Женский журнал Ladyblue

Когда ползают дети. Когда ребенок начинает ползать и как ему помочь

Ходить. Не менее важное умение – навык ползания, овладев которым, дети превращаются из пассивных наблюдателей, располагавшихся в кроватках, в активных экспериментаторов. Неудивительно, что мамы и папы интересуются: когда ребёнок начинает ползать, как он это делает и есть ли какие-либо определённые нормы овладения этим навыком двигательной активности.

Некоторые родители испытывают гордость, отмечая, что их кроха сразу же встал на ножки, пропустив этап ползания. Это – вариант нормы. Однако педиатрическая практика показывает, что пропуск этого периода всё же нежелателен, поскольку «внезапное» прямохождение может привести к чрезмерной нагрузке на мышечный аппарат малыша. Именно ползание и разрабатывает спинные мышцы, отвечающие за поддержку позвоночника в прямом положении.

Чем полезно ползание для младенца?

Человеческий организм – сложная и продуманная система, и каждый навык оказывает существенное влияние на развитие малыша. Не является исключением и обычное, на взгляд взрослых, ползание. В чём же заключается польза от этого вида моторной активности? ​

  • Во-первых, укрепляется мышечно-связочная система, что благотворно влияет на физическую форму ребёнка. Если у новорождённого были диагностированы какие-либо отклонения (высокий или низкий тонус, кривошея), их можно исправить обычными движениями и укреплением мышечного аппарата. ​
  • Во-вторых, формируются естественный «рельеф» позвоночника, что крайне важно для удобной и безопасной ходьбы. Плавные изгибы работают как пружины, позволяя постепенно увеличивать динамические и статические нагрузки на детский позвоночник.
  • В-третьих, развивается двигательная координация. Этот навык помогает ребёнку решать моторные задачи любой сложности. Координированность позволяет удерживать равновесие, точно ориентироваться в окружающем пространстве, ощущать ритм и темп движений. ​
  • В-четвёртых, малыш получает относительную свободу действий. Передвижением ползком является осознанным и целенаправленным актом, предоставляющим ребёнку возможность изучения пространства. Научившись ползать, дети обретают определённую уверенность в собственных силах. ​
  • В-пятых, происходит бурное интеллектуальное развитие. Первые 12 месяцев – это психомоторный период в жизни младенца. Это означает, что моторная активность тесно связана с формированием психики. У подвижного, ползающего ребёнка улучшается кровоснабжение и мозговая деятельность. Кроме того, ползание (движение) взаимосвязано с речевым навыком, так как формирует связи между полушариями мозга.

Специалисты не рекомендуют поощрять малыша, если он пытается вставать на ножки очень рано. Позвольте крохе вдоволь наползаться. И не следует предлагать детям ходунки, которые, несмотря на некоторые плюсы, существенно ограничивают детские возможности.

Во сколько месяцев дети начинают ползать?

У едва появившихся на свет младенцев уже есть рефлекс ползания. Это легко проверить, если перевернуть новорождённого на живот и подставить ладошку под пятки в качестве опоры. Ребёнок постарается оттолкнуться и тем самым проползти немного вперёд.

Однако подобную двигательную активность ещё нельзя считать осознанной. Она происходит рефлекторно, без поддержки центральной нервной системы. Этот рефлекс недолговечен, уже к четырём месяцам он затухает, а на его место приходит целенаправленные движения. К тому же в этом возрасте развиваются спинные мышцы, подготавливая детский организм к ползанию.

Но сначала ребёнок учится и переворачиваться со спинки на живот. То есть вопрос, во сколько малыш начнёт ползать, зависит от того, когда он начнёт удерживать голову и переворачиваться.

Согласно усреднённым показателям, первые попытки к передвижению ползком дети предпринимают приблизительно в полгода. Однако не стоит забывать, что это всего лишь статистические данные, которые совершенно не учитывают индивидуальность каждого ребёнка. Тем не менее, не лишним будет выполнение , которые тренируют этот навык.

