Женский журнал Ladyblue

Файлы - педагогика марии монтессори, тренинг монтессори.

__________________________________

В методикие Монтессори обучение чтению начинается с расширения словарного запаса. Чаще всего, дети старше 4-х лет уже готовы воспринимать слова и их знаковые изображения на карточках. Для ознакомительной цели в языковой зоне размещены карточки по тематикам: дикие и домашние животные, предметы мебели, одежда, инструменты.

Проявляя любопытство, ребенок учится соотносить изображения знакомых ему объектов и живых существ с их знаковым обозначением. Именно в таком варианте представлены карточки из "розовой серии" (там изображения идут вместе с их письменным выражением). Карточки из разных жизненных категорий имеют рамки определенного цвета, например, животный мир - красного цвета, растения - зеленого, мир человека - желтого.

В каждой серии карточек представлены несколько тем. Тема объединяет карточки с единичными изображениями объектов и одной общей. Например, в серии "мир человека" есть тема верхняя одежда. На каждой картинке по одному предмету одежды: шапка, варежки, куртка, шарф.. И лишь на одной карточке они объединены вместе.

Дополнить знания помогают звуковые игры, когда педагог показывает детям предметы, имеющие в своих названиях один и тот же звук, изображенный на ячейке коробочки с написанными звуками. Произнося, делает ударение на этот звук. Например, в словах арбуз, шарик, коза звук А стоит в разных местах.

Специальные шаблоны букв (углубления в виде букв на досочках), которые надо обводить, подготавливают к письму. Сначала ребенок просто водит пальчиком по выдавленной букве и лишь потом пробует обвести контур.

Для подготовки к письму существуют специальные твердые трафаретные рамки, с помощью которых легко нарисовать контур буквы и заштриховать ее.

В методике Монтессори знакомство начинается с прописных букв, так как плавные круговые линии даются детям легче. К тому же эти буквы - без наклона, так как для малыша такое расположение более естественно.


Шероховатые буквы Монтессори

Сенсорное знакомство с буквами помогает их лучше запомнить. Для этой цели служат шероховатые буквы, которые можно потрогать пальчиком, ощутить их линии и изгибы.

Гласные звуки размещены на розовом фоне, согласные - на голубом. Все это помогает выделить разницу и запомнить ее, благодаря визуальному оформлению.


Для начала педагог показывает букву ребенку, называет ее (звук: с-с-с, м-м-м, о-о-о), обводит пальцем, а затем предлагает повторить процесс. Все это делается лишь в том случае, если ребенок сам выбрал языковую зону для занятий, значит, он готов к восприятию этой информации.

Составление слогов и слов

После детального изучения шероховатых букв идет их сопоставление с подвижным алфавитом (отдельными карточками с буквами, находящимися в ячейках). Из подвижных букв можно составлять слоги, что и делает педагог, одновременно произнося звуковой ряд. Постепенно и дети включаются в процесс.

Чтение начинается с карточек, на которых сверху изображен предмет, а снизу его название письменными буквами. Глядя на картинку, ребенок видит предмет, а заодно и написание его названия, что ведет к запоминанию и сопоставлению того и другого.


____________________________________________________________________

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

В своей последней статье я размышляла на тему: . Действительно, некоторые материалы вполне можно сделать самим, но в целях экономии времени, что-то стоит и приобрести. На пике популярности Монтессори-метода, некоторые издательства начинают сейчас выпускать методические пособия. Например, издательство «Клевер» выпустило обучающий набор «Учим буквы по методике Монтессори»

Свой комплект издательство называет «уникальным», предлагаю заглянуть, что же находится внутри.

В комплект входит 17 двусторонних карточек с шершавыми буквами и сборник с 20 занятиями по подготовке ребенка к чтению и письму.

При покупке этого набора, сразу встал вопрос о том, что карточки двусторонние, на мой взгляд, это большой минус при показе карточек. Во всяком случае, когда я начала показывать презентацию ребенку по этим карточкам, то первое на что он обратил внимание — это оборотная сторона карточки, поэтому вся презентация закончилась разглядыванием другой стороны. К тому же нужно учитывать, что из-за того, что карточки двусторонние, некоторые буквы не получится поставить рядом, например «а» и «б», и все рядом стоящие буквы, хотя иногда это было бы нужно.
Это существенный минус набора, но как я понимаю, это сделано в целях снижения стоимости комплекта, если добавить еще столько же карточек, то цена станет приближаться к оригинальному пособию Монтессори.

Рассматриваем дальше: формат карточек очень порадовал: 17х20 и высота буквы 8 см, картон плотный.
Гласные, как и полагается на красном фоне, согласные – на синем.

Сами буквы белые, прописные, без наклона, что является плюсом при первом знакомстве с буквами, поскольку первое письмо без наклона считается более естественным для ребенка. Шершавое напыление букв достаточно приятное и ощутимое.
Все уложено в коробку, где есть ленточка, потянув за которую можно достать буквы. Но сделана эта конструкция не очень надежно, через пару дней ленточка уже оторвалась:).


К комплекту прилагается небольшая книга «20 занятий с карточками Монтессори», которые дадут представление, как работать с этими карточками.



Но все же, если вы планируете обучать писать ребенка по этому методу, то я бы порекомендовала кроме этой брошюру приобрести книгу М.Монтессори «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет «, где есть глава с о писание метода обучения письму.

Еще можно посмотреть книгу Е. Хилтунен: «Говорю, пишу, читаю». Упражнения для маленьких детей в развитии языка.

А также, для самых любознательных, книгу Фаусек: «Русская грамматика по методу Монтессори». Эта книга позволит более глубоко понять процесс становления грамотности в родном языке у детей. Также в книге описаны варианты упражнений с языковым материалом М.Монтессори в русской транскрипции Ю.Фаусек.
Эти книги также можно приобрести в интернет-магазинах «Монтессори-клуб» и «Незнайка»

В целом, приобретенным комплектом я довольна. Сейчас Святослав активно по нему занимается и пробует писать свои первые буквы. Но в дальнейшем все-таки придется в дополнение к этому комплекту делать самой и прописные буквы.

