Женский журнал Ladyblue

Календарь кризисов ребенка по дате рождения. Календарь детских кризисов: от рождения до подросткового возраста.

За первые полтора года жизни ребенок переживает колоссальные изменения. Больше никогда в жизни его развитие не будет настолько стремительным. Это настоящие скачки роста у детей! Рост, вес, физические и умственные возможности – темп развития ребенка поистине поразительный!

Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка .

Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.

Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.


Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.

Наши дети растут с феноменальной скоростью, хотя родительскому глазу это вряд ли заметно, а вот если отправить свое чадо на недельку-другую погостить к бабушке, то ребенок возвращается совсем другим: чуть старше, чуть взрослее, чуть смекалистее.

Особенно эта скорость развития ощутима в первый год жизни – самый ответственный и самый необычный. Ведь именно за первые 12 месяцев жизни младенцы превращаются из крошечных беззащитных комочков в пухлых шустрых карапузов. Только представьте: за первый год жизни малыш вырастает в среднем на целых 25 сантиметров! Четверть метра за год! Более того, активно развиваются физические способности малыша: вот он осознанно двигает ручками и ножками, теперь сам переворачивается со спинки на животик, а вот он уже сам сидит, потом ползает и хватает игрушки, а сейчас он старается сам пойти ножками и даже пытается кушать ложкой.

Но стремительно развивается не только тело, активно работает и головной мозг. С каждым днем, с каждым месяцем, увеличивается количество нейронных связей, интеллект малыша растет вместе с ним. Конечно, такое стремительное развитие требует огромных энергетических ресурсов и не проходит незаметно и без следа. Давайте поговорим о том, что такое скачки роста и развития у детей до года.

Рождение теории

Это весьма интересное предположение вылилось в массы после выхода научно-популярной книги «The wonder weeks» - совместных трудов двух ученых германского происхождения Вандерейт Хетти и Плоя Франса. Эти люди – специалисты в области детской психологии и дошкольного развития, поведенческой биологии и являются авторитетными специалистами в научных зарубежных кругах. 35 лет своей жизни они посвятили наблюдением за поведенческими реакциями и развитием малышей до двух лет. Одним из исследований было наблюдение за развитием младенцев с 0 до 12 месяцев без отрыва от ячейки общества, т.е. в семье и среди близких людей.

Анализируя результаты и опыт проведенных исследований, ученые пришли к выводу, что малыш развивается не плавно, а ступенчато, отрывисто и наиболее это заметно именно в течение первого года жизни (естественно, он же самый стремительный и динамичный). Подобная теория позже подтвердилась врачами-физиологами: рост ребенка не является плавным непрерывным процессом, ребенок растет скачкообразно. Это объясняется большими энергозатратами, ведь чтобы вырасти, организму требуется колоссальное количество ресурсов. Поэтому он «копит» силы и затем бабах! За одну ночь ребенок вытягивается на несколько миллиметров. Этот процесс и назвали скачками роста у грудничка.

Но Вандерейт и Плой выделяют помимо скачков роста еще и скачки психоэмоционального развития у малыша. Как правило, эти два процесса не всегда происходят одновременно, но оба имеют ступенчатый характер. И если с ростом все понятно ­ оп, и вырос малышок, то как быть с психическим развитием?

Рост и развитие нервной системы ­ очень сложный и малопонятный для простого обывателя процесс, также требующий энергетических ресурсов (кстати, это является объяснением, почему новорожденные детки много спят). Этот процесс сказывается на поведении ребенка, он не может понять, что происходит, но и объяснить маме или папе тоже не в состоянии.

Как определить период скачков роста и развития

Итак, что же из себя представляют эти непонятные скачки роста у новорожденных детей? Наверняка, каждая мама сталкивалась с таким поведением своего чада: у ребенка сбивается режим дня, он плохо спит, отказывается от еды, постоянно капризничает и плачет без причины, требует «ручки» и просто не может без мамы. Знакомо, не так ли? Часто мамы сбиты с толку, они не знают, что происходит с малышом.

Никак не могут понять причину такого беспокойного поведения. Голодный? Болит животик? Хочет спать? Скучно? А, может быть, устал? Нет, наверное, жарко…или, наоборот, прохладно? Особо беспокойные мамы обращались к педиатру, но, малыши были совершенно здоровыми. Такое состояние – это не что иное, как скачок роста. Очередной. Да-да, их не один и даже не два. Но об этом чуть позже.


