Женский журнал Ladyblue

Занятие с дошкольниками "свойства воды". Вода

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная область «Здоровье»

1. Проводить во время НОД физкультминутки.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение поддерживать беседу.

2. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

3. Закреплять навыки детей отвечать на вопросы полным ответом.

Образовательная область «Познания»

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с дейст­виями партнеров.

Образовательная область «Безопасность»

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Учить внимательно, слушать и запоминать загадки.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: глобус; картинки с изображением дождя, лужи, снежинки, пруда, ручья, река, волна; емкости для воды; стаканчики, ложечки – по количеству детей; воронка; спонжики; песок; масло растительное; сахар; мука.


Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать что мы там будем исследовать. И первая подсказку для вас я держу в руках. (Воспитатель крутит глобус в руках.)

Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус.)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, желтый, зеленый, коричневый.)

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? А какого цвета больше? Кто живет в воде? (Выслушать ответы детей, подкорректировать их по необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот для вас новая подсказка – загадки.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

(Снежинка.)

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут она и пропадёт.
(Волна)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа.)

Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной.

Воспитатель: Как одним словом можно сказать о чес загадки? (о воде). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего лабораторного исследования, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

2. Основная часть.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

Быть аккуратными;

Не спешить;

Внимательно слушать;

Не толкаться;

Все записывать.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Чтобы узнать насколько вы готовы стать учеными предлагаю поиграть вам в игру «Плавает – тонет».

«Если плавает предмет – мы в ладоши хлопнем,

Но, а если тонет он, то ногами топнем».

Воспитатель: Приступим к опытам.

Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик) и через бутылку с молоком.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №3 Вода не имеет запаха.

Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.

Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)

А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)

Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.

Опыт №4 Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (мука, сахар, песок, подсолнечное масло).Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните,что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, анюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде ипосмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять вгорячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: - Попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан ипоставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов.

Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

Сегодня мы с вами узнали о новом свойстве воды. Вода может быть растворителем, и узнали самый простой способ очистки воды.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Понравилось вам наше превращение в ученых?

Что мы сегодня с вами делали?

Какая бывает вода?

А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей).

А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы.)

Все родители знают, как увлекают малышей игры с водой. Они могут подолгу переливать ее из одной емкость в другую, купать кукол, пускать кораблики, радостно плескаться. Но намного интереснее поставить под руководством мамы или папы первые научные опыты. Свойства воды - это захватывающая тема. Главное - не забывать о правилах безопасности во время экспериментов.

Основные свойства

Какие опыты с водой можно предложить детям? Для начала познакомьте их с основными свойствами этой жидкости. К ним относятся:

  • Цвет. Наберите воду в стеклянный стакан, убедитесь, что она прозрачная. Поместите в емкость маленькую игрушку. В воде ее хорошо видно.
  • Запах. Пусть малыш понюхает воду. Сравните ее запах с другими напитками: душистым чаем, горячим какао. Помогите сделать вывод - вода не имеет запаха.
  • Вкус. Пробуем кипяченую воду, чай и какао. Пусть ребенок убедится, что вкуса у воды также нет, в отличие от других напитков.
  • Форма. Для этого опыта нужны емкости различной формы: бутылки, баночки, формочки для песка. Дети обычно с радостью наблюдают за тем, как вода принимает форму любого сосуда, в который ее налили.

Тонет - не тонет

Дошкольники с удовольствием ставят в детском саду опыты с водой. В младшей группе их знакомят со стихотворением А. Барто про девочку Таню, уронившую мячик в реку. Малыши убеждаются, что мяч не тонет в емкости с водой, в отличие от тяжелых камушков. Подобные игры можно устроить и дома, протестировав на плавучесть различные предметы.

Детям постарше предложите вырезать из бумаги цветы. Лепестки пригните к серединке, чтобы получились закрытые бутоны. Поместите их в чашку с водой. Жидкость будет постепенно пропитывать бумагу, и под собственной тяжестью самодельные цветы распустятся. А еще через некоторое время начнут медленно опускаться на дно.

