Женский журнал Ladyblue

Картотека сенсорных игр для детей раннего возраста. Данное пособие поможет

Мария Дмитриева

Учебно-методическое пособие адресовано родителям малышей.

В данном альбоме я демонстрирую пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей , направленной на освоение ими сенсорных эталонов . Мои пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей .

Дидактическое пособие «Паровозик»

Для развития у детей воображения , формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами предлагаю изготовить дидактическое пособие «Паровозик» . Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Цель : закрепление знания цвета, размера; развитие моторики руки.

Описание приготовления пособия :

Пособие состоит из коробки с наклеенными паровозиками, самолетом, солнцем и облаками из самоклеящейся плёнки, в центре изображений проделаны отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера и цвета. На горлышки завинчены пробки, задача детей подобрать крышку нужного цвета и прикрутить ее к горловине.

Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.

Цель : сенсомоторное развитие , формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Описание приготовления пособия :

капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Дидактическая игра «Ёжик»


Цель : - развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию;

Учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ; выбирать «прищепку - колючку» в соответствии с цветом ежика.

Описание приготовления пособия :

вырезаем из картона 4 ёжика (красный,желтый,зеленый,синий) и прикрепляем прищепки по цветам.



Публикации по теме:

Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.

Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.

"Занимательные фишки" Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах. Задачи: Способствовать развитию умения группировать фишки.

Данные дидактические игры помогут воспитателям детских садов и педагогам начальной школы для индивидуальной и групповой работы. Игра № 1.

Дошкольное детство - период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Для воспитания детей культурными необходимо использовать.

Картотека

игр по сенсорике для детей 2-3 лет

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Чудесный мешочек,

Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Сравни предметы по высоте,

Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Какого цвета не стало?,

Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы.

Д
ля развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

“Подбери серединку к цветку”

“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

“Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

И
гра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

И
гра «Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Дидактическое пособие «Сенсорная книга»

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застегивания пуговиц.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).

Дидактическая игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.

Дидактическая игра «Гусеничка»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами,сенсорного восприятия, логического мышления

Вариант игры: «Продолжи ряд».

Литература.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. ,Просвещение,1988.

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

Цели:

    укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

    формирование умения сочетать по цвету;

    развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

    обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

О
писание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

Цели:

    формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

    учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

    формировать умение различать цвета;

    учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Своими руками: "Тактильная коробка"

Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.


Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -

п
ериодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»

Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.


Р
азвивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм - фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

В
оспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Игры для малышей 2-3 лет

УГАДАЙ НА ВКУС
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

РАСТОПИ ЛЁД
Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.
Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

КТО ЛЕТАЕТ?
Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»
Дайте малышу время подумать.
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ
Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ
Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

ПОДБЕРИ ФИГУРУ
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.
Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.
Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

ПРЯТКИ
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ?
Приготовьте побольше старой одежды. Поговорите с малышом и узнайте, кем он хочет быть – как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя.
Пусть малыш покажет как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает.

УЗНАЙ ПО ВЕСУ
Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.
Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.
Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

СПРЯЧЬ ЛИСТОК
Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.
Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.
Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

БУСЫ
Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

ГОЛОВОЛОМКА
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».

СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепенно задание можно усложнять.

УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ
Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.
Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

ПОРИСУЕМ
Наклейте на чистый лист бумаги изображения предметов, животных и попросите ребенка соединить их линиями.
Другое задание: прикрепите бумагу к столу и расположите на ней кубик, а потом попросите малыша толкать этот кубик карандашом. Карандаш оставит на бумаге след – покажите его малышу.

ЧТО ЭТО?
Как-нибудь на прогулке, после шумных игр, присядьте с малышом на скамейку и попробуйте поиграть в такую игру.
Выберите три какие-нибудь предмета, например, травинку, маленький камешек и листик.
Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет.
Теперь очередь малыша закрыть глазки. Выберите что-нибудь одно и водите им по его руке. Малыш должен отгадать, что вы выбрали. Если необходимо, помогите ему подсказкой.
Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.

ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ - ИГРА ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Э
та совсем несложная игра научит вашего малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазми, развивать речь, словарный запас, осязательные способность маленьких пальчиков.

Как сделать эту развивающую игрушку?
Из красного материала сшила 2 небольших одинаковых мешочка с резиночкой. На них нашила блестящие бабочки, цветочки и кружочки, детям вообще нравится все блестящее.
В квартире нашла парные одинаковые предметы небольшого размера, разные по свойствам – гладкие, шершавые, круглые острые, мягкие.
Итого, у меня нашлось парных предметов:
- колечки большое и маленькое
- одинаковые по размеру мячики, но один гладкий, другой - шершавый
- крышки от бутылок разного размера
- игрушка из киндера
- резинка для волос
- соска
- и прочая мелочь...
Разложила это добро по двум мешочкам.

