Женский журнал Ladyblue

Развитие ребенка с рождения до 1 года. Развитие ребенка по месяцам

Как известно, развитие ребенка в первые месяцы его жизни зависит от многих факторов и не может быть у всех детей одинаковым. Малыши, рожденные раньше положенного срока, имеют меньший вес и нуждаются в специальном уходе, поэтому их педиатры относят к особой категории, по крайней мере, до полугода. Очень важно учитывать, как прошли роды, на каком вскармливании находится младенец — на или на , в каких условиях проживает его семья. Тем не менее, существуют определенные моменты в развитии детей, которые их объединяют, и сейчас мы рассмотрим их по месяцам.

Педиатр первичной медико-санитарной помощи отвечает за оценку развития ребенка от рождения. Если требуется раннее обнаружение, особенно важно правильно оценить новорожденного. При неврологической оценке новорожденного необходимо всегда принимать во внимание, если в истории ребенка есть преждевременность, так как гестационный возраст ребенка должен быть исправлен, чтобы адекватно оценить степень зрелости.

Препятствием для обнаружения поведенческих изменений у новорожденного при коротком визите в медицинский центр является требование для ряда условий для оптического сканирования, которые иногда нелегко достичь. Атмосфера должна быть спокойной, а температура приятной. Кроме того, пациент должен контролироваться в спокойном бодрствующем состоянии и не слишком далеко от выхода, чтобы избежать беспокойства и плача. Изучение новорожденного также требует глобальной и систематической оценки.

1-ый месяц

Первый месяц жизни является для малыша самым сложным, поскольку именно в это время его организм адаптируется к окружающей среде. Роды — это стресс не только для матери, но и для ребенка. Младенцу необходимо восстанавливать силы, поэтому он нуждается в частых кормлениях и примерно 70% времени тратит на сон. Ребенок хаотично машет ногами и руками, сжимая ладони в кулачки. Многие малыши в этом возрасте страдают от независимо от типа кормления.

Признак ненормальности обследования у новорожденного должен быть осторожным, учитывая, что он может быть временным и медленным для нормализации много раз, либо из-за незрелости, либо из-за неврологического происхождения. Поэтому мы считаем, что эти изменения должны всегда подтверждаться педиатром и быть осторожными в общении, чтобы избежать чрезмерного страха перед родителями, объясняя, что последовательные исследования являются лучшим прогностическим показателем.

Приобретение моторных навыков зависит от. Постуральный контроль. Это зависит от настройки тона на большом количестве мышц в ответ на проприоцептивную и визуальную обратную связь. Мышечный тонус прогрессирует от преобладания сгибателей у новорожденных до сбалансированного баланса в сгибательном и разгибательном тоне конечностей.

К концу первого месяца жизни малыш начинает учиться самостоятельно держать голову, но это только первые попытки — позвоночник еще не окреп. Происходит и еще одно приятное изменение — ребенок начинает реагировать на яркость света в помещении и на красивые игрушки. Набор в весе в среднем составляет 700-900 грамм, в росте — 2-3 см.

2-ой месяц

На втором месяце жизни ребенок становится более активным, реагирует на находящихся рядом людей, звуки, выражает свое эмоциональное состояние движениями. Например, он может лежать в кровати спокойно, а при появлении матери начать размахивать ручками и ножками, тем самым выражая свою радость. Малыш держит голову уже более уверенно и старается выгибать шею и поворачивать ее, когда чем-то заинтересован, а так же пробует самостоятельно дотягиваться до игрушек. Начинаются и первые попытки говорить, но пока не слова, а короткие слоги, такие как «Агу», «Ага», «Бу», «Ба», тянет гласные буквы.

Разработка схемы тела или образа тела, что влечет за собой интерпретацию проприоцептивной, вестибулярной, тактильной и визуальной информации. Потеря примитивных рефлексов. Архаические реакции показывают значительную эволюцию в первый год жизни. Его стойкость и аномальная интенсивность являются признаками дисфункции нервной системы. Как интенсивный ответ в любом возрасте, так и его постоянство в течение года следует рассматривать как признак предполагаемого изменения в зрелости мозга. Особенно важны: ладони и подошвенные рефлексы.