Не менее интересны В чистой воде оно тонет. Но если в банку налить пол-литра воды и положить 2 ст. л. соли, яйцо всплывает. Дело в том, что соленая вода плотнее пресной. Кстати, поэтому в море плавать легче, чем в речке. Малышам нравится смешивать в одной емкости чистую и соленую воду, заставляя яйцо то всплывать, то снова опускаться на дно.

Беремся за краски

Один из любимейших опытов с водой в саду - раскрашивание ее в разные цвета. Для эксперимента можно взять обычные акварельные краски. Малышей надолго захватывает этот процесс. Проверьте вместе, какая вода быстрее окрасится - горячая или холодная? Объясните, что в горячей воде молекулы движутся активнее, поэтому и процесс смешивания протекает интенсивнее. Убедитесь, что окрашивание произойдет еще быстрее, если воду размешивать ложкой.

С помощью красок легко удостовериться в способности воды подниматься вверх. Поместите в стаканы с разноцветной жидкостью белые цветы (например, гвоздики) или сельдерей и наблюдайте за результатом. Если ждать некогда, нарисуйте разноцветные кружки на одном конце салфетки. Другой стороной опустите ее в воду. Жидкость начнет подниматься вверх, кружки превратятся в полосочки, цвета перемешаются.

Эксперименты с солью

Детские опыты с водой нескончаемы. И, что очень приятно, не требуют сложного инвентаря. Для следующего эксперимента нам нужен стакан воды, полный до краев, соль и зубочистка. Начинаем постепенно всыпать соль в воду, аккуратно размешивая ее до полного растворения. Малыш увидит, как долго не будет проливаться вода из емкости. Все дело в том, что между ее молекулами имеется пространство, которое и занимает растворяемое вещество. И только добавив более половины стакана соли в воду, вы увидите, как жидкость наконец перельется через край.

В таком насыщенном соляном растворе можно выращивать кристаллы. Опустите в стакан шерстяную ниточку или ветку, чтобы ее верхняя часть находилась над водой. Подождите несколько дней и порадуйтесь красивым кристаллам, похожим на иней.

Растворим все?

Продолжаем ставить забавные опыты с водой. Малыш уже видел, как растворяется в ней соль. Что будет, если взять другие предметы и вещества? Приготовьте сахар, муку, какао, раствор валерианы, чай, леденец, пластилин и пластмассовую игрушку. Убедитесь, что какие-то вещества полностью растворятся в воде (сахар), какие-то - частично (какао), а другие вообще не будут этого делать. Время растворения тоже будет разным. Леденцу, например, может потребоваться до получаса. Обратите внимание, что вода во время этого процесса может менять свой цвет, вкус и запах.

Для следующего опыта вам понадобятся 5 стеклянных бокалов, сахар, краски и шприц. В 4 бокала налейте немного воды. Покрасьте ее в разные контрастные цвета. Добавьте половину чайной ложки сахара в первый бокал, целую - во второй и полторы ложки - в третий. Размешайте.

Теперь наберите в шприц жидкость из четвертого стакана, куда не клали сахар. Выпустите ее в пустой бокал. Наполните шприц водой из первого бокала, опустите его на дно пятого и осторожно выдавите цветной раствор. Повторите ту же процедуру со вторым и третьим бокалами. Вы уведите, как разноцветные слои в пятом стакане располагаются четко один под другим, не смешиваясь. Это происходит из-за разной плотности растворов.

Опыты с испарением

Вода может принимать различные агрегатные состояния. Это открытие очень удивляет малышей. Превращение воды в газ легче всего показать, доведя ее до кипения. Над кастрюлей поднимется пар, а жидкости со временем становится все меньше и меньше. Следите за тем, чтобы маленький исследователь не обжегся во время экспериментов. Дольше времени занимает испарение воды из банки, поставленной возле батареи. Зато вы можете оставлять на ней метки, наблюдая за процессом.

