Женский журнал Ladyblue

Как сшить рубашку косоворотку для мужчины. Мужская рубаха-косоворотка:как сшить и вышить

На сегодняшний день существует масса детских мероприятий, которые отмечаются в славянском стиле. Масленица, Новый год, проводы осени и многие другие. Дети должны быть наряжены в национальные костюмы. Если ваш сын приглашён на такой праздник, ему нужно будет облачиться в традиционную одежду, включающую специальную рубаху. Шьётся косоворотка для мальчика своими руками очень просто.

Косоворотка - это деталь одежды, которую носили как в будние дни, так и в праздники на Руси. Своё название она получила из-за своеобразного расположения воротника - сбоку горловины. Такой разрез был придуман, чтобы нательный крестик не выпадал во время трудовой деятельности. Рубаху не заправляли в брюки, но подпоясывали особым способом. Подобные сорочки шили из атласа, шёлка или полотна. Края рукавов и низ рубашки расшивали ткаными узорами. Благодаря представленному ниже фото руководству, вы легко создадите этот элемент русской народной одежды.

Шьем интересную косоворотку для мальчика своими руками

Необходимые материалы:
  • материя: сатин, лён или хлопок;
  • декоративная тесьма;
  • моток ниток, чтобы прикрепить тесёмку;
  • липучка-застёжка;
  • швейные принадлежности: мел, портновские ножницы, линейка и булавки.
Техника выполнения работ:
  1. Построить выкройку исходя из размеров ребёнка. Схема для косоворотки очень несложная, она будет понятна даже новичку. Эта рубашка кроится без плечевых швов. В результате у вас выйдет прямоугольник с горловиной в центре.
  1. Раскроить материю, оставляя припуски на швы, а также подгибы рукавов и подола рубашки. Вспомогательная деталь - втачная планка, выкраивается отдельно.
  1. Пристрочить ластовицу, специальную вставку в подмышки, к рукаву. Затем наживить рукав к основному куску ткани. Прикрепить оба рукава машинным швом.
  1. Прострочить боковые швы рубахи на машинке и обработать их на оверлоке, чтобы ткань не осыпалась.
  2. Подогнуть рукава и низ рубахи, прогладить их и прострочить.
  1. С помощью тесьмы обтачить горловину: сначала пришить воротник-стойку, а после наложить тесьму и прострочить.
  1. Прикрепить с внутренней части воротника застёжку-липучку.
  2. Пришить по краям рукава и низу косоворотки тесьму.

По желанию, на одежде можно вышить крестиком славянские обереги.

Это интересно:
  • праздничные косоворотки делали чаще всего из ткани белого цвета;
  • рубаха всегда подпоясывается, так как пояс являлся обязательным предметом мужского гардероба;
  • перед началом работы материю лучше всего замочить в горячей воде, затем высушить и отпарить утюгом. В этом случае она даст усадку.
Пояс.

Мужчины подпоясывались по-разному: чуть ниже грудной клетки, на талии, ниже талии. Пояс обкручивался вокруг тела два раза. Узел располагался спереди или сбоку и свисал на 40 см. Его можно сделать самому из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи и украсить кистями.

Плетение пояса методом дёрганья.

Для того чтобы сплести такое украшение, вам понадобятся нити мулине. Можно использовать разные оттенки, тогда предмет одежды получится пёстрым. Длина готового изделия составит половину от длины нитей.

  1. Сложить каждую нитку пополам, так, чтобы получилось 5 петель.
  2. Собрать в пучок свободные концы пряжи и закрепить их на дверной ручке или гвозде на уровне груди под небольшим наклоном.
  3. Петли надеть на пальцы: три из них на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, две остальные на указательный и средний пальцы правой. Работать начинаем безымянным пальцем правой руки.
  4. Рабочий палец продеть в петли на левой руке, подцепить петлю с указательного пальца снизу вверх и протащить ее сквозь петли на себя. Надеть петлю на безымянный палец правой руки.
  5. Перекинуть оставшиеся петли на указательный и средний пальцы, а работать освобожденным безымянным пальцем левой руки.
  6. Развести руки в стороны и прибить первый ряд пояса к его основанию.
  7. Рабочим пальцем левой руки продеть сквозь петли к указательному пальцу правой. Подцепить дальнюю петлю и протащить на себя, чтобы она оказалась на безымянном пальце правой руки.
  8. Перетянуть оставшиеся петли на указательный и средний пальцы правой руки, освободив для работы безымянный палец. Снова прибить образовавшийся ряд.
  9. Повторять такой порядок, пока нить не подойдет к концу. По завершении завязать пояс любым узлом и оформить края кисточками.