Увеличение способности интерпретировать визуальную информацию об окружающей среде, которая позволяет ребенку судить: расстояние, глубина, траектория и вес объектов, которые нужно манипулировать. Приобретение моделей движения, которые быстро адаптируются в ответ на экологические условия. Также развиваются реакции баланса с автоматическими изменениями туловища и конечностей, которые призваны избегать качания и падения.

Малыш успокаивается на руках у матери, когда плачет. Средняя прибавка в весе составляет 700-900 грамм, в росте — 2-4 см.

3-ий месяц

Ребенок уже умеет держать голову и способен опираться но локти, если положить его на животик. Это очень важно делать для правильного развития мышечного тонуса, а вот на боку ребенку подолгу лучше не лежать. Важно обратить внимание на позу для сна, которую в основном предпочитает малыш. Если он чаще спит на одной из сторон тела, нужно переворачивать его во сне, чтобы чередовать бока. Это делают для того, чтобы избежать искривления позвоночника и неправильного развития черепа.

Дисперсия в приобретении моторных навыков широка и реагирует на большое количество переменных, генетических и экологических. Вариации нормальности многочисленны. Например, 20% детей в испанском населении не проходят стадию ползания. Развитие двигателя следует изучать в зависимости от возраста.

После рождения послеродовая картина новообразования сгибателя-рефлектора становится флексо-абдуктором. В возрасте 2-3 месяцев может быть обнаружен твердый шейный статизм, а спонтанная подвижность богаче, шире и шире. Для этой реальности маневр «тянуть-сидеть» необходимо систематически выполнять, чтобы проверить подголовник, осторожно потянув руки ребенка, когда они находятся в положении лежа на спине, при этом головка, выровненная с туловищем, на 75% младенцев на в возрасте 3 месяцев. В этом возрасте также высвобождается тонизирующий сгибатель синергии руки, необходимый для будущих манипуляций с объектами.

Ребенок становится более самостоятельным: сам дотягивается до интересующих его игрушек, вытаскивает соску изо рта, или наоборот, сам ее тянет в рот. Средняя прибавка в весе составляет 700-800 грамм, в росте — 3-4 см.

4-ый месяц

На четвертом месяце жизни у малыша уже намного лучше скоординированы движения, он предпринимает первые попытки самостоятельно перевернуться. В положении лежа на животике может вытягивать руки вперед. Возрастает активность, проявляется больший интерес к игрушкам, малыш пробует их на вкус. Ребенок реагирует на обращение с нему, узнает близких людей даже в присутствии большого количества посторонних.

Во втором триместре появляется двузначный баланс и начинается селестажа. Кроме того, он улучшает активное сгибание головы при маневрировании тяги на сиденье. Седлость и исчезновение хватательного рефлекса позволяют ребенку совершать манипуляции с объектами и освобождать их добровольно, а также контралатеральный перевод в конце 5-го или 6-го месяца. 95% детей могут повернуть руку к объекту через 6 месяцев, и они должны иметь возможность передавать предметы рук через 8 месяцев. Прогрессивное управление изгибом ствола позволяет прокатиться намеренно.

Средняя прибавка в весе составляет 650-750 грамм, в росте — 2-3 см.

5-ый месяц

Ребенок умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, старается отталкиваться, учится ползать вперед и назад. Он начинает издавать все больше звуков, может иногда повторять короткие слова за родителями, но пока не осознанно. В выборе игрушек из нескольких предложенных появляются личные предпочтения. Пробуждается любознательность: ребенка интересует окружающий мир — он вертит головой и смотрит по сторонам, рассматривает картинки в книге, обращает внимание на других малышей.

Как только младенец сможет держать голову неподвижно во время сидения, он сможет исследовать объекты горизонтальным взглядом, а не просто смотреть на них. В начале третьего триместра сит получают без поддержки и позже начинают с подошвенной опоры. На этом этапе следует изучить постуральные реакции лобного и бокового парашютного действия, которые исследуются путем наклона младенца к поверхности, а ребенок поддерживает руки вперед. Уменьшенный тон нижних конечностей позволяет младенцу быть в состоянии нести ноги к рукам.

