Женский журнал Ladyblue

Характеристика содержания основных направлений воспитания. Основные направления воспитания

Виды воспитания классифицируются по разн. основаниям. Наиб. обобщен. класс-ция включ. в себя умственное, нравств., труд., физ. воспитание. В зависимости от различн. направлений восп. работы в ОУ выделяют гражданское, полит., интернац., нравств., эстетическ., трудов., физ., правов., экологич., экономич. воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьн., внешк., конфессиональн. (религиозн.), воспитание по месту жительства (общинное в американск. педагогике), воспитание в детских, юнош. орг-циях, воспитание в специальных ОУ:

Семейное восп. - это орг-ция жизнедеят-сти ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых 6-7 лет жизни ребенка формирует основы будущ. личности. Сем. восп. продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимн. понимания и уважения. Значит. роль играет профессион.я самореализация и матер. благополучие родителей, создающие условия для нормальн. развития ребенка.

предполагает включение ребенка в ряд обычных дом. обязанностей (уборка комнаты и пр.), постепен. усложнение заданий и видов деятельно-сти (спорт, музыка, чтение, работа в саду)

желательно ограничить внешние отриц. влияния.

Школьное восп . - это орг-ция учебн. деят-сти и жизни детей в условиях школы

важн. значение имеет личность учителя и позитивн. характер общения с учениками, образоват.-восп. и психологич. атмосфера занятий и отдыха

внеучебн. восп. работа - поддержание школьн. традиций и праздников, организация самоуправления.

Конфессион. восп . реализуется посредством религ. традиций и обрядов, приобщения к системе религ. ценностей и конфесс. культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божествен. происхождение ч­ка.

Воспитание по месту жит-ва - это организа-ция общественно полезн. деят--сти детей и молодежи в микрорайоне проживания (посадка деревьев, уборка территории, сбор макулатуры, оказании шефск. помощи одиноким старикам и инвалидам; кружковая работа, спорт. соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами).

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание:

Авторитарн. восп . - тип воспитания, в рамках к-го опред. идеология принимается в качестве единствен. истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше соц. роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данн. идеологии

воспитание осуществляется как оперирование природой ч-ка и манипулирование его действиями

доминируют такие восп. методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретн. условиях и к конкретн. воспитанникам), упражнение в должн. поведении с целью формирования привычн. поведения и др. Принуждение является осн. путем передачи соц. опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, наск. воспитанник имеет право сам определять или выбирать содержание прошл. опыта и ценностн. системы - семейн. ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этническ. группы, партии и т. п. В деят-сти воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Демократич. стиль воспит. характеризуется опред. распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положит. результаты и достижения, личностн. рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, к-е требуют дополнит. усилий, работы над собой или спец. занятий. Педагог требователен, но одновр. справедлив, во всяком случ. старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том ч. и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Либеральн. стиль (невмешательство) воспит. характеризуется отсутствием активн. участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важн. дела и проблемы фактически могут решаться без его активн. участия и руководства с его стор. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-л. работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, к-е назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слаб. ответственностью за рез-таты воспитания.

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Виды воспитания и их специфика в отеч. пед. традиции:

Воспитание мировоззрения . Мировоззрение предст. соб. целостн. систему научн., филос., соц.-полит., нравств., эстетич. взглядов и убеждений ч-ка, к-е определяют в его сознании общ. картину мира, а также направленность его деят-сти

формир-ние мировоззрения завис. от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от активн. практическ. деят-сти

важно положит. эмоц. состояние учащихся, воспитание воли, т.к. воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит ч-ка к обоснован. решениям, действиям и поступкам

практически-действенный компонент: учебно-труд. и обществен. деят-сть вовлекает уч-ся в шир. круг соц. отношений, вооружает разностор. информацией, опытом общения; перестраивает внутр. мир, развивает потребность активн. созидания как свойство личности

преемственность в обучении, взаимопроникающие связи между учебн. предметами - позволяют увидеть одно и то же явление с разн. точек зр., получить целостн. представление о нем

соц. и профес. позиции педагога: успех воспитания мировоззр. основывается во многом на доверии уч-ся к учителю, свободно и ответственно раскрывающего перед ними свои убеждения.

Гражд. воспит.:

осн. цель – формир-ние гражданственности как интегративн. качества личности (внутр. свобода и уважение к гос. власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собств. достоинства и дисциплинированность, правов. сознание и поведение, гармоничн. проявление патриот. чувств и культуры межнац. общения)

Патриотич. воспит.:

предполагает формир-ние у уч-ся знаний и представлений о достижениях страны в обл. науки, техники, культуры; изучение гос. символов РФ (герба, флага, гимна), а также фактическ. материала о защите отечества, о воинск. доблести и славе народов нашей страны

Формир-нию культурымежнац. общения способствует изучение иностр. языков, раскрывающих историю и культуру стран изучаем. языка.

