Женский журнал Ladyblue

Если ребенка не принимают в школу. Ребенка не берут в школу: что делать

3 апреля 2015, 18:48

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это – вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

Это важно. Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

Это важно. Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Это важно. Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока – то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами – темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.

Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.

Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.

Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?

Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.

Такое положение обусловлено законом «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:

  • Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
  • Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
  • Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, но при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы согласно Постановлению правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года.

Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:

  • Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
  • Школа подходит вам по территориальному обозначению.
  • Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.

В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.

Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.

Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?

Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Как оценить способности своего ребёнка?

Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.

17 апреля 2012 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

В соответствии с указанным Порядком, теперь при приеме ребенка на учебу в общеобразовательное учреждение (то есть школу, детский сад), необходимо быть «прикрепленным», а именно- иметь регистрацию по месту жительства в районе, к которому «прикреплена» школа.

Какие документы теперь требуются при поступлении в школу?

В соответствии с п. 12 Порядка,

Прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Учреждение может осуществлять прием указанных заявлений в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения о ребенке:

А) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

Б) дата и место рождения;

В) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) ребенка предъявляют оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка, оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории.

Таким образом, если родители ребенка (и соответственно сам ребенок) не имеют регистрации по месту «закрепленной» территории, то ребенка в образовательное

учреждение не примут.

Если у ребенка нет вовсе никакой регистрации, то образования он просто не получит!

Нам представляется, что данный «Порядок» нарушает как минимум два положения Конституции:

Согласно ст. 43 Конституции РФ,

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Согласно ст. 19 Конституции РФ,

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

А также нарушен Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно ст. 3 которого Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Что же мы видим в этом «Порядке»?

Теперь, если граждане выбрали место жительство, но не произвели действий по регистрации на месте жительства, ребенку откажут в приеме в школу (детский сад).

Кроме того, налицо дискриминация по признаку места жительства- теперь доступ к образованию равный не у всех. Возникают сомнения в применимости и исполнимости принципа обязательного среднего образования для всех, если в стране будут вводиться такие «порядки»

Да, этот «Порядок» не запрещает общеобразовательному учреждению принимать в свои ряды «не прикрепленных» детей, однако данный нормативный акт содержит большое поле для злоупотреблений- документ явно нуждается в антикоррупционной экспертизе. Благодаря этому «порядку» возникла неограниченная возможность для отказа в приеме в школу «неприкрепленным» детям, но и осталась возможность для приема их в школу при наличии достаточной заинтересованности принимающих лиц…

В итоге нашими юристами готовится письмо в Генеральную прокуратуру о проведении прокурорской проверки на предмет соответствия указанного нормативного акта законодательству, а также о проведении антикоррупционной экспертизы данного акта.

Здравствуйте, Марина!

Уже не первый раз этот вопрос задается на сайте, поэтому ответ повторю:

Если вашему ребенку отказывают в предоставлении места в детском дошкольном учреждении:

1. Обращайтесь в письменном виде, чтобы вам дали письменный ответ, который уже будет являться официальным документом и там должны обосновать отказ. Можете обратиться к ним по почте заказным письмом, а можете через их секретариат, заявление зарегистрируют и потом обязаны будут дать ответ письменный.

2. За точной информацией нужно обратиться в отдел соцзащиты населения по месту жительства или в местный Департамент образования.

3. Если место в детсаду не предоставляют, то в каких-то регионах выплачивают компенсацию, я тут нашла в одной статье перечень регионов в 2013 и даже суммы указаны:

В Москве и Московской области данная выплата не полагается, а вот с Санкт-Петербурге размер компенсации за непредоставление места в детском саду составит 6 000 рублей для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

По состоянию на 2013 год известно, что в Кирове на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет компенсация положена в размере 2 500 рублей в месяц.

В Перми эта сумма составила 5 295 рублей, а на детей в возрасте от 3 дот 6 лет - 4 490 рублей в месяц. В пермском крае в Березниках на детей до 5 лет выплачивают 4 640 руб.

- В Красноярске на детей от 1,5 до 3 лет родителям выплачивают по 3 709 рублей.

В Липецке же компенсация положена только на детей в возрасте 3 до 6 лет и размер компенсации равен 5 000 рублей.