Купить в Лабиринте:

Когда в нашей семье родилась Серафимка, я очень активно интересовалась методикой Монтессори. Я узнала про низкое спальное место и другие принципы создания , а ещё я узнала про Монтессори-мобили и чёрно-белые карточки. Тогда я нашла много контрастных картинок, распечатала их и повесила как гирлянду около того места, где Сима проводила время, пока не спала. Сейчас у многих моих друзей появились новорожденные дети и я вспомнила, что было бы неплохо сделать такой материал, чтобы мамы могли развивать зрение у крохотных крошек:)

Почему именно черно-белые картинки?

Всё просто. Наверняка вы слушали, что у новорожденных плохо развито зрение. В первые дни жизни глазки ребёнка двигаются хаотично. После 20 дней малыш способ недолго удерживать взгляд на предмете. Постепенно взгляд ребёнка развивается и он может видеть всё дальше и чётче.

А ещё новорожденные не различают цвета. Да-да! Это связано с тем, что сетчатке человеческого глаза находятся специальные клетки (палочки и колбочки). При помощи палочек мы видим контрастные чёрно-белые изображения, а колбочки позволяют нам различать цвета. Так вот у младенцев в первые полтора месяца жизни больше палочек, а колбочки развиваются немного позже.

Чтобы помочь ребёнку научиться концентрировать внимание, нужно показывать ему контрастные чёрно-белые картинки. Принцип введения новых изображений: от просто к сложному. Сначала это могут быть самые простые линии, геометрические фигуры, потом силуэты животных и орнаменты. С 2-х месяцев – , потом более .

Я разработала комплект картинок от простого к сложному. Самые первые картинки очень простые, затем идут силуэты животных разной детализации. Выбирайте сначала те силуэты, которые имеют более понятную форму, а затем вводите более сложные рисунки. Самыми детальными в моей подборке являются узоры. Их вводите ближе к 3-м месяцам.

| pdf



Менять картинки стоит не чаще, чем раз в неделю.

Как использовать чёрное-белые карточки?

  1. Держите картинку в руках и просто показывайте малышу некоторое время, говорите с ним о чём-нибудь, пусть он слышим ваш голос. Расстояние до картинки не более 30 см.
  2. Прикрепите картинку к стенке кроватки или где-то в поле зрения малыша на расстоянии не более 30 см.
  3. Подвесьте карточку к мобилю, чтобы рисунок был расположен горизонтально.
  4. Поместите картинку в рамочку и поставьте её рядышком с местом кормления малыша. Когда он будет кушать, сможет внимательно рассматривать рисунок.

Я буду очень рада, если этот материал поможет вам радоваться новому вместе в вашим новорожденным человечком. Пусть он пораньше научится различать то, что видит, чтобы вскоре внимательно рассмотреть ваше лицо!

Если вам понравились эти карточки для новорожденных, расскажите о них друзьям в социальных сетях . Возможно, кто-то из них как раз ждёт появления малыша или уже радуется первым дням совместной жизни:)

А чтобы регулярно получать от нас разные полезности для развития детей, смело “.

Желаем вам и вашему малышу множество волшебных мгновений, проведённых вместе!

Пишите нам!

Матрешки

Русскими матрешками теперь вряд ли кого удивишь: эти сувениры известны и популярны во всем мире. А вот автору этих матрешек - Ольге Опатерн , педагогу монтессори сада в г. Шымкенте (Казахстан) удивить удалось: ведь матрешки сделаны из… обычных пластиковых бутылок.

Сделать их, уверяет Ольга, довольно просто: срезается верх бутылки и на клей ПВА наклеивается мягкая хлопчатобумажная ткань (отлично подойдут старые наволочки или простыни). Затем, после высыхания, поверхность грунтуется белой эмульсионкой. Дальше остается только расписать сделанную заготовку. Тут уже дело за мастерством и художественным вкусом автора. Один минус - матрешки не могут складываться друг в друга.

Коробочка с сюжетом

Этот материал психолог, доцент Вера Могилева

Книжка с иллюстрациями и несложным сюжетом, а к ней прилагаются фигурки - участники событий и предметы, которые описаны в повествовании. После прочтения дети любят повторять сюжет с использованием фигурок.

Карточки по столовому этикету

Вера Могилева сфотографировала, когда побывала в Монтессори-яслях «Nido» в г. Бергамо (Италия).

Карточки по обучению столовому этикету помогают детям научиться правильно пользовать столовыми приборами.

На рисунках показано, как следует держать ложку, вилку, стакан и т.д.

Шарики и шланги

Этот материал психолог, канд. псих. наук Вера Могилева сфотографировала, когда побывала в Монтессори-яслях «Nido» в г. Бергамо (Италия).

В специальном поддоне «мокрой зоны» устанавливаются три шланга разного диаметра, закрепленные на одной панели. Сквозь шланги можно запускать полые шарики, кусочки губки и камешки, наблюдая, как одни предметы тонут, а другие продолжают плавать на поверхности воды.

Звуковая игра "Искатель"

Это - прекрасный пример открытого Монтессори-материала. Идею у итальянских коллег подсмотрели педагоги Украинской Монтессори школы (Киев). «Ребенок выбирает для исследования любой звук, помещает его в прозрачный конверт, идет с корзинкой по классу, собирая те предметы, в названии которых, по его мнению, присутствует данный звук (в любой позиции, не обязательно первый), - поделилась Наталия Прибыльская. - В конце работы можно ее оформить. Для ребенка, не умеющего писать, список слов под диктовку ребенка пишет учитель. Более старшие дети могут сделать ромашку звуков: в центре - исследуемый звук, в лепестках названия предметов или рисунки.

