Женский журнал Ladyblue

Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению

Консультация «Развлечения в детском саду»

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:

1. Общественные: праздники народного единства, 8 Марта, День Защитников Отечества, Праздник Победы.

2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.

3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.

Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику.

Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:

1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и т. д.).

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

Консультация

«Проблема индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в музыкальном воспитании дошкольников в свете требований ФГТ»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Особая роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека двадцать первого века. Увеличивается и роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса: темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно - тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности

Качество музыкального образования в дошкольном учреждении определяется содержанием организационно-педагогических условий, способствующих достижению высокой эффективности музыкальной образовательной работы с детьми на уровне современных требований:

построение развивающей музыкальной среды, соответствующей целям и задачам образовательной области МУЗЫКА в ДОУ;

применение развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);

оптимальное использование личностного и творческого потенциала, профессионального опыта работы каждого педагога-музыканта и педагогического коллектива в целом;

обеспечение управляемости педагогической деятельности (организация адаптации, создание мотивации к музыкальной деятельности, осуществление корректирующих действий и мероприятий);

совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности ДОУ.

Успешной реализации музыкальных программ на основе личностно-ориентированного подхода, способствуют следующие формы работы с детьми:

Фронтальное обучение (все группы) позволяет успешно реализовать образовательную программу, ориентированную на общие возможности детей и важно для развития учебных умений, позволяющих детям успешно обучаться в школе;

Групповая (8-10 детей) организация для более близкого взаимодействия взрослого с детьми позволяет педагогу ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка;

Взаимообразование с 3-х лет - дополняет обучающее воздействие взрослого с процессом взаимодействия и взаимообучения со сверстниками;

Индивидуальное образование (ранний и младший дошкольный возраст) является самым эффективным по специфике возраста, так как ребенок не умеет входить в образовательную ситуацию в иных условиях, не может воспринимать учебные задания, не обращенные лично к нему;

Индивидуализация (старший дошкольный возраст) обеспечивает возможность каждому ребенку воспитываться в индивидуальном темпе на основе самоконтроля и самооценки полученных результатов.

Музыкальный руководитель тщательно подбирает музыкальный материал в соответствии с программой и ориентируясь на индивидуальные психофизические особенности детей определенной группы. А часто и осуществляет подбор песенного репертуара и музыкального материала с учетом рекомендаций психолога. Например: для дискоординированных детей

Музыкальное сопровождение, стимулирующее движение (марши, польки, галопы), то есть музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами; для детей со спастическими явлениями дизартрии - мелодичную, спокойную музыку, способствующую расслаблению: вальсы, колыбельные, музыку, иллюстрирующую явления природы - журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т.д.

Особое внимание уделяется подбору и внедрению в повседневную жизнь ребенка музыко-терапевтических произведений, что способствует созданию не только музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, но и значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.

Одним из главных условий качества индивидуализации музыкального воздействия, является искренняя заинтересованность педагога в его желании помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Роль музыкантов заключается в том, чтобы закреплять приобретенные музыковедческие знания, отрабатывать ритмические умения детей, интегрируя содержание, технологии.

Консультация

«Предельная численность зрителей и участников праздника в музыкальном зале детского сада»

Для того чтобы определить предельную численность заполнения музыкального зала во время праздника, Вы можете руководствоваться следующими документами:

Проектной документацией здания Вашего образовательного учреждения и региональными строительными нормами «Дошкольные образовательные учреждения»;

Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 г. № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности (вместе с «ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений»).

Расчетная вместимость здания и его помещений определяется градостроительными нормами в зависимости от типа ДОУ.

Например. В соответствии с п. 6.17 Московских городских строительных норм 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения»:

В ДОУ на 4-5 детских групп предусматривается один зал для музыкальных и физкультурных занятий площадью не менее 100 кв.м.;

В ДОУ на 6-14 групп - два зала площадью не менее 100 кв.м. каждый с кладовой при каждом зале площадью не менее 6 кв.м.

В соответствии с п. 8.4 в детских садах общего типа предусматривать два зала: один для музыкальных, другой для физкультурных занятий площадью не менее 100 кв.м.

В ДОУ вместимостью 5 групп (100 мест) включительно допускается наличие одного общего зала для музыкальных и физкультурных занятий. Занятия и мероприятия в залах для музыкальных и физкультурных занятий организуются не более чем для двух групп детей. Залы не должны быть проходными.

При проектировании по государственному заказу необходимо предусматривать универсальность зданий ДОУ общего типа, поэтому наполняемость детских групп следует принимать из расчета:

Для детей от 2 месяцев до 3 лет - 15 мест;

Для детей от 3 до 7 лет - 20 мест.

