Женский журнал Ladyblue

Конспект НОД по познанию в детском саду для детей старшей группы «Зимушка – зима. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Зимушка-зима" под.гр

Конспект совместной организованной деятельности «Зимушка-зима»

Цель : Обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи: Образовательные:
- активизация и расширение словаря;
- подбор и использование в речи родственных слов;
- формирование осознанного отношения к здоровью.
Развивающие:
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, координации, выносливости;
- развитие речи, мышлении.
Воспитательные:
- воспитание у детей уверенности в себе, взаимопонимания, доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитание самоконтроля за речью, умение выслушивать друг друга;
- воспитание активной жизненной позиции, стремление к здоровому образу жизни;
Методы и приёмы : словесный, чтение стихотворения, наглядный, игровой
Оборудование: картинки о зиме и зимних забавах, музыка для релаксации, снежки. Одежда: шапка, шарф, валенки.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
1. Организационный момент.
Логопед. Сейчас я вам прочитаю загадку, отгадав её, вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить. Послушайте внимательно.
Принесла забавы, снег,
Звонкий и задорный смех.
Все деревья усыпила,
Детям радость подарила.
И про взрослых не забыла,

Угадайте, кто она?
- О каком времени года эта загадка?
Дети: Это Зимушка – зима.

    Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).

    Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом). Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

    Зимой метель… (метёт ).

    Ночью ветер в трубах… (воет, завывает ).

    Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся ).

    В лесу зимой голодный волк… (воет ).

    На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

    Мороз щёки и нос… (щиплет ).

    Зимой вода в реке.… (замерзает ).

    Иней на ветках деревьев… (блестит ).

    Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

    Деревья зимой… (спят ).

    Под снегом травка зимой… (греется ).

    Зимой насекомые… (прячутся ).

Логопед: А вы любите зиму? А за что? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

    Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

    Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

    Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

    Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

    Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

    Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

загадки :

3. Логопед: Зима морозная пора, но, очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. А еще, зима, время веселых детских игр и забав.

Какие зимние игры вы знаете?

Посмотрите на картинку, в какие игры играют дети? (дети перечисляют)

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Посмотрите на карточки и выберете то, что нам необходимо для прогулки.

Шапка, шуба, валенки, сандалии, коньки, лопата, санки….

Составим предложение с каждым из этих слов.

Почему никто не взял сандалии, скакалку?

Игра «Третий лишний». Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки :

    Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
    - Мои новые дружки и блестящи, и легки,
    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    - Две новые кленовые подошвы двухметровые:
    На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

    - Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
    За верёвочку - узду через двор коня веду,
    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    - Круглый маленький комочек я из снега соберу,
    Брошу в друга, брошу в брата,
    Мы играем, все в снегу. (Снежки)

    - Меня не растили – из снега слепили.
    Вместо носа ловко вставили морковку.
    Глазки – угольки, ручки – сучки.
    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)


Логопед: А сейчас мы предлагаем вам поиграть в увлекательные игры. Хотите?
Дети : да!
4. Физ. инструктор:
- Хороша красой своею, наша зимушка – зима!
Поиграть сегодня с нею, собралась здесь детвора!
- Кто пришел сюда играть?
И конечно побеждать?
Кто из вас не любит скуки?
Кто здесь мастер на все руки?
Кто спортсменом хочет стать?
А разминку выполнять?
(взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении “Я”)
5.Физминутка

Я вижу, вы все готовы играть, а чтобы ловкими стать прошу за мною повторять!

    «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

    Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метет, (имитируют)

    Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

    Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

    Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

    И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

6. : Отлично размялись, ребята! А сейчас я приглашаю вас на зимнюю прогулку. Но сначала сделаем массаж “Неболейка” для профилактики простудных заболеваний.
Массаж биологически активных зон “Неболейка”
- Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
(дети поглаживают ладонями шею сверху-вниз)
- Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(указательным пальцем растирают крылья носа)
- Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладони “козырьком” и растирают его движениями “в стороны – вместе”)
- “Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки, шею смело.
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна!
(потирают обе ладони)
Логопед: Молодцы, хорошо массаж сделали. Теперь точно не заболеете!
7. Физ. инструктор:
Чтоб кататься день-деньской
Нам на горке снеговой,
Чтобы не пришлось нам греться,
Надо потеплей одеться.