Начинаются скачки роста у грудничков, симптомы которых можно спутать капризами или болезненностью, практически с рождения. И если Ваш малыш вдруг, без видимых признаков заболевания (температура, рвота, понос, кашель и тд.) начинает вести себя следующим образом:

✓ Постоянно капризничает без причины;

✓ Чутко и беспокойно спит;

✓ Плохо ест и отказывается даже от любимых блюд или же, наоборот, совсем крошечный младенец буквально «висит» у мамы на груди, постоянно требует ее;

✓ Постоянно просится на руки и требует повышенного внимания со стороны матери,

То, будьте уверены, что ваш малыш переживает очередное кризисное время.

Когда ждать скачки роста и сколько они длятся

Во время таких периодов нервная система и мозг малыша претерпевает некоторые изменения. В частности, мозговые волны излучаются несколько иначе, а сами процессы в коре более интенсивны. Отдаленно это можно сравнить с предменструальным синдромом у женщин, обусловленным изменением уровня половых гормонов в организме. Женщиной в этой период правят эмоции, она раздражительна, плаксива, но не может объяснить свое поведение разумными доводами. И взрослая женщина – она взрослая, умеет излагать свои мысли и что чувствует. А ребенок? Уловили суть? Ребенок мал, не может выразить то, что чувствует, это ощущение незнакомо, а все незнакомое страшно и непонятно. А где безопаснее всего? Верно, у мамы под крылышком.

Сколько длятся скачки роста и развития?

Каждый ребенок индивидуален и может переживать подобное состояние по-разному. Но обычно такой период длится от пары дней до недели. Причем очень характерным является внезапность. Скачок также резко заканчивается, как и начинается. После пары-тройки безумных ночей и дней Вы можете заметить, что Ваше чадо стало идеальным ребенком ни с того ни с сего.

Исправно и хорошо кушает, сладко спит и играет сам с собой. И, что самое важное, внимательная мама заметит, что после такой «встряски» малыш осваивает новый навык, например, стал или делать это реже, научился сам сидеть, и пользоваться ей, ходить более уверенно и т.д. Результатом скачков является как раз достижение и закрепление нового навыка.Теперь о самом главном.

Когда ждать скачки роста и развития?

Согласно теории Вандерейт и Плоя, всего за первый год жизни таких скачков 8 (некоторые схватились за успокоительное)!!! Но по факту, на первом такие «встряски» не заканчиваются (сейчас наверняка кто-то свалился в обморок!), явные изменения в поведении будут проявляться все реже и совсем исчезнут к полутора-двум годам (а там и кризис трех лет не за горами…). Родительство – дело не легкое, да-да))

Таблица ниже наглядно показывает, когда ждать скачки роста у грудничков, календарь в своем роде. Благодаря таким наблюдениям можно (хотя бы морально) подготовиться к «запрограммированным» капризам своего чада.

Небольшой совет: данный календарик указывает примерные периоды для деток, родившихся в срок. Если Ваш малыш родился немножко раньше, прибавьте разницу между днем его рождения и ПДР (примерной датой родов). Соответственно, если малыш засиделся в животе у мамы и появился на свет позже, то отнимите соответствующую разницу.

Для облегчения мамочек: указанный в таблице период указывает возможное время скачка развития, но не его продолжительность, так что выдыхайте!

Как вести себя родителям в этот период

Несомненно, такой период является морально и физически очень трудным для родителей. Постоянные капризы и истерики выбивают из колеи, придают неуверенность и попросту лишают сил. Но, как бы ни печально звучало, такие моменты ­ неизбежность и от этого никуда не деться. Стоит ли говорить о вселенском терпении и прощении?

Ребенок в такие моменты как никогда нуждается в маме, не отвергайте его и старайтесь уделять ему максимум времени и внимания. Трудный период пройдет безболезненней, если малышу будет интересно с Вами, отвлекайте его! Интересные занятия в виде хождения в обнимку, приятных песенок и поглаживаний, размеренного качания или даже чтения книжек подойдут как нельзя лучше. Маленького крикуна могут заинтересовать интересные узоры на обоях, ковре, гардинах. Покажите ему, что происходит за окном, как ездят машинки, ходят люди, колышутся веточки деревьев.

Если малыш находится на грудном вскармливании, то может часто просить грудь. Бывали случаи, что грудничок сосал каждые 20 минут. Это очень трудно для мамы, особенно когда помощи с ребенком ждать не от кого. Если ребенок получает , попробуйте сначала покормить его, а потом дать грудь. Если Вам трудно держать такой темп и Вы знаете, что малыш не голоден, попробуйте отвлечь его другим занятием. Наберите ванну, пусть поплавает, включите успокаивающую музыку, пройдитесь в парке, если погода позволяет.