Таким образом, согласно градостроительным нормам, при площади зала 100 кв. м. предельная наполняемость составляет 40 человек.

В соответствии с п.5.7 «ППБ - 101 -89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утвержденных приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 г. № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности», количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 кв.м. на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 кв.м. на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.

Таким образом, перед проведением праздника следует:

Провести соответствующий мониторинг предполагаемой численности участников праздника;

Организовать его проведение с учетом того, что на одного участника мероприятия должно приходиться не менее 1,5 кв.м. площади.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Вечера развлечений требуют определенной подготовки как му­зыкального руководителя, так и всего педагогического коллектива.

Тщательно разучиваются песни, пляски; подбираются сценки для настольного театра игрушек, теневого, кукольного театра; изготав­ливаются необходимые декорации и костюмы.

Эти вечера должны проводиться систематически в вечернее вре­мя. Обычно они устраиваются в зале, где есть фортепиано, но мож­но проводить их и в групповых комнатах, на участке детского сада, лесной полянке, даче.

Очень важно, чтобы в вечерах развлечений принимали участие все дети, включая тех, кто не является исполнителем номеров, ро­лей. Воспитатель должен найти возможность всем детям спеть пес­ню, поплясать. Например, при инсценировании в настольном теат­ре игрушек песни М. Красева «Баю-баю» воспитатель показывает действия с игрушкой, а дети поют песню. В инсценировке по музы­кальному произведению М. Красева «Катя и Алена» куклы пригла­шают детей-зрителей поиграть с флажками и т. д.

На вечерах развлечений дети могут выступать как индивидуаль­но, так и небольшими группами или всем коллективом. Дети стар­ших возрастных групп с удовольствием самостоятельно устраива­ют представления теневого, кукольного, настольного театров для своих младших товарищей и выступают перед ними с концертами.

Рассмотрим каждую из форм развлечений в детском саду под­робнее.

Кукольный театр более, чем какой-либо другой, близок и досту­пен маленьким детям. Когда «ожившие» куклы начинают двигать­ся, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно. Кукольный театр легко орга­низовать в каждом детском саду: почти все куклы можно купить в магазине игрушек, сделать своими руками, а ширму изготовить при помощи столяра или родителей. Музыка предшествует пред­ставлению или служит оформлением его отдельных моментов. Редкий спектакль проходит без пения и плясок кукол. Малыши могут ритмично хлопать под музыку, сопровождающую пляску, дети средней группы - подпевать исполнителям знакомые песни. Старшие дети должны не только петь общие песни, но и напевать сольные партии вместе с героями представления или по их просьбе.

Теневой театр - своеобразный вид кукольного театра. В нем играют не объемные куклы, а куклы-силуэты. Дети очень любят подпевать исполнителям знакомые песни, смотреть, как движутся темные фигурки людей, животных, птиц, зверей на ярко освещен­ном экране. Музыкальные спектакли этого театра могут либо идти целиком под пение детей, либо под поочередное пение солиста и хора, либо под пение взрослого. В подготовительной группе дети иногда сами показывают представления этого театра, а воспитатель выступает в роли автора. Репертуар кукольного и теневого театров обычно включает народные сказки, маленькие рассказы, инсцени­ровки песен, небольшие сценки.

Театр теней - это показ сценки, стихотворения, небольшой сказ­ки через отражение тени манипуляций пальцев рук на стене или белом экране.

Настольный театр игрушек. Для него обычно используются обычные объемные игрушки или фигурки из картона, фанеры. Вос­питатель руками манипулирует игрушками. Чаще всего представ­ления настольного театра устраивают в младших группах. Чтобы детям было все хорошо видно, их усаживают полукругом перед сто­лом - сценой. Инсценируются обычно знакомые детям сказки, рас­сказы, потешки, стихотворения. В старших группах представления зачастую устраивают сами дети.

Текст инсценировки должен быть хорошо выучен «актерами». Музыкальным материалом для представлений настольного театра служат небольшие песни, прибаутки. Иногда показывают, с исполь­зованием грамзаписи, только отдельные движения: зайцы прыга­ют, кошки умываются, куклы пляшут.

Спектакли театра игрушек, несмотря на их простоту, не лишены театральности. И малыши, и дети старших групп с большим инте­ресом и удовольствием смотрят их. Воспитатели без большой пред­варительной подготовки могут разыгрывать несложные сценки. Необходимо только помнить, что для показа нужно брать сценки предельно простые по содержанию и без трудных для игрушек дей­ствий и движений. Этот театр поднимает интерес детей к игрушке, дает толчок для создания творческих игр.