В двух третях случаев начинается автономное смещение, хотя различные формы перемещения и отсутствие смещения не указывают на собственную неврологическую дисфункцию. Начиная с улучшения ручного захвата, с преобладанием радиального края, а иногда и с началом зажима между индексом или средним пальцем большим пальцем, признак большой прогностической ценности при тонкой манипуляции.

У некоторых детей уже начинают . Средняя прибавка в весе составляет 600-800 грамм, в росте — 2-3 см.

6-ой месяц

Ребенок отзывается на свое имя, отличает его от других. Он не умеет еще сам садиться, но охотно держит спину, когда его высаживают родители. Малыш переворачивается на живот и пытается встать на четвереньки. Ему интересно все, что происходит за пределами кроватки или манежа: он подтягивается руками за перекладины, но встать пока не может. Ему уже по силам поднять выпавшую из манежа игрушку, если дотягивается его рука. В этом возрасте малыши вполне могут сами играть с музыкальными игрушками, так как уже понимают, что от нажатия кнопки игрушка издает определенные звуки.

Кроме того, производится улучшение радиального края и зажима с индексом, с реализацией «тонкого зажима». 95% детей дают более 5 шагов всего за 16 месяцев. В этом возрасте обычно появляется латеральность; хотя, иногда, она не определена до 4-6 лет. Это не должно присутствовать у детей в возрасте до одного года, и их присутствие должно заставить нас исключить неврологическое расстройство.

Сенсорное и перцептивное развитие. Конкретные мозговые области обрабатывают чувства зрения, слуха, запаха, прикосновения и его компонентов. Существуют критические периоды для сбора и обработки звуковой и визуальной информации. При рождении зрительное поле новорожденного очень ограничено, а ресничные мышцы незрелые. Через 10 дней появляется визуальное преследование. Движение, формы и цвета воспринимаются на ранней стадии, причем большинство детей могут следить за объектом до средней линии в конце этого квартала.

Средняя прибавка в весе составляет 600-700 грамм, в росте — 2-2,5 см.

7-ой месяц

Малыш становится очень активным, перекатывается по нескольку раз подряд со спины на животик, самостоятельно садится. Знает название окружающих предметов, но сам пока их не произносит. Прием пищи и купание совмещает с игрой, любит плескаться в ванне. Из интереса бросает игрушки на пол, потом сам их поднимает. Если в это время у ребенка , то он все предметы пробует на вкус, и родителям необходимо следить за его безопасностью.

Ребенок может различать формы и характеристики объектов, устанавливая образцы предпочтений во время второго послеродового триместра. Через 6-7 месяцев ребенок не только распознает лица, но также различает выражения лица и сопоставляет абстрактные свойства стимулов, такие как наброски вещей или интенсивность цветов. Важным событием является восприятие постоянства объекта в течение 9-10 месяцев.

Прослушивание начинается рано, настолько, что возможно восприятие звука во внутриутробной жизни. Прием речи и признание голосов разных собеседников присутствуют вскоре после рождения. В возрасте 2 месяцев младенцы могут различать ритмические образцы родного и не родного языка.

Во время кормления малыш старается сам держать ложку или бутылочку. У него идет активное развитие мелкой моторики, поэтому важно побольше играть с ребенком и поощрять его движения.

8-ой месяц

Ребенок активен и полон сил, но у него еще нет чувства опасности. Если по каким-то причинам малыш остается даже ненадолго один в манеже или кроватке, стоит учитывать, что он вполне может упасть, пытаясь преодолеть заграждение. В такой ситуации лучше всего положить вокруг манежа подушки, или мягкий плед.

Языковое и коммуникативное развитие. Существенным аспектом человеческой жизни является использование системы символов для общения и мысли. Ребенок активно участвует в овладении языком. Младенцы имеют врожденный социальный и коммуникативный интерес к другим людям, преждевременно приобретая способность общаться через мимику и основные звуки. Начало общей заинтересованности ребенка в отношении взрослого является хорошим признаком нормального развития коммуникативных способностей.

