Женский журнал Ladyblue

Почему ребенок не ходит на горшок. Почему малыш не хочет ходить на горшок

Ребёнок не хочет садиться на горшок – эта проблема волнует всех родителей, равно как и возможность разрешения такой ситуации. Почему чадо отказывается справлять малую и большую нужду на горшок? В каком возрасте ребёнок должен перейти от памперсов к сознательному походу в туалет? Что делать, если малыш и после года активно сопротивляется, устраивает истерики со слезами и криком? В любом случае, нужно быть терпеливым и сохранять спокойствие. Поэтому попробуем разобраться спокойно.

Возраст

Чем взрослее становится ребёнок, тем чаще родители предлагают ему присесть на горшок, чтобы пописать или покакать. Когда можно считать, что малыш готов таким образом приобщиться к миру взрослых?

По поводу возраста – это вещь сугубо индивидуальная. Кто-то, может быть, и до года приучится какать на горшке, а другие могут и в полтора года противиться введению такого новшества либо просто сидеть на нём, а потом делать свои дела в памперсы. Но попытка не пытка, и родители могут начинать усаживать ребёнка на горшок, когда он уже хорошо и уверенно сидит.

Но прежде чем приступить к этому ответственному мероприятию, нужно постараться оценить ситуацию объективно. Само собой разумеется, что для каждой мамы и каждого папы его дитя – самое лучшее, самое умное и самое понятливое. При этом иногда здравый смысл может просто молчать и закрывать глаза на самую обычную физиологию.

А у малышей физиологические особенности таковы, что до полутора лет маленькие детки не могут контролировать такую вещь как наполненность кишечника и мочевого пузыря. Проще говоря, до этого возраста ребёнок будет писать и какать не тогда, когда его посадили на горшок, а тогда, когда ему захотелось пописать или покакать. Где вдохновение застанет, там всё и произойдёт. Если родители успели снять с него одежду и усадить на горшок – это замечательно, но в случае с совсем маленьким ребёнком такие случайные удачи погоду не сделают: у малыша пока отсутствует чёткая причинно-следственная связь, и он не понимает, при чём здесь вот эта штука, на которой он сидит. Поэтому единственная польза в таком случае – сэкономили на памперсе или на стирке запачканной детской одежды.

Но ситуация кардинально меняется после достижения ребёнком возраста двух лет. В два года у крохи уже развиваются некоторые навыки и способности, которые дают повод с оптимизмом смотреть на привыкание к туалету на горшке. Ребёнок может:

  • уверенно ходить;
  • наклоняться, не теряя равновесия;
  • приседать, а потом вставать без посторонней помощи;
  • наклоняясь, поднимать с пола игрушки и другие предметы, а потом класть их на место;
  • понимать, о чём говорят взрослые (хотя личный словарный запас ребёнка в два года может быть не так уж велик);
  • понимать, чего от него просят, мотивацию поступков родителей – пусть на самом примитивном уровне;
  • не писать и не какать во время дневного сна;
  • оставаться сухим на протяжении дня в течение двух часов кряду;
  • испытывать дискомфорт от записанной или закаканной одежды, причём выражать это мимикой, движениями, какими-то звуками или словами;
  • каким-либо образом давать знать взрослым, что он хочет в туалет – у каждого ребёнка на этот случай своя «сигнальная система»: жесты, звуки, действия;
  • выработать свой «распорядок дня» и ходить по малой и большой нужде в определённые часы – после еды, сразу после сна и т.д.

Последнее, пожалуй, самое главное, так как в деле приучения к горшку главное – это осмысление процесса и назначения этой вещи. Малыш может писать и какать на горшок и до года, но только в том случае, если родители вовремя уловят признаки приближающегося действия. Сам же ребёнок не сделает никаких осознанных движений в этом направлении: горшок для него будет одной из окружающих его вещей, он может его разглядывать, даже играться с ним – но только в два года он будет подходить к этому предмету именно с целью присесть и сделать свои дела.

Поэтому до двух лет не стоит делать трагедию по поводу отсутствия таких навыков: ребёнок не то чтобы не хочет на горшок – он просто не понимает, что это такое и почему он должен какать и писать не в памперс или штанишки, а в него.

Как оценить готовность ребёнка

Хотя возраст два года и является определённым рубиконом, но вряд ли в один прекрасный день (точнее, утро) ребёнок вдруг потребует усадить его на горшок, которого он раньше совершенно не воспринимал в качестве альтернативы памперсу. Просто в этом возрасте он быстрее поймёт, чего от него хотят, а позже и сам оценить всю прелесть нововведений, и будет сам снимать штанишки и с удовольствием какать и писать куда следует.