Этой идеей поделилась Наталья Прибыльская (Украина ). Коллеги заимствовали ее в Монтесссори школе Принстона (США), когда проходили там обучение. Материал сделан ко Дню Святого Валентина. На картонных полосках - наклеены цифры, в коробочках - сердечки для выкладывания от 1 до 5. Контролем ошибок является цвет сердечек

Древо школы

Это символическое древо наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала, когда побывала в Праге в International Montessori School of Prague . Древо большое, нарисовано на картоне и занимает целый проем в стене. На каждом его листике - фотография ученика. Примечательно, что фотографии эти - не просто портреты. На них запечатлены дети в какой-то знаменательный момент школьной жизни. На отдельных ветках - отдельные классы.

Геологическая история Земли

Этот интересную идею - нарисовать схему геологической истории Земли в лестничном пролете между первым и вторым этажами наш редактор Елена Тимошенко подсмотрела, когда побывала в International Montessori School of Prague . Это единственная аккредитованная AMS монтессори-школа в Праге. Рисовали схему ученики и учителя начальной школы. Замечательная идея! Каждый день ученики проходят мимо «кайнозоя и мезозоя к палеозою и неопротерозою» и обратно по нескольку раз. Разве после этого забудешь особенности каждого периода?

Солнечные батарем

Этой идеей с редактором нашего журнала Еленой Тимошенко поделился один из организаторов школы “Materska skola” в Праге (www.montessorischool.cz)

Rudolf Filcher. Рудольф установил на стенах и крыше коттеджа, который они арендуют под свою школу на окраине Праги, эти солнечные батареи. Экономия налицо! Ученики тоже знают, как и откуда берется в их монтессори школе электричество и относятся к нему бережно. А вот так это выглядит с улицы.

Строение человека

Этот материал наш редактор Елена Тимошенко www.montessorischool.cz)

И хотя экземпляр, который вы видите, сделан фабричным способом, его можно сделать и самим. Контуры человека и внутренних органов вырезаются из плотного нетканого материала. С обратной стороны пришивается липучка. Подписи тоже делаются на полосках светлого нетканого материала. Для контура человека подойдет тонкий драп.

Цвет-прищепка

Этот материал наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала, когда побывала монтессори школе “Materska skola” в Праге (www.montessorischool.cz).

Лепестки «цветка» из картона - разного цвета. Каждому цвету соответствует прищепка, грани которой раскрашены определенным цветом. Сколько лепестков - столько и прищепок. Каждому лепестку надо найти свою прищепку.

Карта мира

Эту карту наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала в одной из крупнейших Монтессори школ Северной Америки - Near Noth Montessori school в Чикаго. Карта сделана учениками школы с использованием зерен пшеницы, овса, риса, фасоли. (Ими выложены контуры континентов). Водная часть на карте тонирована с помощью гуаши.

Фотографию этого материала любезно предоставила нашему журналу Елена Баканова после посещения российско-итальянского семинара в г. Кастелланца, который прошел в мае 2011 г.
Наши итальянские коллеги используют его в группах для детей 1-1,5 лет.
Плетеная корзинка наполняется предметами, которые малыши могут брать, изучать, исследовать. Здесь можно увидеть и настоящий лимон, и теннисный мячик, и бигуди и т.д. Все предметы достаточно большие - чтобы крохе было удобно брать предмет своего исследования, но при этом он не мог бы проглотить его. Итальянские педагоги считают, что в корзинке должно быть до 120 различных предметов, причем каждый представлен в единственном экземпляре.

Фотографию этого материала нам представила психолог Елена Баканова после посещения монтессори-яслей в г. Лильяно (Италия).

Автор идеи - Арно Штерн. Для творчества детей от 2 лет и старше оборудована специальная комната. Ее стены обиты фанерой, на нее крепятся большие листы бумаги. В комнате находится стол, на котором размещают краски 18 оттенков. Рядом с каждой краской находится стаканчик с водой и 3 кисточки: тонкая, средняя и широкая. Рисовать можно что угодно и сколько угодно. Никаких заданий, образцов нет. Педагог показывает только, как пользоваться кисточкой и как мыть ее в стаканчике. То, что нарисовано в этой комнате - никогда не выносится, не обсуждается, не оценивается, нигде не выставляется.

Этот вулкан наш редактор Елена Тимошенко увидела на празднике, который проводился в «Школе великих открытий» г. Одинцово по поводу начала работы у них монтессори-класса для детей 6-10 лет.

Эта идея родилась у меня ночью за день до праздника, - поделилась с нами руководитель этого монтессори-сада Ирина Кулешова. Я размышляла, чем закрыть гору песка на площадке, где должно было проходить наше мероприятие.

Для такого необычного вулкана нам потребовалась пустая пятилитровая бутыль, сверху обмазанная монтажной пеной. Мы покрасили ее и установили на гору песка. Внутри была красная гуашь и сода. Во время кульминационного момента из лейки добавили уксус. Вулкан получился замечательный!

Эта идея очень понравилась нашему редактору Елене Тимошенко, когда она посетила Монтессори-школу в г. Тэйгу (Корея). Ее руководитель - Президент Корейского Монтессори сообщества д-р Джан ( Yong Soon Jun).

Национальные костюмы для мальчика и девочки висели на специальных креплениях на стене в открытом доступе в просторном холле. Дети с удовольствием облачались в них. Рядом расположено большое зеркало, чтобы малыши могли видеть себя в полный рост.

Кстати, костюмы могут меняться, когда, например, в группе происходит знакомство с культурой и бытом другой страны.

Важно, чтобы в наличии был костюм для мальчика и для девочки.

Сервировка

Этот материал наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала, побывав в московской Montessori School of Moscow .

Ребенок быстро и с удовольствием обучается сервировать стол: в корзинке находятся тарелка, стакан, а также вилка, ложка, нож, обернутые в бумажные салфетки.

Обратите внимание: сервировочная салфетка двойная, состоит из двух контрастных по цвету частей. Материал нетканый, и на верхней салфетке вырезан контур вилки (слева), ножа и ложки (справа).