С помощью этого простого руководства вы сплетёте оригинальное украшение одежды, которое подойдет не только к национальным костюмам, но к повседневным вещам.

Видео по теме статьи

Дополнительные идеи можно почерпнуть из нескольких видео мастер-классов, размещенных ниже.

Лариса Волкова

Красота русского народного костюма доставляет людям радость, учит чувствовать и понимать эту красоту. Поэтому даже сейчас, в 21 веке, все народные праздники мы отмечаем именно в народном костюме .

В нашем детском саду мы решили обновить наши народные костюмы . Сначала мы сшили новые сарафаны и рубахи для девочек , а в этом году, к празднику Пасхи, я сшила рубахи-косоворотки для мальчиков .

Косовортка - рубаха с косым воротом , то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек . Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик у мужика не выпадал во время работы. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.

Сначала я сняла мерки с моих мальчишек . Не стала я делать все рубахи одинакового размера (одному - как раз, другому – маловато, а третий и вовсе «утонет» в ней) – группа у меня разновозрастная (5-7 лет) . Расскажу в мастер-классе об одной рубахе .

А теперь посмотрим на наши мерки :

Ширина = 44 см,

Длина рукава = 47 см,

Обхват бедер = 70 см,

Длина рубахи = 60 см .

Расход вышел такой :

Ткань атлас белый : шир. 150 см - 1, 20 м

Ткань атлас красный : шир. 150 см - 0,5 м

Тесьма с узором - 2,40 м,

Липучка - 5 см красный цвет.

Кроим :

Белая часть

Спина = 42х52 см (не забываем про швы по 1см) .

Перед = 42х30 см, две боковые полочки 10х24 см.

Красная часть :

Вставка на груди (24х24 см, на рукавах (28х9см = 2 шт) и низу рубахи (44х12 см = 2шт) .

Воротник-стойка (40х8 см) .

Планки : 2шт 20х7,5 см.

На белой части спинки и на красной части грудной вставки вырезаем горловину.

Пошив :

Ну а теперь смотрим на наши детали, вроде все просто, надо определить с чего начать.

Застёжка косоворотки обрабатывается до стачивания плечевых швов, то есть это самая первая операция после раскроя рубашки .

А втачивание воротника – завершающая операция пошива этого изделия.

Итак, застёжка. Обработаем её как втачную планку.





и оставшуюся белую часть переда (вниз) .

Обшиваем красную вставку тесьмой.


Стачиваем спинку с передом по плечевым швам.

Пришиваем на спинку и перед нижние красные вставки, отделываем их по низу тесьмой.

Пришиваем к белой части рукавов красные манжетные вставки, отделываем их по низу тесьмой. (Низ рукавов и нижний край рубахи обрабатываем тесьмой : подгибаем на лицевую сторону и накладываем сверху тесьму, прошиваем).


Пришиваем рукава к рубахе и стачиваем боковые швы.




Вшиваем воротник-стойку. Застежка – липучка.

Вот и все. Наша косоворотка готова.


Буду рада, если кому пригодится мой МК.

Публикации по теме:

Цель: передать личный профессиональный опыт коллегам, создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению куклы оберег «Отдарок-на-подарок» Из истории:кукла «Отдарок-на-подарок» бытовала.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

Предлагаю вашему вниманию простой вариант изготовления настольной игры, в которую играли ещё наши бабушки и дедушки. Игра эта будет интересна.

Ее называют исконно русской одеждой, старообрядцы носят, подчеркивая связь с русской стариной, а все экспортные фолк-коллективы не выходят на сцену ни в чем другом. Но настолько ли косоворотка исконно русская?

Косой vs прямой

Исследователи так и не сошлись во мнении, в том числе и у нас в редакции, как и почему эта разновидность рубахи вошла в обиход у наших предков. Есть довольно сильная версия, но по порядку.