Но вполне возможно, что поначалу малыш не поймёт, чего от него хотят. И тогда родителям нужно будет проявить максимум терпения, быть спокойными и сдержанными. Категорически нельзя:

  • силой удерживать малыша на горшке, если он не справил нужду, но хочет встать;
  • начинать повышать голос, кричать;
  • выказывать своё недовольство;
  • ругать и наказывать кроху, если он, встав с горшка, тут же стал писать и какать в бельё или памперс.

Чтобы ребёнок стал ходить на горшок осознанно, нужно, чтобы он делал это с удовольствием. Для выработки положительного результата может понадобиться не одна неделя, а то и месяц, но делать это нужно. И считается, что два года оптимальный возраст для начала такого обучения, так как ребёнок и физиологически, и психологически уже созрел для того, чтобы ходить на горшок.

Причины негативного отношения

Если ребёнку уже есть два года, а он упорно не хочет ходить на горшок, хотя родители его стараются приучить, нужно искать причину, физиологическую либо психологическую.

Это может быть:

  • склонность к запорам: у малыша закрепляется на уровне подсознания связь между дефекацией и болезненными ощущениями;
  • неправильно подобранный горшок;
  • нетерпеливость и раздражительность родителей.

Всё это приводит к тому, что горшок становится для ребёнка сильным отрицательным раздражителем, а попытки применить физическое насилие только вызовут ответную протестную реакцию, и малыш будет уже намеренно какать и писать в штанишки.

Если говорить о запорах, то при этом явлении ребёнок не просто не хочет какать на горшок – он старается вообще сдерживаться до последнего, когда держаться будет уже невозможно. Просто родители могут этого не замечать, если малыш в памперсах. Хотя каловые массы при запорах твёрдые, именно это становится причиной болезненности дефекации. Могут возникать микротрещинки в области заднего прохода, что ещё больше усилит болезненность и страх перед дефекацией.

В таких случаях нужно поменять рацион ребёнка, проследить за тем, чтобы он получал больше жидкости, как в чистом виде, так и в блюдах. Лучше перевести его на протёртые супы, мягкую пищу, пока стул не нормализуется.

Нетерпеливость родителей, какими бы благими целями они не руководствовались, играет с ними плохую шутку: дети могут надолго «зажаться», горшок может вызывать у них испуг и слёзы. Поэтому – терпение, терпение и только терпение.

Если ребёнок сел на горшок, но никакого результата не дождались – ничего страшного. Нельзя выказывать ребёнку своё негативное отношение, у него может развиться ещё и неосознанное чувство вины.

Если же всё получилось, нужно похвалить его, погладить по голове и всячески выказать своё одобрение.

В таком возрасте все уже знают досконально своих детей, и несложно уже ловить те моменты, когда им захочется писать или какать, тем более, что в двухлетнем возрасте это происходит всё же реже, чем до года. Одни будут тужиться, другие просто замирать, у третьих появляется определённое выражение лица, характерная поза – словом, понаблюдайте за ребёнком, он сам вам подскажет, когда его нужно усадить на горшок. Но делать это нужно ненавязчиво. Горшок должен находиться под рукой в прямом смысле слова. В противном случае родители, заметив, что ребёнок собрался писать или какать, лихорадочно бросаются в другую комнату или в туалет за горшком, что может перепугать ребёнка – и тогда этот предмет может уже и не пригодиться.

Как выбрать

Чтобы малыш хотел ходить на горшок, нужно выбирать его тщательно, учитывая многие особенности. И речь не о цвете предмета. Нужно учитывать:

  • размер,
  • форму,
  • материал,
  • особенности конструкции.

Горшок не должен быть слишком большим или маловатым: ребёнку должно быть удобно сидеть на нём. Он не должен врезаться в ягодицы, но и малыш не должен «проваливаться» в него.

Девочкам нужен горшок круглый, а мальчикам – овальный. Это продиктовано анатомическими особенностями: мальчики поначалу писают сидя, и форма горшка должна быть такой, чтобы не было луж на полу.

Лучший материал для этой вещи – пластмасса. Она лёгкая, травмобезопасная, быстро нагревается до температуры тела. В этом плане нежелательно приобретать металлические или керамические изделия: присев на холодный материал, ребёнок может перехотеть ходить на горшок. А керамический, кроме всего прочего, ещё и может разбиться.

