Женский журнал Ladyblue

Занятие с дошкольниками "свойства воды". НОД «Волшебница вода»

Все родители знают, как увлекают малышей игры с водой. Они могут подолгу переливать ее из одной емкость в другую, купать кукол, пускать кораблики, радостно плескаться. Но намного интереснее поставить под руководством мамы или папы первые научные опыты. Свойства воды - это захватывающая тема. Главное - не забывать о правилах безопасности во время экспериментов.

Основные свойства

Какие опыты с водой можно предложить детям? Для начала познакомьте их с основными свойствами этой жидкости. К ним относятся:

  • Цвет. Наберите воду в стеклянный стакан, убедитесь, что она прозрачная. Поместите в емкость маленькую игрушку. В воде ее хорошо видно.
  • Запах. Пусть малыш понюхает воду. Сравните ее запах с другими напитками: душистым чаем, горячим какао. Помогите сделать вывод - вода не имеет запаха.
  • Вкус. Пробуем кипяченую воду, чай и какао. Пусть ребенок убедится, что вкуса у воды также нет, в отличие от других напитков.
  • Форма. Для этого опыта нужны емкости различной формы: бутылки, баночки, формочки для песка. Дети обычно с радостью наблюдают за тем, как вода принимает форму любого сосуда, в который ее налили.

Тонет - не тонет

Дошкольники с удовольствием ставят в детском саду опыты с водой. В младшей группе их знакомят со стихотворением А. Барто про девочку Таню, уронившую мячик в реку. Малыши убеждаются, что мяч не тонет в емкости с водой, в отличие от тяжелых камушков. Подобные игры можно устроить и дома, протестировав на плавучесть различные предметы.

Детям постарше предложите вырезать из бумаги цветы. Лепестки пригните к серединке, чтобы получились закрытые бутоны. Поместите их в чашку с водой. Жидкость будет постепенно пропитывать бумагу, и под собственной тяжестью самодельные цветы распустятся. А еще через некоторое время начнут медленно опускаться на дно.

Не менее интересны В чистой воде оно тонет. Но если в банку налить пол-литра воды и положить 2 ст. л. соли, яйцо всплывает. Дело в том, что соленая вода плотнее пресной. Кстати, поэтому в море плавать легче, чем в речке. Малышам нравится смешивать в одной емкости чистую и соленую воду, заставляя яйцо то всплывать, то снова опускаться на дно.

Беремся за краски

Один из любимейших опытов с водой в саду - раскрашивание ее в разные цвета. Для эксперимента можно взять обычные акварельные краски. Малышей надолго захватывает этот процесс. Проверьте вместе, какая вода быстрее окрасится - горячая или холодная? Объясните, что в горячей воде молекулы движутся активнее, поэтому и процесс смешивания протекает интенсивнее. Убедитесь, что окрашивание произойдет еще быстрее, если воду размешивать ложкой.

С помощью красок легко удостовериться в способности воды подниматься вверх. Поместите в стаканы с разноцветной жидкостью белые цветы (например, гвоздики) или сельдерей и наблюдайте за результатом. Если ждать некогда, нарисуйте разноцветные кружки на одном конце салфетки. Другой стороной опустите ее в воду. Жидкость начнет подниматься вверх, кружки превратятся в полосочки, цвета перемешаются.

Эксперименты с солью

Детские опыты с водой нескончаемы. И, что очень приятно, не требуют сложного инвентаря. Для следующего эксперимента нам нужен стакан воды, полный до краев, соль и зубочистка. Начинаем постепенно всыпать соль в воду, аккуратно размешивая ее до полного растворения. Малыш увидит, как долго не будет проливаться вода из емкости. Все дело в том, что между ее молекулами имеется пространство, которое и занимает растворяемое вещество. И только добавив более половины стакана соли в воду, вы увидите, как жидкость наконец перельется через край.

В таком насыщенном соляном растворе можно выращивать кристаллы. Опустите в стакан шерстяную ниточку или ветку, чтобы ее верхняя часть находилась над водой. Подождите несколько дней и порадуйтесь красивым кристаллам, похожим на иней.

Растворим все?