Для театра пальчиков (би-ба-бо) не требуется специального оборудования: высокой ширмы, декорации, занавеса и т. д. По­казывать его можно из-за простой настольной ширмы или да­же стула с высокой спинкой. Годится также стол или табурет, поставленный на стол и прикрытый скатертью. Главное в этом те­атре - головки кукол, с которыми нужно тщательно отрепетиро­вать сценки или пьески, отобранные для показа. Театр би-ба-бо можно приобрести в магазине или сделать головки кукол самим из бумаги, папье-маше, картофеля, материи, шариков от настольного тенниса и т. д.

С успехом применяется в детском саду инсценирование на фланелеграфе. Сделать его не трудно. Для этого необходимо фанер­ную доску-стенд размером 90x60 см обтянуть гладкой фланелью голубого или бледно-зеленого цвета и на тыльной стороне приделать подставку. Доска ставится на детский стол, покрытый красивой скатертью. На фигурки для показа также наклеивается фланель ворсом наружу, благодаря чему они держатся на доске и легко пе­ремещаются. Перед показом все фигурки раскладываются за дос­кой в последовательности их показа. При помощи фланелеграфа рекомендуется инсценировать любые сказки с не слишком дина­мичным действием, рассказы о природе - цветах, деревьях, птицах, животных. Представление можно сопровождать соответствующей его содержанию музыкой. Фланелеграф применим во всех без ис­ключения группах.

В младших - показ проводит воспитатель, в старших - сами дети.

Слушание радиопередач широко не практикуется в детском саду, так как предполагает заблаговременное ознакомление с про­граммами радиовещания. Между тем слушание сказок, рассказов, музыкальных произведений может сыграть большую роль в эсте­тическом развитии детей. Восприятие радиопередач осложняется отсутствием зрительно-конкретных образов, потому взрослые дол­жны разъяснять детям, кто говорит. После передачи необходимо обменяться с детьми впечатлениями, чтобы узнать, как они поняли ее содержание. Следует воспитывать культуру поведения: приучать детей слушать внимательно, не мешая товарищам.

Не очень распространены в детских садах и просмотры телепе­редач, прежде всего потому, что слишком позднее время отводят телеканалы для дошкольников. В основном, телепередачи можно смотреть с детьми ночных групп в вечерние часы.



Очень хорошим развлечением для детей является показ диа­фильмов. Его проводит сам воспитатель, который может задержать на экране какой-либо кадр, обратить внимание детей на наиболее интересные ей детали. В процессе просмотра воспитатель помогает детям понять содержание диафильма, сформировать определенное отношение к поступкам героев. В последнее время стали выпус­каться диафильмы с пластинками, что еще больше повышает эф­фективность показа.

Концерты устраиваются силами приглашенных артистов, быв­ших воспитанников детского сада, учеников музыкальных школ, взрослых, а также детей, посещающих детский сад. В концертах могут быть представлены различные виды искусств - художествен­ное слово, музыка, танец. Иногда концерты состоят только из му­зыкальных произведений. При знакомстве, например, с теми или иными музыкальными инструментами - домрой, баяном, балалай­кой, скрипкой и т. д. - можно сыграть на них музыкальные произ­ведения, спеть под их сопровождение. Наиболее распространенными являются концерты, включающие отдельные номера, объеди­ненные одной темой, к примеру, «Наша Родина», «Наш детский сад», «Времена года», «Дружба народов», «Наш любимый компо­зитор», «Наши любимые песни», «Радуга-дуга», «Жанры музы­кального искусства», «Творчество А.С. Пушкина» и т. д.

При составлении программы концерта необходимо учитывать особенности восприятия музыки детьми того или иного возраста, избегать однообразия звучащих произведений, всемерно поддер­живать интерес детей к исполняемому.

Вечера детской самодеятельности пользуются большой попу­лярностью среди детей, так как целиком строятся на выступлениях их самих. Вечера носят характер домашнего концертного праздно­вания. Они не требуют особой подготовки детей, поскольку вклю­чают песни, пляски, стихи, игры, разученные на повседневных занятиях. Дети могут выступать индивидуально, группами по не­сколько человек, а также, по их желанию, все вместе. Воспитатель лишь компонует последовательность выступлений детей с учетом смены видов музыкальной и литературной деятельности.

