Женский журнал Ladyblue

Методическая разработка на тему: Патриотическое воспитание как средство нравственного развития детей дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - документ

Проблема нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, несомненно, приобретает сегодня актуальность в связи со сложившейся ситуацией в современном мире. В условиях экономической и социальной нестабильности, большого числа национальных конфликтов, при сильной нарастающей ориентации подростков и молодежи на западную модель жизни очень важно не утратить духовные ценности, накопленные поколениями. Именно поэтому, нравственно-патриотическое воспитание является одной из главных задач многих программ дошкольного образования.

Государство, в настоящее время, пытается восстановить утраченное в гражданах страны, а так же и в детях, чувство гражданственности и патриотизма. В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие». Актуальность этой области заключается в необходимости подготовки дошкольников к жизни в многонациональном и демократическом обществе, с разнообразием культур и обычаев. Социально – коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм правил и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности .

Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание является основной задачей дошкольной образовательной организации. Для формирования и развития чувства патриотизма очень важно давать детям знания о Родине, начальные представления о нашей стране, истории и культуре, её народе и обычаях . Цель детского сада заключается в обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на воспитание и формирование бережного отношения к истории и культурному наследию России .

Вопросы нравственного воспитания и развития ребенка волновали общество всегда и во все времена. А спекты патриотического воспитания исследовались такими философами, педагогами и психологами как К.Д. Ушинский, Н.К. Сухомлинский, С.В. Мухина и другие . По их мнению, периодом зарождения и формирования норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Он играет важную роль в развитии ребенка: в этом периоде жизни детей начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности. «Высокий темп психического и личностного развития ребёнка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту, создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь» - отмечают психологи .

В старшем дошкольном возрасте складываются первоосновы личности. Это возраст потенциальных возможностей для развития и формирования высших нравственных и патриотических чувств, ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности и патриотизма . Основой формирования у дошкольников патриотической воспитанности является накопление детьми социального опыта жизни в родном крае - малой Родине, усвоение принятых норм поведения в обществе, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны и края.

Взаимодействие с семьями воспитанников так же играет важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Для успешного формирования нравственных чувств необходимо, чтобы ребёнок как можно раньше увидел патриотические взгляды своих родителей. Поэтому необходимо создать такую систему работы педагогов с семьёй, которая позволит активно и планомерно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повысит уровень знаний родителей.

Итак, любовь к своему городу, к детскому саду, своему дому - месту, где родился и вырос человек; чувство восхищения и привязанности к родному краю – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в своей работе с дошкольниками, привлекая как можно больше к этому процессу родителей. Это и есть первые шаги на пути формирования чувства патриотизма и любви к своему родному краю.

Список литературы

1. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1.

2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / М. Д. Маханева. - М., 2004.

3. Мухина С.В. Детская психология. Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. - Киев: рад. школа, 1980.

5. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013.

1 .1 Патриотическое воспитание как приоритетное направление деятельности дошкольной образовательной организации

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей с учетом традиций своего народа и знаний истории родного края. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования . Дошкольное образование на современном этапе предназначено не только для формирования определенной суммы знаний у детей, но и для развития базовых способностей личности, её культурных и социальных навыков.

В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие ». Актуальностью этой области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в многонациональном и демократическом , с разнообразием культур обществе . Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм правил и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные и моральные ценности . Дошкольный возраст – это яркая , красочная и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом периоде начинается процесс социализации человека , устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия предметным миром , миром людей, природы ; происходит приобщение к общечеловеческим ценностям и культуре. Это время формирования основ индивидуальности и самосознания ребенка, первоначального становления личности . Поэтому важно именно в дошкольном возрасте заложить эти основы .

Проблема патриотического воспитания дошкольников , требует глубокого исследования, а также поиска путей внедрения разных программ патриотического воспитания в работу ДОО .

По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств , формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу .

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек .

Н. В. Ипполитова считает, что патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения .

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю , не понимают пожилого человека .

