Женский журнал Ladyblue

Классный час "умеешь ли ты дружить". Умеешь ли ты дружить

Д р у г - э т о о д н а д у ш а , ж и в у щ а я в д в у х т е л а х .
А р и с т о т е л ь .

К а к и м д о л ж е н б ы т ь д р у г ?
Жизнь человека долгая и сложная, поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной степени нуждается в настоящем друге – человеке, который всегда придет на помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило, являются заблуждениями – либо человеку еще не встретился настоящий друг, либо они испытали определенное разочарование в людях. Настоящий друг необходим каждому человеку, ведь, поделившись с близким другом радостью, человек испытывает ее вдвойне, а несчастья переносятся легче, если о них рассказать.

Существует ли в современном обществе понятие дружбы? Кто может похвастаться наличием настоящего друга? Как найти неподдельные дружеские чувства? Все эти вопросы невольно возникают у нас в голове, когда мы сталкиваемся с неприятными жизненными ситуациями.

Общая жизнь каждого человека построена так, что он всегда будет нуждаться в поддержке других людей. Но кроме семьи, мы можем рассчитывать только на друзей. Но, несмотря на это, не всех их можно назвать настоящими друзьями.

Давайте поговорим о том, каким должен быть друг. Итак:

Многие люди общаются и занимаются совместной деятельностью, что в общем-то чаще всего и приводит к возникновению дружеских отношений. Давайте рассмотрим основные предпосылки появления хороших крепких личных связей, а затем обратимся к вопросу о том, каким должен быть настоящий друг.

  • Дружба возникает часто на основе общих интересов. Если вы увлекаетесь какими-то общими темами, то у вас есть о чем поговорить и о чем поспорить. А это очень важно для формирования дружеской симпатии.

  • Дружба возникает если люди занимаются совместной деятельностью. Именно данная предпосылка работает чаще других, так как любое дело объединяет людей. Речь идет не обязательно об учебе. Даже совместные поездки или просто похожесть жизненных ситуаций и совместное их разрешение очень сильно сближают и объединяют людей.

  • Ну и, конечно же, личностные характеристики друзей. Каждый человек обладает широким набором особенностей, которые могут сочетаться и не сочетаться с особенностями других людей. И в случае дружбы, закономерность складывается следующая. Люди, которые обладают различными характеристиками сходятся очень хорошо. Люди видят в друг друге противоположные качества и восполняют с помощью друга свои недостатки. Причем это происходит естественно. Лозунг таких отношений — «Вместе мы в два раза сильнее». Каждый может написать целое сочинение, каким должен быть друг. Другой вариант развития событий подразумевает, что партнеры по общению обладают схожими признаками. В такой паре складываются отношения объединения. Лозунг таких отношений — «Мы — как одна капля воды».

« В о б щ е с т в е н н ы х о т н о ш е н и я х с в о и х и з б е г а й д е л а т ь в р а г о в и з д р у з е й ; с т а р а й с я , н а о б о р о т , о б р а щ а т ь с в о и х в р а г о в в д р у з е й . » (П и ф а г о р ) .

  • Самое первое условие сохранения дружеских отношений и увлечения их ценности — это не безразличность партнеров друг к другу. Друг — это тот, кто искренне заинтересован в делах, самочувствии, личных победах своего друга. Ему нужна эта информация о нем. Настоящий друг чувствует потребность не только знать о своем товарище, но и самому делиться с ним сокровенными тайнами или просто повседневными историями своей жизни.

  • Друзья всегда найдут, чем вместе заняться. Настоящий друг разделяет интересы своего товарища и всячески их поддерживает и развивает.
  • Друг как опора. Пожалуй, самая весомая характеристика дружбы. Если вы знаете, что можете положится на вашего друга, значит ваши отношения — это настоящая дружба. Серьезность данной характеристики не может не влиять на дружеское взаимодействие. Надежный человек — это тот, кто готов пожертвовать своими ресурсами ради вашего блага. На это способен далеко не каждый. Вот, какими качествами должен обладать друг.