Вместе с ребенком выясните, почему идет дождь. Для опыта нужна банка с горячей водой. Накройте ее железной крышкой, на которую поместите кусочки льда. Вода, испаряясь, будет подниматься вверх, где столкнется с холодом. В результате молекулы пара тяжелеют и опять превращаются в жидкость. Убедитесь с ребенком, что внутренняя часть крышки стала мокрой, как и стенки банки. Когда такое происходит в природе, из потяжелевших облаков начинают падать капли. Идет дождь.

Также вы можете научить ребенка получить пресную воду из соленой. В глубокий таз поставьте стакан с промытой галькой на дне. Налейте воду в емкость, растворите в ней 2 ст. ложки соли. Пустой стакан должен подниматься над уровнем жидкости. Сверху натяните пленку. Продавите ее вниз над стаканом, положите тяжелый камень. Получится воронка. Конструкцию поставьте на солнце. Вода будет испаряться и стекать в пустой стакан, в то время как соль останется на дне.

Превращение в лед

Разлив подкрашенную воду по формочкам и положив их в холодильник, можно получить забавные ледяные игрушки. Малышей увлекают опыты с водой, ее заморозкой и последующим таянием. Очень эффектно смотрятся цветные кубики льда, помещенные в стакан с растительным маслом. При таянии радужные капли опускаются на дно. Также вы можете одну ледяную игрушку посыпать солью, а другую - нет. Первая раньше растает. Соль "проест" во льду дырочки и ходы. Если сделать соль цветной с помощью красителей, восторгу малыша не будет предела.

Наглядно покажите ребенку, что при замерзании вода расширяется. Возьмите трубочку для коктейля, замажьте один конец пластилином и налейте воду до половины. Ее уровень отметьте маркером. Заклейте пластилином другой конец и поместите трубочку вертикально в морозилку. Когда вода замерзнет, вы увидите, что лед поднялся выше сделанной отметки.

Как образуются снег и иней?

Зимой возьмите на прогулку термос с горячей водой и тарелку. Откройте термос. Из него пойдет пар. Сверху держите тарелку. Пар охладится на морозе, снова станет водой. На тарелке появятся капли. Поставьте ее в сторонку и не трогайте до конца прогулки. Через некоторое время вода замерзнет и превратится в иней. Таким образом он образуется на ветках деревьев, шапке и воротнике пальто.

Если же капельки замерзают в воздухе, идет снег. Напомните малышу об опыте с водой, когда вы устраивали дождь в банке. Объясните, что зимой капли замерзают в воздухе, превращаясь в крошечные ледяные кристаллики - снежинки. Вооружитесь лупой, полюбуйтесь на них, а дома зарисуйте в альбом.

Живая вода

Влага необходима всем растениям. Предложите ребенку завернуть одну горошину в сухую ватку, а другую - в мокрую. Положите их на блюдечко и наблюдайте, какая быстрее прорастет. То же можно сделать с луковицами, посадив их в пустую баночку и баночку с водой.

А еще ученые уверяют, что эта удивительная жидкость умеет сохранять и передавать информацию. Посадим в три горшка фасоль, поставим на один подоконник. Будем поливать их водой из разных банок. Над первой перед поливом говорите приятные слова, читайте красивые стихи. Над второй молчите. Набрав воду в третью банку, ругайте и обзывайте ее. Посмотрите, в каком горшке быстрее появятся ростки. Зафиксируйте результаты.

Игра красок

Больше всего малышам нравятся зрелищные можно устроить в прозрачной банке "лавовую лампу". Наполните емкость растительным маслом на две трети и влейте подкрашенную воду. Она тяжелее и сразу начнет опускаться вниз. Бросьте четвертинку шипучей таблетки и наслаждайтесь красочным танцем пузырьков.