Продолжаем ставить забавные опыты с водой. Малыш уже видел, как растворяется в ней соль. Что будет, если взять другие предметы и вещества? Приготовьте сахар, муку, какао, раствор валерианы, чай, леденец, пластилин и пластмассовую игрушку. Убедитесь, что какие-то вещества полностью растворятся в воде (сахар), какие-то - частично (какао), а другие вообще не будут этого делать. Время растворения тоже будет разным. Леденцу, например, может потребоваться до получаса. Обратите внимание, что вода во время этого процесса может менять свой цвет, вкус и запах.

Для следующего опыта вам понадобятся 5 стеклянных бокалов, сахар, краски и шприц. В 4 бокала налейте немного воды. Покрасьте ее в разные контрастные цвета. Добавьте половину чайной ложки сахара в первый бокал, целую - во второй и полторы ложки - в третий. Размешайте.

Теперь наберите в шприц жидкость из четвертого стакана, куда не клали сахар. Выпустите ее в пустой бокал. Наполните шприц водой из первого бокала, опустите его на дно пятого и осторожно выдавите цветной раствор. Повторите ту же процедуру со вторым и третьим бокалами. Вы уведите, как разноцветные слои в пятом стакане располагаются четко один под другим, не смешиваясь. Это происходит из-за разной плотности растворов.

Опыты с испарением

Вода может принимать различные агрегатные состояния. Это открытие очень удивляет малышей. Превращение воды в газ легче всего показать, доведя ее до кипения. Над кастрюлей поднимется пар, а жидкости со временем становится все меньше и меньше. Следите за тем, чтобы маленький исследователь не обжегся во время экспериментов. Дольше времени занимает испарение воды из банки, поставленной возле батареи. Зато вы можете оставлять на ней метки, наблюдая за процессом.

Вместе с ребенком выясните, почему идет дождь. Для опыта нужна банка с горячей водой. Накройте ее железной крышкой, на которую поместите кусочки льда. Вода, испаряясь, будет подниматься вверх, где столкнется с холодом. В результате молекулы пара тяжелеют и опять превращаются в жидкость. Убедитесь с ребенком, что внутренняя часть крышки стала мокрой, как и стенки банки. Когда такое происходит в природе, из потяжелевших облаков начинают падать капли. Идет дождь.

Также вы можете научить ребенка получить пресную воду из соленой. В глубокий таз поставьте стакан с промытой галькой на дне. Налейте воду в емкость, растворите в ней 2 ст. ложки соли. Пустой стакан должен подниматься над уровнем жидкости. Сверху натяните пленку. Продавите ее вниз над стаканом, положите тяжелый камень. Получится воронка. Конструкцию поставьте на солнце. Вода будет испаряться и стекать в пустой стакан, в то время как соль останется на дне.

Превращение в лед

Разлив подкрашенную воду по формочкам и положив их в холодильник, можно получить забавные ледяные игрушки. Малышей увлекают опыты с водой, ее заморозкой и последующим таянием. Очень эффектно смотрятся цветные кубики льда, помещенные в стакан с растительным маслом. При таянии радужные капли опускаются на дно. Также вы можете одну ледяную игрушку посыпать солью, а другую - нет. Первая раньше растает. Соль "проест" во льду дырочки и ходы. Если сделать соль цветной с помощью красителей, восторгу малыша не будет предела.

Наглядно покажите ребенку, что при замерзании вода расширяется. Возьмите трубочку для коктейля, замажьте один конец пластилином и налейте воду до половины. Ее уровень отметьте маркером. Заклейте пластилином другой конец и поместите трубочку вертикально в морозилку. Когда вода замерзнет, вы увидите, что лед поднялся выше сделанной отметки.

Как образуются снег и иней?

Зимой возьмите на прогулку термос с горячей водой и тарелку. Откройте термос. Из него пойдет пар. Сверху держите тарелку. Пар охладится на морозе, снова станет водой. На тарелке появятся капли. Поставьте ее в сторонку и не трогайте до конца прогулки. Через некоторое время вода замерзнет и превратится в иней. Таким образом он образуется на ветках деревьев, шапке и воротнике пальто.

