Женский журнал Ladyblue

Дидактическая игра «Где солнечный зайчик? Убежал на потолок…. Ну что ж, приступаем к делу




Гимн нашей группы: Солнце только выйдет- Я уж тут как тут, Я уж тут как тут, Кто меня увидит, Все играть зовут. Все играть зовут. Я зайчик, зайчик, зайчик, Скачу, скачу, скачу, Скачу, скачу, скачу, Я солнечный, и, значит, Скачу, куда хочу. Скачу, куда хочу. Я, хотя и заяц, Волка не боюсь, Волка не боюсь, Все об этом знают, Я не зря хвалюсь! Я не зря хвалюсь! Соне и лентяю, Долго спать не дам,- Долго спать не дам,- Я не зря гуляю Утром по дворам! Утром по дворам!


Правила нашей группы Если поступил плохо –попроси прощения и признай свою ошибку. Если поступил плохо –попроси прощения и признай свою ошибку. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договариваться. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договариваться. В игре соблюдай правила, старайся выиграть честно. В игре соблюдай правила, старайся выиграть честно. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно. Помогай товарищу; если умеешь делать сам, научи его. Помогай товарищу; если умеешь делать сам, научи его.















« Организация поисковой деятельности в ДОО »

Выполнила

Денежкина Елена Олеговна

воспитатель д/с №115 «Салют»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти

Тольятти, 2016

Тема: «Проект организации поисковой деятельности

в средней группе на тему: «Солнечные зайчики»

Цель: развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

О.О. «Познавательное развитие

Формировать первичные представления о солнечных зайчиках, их движением, предметах, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность; поддерживать интерес к проблемной ситуации.

О.О. «Социально – коммуникативное развитие»

Формировать готовность к совместной деятельности взрослого и детей; воспитывать положительные взаимоотношения.

О.О «Речевое развитие»

Побуждать детей отвечать на вопросы развернутым предложением; расширять словарный запас детей (блестящая, гладкая поверхность, пластина из нержавеющей стали, отражение).

О.О. «Физическое развитие»

Способствовать развитию мелкой моторики рук; уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.

О.О. «Художественно- эстетическое развитие»

Побуждать детей применять полученные знания в продуктивной деятельности; создать условия для формирования умения рисовать солнечные зайчики разными техниками по выбору детей; развивать воображение.

Когнитивный

Как можно получить солнечные зайчики?

От каких предметов отражается луч света?

Что такое отражение?

Свойства отражения ?

Получатся ли солнечные зайчики без источника света?

Что такое солнечный зайчик?

Как можно использовать солнечные зайчики?

Аксиологический

Стихотворения:

Н.Матвеева «Солнечный зайчик»;

А.Бродский «Солнечные зайчики».

Загадки:

К.Чуковский «Лежит, лежит копеечка».

Песни:

Слова М.Садовский, музыка В.Мурадели «Солнечный зайчик»;

Слова Г.Лагздынь, музыка В.Голиков «Солнечный зайчик».

Мультфильмы:

Куйбышевтелефильм, 1978 «Солнечный зайчик»;

Лунтик, «Солнечный зайчик».

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ


Деятельностый

Рассмотреть солнечного зайчика.

Понаблюдать за перемещением солнечного зайчика.

Изучить свойства отражения.

Рассказать стихотворения, загадки о солнечных зайчиках.

Рассказать о своих наблюдениях.

Нарисовать, вылепить солнечного зайчика.

Опыт «Как получить солнечного зайчика?».

Опыт «Какие предметы отражают солнечный свет. Что произойдет при движении предметов?».

Личностный

Рисунок солнечного зайчика.

Танец солнечных зайчиков.

Игра «Поймай солнечного зайчика».


Проблемные задачи

    Изобретательская:

Воспитатель рассказывает детям историю.

«Жила-была девочка Маша. У нее было зеркальце. Она очень любила с ним играть. Благодаря зеркальцу у нее появился друг «Солнечный зайчик». Но однажды зеркальце разбилось. Девочка стала скучать по своему другу «Солнечному зайчику»».

Как еще можно получить солнечного зайчика, если зеркальце разбилось, а другого нет?

2. Исследовательская:

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркальцем, обращает внимание на солнечного зайчика. Рассказывает, что многие предметы могут дарить таких солнечных зайчиков, предлагает найти эти предметы.