Задачи формир-ния правов. культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правов. норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностн. смысл, стали руководством в повседневн. поведении.

Нравств. воспит .: целенаправл. и систематическ. воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формир-ния у них нравств. качеств, соответствующих требованиям обществен. морали. Содержание воспит. работы педагога – формир-ние отношений воспитанников: 1) к другим людям; 2) к себе; 3) к своему труду; 4) к природе.

Гуманность предст. соб. совокупность нравств.-психол. свойств личности, выражающих осознан. и сопереживаемое отношение к ч-ку как высш. ценности. Воспитание гуманности - ребенок должен б. включен в сопереживание, соучастие. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспит. силой, он может заменить длит. рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Изучение биографий ученых, их творч. деят-сти, жизнен. принципов, нравств. поступков стимулирует поведение и деят-сть воспитанников. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, соц. справедливости и несправедливости вводит уч-ся в сложн. мир чел. взаимоотн-ний, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечел. характер.

Воспит. бережного отношения к природе , нетерпимого отношения к нарушениям природоохр. норм и требований – цель формир-ния экологич. культуры; возможно при условии целенаправл. систематич. работы по формир-нию у уч-ся системы научн. знаний, направл-ных на познание процессов и рез-татов взаимодействия ч-ка, общества и природы, экологич. ценн. ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохр. деят-сти, УН по изучению и охране природы.

Труд. воспит. и проф. ориентация школьников:

Формир-ние у уч-ся положит. отношения к труду как высш. ценности в жизни, высоких соц. мотивов трудов. деят-сти;

Развитие познават. интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творч. труде;

Воспит. высоких моральн. качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

Вооружение уч-ся разнообразн. труд. УН, формир-ние основ культуры умств. и физ. труда.

Учебн. труд включ. в себя труд умств. и физ. Умств. труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. В процессе физ. труда создаются условия для проявления нравств. качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и рез-татам их деят-сти.

Общественно полезн. труд организуется в интересах членов всего коллектива и кажд. ребенка в отдельности - труд по самообслуживанию в шк. и дома (уборка класса, шк. территории, бытов. труд дома, уход за насаждениями и др.)

Формирование эстетич. культуры - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетич. знаний и вкусов, развития задатков и способностей в обл. искусства.

Воспитание физ. культуры : Содействие правильному физ. развитию учащихся, повышению их работоспособности > Развитие осн. двигательных качеств > Воспитание устойчив. интереса и потребности в систематическ. занятиях физ. культурой > Приобретение необходим. минимума знаний в области гигиены и медицины, физ. культуры и спорта

Виды воспитания и их характеристика (по Сильченковой Т.Н.)

Вид Характеристика
Конфессиональное (религиозное) воспитание воспитание в духе веры в сверхъестествен. мир и Бога, приобщения их к религиозн. традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушн. поведении, соблюдении религиозн. морали и заповедей, церковн. праздников
Авторитарное воспитание воспитание в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений
Демократическое воспитание воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства
Идейно-политическое воспитание формирование идейн. убеждений и мировоззренческ. позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деят-сти в обществе
Нравственное воспитание формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравств. чувств, совести, нравств. воли, навыков и привычек общественно ценного поведения
Эстетическое воспитание целенаправлен. процесс формирования творчески активн. личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическ., комическ., безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»
Экономическое воспитание организован. пед. деят-сть, направленная на формирование экономическ. сознания учащихся
Гражданское воспитание формирование молодого чел-ка как гражданина своей Родины, способного бороться за обеспечение морально-полит. единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильн. политики своего государства
Интернациональное воспитание целенаправл. деят-сть по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнац. общения, нетерпимости к проявлению нац. ограниченности и чванства
Патриотическое воспитание процесс формирования политически сознательн. чел-ка, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческ. свершениями своего народа
Правовое воспитание деят-сть по формированию уважения к закону, культуре, демократизму, активн. и сознат. соблюдения им норм нравственности и морали, высок. гражданск. ответствен-сти и активности, развития правов. грамотности и культуры, нравственно-правов. чувств
Экологическое воспитание формир-ние экологич. сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активн. природоохранн. деят-сти, помогающего понимать окр. действит-сть как среду обитания и как эстетическ. совершенство и ориентирующего на бережн. к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отриц. последствия промышл. освоения природн. богатств

Гражданское воспитание

Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственностикак интегративногокачества личности, вклю­чающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного досто­инства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гар­моническое проявление патриотических чувств и культуры межна­ционального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы - особенности семейного и обще­ственного воспитания.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, од­нако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, не­обходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформи­рованное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера. Он отмечал необходи­мость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышев­ским, Н.А. Добролюбовым, А.И. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на уче­те особенностей русского менталитета, развитии национального са­мосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассмат­ривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной дея­тельности. В книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.



Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государствен­ных символов Российской Федерации и других стран (герба, флага, гимна); формирование у учащихся знаний и представлений о до­стижениях нашей страны в области науки, техники, культуры; фор­мирование бережного отношения к истории Отечества, к его куль­турному наследию, к обычаям и традициям народа; формирование любви к малой родине; воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства; стремление к установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению культуры разных этносов. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родногои иностран­ного языков, в географии,природоведении, во внеклассной воспи­тательной деятельности. При этом важно, чтобы изучение нацио­нальной имировой культуры сопровождалось эмоциональной включенностью учащихся.

Нравственное воспитание

Для раскрытия содержания нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль,этика, нравственность. Мо­раль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правила. Часто в качестве синонима этого слова используют поня­тие этика, обозначающее привычку, обыкновение,обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изуча­ющая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята челове­ком мораль, в какой мере онсоотносит свои убеждения и поведения с действующими моральныминормами и принципами, можно су­дить об уровне его нравственности.То есть нравственность- это личностная характеристика, объединяющаятакие качества и свой­ства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справед­ливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.

В процессе социализации ребенок учится регулировать свое по­ведение на основе нравственных норм - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам идействиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного пове­дения, к которому стремится человек.

Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гума­нистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружаю­щей его природной и социальной среде и центрируется вокруг чело­века. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окру­жающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.Гуман­ность представляет собой совокупность нравственно-психологиче­ских свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество лично­сти гуманность формируется в процессе взаимоотношений с други­ми людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; тер­пимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного от­ношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманно­сти - морально-этическое просвещение (изучение биографий ве­ликих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и
культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и об­щественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на лич­ной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

♦ культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, исполь­зовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

♦ культуру общения(формирование навыков доверияк людям,
вежливости,внимательности в отношенияхс родными, друзьями,
знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать
снос поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или
в общественныхместах, отдели общения - деловое, личное и др.);

♦ культуру внешности (формирование потребности соблюдать
личную гигиену, выбиратьсвой стиль, умение управлять своими же­стами, мимикой, походкой);

♦ бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к пред­метам и явлениямповседневной жизни, рациональная организация
своего жилища,аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).

Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также тра­диций, сложившихся в школе и семье.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудбыл и остаетсянеобходимым и важным средством разви­тия личности. Трудовое воспитаниеребенка начинается с форми­рования и семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Вобщеобразовательнойшколе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов тру­довой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, стремления
применять знания напрактике, развитие потребностей в творческом
труде;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответственности, целеустремленности и предприимчивости;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями
и навыками, формирование основ культуры умственного и физиче­ского труда.

Учебный труд может быть умственным или физическим. Умст­венный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчиво­сти. Большое значение имеет формирование привычки к повседнев­ному умственному труду. Физический труд осуществляется на уроках школьного обучения в учебных мастерских и на пришкольных участ­ках, где создаются условия для проявления детьми нравственных ка­честв, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, домашний труд), работу во время школьных каникул вшкольных строительных отрядах, лесничествах и т.п.

Производственныйтруд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащие­ся вступают в производственные отношения, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.

Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания.

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам,
которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учеб­ного, общественно полезного и производительного труда. В обще­ственно полезном и производительном труде учащихся должны на­ходить практическое применение знания и умения, полученные в
учебном процессе. И, наоборот, в учебном процессе, в домашнем
труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнитель­ного образования решаются задачи трудового обучения и воспита­ния детей.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными инте­ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно­сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их
семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их
возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

3. Доступность. И посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не
приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подры­вает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не
следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил - трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности
учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся, задело, но быст­ро теряют к нему интерес. Задача учителя сострит в том, чтобы в
процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучитьих работать системати­чески и равномерно.

5. Сочетание коллективных ииндивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответствен­ность за качество и своевременность его исполнения.

Профессиональная ориентация

Профессиональнаяориентация представляет собой обоснован­ную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направ­ленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессио­нальном самоопределении.