Если же капельки замерзают в воздухе, идет снег. Напомните малышу об опыте с водой, когда вы устраивали дождь в банке. Объясните, что зимой капли замерзают в воздухе, превращаясь в крошечные ледяные кристаллики - снежинки. Вооружитесь лупой, полюбуйтесь на них, а дома зарисуйте в альбом.

Живая вода

Влага необходима всем растениям. Предложите ребенку завернуть одну горошину в сухую ватку, а другую - в мокрую. Положите их на блюдечко и наблюдайте, какая быстрее прорастет. То же можно сделать с луковицами, посадив их в пустую баночку и баночку с водой.

А еще ученые уверяют, что эта удивительная жидкость умеет сохранять и передавать информацию. Посадим в три горшка фасоль, поставим на один подоконник. Будем поливать их водой из разных банок. Над первой перед поливом говорите приятные слова, читайте красивые стихи. Над второй молчите. Набрав воду в третью банку, ругайте и обзывайте ее. Посмотрите, в каком горшке быстрее появятся ростки. Зафиксируйте результаты.

Игра красок

Больше всего малышам нравятся зрелищные можно устроить в прозрачной банке "лавовую лампу". Наполните емкость растительным маслом на две трети и влейте подкрашенную воду. Она тяжелее и сразу начнет опускаться вниз. Бросьте четвертинку шипучей таблетки и наслаждайтесь красочным танцем пузырьков.

Не оставит малышей равнодушными и подводное извержение "вулкана". Проводить опыт следует взрослым, так как есть опасность обжечься. В стеклянную глубокую посуду налейте воду комнатной температуры. К рюмке резинкой прикрепите палочку, чтобы она держалась на ней. Наполните ее кипятком, добавьте красный краситель. Медленно опустите рюмку на дно емкости. Горячая цветная жидкость начнет подниматься вверх, так как ее молекулы легче и быстрее.

Опыты с водой позволяют детям в занимательной форме познакомиться с азами физики, изучить природные закономерности. Они пробуждают в малышах любознательность, позволяют разнообразить досуг полезными занятиями. И, конечно же, доставляют массу удовольствия как ребятишкам, так и их родителям. Ведь ничто так не сближает семью, как общие занятия и увлечения.

Марина Деревнина
Исследовательская работа для старших дошкольников «Вода и её свойства»

работу выполнила Оспанова Л, 6 лет.

Мы часто слышим, что без воды невозможна жизнь на нашей прекрасной планете Земля. О её чудесных свойствах прочитано много умных книг. А если верить телевизионным сюжетам, то вода – одна из самых мощных стихий в природе.

И все же меня, воспитанницу подготовительной группы, одолевали сомнения – действительно ли вода обладает столь чудесными свойствами . Я решила это проверить путем наблюдений и опытов.

Цель моей работы : доказать, что вода обладает свойствами , важными для всего живого на Земле.

Задачи, которые я решала в своей работе , следующие :

1. Изучить литературу о воде и её свойствах .

2. Провести опыты, демонстрирующие различные свойства воды .

3. Сделать выводы.

Объект исследования : свойства воды , а также ее значение для всего живого на Земле.

Предмет исследования : вода .

Гипотеза : Вода и её свойства влияют на все живое .

Методы исследования : изучение литературы, опыты, наблюдение, обобщение.

Глава 1. Общие сведения о воде

Вода является самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода- это место жизни . Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Воду ничем не заменить!

Она занимает большую часть поверхности нашей планеты. Организм человека более чем наполовину состоит из воды.

Вода бывает пресная , та, которая находится в реках, озёрах, ручьях, и солёная – это вода морей и океанов . Солёной воды намного больше, чем пресной. Но для жизни человека, растений и животных пригодна лишь чистая пресная вода . Такой воды на планете становится всё меньше из-за сточных вод с заводов и фабрик, которые загрязняют воду. От этого страдают растения и животные. Загрязнённая вода опасна и для здоровья человека. Поэтому нам, людям, нужно беречь воду и стеречь от неразумных трат.