Таким образом, чётко сказать, когда ребёнок начинает ползать, очень непросто. На формирование двигательных навыков влияют самые разные факторы, среди которых можно выделить:

  • Темперамент ребёнка (маленькие холерики и сангвиники обычно активнее более спокойных малышей);
  • Масса тела (более крупные детки немного «запаздывают» с формированием двигательных навыков);
  • Социальная обстановка (благоприятные условия для ползания – пространство, заинтересованность родителей и т.д.).

Раньше считалось, что мальчики приступают к ползанию несколько позже девчонок. Однако нынешние исследования не подтверждают это распространённое мнение. То есть пол ребёнка не оказывает влияния на начало ползания.

Основные этапы ползания

Несмотря на то, что у каждого ребёнка свой собственный «ползунковый стиль», специалисты выделяют несколько этапов развития этого важного навыка.

1. Ползание на животе.

Грудничок, перевернувшись на животик, пытается продвинуться вперёд, активно работая локтями. Именно на мышцы и суставы рук (плечи, локти) и приходится максимальная нагрузка при этом способе передвижения. Подобные манипуляции чем-то напоминают двигательную активность гусеницы. Поначалу у малыша не всегда получается ползти по направлению к маме, ждущей его впереди. Не стоит пугаться, если кроха ползёт на животе в какую-либо сторону или даже назад.

2. По-пластунски.

В предыдущем способе были задействованы лишь верхние конечности и плечевая область. Сейчас же к движениям активно подключаются и ножки, которыми кроха отталкивается от поверхности. Иногда малыш подтягивает ногу вперёд по очереди, что напоминает попытку приподняться на четвереньки. Сейчас опорой становятся уже не локти, а ладони. Некоторые родители отмечают, что ребёнок ползает задом наперёд. И опять же пугаться этого не следует, поскольку обратный способ передвижения никак не противоречит общему ходу развития двигательных навыков.

3. На четвереньках.

Хорошенько потренировавшись, ребёнок приступает к «полноценному» ползанию. Он теперь ставит ручки и ножки в определённой последовательности, характерной для большинства млекопитающих – то есть перекрёстно. Обычно это происходит в 9-месячной возрасте.


Этот способ позволяет добиваться складных ловких и чётких движений, поэтому младенец начинает преодолевать довольно длинные дистанции. Именно в это время родителям необходимо обезопасить ребёнка от возможных опасностей, которые поджидают маленького исследователя в квартире.

Чаще всего каждый малыш последовательно проходит через все эти этапы ползания. Однако некоторые младенцы начинают сразу ползать на четвереньках, другие же встают после того, как наползаются по-пластунски или на животике.

Иногда дети предпочитают более «экзотические» способы ползания. Сначала идёт раскачивание на четвереньках, а затем – стремительный прыжок. В других случаях крохи передвигаются, лёжа на спинке. Некоторые выдумщики усаживаются на ягодицы, подгибают под себя одну ножку, а второй начинают отталкиваться.

Конечно, такие формы двигательной активности немного отличаются от признанного образца, однако также допустимы. Вообще, малыш не знает о существовании «нормального» ползания. Он передвигается так, как ему удобнее. Вполне вероятно, что совсем скоро он встанет на четвереньки и именно в этом положении и преодолеет нужную дистанцию.

В каком возрасте ваше чадо начнёт ползать?

На этот вопрос сможет ответить только сам малыш, поскольку никакие нормативные показатели не укладываются в индивидуальный график развития каждого ребёнка. Обычно же такой важный навык появляется у детей в возрасте 6-8 месяцев. Если же и в 10 месяцев карапуз не проявляет интереса к передвижению ползком, нужно проконсультироваться со специалистом. Ну и напоследок – если родители создали все условия, необходимые для естественного роста и развития ребёнка, он начнёт лепетать, ползать, присаживаться и ходить в нужные лишь ему сроки!