Что касается конструкционных особенностей, то очень важно, чтобы он был устойчивым. Если ребёнок покачнётся и перевернётся вместе с «посудой», то приятного в этом будет мало, и ходить на горшок, он может перехотеть надолго, поскольку падать больно, а если горшок при этом уже был наполнен – и вовсе плохо.

Такая особенность как горшок со спинкой очень удобна: малыш может откидываться, не боясь перевернуться. Есть модели со съёмными крышками, их желательно приобретать для поездок с детьми.

Что не следует делать

Желая как можно быстрее приучить ребёнка ходить на горшок, родители, а также бабушки и дедушки готовы делать всё ради того, чтобы малыш стал какать «по взрослому», а не в памперсы. Однако не стоит превращать поход в туалет в цирковое представление: это будет только отвлекать внимание ребёнка от главной цели.

Это же касается и непосредственно изделия: оно должно быть максимально простым и удобным. Всяческие «навороты» вроде цветомузыки и прочих дополнительных эффектов приведут к тому же результаты: для малыша это будет всего лишь очередная игрушка, а её функциональное назначение останется тайной за семью печатями.

Также не стоит вручать малышу, сажая его покакать, книжки с рисунками. Родители делают это из благих намерений, чтобы ребёнок подольше посидел на своём «унитазе». Но у него может выработаться рефлекс, да и вообще, засмотревшись, он будет сидеть дольше, чем это нужно для справления нужды. Это может привести к нарушениям дефекации.

Что говорят специалисты

Если малыш не хочет на горшок, не нужно терзаться и считать, что ваше чадо в чём-то хуже других – тем более, что нельзя принимать на веру рассказы мам о чрезвычайных способностях их детей: родители иногда любят приукрасить реальное положение дел. Всему своё время.

Специалисты утверждают, что дети, которые идут в детский сад, быстрее приучаются на примере сверстников: он гораздо более нагляден, чем посаженные на горшок дома куклы и медвежата.

Что касается памперсов, то учёные не выявили какой-либо зависимости желания детей ходить на горшок от ношения этой принадлежности.

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.

1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически. Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или . Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.

3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.

5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка. Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато и других проблем с кишечником.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень . Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.

8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

9. Прочь стеснениям

Ни в коем случае нельзя делать вид, что хождение в туалет что-то неприличное и постыдное. Не нужно «фукать», кривиться и бегом бежать выливать все в унитаз. Психологи уверяют, что дети зачастую свои выделения рассматривают как часть себя. Поэтому их расстраивает такое поведение родителей. Пусть малыш посмотрит на содержимое горшка, а потом вместе с вами пойдет его выносить.

10. Бессистемность

Высаживание малыша бессистемно может не увенчаться успехами. Присмотритесь к ребенку. Дети, так или иначе, выражают свое желание сходить в туалет. Это может быть кряхнение, определенные звуки, «зависание», натуживание. Если малыш уже говорит, научите его проситься на горшок. Понятно, что родители не могут целыми днями, не отводя глаз, наблюдать за реакцией малыша, но ваши старания точно дадут результаты после ночного сна, перед ним и после длительной прогулки. Привлекайте для инструктажа игрушки, пусть они в процессе игры тоже бегут на горшок.

Не слушайте сказок, как другие дети просятся «пи-пи» с полугода, не поддавайтесь манипуляциям других людей, учащих вас, как жить и воспитывать вашего ребенка. Помните, что только ваша огромная любовь, трепетное отношение к малышу и безграничное терпение помогут малышу преодолеть все ступени развития успешно.

История Марии

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Когда в семье появляется малыш, его родители обзаводятся новыми заботами и обязанностями. Так, в самом начале они беспокоятся о питании и правильном развитии малыша. С течением времени начинается процесс под названием воспитание. Тут-то родители и должны своевременно объяснять крохе, что можно делать, а как лучше не поступать. Приучение к горшку является болезненной темой для многих родителей. Так, некоторые пары утверждают, что их малыши просятся справить нужду в положенное место чуть ли не с самого рождения. Бывает ли так? В данной статье речь пойдет о том, что делать, если двухлетний ребенок не ходит на горшок. Вы сможете познакомиться с мнением опытных специалистов и знающих родителей. Также выясните, является ли патологией тот случай, когда ребенок двухлетний не ходит на горшок.

В каком возрасте нужно приучать малыша справлять нужду в специальное место?