Глава 2. Проведение экспериментов

Опыт №1. Чтобы доказать, что для роста растений нужна вода , я взяла луковицу опустила корешками вниз в воду. Через 7 дней у неё появились длинные корешки и зелёные перья. А без воды луковицы у нас лежат с осени и не прорастают. Также я провела опыт с отростками цветка герани : в воде отросток пустил корни, а без воды - засох.

Я сделала вывод, что для роста растений нужна вода .

Из жизненного опыта известно, что, когда мы пьём чистую воду, то не чувствуем вкуса и запаха.

Я решила провести некоторые опыты и узнать, какими ещё свойствами обладает вода .

Опыт №2. Чтобы проверить это, мне понадобилось два разных стакана, один с водой, а другой пустой. Когда стала переливать воду из одного стакана в другой, то увидела, что вода принимает форму пустого сосуда.

Вывод : Вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда, в который налита.

Опыт №3. Для следующего опыта я взяла два стакана с питьевой водой. В один стакан насыпала сахар, в другой- песок. Хорошо перемешала. Сахар растворился, а песок хорошо виден.

Вывод : Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, значит вода – растворитель .

Опыт №4. Чтобы убедиться в том, что вода прозрачная , я приготовила два стакана : один- с водой, второй – с молоком. В каждый стакан опустила пуговицу. Оказалось, что в молоке её не видно, а в воде – видно.

Вывод : Вода - прозрачная .

Опыт №5. Смотрев передачу по телевизору, я услышала, такое выражение «вода имеет такое свойство , как текучесть» , мне стало любопытно и я решила это проверить. Взяла CD-диск, капнула воду на него, наклонила- капля потекла.

Вывод : Вода –текучая .

Мне всегда было интересно, сколько воды выпивает человек. И в один из выходных дней, мы в своей семье решили провести еще одно исследование и узнать , сколько воды человек выпивает за день. Каждый выпитый стакан воды, чая, сока мы отмечали в таблице.

Вывод : За день наша семья выпила 40 стаканов жидкости.

Заключение

На опытах я убедилась, что вода – это уникальное вещество на Земле, которое может иметь различные свойства . Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода . Без воды невозможно растениеводство, животноводство и многое другое. Без воды невозможна жизнь на Земле. Знание о свойствах воды позволяет нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Таким образом, цель моей работы достигнута . Гипотеза подтвердилась.

Публикации по теме:

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской НОД " Свойства воды" Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деятельность. Подготовила Поздеева Э. С. Программное содержание: - расширять.

Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

Исследовательская работа в старших группах «Вкусный снежок» Исследовательская работа в старших группах. Тема "Вкусный снежок". “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Вода и ее свойства». (вторая младшая группа) Цель: Знакомство детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная, со значением ее для жизнедеятельности человека и.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Цель: продолжать формировать представления о свойствах воды.

Образовательные: сформировать представления о воде, об её свойствах (Прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель). Закреплять знания о состоянии воды.

Развивающие: развивать связную речь, умение делать умозаключения, выводы, умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, бережное отношение к воде.

Активизация словаря: исследование, фильтр, растворитель, пробирка, лаборатория, воронка.

Предварительная работа: проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и её роль в жизни человека». Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о реке, море.

Материалы и оборудование: презентация, пробирки, вода, сахар, соль, одноразовые стаканы, питьевая вода, лёд, полоски цветной бумаги, аудио запись со звуком журчащей воды, бинт, лейка, прозрачный кувшин, халаты, одноразовые ложки, модель фонтана.

Формы организации совместной деятельности:
1. Художественное слово.

2. Просмотр презентации.

3. Ситуативная беседа.

4. Физкультминутка.

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

Педагог читает детям стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

А сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.

Демонстрация обучающей презентации, раскрывающейся различные состояния воды.

А как мы можем назвать: росу, снег, облака, град, туман, лёд, одним словом? Правильно, ребята, вода.

Ребята, сегодня нам пришло письмо из института «Воды». Институт воды – это место, где такие люди, как мы с вами проводят исследования с водой, изучают её. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой. Поможем ребята? А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видео письмо.

1. Задание «Знакомство с фонтаном».

Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, одевайте халатики. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Воды», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Воды».

Что делают в лаборатории?

Ответы детей:

Правильно, проводят опыты.

А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

Ответы детей: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опыта. Закончи наблюдение сделать вывод.

Молодцы! Всё правильно помните. Ну, что приступим! Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его.

Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? (Ответы детей). А что льётся в фонтане? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (Ответы детей). А что льётся в фонтане? (Вода). Что можно сказать оводе, за которой мы наблюдаем? (Ответы детей: льётся, журчит, переливается, бежит, течёт). Значит она какая? (Жидкая).

Следующий вопрос, «коллеги», который интересует научно-исследовательский институт: Имеет ли вода форму? (Ответы детей: имеет, не имеет). Коллеги, а вот это мы сейчас проверим.

Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (Стакан, пробирку, колбу). Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о водоёмах! Какие вы знаете водоёмы? (Река, озеро, море, пруд). –Давайте немного отдохнём и сходим к реке. Ой, а что же случилось с нашей рекой?

Посмотрите, какая у нас река. Какая она? (Дети грязная). Что же нам делать? (Ответы детей).

Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы? Что случится с водой в реке, если бросать туда мусор? (Дети: её нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и всё живое в реке).

Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. Молодцы, ребята! Какая чистая река у нас стала, и рыбки в ней появились разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй душой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Послушайте, наша река зажурчала (Аудио запись «шума воды»).

Физкультминутка.

Мы немного отдохнём, встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд, мы на пляже-солнце жжёт.

Побежим скорей к реке, окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Здорово нам было тут, на вернёмся в институт!

Много знаний и открытий в институте нас всех ждут!

Занятие в лаборатории (Опыты).

Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Ответы детей: нет. Одна чистая, другая-грязная).

А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать воду через эту воронку. Что у нас получится? (Ответы детей: вода становиться чистой).

А что стало с нашим фильтром-бинтом? (Стал грязным).

Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? (Ответы детей) С помощью чего? (Фильтров бинта, ваты, салфетки-в домашних условиях; очистных сооружений-на предприятиях). Этот опыт провела для вас я. А сейчас мы будем вместе проводить исследования.

Опыт № 1 «Лёд-твёрдая вода».

–Ребята возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял? (От тепла ладони). Что осталось на ладошке? (Вода).

Вывод: лёд, снег-тоже вода.

Опыт № 2 «У воды нет куса».

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок. Картошки, помидора. Хлеба. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (Нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы её видите? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна.

Опыт №4 «Вода-растворитель».

Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Затем предлагаю детям размешать в одном стакане сахар, в другом- соль. Что произошло с сахаром и солью? (Они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать воду снова на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и солёная.

Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

Коллеги, что нового вы узнали сегодня на занятии о воде? Какие новые свойства воды, ребята вы сегодня узнали? Может ли вода растворять вещества? Какие состояния воды вы запомнили? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, то нужно воду беречь.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на тему : «свойства воды »

(возраст дошкольников: 5-6 лет)

педагога – организатора

По экологии

Максимовой С.А.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : лаборатория, опыты, оборудование.

Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Схемы: «Свойств воды», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Свойства воды» (где можно встретить воду: река, ручей, море, родник, водопроводный кран). Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, соль, сахарная пудра, сок лимона, молоко, ароматное масло, соломинки для коктейля, одноразовые ложечки, кисть скраской.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О человеке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Педагог эколог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. Отгадываем загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Если дети затрудняются с ответом, загадать менее сложную загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Дети отгадывают загадку, снимают салфетку. Сюрпризный момент (5-ти литровая бутылка) на бутылке – капелька воды (из бумаги)

О чём мы сегодня будем говорить? О воде.

Беседа с детьми о воде

На экране слайд № 1 где мы можем встретить воду.

После ответа детей предлагаю переместиться в лабораторию, рассаживаемся по местам. И продолжаем разговор о воде.

Воспитатель: Что может делать жидкая вода?