Подводим итоги

В заключение хочется сказать, что Ваш ребенок уникален, неповторим и развивается в своем индивидуальном темпе. Скачки роста у новорожденных детей неизбежны, но следует помнить, что после каждой бури следует ясное небо. Смотрите на вещи позитивнее, после очередного скачка развития Ваш малыш осваивает новый навык, умеет больше, становится старше и сильнее!

3993

23 Января 2017

Скачки роста у детей до года календарь. Как правильно рассчитать. Таблица скачков роста и пиков развития. Ребенок сильно капризничает и устраивает истерики в 1 год. Личный опыт.

Наверняка каждая мама замечает, что даже если у маленького ребенка ничего не болит, настроение его может быть совершенно разным. Бывают недели, когда малыш готов веселиться часами без перерыва, а случаются такие периоды, когда капризам просто нет конца. Одни списывают это на погоду, другие на зубы и какие-то иные факторы. На самом деле все гораздо проще. Переменам настроения есть научное объяснение - все дело в скачках роста и развития, которые периодически переживает каждый ребенок.

То, что дети растут неравномерно, заметить нетрудно. Бывают дни и даже недели, когда нет значительной прибавки ни в росте, ни в весе, а потом вдруг показатели начинают неожиданно вновь увеличиваться. Точно также происходит и с психоэмоциональным развитием. Только в этой сфере скачки случаются гораздо чаще и с периодами физического роста они абсолютно не совпадают. Новые навыки появляются неожиданно, ребенок открывает мир с совершенно иной стороны. Все это напрямую связано с работой головного мозга и его переходами на "новый уровень".

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова "выбит из колеи" огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры?

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое - принять и освоить это не так-то просто.

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок "не слезает с рук";
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям.

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение - вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей.

Когда ребенок переживает скачки психоэмоционального развития (календарь)

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, скачки все переживают примерно в одно и то же время.

Всего до 1,5 лет они происходят 10 раз: в 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого этапа может быть от одной до нескольких недель. Пики:

Если ребенок родился раньше или позже срока, то отсчет стоит начинать не от фактического, а от теоретического момента. У недоношенных деток скачки развития происходят позже, чем у их сверстников, так как прежде чем переходить на новый этап мозг должен "дорасти" до нужного уровня.

Можно ли избежать проблем, связанных со скачками развития

К сожалению или к счастью, скачки развития переживают совершенно все дети: и спокойные, и капризные, и те, кто с самого рождения проявляет силу характера. И у каждого с ними связаны определенные проблемы.

Бояться этого и стараться избежать не стоит - ведь только так ребенок может перейти на новый этап освоения мира. Кроме того, увидеть, что ваш малыш может гораздо больше чем раньше - достойная награда за капризы и связанные с ними проблемы.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг - новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития - новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители - ведь они не только старше, но и умнее.

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно. Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот - заниматься и "читать" книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок - это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.

Новая способность - новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.

Кроме этого, приятный бонус - после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает "затишье и покой". Правда, так будет продолжаться недолго - ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.

Ближе к году это истерики "мама не горюй", с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках...к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

2 месяца. Второй скачок развития ребенка: явления окружающего мира и познание своего тела

33

Календарь кризисов ребенка до года

Многие родители маленьких детей знают, что до полутора лет ребенок переживает серию скачков развития. Существует даже календарь кризисов ребенка до года.

Скачки роста у детей до года

Развитие ребенка в первый год проходит 8 скачков. В первый год жизни ребенок меняется сильнее, чем за несколько последующих лет. Стремительный темп роста ребенка, интеллектуальное развитие детей – никогда больше ребенок не будет развиваться так быстро. Скачки роста у детей до года происходят часто и, как правило, проявляются бурно.

Скачки развития ребенка до года – это время, когда малыш, встревоженный происходящими с ним изменениями, ищет защиты и покоя в объятиях мамы. Ребенку необходимо надежное убежище, чтобы приготовиться к новому этапу развития и роста.

2 месяц. Второй скачок развития

Календарь кризисов развития ребенка указывает, что детей в 1,5–2 месяца ожидает новый скачок роста и развития. Привычный ребенку мир снова изменился. Теперь он лучше слышит и видит, ощущает запах и вкус, это настоящий скачок качества и количества поступающей в мозг ребенка информации. Ребенку доступны сразу так много ощущений, что они его просто пугают.