Говоря о воспитании патриотизма и гражданственности, педагоги в первую очередь должны заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым можно твердо сказать о нём, что он патриот и гражданин своей Родины . В настоящее время в нашу жизнь стремительно врывается западная культура – фильмы, книги, музыка, игрушки, мультипликация,– все это оказывает огромное влияние на восприимчивую психику ребёнка. Настораживает и то что, под сильным воздействием западной культуры, подрастающее поколение растет и формируется на чужих для нашей самобытности ценностях . Очень многое из жизни наших предков уже утрачено . Современный космополитизм постепенно деформирует и искажает чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи со всем этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств и устоев, культуры поведения уже в дошкольном возрасте .

Резко снижается воспитательное воздействие семьи на привитие российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания всё больше и больше подменяются так называемыми «современными» западными образцами . В массовом общественном сознании широкое распространение получили цинизм, индивидуализм, равнодушие , немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине . В сложившихся условиях, ломки нравственных идеалов российского общества , особую актуальность приобретает формирование воспитательного потенциала системы образования.

Государство, в настоящее время, пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов » .

От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания . В словаре С.Ю. Головина слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду » .

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших .

По мнению К.Д. Ушинского, нравственное воспитание , должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Наиболее полно и ярко он охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями … » .

А.С. Макаренко большое значение придавал единству воспитания нравственного сознания и поведения, считая что, детей следует вооружить теорией морали. Так же он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное и сложное дело, чем воспитание сознания ребёнка .

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры .

Долгие годы педагогический процесс больше всего был направлен на социум (интересы общества, государства ), преобладание общественного интереса над личным.

Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы патриотизма, коллективизма и интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем патриотического воспитания его основами считают : воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками , воспитание культуры поведения , восприятие нравственно-волевых качеств .

Вплотную занимаются и занимались проблемами нравственности наши современники – психологи, педагоги , философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И.

В исследовании проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста существенный вклад внесла Р. И. Жуковская. Она возглавила работу лаборатории по изучению данной проблемы при НИИ дошкольного воспитания, где под её руководством проводился целый ряд исследований. Её исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далёком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств .

Ряд авторов, таких как М.Д. Маханева, С.А. Козлова , Л.Е. Никонова , О.Л. Князева, Л.А. Кондрыкинская и другие считают , что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился и вырос человек. Их исследования были посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, страны .

Сегодня, как никогда, становится ясно что, без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации . Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине , начальные представления о нашей стране, народе, обычаях , культуре, истории.

Изучая проблемы патриотического воспитания дошкольников учёные, педагоги и психологи (В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, М.Д. Маханева, С.А. Козлова , Л.Е. Никонова , Р.И. Жуковская и другие) уделяют внимание разным его аспектам. В их исследованиях освещены методы, формы и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста, даны научно – практические рекомендации по организации работы в дошкольных образовательных организациях. Многие педагоги подчёркивают необходимость воспитания патриотических чувств у детей с раннего возраста – любви к родному краю , уважительного отношения к языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Рассмотрев патриотическое воспитание, как приоритетное напрвление деятельности дошкольной образовательной организации, считаем необходимым, рассмотреть в рамках выбранной темы особенности работы ДОО по изучению истории родного края , как фактора патриотического воспитания.

Нравственно - патриотическое воспитание детей.

«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. Что же такое нравственное воспитание дошкольников и в чем оно проявляется?

Нравственное воспитание - это:

Одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

Формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

Гуманности;

Трудолюбия;

Патриотизма;

Гражданственности;

Коллективизма.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.Чувство любви к родной природе - еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4 Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Статья по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели стремятся научить ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Каковы же методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике, которые помогут педагогам воспитать высоконравственную личность?

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

Методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи работы:

1.Разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;

2. Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

3. Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;

4. Установить взаимодействие ДОУ с культурно - образовательными учреждениями и социальными объектами района и края в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Подготовил воспитатель Шабурова Л.Р.

В своей группе на основе анализа, мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному городу, краю, стране.


В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.




Наладить взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств; Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.




В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если будут использованы игровые, словесные, наглядные, экскурсионные и инновационные методы воспитательной работы.