Проводится эстафета “Собираемся на прогулку”
(по команде первый ребёнок надевает на себя шапку, шарф, варежки и бежит до ориентира, возвращается назад и передаёт эстафету следующему игроку.)
(проводит инструктор по физической культуре)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают по одному пальчику)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательными и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили .
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались ,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли .
(отряхивают ладошки).
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щёку).

10.Воспитатель: Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом и мне тоже хочется поиграть с вами со словом «снег».
(Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

13 Итог: Логопед. Вот и закончилась наша увлекательная прогулка, и я предлагаю всем сесть на ковёр вспомнить, о чём мы сегодня говорили? В какие игры играли, что понравилось? Что, у каждого из вас получилось лучше всего? (дети передают снежок и отвечают).
Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю вам закрыть глазки, расслабиться и послушать музыку.
(Во время музыки, логопед читает стих).
Тихо в воздухе кружатся
Бабочки-снежинки,
И на голый лес ложатся
Липкие пушинки.
Вечер движется несмело,
Снег всё реже, тише.
Словно кто-то краской белой
Разукрасил крыши.
К ним наутро от мороза,
Снег пристынет клейкий.
И оденутся берёзы,
В заячьи шубейки.

Цель: формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы.

Задачи:

  • в области “Познание”: закрепление умения обобщать представления о временах года;
  • в области “Коммуникация”: совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект;
  • в области “Художественное творчество”: совершенствовать умения рисовать по памяти.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, худ. творчество.

Материалы и оборудование: зимние пейзажи, карточки с изображением природных явлений, объектов всех времен года, прозрачная целлофановая пленка, ножницы, миска темного цвета, большой кусок льда, лист альбома, цветные карандаши.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о временах года.
  3. Игра “Времена года”.
  4. Зимушка-зима.
  5. Рисование “Времена года”.
  6. Игра “Зимние забавы”.
  7. Рассказ о январе месяце.
  8. Составление опыта.
  9. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.Даля “Старик годовик” (читает отрывок).

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

2. Беседа о временах года.

Ребята, поняли ли вы, что за это были птицы? Давайте вспомним, что произошло, когда полетели первые три птицы (вместе с детьми делаем вывод, что стало холодно, наступила зима) . А почему птиц было три? Сколько зимних месяцев мы знаем? Назовите их.

Аналогично вспоминаем, что происходило, когда полетели другие птицы.

Давайте пересчитаем и определим, сколько всего месяцев в году (12). А сколько месяцев в каждом времени года? Назовите времена года. Как вы думаете, почему “старика-годовика” назвали “годовиком”?

3. Игра “Времена года”.

Детям дается набор карточек с изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена года. На заданное время, каждая команда должна собрать как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года.

4. Зимушка-зима.

Что происходит с природой зимой? Она замирает. Посмотрите на эти зимние пейзажи. Что можно сказать о них? Какое чувство мы испытываем, смотря на эти картины. Назовите приметы зимы. Обсуждение вместе с детьми примет зимы:

Снеговой покров;

Замерзание почв и водоемов;

Дни короткие, ночи длинные;

Мало птиц, нет насекомых;

Бывают метели, снежные бури; и т.д.

5. Рисование “Времена года”

Воспитатель раздает детям листы альбома, разделенные карандашом на четыре квадрата. Вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года и просит их нарисовать с помощью символов. Н-р, зима-снежинка, весна-сосулька, лето-земляника, осень -желтый лист.

6. Игра “Зимние забавы”.

Давайте немного поиграем. Представьте, что мы на улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух? Повторяйте за мной движения.

Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора – творить
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

7. Рассказ о январе месяце.

Про какой месяц говорится, что дни его самые короткие, а ночи – самые длинные (декабрь ). А сейчас какой месяц? В ночь на первое января люди встречают Новый год. В домах по-праздничному светло, тепло и уютно.