Дети: Она течёт, её можно налить, перелить.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Свойство первое:

Давайте подойдём к столу для опытов и попробуем перелить воду в другой сосуд. Мы можем лить её тоненькой струйкой. Вы видите, что вода течёт не прерываясь. Кто знает, как называется это свойство? (текучесть)

Итак, первое свойство – текучесть. (первая табличка)

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Свойство второе:

Ребята, а есть ли цвет у воды? (ответы детей)

Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? (белого)

А это стакан молока. Какого цвета молоко? (белого)

А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? (нет) Молоко, лист белой бумаги (подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?

А что можем сказать о цвете воды? (без цвета)

Без цвета значит какая? (бесцветная, прозрачная) А вода всегда прозрачная и бесцветная? Цвет воды зависит от того,что в неё попадает.

Докажем это,

Добавим в воду краску. Что произошло?

Какой вывод из этого следует? (вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено. (вторая табличка)

Второе свойство: не имеет цвета.

Опыт №3 « Вода не имеет вкуса».

Свойство третье:

Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Вода безвкусная.

Добавим в воду различные вещества детям не говорю, что и куда добавила (сахар, соль, сок лимона. Раздаю детям воду с разным вкусом.)

Возьмите соломинку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий, кислый, солёный)

Вкус появился, а где вещества которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Вода растворитель.

Добавим в воду песок, что происходит?

Вывод: не имеет вкуса, не все вещества растворяются в воде.

Физкультминутка

Про дождик.

Капля первая упала – кап!

Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает.

И другая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Руки вверх

Кап, кап, кап капельки запели,

Намочились наши лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите мокрыми стали,

Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим топаем на месте

Под кусточком посидим! приседаем и руки над головой домиком.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

Свойство четвёртое:

Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды?

(вода ничем не пахнет)

Правильно вода ничем не пахнет (шестая табличка)

Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Прикрываю стаканчик салфеткой и подношу детям понюхать с закрытыми глазами. Отгадайте чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Переливая воду в различные сосуды, задаю вопрос – какая форма у воды?

Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная.

Вода – безвкусная.

Вода – не имеет запаха

Вода - не имеет формы.

Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.

Спасибо, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.

Хорошо сегодня поработали в лаборатории.

Приложение

Карточки для детского экспериментирования по теме «Свойства воды» с целью закрепления изученного материала.

Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты - дети закрашивают различные сосуды.

Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода?Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

3. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? До-бавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляем краску, перемешиваем. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

4. Есть ли у воды вкус?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»

После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

5.Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

6. Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его ни банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаком при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

7. Капля-шар

Взять очень мелкий песок (пыль или муку) и сбрызнуть водой: можно увидеть, как получаются шарики-капельки, то есть пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шар.

Побрызгайте из пульверизатора листья растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже целую небольшую лужицу.

8. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.


Фирая Авзалова
«Свойства воды». Конспект открытого экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Открытый показ занятия в подготовительной группе по проблеме :

«Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте

Программное содержание : познакомить детей с некоторыми свойствами воды с помощью опытов : вода прозрачная, у воды нет вкуса , у воды нет запаха , лёд - твёрдая вода, пар-это тоже вода в газообразном виде, вода бывает тёплой и холодной. Познакомить с явлениями испарения. Подвести к пониманию что водоёмы - это сообщества растении и живой природы. Воспитывать у детей бережное отношение к водоёмам, рекам, озёрам и т. д.

Развивающая среда : стаканчики с водой и с соком, чайные ложки, термос с горячей водой, лёд в тарелке, стекло.

Предварительная работа : наблюдения в природе за снегом, льдом. Рассматривая иллюстрации рек, озер, морей. Рисование на тему «Плывёт кораблик» , «Царевна – лебедь» . Чтение произведений, беседа на тему «Кто живет в воде» , «Что растёт в воде» , «Вода вокруг нас» .

Ход занятия:

В : Ребята, я вас сегодня приглашаю с помощью опытов выяснить, какой бывает вода (читаю сти-е Н. Рыжовой) :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ни плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить!

Вода прозрачная.

В : Ребята, перед вами два стаканчика :

Один -с водой, другой с соком. Если в оба стакана положить ложки, то в каком из стаканчиков они видны? А в каком нет?