При отборе методов реализация поставленных целей и задач я изучила следующую методическую научную литературу: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева


Методическое обеспечение отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, Алтайского края, города Барнаула.




Ведущей педагогической идеей является сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины (родного города).




Моя семья. Члены моей семьи. Наши имена и фамилии. Родительский дом. Мой папа – защитник Отечества. Моя мама. Профессии родителей. Мы - помощники Наш детский сад. Наша группа. Родной город. Мой край родной. Природа края. Культурное наследие. Исторические памятники. Россия – Родина моя. Москва –столица России. Герб, флаг, гимн. Жить – Родине служить. Наши деды одевают ордена.


Чувство любви к родине обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса: Принцип активности и самостоятельности Принцип дифференциации Принцип историзма Принцип наглядности Принцип гуманизации Принцип индивидуально- личностной ориентации Принцип интегративности Принцип этапности Принцип коммуникативности Принцип успешности Принцип познавательной выразительности Позитивный центризм


Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения, требуют качественно новых подходов, использования новых технологий в воспитательно – образовательном процессе. В своей работе по теме наряду с традиционными я использую инновационные формы работы:






Создание предметно-развивающей среды группы; -Разработка методической копилки; -Разработка и внедрение перспективного планирования работы с детьми; -Разработка и реализация плана преемственных связей с социальными институтами (Детская библиотека 22, МБОУ КШ «Барнаульский кадетский корпус» 90, Кукольный театр «Сказка», Русский камерный оркестр города Барнаула и т.д.)


Проведение экскурсий с участие родителей и детей; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей и детей к проектной деятельности по теме; -Участие детей и родителей в конкурсной деятельности на различном уровне; -Проведение праздников и совместных досугов.


Использование ИКТ технологий; -Проведение экскурсий; -Посещение социальных институтов рамках преемственных связей; -Организация выставок, концертов, конкурсов, досугов. -Реализация непосредственно-образовательной деятельности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.




Проведение экскурсий с участие родителей; -Беседы – консультации; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей к проектной деятельности по теме; -Участие родителей в конкурсной деятельности в ДОУ; -Проведение праздников и совместных досугов; -Анкетирование -Наглядно – информационный материал.



Распространяю опыт работы внутри ДОУ, на городском, межрегиональном и всероссийском уровне: -Педсоветы; -Консультации; -Открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -Показательные мероприятия для студентов БГПК 1; -Участие в конкурсной деятельности -разного уровня.


Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Алтайского края и России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно- образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.


Данный опыт работы может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -Перспективное планирование работы с детьми; -Методическая копилка: конспекты, наглядно- иллюстрационный материал, картотеки, дидактические игры, методические пособия, мультимедийные презентации, литература.


Затруднения в реализации работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста возникают со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять свой опыт и знания в процессе нравственно-патриотического воспитания своих детей.


1. Патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Система Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.


7. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.

Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ребенок должен ощущать гордость за свою страну, понимать, что каждый человек достоин уважения. Малыш начинает чувствовать, что он не один, а за его спиной — великая история его Родины, к которой он должен относиться с безграничным пиететом.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края. Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Задачи патриотического воспитания

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.

ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма

Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.

Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.

Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.

Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.

Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев. Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.

Военно-патриотическое воспитание дошкольников

Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.

В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.

Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.

Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами. Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки. Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Гражданско-патриотическое воспитание

Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:

  1. «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
  2. «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
  3. «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
  4. «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.

Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.

Актуальность патриотического воспитания

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.

Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.

Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.

Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания. В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее. Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.

Готовность защищать свою семью и страну — самые важные составляющие любви к Родине.

У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 «Сказка»

Педагогический проект

«Россия – Родина моя»

(нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста)

Разработали:

Щелконогова О.Г. – старший воспитатель

коллектив педагогов МДОУ

д. Русско – Высоцкое

Актуальность

В педагогическом проекте представлен опыт творческой группы МДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ патриотизма; любви к Родному краю.

В последние десятилетие в нашей стране произошло много событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания.

Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества, к труду взрослых. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Малая Родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка: семья, коллектив детей в детском саду, педагоги; во-вторых, это природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно -экономическим своеобразием родного региона.