Незадолго до 18-летнего возраста дети должны использовать язык высказываний с использованием конкретных ссылочных бис-слогов. Однако следует иметь в виду, что вариация в овладении языком очень широка. В то время как в 16 месяцев 10% детей могут произносить до 150 слов, есть еще 10% детей, которые не произносят никаких слов.

Малыш пытается самостоятельно есть, учится держать в руке чашку. В любом случае, в этом возрасте нужно присутствовать с ребенком рядом в этот момент, потому что во время еды он еще играет.

Средний набор в весе составляет 500-600 грамм, в росте — 2 см.

9-ый месяц

Ребенок начинает . Он встает, придерживаясь за опору, пытается делать первые шаги, падает, плачет, поднимается и вновь продолжает попытки. Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы обезопасить малыша от возможных травм. Есть изменения и в развитии речи — дети в этом возрасте произносят слоги, пытаясь повторять слова родителей.

Наибольшее развитие языка происходит около двух лет. Появляется символическое мышление и экспоненциально возрастает изучение и использование слов, а также возможность соединять слова для формирования предложения. Если мы подозреваем, что существует языковая задержка, первый тест, который должен быть выполнен, заключается в том, чтобы определить, есть ли слуховой дефицит с помощью аудиометрии с изучением слуховых вызванных потенциалов мозга или без нее, в зависимости от значения первого. Напомним также, что умственная отсталость и генерализованные расстройства развития также часто проявляются как задержка в языке.

Средняя прибавка в весе составляет 500-600 грамм, в росте — 2 см.

10-ый месяц

У ребенка совершенствуется мелкая моторика, он может самостоятельно перелистывать страницы книги, играть с мелкими игрушками. Хорошо знает названия окружающих предметов, и слыша их, показывает в нужную сторону пальцем.

Малыш уже может стоять без опоры и присаживаться из положения стоя. Цепляясь руками за перекладины кроватки или манежа он прыгает и подтягивается. Таким образом ребенок укрепляет мышцы рук и ног, готовя себя к самостоятельной ходьбе.

Мы должны быть осторожны в оценках, поскольку ребенок с задержкой языка в возрасте 18 месяцев, вероятно, достигнет коммуникативных целей через 3 года. Развитие социальных и адаптивных навыков. Ребенок должен совершенствовать адаптивные навыки для хорошей социальной интеграции, это означает.

Развитие социального понимания: изучение эмоций других людей имеет большое значение для развития эмпатии. Развитие эмоциональной саморегуляции. Изучение адаптивных навыков, таких как питание, уход и способность одеваться. Примерно через 2 месяца появление добровольных улыбок и больший зрительный контакт укрепляют связь между отцом и ребенком. В течение следующих месяцев когнитивное и социальное участие младенца резко возрастает. Ребенок проявляет все более сложные и широкие взаимодействия. Первичные эмоции гнева, радости, интереса, страха, отвращения и удивления появляются в соответствующих контекстах, таких как разные выражения лица.

Средняя прибавка в весе составляет 300-400 грамм, в росте — 1-1,5 см.

11-ый месяц

Почти все в этом возрасте уже ходят с поддержкой взрослых. При самостоятельном передвижении стараются находиться ближе к точке опоры — дивану, кровати, столу или стене. В этом возрасте дети учатся произносить простые слова — идет активное формирование развития речи. Ребенок уже отлично понимает причинно-следственные связи: подталкивает к себе упавшую игрушку другим предметом, перестает выбрасывать их из кроватки, если мама не спешит тут же поднять и дать малышу то, что упало не случайно. Малыш узнает, что ему можно, а что нельзя, и его представление о том, что хорошо, а что плохо, формируется в соответствии с реакцией родителей на его действия.

При контакте лицом к лицу младенцы и доверенные взрослые сравнивают эмоциональные выражения примерно в 30% случаев. Начало «игр» увеличивает социальное развитие. Такое поведение показывает способность ребенка делиться эмоциональными состояниями, первым случаем в развитии общения. Фактически, в конце 12 месяцев существует характер и характер ребенка. На этом этапе он также может распознать свое имя и от него сможет интегрироваться в организованные игры. Социальное поведение взрослых, особенно родителей, обеспечивает модель, которой следует следовать в своем будущем опыте.