А в природе январь – это самая середина зимы. Пора лютого холода. Мороз и ветер знобят все живое, загоняют зверей в норы и логовища; заставляют птиц искать укрытия где-нибудь под застрехами или мерзнуть на голых ветках, а иных даже прятаться в снег, рыть там глубокие норки. Это куропатки, рябчики. Вы, ребята, должны оказать помощь зимующим птицам. Им очень трудно добыть зимою еду. Если у вас нет кормушек, просто насыпьте возле деревьев на чистом снегу хлебные крошки и зернышки. В январе, хоть и крепчают морозы, солнышко с каждым днем светит все дольше и дольше. Начинают синеть небеса, дни постепенно прибывают. Январь еще называют сечень – сечет зиму пополам.

8. Проведение опыта.

Какой главный цвет зимы? Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок. Каждая снежинка в отдельности прозрачная, а вот состоящий из снежинок снег уже белый. Почему? Давайте проведем опыт, чтобы понять - почему снег белый.

Воспитатель показывает детям лист пленки. Дети прикладывают его к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная. Затем воспитатель разрезает пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладывает друг на друга. Дети определяют. Можно что-нибудь увидеть через получившуюся стопку из кусочков пленки. (Можно, они тоже прозрачные). После этого, воспитатель разрезает куски пленки на мелкие полоски и раздает их детям. Дети насыпают полоски на лист цветной бумаги и определяют цвет получившийся горки – белый. Воспитатель делает вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества маленькие еще одним, с куском льда. Большой кусок льда кладут в темную миску. Дети убеждаются, что лед прозрачный. Воспитатель постепенно измельчает лед – до тех пор. Пока он не станет белой.

9. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите те, которые по-вашему мнению, наиболее правильно показывает все времена года.

Елена Викторовна Зайцева
НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)

Основная образовательная область : «Познавательно - речевое развитие» .

Интеграция : «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь по теме : «Зима» . Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы, учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью» .

Развивающие задачи :

Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение.

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо- деятельности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные : следить за осанкой детей во время работы.

Методические приёмы : сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, самомассаж, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Словарная работа : снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….

Индивидуальная работа : Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал : игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев» ,запись музыкальной физкультминутки «Снег-снежок» , ноутбук, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел» ,Картон чёрного или синего цвета,соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Планируемый результат :

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима» ;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия:

Круг приветствия

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй,беленький снежок!

Здравствуйте, детишки : девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано : Китовский Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик» . Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем

Зима прислала нам письмо,

В снежинках-звездочках оно.

Так начинается письмо :

"Я не была у вас давно. "

Красивый почерк у Зимы,

"Пора нам встретиться, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?

Я белоснежная Зима,

Я вам построю терема

И сад, и лес посеребрила,

Большую ёлку подарила.

Везде найдёте вы меня,

Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания

и приготовила задания…

Снежинка№1

Вот вам первая снежинка

И на ней задание.

Вы скажите мне друзья,

А какая я - зима?

Беседа :

Какое сейчас время года?

Как вы узнали, что наступила зима?

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

А сейчас какой месяц? (январь)

Теперь давайте вспомним :

Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)

Что происходит зимой на водоёмах?

А что бывает только зимой? (снег)

Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

А сейчас мы с вами немного поиграем :

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель :

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом, Значит, ясно будет…Дети : днем.

Воспитатель :

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга Жди …Дети : метели.

Воспитатель :

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения Ждите …Дети : потепления.

Воспитатель :

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно Будет ясно и …Дети : морозно.

Снежинка№2

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

Хотите поиграть?

Игра называется : «Договори словечко» . «Снегопад» .

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки.

На просёлки, на лужок всё снижается …снежок.

Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.

Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком

Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик.

Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.

А теперь с предлагаю немного потанцевать (включается аудиозапись)

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,

Снег–снежок.

По дорожке стелется.

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Белая метелица.

Снег–снежок,

Снег–снежок

Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Тает на ладошке.

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков

Вместе поиграем

(«Лепят снежки» )

И друг в друга снежки

Весело бросаем

(«Бросают снежки» )

Но тепло во дворе

(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки

(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег

(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью) .