Одним из условий нравственно – патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигов). Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

В рамках реализации одной из годовых задач ДОУ - Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края, был разработан цикл направлений.

Цель проекта: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Расширение представления детей дошкольного возраста о Родине.

Задачи:

    Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию.

    Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое, Ломоносовского района.

    Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу

    Побуждать потребность у детей в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

Участники проекта: специалисты, педагоги, воспитанники, родители МДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно - творческий

Принципы проекта:

    Доступность

    Последовательность

    Наглядность

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

    Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей

Задачи:

    Расширение знаний воспитателей об историческом прошлом нашей Родины

    Внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий

    Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Формы работы:

    Установочный педсовет: «Актуальность патриотического воспитания в рамках реализации годовых задач»

    Создание предметно-развивающей среды: оформление уголка «Моя малая Родина»

    Оформление стенда: «Государственная символика России, Ленинградской области, Ломоносовского района »

    Использование ИКТ для активизации деятельности воспитанников: «Достопримечательности нашего села», «С.Я. Маршак», «Освоение космоса» и т.д.

    Семинар – практикум: «Игрушки наших бабушек и дедушек»

    Консультация: «Совершенствование работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами проектной деятельности »

    Практикум: «Проектный метод как форма активизации познавательной деятельности дошкольников»

    Педагогический совет: «Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края»

    Анкетирование: «Владение педагогом методикой патриотического воспитания»

    Спортивный праздник: «Малые олимпийские игры»


    Сбор информации

II этап – продуктивный

План реализации проекта

Цель: Выявление возможностей сотрудничества ДОУ с семьей как условия воспитания у детей любви к Родине.

Задачи:

    Познакомить родителей с опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

    Создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

    Воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, к матери.

    Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

    Развивать чувство гордости за свою семью.

Цель: Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о малой Родине.

Задачи:

    Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое.

    Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной символике.

    Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

    Пробуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

    Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.


Цель: Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, приобщение детей к традиции и культуре родного города.

Задачи:

    Дать знания детям о Санкт-Петербурге, познакомить с его достопримечательностями, с известными людьми, которые строили наш город.

    Формировать устойчивый интерес и заботливое отношения к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт – Петербурга.

    Познакомить детей с государственной символикой и символикой Санкт- Петербурга (флаг, герб, гимн).

    Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомства с народными промыслами.

    Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.


Цель: формирование представлений у детей о Родине, своей стране, Отечестве, народных обычаях и традициях.

Задачи:

    Расширять кругозор детей сведениями о Родной стране.

    Дать представление о столице России – Москве, о правительстве, президенте.

    Прививать чувство гордости, уважения и почитания символам Российской Федерации.

    Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны.



Цель: воспитание чувства гордости и уважения к знаменитым людям нашей страны.

Задачи:

    Дать знания детям о знаменитых людях внесший вклад в развитие Родины.

    Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

    Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

    Воспитывать чувство гордости за свой народ, желание быть похожими на сильных, смелых, творческих людей.


Цель: становление у дошкольников познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Задачи:

    Формировать экологические и краеведческие знания; системно и углубленно познакомить юных Томичей с историей и культурой родного города.

    Формировать представление у детей о природе родного края.

    Воспитывать чувства ответственности за братьев наших меньших.

    Дать детям знания о растениях и животных наших лесов.

    Формировать навыки безопасного поведения в природе.


Цель: воспитание чувства гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Задачи:

    Формировать представление о защитнике Отечества через образы реально существовавших исторических личностях, былинно – сказочных богатырях.

    Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину.

    Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и участникам боевых действий.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.



III этап – заключительный

    Смотр - конкурс уголков: «Моя малая Родина»

    КВН: «Богатства нашей Родины»

    Праздник: «Россия – Родина моя»

Работа по данной теме заинтересовала наш коллектив, в процессе у нас появились новые идеи и планы, поэтому продолжить реализацию данного проекта мы планируем на следующий год.

Литература:

    Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

    Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.

    Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

    А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»

    И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»

    В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

    Князева.М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Т.А. Шорыгина «Детям о самом важном. Наша родина Россия»

    Е.И. Шарыгина «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

    Интернет сайт: «Все для воспитателя», «Виртуальный детский сад»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!