Не оставит малышей равнодушными и подводное извержение "вулкана". Проводить опыт следует взрослым, так как есть опасность обжечься. В стеклянную глубокую посуду налейте воду комнатной температуры. К рюмке резинкой прикрепите палочку, чтобы она держалась на ней. Наполните ее кипятком, добавьте красный краситель. Медленно опустите рюмку на дно емкости. Горячая цветная жидкость начнет подниматься вверх, так как ее молекулы легче и быстрее.

Опыты с водой позволяют детям в занимательной форме познакомиться с азами физики, изучить природные закономерности. Они пробуждают в малышах любознательность, позволяют разнообразить досуг полезными занятиями. И, конечно же, доставляют массу удовольствия как ребятишкам, так и их родителям. Ведь ничто так не сближает семью, как общие занятия и увлечения.

Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему "Волшебные свойства воды"

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возраст детей 5-6 лет.
Цель: Знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1.Сформировать представление о переходе воды их жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду).
2.Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: Ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и оттепель. Наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок.
Оборудование и материалы:
У воспитателя: Большая и маленькая формочка со льдом; 7 формочек с цветным льдом (7 цветов гуаши разводим в воде, разливаем по формочкам и замораживаем); 2 пробки со снегом; 2 банки (с холодной и горячей водой).
Для опыта: Стакан и банка с водой, кипятильник, стекло (6х10мм), лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по 2 банки с холодной и горячей водой, кусочки льда.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на занятии отгадайте загадку.
Вода по воде плывет
Дети: Лед
Воспитатель: Правильно лед. Сегодня мы узнаем, что вода бывает твёрдой и волшебным паром. Ответьте мне. Что будет с водой на морозе?
Дети: Застынет и превратится в лед.
Воспитатель: А, что такое лед?
Дети берут кусочки льда, рассматривают, ощупывают их.
Дети: Это – замершая вода. Лед- твердый, гладкий.
Воспитатель: А какой он? Легкий или тяжелый, теплый или холодный, цветной или прозрачный?
Дети: Да он тяжелый и холодный, прозрачный.
Воспитатель: Как вы думаете. Что случится со льдом в тепле?
Дети: Лед растает и превратится в воду.
Воспитатель: Правильно. А еще лед очень хрупкий. Если ударить по сосульке, то она рассыплется на маленькие кусочки (демонстрируем это).
Ребята давайте рассмотрим формочки для льда. В какой формочке вода замерзнет быстрее в маленькой или большой?
Дети: В маленькой так, как в ней меньше воды.
Воспитатель: Показывает формочки с цветным льдом. Уточняет название 7 цветов спектра, предлагает рассмотреть формочки по порядку: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) Давайте из нашего цветного льда выложим цветик-семицветик.
Дети: выкладывают цветик-семицветик.
Воспитатель: А как вы думаете, как лед получился цветным?
Дети: В воду добавили цветную краску и поставили на мороз.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как положишь на ладонь
Что это такое?
Дети: Снег.
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Мы снежинки»
Выбираем водящего и ему одеваем, бумажную корону с рисунком тучки это мама, а остальным детям одеваем, бумажные короны с рисунком снежинок – это её детки снежинки. Снежинки окружаю маму- тучу прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю и деревья. Дети разбегаются в стороны и кружатся, как снежинки.
Воспитатель: Да, ребята снег это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду?
Дети: Нет, снег не слипается.
Воспитатель: А в теплую погоду снег, какой?
Дети: Сырой, тяжелый, липкий, влажный.
Воспитатель: А кто из вас наблюдал,как падает снег в теплую морозную погоду?
Дети: Хлопьями, отдельными снежинками.
Воспитатель: Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему?
Дети: Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая.
Воспитатель: А что будет со снегом в теплом помещении?
Дети: Снег растает и получится вода.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять"
Дети: Вода
Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной?
Дети: В теплой.
Воспитатель: Ребята вода у нас волшебная, она может быть жидкая, твердая, а ещё в виде пара. Кто видел пар, поднимающийся из носика чайника?
Дети: отвечают.
Воспитатель демонстрирует несложный опыт. В стакан с водой опускает кипятильник. Вода закипает. Дети наблюдают за появлением пара.
Воспитатель: Вот видите пар?
Дети: Да.
Воспитатель: Накрывает стакан стеклом. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды. Значит пар – это капельки воды.
Посмотрите, наша бумага стала мокрой, значит пар- это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно вода может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Делаем вывод: Вода волшебная. Она бывает жидкая, газообразная (пар) и твердая. Она переходит из одного состояния в другое.

