обязательно должен помогать в приобретении игрового опыта ребенком. Показать элементы новой игры, расширять детский кругозор с помощью малоизвестных предметов. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Образовательный стандарт(ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей. Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) заключаются в том, что появляется гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). В соответствии с этим может меняться игровая направленность ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие, машины.

Социально- личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–4 лет. По программе «От рождения до школы» становление личностных качеств ребенка происходит с помощью игровой, познавательной, физической деятельности. Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих. Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях. Дать им название и характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. Обязательным является знание и выполнение элементарных норм поведения. Возрастные особенности детей 3–4 лет по программе «От рождения до школы»подразумевают индивидуальную оценку действий ребенка. Следует вызвать позитивный настрой детей, дать положительную оценку правильному поведению. Это послужит стимулом для дальнейших доброжелательных взаимоотношений с окружающим миром.

В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Ребенок может во время рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться ее. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Но нестабильность внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно отвлекает малыша от целенаправленных действий. Ребенок быстро переключается с одного предмета на другой.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном мире. Необходимо заложить основы культуры поведения во время игровой деятельности ребенка.

Консультация для родителей

Младшие дошкольники постепенно начинают отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по-своему. Дети начинают противиться контролю взрослого. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Как понять ребенка? Как научить его вежливости и доброжелательности?

Это возраст, когда дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит давить на ребенка, пытаться заставить его делать что-либо против воли. Так появится инфантильность, которую гораздо сложнее преодолеть. Следует предоставить ребенку возможность выбора, поощрять его самостоятельность. Малыш должен понять правила взаимодействия с людьми, научиться договариваться с ними. Возрастной кризис является рубежом, который отделяет младенчество от детства – в этом заключаются основные возрастные особенности детей 3–4 лет.

Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, пониманием стоит относиться к негативным проявлениям у своего малыша. Следует беречь чувства ребенка. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения.

Потребность в уважении, признании – основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Консультация для родителей должна призывать к терпеливому сотрудничеству с ребенком. Важно дать понять малышу, что родители признают его самостоятельность, готовы общаться с ним наравне. Ребенок учитывает реакцию на его поведение, поступки. Необходимо хвалить малыша, показывая правильность его действий.

Возрастные особенности детей 3–4 лет: советы родителям

1. Упрямство ребенка – желание высказать свое мнение. Недостаток словарного, чувственного запаса провоцирует капризы. Ребенок не всегда может объяснить свои переживания. Родителям стоит пояснить малышу, что он чувствует. Обязательно в разговоре, в ситуации учитывать мнение ребенка.

2. Необходимо предоставлять выбор малышу. По какой дороге пойти, какую одежду надеть – такие простые задачи будут способствовать самостоятельности. Следует договориться с ребенком – когда он слушается родителей, а когда может что-либо выбрать сам.

3. Бережно относиться к чувственным проявлениям ребенка – сопереживать его печали и горю. Учить говорить словами о том, что его расстроило. Дать название чувствам, эмоциям ребенка (горе, усталость, радость, злость, восхищение).


Введение

Дошкольный возраст - это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место . Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Задачи развития и воспитания:

1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Когда ребёнок перестает быть покладистым нежным созданием, становится упорным, нетерпеливым, начинает отстаивать свои права и выдвигать свои требования – вот тогда наступает переходный или можно сказать первый переломный период для ребёнка. Это заметно примерно в возрасте у малышей-трехлеток. Теперь взаимоотношения между ребёнком и взрослым требуют видоизменения. Ребёнку необходима большая самостоятельность и требуется обогащение его деятельности и речи новым содержанием.

В отношении взрослых уже выдвигаются, со стороны ребёнка, жесткие требования: — «Я сам сделаю». Поэтому главное, чтобы взрослые не подавили в ребёнке самостоятельность, стремление и веру в себя, не критиковали неуклюжесть или неумелость и не лишали возможности ребёнку самостоятельно развивать собственные способности.

Ребёнка всесторонне нужно поддерживать в периоды проявления самостоятельности. Младшие дошкольники крайне нуждаются в поддержке взрослых и воспитателей. Ребёнок, глядя на взрослых, копирует их речь, действия и поведение, стремится выполнить самостоятельно те же действия, что и взрослые по мере развития навыков и умений.