Большинство родителей убеждены, что детей нужно приучать ходить на горшок еще в возрасте полугода. Некоторые уникумы умудряются сделать это еще раньше. Однако все это является не более чем попыткой сэкономить на подгузниках и похвастаться перед друзьями. Также большое давление на мам и пап оказывают бабушки, которые удивляются, как это их внук или правнук в год писает в штаны.

Педиатры и неврологи же говорят о том, что ребенок вполне имеет право до трех лет справлять нужду туда, куда ему захочется. Безусловно, большинство деток после 12-18 месяцев уже предпочитают проситься в туалет. Однако отсутствие такой привычки в этом возрасте не является патологией. Как же быть родителям? Что делать, если ребенок 2 лет не ходит на горшок? Рассмотрим некоторые методы воздействия на малыша в этом возрасте.

Предложите альтернативу ненавистному аксессуару

Если ребенок 2 лет не ходит на горшок, Комаровский предлагает предоставить малышу альтернативу. Кроха уже довольно большой и все прекрасно понимает. Он видит, как мама и папа справляют нужду в другое место и хочет поступать так же.

Попробуйте заменить горшок обычным унитазом. Если у вас нет возможности поставить специальное детское сантехническое устройство, то приобретите обычную накладку. Помните, что изделие должно быть максимально удобным и комфортным для младенца. Надежно закрепите сиденье на взрослый унитаз и предложите малышу справить нужду именно туда. Скорее всего, кроху заинтересует такая смена обстановки. Даже ради собственного интереса ребенок захочет последовать вашему примеру. Возможно, уже с этого дня малыш будет ходить не на горшок, а пользоваться взрослым унитазом.

Замените устройство на другое

Если ребенок 2 лет не ходит на горшок и вовсе отказывается его воспринимать, то, скорее всего, у него просто есть неприятные ассоциации. Вспомните, не приучали ли вы малыша справлять нужду именно в это устройство силой? Возможно, ребенок просто запомнил негативные моменты и теперь не хочет пользоваться таким приспособлением.

Выход из этой ситуации есть. Просто купите новый горшок. Желательно, чтобы отличался не только цвет, но сама форма изделия. Предложите крохе самостоятельно выбрать аксессуар. В этом случае есть большая вероятность того, что ребенок захочет тут же воспользоваться горшком и будет делать это всегда.

Откажитесь от подгузников

Ребенок 2 лет не ходит на горшок? Вы все еще используете подгузники и впитывающие трусы? Тогда дело вовсе не в малыше. Скорее всего, родители пока сами не в силах признать то, что их ребенок уже вырос и может самостоятельно справлять нужду. Папа и мама не дают понять двухлетке, что без подгузников его штанишки намокнут, и это будет очень неприятно.

Откажитесь от впитывающих устройств. Перестаньте надевать подгузники ночью и днем. Уже через несколько дней вы сможете заметить, что ребенок стал проявлять интерес к горшку. Ему попросту будет некомфортно в мокрых штанишках.

Не ругайте малыша

Если ребенок 2 лет не ходит на горшок, многие родители прибегают к кардинальным мерам. Они начинают ругать кроху или даже бить. Стоит сказать, что эти действия абсолютно неправильные. Таким методом вы лишь закрепите негативное отношение к ненавистному аксессуару.

Перестаньте ругать и стыдить ребенка. Старайтесь чаще напоминать ему о том, что пора бы пописать в горшочек. Спрашивайте периодически, не хочет ли он в туалет. В этом возрасте детки уже вполне способны контролировать свои желания и чувствовать наполненность кишечника.

Создайте мотивацию

Если ребенок 2 лет не ходит на горшок, то, скорее всего, он просто ленится. У него нет никакой мотивации, которая бы поспособствовала желанию опорожняться в нужное место.

Предложите ребенку вместе выбрать и купить для него нижнее белье. Это могут быть трусики с любимым мультипликационным персонажем или шорты предпочитаемого цвета. Уже в первый же день носки выбранного наряда вы заметите, что ребенок начал пользоваться горшком. Все из-за того, что малыш не желает испортить любимую вещь, которую он сам для себя выбрал.

Также мотивацией может стать любое лакомство. Что ваш ребенок любит больше всего? Конфеты или шоколад? Сок или печенье? Скажите ему о том, что вы сразу поощрите его, как только он начнет писать в горшок. Помните, что ваше обещание должно быть сдержано. В противном случае малыш просто разочаруется в вас и продолжит свою политику.