Развивается жестикуляция ребенка: он согласно кивает, качает головой при отрицании, машет ладонью, когда прощается. Эмоционально выражает радость и огорчение.

Средняя прибавка в весе составляет 300-400 грамм, в росте — 1 см.

12-ый месяц

В этом возрасте почти все дети уже самостоятельно ходят. Возрастает активность, сокращается время дневного сна. Ребенка привлекают все предметы в доме, бытовая техника, интересует содержимое шкафов. Необходимо хранить в недоступном для детей месте бытовую химию и лекарственные препараты.

Контроль сфинктера также считается адаптивным и социальным навыком. Только 50% двухлетних детей могут предупредить своих родителей, когда они чувствуют мочеиспускание. Независимость детей от взрослых приобретается постепенно. В течение второго и третьего года жизни наблюдается улучшение социальных отношений с другими детьми. Это проявляется в игре и использовании языка. Ребенок должен обрести способность одеваться и ухаживать за собой без посторонней помощи, до достижения 5-летнего возраста. В детстве постепенно улучшается способность к моральному развитию, социальным правилам и конвенциям, а также когнитивные навыки, которые позволят им интегрироваться и участвовать в жизни общества.

Малыш , но поминают его только самые близкие люди. Такой период у многих детей затягивается, и отчетливой речь может стать только к 2-3 годам.

У малыша уже сформированы вкусовые предпочтения, есть любимая еда, а есть и такая, которая не нравится совсем. Заставлять есть ребенка не стоит — лучше заинтересовать продуктом с равной пользой, чтобы малыш за столом чувствовал себя раскованно и процесс приема пищи не вызывал у него негативных эмоций.

Ближе к 1 году уже абсолютно у всех детей, что может быть причиной нарушения сна и повышенной нервной возбудимости. Средний набор веса составляет 300-350 грамм, роста — 1 см.

Видео: Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год - это уникальный период жизни, когда из абсолютно беспомощного существа ребенок превращается в разумного, самостоятельно шагающего человечка со своим характером и эмоциональным типом поведения. Конечно, в значительной степени все это заложено на генетическом уровне. Однако в норме умения и навыки приобретаются ребенком в определенной последовательности при условии правильного ухода и развивающих занятий. Благодаря этому можно ежемесячно оценивать состояние здоровья и уровень развития малыша. Что же такое психомоторное развитие ребенка?

Психомоторное развитие - это совокупность умений и взаимодействие различных «линий развития» ребенка. Психомоторное развитие складывается из следующих составляющих:

  • Моторное развитие и навыки «вертикали» – это сочетанные движения руками и ногами и формирование «мелкой моторики» (тонких целенаправленных движений кистью и пальцами).
  • Познавательное развитие – умение понимать и интересоваться окружающим, контактировать с другими людьми, ассоциировать, играть, запоминать и т.д.
  • Речевое развитие – формирование слуха, понимание человеческой речи и ответ на нее в речевом выражении.
  • Развитие зрения – понимание увиденного и формирование ответных реакций.

Эти составляющие тесно связаны между собой, что позволяет ребенку полноценно развиваться.

Первый месяц

На первом месяце движения ребенка не скоординированные , он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются. Однако к концу первого месяца он может ненадолго удерживать голову, фиксировать свой взгляд на лице взрослого или на яркой игрушке, прислушиваться к разговору и издавать единичные тихие гласные звуки.

Второй месяц

Ребенок уже хорошо удерживает голову в вертикальном положении и немного удерживает ее в положении на животе, опирается на предплечья. Кулачки по-прежнему сжаты, а ручки и ножки уже практически свободно можно развести в стороны.
Ребенок следит за лицом взрослого, за игрушкой при движении ею в обе стороны, слегка поворачивает голову в сторону источника звука и пытается улыбнуться.

Третий месяц

Хорошо держит голову, в положении лежа опирается на предплечья , может поднимать свое тельце и начинает поворачиваться на бок.
Хорошо следит за игрушкой при движении ею в обе стороны, а также вверх и вниз. Увеличение зоны осмотра вызывает интерес у малыша: «Что там?» – и он часто лежит, неудобно запрокинув голову.
Подолгу удерживает игрушку, соску-пустышку вынимает изо рта и пытается вставить ее в рот. Пытается смеяться, хотя и беззвучно. Гулит, используя не только гласные, но и согласные звуки.