И
грать можно так:

Мама засовывает руку в мешочек и достает предмет. Называет его свойства, если нужно дает малышу потрогать. А затем простит найти у себя в мешочке такой же. Но с условием - в мешочек не подглядывать! Играем до тех пор, пока все предметы не будут выложены из мешочка. Если предмет малыш не угадал, возвращаем его обратно в мешок и повторяем попытку.
Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.

Можно играть по другому – мама засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает его. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно. А ваш малыш должен затем все повторить сам. Это вариант для более взрослых ребятишек.

Какие еще предметы можно положить в волшебный мешочек:
- ластик (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный)
- карандашик
- клубок ниток
- пальчиковая батарейка
- магнитные буквы, магнитные цифры
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- кусочек кожи (обычно такие кусочки висят на кожаных сумках, при покупке, вместе с ценником)
- кусочек меха
- веревочку
- магниты на холодильник
- пузырьки от духов
- монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- расческа для куклы
- игрушечная ложка
- пуговицы (круглые или квадратные)
- природный материал (ракушки, шишки, желуди, каштаны)
И т.д. и т.п. – список можно продолжать до бесконечности.

С малышами проще всего играть с одним мешочком. Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. Малышам двух-трех лет нравится сам процесс появления зверей из таинственной сумочки.

Для опытных игроков продолжаем игру - тренируем не только осязательную, но и зрительную память – приглашаем поиграть вместе с нами любимую куклу или любую другую игрушку, и выставляем перед ней все вынутые из мешочка предметы. Ребенок рассказывает лошадке, какие предметы вынуты, они запоминаются, можно даже все пересчитать. Затем ребенок закрывает глазки, а кукла тем временем прячет один предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший предмет. Постепенно количество предметов надо увеличивать.
Теперь можно поменяться местами, мама закрывает глазки, а малыш прячет игрушку.

В магазинах можно найти готовые наборы с кубами, шарами, цилиндрами и т.д. Самым маленьким предлагаем разложить фигурки попарно, а более взрослым – достать определенную фигуру, найти возле себя предметы, похожие по форме. Одинаковые фигурки могут быть разных размеров – одна больше, другая меньше. Фигурки могут быть также разделены на две половины, достав одну половинку, необходимо на ощупь найти вторую половину.

Еще один вариант игры – соревновательный. Подходит для игры с несколькими детьми. Всем детям раздаем по мешочку, кладем одинаковые наборы предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.

Игру «волшебный мешочек» можно использовать для развития речи, в частности, расширения словарного запаса ребенка и развития мышления.
Сначала попробуйте нащупать в мешочке одну из геометрических фигур, теперь опишите словами. «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла». Ребята отгадывают, что это за фигура. Особенно им нравится меняться.
Чем старше дети, тем сложнее могут быть описания. Важно, чтобы все ребята побывали на месте ведущего в этой игре. Ведь кому-то описывать предметы и рассказывать легко, а кому-то трудно. Навык появляется в процессе тренировки.

Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

Д
идактическое пособие А давай мы, поиграем…

Предлагаю всем для детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.

И так нам понадобиться:

Салфетки универсальные

Ножницы

Карандаш

Трафарет геометрических фигур

И

з разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…

Данное пособие поможет:

Р
азвивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету) .

Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры –

«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры. » - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву. » - ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«
Составь предмет»
- упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .





С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Развивающая детская игра своими руками

Тактильный мешочек”

Развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре. У Марии Монтессори есть упражнения на сенсорику с шероховатыми табличками направленными на развитие чувства осязания, тонкой моторики и для подготовки к письму, здесь же этот принцип переведен в интересную игровую форму.
Идея с текстурными бочонками не нова, мы нашли такую игрушку в интернет магазине, но нам кажется, что стоимость игры немного завышена.

Способ изготовления:

    Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока.

    По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала.

    Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.

Сшейте для игры яркий красочный мешочек.

Правила игры

    Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.

    Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.

Е
сли малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру “Волшебный мешочек”.

Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего , мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала - не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева… Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.