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны) .

Молодцы ребята!

Снежинка№3

Вот ещё одна снежинка

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне друзья,

Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку»

(На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки)

Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Снежки» (Проводиться игра «Попади снежком в цель» .)

Молодцы ребята! Снежки холодные и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

(Проводиться самомассаж)

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения)

Покрутили, повертели-

Вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца)

Сильно-сильно растираем.

Молодцы, ребята!

(Включается аудиозапись – плачет Незнайка)

Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку)

Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?

Незнайка : Я живу далеко - далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Я хотел посмотреть,какой он – снег! О нём мне рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!

Педагог : Что ты Незнайка снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей) Правильно ребята, снег белый, но он холодный.

Вот Незнайка ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм. (Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка» . Про то, как медвежонок заболел»)

Педагог : Вот так медвежонок и проболел всю зиму . Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые. (Показ снежинок изображённых на картинках) .

Незнайка : А можно я возьму снежинки с собой в Солнечный город?

Педагог : Ой, они же растают! Правда, ребята.

Незнайка : А что же мне делать? Я хотел показать их своим друзьям.

Педагог : Не расстраивайся Незнайка мы научим тебя рисовать снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге. Для этого нам необходимы вот такие листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята! (во время самостоятельной деятельности детей,включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» , «Танец снежных хлопьев» )

Незнайка : Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!

Педагог : - Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные : большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке, если вы хорошо занимались,у вас все получилось то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо,или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы! Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой- то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано : «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима

Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам ребята и до свидания!

Конспект НОД познавательного цикла для старшей группы «Зимушка – зима»

Лаврик Елена Станиславовна, воспитатель МДОУ «Ясли-сад №316 города Донецка», г. Донецк, Донецкая Народная Республика.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла с использованием инновационных технологий, которая включает в себя игры, направленные на развитие логического мышления, связной речи. Рекомендована для работы с детьми старшей группы. Апробирована в старшей логопедической группе МДОУ «Ясли-сад №316 г. Донецка». Данный конспект будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: способствовать развитию познавательной, речевой активности детей, создать условия для творческой инициативы.
Задачи: формировать умение выполнять инструкции воспитателя, согласовывать речь с движением рук, воплощать в своих творческих работах впечатления о зиме путём использования нетрадиционной техники рисования; упражнять в умении подбирать прилагательные, задавать вопросы, выкладывать геометрические фигуры по алгоритму; закреплять представления о зиме, пословицы, поговорки на зимнюю тематику. Развивать логическое мышление, целостное восприятие, зрительное внимание, память, связную речь, моторику пальцев рук, эстетический вкус. Воспитывать позитивное отношение к природе, потребность в новых эмоциональных впечатлениях, самостоятельность, находчивость. Стимулировать эмоциональный отклик на музыкальное сопровождение.
Развивающая предметно-пространственная среда
Демонстрационный материал: 2 мольберта, магнитофон, сундук, пазлы, магнитная доска, 2 картинки с отличиями, коробка с угощением, микрофон.
Раздаточный материал: карточки со снежинками, плоскостные блоки Дьенеша, карточки с алгоритмами, картинки с тенью, тонированная бумага, 2 кисти, подставки под кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, клеёнки.