На Iступени (начальная школа) формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходи­мость труда для общества, формируется потребность быть полез­ным людям. На II ступени (неполная средняя школа) раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, происходит зна­комство с конкретными видами трудовой деятельности, расшире­ние представления о труде взрослых. На IIIступени (полная сред­няя школа) происходит осознание и дифференцирование интере­сов к труду, осваиваются знания об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Выпускники средней школы принимают решения о выборе профессии.

Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания - формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравстиенно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.

Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, - это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического вос­приятии, чувствования и образного мышления, а также формиро­вание духовных потребностей.

Основным положением теории эстетического воспитания явля­ется утверждение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.

Средствами решения задач эстетического воспитания, прежде всего, являются произведения искусства и специфический анализ их интеллектуально-эмоционального восприятия; организация са­мостоятельной творческой деятельности детей; окружающая среда (природный и предметный мир, бытовая культура), эстетика всей детской жизни.

Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное ис­кусство).

Литература как учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности. Восприятие и постижение художественного литературного произведения влия­ет на духовный мир человека, формирование его потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор. Поскольку глав­ная цель изучения литературы в школе - идейно-нравственное и эстетическое воспитание детей, приобщение их к культурным традициям, то очень важно, какие литературные произведения входят в круг детского чтения. Учебные программы по литературе включают в первую очередь высокохудожественные произведения отечественной и мировой классики, нравственная направленность которых помогает решать задачу гуманистического воспитания.

Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечи­вает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведе­ний, истории и теории музыки, приобретение простейших навыков исполнительства. К принципам отбора музыкальных произведений занятий с учащимися относятся: народность, художественность, жанровое разнообразие, доступность для детей выраженных в про­ведении мыслей и чувств.

Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит школьников с художественными произведениями, элементами теории и истории искусства, способствует формирова­нию навыков творческого самовыражения. Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего формацию с помощью наглядных образов. Наряду с художественным словом наглядные образы позволяютлучше развивать уме­ние видеть, наблюдать, анализировать эстетические явления.

В процессе изучения предметов художественного цикла созда­ются условия и для творческого самовыражения, что нетолько способствует развитию личности и ее социализации, но и позволя­ет формировать умение подходить с художественно-творческой меркой к любому делу.

Чтобыучащиеся могли более полно удовлетворить свои инди­видуальные потребности иинтересы, расширить и углубить свое художественное образование, вшколе предусмотрены факульта­тивные занятия,кружки, студии по музыке, литературе, театру и изобразительному искусству. Кроме того, существует система до­полнительного образования (музыкальные и художественные шко­лы, театральныестудии и др.), где в большем объеме решаются основные задачи эстетического воспитания.

На эффективность педагогической деятельности, направлен­ной па эстетическое развитие воспитанников, положительно влия­ет эстетика всей детской жизни. Для ребенка все имеет воспита­тельное значение: оформление помещений, опрятность водежде, форма личных отношений и общения со взрослыми и сверстника­ми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовле­кать ребенка в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственнойжизни. Личный вклад ребенка в созидание окружающего заставляет его более внимательно и бережно отно­ситься к результатам созидательной деятельности.

К основным критериям эстетической воспитанности можно от­нести: художественный вкус, способность к глубокому пережива­нию эстетических чувств, наличие эстетических суждений и спо­собность к художественно-эстетическомутворчеству.

Физическое воспитание

Цель физического воспитания - это не только укрепление здо­ровья детей, но и в тесном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным,эстетическим воспитанием создание гармоничной личности.

Основные задачи физического воспитания.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышениюих работоспособности. Эта задача направлена на морфологическоеи функциональноесовершенствование организма, на закрепление его устойчивости внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается развитием таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость, быстрота. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого возраста уровня развития физических качеств в начальных классах – ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. В процессе такого развития детей учат преодолевать неуверенность, страх, усталость и тем самым воспитывают у них не только физические, но и моральные качества личности.

3. Формирование основных двигательных умений и навыков. Это даёт человеку возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определённых движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических стандартах, акробатика и др.)

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, ребёнку свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовывать детскую подвижность в правильных формах. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, а затем превращаются в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта (представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спортадля укрепления здоровья и поддержанияработоспособности, о гигиенических правилахзанятий физическимиупражнениями, о двигательном режиме, природныхфакторах закаливания и т.п.).

Первая часть программы - физкультурно-оздоровительныемероприятия, которые проводятся в режиме учебного дня (гимна­стика до учебных занятий,физкультурные минутки во время уро­ков, физкультурные упражнения иподвижные игры на переменах и в группах продленного дня).