Этот материал наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала, когда побывала в Монтессори детском саду при монастыре Святой Терезы ( St. Theresa Montessori Kindergarten) в столице Тайваня Тайпее.

Красные, зеленые, синие, желтые карточки с названиями месяцев группируются по временам года. Они раскладываются вокруг глобуса. Каждому месяцу следует подобрать карточки, соответствующие сезонным изменениям: в природе.

Этой идеей с нами поделился руководитель московской Мотессори-студии «Бегемоша» Андрей Грибков.

Как-то к нам в студию пришел ребенок более чем подвижный. Остановиться и сконцентрироваться малыш мог, только занимаясь пересыпанием. Но стандартный тазик с гречкой и мельницей ему был явно тесноват. Тогда в ИКЕЕ мы приобрели большой ящик, и наполнили его горохом. Гороха ушло, правда, килограмм 15, но зато вся возбудимость малыша оставалась там. Ящик этот пользуется сейчас у детворы большим успехом. Дети любят погружаться в него целиком, и это доставляет им огромное удовольствие!


Этой идеей поделилась Ева Бэккель ( Eva Bekkel, Норвегия), когда побывала на Конференции в Москве в апреле 2009 года.

В ее Монтессори школе - Bambini Montessori school - конфликты между детьми разрешаются за Столом Дружбы.

Это - небольшой столик, на котором стоит ваза с розой. Когда возникает конфликт, дети садятся за этот столик и по очереди, держа розу, высказывают свое мнение о возникшей проблеме.

Это прекрасный способ разрешения конфликтов, - считает Ева. - Роза обязательно должна быть живая. В младшей группе мы ставим розу без шипов. Детям постарше - обычную розу, с шипами. С тех пор, как мы установили Столики дружбы в нашей школе, количество агрессивных способов разрешения конфликтов значительно уменьшилось.


В преддверии весны на Руси было принято устраивать игры, забавы, и разные действа по прощанию с зимой и приглашению весны. Пекли из теста птичек, сжигали чучело зимы, водили хороводы…

Эти «весеннички» сделали сами ребята в московском детском саду «Монтессори-Ромашка» тоже накануне весны: чтобы появившаяся зеленая травка о весне напоминала и зиму провожала.

Это название придумали сами ребята, - поделилась с нами Монтессори-педагог этого сада Елена Максимова. - Были и другие не менее интересные варианты названий - Веснушка, Травкин, Земляной.

Вот как мы их делали:

Нам понадобятся:

1. Капроновые носочки (по одному на каждого ребенка)

2. Опилки (мы купили упаковку в зоомагазине)

3.Земля для цветов

4. Семена газонной травы или травы для домашних животных (она предпочтительнее - быстрее прорастёт)

5. Маленькие поддоны для цветов

Приготовить заранее:

1. За несколько дней до работы в группе изготовьте «Весенничек» сами, чтобы показать детям его во всей красе - с уже проросшей травкой.

2. Сделайте кольца из толстой проволоки (диаметр 8-10 см) - на них удобно натягивать носочки, чтобы вкладывать внутрь соответствующее наполнение.

3. Насыпьте опилки в ведра (по нашему опыту - одно ведро на 6 детей)

4. В небольшие миски насыпать по 6 столовых ложек земли (по одной мисочке на двух детей)

Изготовление

1. Рассаживаемся с детьми в круг и, четко проговаривая свои действия, показываем процесс создания «Весенничка» от начала до конца.

  • высыпаем семена травы в миску с землей, перемешиваем
  • натягиваем носок на проволочное кольцо
  • накладываем три ложки земли с семенами в носок
  • руками засыпаем внутрь опилки «чтобы Весенничек стал толстеньким»
  • закручиваем носок, выворачиваем нижнюю часть и натягиваем вверх
  • сплющиваем и кладем в поддон

2. Делим детей на пары - во-первых, так удобнее работать, во-вторых, сплачивается группа. В пару к самым младшим ставим самых старших, средних делим по «дружеским» парочкам. Рассаживаемся по группе так, чтобы никто друг другу не мешал, и было удобно подходить к центру - здесь стоят ведра с опилками и сидит взрослый, всегда готовый помочь.

3. Работу делаем по два раза - для каждого участника пары. Малыши выполняют посильные им операции.

Уход:

Когда Весеннички готовы, опять собираемся в круг и проговариваем, как за ними нужно ухаживать:

  • в первый день сильно намочить со всех сторон и поместить вместе с поддоном в полиэтиленовый пакет.
  • Держим в пакете «Весенничек» три дня.
  • Переселяем его на подоконник и обязательно поливаем каждое утро.

Эту газету наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала, когда побывала в Монтессори-школе Любови Чухонцевой. Сделана газета была по итогам проекта, посвященного письменности.

Как человечество делало первые шаги к освоению письма? Что такое предметное письмо и как делали свои послания скифы персам? Чем отличается оно от картинного письма и как запечатлевали информацию эскимосы-охотники? В этой газете - не только интересная информация о том, как зарождалась книга. Здесь можно увидеть глиняные таблички, на которых школьники, подобно древним ассирийцам и грекам, смогли запечатлеть информацию заостренными палочками. Дети сами делали свитки, похожие на те, что создавали из папируса древние греки, и даже пытались писать на «пергаменте» - кусочках телячьей или овечьей кожи, подвергнутых обработке. Проект оказался очень увлекательным и познавательным. Теперь детвора в этой школе хорошо знает, что предшествовало рождению книги.

Этот материал наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала, побывав в московской Монтессори-школе Любови Чухонцевой.

В специальной коробочке собраны фигурки собак различной породы, карточки с изображением собак и подписи к ним - карточки с названиями пород. Презентация проводится с помощью красных карточек, на каждой из которых изображена собака определенной породы. Какая именно - можно узнать, посмотрев подпись на обороте. Ребенок может заниматься материалом самостоятельно, идентифицируя фигурку животного с карточкой и выкладывая подписи к ним.