В Самаре напротив, выплачивают только на детей с 1,5 до 3 лет и при этом на первого ребенка полагается 1 000 руб., на второго -1 500 руб., а на третьего- 2 000 руб.

В Томске выплачивают компенсацию за непредоставление детского сада на детей в возрасте от 1,5 до 5,5 лет в размере 4 000 руб.

В Ямало-Ненецком АО на каждого ребенка полагается компенсация в размере 3 210 рублей детям от 1,5 до 3 лет и до 5 лет в размере 4 210 руб.

В Ярославле на детей от 1,5 до 3 лет выплачивают совсем немного, а именно 591 руб. в месяц, а вот на детей от 3 до 6 лет выплата составляет 5000 руб.

Ханты-Мансийский АО тоже принял участие в данной программе и выделил на малышей от 1,5 до 3 лет по 6 826 руб., а с 3 до 4 лет в районе 3 000 рублей.

В Смоленской области на детей от 1,5 до 3 лет полагается 4 000 руб., а от 3 до 7 лет — 5 000 руб.

Ну а в Архангельске на детей до 6 лет полагается 2 000 руб.

В Чите и вовсе выплачивают компенсацию, если ребенок посещает частный детский садик. При этом компенсацию выплачивают не со всей стоимости за садик, а с одной 1 000 рублей. А именно за одного ребенка - это 20%, за второго - 50%, а за третьего - 70%. Таким образом компенсация составляет 200, 500 или 700 рублей.

Проблема с дошкольным образованием, а точнее с наличием дошкольных образовательных учреждений существует практически во всех городах России. Садиков по-прежнему не хватает. На государственном уровне обещают решить вопрос в самое ближайшее время, выделяют средства на строительство новых зданий, однако многие родители все равно сталкиваются с тем, что не могут устроить, или с трудом добиваются устройства, ребенка в детсад. Сегодня мы поговорим о том, что делать в том случае, если ребенка отказываются принимать в детский сад.

Законных оснований для отказа немного, хотя часто причина того, что не берут ребенка в учреждение, кроется в полной укомплектованности сада и отсутствии свободных мест, которые можно получить «не по блату». Некоторые родители обращаются в прокуратуру и только таким образом добиваются, чтобы их ребенка зачислили, или же отдают детей в частные детские сады.

Первые шаги, чтобы устроить ребенка в детсад

Первое, что нужно сделать родителям, это обратиться в комиссию по укомплектованию детей в детские сады, которые работают на базе районных или городских администраций. Там ведется учет всех детей, которые стоят в очереди на получение места. Чем раньше там зарегистрироваться, тем больше вероятность, что специалисты подыщут для ребенка место точно в срок.

С собой нужно иметь свидетельство о рождении, паспорт матери или отца (заявителя) и, если таковые имеются, документы, подтверждающие право на получение льгот. Проще всего обращаться в органы по месту регистрации, там не должно возникнуть никаких вопросов по поводу устройства ребенка. Но если человек фактически проживает в другом городе или районе, в территориальном органе по месту жительства тоже обязаны принять документы и поставить ребенка на очередь. Взамен выдают уведомление о регистрации, где указан номер очереди и дата, когда надо будет снова прийти в комиссию, чтобы оформить устройство ребенка в сад.

Хотя зарегистрировать ребенка не трудно, это еще не гарантирует устройство в детский садик. По Закону Российской Федерации, каждый ребенок имеет право бесплатно обучаться в муниципальных детских садах. Это написано во втором пункте статьи № 43 Конституции Российской Федерации.

Существует ряд федеральных законов и прочих правовых актов, которые закрепляют за каждым ребенком это право. Например, в 63 статье Семейного кодекса указано, что родители обладают правом выбирать образовательное учреждение и форму получения образования детьми. А в приказе Министерства образования и науки № 2562 (от 27 октября 2011 года) сказано, что прием в дошкольное учреждение, обеспечивающее воспитание и обучение детей от 2 месяцев до 7 лет, осуществляется на основании заявления, паспорта законного представителя ребенка и медицинского заключения.

На основании всех этих документов можно сказать, что есть только две законных причины, чтобы отказать ребенку в приеме в детский сад :

  1. ребенок не соответствует возрастным параметрам (младше 2 месяцев или старше 7 лет);
  2. ребенок не подходит по состоянию здоровья.