Отберите горшок

Если то просто заберите у него сей предмет. Кажется, это довольно глупо, не правда ли? Однако стоит сказать, что все дети в этом возрасте - жуткие собственники. Они не желают делиться своими игрушками и личными вещами даже с родителями. Что уж можно сказать о посторонних людях и сверстниках!

Возьмите горшок ребенка и просто скажите, что отдадите его другому малышу (птичкам, собачке и так далее). Никто другой так, как вы, не знает кроху. Выберите объект, которому предусмотрен такой презент, исходя из соображений вашего ребенка. Возможно, он не любит делиться игрушками с соседским мальчиком? Вот и скажите, что горшок предназначается именно ему. Вполне вероятно, что после таких ваших изречений ребенок заберет свое устройство и тут же воспользуется им. В результате вы добьетесь того, чего хотели. При необходимости напоминайте малышу периодически, что горшок все еще может отправиться к другому хозяину, если им не пользоваться.

Кнут и пряник

Если двухлетний ребенок не ходит на горшок, что делать? Бывает и так, что все вышеперечисленные способы не помогают. Некоторые детки настолько упрямы, что не желают поддаваться ни на какие условия и идти на компромисс. В этом случае можно попробовать и наказание. Однако нужно точно знать, что малыш ведет себя подобным образом именно из-за упрямства.

Многие мамочки говорят о том, что после нескольких наказаний детки стали вполне нормально пользоваться горшком. В качестве кнута может выступать запрет мультиков, отказ в новой игрушке, лишение сладостей и так далее. Скорее всего, после подобный воздействий малыш согласится пользоваться ненавистным устройством, дабы вернуть радости своей жизни.

Обратитесь к врачу и проведите лечение

Если ребенок 2 лет не ходит на горшок, что делать его родителям? В некоторых случаях этот симптом является признаком патологии. Возможно, малышу нужна медицинская помощь. Обратитесь к таким врачам, как уролог, нефролог, педиатр и невролог. Они проведут необходимые обследования и вынесут правильный диагноз.

Если ваш малыш имеет и какие-либо неврологические проблемы, то данный вариант вполне вероятен. В этом случае нельзя затягивать с коррекцией. Своевременное лечение позволит быстро и без последствий восстановить контроль мочеиспускательной функции, и малыш станет ходить на горшок.

Выжидательная позиция

Что делать, если ребенок в два года отказывается ходить на горшок? Просто ждать. Если вы были у врача, и доктор сказал, что с ребенком все нормально, то вы можете ни о чем не беспокоиться. Кроха не будет мочиться в штанишки до совершеннолетия. Скорее всего, уже через несколько месяцев или недель малыш проявит-таки интерес к своему аксессуару и начнет справлять нужду именно туда.

Помните о мнении опытных врачей. Специалисты говорят, что ребенок имеет полное право не пользоваться горшком до трех лет. Не смотрите на других детей и, конечно, не стоит верить родителям, которые утверждают, что их малыш с пеленок просится в туалет. В ночное время малыш может мочиться в штанишки до достижения пятилетнего возраста. Наберитесь терпения. Возможно, вам не придется ждать так долго. Большинство детишек в три года уже самостоятельно пользуются горшком днем и ночью. Однако бывают исключения, которые только лишь подтверждают правило.

Подведение итогов, или Небольшое заключение статьи

Вам теперь известно, как нужно поступать, если малыш не ходит на горшок в возрасте двух лет. Помните, что все советы являются условными. Одни могут подействовать на ребенка сразу. Другие же никак не заставят кроху отреагировать на ситуацию.

Не стоит применять все советы одновременно. Выберите тот, который кажется вам наиболее действенным. При необходимости через несколько дней воспользуйтесь иным способом. Приводите малышу хорошие примеры, но в то же время не упрекайте его. Иначе у ребенка может возникнуть комплекс, и он вовсе закроется в себе. Если это необходимо, то можете воспользоваться советами детского психолога. Специалист наверняка найдет подход к вашему малышу и поможет решить деликатную проблему. Воспитывайте ребенка правильно и подавайте ему хороший пример своими действиями. Успехов вам!

Приучение малыша к горшку можно назвать одной из самых сложных задач, с которыми обычно сталкиваются родители. Необходимо в некоторой мере ограничить свободу ребенка, отучив его от использования привычных для него подгузников.