Втораячасть программы - уроки физической культуры,где происходит постепенноенарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивнойдеятельности, так и упражненийвнутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разра­ботаны требования к учащимся на основе их возрастных психофи­зиологических возможностей, учебные нормативы по усвоению на­выков, развитию двигательныхкачеств, обращается внимание пе­дагогов на необходимость индивидуального подхода.

Третьячасть программы- внеклассные формы занятий фи­зической культуройи спортом (группы общей физической подго­товки, кружки, спортивные секции).

Четвертаячасть программы - общешкольные физкультур­но-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здо­ровья, спортивные состязания).

К основным критериям физической воспитанности относят: развитие двигательныхкачеств, умений и навыков, выносливость, ловкость; потребность в соблюдении личной гигиены и системати­ческих занятиях физической культурой; четкость в организации труда и отдыха; способность эстетически воспринимать красоту че­ловеческого тела и др.

Цели воспитания

Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравствен­ное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, пра­вовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и вос­питание в обучении. Рассмотрим некоторые из них.

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной мо­рали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного от­ношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопережи­вать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; форми­рование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.

Основными задачами нравственного воспитания являются форми­рование национального сознания и самосознания, сознательной дисци­плины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.

Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя фор­мированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит фор­мированию волевых качеств.

Основной критерий оценки нравственной воспитанности - поведе­ние учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действи­тельности, собственности, к старшим, самому себе.

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его ин­теллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельно­сти. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.

Содержание умственного воспитания - это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культу­ры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.

Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение вос- питуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; раз­витие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; разви­тие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания свя­зана и с применением методов, ориентированных на максимальное раз­витие познавательных и творческих сил личности. При организации за­нятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому спо­собствуют новые принципы организации учебного труда и воспитатель­ной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделе­ние ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредмет­ных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.

Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство ува­жения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая - с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, кото­рые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего ус­ловия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выра­ботка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности яв­ляется основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продук­тивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творче­ство, трудовая дисциплина и т. п.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетичес­ких ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспита­ние вносит значительный вклад в формирование мировоззрения челове­ка, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взгля­дов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет разви­тие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональ­ной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способ­ностей. Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни чело­века, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвое­ние действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлет­ворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в дей­ствительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (спо­собность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и дейст­виях человека, в общении с другими людьми).

Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите все­го прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окру­жающую действительность.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повы­шению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует эле­менты физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, пси­хического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смело­сти, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товари­щества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у сту­дентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, береж­ного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, береж­ное использование природных ресурсов - важнейшие задачи экологи­ческого воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредствен­ный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фи­гурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управ­ленческих решений и др.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой право­вой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содер­жание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные обла­сти социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государствен­ного устройства), административное право (регулирующее организа­цию и деятельность аппарата государственного управления), граждан­ское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения тре­бований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Ук­раины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежи­тия, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность уча­ствовать в охране правопорядка.

К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; прове­дение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологи­ческого “тормоза”, который удерживал бы их от употребления психоак­тивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически упот­ребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с це­лью преодоления пагубных привычек.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понима­ния действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понима­ния роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание береж­ного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать ак­тивное участие в экономической деятельности на производстве.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глу­бина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мыш­ления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.

Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украи­не церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учеб­но-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалисти­ческом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхо­да к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обу­чаться в альтернативной конфессиональной школе.

В основе воспитания лежит достоинство личности. С. Френе .

Существует много классификаций видов воспитания .

Так, по формам (институциональному признаку) различают:

Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;

Трудовое, умственное, физическое;

по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:

по объектам воспитания:

Идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

Другим, не менее важным подходом в воспитании, является деятельностный подход . Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое . В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе . При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности.

Правило третье . В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое . По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое . В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный или личностно-деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход , который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педаго-гическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности - это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и другие ценности. Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев).

Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

- гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любойценой;

Недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

Недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; отношение человека к природе только как потребителя, а не созидателя;

Нетерпимое отношение к инакомыслящим;

Недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода , ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход в воспитании отражает системувзглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческоеразвитие и саморазвитие являются приоритетными. Этотподход в воспитании ориентирован на то, что система взаимоотношений на уровне «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении,справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой цен-ностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой - ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое .

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента .

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране .

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию .

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям .

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций .

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека .

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника) .

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному" .

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города .

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов .

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека .

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения .

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира .

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы .

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние .

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В.И. Гинецинский) :

1. Социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе "Об образовании", в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества .

2. Институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития .

3. Социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов - на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, - на государственные органы, ассоциация педагогов - на развитие творческого потенциала педагогов .

4. Межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы .

5. Интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования .

воспитание личность обучение воспитательный

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!