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

Что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

Когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

От чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

В чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

- Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

- На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

- Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

- Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

- После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

- Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

- Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Хотя не исключено, что ваш малыш может пропустить его и сразу пойти. Обычно детки, которые научились хорошо и быстро ползать идут чуть позже сверстников, которые не ползали. Навык этот очень полезный, так как ползание – это отличное упражнение для укрепления мышц спины, а вертикальное положение создает большую нагрузку на них. Поэтому даже если ваш ребенок не ползал, желательно уже после того, как он пойдет научить его ползать и включить это упражнение в ежедневную гимнастику или зарядку с малышом.

Обычно детки начинают ползать (если не считать период рефлекторного ползания) в , но есть карапузы, которые уже в начинают самостоятельно передвигаться, а есть чуть более ленивые детки, которые ползут в 8-9 месяцев. Способ передвижения каждый ребенок выбирает сам, одни начинают ползать задом, вбок или по кругу, затем ползают по-пластунски и наконец, достигают совершенства, ползая на четвереньках. Другие малыши сразу начинают становиться на четвереньки, сначала раскачивают попу вперед-назад, затем пробуют переставлять ручки (могут сначала ползать лягушкой: две руки сразу вперед, а затем рывком подтянули зад), затем ножки. Первые попытки ползти будут медленные, кроху нужно стимулировать, раскладывая перед ним игрушки или другие интересные ему предметы, но уже через пару недель он будет передвигаться по квартире с такой скоростью, что можно играть с ним в догонялки.

Чтобы кроха научился ползать, не стоит его все время держать в кроватке. Уже с желательно начать выкладывать его на пол . Сначала он освоит переворачивание со спины на животик в одну и другую сторону, научится приподниматься на руках. Раскладывайте вокруг ребенка новые предметы, он будет стараться дотянуться до них. В один из моментов кроха оттолкнется ножкой от пола или стены, переместиться вперед или в сторону, теперь он будет продолжать исследовать и совершенствовать новый навык — ползание, как способ достижения интересующих мест и целей. Если кроха начал ползать в кроватке, то не стоит это позволять ему, сразу перемещайте его на пол или в специальный игровой манеж. Ребенок должен различать место для сна и место для игр, иначе могут начаться проблемы с укладыванием спать. Чтобы исключить варианты травм, уберите с пола все предметы, которые могут завалиться упасть (напольные вазы, горшки с цветами, стойки и др.), защитите все острые углы силиконовыми накладками, пол утеплите, положив на него одеяло, ковер. Регулярно проводите в комнате влажную уборку, чтобы малыш не дышал пылью. Мойте чаще ручки, ведь 6-й, – это еще и период прорезывания первых зубов, а значит, пальцы крохи часто будут находиться во рту. Обязательно регулярно мойте игрушки, которыми играет ребенок.

Хвалите кроху за его достижения, показывайте ему новые возможности приобретенного навыка . Например, верхом совершенства считается ползание на выпрямленных ногах (ходьба обезьяны). Можно устраивать крохе мини-полосу препятствий: он может перелазить через невысокие преграды, под стульями, через тоннели и т.д. Такую дорожку для ползания можно приобрести в магазине или сделать самим. А в один прекрасный день кроха подползет к дивану, стулу или стенке манежа и встанет, но это начинается уже другая история…

191

Из статьи узнаете во сколько дети начинают ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках. Какие упражнения могут помочь быстрее научиться ползать.

Каждое достижение ребенка – радость для родителей. Важным моментом в развитии малыша является ползание. При обретении данного навыка он начинает активно исследовать окружающую среду. Давайте более детально разберем, когда именно дети начинают ползать, какую пользу это приносит и какие различают этапы ползания.

Когда ребенок начинает ползать?