Косой ворот значит «неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь», по Далю, то есть со срединным направлением разреза для сорочки, более древней формы русской рубахи, которую скорее всего и можно назвать исконной.

Собственно, и кроили сорочку по «серединному» принципу: домотканое полотно складывали пополам и делали надрез для надевания. Затем к уже получившимся переду и спинке добавляли рукава и ластовицы (подмышечные вставки).

Что могло заставить отказаться от этого простого и естественного пути, продиктованного природой и физиологией (разрез соответствовал линии шеи), в пользу косого ворота? Как раз на этот вопрос нет четкого ответа. Версий, зачем, собственно, косоворотка, а не "прямоворотка", несколько. Есть знаменитая версия академика Лихачева, который объяснял подобный выбор разреза тем, чтобы во время работы наружу не выпадал нательный крест. Гипотеза красивая, но совершенно ничем не подтверждаемая.

Другие версии

Этнограф Дмитрий Зеленин в объяснении, почему косоворотка стала так популярна, исходил из принципа практичности. Ученый считал, что рубаха с разрезом сбоку лучше защищает от холода, поскольку не распахивается, и позволяет свободно двигаться. Действительно, в косоворотку требовалось вшивать несколько дополнительных элементов - клинья и боковины - чтобы сделать рубаху пригодной для движения. Зеленин, как и многие другие исследователи, относит время появление косоворотки к XVвеку.

Тут мы сталкиваемся с противоречием. Одежда, напоминающая косоворотку, у тюркских народов была известна еще задолго до того времени. Возможно, этим и объясняется появление более ранних свидетельств ее существования на Руси, например в XII веке в Новгороде. Торговые и другие контакты с иноземцами оказывали достаточно сильное влияние на костюм русских, поэтому в летописях XIIи XIIIвеков даже есть упоминания о том, что среди них уже встречалось иногда немецкое короткополое платье.

Для изменения подхода к крою требовались серьезные основания. И они появились одновременно с нашествием Орды. Именно тогда разрез рубахи стал делаться слева, как у татар, у которых запах всегда был на левую сторону.

Тут как раз и становится объяснение Зеленина на свое место, ведь именно кочевым, степным народам требовалась одежда, защищающая их от ветра при верховой езде. Ученый, впрочем, не считает наличие подобных вырезов для воротников у татар достаточным основанием, чтобы связать появление косоворотки с их культурой.

Обрусение косоворотки

Свидетельств однозначного преобладания косого воротника над серединным вплоть до XVIIвека нет, рубахи шили и с левосторонним разрезом, и с обычным. О чем можно говорить точно, так это о том, что окончательно вытеснила косоворотка свою древнюю, восточнославянскую конкурентку-рубаху только в XIXвеке, став частью традиционного праздничного наряда.

Вероятнее всего это связано с кавказскими и русско-турецкими войнами XIX века - в то время косоворотки были в тех местах в обиходе. Трендсеттером здесь, как часто бывает, выступила униформа.

Вероятно, из соображений удобства при реформе военной униформы 1880-ых годов косоворотки вошли в обмундирование солдат.

Соответственно, началось массовое фабричное производство таких рубах. Их стали шить из самых разных тканей, а разнообразие вышивок и украшений обеспечило народную любовь. Первый парень на деревне, а скорее даже на посаде, который и был законодателем моды, обязательно выступал в свет в косоворотке, картузе и с гармонью. Кстати, откуда пришли на Русь эти два последних якобы исконных атрибута мы еще посмотрим.

Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи

Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.

Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.

Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.

Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.

Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.

Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.

На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.

Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.

Вот так, как на фото.

Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.

Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.

Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).

Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.

Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)

Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.

Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.

По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр.

Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.

Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.

Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.

Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.

Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)

Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.

Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.

Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.

Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.

Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.

Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).

Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.

Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.

Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!

Вот, что должно получиться.

Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что рубаха - это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани - рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) - это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин - единственным отличием являлся используемый материал - лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной - сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного - если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство - семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод - если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань - полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время - для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской - проходной;
  • в Калужской и Орловской - цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью - их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом - хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки - составляющих основ рубахи - производился таким образом, чтобы располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу - квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами - плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые - в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!