О людях с ограниченными возможностями

Этот материал наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала в частной английской школе Medowbrook Montessori Primary School близ Лондона.

На подносе собраны фигурки людей с ограниченными возможностями. Педагог этой школы рассказала, что этой теме в группах посвящаются специальные круги. С детьми обсуждаются проблемы людей с ограниченными возможностями, то, в какой помощи нуждаются, и как сами ребята могут помогать нуждающимся.

При отсутствии фигурок материал можно сделать на карточках.

На эту Ленту времени, которую сделали ко дню рождения мальчика Томаса (Birthday Timeline), наш редактор Елена Тимошенко обратила внимание в частной английской школе Medowbrook Montessori Primary School близ Лондона.
На листы цветной бумаги располагают фотографии ребенка в хронологической последовательности (от момента рождения и далее с периодичностью в полгода-год.) Внизу под фото можно сделать короткий комментарий. Эту Ленту в группе может сделать сам именинник.
Малышам помогают педагоги или родители.

На этот удобный и функциональный коврик наш редактор Елена Тимошенко обратила внимание в частной английской школе Medowbrook Montessori Primary School близ Лондона.

На большом куске ткани вместе с ребятами сделано красивое панно. Внизу пришиты разноцветные кармашки с именами детей. В кармашках можно оставлять информацию для родителей.

Находится панно в раздевалке. Красиво и удобно!

На этот ростомер наш редактор Елена Тимошенко обратила внимание, когда посетила частную школу Medowbrook Montessori Primary School близ Лондона.

Все просто: у входа в класс на стене прикреплен ростомер. Рядом - лист со списком детей, а слева специальными закладками можно отметить: самый высокий малыш, самый младший и т.д.

Этот материал выпускают на фабрике «Nienhuis» (Нидерланды).

Наш редактор Елена Тимошенко сфотографировала его на выставке, которая в октябре 2008 года проходила в рамках IX Международой конференции “Montessori-Europe” в Оксфорде.

Полоса черной ткани шириной 30-35 см наматывается на деревянный держатель (типа скалки). На конце Ленты - красная полоска (шириной около 4 см), символизирующая современную историю. На Ленте раскладываются фигурки, символизирующие развитие цивилизации - от простейших, кишечнополостных - до первобытного человека.

Этот материал очень наглядно показывает эволюцию жизни на Земле.

В принципе, его можно сделать и самим.

Л.Ю. Климанова , рассказала нам:

Цветовой модуль

Нам потребуется: кусок фанеры 70 X 70 см, шары или другие предметы, одинаковые по форме и размеру, но разные по цвету для создания парной перетяжки, 4 цветных крючка - самореза и колечки для нанизывания - сортировки по цвету.

Что делать: Прикручиваем крючки, под ними закрепляем коробочку или корзинку для колечек. Ниже сверлим 8 отверстий, продеваем в них шнуры, соблюдая последовательность 1-5, 2-6, 3-7, 4-8. На концах каждого шнура закрепляем шары одного цвета. Теперь можно подбирать пары и проверять себя. Можно добавить и другие способы сортировки и подбора пары, например закрепить металлическую пластину, цветным скотчем выделить контрольные полоски и сделать сортировку цветных магнитов и т. д.

Модуль для шнуровки

Нам потребуется: кусок толстой фанеры70 X 70 см или просто доски, шурупы-кольца разного диаметра, гвоздики с декоративными шляпками, цветные шнурки, деревянная игла.

Что делать: Вкрутить шурупы с маленькими кольцами до упора, чтобы получилась основа для шнурования - два вертикальных ряда металлических колец, сверху закрепить два цветных шнурка. Потом аналогично расположить два ряда гвоздиков - сверху тоже два цветных шнурка. Горизонтально, вплотную друг к другу, вкручиваем шурупы с большими кольцами, закрепляем шнурок с иголкой, и можно «шить».

Человек в истории культур


Эти материалы мы увидели на выставке пособий и материалов для Монтессори-групп, которая проходила в марте 2008 года в Ростове.

Их автор - Мария Козлова , Монтессори-педагог из Череповца.

Я сделала их для серии материалов «Человек в истории культуры». На занятиях мы изучаем русский народный костюм. Обучение проходит поэтапно: вводится материал «части русского народного костюма», потом ребята раскрашивают и подписывают их. Затем следует коврик «Русского костюма».

Мы обращаем внимание ребят, что в каждой области существовали свои ремесла и промыслы, а костюмы имели свои особенности.

Об этом у нас подготовлены карточки для чтения.

Ремеслам некоторых областей специально подготовлены материалы.

Например, «Вологодская область»: здесь представлены изделия из бересты, предметы с резьбой по дереву, вологодское кружево.

«Московскую область » представляют гжель, жостовская роспись, палех, матрешки.

«Нижегородскую область» представляют хохлома, городецкая роспись, Полохов-майдан, изделия из меха.

«Кировскую область» - дымковская игрушка, ткачество.

«Ярославскую область» каргопольская игрушка, изделия из дерева и бересты, изделия из меха.

Есть события, которые очень важны и для ребят, и для взрослых. Как не пропустить знаменательную дату? Очень просто. Можно просто сделать памятку. Эти идеи мы подсмотрели, когда побывали в детских садах Финляндии.

Идея 1. В детском саду Монтессори, что находится при муниципальной школе г. Эспоо, сделан круг, который разделён на 4 сегмента, по количеству времен года. Зима - голубой сегмент, весна - желтый, лето - зеленый, осень - оранжевый. На каждом сегменте есть еще картинка- символ: снеговик, цветок мать-и-мачехи, летняя зарисовка с солнышком, гриб. Рядом с каждым сегментом - фотографии малышей и воспитателей, которые родились в это время года. Под фотографией - дата рождения. Сверху - имя.