Скачок роста – тревожное время

В этот период ребенок может больше нервничать и кричать. Малыши обычно хуже едят и спят, чаще сосут палец, не хотят слезать с рук. Кроха готов весь день провести у груди, но иногда начнет сопротивляться кормлению. Для него сейчас грудь скорее средство утешения, чем утоления голода.

Что же делать?

Чтобы помочь малышу легче и быстрее справиться со скачками развития, носите его на руках как можно больше и запаситесь терпением. Скоро ваш ребенок покажет вам, чему он научился, а вы обязательно похвалите его за это и поддержите его во всем, что он захочет попробовать сам.

  • Объятия мамы – спасительный островок, который нужен крохе, чтобы приспособиться изменениям.
  • Продолжайте кормить грудью . Даже если вам кажется, что ребенок плохо ест или отказывается от груди.
  • Хвалите малыша . Приветствуйте его попытки освоить новое.
  • Наблюдайте . Дайте крохе делать то, что ему больше нравится. Пусть он насладится этой игрой. Но останавливайтесь, когда ребенок устал – отводит взгляд, отворачивается от вас или плачет.
  • Меняйте обстановку . Малышу все интересно: предметы, узоры на потолке, его руки и ноги. Пусть он всегда будет там, где вы что-то делаете.
  • Самостоятельность . Ребенок захочет дотянуться до игрушки, взять ее в ручку, ударить по ней ногой. Дайте ему сделать что-то самому.
  • Малыш расположен к общению . Говорите с ребенком как можно чаще, рассказывайте обо всем, читайте сказки, пойте. Дайте младенцу послушать его голос. Для малыша это будет удивительно.
  • Дайте ребенку освоить свои руки и ноги . Он должен сам понять, что они что-то умеют, прежде чем ими воспользуется.
  • Помогите младенцу увидеть предметы четко . Покажите ему игрушку, отодвигая и приближая, слегка трясите ее. Вы увидите, на каком расстоянии малыш заинтересуется предметом.
  • Учите ребенка хватать предметы . Малыш только научился обхватывать игрушку ладонью. Но взять и удержать предмет он еще не может, а очень хочет. Положите или повесьте игрушку рядом с крохой. Он будет постоянно тренировать хватку. Это очень полезно для развития ребенка.

Вводим физические упражнения

Из положения полусидя подтяните малыша в положение сидя, или из положения сидя в положение стоя. Он учится управлять телом и очень радуется, когда удается принять какое-то положение и задержаться в нем.

Что со сном?

Скорее всего взволнованный малыш будет хуже спать. Помогайте ему успокоиться перед сном. И будьте готовы к более долгому укладыванию. Планируйте подготовку ко сну с запасом времени, ведь успокаиваться перед сном малыш может намного дольше. Важно всеми силами избегать «перегуливания», переутомления и чрезмерной эмоциональной нагрузки у малыша.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Спокойствие мамы сейчас крайне важно. Если мама спокойна, это успокаивает и кроху. А если он ощущает мамину встревоженность, это заставляет его волноваться еще сильнее.

Постарайтесь избежать введения нежелательных ассоциаций на засыпание – очень скоро кризисный период пройдет, а привычки легко могут остаться и закрепиться.

Завершение скачка. Как изменился малыш?

У младенца сразу появляются много новых способностей, с помощью которых ему будет проще знакомиться с новым миром. У всех детей разные интересы. Один без конца что-то рассматривает, другой – издает звуки, третий пытается потрогать все вокруг.

Самостоятельность . Малыш держит голову, поворачивает ее на звук или за предметом, переворачивается с бока на живот и на спину, двигает руками и ногами, гримасничает, упирается руками, лежа на животе.

Ощущения . Ребенок бьет по игрушке рукой или ногой, пытается до нее дотянуться, зажимает игрушку рукой, берет ее и трясет, ощупывает предмет на расстоянии.

Зрение . Младенцу уже легче концентрировать взгляд. Его все восхищает: птичка на окне, льющаяся из крана вода, мамино платье, в котором она кружится по комнате. Малыш любит наблюдать, как вы едите, изучает мимику лица.

Слух обостряется . Малыш гулит и слушает себя, может повторить звуки за вами. Младенцы «поют», «разговаривают» и смеются, глядя на мягкие игрушки. Теперь кроха будет привлекать ваше внимание звуками осознанно.