Д : В воде

В : Почему?

Д : Вода прозрачная, а сок - нет

В : Ребята, подумайте, что было б, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках : река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Д : Нет, не могут

В : Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах, не могут жить растения и водоросли. Не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоёмы, рек, озера отходами, мусором и т. д.

Вывод детей : Вода прозрачная.

У воды нет вкуса .

В : Ребята попробуйте воду. Какая она на вкус?

Д : Нет вкуса.

В : Но почему то, когда человек хочет пить, и с удовольствием пьёт воду, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Вода холодная, спасёт от жажды. А вот теперь попробуйте сок. Какой он по вкусу?

Д : Сладкий, вкусный.

В : А вот, морская вода содержит много соли, у неё солёный вкус, её нельзя пить, а применять её в лечебных целях.

У воды нет запаха .

В : Дети понюхайте воду. Чем она пахнет?

Д : Совсем не пахнет.

В : Вода не имеет запаха, если она чистая.

Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её отчищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Лёд – твёрдая вода.

В : Попробуйте отгадать мою загадку. Зимой в реках и озерах она твёрда, летом жидкая, в облаке газообразная?

Д : Вода.

В : Принести сосульку в помещение перед занятием и положить в тарелку.

В : Откуда появилась вода в тарелку, как вы думаете?

Д : Лёд растаял, потому что его принести в тёплую комнату.

В : Вывод : лёд, снег – это тоже вода, но в твёрдом виде.

Физминутка :

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись :

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно : вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все как один, Плывём, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Пар – это тоже вода.

Перед детьми открывают термос с кипятком , откуда выходит пар.

В : Я вскипятила воду в чайнике и перелила в термос.

Д : Горячая.

В : Откуда берется пар?

Д : Я думаю, что это вода.

В : Давайте проверим ваши версии. У меня стекло. Потрогайте, какое оно?

Д : Холодное. Теперь холодное стекло помешаю над горячим паром.

В : Холодное, гладкое, прозрачное, как льдинка. А Что происходит?

Д : Мы видим, как стекло покрылось паром, а потом появились капельки воды , их становится все больше, они капают.

В : Что заставило воду превратиться в пар?

Д : Тепло. Вода сильно нагрелась и превратилась в пар.

В : Здесь всё понятно. Мы нагрели воде, помог нам огонь. А куда исчезает вода после дождя летом? Может кто -то догадается, кто помогает воде в лужах превратиться в пар?

Д : Солнышко.

В : Летом после дождя, вы видели наверное, как пар поднимается от влажной земли, луж к небу. Знаете ли вы, откуда берутся облака?

Д : Мы думаем, что это много капелек воды , которые поднялись в небо.

В : А почему идёт дождь?

Давайте вспомним, стекло было холодным, значит, какая температура должна быть, чтобы пошёл дождь?

Д : Холодной (чем пар)

В : Что же такое пар? Да, это вода в газообразном состоянии. Пар – лёгкий, горячий, может летать, его нельзя удержать в сосуде.

И так пар – это тоже вода в газообразном виде.

Вода бывает тёплой, холодной

Предлагаю детям стаканчики с водой разной температуры, подхожу к нескольким детям.

В : Попробуйте пальчиком воду и определите, в каком стаканчике самая холодная вода, а в каком – самая тёплая?

Ребята, вот в реках и озёрах, морях тоже бывает вода разной температурой : и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие только в холодной. Дети, представьте себя рыбами, то какую бы воду выбрали – тёплую или холодную?

Д : Тёплую.

В : Правильно, если бы выбрали холодную, вы бы многие могли заболеть и там не было бы пищи. Значит, где больше разных растений и животных в тёплых или холодных морях?

Д : В тёплых.

В : В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходить из – под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в горячей воде?

В : Жильцов очень мало, но они есть, например виды водорослей.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с некоторыми свойствами воды . И так жидкая вода необходима людям, животных и растения для питья, газообразная – помогает распределить влагу на земле, твёрда – сохраняет запасы воды , сохраняет живую природу : под снегом тепло растениям и животным, подо льдом не замерзают водные обитатели.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!