Какие предметы отражают солнечный свет?

3.Конструкторская:

Детям предлагается нарисовать солнечных зайчиков разными техниками.

Какие техники, способы, предметы можно при этом использовать?

4. Прогнозная:

Что хорошего или плохого, что предметы дарят нам солнечных зайчиков?

5. Задача с достраиваемым условием:

Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате включен?

Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате выключен?

Что будет с солнечным зайчиком, если на улице пасмурно, идет дождь?

Что будет с солнечным зайчиком, если на улице наступила ночь?

Основной этап организации поисковой деятельности

Оборудование: зеркало, стакан с водой, пластина из нержавеющей стали, наручные часы (на каждого ребенка).

Алгоритм действия:

1.Предложить детям найти предметы, которые отражают солнечный свет.

2.Уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.

3.Рассмотреть зеркала. Определить какая поверхность на ощупь у зеркал.

4.Проведение опыта: «Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов?».

1.Взять зеркало. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон зеркала. Что произойдет ?

2.Взять стакан с водой. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить рукой со стаканом. Что произойдет?

3.Взять пластину из нержавеющей стали. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон пластины. Что произойдет ?

4. Взять наручные часы. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить часами. Что произойдет?

Какие предметы отражают солнечный свет? Что происходит при движении ?

Карты- схемы проведения опыта

Опыт: « Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов? »






























Этап совершенствования:

1. Устроить праздник, посвященный солнечным зайчикам.

2. Устроить выставку детских работ.

3.Придумать танец про солнечные зайчики.

4.Изготовить солнечных зайчиков из разных материалов.

5.Поиграть в подвижные игры про солнечные зайчики.

Весеннее занятие-эксперимент «Солнечные зайчики»

Занятие-эксперимент «Солнечные зайчики» для детей с ЗПР старший возраст.

Цель : Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал : вода.

Оборудование : зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).

Ход занятия-экспериментирования:

Воспитатель читает стихотворение:

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене. (С. Маршак.)

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию : «От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики? » (предположения детей) .

Проведение эксперимента .

Воспитатель напоминает детям, что с зеркалом нужно обращаться аккуратно, чтобы его не уронить.

Педагог обращает внимание детей, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.

– Какая поверхность на ощупь? (гладкая) .

– Блестящие предметы отражают солнечные лучи.

Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.

– Что происходит? (зеркало отражают солнечные лучи) .

– Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком.

Воспитатель предлагает детям взять баночки с водой, дети «ловят» солнечные лучики при помощи их.

– Что происходит? (вода их отражает) .

– Пошевелите рукой. Что происходит? (поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать) .

Динамическая пауза : подвижная игра «Солнечные зайчики»

Зайчик солнечный, прыг-скок,

Прогуляться вышел,

Прыгнул ловко за окно,

Побежал по крыше.

Прыг да скок, прыг да скок,

Прыгнул на окошко.

Прыг да скок, прыг да скок,

И на нос Тимошке.

Тявкнул весело щенок:

«Зайка, поиграем! "

Припустился со всех ног

С развеселым лаем.

Эй, ребята, не зевайте

И зайчонка догоняйте!

Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по полу группы. Его задача: быстро перемещать луч солнца так, чтобы ребята были вынуждены активно бегать по группе со сменой направления движения. Выигрывает тот, кому удастся первому «поймать» солнечного зайчика.

Воспитатель предлагает повторить эксперимент с пластиной из нержавеющей стали.

– Что теперь происходит? (пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи) .

Рефлексия :

Дети делают зарисовки эксперимента.

Вывод : Все блестящие предметы отображают свет и солнечные лучи.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 202»

Ленинского района г. Саратова

Конспект непрерывной образовательной деятельности

По образовательной области Познавательное развитие

Для детей среднего возраста

Тема: Солнечный зайчик

Выполнила:

Воспитатель 1

Квалификационной

Гайдарова Р.Г.

Используемые технологии:

Технология исследовательской деятельности;

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

ИКТ

Г. Саратов

2017 год

Тема: Солнечный зайчик.

Цель: сформировать представление о солнечном зайчике Задачи развивать логическое мышление и воображение, память,

Внимание,мелкую моторику и координацию движений и

Пальцев рук;

Вызвать у детей радостные эмоции .