Пособие по сенсорике «Веселое ведро»

И
ногда так бывает, что игрушки уже утратили свое значение для ребенка или он потерял интерес к игре с ними. И тогда они только разбрасываются и постоянно попадаются под ноги. Или этих игрушек так много, что их долго собирать. Можно дать этим предметам новую жизнь. Дидактическое пособие "Веселое ведро". Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера.

Играя с этим пособием, решаются следующие задачи:

Соотнесение цвета предмета с цветовым полем.

Соотнесение формы предмета с отверстием.

Развитие речи за счет слов, обозначающих цвета и форм предметов.

Развивать умение находить предметы на ощупь.

Развитие мелкой моторики рук и координации.

С

амок главное, его можно носить по группе и дому, с ним можно играть там, где захочется ребенку, потому что предмет, извлекаемый из ведра, туда же и возвращается по дидактической задаче.



РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА СВОИМИ РУКАМИ (НА СЕНСОРИКУ, МОТОРИКУ) "ПАУЧОК НА ПОЛЯНКЕ" ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА



С этой поделкой можно
играть разноцветными крышечками (откручивать и закручивать)

Шнуровать

Подбирать по цвету

Бросать в круглые отверстия мелкие предметы и шарики

Складывать в ведерко разные интересные штучки, носить его за ручку

Плести паутинку для паучка и завязывать ему бантик

Паучок шел по стене,
Нес мешочек на спине:
Всем девчонкам по лаптенкам,
Всем мальчишкам по лаптишкам.
(массаж спинки ребенка. Первые две строки - перебирать пальцами по спинке, вторые две строки - похлопывать спинку малыша).

Паучок ползет-ползет.
Паутиночку плетет.
Паутиночка тонка -
Крепко держит паучка.
Паутинка рвется,
Паучок смеется.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха -паучок смеетя.
(пальчиковая игра. Большой пальчик правой руки соединить с указательным левой, а указательный правой соединить с большим левой руки. Перебирать пальчиками, словно шагая - "плести" паутинку. На последние строки хлопать в ладоши)

Ольга Кайгородова

Методическая разработка (дидактические игры ) воспитателя 2 младшей группы Кайгородовой Ольги Владимировны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 10 г . Славянска – на – Кубани муниципального образования Славянский район

Дидактические игры , направленные на сенсорное воспитание и развитие детей .

Моя педагогическая деятельность связана с детьми младшего дошкольного возраста . Возраст моих воспитанников от 3 до 4 лет . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка , оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине) . Я разрабатывала развивающие игры с учётом возраста и интересов детей . Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно. Мною были разработаны следующие игры : «Парные картинки» , «Угадай по тени» , «Волшебный паровозик» .

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр , важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания . Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика . Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей .

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры . Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития .

Дидактический материал я подбирала с учётом следующих принципов : наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности. Предлагаемые мной игры многофункциональны , красочны, эстетичны и могут быть использованы не только педагогами детских дошкольных учреждений , работающими с детьми младшего дошкольного возраста , но и родителями, а также бабушками и дедушками, которые очень любят играть со своими внуками.

«Парные картинки»

Цель игры состоит в том , чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности - предметной, природной и общественной.

Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого , направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет, форму, величину, назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов.

Таким образом, решая задачу - подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию. В игре принимает участие небольшая группа детей , между которыми возникает познавательное общение, что имеет, важное значение для их сближения и развития взаимопонимания .

Я смогла в одной игре объединить несколько, т. е. сделать разработанные игры многофункциональными.

Дидактическая игра №1

«Составь пары предметных картинок»

Цель : учить различать и сравнивать предметные картинки между собой,

правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает , как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.

Дидактическая игра №2

«Составь пары по цвету»

Цель : умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака ;

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с наклеенными цветными квадратами, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных квадратов.

Дидактическая игра №3

«Подбери картинку по цвету»

Цель : закреплять знание основных 4-х цветов, развивать зрительное восприятие .

Ход игры:

Воспитатель показывает детям , например, картинку с жёлтым цветом, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета.

Затем показывает картинку с зелёным цветом, дети называют цвет и также подбирают картинку.

Дидактическая игра №4

«Отгадай предмет, какой опишу»

Цель : обогащать словарь детей прилагательными ; развивать мышление , внимание.

Ход игры:

Воспитатель берёт карточку так , чтобы дети не видели картинку на ней, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку .

Дидактическая игра №5

«Что пропало?»

Цель : развивать внимание .

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед детьми 3-4 карточки с картинками, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1 карточку . Дети отгадывают, какого предмета не стало.