Вечера спортивных игр и развлечений могут состоять из лю­бимых детьми несюжетных музыкальных игр; игр-аттракционов; спортивных игр с заданиями, развивающими ловкость, смекалку; подвижных игр с соревнованиями. В программу этих вечеров часто включают песни и марши спортивной тематики. Например, игра «Соревнование», музыка Ф. Гершовой, состоит из маршировки, бега, упражнений для рук, приседаний, игры с воображаемым мя­чом, прыжков через воображаемую скакалку, спокойной ходьбы.

Празднования дней рождения детей проводятся обычно в кру­гу своей группы, но иногда и в зале. Можно детей, родившихся в одном месяце, из групп, близких по возрасту, собирать с товари­щами один раз в месяц, выбрав для этого наиболее удобный день. На этих вечерах дети поют по желанию виновников празднования песни, исполняют их любимые танцы, играют в игры, рассказыва­ют стихотворения. Обычно в конце вечера виновникам торжества дети дарят подарки, сделанные своими руками, а затем уходят в группы, где всех ждут сервированные столы. Однако более значи­мым для каждого ребенка является его настоящий день рождения. Обычно ребенка приводят в сад нарядно одетым, а дома его уже поздравили родители. В момент прихода его обязательно нужно поздравить, вручить заблаговременно приготовленные подарки (лучшие рисунки, работы по лепке, аппликации, конструирова­нию). В этот день он ведет детей на зарядку, к нему чаще обраща­ются с вопросами на занятиях, по его желанию организуют игру на прогулке, а вечером ему поют песню о дне рождения, играют в его любимые игры, читают стихи, танцуют. В полдник по возможности организуется угощение.

Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль­ных произведений, театрализованные представления предполага­ют постепенное усвоение детьми материала. Эти виды развлечений очень хорошо сочетаются с творческой игрой, в которой ребенок быстрее овладевает особенностями движений отдельных персона­жей, запоминает текст. Дети любят разучивать сказки, песни, рас­сказы и выступать с «театральным представлением» перед «зрите­лями». Есть специальные музыкальные оперы-сказки, написанные для детей.

Вечера игр, забав, аттракционов. Загадки, веселые юмористи­ческие стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные ат­тракционы («Костер», «Кто быстрее повяжет платок.сестренке», «Накрой на стол» и др.) приносят детям огромную радость и неска­занное удовольствие. Эти вечера можно проводить и в виде увлека­тельной игры. Например, «Путешествие в страну смеха», «Коро­левство кривых зеркал», «Наш цирк», «Сказки-загадки» и т. д.

При составлении программы вечеров развлечений следует учи­тывать нагрузку детей, умело чередовать зрелищные моменты с иг­рами, задания, которые необходимо обдумывать, с танцами, аттрак­ционами.

Вечера развлечений должны быть представлены в перспектив­ном плане музыкального руководителя и в календарном - воспита­теля. Проводятся они раз в 7-10 дней, 3-4 раза в месяц. Летом -еженедельно. Продолжительность их может быть разной: от 5-7 до 30-45 минут, в зависимости от возраста детей, содержания матери­ала. Очень важно, чтобы в течение года проводились вечера раз­влечений разных видов и на них все дети побывали и в роли акте­ров, и в роли зрителей.

Цель: Формирование жизненных ценностей, основанных на идеях взаимопомощи и сопереживания. Развитие психических процессов и обеспечение положительной эмоциональной обстановки через режимные моменты

Задачи: активизация речемыслительных процессов, внимания, памяти

Формирование творческих способностей, воображения, творческого мышления

Стимуляция двигательной активности

Совершенствование общей и мелкой моторики

Способность распознавать и на невербальном уровне выражать основные эмоциональные состояния

Оборудование: музыкальные инструменты(ложки, копытце, бубен, трещотка, бубенцы, треугольник), мольберт- 2шт, краски «Гуашь»- 2шт, кисточки - 8 шт, лист бумаги формата А3 - 2шт, канат, салфетки бумажные белые, стулья - 4шт, веревочка (6м) - 2 шт, бумажный кулечик - 2шт, мяч каучуковый (по количеству участников), детская одежда, распечатанный текст песни (по количеству участников), атрибуты для театрализации (маски: кот, петух, бык, баран,свинья,волк; строй.инструменты игрушечные; мягкие модули; стол с чайным сервизом (игрушечный)), аудиопроигрыватель.

Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня мы с ребятами пригласили вас к себе в гости, чтобы показать, как мы живем в детском саду. Приглашаем вас принять активное участие в нашей жизни.

Наш день начинается с утренней гимнастики. И дети с удовольствием ее делают под музыку, дети приглашайте своих родителей и рассыпаемся как «горошинки» по всему залу.