В м и р е н е т н и ч е г о л у ч ш е и п р и я т н е е д р у ж б ы ; и с к л ю ч и т ь и з ж и з н и д р у ж б у в с ё р а в н о , ч т о л и ш и т ь м и р с о л н е ч н о г о с в е т а . (Ц и ц е р о н ) .

Д р у ж б а — о н а , к а к п а з л . К а ж д ы й т в о й д р у г — к у с о ч е к .

Знай мой друг вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать покуда не спеши
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай

Люди мы стареем и ветшаем
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем
Обретаем их куда трудней
Если верный конь поранив ногу
Вдруг споткнулся а потом опять
Не вини его вини дорогу
И коня не торопись менять

Я иных придерживался правил
В слабости усматривая зло
Сколько в жизни я друзей оставил
Сколько от меня друзей ушло
И теперь я всех вас видеть жажду
Некогда любившие меня
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня

Я прошу вас люди ради бога
Не теряйте доброты своей
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей

Расул Гамзатов.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.Стремись больше узнавать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить.Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба. Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную.

У современной молодежи дружба часто заменяется поверхностными приятельскими отношениями. Молодые люди часто меняют своих друзей.

В наше время телефон, компьютер заменяют личные контакты между людьми, живой обмен мнениями, и как будто бы отпадает потребность в друг друге. Но это не так, ведь дружба — это удивительные отношения между людьми.

Люди не могут жить друг без друга.

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Народ сложил о дружбе много пословиц и поговорок:

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Человек, богатый друзьями, широк как степь, а без друзей — узок как ладонь.

М е ж д у н а р о д н ы й д е н ь д р у ж б ы о т м е ч а е т с я 3 0 и ю л я .

М е ж д у н а р о д н ы й д е н ь д р у з е й – 9 и ю н я .

Дружба — удивительное чувство, и, конечно же, поэты не могли не писать об этом.

Эдуард Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

И коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3

Классный час

« Умеешь ли ты дружить?

Работу выполнила

учитель начальных классов МОУ-СОШ №3

г. Красный Кут Саратовской области

Фатеева Наталья Ивановна


Классный час: "Умеешь ли ты дружить"

Цель: учить детей ценить дружбу

* учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;

* выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

* помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;

* развивать умения детей общаться, вести рассуждения.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей

С вами познакомиться я хочу скорей!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..."(высказывания детей)

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

2.Актуализация

Послушайте стихотворение

А. Барто « Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной".

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать!"

А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!"

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"

3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению .

Почему Вика так мечтала о дружбе с Ильиной?

Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

Почему героине так трудно было найти подружку?

По какому принципу она искала себе друзей?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.

Обобщение ответов детей .

А как вы думаете, что такое дружба?

Где можно узнать значение слова дружба?

Произнесите это слово, что вы представляете?

А на вкус? (слайд 3 -4)

С какими животными можно связать слово дружба?

С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

С какими героями произведений можно связать слово дружба?

Игра «Кто с кем дружит»

Добрая Золушка Пятачок

Забавный Вини Пух и …. Малыш

Добрая Белоснежка и … Чебурашка

Доверчивый Буратино и … Мальвина, Пьеро

Крокодил Гена и … семь гномов

Весёлый Карлсон ….. красавец принц

Какие краски вы возьмёте, чтобы "нарисовать" дружбу?

Каждому из нас бывает радостно или наоборот, что-то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделится с человеком, который поймёт, порадуется вместе с нами или погрустит.

А как называют такого человека?

А какими должны быть настоящее друзья?

(настоящие друзья должны быть: добрыми, честными, справедливыми, внимательными, верными, преданными, надёжными)

Поиск решения.

- Расскажи о своём друге. Мозговой штурм.

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.