«Угадай по тени»

Созданная мною данная игра расширяет представления об окружающем мире, закрепляет представление о том, чем питаются некоторые животные; развивать логическое мышления ; внимание; память; пространственную ориентацию (справа, слева, сверху, снизу, посередине) ; зрительное восприятие (соотнесение предметов и их теней) ; совершенствует грамматический строй речи (отработка и закрепление правильного употребления падежных окончаний существительных в родительном, дательном, творительном, винительном падежах (в процессе ответов на вопросы : Кем? Чем питаются? Что любят? Что не едят? Что (кого) видят? Что нравится? Кому нравится).

Цель : развитие образного мышления , внимания, зрительной памяти, совершенствовать речь детей ; формирование знаний об окружающем мире.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (силуэты диких и домашних животных) .


«Волшебный паровозик»

Это дидактические игра математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержит большие возможности расширять и закреплять знания о количестве : «один» и «много» ; о равенстве предметов, понимать выражения : столько - сколько, поровну, по одному - много, ни одного. Мою игру можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей .

Дидактическая игра № 1

Цель : развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия ; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать , согласно, предложенного алгоритма.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку расположить вагончики поезда согласно заданного алгоритма. Предварительно показав на собственном примере.


Дидактическая игра № 2

Цель : учить детей различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов; закрепление умения различать контрастные по величине фигуры, используя при этом слова «большой» , «маленький» .

Ход игры:

Воспитатель даёт детям задание приложить к вагончикам окошки (геометрические фигуры, назвать цвет, размер, фигуру.


«Загадочные пуговки»

Цель игры: Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами
Бабочка - красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук,
  • Развитие различать предметы один – много.
Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:
  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие слухового внимания,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель: Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель:
  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:
  • Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:
  • Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Ксения Ефимова
Игры для сенсорного развития детей средней группы

Игры для сенсорного развития детей средней группы

Д. И. «Картинка из фигур»

Цель : развивать умение дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие; развивать воображение , творческие способности детей .

Правила игры :

Педагог демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Д. И. «Кораблик»

Цель : Развивать умение различать по форме и размеру геометрические фигуры; развивать пространственное воображение, активное внимание, наблюдательность, моторно-слуховую память.

Правила игры :

Детям раздаются фигуры для ознакомления. Педагог показывает, как можно выложить кораблик (парусник) . Это делается поэтапно, чтобы дети хорошо усвоили порядок «построения» парусника из фигур. После того как воспитатель закончит выкладывание своего парусника, он, не убирая его изображение, предлагает детям самим построить свои кораблики из тех фигур, которые раздали.

Д. И. «Спрячь мышку»

Цель : Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши. Развивать внимание , мышление.

Правила игры : Педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные : круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты.

Наступило утро, открывайте окошки.

Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела.

Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Игра проводится 2-3 раза.

Д. И. «Бабочки»

Цель : Развивать умение обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; развивать умение выбирать объекты из двух заданных цветов из четырех возможных.

Правила игры : Педагог предлагает каждому ребенку посадить на свои поля бабочек двух цветов. На четырехцветное панно ребенок должен положить, например, красных и синих бабочек, размещая их на части поля, соответствующего по цвету этим бабочкам данном случае на красное и синее поля) . Дети выполняют задания 3-4 раза со сменой парой цветов. Воспитатель помогает самостоятельно исправить ошибки : «У тебя все бабочки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Д. И. «Найди пару»

Цель : Развивать внимание , наблюдательность, память, развивать умение устанавливать тождество однородных предметов.

Правила игры : Для игры нужно приготовить листы картона с наклеенными на них бабочками, а также похожую пару этих же бабочек. В этой игре дети должны совместить одинаковых бабочек.

Д. И. «Рыбки и звезды»

Цель : Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, умение дифференцировать цвета, называть их.

Правила игры : Педагог прикрепляет двух рыбок и говорит, то у каждой рыбки есть подружка – морская звезда. Педагог прикрепляет под каждой рыбкой по одной морской звезде такого же цвета и говорит, что он положил их столько же, сколько и рыбок. После этого педагог спрашивает детей , какого цвета эти рыбки и звезды. Дети отвечают. Затем все рыбки и звезды убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную и синюю рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же звезд. Другие дети называют цвета прикрепленных звезд. После этого картинки снова убираются. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению для рыбок подружек-звезд.