Ход занятия

Сегодня на занятии нас ждет много интересных заданий и приключений. Будьте внимательны и аккуратны. Звуки произносите четко, внятно.
- Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо с приглашением в гости. А чтобы узнать кто нас приглашает, нужно разгадать ребус.
Дети разгадывают ребус
- Нас пригласила в гости Зима. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться к Зиме?
Ответы детей.
Артикуляционная гимнастика «Горка», «Санки».
- Мы с вами отправимся на санках. А дорогу вы знаете?
- Нет.
- Чтобы узнать куда идти, нам нужно по схеме выложить дорогу. Подойдите к своим столам, выложите дорожку.
- Дорогу мы теперь знаем, можем отправляться в путь.
Дети становятся в пары друг за другом, берутся за руки и бегут по кругу под музыкальное сопровождение – «едут на санках».
- Мы приехали на зимнюю поляну. Посмотрите, сколько снега! Расскажите, какой бывает снег?
Дидактическая игра «Скажи какой?» (со снежком): дети берут снежок и говорят какой снег, отвечают на вопрос воспитателя затем передают снежок другому ребенку.
Ответы детей:
- Снег белый. – Что еще может быть белым?
- Снег холодный. – Что еще может быть холодным?
- Снег красивый. – Что еще может быть красивым?
- Снег серебристый. – Что еще может быть серебристым?
- Снег пушистый. – Что еще может быть пушистым?
- Снег мокрый. – Что еще может быть мокрым?
- Снег грязный. – Что еще может быть грязным?
- Снег легкий. – Что еще может быть легким?
- Посмотрите, ребята, какой большой сугроб намело. Зима нам приготовила сюрприз. Здесь что-то лежит (сундук). Как вы думаете, что в нём?
Дети высказывают свои предположения.
- Давайте присядем и посмотрим что в нём. Тут пазлы, их нужно собрать. Но давать я вам буду по одной детали за каждое правильно выполненное задание. Вы согласны?
- Да.
- Первое задание: дидактическая игра «Да и нет не говори» .
Ответьте на вопросы, но да а и нет говорить нельзя.
- Снег белого цвета? (белого)
- Зимой жарко? (холодно)
- Зимой день длиннее ночи? (короче)
- Заяц зимой серый? (белый)
- Медведи бывают белые? (бывают)
- Заяц больше медведя? (меньше)
- Дети любят играть в снежки? (любят)
- Молодцы, вот вам пазл. Саша, поставь, пожалуйста.
На магнитной доске дети выставляют пазлы.
- Второе задание: дидактическая игра «Снежные пары»
- Посмотрите внимательно на картинку и найдите пару каждой снежинке. Какой снежинке нет пары?
Ответы детей.
Дать следующий пазл.
- Третье задание: скажите пословицы, поговорки о зиме.
- Как зима не злится, а весне покорится.
- Зима без снега - лето без хлеба.
- Зима - не лето, в шубу одета.
- Осень богата хлебом, а зима снегом.
- Мороз невелик, да стоять не велит.
Дать пазл.
- Следующее задание: дидактическая игра «Найди отличия»
- Посмотрите внимательно, запомните картинку (закрыть первую, показать вторую) и назовите отличия. Дети называют. Открыть первую и предложить проверить все ли отличия назвали.
Отдать следующий пазл.
- Следующая игра «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! Падают.
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. Падают.
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Н. Нищева.
Отдать следующий пазл.
- Следующее задание: дидактическая игра «Найди тень»
- Посмотрите внимательно на картинку и найдите тень снеговика. Будьте внимательны!
Дать последний пазл (собрали картину из пазлов)
- Посмотрите, мы с вами собрали картину. Что на ней изображено? Как можно назвать её.
Дети придумывают название картины.
- Давайте зададим вопросы зиме. Что бы вы хотели спросить у Зимы? Я бы хотела спросить у Зимы, почему на солнце искрится снег?
Дети по очереди задают вопросы, передавая микрофон друг другу.
- Молодцы, ребята, интересные вопросы задавали, за это Зима дарит вам сюрприз (коробка)
- А мы давайте изготовим Зиме подарки, нарисуем красивые зимние пейзажи. Рисовать мы будем тычком, сухой кисточкой. Но перед этим нужно разогреть наши пальчики.

Пальчиковая игра: У Зимы в лесу изба
Во все стороны резьба.
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены.
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями.
На шесте на ледяном
Ходит ворон ходуном.
Дети под музыку рисуют зимние пейзажи.
- Молодцы, ребята, какие красивые пейзажи вы нарисовали.
- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
- Молодцы, вы сегодня были активны, правильно выполняли задания, отвечали на вопросы.
- Давайте посмотрим, что же нам подарила Зима. (смотрят в коробку, которую подарила Зима) Зима вам дарит вот такие вкусные «снежки» (угощение для детей – зефир).










Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!