Какие черты характера тебе нравятся больше всего в твоём друге?

Продолжите строчки

«Друзья всегда……..»

«Я могу дружить с такими людьми, которые……»

«Со мной можно дружить потому, что…..»

-О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели, философы и учёные. Философ Сократ говорил так: " Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание – дружба народов?

Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

Это желание действовать вместе, т.к. нас много, а планета одна.

Можно проводить переговоры по разным вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

- Создавать и участвовать в Международных конкурсах.

- Проводить совместные праздники.

- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами.

Орденом Дружбы народов награждаются:

    Граждане других государств; (до 1994 года и россияне)

    Предприятия, учреждения, организации, воинские части, республики, края, области, города;

Где находит своё отражение дружба в жизни человека?

    В Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы;

    Спортивный клуб называется «Дружба»

    Наша спортивная команда тоже « Дружба». Вспомните, какой девиз « В дружбе сила»!

Работа с законами дружбы.

Учёные - психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены несколько законов дружбы.

Обсуждение.

Давайте внимательно прочитаем все законы.

Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

Какое правило тебе кажется самым легким?

Какое правило тебе кажется самым сложным?

- Дружба дело нелегкое. Нужно быть искренним другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто сделать.

Работа в группах.

Обсудите проблемные ситуации. Как вы поступите в этой ситуации? (каждая группа получает карточки)

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

2. Твой друг совершил плохой поступок и просит тебя никому не рассказывать. Что ты сделаешь?

3.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

4. Твой друг заболел, не пришёл в школу. Поддержи словами его в этой ситуации.

5. Твой друг получил хорошую отметку. Какие слова ты ему скажешь, по поводу успеха.

6. Твой друг заболел, а тебя есть билет на праздничный спектакль, что сделаешь ты?

Работа в группах.

«Составь цветок дружбы»

- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим НАШИ ЦВЕТЫ ДРУЖБЫ.

(каждой группе раздаются карточки – лепестки с определением дружбы)

(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность)

А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? (ответы детей)

Вот и получились цветы дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех хватало,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмёмся, встанем в круг.

Каждый человек человеку – друг!

За руки возьмёмся, пусть пойдёт

По земле огромный хоровод

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Список использованной литературы

1. М.М.Безруких Рабочая тетрадь для 3 класса «Учусь понимать других» Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

2. М.М.Безруких Пособие для педагогов «Все цвета, кроме чёрного» Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

3. И.А Каиров «Азбука нравственного воспитания!» М., «Просвещение», 1975

4. Г.К. Зайцев «Уроки Знайки» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001

1 ступень обучения – начальная школа, 3 класс.

Формы учебной работы: тематический классный час, спецкурс « Все цвета, кроме черного»

Тема классного часа : Умеешь ли ты дружить / Занятие 7/

Цель : научить детей ценить дружбу.

Задачи занятия :

1.Расширение знаний детей о дружбе: рассмотреть понятия: «Дружба», «Настоящий друг», «Товарищ». Определить законы дружбы.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружеские отношения со сверстниками, общаться в коллективе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

На доске эпиграф к занятию:

Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!

Ш.Руставели.

На партах : фломастеры, листы бумаги, рабочая тетрадь.

/ Классная доска разделена условно на три части. На первой написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И.Даля: «Дружба -…. Бескорыстная стойкая приязнь». На второй части написано предложение: «Друг – это тот, кто……..», третья часть свободна для прикрепления листов с ответами на полученные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка тематического классного часа.

Уровень образования школьников: 1 ступень обучения – начальная школа, 3 класс.

Формы учебной работы: тематический классный час, спецкурс « Все цвета, кроме черного»

Тема классного часа : Умеешь ли ты дружить / Занятие 7/

Цель : научить детей ценить дружбу.