Чем старше ребёнок, тем больше у него созревает вопросов к взрослым, тем самым он расширяет речь и свои познавательные способности, и эта активность должна только поощряться взрослыми. Взрослый должен показывать, рассказывать и описывать действия по каждому предмету разговора. Со временем ребёнок учится общаться и делиться радостью и эмоциями как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы ребенок научился проявлять чувства и интересоваться другими людьми, ему нужно приобрести умения передавать свои чувства и эмоции близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Развитие речи у детей младшей возрастной группы детского сада

Для обеспечения своевременного развития психики малыша деятельность педагога должна быть направлена на становление речи младших дошкольников.

Даже при отсутствии специализированного обучения дети по мере развития, подражают взрослым, повторяя за ними слова и фразы взрослого, стараются их запомнить. Вначале это слоги, потом отдельные слова, а к трём годам уже наблюдается у ребёнка осмысленная логическая речь, составленная из простых предложений.

Спонтанное и быстрое не приводит к значительным результатам, поэтому обучение речевому общению должно осуществляться целенаправленно. Овладение речевым оборотом родного языка является многосторонним процессом. Развитие основных познавательных функций, мышления у ребёнка оказывают большое влияние и на развитие речи, логику, формирует интерес ребёнка к родному языку.

Речь младшего дошкольника и творчество

Речь и творческая деятельность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, поэтому, давая дошкольнику пересказы фольклорных и литературных произведений, происходит развитие связных между собой логичных высказываний, появляется выразительность речи. Развитие родной речи способствует и нравственно-эстетическому развитию ребёнка.

Речь и звуковая культура

Развитие речи воспитывает в ребёнке звуковую культуру речи, значительно улучшается словарный запас, способствует развитию грамотности общения, формирует полноценность личности ребёнка. При обогащённой речи легче происходит и дальнейшее воспитание, остальных интеллектуально-умственных, духовно-нравственных и эстетических способностей.

Важно в развитии ребенка формирование звуковой культуры дошкольника. Чем быстрее ребёнок научится правильно использовать свой голос, правильно произносить слова, тем лучше для дальнейшей работы над совершенствованием речевых оборотов ребёнка. Без первоначальных языковых знаний общение ребёнка со сверстниками будет невозможным, поэтому в первую очередь в лексиконе должны содержаться основные слова, близкие к его пониманию и постепенно обогащаться новыми общеупотребляемыми словосочетаниями.

Воспитатели и родители должны как можно больше говорить с ребёнком, проявлять к нему максимум внимания, заинтересовывать его. Ребёнка надо внимательно выслушивать, что он говорит и попытаться понять, что он хочет своими словами высказать, с пониманием развить и продолжить тему разговора.

Как развивается разговорная речь у детей

Разговорная речь с ребёнком должна присутствовать при каждом совместном действии: в играх, при кормлении, одевании, на прогулках, с разъяснениями происходящего в этот момент вокруг и описанием предметов.

Младший дошкольный возраст и его особенности

Дети младшего возраста очень любознательны, их интересует всё, что слышат, что попадает в руки или на глаза в поле зрения. Нужно проявлять эмоции вместе с ребёнком, выслушивать рассуждения, радоваться, восхищаться вместе с ним, восхищаться проявленными дошкольником способностями и поощрять за любые его достижения.

Если ребёнок не может выразить, что-либо своими словами, нужно ему помочь, преподнести новые слова для связи речи, чтобы получилось связное предложение. При разговоре с ребёнком, главное, чтобы он понимал, что ему сказали, и мог сам применять эти слов в разговоре со сверстниками.

Многие слова дети перенимают от сверстников, ведь разговорная речь в каждой семье отличатся друг от друга, этим самым происходит обогащение лексикона речи. Воспитатели детского сада должны учитывать особенности каждого ребёнка из своей группы. Более тесная работа по развитию речи должна проводиться с детьми «молчунами», потому, что их необщительность связана со скудным словарным запасом и их сразу заметно, они сторонятся, более пассивны и отстранённые от общей группы детей.