Красиво и удобно.

Идея 2 . В детском саду Монтессори в Хельсинки, который создан Обществом родителей, времена года изобразили в виде холмов: оранжевого (осень), голубоватого (зима), коричневого (весна) и зеленого (лето) цвета. Каждый холм можно украсить сезонными символами, а сами холмы декорировать. Над каждым - название времени года. На холмах располагаются фотографии всех, кто посещает группу. Еще одна деталь: в этой группе рамочки к фото сделаны в виде машинок.

Монтессори - педагоги - люди необычайно творческие. Они умеют прекрасно заниматься с гурьбой разновозрастных ребятишек, придумывать новые игры, писать сценарии, делать необычайные поделки своими руками. А еще они могут творить новые материалы и оборудование из самых невероятных вещей и предметов.

Есть идеи? Есть интересные наработки?

Эти идеи мы подсмотрели, когда побывали в гостях в Ассоциации Монтессори-педагогов России. Автор - Л.Ю. Климанова , рассказала нам:

Появилось это всё не от хорошей жизни. Просто мы открывали группу для малышей до 3-х лет, а поставки модульного оборудования из Омска задерживались. Вот и пришлось взять в руки шуруповерт…

Старый стол - новая горка

Итак, нам потребуется: старый офисный стол, боковые стенки (ламинированные панели) от старого шкафа, дверные петли, ковролин для обивки, бруски, чтобы сделать лесенку.

Что делать: Укорачиваем стол снизу, примерно на 30 см. Прикручиваем на петлях панели к столешнице с разных сторон, на одну панель крепим лесенку, на другую - бортики, крепим при помощи бруса боковую загородку.

Обиваем ковролином верхнюю площадку и пространство под бывшим столом.

Новая горка для детворы готова, а под ней - уютная норка!

Тактильный модуль

Нам потребуется: кусок фанеры 70 X 70 см, плоские мочалки из ближайшего хозмага разной степени жесткости, по 4 пары детских перчаток 2-х цветов (для наполнения фасолью, горохом, пшеном, ватой). Цветные щетки разной жесткости: для вытирания пыли, для подметания, ершик для посуды

Что делать: Разрезаем мочалки на равные части и крепим их на поверхности, чтобы получился ряд (от самой мягкой к более жесткой). Ниже прикручиваем щетки.

Сверлим 8 отверстий и продеваем в них 4 шнура. Заполняем перчатки наполнителем так, чтобы один наполнитель был в перчатках обоих цветов. Привязываем их - на концах одного шнура должны оказаться перчатки разного цвета, но одинаковые на ощупь, в последовательности от ваты к фасоли.

Тактильный модуль готов!

День нашей книги

Этой идеей с нами поделились педагоги Ольга Лиссер и Инна Зарочинская

(г. Пермь, ЦРР №69):

Ежегодно мы издаем книгу сочинений наших детей, и 28 марта отмечаем в наших группах как День нашей книги . Идея ее создания появилась семь лет назад, после посещения зоопарка. Тогда появился книга «Ребята о зверятах». Решено было сделать выпуск сборника сочинений ежегодным. Сейчас вышло уже семь томов. Темы самые разные: 280-летию Перми была посвящена книга «Мой любимый город Пермь», театру моды «Кем буду я», летнему отдыху «Воспоминания о лете». В 2007 книгу назвали «Мои друзья».

Изучаем москвоведение в музеях Москвы

Эту идею мы подсмотрели, когда побывали на юбилее Ассоциации Монтессори-педагогов России.

На стене красовалась огромная газета, которую с любовью сделали школьники.

Оказывается, появилась она после увлекательных и очень познавательных визитов ребят и педагогов школы в Московские музеи.

У нас возникла идея изучать москвоведение в музеях Москвы, - рассказала нам Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России Л.Ю.Климанова.- Ребята побывали в музее Л.Толстого, в Третьяковской галерее и Политехническом музее. Особенно их впечатлил исторический костюм. Так у нас появился уникальный фолиант «Костюм 16 века». Ребята эту книжку сделали сами.

Глиняная партитура, или как родилась музыкальная сказка про ёжика Марка

Этой идеей с нами поделилась Ольга Лопатина , монтессори-педагог Ассоциации Монтессори-педагогов России:

— В нашей группе Монтессори при психологическом Центре "Лекотека" возникла идея создания музыкальной сказки. Идея возникла спонтанно, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Сначала появились «звуки»: шум дождя, стук падающих яблок, журчание ручейка, шуршание листьев и камешков под ногами, треск сороки. Мы ходили слушать их в Тимирязевский парк. Там мы вместе с детьми гуляли по настоящему лесу и прислушивались к звукам в нем.

Затем мы находили звуки с помощью разных музыкальных инструментов. Многие инструменты дети придумывали самостоятельно. Например, коробочка с монетками или бусинками напоминала им звук шагов ежика. Они делали эти инструменты дома и приносили в группу.

Потом возникла сама сказка. Главным героем стал Ёжик Марк, который гуляет по осеннему лесу и собирает музыкальные звуки. Мы решили назвать ее «Сказка про ёжика». Но как ребятам запомнить сюжет? И тогда мы решили лепить нашу сказку! Так появилась партитура, созданная из глины. На ней были деревья, тропинки, листья, яблоки, ручеек. В общем, все, что поможет детям запомнить сюжет сказки. И наша сказка сначала стала глиняной, а потом — музыкальной.

Мы слепили ежика из пластилина, а дети вылепили из глины осенний лес и раскрасили его. А потом ребята сами предложили: хотим играть ее по-настоящему! Дети с большим удовольствием и радостью вслушивались в звуки, создавали и придумывали партитуру из глины, озвучивали сказку. Им нравилось не только участвовать в сказке, но и создавать ее.

Так появился музыкальный спектакль.

Для нас всех самым интересным оказалось то, что наша сказка в конце концов ожила.