Предварительная работа:

1. Беседа на тему: Где живет солнечный зайчик .

2. Чтение стихотворения о солнечном зайчике

Методы и приемы :

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Солнечный зайчик»
  2. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
  3. Психогимнастика.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности :

1 . Мольберт, пластилин оранжевого цвета, солнышко с лучами,

Зеркальце, пейзажные картины, карточки с изображением черного

Квадрата, самоклейка желтого цвета,подарочная коробка.

2. ИКТ

Ход непрерывной образовательной деятельности

Под музыку дети вместе с воспитателем входят в зал.

Игра « Приветствие»

Дети берутся за руки, образуя круг.

Собирайтесь, дети, в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепче за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, что нового вы видите в зале?(Ответы детей)

Вырос волшебный цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Каждый из них своим цветом сияет

Ну загляденье, как хороши!

(на экране появляется цветок « Цветик- семицветик»)

Воспитатель : -Что же это, ребята? (Цветок)

А давайте назовем его?

Ведь у каждого есть имя. Дадим цветку имя, как мы можем о нем сказать?

Игра «Имя цветочку»

Дети:

Цветик- приветик, Цветик- конфетик, Цветик –разноцветик, Цветик –семицветик.

Воспитатель :- Какие красивые имена вы придумали. Назовем цветок « Цветик- семицветик»

Какие лепесточки у цветка? (Разные, разноцветные ).

А в жизни, ребята, такой цветок бывает? (Нет )

Правильно! Такой цветок с разноцветными лепестками не бывает. Этот цветок волшебный. Он многому нас научит. В каждом его лепестке спрятана игра. А вы хотите поиграть? (Да!)

Для этого мы должны с вами сказать волшебные слова и прикоснуться к одному из лепестков: « Лепесток лети –лети и игру нам принеси».

(на экране появляется солнечный зайчик)

Воспитатель: - Ребята, что это за пятнышко? (Ответы детей )

Да это же солнечный зайчик. Позовем его в гости!

Игра « Солнечный зайчик»

Зайчик солнечный такой

Вместе прыгает со мной (прыгают на двух ногах)

На ладошке посиди (протягивают ладошку вперед)

О весне мне расскажи (гладят другой рукой по ладошке)

Я хочу тебя поймать (хватательные движения)

И в ладошках подержать (складывают ладошки)

Ты,зайчишка. озорной (« грозят» зайчику пальчиком)

Поиграй скорей со мной. (широко улыбаются)

Воспитатель: - Ой, посмотрите, прибежал. Какой веселый солнечный зайчик. А хотите его поймать? (Да ) .Протяните руки, раскройте ладошки.

Воспитатель : - Ребята, а какой он солнечный зайчик? (Ответы детей )

Воспитатель : - Поиграем еще? Назовем волшебные слова.

Ребенок подходит к доске, прикладывает руку к цветку и произносит: «Лепесток лети-лети и игру нам принеси».

(на экране появляется тарелка с супом)

Воспитатель : - Ребята, а что это? (Ответы детей )

Воспитатель : - А как вы думаете, что едят солнечный зайчик? (Морковку ).

Правильно! Солнечный зайчик любит есть морковку и всякие другие вкусности. Давайте все вместе попробуем слепить морковку.

(дети садятся за столы и выполняют задание .)

Воспитатель: - Какие красивые и аппетитные морковки вы слепили, солнечный зайчик очень обрадуется. Пришло время перейти к следующему лепестку. Вспомним волшебные слова: « Лепесток лети- лети и игру нам принеси».

Динамическая пауза. Песня « Солнечный зайчик»

Дети под музыку выполняют движения.

Воспитатель: - Продолжим, ребята?

(на экране появляется смайлик страха)

Воспитатель :- Ой, детки, посмотрите какой человечек. Ему сейчас хорошо или плохо? (Ответы детей )

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете чего боится солнечный зайчик?

(Ответы детей).

Воспитатель: -Правильно! А больше всего солнечный зайчик боится темноты. А вы боитесь темноты?

Воспитатель :- Посмотрите у меня в руках бумага. Какая фигура изображена на ней? (Квадрат ).

Воспитатель: - А какого цвета? (Черного ).