Четвертый месяц

Ребенок уверенно держит голову . В положении на животе пытается опираться на кисти и выпрямлять ручки, тянется к предметам и берет их, отрывая одну ручку от поверхности. В положении на спине приподнимает голову, а при подтягивании за ручки садится и старается выпрямить спину. Пытается перевернуться со спины на живот.
Рассматривает свои ручки, складывая их вместе перед глазами. Подносит игрушку не только ко рту, но и к глазам, рассматривая ее со всех сторон. Смеется в голос, хорошо гулит, используя множество слогов.

Пятый месяц

Ребенок хорошо переворачивается со спины на живот , немного ползет на животе. В положении на спине при подтягивании за руки сразу вскакивает на ножки и довольно хорошо опирается на них. Сидит с поддержкой более уверенно, с более прямой спиной. Впервые видит и начинает интересоваться своими ногами: высоко поднимает их, хватает себя за стопы, тянет в рот. Трясет игрушкой и слушает, как она гремит; гулит, смеется, когда с ним играют, внимательно реагирует на различные интонации

Шестой месяц

Малыш может самостоятельно сидеть без поддержки и отрывать ручки от поверхности, брать игрушки (хотя сам еще не садится). Перекладывает игрушку из руки в руку. В положении на животе подтягивает ножки, пытаясь встать на четвереньки.
Произносит ясно различимые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д.).

Седьмой месяц

Уверенно сидит, пытается ползать, при этом больше получается назад , чем вперед. С поддержкой хорошо стоит, пытается переступать, лучше вбок, чем вперед. Бьет одной игрушкой по другой, выбрасывает все из своей кроватки и смотрит, как игрушка ударяется о пол.
С удовольствием шуршит бумагой.

Восьмой месяц

В кроватке или манеже сам садится и встает с поддержкой , пробует ходить. Начинает понимать игру («ку-ку», «ладушки»), пытается подражать взрослым, мимика становится более живой. Появляется интерес к новой игрушке. По-разному реагирует на новую обстановку или новых людей, отличает знакомые лица от незнакомых. Ищет взглядом нужный предмет по просьбе взрослого. Пытается снять кольцо с пирамидки, вынимает один предмет из другого.

Девятый месяц

Ребенок встает с пола у стула или стенки, пытается ходить , держась за две руки, хорошо ползает на четвереньках, садится из любого положения.
Перебирает мелкие игрушки, рассматривает колесики, нажимает на кнопки. Выполняет простые просьбы: помаши ручкой, поиграй в ладушки и т.д.

Десятый месяц

Берет предметы правильно, двумя пальцами , перелистывает книжку, пытается ее рассматривать, подражает движениям взрослых или животных, охотно демонстрирует свои умения.

Одиннадцатый месяц

Хорошо ориентируется в пространстве – встает, садится, ползает, ходит с поддержкой. Находит любимые предметы, выполняет простые просьбы, знает названия многих предметов. Может показать какую-то часть тела, произносит первые слова обращения и лепечет с интонацией, напевно во время игры.

Двенадцатый месяц

Пытается стоять без опоры . Некоторые дети начинают самостоятельно ходить. Приседает и выпрямляется без опоры. Легко наклоняется, чтобы поднять игрушку, отдает игрушку, если его просят. Легко разбирает пирамидку, может открыть и закрыть дверь, находит спрятанный предмет.
Пытается участвовать в одевании, умывании, кормлении – держит ложку. Начинает играть – кормит игрушки, укладывает их спать. Подражает звукам на улицах, определенными созвучиями обозначает предметы, любит находиться со взрослыми и включать их в свою игру.
Годовалый ребенок – это уже вполне сложившийся человечек, который умеет объяснить внимательному взрослому, что он хочет, и с удовольствием общается со взрослыми, радуется, когда они его хвалят, и готов учиться всему, лишь бы эти главные в его жизни люди были им довольны!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!