Для того, чтобы этот процесс протекал гладко и спокойно, лучше сконцентрироваться на том, что ребенок должен делать (ходить на горшок), а не на том, чего нельзя делать. Нужно создать ситуацию, в которой малыш будет сам стремиться порадовать родителей. Стоит хвалить его каждый раз, как он воспользуется горшком, и тогда он не станет специально мочиться, привлекая внимание родителей. Если ребенку уже исполнилось четыре года, но он не может привыкнуть к горшку, стоит обратить на это внимание.

Предотвращаем проблему

Нужно подобрать наиболее подходящий момент. Малыша можно приучать к горшку с того момента, как он:

  • начинает осознавать процессы мочеиспускания и опорожнения кишечника (чувствует позывы);
  • может самостоятельно сесть на горшок;
  • способен выполнять простые требования родителей;
  • сам проявляет стремление научиться пользоваться горшком, так как испытывает дискомфорт из-за грязного подгузника.

В этом деле спешка ни к чему. Если начать слишком рано, ребенок приучится рассчитывать на родителей, а не на свои собственные ощущения. Обычно те дети, родители которых слишком поспешили с приучением к горшку, труднее свыкаются с его использованием. Следует показать ребенку, как правильно пользоваться горшком, когда ему захочется в туалет, позаботиться о том, чтобы ему было удобно.

В первое время можно ставить горшок в комнате или на кухне, а потом, когда малыш привыкнет, переместить его в туалет. Отправляясь в поездку, лучше брать горшок с собой, чтобы дать ребенку возможность пользоваться им в привычное обстановке. Для того, чтобы достичь успеха, нужно придерживаться определенных правил, выбрав схему приучения ребенка к горшку, в чем может помочь специальная литература. Последовательность и настойчивость обязательно приведут к нужному результату.

Как решить проблему

Нужно объяснить малышу, почему его трусики должны оставаться сухими. Это поможет ему понять, что от него требуется. Важно, чтобы он привык себя контролировать. Если у малыша получается – его нужно обязательно похвалить. Многие дети дошкольного возраста могут ходить в туалет в местах, которые для этого не предназначены. В этом случае необходимо напомнить ребенку, что нужно ходить на горшок. Важно сохранять спокойствие, если сразу у него не получается понять и выполнить то, что требуется.

В случае, если малышу захотелось именно на свой горшок, оставшийся дома, стоит воспользоваться «бабушкиным» правилом: объяснить, что все горшки одинаковые, и самое главное – вовремя воспользоваться горшком.

Чего нельзя делать

Не следует наказывать ребенка: таким образом внимание акцентируется не на том, что он должен делать, а на том, что он делает неправильно. Не нужно задавать провокационных вопросов, лучше мать малышу шанс почувствовать себя независимым и самостоятельным.

Важные правила

Если не получается – лучше подождать, закрыв эту тему на один или два месяца и вернувшись к подгузникам. Естественное начало контроля над выделениями отмечается после года и развивается в течение второго года жизни малыша. Но стойкие условные рефлексы вырабатываются только к трехлетнему возрасту . Попытки приучения ребенка к горшку до годовалого возраста помогут лишь сэкономить на подгузниках, но точно не к формированию контроля над выделительными функциями.

Следовательно, приучать ребенка к горшку рекомендуется от года до трех лет. Но начинать нужно только при проявлении признаков, говорящих о физиологической и психологической готовности малыша к использованию горшка, таких как:

  • способность сохранять подгузники сухими более чем 1,5-2 часа;
  • знание названий частей тела и предметов одежды;
  • стремление научиться самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • демонстрация отрицательных эмоций при пребывании в грязных подгузниках;
  • умение самостоятельно заходить в туалет;
  • установление относительно стабильного режима дефекации.

Ребенок, с которого только что сняли подгузник , с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: "Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит." Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему "по делу" на горшок или делать свои "дела" в более "интересных" местах.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему "Как приучить ребенка к горшку". Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически "созреет" к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что "пора!".

Хорошо, когда все получается "как по писаному" — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что "дела" нужно делать на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы "ходить" в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: "Я на стороне своего ребенка!", но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. "Быть на стороне ребенка" — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней , воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть "этому" и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться... Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом...

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как "плохо", то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Через запрет

Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют "война за горшок". Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате "войны за горшок".

Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает "дела" там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо "Пять травм...".

Через разрешение

Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему "делать дела" так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в "хорошем" обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в "плохом" смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом "плохом", не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ "разрешение" труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде "все обязательно получится" или "все просто, надо лишь правильно сделать", но не пишется что-то у меня такое... Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно "заряжена" стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние "подливают масла в огонь": мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает "работающих" педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!