Д. И. «Запомни порядок пуговиц»

Цель : Развивать активное внимание , память, умение быстро сосредотачиваться , стимулировать внимание.

Правила игры :

Перед вами лежат пуговицы, и у меня есть пуговицы, эти пуговицы лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить пуговицы в определенном порядке, так же, как у меня.

Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих пустых карточках.

Д. И. «Воздушные шары»

Цель : Закрепить названия шести цветов спектра : «красный» , «оранжевый» , «желтый» , «зеленый» , «синий» , «фиолетовый» .

Правила игры :

Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Надо привязать к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Педагог берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого.

Д. И. «Корректурная проба для малышей «Медвежата»

Цель : Развивать произвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания.

Правила игры :

Медвежата решили поиграть в прятки, но им надо помочь спрятаться. Белые медвежата хотят спрятаться за кругами, а коричневые – за квадратами.

Педагог демонстрирует детям, как нужно закрывать кружками всех белых мишек, квадратами – всех коричневых мишек. После показа педагог предлагает детям взять листы с мишками и как можно быстрее спрятать их с помощью кругов и квадратов.

Д. И. «Какое у куклы платье?»

Цель : Развивать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Правила игры :

Сегодня мы посмотрим, какого цвета платье у нашей куклы. Я буду одевать куклу, а вы – говорить, какого цвета у нее платье». Педагог показывает куклу и поочередно спрашивает детей , уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то , что один и тот же цвет имеет разные оттенки.

Д. И. «Подбери фигуру»

Цель : Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять их в назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Правила игры :

У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они все совпадали с нарисованными.

Педагог просит малышей обвести пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем прикладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

Д. И. «Раньше или позже»

Цель : Формировать временные понятия «раньше» , «позже» . Развивать память , мышление.

Правила игры :

Педагог выставляет на стенде две картинки, связанные между собой логической последовательностью (например, картинки с яйцом и цыпленком) . После того как дети рассмотрят картинки, он спрашивает детей , что было раньше (сначала, а что было потом (позже) . Какой рассказ можно сочинить по этим картинкам? Дети составляют несколько предложений по этим картинкам.

Д. И. «Учимся составлять загадки»

Цель : Развивать умение определять форму и цвета предметов, опираясь на зрительное восприятие, развивать память , мышление.

Правила игры :

Педагог спрашивает детей , любят ли они отгадывать загадки. Конечно, и дети, и взрослые любят разгадывать загадки. Но не менее интересно самим попробовать сочинить загадки о знакомых предметах. Педагог предлагает детям самим придумать загадки о том, что изображено на картинках, которые он раздаст. Но нужно загадать так, чтобы описание предмета было понятным, чтобы другие дети могли отгадать, что же изображено на картинке.

Д. И. «Пирамидка»

Цель : Учить располагать предметы в логической последовательности в зависимости от их размера (от большего к меньшему, опираясь на словесное описание педагога.

Правила игры :

Педагог показывает детям игрушечную пирамидку и задает детям вопросы относительно свойств этой игрушки.

Из чего она сделана?

Какого цвета кольца пирамидки, какой они формы?

Какого они размера?

Как они расположены на стержне?

Где расположено самое большое кольцо?

Где самое маленькое?

Кольца пирамидки имеют круглую форму, но если посмотреть на нее сбоку, то кольца будут казаться овальными. Но они сохраняют тот же цвет, размер и расположение.

Д. И. «Четвертый лишний»

Цель : развивать внимание , память, мышление.

Правила игры :

Педагог предлагает детям одну из серий картинок, дает детям время рассмотреть картинки, затем спрашивает что изображено на картинках. Потом педагог говорит, что здесь четыре картинки похожи друг на друга, а одна отличается от всех. Что это за картинка, и почему она лишняя, не такая, как все остальные. По порядку выставляются картинки следующих серий.

Д. И. «Что внутри, а что снаружи?»

Цель : Учить определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать слова «внутри» и «снаружи» в речи.

Правила игры :

Педагог показывает детям зайку Пушистика. Он еще маленький, поэтому часто путает слова «внутри» , «снаружи» . Педагог предлагает помочь Пушистику выучить и запомнить слова, чтобы никогда их не путать.

Педагог открывает одну из картинок :

Что расположено внутри корзины, а что снаружи? И т. д.

Когда дети усвоят понятия, дети устраивают «экзамен» Пушистику. Спрашивают у него, что внутри коробки, а что снаружи. Естественно Зайка будет ошибаться, а дети будут исправлять его ошибки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!