Физкультминутка:
"Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем тело, моем уши,
После вытираем суше"

(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Данный конспект занятие пригодится зимой, может кто-то воспользуется им.
Спасибо.

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она - важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным! Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Цель : данная презентация обеспечивает наглядность - зрительный ряд на занятии. Познакомит детей со свойствами воды.

Задачи : работа по презентации построена таким образом, что после разговора (с просмотрами слайдов) о необходимости воды для всего живого, плавно включится в тему занятия. Воспитатель, двигаясь пошагово, рассказывает где встречается вода, проводя опыты, наглядно демонстрирует на слайдах явления неживой природы. Развивает логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Эффективность : закрепляет знания о неживой природе, способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует современным требованиям.

Практическая значимость:

  1. Наглядное ознакомление с необходимостью воды для человека, животных и растений.
  2. Ознакомление с явлениями неживой природы, со свойствами воды.
  3. Стихотворная часть.

Место использования мультимедийного материала: может быть использовано как педагогами дошкольных учреждений в качестве зрительного материала на занятии по ознакомлении с природным явлением - вода, так и родителями для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дома.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию. Под звуки «Шум воды» входит УЧЕНАЯ ИЗ ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ в мантии и четырехугольной академической шапочке.

Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, меня зовут Ученая, и я расскажу сегодня вам об одном величайшем богатстве нашей планеты! Но сначала отгадайте загадку:

Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятияю

Она и в озере, и в лужице
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она в реченьке бежит, журчит (вода ).

Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами поговорим о воде. Я хочу, пригласит вас свое волшебную лабораторию, и рассказать о великом чуде - воде. Там мы станем юнымиучеными. Проведем опыты, чтобы понять какая она уникальная. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

А чтобы туда попасть нужно, ответить на несколько вопросов.

СЛАЙДЫ № 2,3,4,5,6,7,8.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды ).

Но вода нужна не только человеку! (Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. Без воды живые существа не смогут выжить).

Правильно, а теперь сыграем в игру.

И г р а «Кому нужна вода?»

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека - маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке (другие дети могут добавлять).

Молодцы! Пройдемте в нашу лабораторию, здесь вы узнаете, какими свойствами она обладает, но сначала вспомним правило обращения с водой:

Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда,
Тряпка под рукой всегда.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза.

(Звучит СД музыка «Шум прибоя»).

Вот мы попали в лабораторию воды!

СЛАЙДЫ №9,10 (волшебная лаборатория, земной шар).

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке. Посмотрите на нашу планету, так она выглядит из космоса. А почему на ней так много синего цвета? (Это моря, океаны, озера, реки, это все вода).

Правильно, теперь:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

СЛАЙДЫ № 11, 12, 13.

Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (в морях, океанах, реках, озерах, болотах).

СЛАЙДЫ № 14,15,16,17.

Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней).

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. Хоть и кажется что на планете воды много, но живым организмам нужна только пресная вода, а ее не очень много в природе. И по этому ее необходимо беречь.

Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

СЛАЙД №18 (Три состояния воды).

Давайте посмотрим, в каком состоянии может находиться вода в природе.

ОПЫТ №1 «ВОДА-ЖИДКАЯ».

Переливаем воду из одного стакана в другой (из меньшего в больший). Вот видите, как у нас течет вода. Значит она ЖИДКАЯ и не имеет своей формы.

СЛАЙД №19 (жидкая вода).

ОПЫТ № 2 «ВОДА-ЭТО ПАР» (Ученая вносит термос с горячей водой).

Что выходит из термоса при закипании воды? (Пар)

Откуда пар появился в банке - мы же наливали воду?