Муз.сопровождение «Солнышко лучистое»

(дети и их родители выполняют движения по показу).

Молодцы, все зарядились энергией, и теперь мы можем перейти к занятиям.

Первое занятие - это музыкальное занятие. Сегодня мы будем отгадывать музыкальные загадки. Сначала для детей, а затем для родителей. Вам надо отгадать на каком музыкальном инструменте я буду играть за ширмой. Будьте внимательны.

Игра на музыкальных инструментах (ложки, копытце, бубен, трещотка, бубенцы, треугольник).

Молодцы, все постарались, все загадки отгадали.

Второе занятие - это рисование. Скажите, какое время года сейчас на дворе (Зима).

Что происходит зимой? (Идет снег, холодно, люди одеваются в теплые одежды).

Какие зимние забавы вы знаете? (Катание с горок на санках, катание на лыжах и коньках, игра в снежки, лепка снежной бабы и ледяных крепостей)

И сегодня мы вам предлагаем нарисовать картину на тему «Зимняя сказка». Родители будут рисовать на мольберте около окна, а дети ближе к двери. Перед вами лист бумаги, краски, кисти. Вы посовещайтесь, что будете рисовать, и начинаем рисовать.

Рисование картины «Зимняя сказка».

Молодцы, справились с заданием, давайте теперь покажем, что получилось у детей, и родителей, и попросим их рассказать о своих картинах. Эти замечательные работы, так же будут находиться, на нашей выставке рисунков и поделок «Зимняя сказка» в группе.

А теперь нам пора собираться на прогулку, предлагаем родителям одеть своих детей на прогулку. Приглашаем двух родителей, вот на этих стульчиках одежда ваших детей (все вещи вывернуты наизнанку) и приглашаем двух детей, они будут одеваться самостоятельно, а мы посмотрим, кто справится быстрей родители или дети.

Конкурс «Оденемся на прогулку».

Мы готовы к прогулке, а на улице так много намело, что дети захотели поиграть в снежки.

Попросим родителей встать с одной стороны каната, а детей с другой стороны. Я всем раздам по одной салфетки белого цвета, и вам по моему сигналу (начало музыки) надо сделать из нее снежок (комочек) и перебросить через канат на сторону соперников, надо постараться, чтоб на вашей стороне было как можно меньше «снежков», как закончится музыка, подведем итоги, кто победил.

Конкурс «Перекинь снежок»

Молодцы, как много снежков, давайте посчитаем у кого сколько снежков (счет хором).

Да, постарались вы на славу, а победила дружба.

Скажите, на улице зимой холодно? (Да). А ветер какой? (Сильный, холодный, ледяной, морозный). Правильно. И сейчас мы с вами посоревнуемся, у кого из вас, у родителей или детей самое морозное дыхание.

Перед вами стулья (расстояние примерно 5 метров между ними), к их спинкам привязана тонкая веревочка, а на веревочку продет кулечек из бумаги, вам надо без помощи рук, а только при помощи дыхания, передвинуть кулечек на другую сторону, кто быстрее, у того и самое морозное дыхание.

Конкурс «Морозное дыхание» (играем 3 раза)

Молодцы, и с этим заданием справились. Ну, а теперь нам пора возвращаться с прогулки. Мы разделись, помыли руки и лицо. И сели на стульчики. Приготовьте ваши ручки, мы их немного погреем.

Точечный самомассаж. (выполняют дети и родители)

Ручки домиком, соединяем все пальчики по очереди «пальчики здороваются»

Взять мячик двумя пальцами (каучуковые мячики, диаметр 3см) и делаем круговые движения.

Пальцы за ушки и делаем круговые движения.

Теперь пальцы у крыльев носа и так же делаем круговые движения.

Посмотрим на право - подмигнули, на лево - удивились, и вперед - улыбнулись.

День у нас был очень насыщенный, дети устали, и теперь мы будем готовиться к тихому часу. Дети закрывают глазки, а родители, чтобы сон детей был сладким, спокойным споют колыбельную

Родители поют «Колыбельную медведицы» (под фонограмму, текст песен выдает воспитатель).

Спасибо, большой вам дорогие родители, дети наши проснулись

Вот так и приходит у нас день, дети занимаются, гуляют, слушают сказки, и т.д, мы вам показали некоторые моменты нашей жизни в детском саду. Любите своих детей, жалейте их по чаще, ведь они, так же как и вы живут полноценной жизнью и часто устают.

Большое спасибо, всем за участие в нашем мероприятие. До свидания.