Книга развивающих игр

Книга «Развивающие игры» вышла в московском издательстве Айрис-пресс. Она содержит описание около 400 игр для малышей, и пользуется неизменным успехом у родителей и педагогов. Игры на кухне и в ванной, на прогулке и даче, веселые варианты каждодневной уборки и утренней зарядки - все эти занятия помогут родителям весело и ненавязчиво привить навыки гигиены, любовь к чистоте, развить творческие и интеллектуальные способности ребенка.

Автор и составитель сборника - Елена Топалова, по образованию - искусствовед, по призванию - Монтессори-педагог. В настоящее время возглавляет «Игровую службу развития детей «Умка» в Каменске-Уральском.

За два десятка лет педагогической работы я перепробовала много методик. Мы обучали учеников начальных классов, занимались подготовкой детей к школе, создавали свою методику игрового развития. Однако когда я узнала систему Монтессори, оказалось, что изобретать ничего не надо - в ней есть все, - поделилась с нами Елена Павловна. - Когда мы создали нашу службу игрового развития детей, мы поняли, что необходимо много работать с родителями. Именно для них мы стали создавать учебно-ознакомительные брошюры. Кроме того, мы стали собирать и записывать игры для детей разного возраста.

Потом я проездом была в Москве, зашла в ближайший книжный магазин, и там мое внимание привлекли книжки из серии «Внимание: дети». Я позвонила в издательство и передала им свои наработки. В 2002 году книга вышла в первый раз. А в 2004 году в этом же издательстве вышла еще одна моя книга: «Художники с пеленок». В ней представлены практические занятия по развитию художественных способностей у детей от внутриутробного периода до 3-летнего возраста. Сейчас эту книгу можно найти в библиотеках, но я надеюсь, что в ближайшее время она будет переиздана.

Эту идею мы подсмотрели, когда мы побывали в Монтессори-школе в г.Киеве.

На длинной деревянной рейке набиты гвоздики с широкими шляпками по числу дней каждого месяца. Начинается календарь с сентября. Названия месяцев можно подписать и закрепить сверху.

Каждый день на кругу ребята вспоминают день, месяц и вешают на гвоздик символический значок. (У каждого месяца он свой - грибок, лист, колокольчик, снежинка и т.д.)

Важно, что дни рождений ребят тоже отмечены на этом календаре - на гвоздиках, соответствующих знаменательным датам, висят специальные памятные жетоны каждого малыша в группе.

Многим педагогам знакома проблема: где в классе разместить стойку для ковриков. Нередко эти проблемы возникают, если помещение не очень просторное или оно не приспособлено под класс.

Интересное решение нашли в киевской Школе Монтессори. Там отказались от стойки для ковриков вообще. У них коврики - это… немаркие махровые полотенца, которые аккуратно складываются в штабель либо на специальной открытой полке, либо в нижнем выдвижном ящике шкафа.

Дети носят их, аккуратно сложив, на вытянутых руках.

Идею этого материала мы подсмотрели на выставке авторских разработок, которая проходила в рамках Международной конференции в Киеве в ноябре 2007 года.

На черном полотне (примерно 1м.на 1м) белым шнуром обозначены орбиты планет Солнечной системы. Солнце и планеты - это шарики и мячики. Важно, что все они разного диаметра и цвета, с учетом реальных пропорций планет Солнечной системы. (Солнце - желтое, Земля, традиционно, голубая и т.д.). Планеты можно подписать, приклеив к ним скотчем названия.

Любой Монтессори-педагог знает, какое удовольствие - создавать материалы своими руками. Такой материал, как «Сортировка по цвету» предоставляет широчайшие возможности для фантазии.

Эти идеи мы подсмотрели, когда посетили выставку авторских Монтессори-материалов на Международной конференции в Киеве в ноябре 2007 года.

Цветные горшочки и цветы, мягкие шарики и пластиковые коробочки из-под детских сладостей, немного фантазии - и вот замечательный материал готов!

Сервировка

Этой идеей поделилась на своем мастер-классе Анна Трима , Монтессори-педагог из Краснодара.

Нам потребуются: тарелка, ложка, вилка чашка (кружка). На светлой ткани (салфетке) обвести (или лучше вышить яркими нитками) контуры тарелки, чашки, ложки, вилки.

Порядок действий очевиден: раскладываем салфетку, а затем на места, обозначенные контуром, выкладываем тарелку, вилку, ложку, чашку. (Не забудьте, что по правилам сервировки вилка кладется слева от тарелки зубцами вверх, а ложка справа.)

Даже самые маленькие быстро усваивают правила сервировки, если им предложить этот материал.

Эти замечательные материалы мы увидели на выставке, которая проходила в рамках Международной конференции в Киеве (ноябрь 2007 г.).

Вариант 1. Для создания материала потребуются 5 салфеток, поднос, корзинка и 15 мелких фигурок.

Пять салфеток нумеруются от 1 до 5, и на каждой делаются метки.(1 - одна метка, 2 - две и т.д.) Задача малыша - поставить на каждую метку по фигурке. Малыши хорошо усваивают соотношение числа и количества, быстро учатся считать до 5.

Вариант 2. Для этого материала необходимо из цветной бумаги сделать заготовки пяти божьих коровок (размером с ладошку малыша), и, разделив горизонтальной линией спинку пополам, на верхней половинке наклеить разное количество кружочков (от 1 до 5.) Обязательно заламинируйте, и тогда материал можно использовать многократно.

Задача: на нижней половинке спинки малыш рисует фломастером такое же количество кружочков, как и на верхней половинке.

(Кстати, на внутренней стороне каждой божьей коровки можно написать цифры - по числу отметин на спинке).

Когда работа завершена, нарисованные кружочки можно стереть специальной губкой.

Этой идеей поделилась с Монтессори-педагогами на своем мастер-классе Джойс Тэтч , бакалавр, координатор программы Принстонского Центра (США) по подготовке Монтессори-учителей.