Вывод: Вода при нагревании превратилась в ПАР.

СЛАЙД № 20 (пар).

ОПЫТ №3 «ПАР-ЭТО ВОДА» (подносит к струе пара холодное стекло).

Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Когда пар попал, на холодное стекло он опять превратился в воду.

Вывод: пар при охлаждении превращается в ВОДУ.

СЛАЙД №21 (пар при охлаждении превращается в воду). Вот так происходит и в природе.

Физкультурная минутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть

Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах - как она нагревается в чайниках с водой.

Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако.

СЛАЙД № 22 (облако).

Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

СЛАЙД № 23 (дождь).

А во что превращаются капельки воды зимой? (В снежинки).

ОПЫТ № 4 «ВОДА - ТВЕРДАЯ». (Вносятся формочки для льда, каждому ребенку раздается по кубику льда).

Зимой на поверхности происходит другое удивительное явление, вода превратилась в лед. Посмотрите, какой лед ТВЕРДЫЙ, значит и вода может стать ТВЕРДОЙ.

СЛАЙДЫ №24,25,26 (снежинки, лед).

А теперь подержим его в ладошках, что происходит? От тепла наших ладошек он начал таять как при нагревании, и опять превращается в ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ

Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

(Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе).

СЛАЙДЫ №27,28 (круговорот воды в природе).

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница-вода.

Давайте мы опять немного отдохнем и сделаем самомассаж.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
(Дети потирают ладонь о ладонь).
Моем носик, моем ротик,
(растирают крылья носа).
Моем шею, моем уши.
(потираем, мочки ушей пальцами).
После вытираемся посуше.
(поглаживают лоб).

Ну что, мои дорогие, наши испытания подходят к концу. Интересно ли вам было быть учеными? (Да). Давайте подведем итог наших полученных знаний. Вы теперь знаете ребята, что вода бывает какой? (Жидкой). А если ее заморозить, во что превращается вода? (В лед). А при нагревании? (В пар).

Рефлексия

Теперь я награжу каждого из вас значком, на нем написано «Юный ученый». Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не остановитесь, и будете дальше узнавать много нового и интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.

(Наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка. Создать условие для психологического комфорта детей).

И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу угостить вас родниковой водой.

Капельки путешествуют не только по воздуху и земле, но и уходят под землю. Там они впитывают все целебные свойства земли и выходят на поверхность в виде родников. Эта вода становится самая целебная. Она придает бодрость и силу всему живому.

СЛАЙД № 29 (родники). (Угощение детей родниковой водой)

Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с. До свидания, мои юные ученые, до новых встреч!

(музыка «Шум воды»).

Презентация к занятию

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

    Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

    Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

    Место проведения: групповое помещение

    Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

    Ход занятия

    Введение в игровую ситуацию:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

    Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

    Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

    (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

    Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут.
    (Дождь.)

    Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит.
    (Река.)

    Стоит корыто
    Полно воды налито.
    (Озеро.)

    К речке-сестрице
    Бежит-журчит водица.
    (Ручей.)

    Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

    Ответы детей: Воду.

    Практическое экспериментирование.

    Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

    Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

    Ответы детей: Сыпется.

    Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

    Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

    Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

    Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

    Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

    Ответы детей: Да

    Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

    Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

    Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

    Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

    Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

    Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

    Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

    Ответы детей: Молоко.

    Воспитатель: Оно льется?

    Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

    Воспитатель: А вы любите молоко?

    Дети: Да – нет.

    Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

    Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

    Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

    Вывод: Чистая вода прозрачна.

    Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

    Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

    Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

    Ответы детей: конуса, цилиндра.

    Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

    (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

    Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

    При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

    Ответы детей:

    1. Вода – это жидкость.
    2. Вода не имеет вкуса.
    3. Чистая вода не имеет запаха.
    4. Чистая вода прозрачна.
    5. Вода не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

    (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

    Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

    Список литературы

    1. Гризик Т.И . Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
    2. Коломина Н.В. .Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
    3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
    4. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
    5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!