Ведущий:

Сегодня у нас очень важный и приятный повод собраться в этом светлом и уютном зале, чтобы забыть на некоторое время наши домашние проблемы. Сегодня у нас праздник — День дошкольного работника. Что ж, «виновники торжества» все в сборе, ведущие на месте, музыка у нас есть, талантов нам тоже не занимать… Тогда… начнём!

на песню Е. Ваенга «Желаю»,? Подтекстовка Кислициной Е. В.:

1. Сегодня день прекрасный —

У нас сегодня праздник.

И коллектив детсада в зале весь собрался.

И говорить не нужно

Всё и так понятно,

Что и цветы, и песни —

Всё для Вас!

Припев :

Желаем, чтобы были Вы здоровы

И чтобы над Вами

Сияло солнце ярче,

Чем на Мадагаскаре,

Чтоб до ста лет жили,

Чтоб горя не знали,

И чтобы Ваши дети

Вас радовали.

2. Всем желаем мира,

Достатка всем желаем.

Крепкого здоровья

От всей души желаем!

Дошкольникам зарплату

Пусть чаще прибавляют,

И премиальными нас награждают!

Припев :

1-й ведущий:

Воспитывать — это благое призванье!

Любить, понимать и, конечно, прощать,

Примером во всём быть, являть состраданье…

Воспитывать, значит, другим что-то дать.

2-й ведущий:
Мы — воспитатели,
Нам обязательна
Любовь к профессии своей.
У нас задание —
Все наши знания —
На воспитание детей.
А о наших успехах в воспитании детей расскажет наша заведующая.

Переделка на мелодию `Голубой вагон`

1. Есть легенда, что в года далекие

Бог однажды пожалел людей.

Чтобы скрасить будни их нелегкие,

Он решил им подарить детей.

Припев :

И пошли девочки, и пошли мальчики,

Смехом наполнили этот белый свет.

На щечках ямочки, пухлые пальчики…

Жалко вот крылышек за спиною нет!

2. Черт от злости позабыл про грешников

И не спал пять тысяч лет подряд,

Шевелил извилинами бешено

И придумал все же детский сад.

Припев

Сила нечистая в ход была пущена

И по статистике семьдесят из ста —

Вовсе не ангелы — дьяволы сущие,

Им не хватает лишь рожек да хвоста!

3. Вряд ли каскадеры, испытатели

Или дрессировщики зверей

Скажут, что работа воспитателей

Хоть чуть-чуть спокойнее своей.

Припев:

Но мы не ахаем, и детей любим все,

Хоть и не ангелы, хоть и крыльев нет…

Крутимся-вертимся в «чертовом колесе»

С вечера до утра и живем без бед!

2-й ведущий. Есть много профессий разных. Но кто-то с детства мечтает стать воспитателем.

Сценка на день воспитателя.

(мальчик, две девочки — переодетые воспитатели)

Мальчик:
Я хочу быть бизнесменом.
Буду очень я крутой.
Буду ездить на машине
Я на черной и большой!
Буду я ужасно занят, деловые встречи…
В общем, очень я уставший
Приду домой под вечер!

1 девочка
Стану я тогда моделью!
Буду краситься весь день.
Нам, моделям, рано утром
Встать ну очень, очень лень!
Буду целый день я платья
Примерять и примерять!
А когда устану — лягу,
Буду просто отдыхать.
Ну, а ты, Полина, кем
Хочешь в будущем стать?

2 девочка
Вас послушала, теперь
Вслух стесняюсь я сказать
Воспитателем хочу быть.
Работать в детсаду.

Мальчик
Тоже круто! Я сынишку
В твою группу приведу!
Ведь тебе я доверяю,
Будешь ты его любить!
Если саду чем помочь,
Мне ты сможешь позвонить.
Вырасту — дам номер свой.
Я же бизнесмен крутой!

1 девочка
Ну, тогда свою дочурку
К тебе в группу я отдам.
Ты же знаешь, нас так много
Вот таких уставших мам!
Время нету заниматься,
Что-то клеить и читать.
Но лишь знаю, что тебе я Точно буду доверять!

Мальчик и 1 девочка
Да! Мы может и крутые,
Встречи, люди, города.
Но без Полинкиной работы
Нам не деться никуда!
Много есть профессий нужных,
Но одна ценней других!
Вас мы очень — очень любим,
Воспитателей родных!

Стихотворение воспитателя

(Канюкова С.В.))

Рано утром иду в детский сад,

Листья желтые под ноги падают.

Тех, что каждый день меня радуют.

Тех, что плачут, смеются, шалят,

Тех, что смотрят в глаза мне доверчиво!