Ребенок будет оттачивать приобретенные навыки, а потом его развитие достигнет следующего скачка. Календарь кризисов показывает, что он случится к концу третьего месяца жизни.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Комментарии (7)

Анна, 31.05.2017 09:01

Добрый день! Сыночку почти 2 месяца. Первые 3 недели спал беспробудно пот3 часа. Ел и снова спал. Конечно, сон поменялся. Теперь дома спит 1 час ровно, на прогулке 2 часа. Но мы именно ходим, так как надо во время прогулки сделать много дел. Сейчас у нас примерно такой распорядок: 7.00 подъем, 8-8:20 первый сон 1 час дома в кроватке. Засыпает сам, кормлю до полусонного состояния и вынимаю сосок. Засыпает или рядом или в кроватке, по настроению. Потом час бодрствует, потом 2 часа прогулки, где он спит. Если коляска стоит, то так де через час просыпается и надо подкатать. После прогулки час бодрствования и потом сон или 1 час или, если продлить грудью 2 часа. С 17-17:30 до 19:30 прогулка. Уходим в ночь в 9:15-9:30. На ночь засыпает сам после клрмления. Ночью при хорошем и спокойнлм засыпании просыпантся 2 раза поесть, в 1 и в 4. Потом беоу кисебе, так как начинаются пуки. Грею животик и подкармливаю. Вопрос такой. 1 час сна дома. Это знпчит, что малыш умеет саязывать фазы сна? Или у него 1 фаза это 1 час?

С дневным сном обстоят дела сложнее. Раньше я не отслеживала время бодрствования, но признаки усталости замечала за своим малышом и старалась укачать. Ребёнок мог уйти в в один из дневных снов на два часа, но это было редко, чаще спала 1-1,5. Последние несколько дней с дневным сном караул что твориться. Спит по 10-20-40 мин, при перекладывании в кроватку просыпается, хотя стараюсь дождаться фазы глубокого сна. Не дожидаясь ВБ пытаюсь укачать, потому что все признаки усталости на лицо. Если уснёт, то повторяется все заново. После пробуждения, даже если в хорошем настроении просыпается, начинает зевать. Это ведь явно ребёнок не выспался? Вся эта проблема с дневным сном связана со скачком развития? И это нормально если ребёнок не всегда суммарно набирает часы сна? В воскресенье (без одного дня три месяца) дочь переехала к себе в комнату. Я опасалась первой ночи, но все прошло гладко, первый длинный сон 6 часов и два сна 2 и 3 часа. Но уже пару дней к этому моменту не могла уложить без слез на последний сон перед ночью- носила на ручках.... Следующая ночь была тоже нормальная- три сна по 3-4 часа, а потом началось что-то странное, первый сон 3 часа и много маленьких по 1,5-2, каждый раз грудь, сегодня я вставала 6 раз к ней... У меня вопрос, с чем связано такое поведение? Днем тоже последние 2 дня не уложишь нормально.... Вчера днем из 4 снов 3 заснула на груди...
Так вот у меня несколько вариантов...
1. Переезд в отдельную комнату
2. Скачок, мы уже больше недели тренируем переворот на живот, делаем это постоянно.... Из-за этого долго и плохо засыпаем, и каждый раз, когда просыпается- сразу переворачивается на живот.
3. Я уже 3-й день чувствую себя плохо- ощущение, что заболеваю, сегодня появился насморк, может это тоже влияет?

И еще вопрос, как Вы думаете, есть ли смысл купить позиционер для сна? может ли он помочь сейчас, когда дочь постоянно хочет переворачиваться? и не вызовет ли он привыкания как пеленка?
P.S. только недавно отучились от пеленки со слезами- была такая жара, что в пеленке просто невыносимо.... Повторно ее вводить не хотелось бы...
Да, про соску... Мы не засыпаем с ней, но иногда я вставляю, если дочь проснулась и плачет, и явно не хочет есть. Так вот теперь все чаще и чаще она тебует соску и отрубается на груди раньше, чем закончится вб, может уснуть через 30 минут, через 50... Помогите понять, в чем причина
С уважением, Ирина

Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:

  1. Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
  2. Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 - 18, 19 месяцев.
  3. Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
  4. Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: ).
  5. Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи - например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.



Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Кризис раннего детства

Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому - постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.



Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка - он потихоньку начинает осознавать свою отдельность

Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.



Календарь кризисов развития малыша по неделям

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет - это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша. Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Ранний детский аутизм

Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: ). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения - например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».


«Школьный» кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения - как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.



Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!