Воспитатель: - Черный, темный, грустный. Посмотрите, что я сейчас произойдет с этим квадратом. Давайте мы прикроем его солнышком. Ведь солнышко какое? (Светлое. доброе, веселое, теплое ).

Воспитатель :- А теперь вы попробуйте.

(дети садятся на места и выполняют задание)

Воспитатель :- Пришло время сорвать следующий лепесток. Произнесем волшебные слова: « Лепесток лети- лети и игру нам принеси».

(на экране появляется солнышко)

Воспитатель: - Узнали? Ребята, а как вы думаете кем приходится солнышко солнечному зайчику? (Ответы детей).

Воспитатель :- А хотите поиграть солнышком?

Психогимнастика « Солнышко»

(выношу солнышко с лучами )

Воспитатель: - Протяните ручки к солнышку и поймайте лучик. Давайте погреем им грудь, животик. Чувствуйте как тепло, как вам хорошо, как лучики греют вас.

(дети выполняют действия).

Воспитатель :- Согрелись? Какой лучик поймали? (Ответы детей).

Воспитатель: - Да, светлый, красивый, теплый. Продолжим играть? (Да!)

(Ребенок произносит волшебные слова: « Лепесток лети- лети и игру нам принеси».)

(выставлены две пейзажные картины).

Воспитатель: - Дети, посмотрите на эти картины. На какой картине холодно, а на какой картине тепло?

(Ответы детей).

(на экране появляется домик)

Воспитатель : - А теперь посмотрите на экран, что это? (Домик)

Воспитатель: - А как вы думаете на какой картине захочет жить солнечный зайчик,где холодно или где тепло? (Ответы детей)

Воспитатель :- Правильно, ведь мы знаем, что солнечный зайчик любит тепло, солнышко. Он любит жить, играть, скакать, где тепло,на солнечной поляне.И с этим заданием вы справились. Какие вы у меня умнички.

Воспитатель :-Посмотрите, у нас остался последний лепесток.

(на экране появляется подарочная коробка)

Воспитатель: -Ребята, что это? (Подарочная коробка ).

Воспитатель :- Правильно, А для чего она нужна? (Ответы детей )

Солнечный зайчик хочет поблагодарить вас за то, что вы с ним поиграли, накормили, танцевали. И дарит вам в подарок маленькие зеркальца. А теперь погладьте себя по голове и скажите: « Я –молодец, Я- умница!»

Рефлексия

Воспитатель: -Ребята, кто у нас был в гостях? Какие эмоции вы испытали?

Конспект познавательной опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема : «Солнечные зайчики»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край
Описание материала: Данный конспект является первым из серии конспектов по экспериментированию с представленными персонажами. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования, студентам и родителям.
Цель: развитие познавательной активности через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
2. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
5. Расширять и обогащать словарный запас детей, их кругозор и знания об окружающем мире.
6. Воспитывать чувство сострадания, желание совершать добрые поступки.
Материалы и оборудование: маленькие зеркала, листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, оборудованный уголок кукольной комнаты с «больной» куклой на кровати, мультимедийная установка, схема многократного отражения солнечного луча, CD-диски, пластмассовые кукольные тарелочки, жестяные детские подносы, деревянные кубики.
Методы и приемы:
- рассказ воспитателя;
- демонстрация слайдов;
- вопросы к детям;
- наблюдение;
- показ способов действий;
- опыты, экспериментирование;
- графическое моделирование.

Ход познавательной деятельности:

Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной семьей. Папа, мама и двое детей - Иришка и Лёня. Папа и мама – ученые-вулканологи, они изучают вулканы. Их дочь Иришка учится в первом классе, а сын Лёня ходит в детский сад, в старшую группу.

(Рассказ сопровождается показом слайдов с изображением родителей, детей, вулканов)

В прошлом году родители уехали в экспедицию. А с Лёней и Иришкой осталась их двоюродная сестра Надя, которая учится в консерватории. (Слайд с изображением Нади и музыкального инструмента)

Ребята, вы знаете, что такое консерватория? А на каком инструменте играет Надя? (Ответы детей)

Детям нравится с Надей: она веселая и всегда придумывает новые игры. Эти игры не только интересные, но ещё и научные, а научные игры не часто встретишь.