Задачи занятия :

1.Расширение знаний детей о дружбе: рассмотреть понятия: «Дружба», «Настоящий друг», «Товарищ». Определить законы дружбы.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружеские отношения со сверстниками, общаться в коллективе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование, оформление, инвентарь :

На доске эпиграф к занятию:

Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!

Ш.Руставели.

На партах : фломастеры, листы бумаги, рабочая тетрадь.

/ Классная доска разделена условно на три части. На первой написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И.Даля: «Дружба -…. Бескорыстная стойкая приязнь». На второй части написано предложение: «Друг – это тот, кто……..», третья часть свободна для прикрепления листов с ответами на полученные задания.

Ход занятия.

Занятие начинается под музыку песни Э.Шаинского «Дружба крепкая».

  1. Вступительная беседа.

…. Что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие. Противоположное дружбе - ЭГОИЗМ. Если человек эгоист, то у него не может быть настоящего друга…. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» приводит вот такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, его на доске.

На первое место знаменитый писатель ставит БЕСКОРЫСТИЕ. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе во всем.

Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно этих ребят назвать товарищами. Дружба же это высшая степень товарищества.

Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов, преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворения от общения.

/В.Шекспир./

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде.

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И всегда, без лишних слов,

Он помочь тебе готов.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

* есть ли у вас друзья в классе?

* умеем ли мы дружить?

На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить с вами.

  1. Работа с понятиями «друг», «приятель», «товарищ».

Дети анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга.

4.Ребята обсуждают вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

/учащиеся получают огромный цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба не состояться не может. Затем прикрепляют эти лепестки к цветку на доске./

Работа в тетради – задание 1. Рассказ учащихся о своих друзьях – «Портрет моего друга».

  1. Работа в группах.

Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, которые они получают в конвертиках.

Например:

  1. твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  3. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все в классе, в том числе и ты.
  4. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
  5. Твой друг не умеет играть в пионербол и, подводит команду.
  6. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
  7. Твой друг что-то натворил, а наказали тебя….

/ребята обсуждают ситуации в течение 5 минут и комментируют ее/

Вопрос к классу: Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего.

  1. Работа в тетради : 10 законов дружбы.

Выполняется задание 2.

Задание 3.

Давайте прочитаем, разберем ситуации и сравним поведение героев.

/ учащиеся читают, рассуждают и высказывают свое мнение /

Так кто из героев поступает по-дружески? С кем бы из них ты хотел дружить и почему?

7. Рефлексия. Игра « На берегу….»

8. Работа с пословицами.

/дети раскрывают значение пословиц, по возможности приводят примеры из жизни класса.

Какая пословица больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего разговора?

/Друга ищи, а найдешь-береги/

9. Итог занятия. /Звучит музыка/

Ребята, у Расула Гамзатова есть такое стихотворение «Берегите друзей»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши

Гнев на друга, может быть, мгновенный

Изливать на друга не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился-

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради Бога.

Не стесняйтесь доброты своей

На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей.

Посмотрите на лепестки ромашки, которая сегодня распустилась у нас на занятие. /Учитель переворачивает лепестки с ответами детей. На обратной стороне получается слово/

д оверие между собой

р адость успехам

у важение друг друга

ж елание общения

б ратство, взаимопомощь

а льтруизм /бескорыстная забота…./

Чтобы стать настоящим другом, что же больше всего нужно ценить в отношениях между собой? /ДРУЖБУ/

10. Домашнее задание: работа в тетрадях-задание 4.


Дружба – это большая ценность. Она помогает нам учиться, жить, работать. Она делает нас добрыми, сильными, отзывчивыми. Иметь друга – великое счастье. Дружба – это готовность оказать помощь друг другу, разделить с ним радость и горе. Можно другу найти, но очень легко его потерять. А ты умеешь дружить?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам, ребята, пройти тест «Умеешь ли ты дружить?»