Так люблю я своих дошколят,

Каждый день с ними жду встречи я!

Да, бывает, ворчу на работу свою,

Недовольна бываю зарплатой.

И конечно же я устаю,

Но не знают об этом ребята!

Я для них, как пример, идеал.

Я и сказка, и песня, и шутка.

Чтоб никто из них не узнал,

Что хочу помолчать я минутку.

Жду я отпуск спасительный свой,

А когда малыша я встречаю,

Он бежит ко мне, как родной!

Понимаю, что очень скучаю!

Вот такая работа моя,

Ни на что её не променяю!

И конечно, люблю её я

За глаза, что мне так доверяют!

1-й ведущий : Да, дети это одна история, а родители совсем другая. И об этом наша следующая история в песне.

ЧЁ МНЕ НАДО?

Воспитатель
Вышла я в раздевалку, увидала мамашу,
вдруг взяла меня нервенная дрожь…

Коллектив
Ты иди, попроси, что ты хочешь, что ты хочешь, 2 раза
может даст, может даст, чё ты хошь.

Воспитатель
Мы детишек растим, очень много им надо —
нужно это детишкам и то.

Мамаша
Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо, 2 раза
может дам, может дам, чё ты хошь.

Воспитатель
Нам салфетки нужно и нужна нам бумага,
чтобы попу дитям вытирать.

Мамаша
Ну, бумагу я дам, а салфетки не надо — 2 раза
можно рот рукавом вытирать.

Воспитатель
Надо б деньги собрать, ведь игрушки им надо,
посмотрите, ведь нечем играть.

Мамаша
Ну, раз нечем играть, так играть и не надо, 2 раза
посадите вы их рисовать.

Воспитатель
Рисовать бы мы рады, да где взять нам альбомы,
да и кончились краски опять.

Мамаша
В позапрошлом году я вам всё приносила, 2 раза
а вам нечем опять рисовать.

Коллектив
Где же спонсора взять, подскажите нам, люди,
да такого, чтоб мог нам сказать:
Вы скажите, вы скажите, чё вам надо, чё вам надо, 2 раза
я смогу, я смогу всё вам дать.

1-й ведущий: И такие истории, конечно, не редкость в нашей жизни. Поэтому кругом индивидуальный подход не только к детям, но и к их родителям, которых совсем не интересует: есть ли у вас время на отдых, на свою семью, на своих близких людей. А вот близких людей очень интересует этот вопрос.

Отелло и Дездемона

(Атрибуты: для Отелло элементы костюма, большая ложка. Для Дездемоны — сумка, ноутбук).

Отелло: Шаги я слышу! Наконец-то дома жена моя, и сварит мне обед!
Я голоден чертовски, Дездемона!

Дездемона
(Открывая ноутбук) Отелло! У меня обеда нет! Я в садике два дня без передышки! Программы! Планы! Конкурс! Списки!

Отелло: Мне, право не до шуток, дорогая, наш холодильник пуст уже давно!
От голода я просто умираю!

Дездемона: Я в садике была, а вовсе не в кино!

Отелло: Что в сумке у тебя? Что, снова планы? Ты принесла домой, о горе мне!

Дездемона: С твоими нервами, смотрю — не все в порядке! Ты даже вскрикивал вчера во сне!

Отелло: Послушай, Дездемона, в самом деле, неплохо было бы перекусить сейчас!

Дездемона: Отелло, я в саду поела! Тебе же вредно есть в столь поздний час!
Но если очень хочешь, можешь, милый, яичницу поджарить, только сам! Ты видишь, я работаю, любимый, возьми там три яйца, их хватит нам!

Отелло: Какие три? Два съел еще вчера я!

Дездемона: Ну, хорошо, поджарь себе одно!

Отелло: Но холодильник пуст!

Дездемона: Ну, я не знаю! Куда могло исчезнуть вдруг оно?

Отелло: Послушай! Есть и у меня работа, но мне от голода на ум ничто нейдет!

Дездемона: Ах, милый, ну придумай, право, что-то! Займись уборкой — голод пропадет!

Отелло: Неутомим мой голод! Неужели так трудно в магазин тебе сходить!

Дездемона: В саду была проверка, дорогой, и в самом деле, ты мог бы сам себе еду купить!

Отелло: В компьютер смотришь! Лишь его ты видишь! Тебе важней работа, не семья! Молилась ли ты на ночь, Дездемона? (Душит)
Умри, несчастная, умри любовь моя!

1-й ведущий : Конечно, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды. А сейчас искупайте наших артистов в аплодисментах.
Сегодня мы поздравляем не только себя любимых, но и наших любимых ветеранов.