Мы не раз с вами встретимся с этими ребятами, а пока, история первая – «Солнечные зайчики»

Летом дети вместе с Надей жили в деревне, в большом деревянном доме. Двор перед домом зарос высокой травой, так что Лёня мог в ней прятаться, даже не наклоняясь. Во дворе было несколько сарайчиков, а в самом углу двора стояли большие старые сани.

Но самым интересным для городских ребят был колодец. Крутишь за ручку, вертится бревнышко, на него накручивается цепь, а на цепи висит ведро с водой. Поднимешь его, выльешь воду в другое ведро, отпустишь ручку, и начинает ведро падать вниз. Вдруг «плюх» - это ведро в воду упало, зачерпнуло воды, опять его наверх поднимать надо. Крути ручку!

Была у колодца крыша, чтобы в воду не попадал всякий сор, а в крыше - дырочка. Светит солнце – от крыши тень на траву падает, а от дырочки светлое пятнышко получается. Смотришь издалека, и кажется, что на траве копеечка блестит. Смотрит Иришка на эту «копеечку» и вспоминает загадку, которую прочитала в книжке К.И.Чуковского, когда еще маленькая была.

ФИЗМИНУТКА
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.

Воспитатель: Вдруг вспомнила Иришка, что в соседнем доме болеет Машенька. Все ребята на улице бегают, а она в кровати лежит. СКУЧНО!
Вот и говорит Иришка:
- Хорошо бы Машеньке в комнату «копеечку» отнести.
- А как ты её поднимешь? – спрашивает Лёня.
Услышав этот разговор, Надя подошла к детям, достала зеркальце и подставила его под солнечный лучик. «Копеечка» лежала теперь не на траве, а на зеркальце. Падал на зеркальце солнечный лучик, отскакивал от него и летел прямо к Машенькиному дому. Да вот беда, окно Машенькиной комнаты с другой стороны.
Задумались дети: что же делать? Вдруг Иришка помчалась домой и выскочила на улицу со своим маленьким зеркальцем. Встала она возле угла дома, поймала зеркальцем лучик от Надиного зеркальца и направила его в сторону окна Машенькиной комнаты.
Летит от Иришки лучик к окну, а там его уже Лёня дожидается со своим зеркальцем. Подхватил Лёня своим зеркалом Иришкин лучик и направил его в комнату к Машеньке.
Летела птичка, посмотрела вниз и увидела двор с колодцем, около колодца Надю с зеркальцем. От Надиного зеркальца луч тянется через весь двор к углу дома, где его поймала Иришка. От Иришкиного зеркала луч бежит к Лёне, а Лёня своим зеркалом направляет его в окно.

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, где изображен двор так, как его увидела птичка. Давайте еще раз проследим, как при помощи зеркал дети подняли солнечную «копеечку» и унесли её к Маше в комнату.

(Рассматривание картинки-схемы)

Воспитатель: Целый день бегал по стене солнечный зайчик, целый день Машенька играла с ним, целый день стояли дети во дворе и держали зеркала. Конечно, они сменяли друг друга, когда уставали, но не уходили.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта история? Кому что понравилось больше всего? Как же детям удалось поднять «копеечку» и отнести её к Машеньке в комнату? Какое свойство зеркала помогло им в этом деле?

Использование полученного знания.

Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть приболевшая куколка. Как вы думаете, мы сможем передать ей в комнату солнечного зайчика, чтобы поднять ей настроение? (Ответы детей)

В любом случае, я думаю, стоит попробовать!

(Дети берут зеркала и в парах или тройках «передают» солнечного зайчика, стараясь направить его в комнату куклы. Затем зарисовывают свою схему перенаправки солнечного луча).

Постановка проблемы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получилось направить солнечный луч кукле в комнату. А мне вот интересно, можно ли повторить этот опыт, используя другие предметы для передачи.

Опытно-экспериментальная деятельность.

(Детям предлагаются другие предметы для проведения этого же опыта: пластмассовая кукольная тарелочка, CD-диск, жестяной поднос, тканевая салфетка, деревянный кубик и др.)

Вывод.

Прослушав высказывания детей о результатах эксперимента, делаем вывод, что перенаправить солнечный луч можно только при помощи предметов с зеркальной поверхностью.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!