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех…

а) с кем у меня складываются хорошие отношения

б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации

в) кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья

а) были классными и интересными

б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь

в) никогда не предавали

3. Если тебе предложили бы выбрать одну из книг для чтения, то это была бы книга…

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни

б) про интересных людей и их приключениях

в) детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

а) попытаюсь их утихомирить…

б) отойду в сторону – это не мои проблемы!

в) разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

а) думаю, что да

б) я не уверен(а)

в) по-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

б) не знаю

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

а) не стану дожидаться и позвоню сам(а)

б) посочувствую по телефону

в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

0-20 баллов . Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь.

Но подумай: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла . С тобой интересно и приятно общаться. Дружить с тобой мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить.

34-48 баллов . Для тебя дружба – это все или почти все. Ты грустишь, когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) отложить все свои дела.

Цель: создать условия для формирования у младших школьников понятий “дружба”, “настоящий друг”, “дружеские отношения”.

  • учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы проведения:

  • дискуссионные;
  • игровые.

Оборудование:

технические средства:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер;
  • видео клип “Песня о дружбе”;
  • презентация “Умеешь ли ты дружить”?

дидактический материал:

  • памятка “Правила дружбы”;
  • карточки-задания;
  • шкатулка с пословицами;
  • модель “Дом дружбы”;
  • учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь 2 класс (Н.Ф.Виноградова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. Как хорошо, что сегодня мы снова вместе.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока. Отгадайте загадку:

Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Правильно! Но наша радуга необычная, на ней написаны слова. Давайте прочитаем сверху вниз первую букву каждого слова, и узнаем тему урока:

Окружающим

Жизнелюбие

Благородство

Единство

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель. О чем будем говорить? (О дружбе). Умеешь ли ты дружить?.

III. Совместное открытие нового знания.

Учитель. Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…

А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”? (Учитель предлагает учащимся игру “ Мир моих ощущений”)

– Как “пахнет” дружба?

– Какая она на ощупь?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

Рассказы детей о своих ощущениях.

IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог.

Умеешь ли ты дружить? (Разбор ситуаций в группах)

(Учитель предлагает учащимся разобрать проблемные ситуации в учебнике на страницах 86-87, и для каждой ситуации подобрать правило дружбы, которое отражено на слайде)

Работа учащихся с текстом учебника:

1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”

3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: “У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?”

4. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, - крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.

Слайд №3.

Правила дружбы

  • Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
  • Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

(Дети работают в группах и обмениваются мнениями)

Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!

Физминутка “Мирилка”.

Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.

А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.

Учитель: Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?

(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)

Учитель. Да, нужны правила дружбы.

V. Составление правил дружбы.

(Учащиеся выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы”)

Золотые правила дружбы (на слайде).

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

Учитель. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.

VI. Закрепление изученного материала.

Игра “Мудрая шкатулка”. (Работа в парах)

Учитель. Ребята, в этой шкатулке лежат разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  4. Один за всех и все за одного.

Музыкальная физминутка “Дружба”. (Дети танцуют под музыку)

VII. Моделирование. Строительство Дома Дружбы.

Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:

Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?

Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?

(Дети высказывают свои мнения)

VIII. Рефлексия деятельности.

Учитель. В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте к Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …

IX. Подведение итогов урока.

Какое открытие для себя вы сделали на уроке?

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.

Что вам было самым интересным на уроке?

Учитель. А теперь возьмитесь за руки, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Учитель. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”.

XI. Задание на дом:

По выбору:

  • работа в Рабочей тетради “Окружающий мир” стр. 27
  • нарисуй свое дерево дружбы.
  • пополни “мудрую шкатулку “пословицами о дружбе.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”. 2 класс, рабочая тетрадь. Москва “Вентана-Граф”, 2008.
  2. Зайцев Г.К. “Уроки Знайки”. Санк-Петербург “Детство-Пресс”, 2007.
  3. Каиров И.А “Азбука нравственного воспитания!” М.: “Просвещение”. 2005.
  4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – “Литера+”. 2008.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!