2-й ведущий:
Ветераны дошкольного мира,
Подарившие детям себя,
Вы — герои для нас и кумиры!
Мы сегодня вас славим, любя!

Вы, со вздохом детсад вспоминая,
Хоть и прячете слезы в глазах,
Но морщинки на лоб набегают,
Паутинки седые в висках…

Мы вас искренне помним и любим:
Вы себя прославляли в делах,
Мы ведь тоже детишек голубим
И работаем в детских садах.

Повзрослеют и наши ребята,
И по взрослым дорогам пойдут…
…Забывать ветеранов не надо,
Пусть года и летят, и бегут.

(Кириллова Людмила Васильевна.)

1-й ведущий:
Первое октября, праздник не старости
И не чувствует сердце усталости.
Это зрелость во всём и всегда,
Это опыт большого труда.

Для нас загадка — Ваши годы.
Всегда вы чудно хороши.
Желаем в жизни все невзгоды
Сметать усилием души.
Ваш лозунг — жить, презрев усталость,
Наверно, силу вам даёт.
И чтоб загадка оставалась, —
Вы молодейте каждый год.

Давайте поаплодируем нашим гостям, подарим им еще немного хорошего настроения.
Сегодня и ваш праздник, и мы рады, что вы пришли к нам.

2-й ведущий:
Ветер новых перемен
Бабушек коснулся тоже.
И с годами нужно им Становиться всё моложе.
С внуком на футбол пойти
И на рок-концерт придётся.
Информатику учить,
Нелегко им всё даётся.

1-й ведущий:
Как выглядит современная бабушка?

Чаще всего это ещё молодая женщина, у которой любимая работа, внуков она видит только по выходным. Есть бабушки, которые оставляют работу, чтобы помочь воспитывать внуков, взваливают на себя заботу по дому. Они балуют своих внуков, оберегают от всех трудностей.

Сценка «Встреча двух бабушек»

(Роли исполняют два воспитателя, переодетые в старушек)

1 бабушка:
Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2 бабушка:
Да что ты, я ещё уроки не сделала…

1 бабушка:
Какие уроки? Ты же сто лет как школу закончила?

2 бабушка:
Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Вот хочу попробовать, хотя это, наверно, ужасно непедагогично.

1 бабушка:
А чего это? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2 бабушка:
Правда? Это вы их так балуете?

1 бабушка:
Я не балую! Я с ними знаете, как строго. Вот сделаю уроки, а начисто они всегда сами переписывают.

2 бабушка:
Да… вы, действительно строго.

1 бабушка:
Я такая!

2 бабушка:
Ну, если вам не трудно, проверьте, как я стих выучила…

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью пёс учёный…

1 бабушка:
Погодите, какой пёс?

2 бабушка:
Ну, я не знаю, какая у него порода, может бульдог, может…

1 бабушка:
Да не пёс, а кот учёный! Поняла? Кот!

2 бабушка:
А-а, поняла. Ну, я тогда сначала.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный,
С авоськой ходит в гастроном.

1 бабушка:
С какой авоськой, в какой гастроном, ты, где такое видела?

2 бабушка:
В цирке. У клоуна кошки ещё не то делают.

1 бабушка:
Ой, всё, с тобой сил нет, заболталась, а ведь уроков еще, сколько у меня, да и в кружок хореографии надо не опоздать.

2 бабушка:
А ты что, ещё и танцуешь в таком возрасте?

1 бабушка:
Да не я, а внучка моя школу искусств посещает, а мне ведь тоже приходится осваивать.

2 бабушка:
Ну, покажи хоть одно движение, может и мне пригодится.

Исполняется танец «Бабушки-старушки» Муз. В. Добрынина

1 бабушка, 2 бабушка:
Для внуков бабушки —
Очень важны!
Внукам бабушки —
Нужны!

2-й ведущий:

Мы надеемся, что такое хорошее настроение, как было у вас сегодня на нашем празднике, будет у вас всегда! Пусть ваших сердец не коснётся грусть и печаль. Ничто не омрачит вашу улыбку. Будьте счастливы и дарите радость детям. Пусть Ангел-Хранитель будет с вами всегда!

Песня Ангел-Хранитель


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября - это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая - день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).
Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В советских дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: праздники Великого Октября, 1 Мая, День рождения В. И. Ленина, 8 Марта, День Советской Армии, Праздник Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.
В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.
Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.
Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.
Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

В советском детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
2. Вечера, подготовленные силами детей.
3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.
Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.
В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.
На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.
На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.
Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.
В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.
Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.
Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!