Материал «Подметание мусора» хорошо знаком педагогам из курса «Практической жизни». Многие сталкивались с тем, что метка, которую во время презентаций и работы клеят на стол, быстро изнашивается или теряется. В материале, который предложила Джойс, место для высыпания мусора обозначено прямо на подносе.

Педагоги могут отметить плюсы такого материала: метка не теряется, мусор при высыпании на поднос сильно не рассыпается.

Минусы: движения ребенка при подметании явно скованы границами подноса.

Как вариант: брать большой и широкий поднос.

Памятки для малышей

Эту идею мы подсмотрели, когда побывали в финском Монтессори-детском саду «Montsaan» в г. Ванта . В этом детском саду есть группа от 1 года до 3-х лет без мам.

Как нам удалось выяснить, подобных групп в Финляндии немного: существует большой дефицит подготовленных педагогов. Но интерес к подобным группам очень большой.

Дети, посещающие эти группы, отличаются от других, - призналась нам мама трехлетнего Маркуса. - Они более дисциплинированны и аккуратны. Свою годовалую дочь я постараюсь отдать сюда же, как только освободится место.

Наше наблюдение: малыши, позанимавшись с материалом, легко привыкают ставить его на место, потому что на полке под каждым пособием лежит его заламинированная фотография.

Этот материал мы сфотографировали, когда побывали в частном детском саду «Петушиный шаг» в новом районе Хельсинки.

Обратите внимание: помимо лейки, воронки, фартука, в подставке стоят флажки-метки. Они яркие, сделаны из соломинок для коктейля, имеют метку «лейка». Педагог ставит их в тех цветочных горшках, которые нуждаются в поливе. Таким образом, ребенок легко узнает, какие цветы нужно поливать, а какие - нет.

Шьём и вышиваем

Эту замечательную корзиночку для шитья и вышивания мы увидели в одной из Монтессори-школ Финляндии, расположенную в районе Хэртониеми.

Стоит материал на полке, в открытом доступе. В корзинке множество отделений разной величины: тут и отделение для ниток, и для ножниц, и для картона. Заготовки из картона разной величины: на узких полосках просто обозначены точки, на других - нарисованы фигуры. Отверстия для иглы на картоне предварительно проколоты. Рядом лежит подставка под картон (кусочек плотного ковролина). Игольницы и кнопки тут же, в отдельном отсеке, в симпатичных закрывающихся коробочках.

Всё очень компактно, функционально, просто и, главное, красиво.

Эту идею наш редактор Елена Тимошенко подсмотрела в Монтессори-школе Анны Франк (г. Амстердам, Нидерланды).

На фотографиях запечатлены все основные материалы, с которыми занимаются в классе дети. Фото заламинированы и закреплены на плотном картоне. На прищепках записаны имена детей, занимающихся в группе.

Прищепок на каждого малыша может быть 2-3.

Очень наглядно и удобно.

Идею этого материала наш редактор Елена Тимошенко подсмотрела в английской частной Meadoubrook School недалеко от Лондона.

Макеты планет сделаны вместе с детьми из папье-маше. Пропорции соблюдены, каждый макет планеты имеет свой характерный цвет.

Планеты довольно крупные. Например, Сатурн в диаметре примерно 20-сантиметров.

Хранить лучше на специальной полочке в той последовательности, как они располагаются, удаляясь от Солнца.

Материал.


– Я уже умею читать!




– Коф-тыч-ка!…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки для интуитивного чтения.

C 3 – 3,5 лет сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает!». Но, конечно, ни о каком настоящем чтении речь пока не идет. По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух – «прочитать», – укореняется в сознании ребенка. Фактически это последний этап интуитивного детского чтения.

Материал.
Это может быть большая коробка с наборами карточек. Здесь есть наборы подписанных картинок с изображением предметов из жизни растений, животных и человека и другие карточки, на которых стоят только слова названия этих предметов. В каждую из серий входят по три набора карт и подписей к ним. К коробке прилагается продолговатая деревянная подставка, в которую карточки можно вставлять так, что не будут видны подписи под картинками. Подставка пригодится ребенку для самостоятельных упражнений с материалом. Она будет служить механическим контролем ошибок.

У нас в детском саду карточки на интуитивное чтение разложены в корзиночки по темам: животные, перелетные птицы, мосты, грибы и т.д. Можно делать их бесконечно, так как тем для познания и развития не исчерпать.

Есть такие карточки и в английском варианте, для тех, кто уже интересуется иностранными языками.

Дети сами выбирают карточки, с которыми хотели бы поработать. В старших группах дети устраивают друг для друга «экзамен» по карточкам. Один выступает в роли учителя, другой – ученика, и наоборот.

Наставница выкладывает на ковер серию карточек с изображением домашних животных и предлагает ребенку разложить их в ряд в верхней части ковра. Малыш делает это. Наставница обращает внимание малыша, что внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово. Она берет в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, находит такое же по очертаниям и кладет под картинкой. После второй-третьей подписи ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все слова разложены под картинками, наставница предлагает ребенку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь, чаще всего, по картинкам. В его сознании создается реальная модель себя читающего. Он даже может объявить:
– Я уже умею читать!
Ощутив себя читателем, малыш, увидев любую надпись, например, вывеску над магазином, может очень серьезно «прочесть» ее:
– Мама! Смотри! Там написано «Ма-га-зин»! Хотя на вывеске стоит название
«Пятерочка». Или можно услышать такой забавный разговор:
– Так ты умеешь читать? Что же написано на твоей маечке?
– Коф-тыч-ка!…

Изучать карточки удобно с помощью так называемого «трехступенчатого урока». О нем я расскажу в следующей публикации.

Разумеется, не надо поправлять ребенка или, тем более, смеяться над ним. Наоборот, стоит отметить, что он сделал большой шаг в развитии своего мышления. Но помните, слова – золото. Монтессори- педагог – не бросается словами.

Дело за малым – научиться писать, а потом и читать по-настоящему.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!