Именно дети младшего возраста более способны к развитию речи, так как у них в этом возрасте развиваются голосовые связки, мимика, лицевые мускулы. При правильной работе воспитателя, по развитию у ребёнка речи, нет необходимости обращаться к логопеду. Нужно следить за дикцией и темпом речи ребёнка, который должен быть умеренным. У ребёнка должна правильно развиваться речь, интонация и выразительность, этому способствуют игры, рассказы детей, пересказы событий и чем ярче суждения детей и позитивнее эмоции, тем лучше развиваются эти качества речи.

Дети должны уметь разговаривать и быстро и медленно, можно использовать для этого несложные скороговорки и сюжеты русских народных сказок с воспроизведением голосов разных зверей. К примеру сорока тараторка, медведь с грубым размеренным голосом. Детям легче общаться не по одному, а сразу в несколько голосов, поэтому общение с ними должно вестись коллективно.

Полноценным развитием речи ребёнка считается, когда к концу года, проведённого в детском саду, могут выполнять отдельные словесные поручения без картинок и наглядных предметов, начинают понимать, повторять и воспроизводить то, что им говорят воспитатели, внимательно сидят и слушают до конца сказки, описывают изображения на картинках.

Такие результаты могут быть достигнуты в том случае, если с детьми ведутся диалоги, проводятся словесные игры, изучается художественная литература, проводятся занятия по музыке, в разговорах используются для построения диалогов игрушки, картинки, другие предметы, как наглядные пособия.

Особенности развития речи в младших группах детского сада

Созданная атмосфера в группе – должна быть спокойна. Воспитатели и педагоги должны быть доброжелательны, искренни и терпимы, уважительны к личности каждого ребёнка, ведь это действительно уже личность, как и любой другой человек, хоть ещё и маленький.

Ребёнок постоянно должен чувствовать внимание и заинтересованность к себе со стороны воспитателя, знать, что его заметят, оценят и похвалят за его старания. Детей можно и нужно сводить в группы с разными возрастами младших дошкольников, чтобы они могли общаться и играть друг с другом, перенимая положительный опыт.

Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.(5)

Главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. сенсорная комната дошкольный ребенок

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами.Так как для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Без специально организованного сенсорного воспитания дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны, например формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета, так как эти формы и цвета встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим - подготовительным - этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами - образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.(4)

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Совершенствование представлений о цветах приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по светлоте, о том, что цвета группируются на, теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов - с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.(7)

С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют только представление об отношении по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше -- меньше). В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький). Они начинают определять как большие или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими («слон большой», «муха маленькая»). Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами разной величины. Кроме общих эталонов величины, у детей складываются представления об отдельных ее измерениях -- длине, ширине, высоте.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина - не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. Ребенок, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей значительно возрастает точность оценок веса предметов, снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. При выполнении предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта(8)

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игре. На протяжении дошкольного возраста игровые манипуляции сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Кичигина Н.А – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №18 «Детский сад «Ладушки»
Описание: данная консультация будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Она знакомит с разнообразными играми, которые развивают мелкую моторику рук ребёнка. Эти игры не нужно покупать в магазине, их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях из подручных материалов и с успехом использовать в повседневной деятельности.

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна:
- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковые игры.
Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Пирамидки, кубики любого размера, конструктор.
Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.


Игра в куклы.

Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).
Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.


Игры с пластилином.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.


Игры с прищепками.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Как играть с прищепками?
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку
предложить собрать самостоятельно.


Мозаика.
“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
Значение мозаики в развитии детей.
- мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма);
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивает познавательную активность детей, желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества;
- развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
- развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку;
- вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
- способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.


Пазлы.
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
развивает логику;
формирует навыки выработки стратегического решения задач;
развивает усидчивость и аккуратность;
развивает воображение и фантазию;
развивает внимание и память;
учит принимать решения самостоятельно.


Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное - собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:
имеют простую форму;
имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер - очевидные, и еще один - материал, из которого изготовлены (большинство - пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие);
они легкодоступны.
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!