Рефлекс ползания у детей проявляется сразу же после рождения. Проверить это легко – необходимо положить малыша на живот и подставить свои ладони к его пяткам, ребенок легонько отталкивается и продвигается вперед. Эти движения происходят неосознанно, так проявляется врожденный рефлекс. Он полностью исчезает к 3-4 месяцам. С этого возраста начинается следующая стадия подготовки к ползанию. Малютка уже уверенно держит голову и с легкостью делает перевороты со спины на живот.

В 5-6 месяцев проявляются первые попытки ползать. Но сразу отметим, что развитие каждого ребенка происходит индивидуально. Одни начинает ползать поздно, другие раньше, а кто-то вообще пропускает эту ступень и сразу встает на ноги.

Формирование двигательной активности детей зависит от следующих факторов:

  • здоровье (наличие перенесенных либо врожденных болезней);
  • характер и темперамент малыша;
  • психологическая погода в семье.

Этапы ползания

У каждого малыша своя «манера» ползания. Но специалисты выделяют 3 этапа, через которые ребенок должен пройти, чтобы научиться хорошо ползать. Рассмотрим каждый из них подробнее:

    5-7 месяцев – ползание на животе. Малыш научился самостоятельно переворачиваться на живот и пытается двигаться вперед с помощью рук. Здесь идет интенсивная нагрузка на плечи с локтями. Чаще всего грудничок двигается в сторону либо назад.

    6-8 месяцев – ползание по-пластунски. Малыш вовсю подтягивает ноги и пытается продвинуться. Опираться приходится на ладошки, что значительно облегчает сами движения. Сначала ребенок будет передвигаться задом наперед. По этому поводу переживать не стоит, это нормальное явление. Со временем ползание по-пластунски научит вставать на четвереньки.

    7-9 месяцев – ползание на четвереньках. Когда малютка научиться удерживать свой вес на четвереньках, он начнет переставлять ручки и ножки. Это смотрится как раскачивание. Примерно в 9 месяцев дети уже полностью начинают ползать и активно передвигаться на четвереньках.



Данные этапы условны, но большинство детей проходят через них. Некоторые детки действуют по «своему», выбирают более удобный способ движения и используют его в течение длительного времени. Активные дети могут пропускать начальные этапы и сразу становиться на четвереньки.

Значение ползания в детском развитии

Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

Польза ползания выражается в следующем:

  • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
  • подготовка к ходьбе;
  • развитие способности ориентироваться;
  • координация движений;
  • участие в становлении нервной системы;
  • улучшение психомоторного развития.

Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:



Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом. Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

    Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

    Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

    Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

    На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Многие родители с нетерпением ждут, когда младенец сам поднимет головку, сядет или сделает первый шаг. Про самый важный этап в передвижении и развитии ребенка почему-то вспоминается редко.

Мамы и папы не задумываются над тем, как помочь ребенку научиться ползать, потому что не считают это важным. Однако не мешает знать , которые помогают разобраться в планомерности эволюции младенца.

Обучение

Некоторые мамочки пытаются усадить младенца в подушки, поставить его на ножки, чтобы потом с гордостью рассказать об этом подругам-мамам. Это очень опасно.

Ранняя и долгая нагрузка на позвоночник в вертикальном положении грозит таким же ранним сколиозом, а так же деформацией и грыжей межпозвоночных дисков в последствии.

У новорожденного позвоночник прямой. Волны и изгибы он получает потом. Их формирует мышечный скелет человека, изгибая остов так, чтобы телу было наиболее комфортно под действием силы тяжести. Поэтому не важно во сколько дети начинают сидеть, но ползать они должны начать раньше.

Для того, чтобы новый человечек принял вертикальное положение, необходимо хорошенько укрепить мышцы, поддерживающие скелет. Быстро и эффективно «накачать» мускулатуру малыш может, занимаясь ползаньем. Именно при таком передвижении задействованы все мышцы тазобедренного и плечевого пояса, живота и всех отделов спины.