Состояние здоровья ребенка тоже не должно являться причиной полного отказа в предоставлении ему места в садике. Для особых детей муниципалитетом должны быть предусмотрены специальные сады.

Поскольку Россия является правовым государством, есть механизмы, позволяющие добиваться того, чтобы ребенка зачислили в дошкольное учреждение.

Что делать, если ребенка не взяли

Ребенка не берут в детский сад без прививок. Что делать и куда жаловаться?

Одна из самых распространенных причин отказа предоставлять ребенку место - отсутствие прививок и медицинской карты, которую отказываются выдавать медики при отсутствии этих же самых профилактических прививок. В этом случае нужно не сдаваться и помнить, что Федеральный закон предоставляет каждому человеку право добровольно соглашаться или отказываться от прививок.

Нужно требовать от врача письменного подтверждения, что медицинскую карту не выдают ребенку на основании того, что ребенок не вакцинирован. Скорее всего, медики не пойдут на этот шаг, поскольку прекрасно понимают, что их отказ противоречит российскому законодательству, и просто отдадут карту.

Если же в детском саду начнут ссылаться на требования санитарных правил и норм, утверждать, что ребенок будет обучаться с привитыми детьми и представлять угрозу для их здоровья, нужно обратить их внимание на то, что эти санитарные требования являются подзаконным актом. Они не отменяют Федеральный закон, дающий право отказываться от вакцинации, и статьи Конституции и Семейного кодекса. Если же в детском саду отправят ребенка на проверку к тому или иному врачу, следует потребовать письменного направления с указанием причины.

Конечно, все это может не сработать. Например, врач отдаст карту, но напишет в ней, что ребенку не рекомендовано посещение детского сада, а это означает новые проблемы. А в детском саду начнут ссылаться на условия договора, в котором указано, что там не принимают необследованных детей, или же будут отказывать в посещении, ссылаясь на карантин и плановую профилактическую вакцинацию живыми вакцинами. В таком случае можно написать жалобу. О неправомерных действиях врача следует написать руководителю медицинского учреждения. Важно, чтобы письмо было составлено верно, с правильным адресом учреждения, написанным без ошибок именем и фамилией главврача. Точные данные можно узнать в регистратуре. Письмо лучше не отправлять по почте, а зарегистрировать у секретаря, прихватив с собой второй экземпляр, на котором секретарь должен поставить отметку о регистрации. После этого человеку должны ответить в течение 30 дней. Не всегда в ответном письме приходит то, чего ждет жалобщик. Но не стоит отчаиваться.

На следующем этапе следует написать еще одно письмо с жалобами, в том числе и на руководство детского сада, если есть с их стороны нарушение законодательства, и направить его в местный департамент образования и прокуратуру. Дубликаты можно также направить в департамент здравоохранения и Роспотребнадзор. К этому письму следует приложить и письменный ответ, полученный ранее. Возможно, прокуратура сразу примет сторону родителей или же перенаправит письмо руководству учреждения, что также может поспособствовать решению проблемы.

Если вам требуется помощь в составлении жалобы при отказе принимать ребенка в детский сад, то наш дежурный юрист готов оперативно вам помочь в этом вопросе.

Нет мест в детском саду. Куда обращаться?

​Обращаться в надзорные органы можно и тогда, когда ребенка не берут в детский сад на основании отсутствия свободных мест. Только прежде чем жаловаться, нужно получить от руководства детского сада письменное уведомление, что ребенка не взяли, так как сад переполнен и нет возможности принять еще одного воспитанника. Возможно, что такими доводами руководство учреждения просто намекает на денежную помощь детскому саду. Некоторым родителям проще уладить этот вопрос, внеся определенную денежную помощь саду, чем потом писать письма и приходить на приемы к чиновникам.

В любом случае не стоит забывать, что после всех проверок сложатся непростые отношения с руководством сада или с медиками, поэтому лучше стараться решать вопрос вежливо, не переходя на жесткие обвинения и ругань. А прививки хоть и остаются выбором каждой семьи, следует помнить, что именно вакцинация позволила побороть некоторые болезни, ранее уносившие жизни тысяч людей.

На все ваши вопросы об отказе в приеме ребенка в дошкольное учреждение готов бесплатно ответить наш дежурный юрист онлайн.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!