Все педиатры на вопрос «нужно ли учить ребенка ползать?» хором отвечают: «Да!». Пусть ходить и сидеть он рано или поздно научится сам, но ползать ему нужно научиться обязательно и как можно раньше.

С самого рождения ребенок стремится расширять свой кругозор: поднимает головку, просится на руки, переворачивается на животик. Эта жажда нового, любопытство и интерес заставляют малыша двигаться, вставать на четвереньки.

Не все дети одинаковы. Поэтому не стоит переживать, если ребенок в 6 месяцев еще не ползает.

Просто попробуйте с ним позаниматься.

Все люди индивидуальны. Поэтому сказать точную цифру, во сколько месяцев дети должны начинать ползать, невозможно. С уверенностью можно лишь утверждать: с 5 месяцев до года. Однако, есть примеры совершенно нормального развития ребенка, который совсем пропустил эту фазу передвижения.

Любопытство

Человека во все времена влечет и манит все неизведанное и непонятное. Мы так устроены, и не будь этого нашего качества, никогда бы не летали ракеты в космосе и не жарилась на сковороде румяная картошечка.

Каждый ребенок по сути с рождения повторяет процесс эволюции человеческого рода. Сначала он стремиться только поесть, потом поесть и изучить окружающий мир.

Им движет любопытство и любознательность.

Что-то зазвенело?! Интересно! Яркая игрушка в пределах видимости?! Как бы ее достать!

Стремление дотянуться, добраться - мощный посыл к действию, к передвижению, к ползанию. Невозможность это сделать иногда заканчивается слезами. Не надо подвигать интересующий объект к малышу. Сделайте наоборот, помогите ему самому приблизиться к игрушке.

Молодым родителям надо приобрести новую привычку делать массаж и упражнения ребенку перед каждым купанием и, желательно, при каждой смене памперса.

  1. Положите малыша на спинку, отдайте ему свои большие пальцы, обхватив его ручку сверху своими остальными пальцами.

    С этим захватом аккуратно, без сопротивления распахивайте его руки и скрещивайте на груди.

    Затем поднимайте и опускайте их. Каждое упражнение начинайте делать с 3-5 повторений.

  2. Обхватив ступню, сделайте «велосипед», затем несколько раз прижмите коленки к животику. Это упражнение очень хорошо помогает газоотделению.
  3. Положите младенца на животик, подогнув ножки. Поставьте свою ладонь упором к пяточкам.

Педиатры убеждены: во сколько грудничок начинает ползать, зависит во многом от родителей.

Упражнения

Детские врачи, которые точно знают, как научить ребенка ползать, уверяют, что дети быстро запоминают повторяющиеся звуки запахи и движения. Если, начиная с 5 месяцев, каждый день выполнять с ними вот такой комплекс, уже через неделю каждый второй сможет самостоятельно передвигаться на четвереньках.

  1. Сделайте валик из пеленки и положите его малышу под грудь. Лежа на животе, он в таком положении может свободно действовать руками. Попробуйте подогнуть ножки и сделать своей рукой упор для его стоп.
  2. Поддерживая под грудь, дайте упор пяточкам и чуть продвигайте вперед.
  3. Привлекайте внимание ребенка интересной яркой игрушкой впереди него.
  4. Покажите личный пример, став на четвереньки.

Предосторожности

После того, как ребенок начинает самостоятельно преодолевать расстояния, для родителей начинается новый жизненный этап. Прежде, чем отправить ползунка в «свободное плавание» по полу, необходимо провести ряд мероприятий.

  1. Тщательно вымойте полы и пропылесосьте ковры на полу;
  2. Уберите все свисающие шнуры, провода и шторы;
  3. Соберите предметы с нижних полок и закройте наглухо дверки шкафов;
  4. Закройте электрические розетки.

Заключение

После того, как все сделано, лягте на пол и еще раз с этого ракурса посмотрите на мир глазами своего ребенка. Гарантируем, найдете еще пару опасностей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!