Женский журнал Ladyblue

Воспитание и наказание детей. Доклад на родительском собрании на тему "поощрение и наказание детей"

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. В исключение можно занести только безответственные и безалаберные семьи.

Важно не только правильно воспитывать, но и подобрать подходящий метод для этого. Ну а что уж говорить о проблемах, которые возникают в процессе воспитания? Далее - о методах воспитания и возможных трудностях.

Разве ревность ее сестры не может выражаться иначе? Он бросает кости, потому что их таскают? Они должны спровоцировать, чтобы видеть? Признание причин неправомерного поведения поможет родителям сделать шаг дальше, чем навязать так называемые меры наказания за воспитание детей, такие как гроза.

Существует два основных способа взглянуть на детей. Во-первых, дети хотят наслаждаться своими родителями и хотят получить свою любовь. Они хотят вписаться во взрослый мир и любят учиться у них. Другой думает, что ребенок, как человек, которому нужно приложить большие усилия, - это тот, кто работает только под давлением. Затем двухлетнего ребенка можно считать потенциальным тираном, которого нужно испортить.

Отличий методов воспитания ребенка в семье от педагогических мер немного, но есть у них и свои особенности. Поэтому нужно учитывать индивидуальность влияния родителей на детей. Оно должно исходить из конкретных поступков. Родители должны осознавать цель воспитания, иметь представление о нем, чтобы сформировать развитую личность.

Дети громкие, они постоянно в движении, они делают реестры, и у них есть своя воля. Их можно услышать, увидеть, а иногда они могут заставить людей нервничать. Один из способов остановить их - «вывести их из игры». Есть эксперты, которые считают, что дети в сидячем кресле, лестнице или комнате являются хорошим образовательным методом.

Возможно, вы сможете достичь этой цели этим методом. Но почему? Разве ребенок, во время исключения, считает, что мать права, и что нехорошо выложить томатный соус? Или ребенок в конечном итоге съедает свою порцию только потому, что боится повторного исключения? Тот факт, что мама не хочет иметь с этим никакого отношения, даже если это всего пять минут?

Главным для ребенка является теплая атмосфера в семье. Поэтому родителям следует меньше выражать свои негативные эмоции при детях. Если ребенок ослушался, не стоит сразу повышать голос и применять силу.

Приоритеты воспитания играют немаловажную роль в выборе определенного метода. Есть родители, которые хотят воспитать самостоятельность в ребенке, и для них существуют свои способы воспитания. Другие стараются выработать у малыша послушание, поэтому и используют свои методы в достижении этой цели.

И вы думаете, что четырехлетняя леди, у которой есть комната в своей комнате, чтобы спросить, может ли она укусить своего крошечного младшего брата, таким образом преодолевает ее ревность? Вероятно, это произойдет только с ним, когда он не посмотрит. Но все же вернемся к томатным соусом. Это также может быть примером того, как действовать без штрафов: тот, кто попадает в тарелку, получает первое предупреждение: «Но это выглядит скверно, детка, вот как отвратительно меня». Нет реакции? Затем мы следуем четкому заявлению, желательно, если мы коснемся ребенка или, по крайней мере, посмотрим ему прямо в глаза: «Я бы хотел, чтобы вы перестали вливаться в этот соус!».

К общим методам воспитания ребенка в семье можно отнести поощрение, убеждение и наказание. Первый способ заключается в дарении подарков, похвале за хорошее действие или поступок и т. п. Убеждение строится на внушении, личном примере, правильных советах, объяснении плохого и хорошего. Третий метод - наказание - подразумевает телесное наказание, лишение удовольствий и т. п.

Важно четко сказать, чего мы хотим. Только через девять или десять лет дети поймут риторический вопрос: «Можете ли вы это остановить?» Младшие дети думают, что могут ответить «нет». Разве ребенок не плачет на тарелке? Затем тарелку собирают со стола. Без плевок и с простыми рассуждениями: «Когда он уйдет, вам больше не придется его взломать».

Дети учатся от последствий своего поведения. Логические последствия эффективно показывают им необходимые границы. Если телевизор тайно включится, следующая передача для детей будет опущена. Тот, кто все еще на поле, отправится домой с папой. В будний день логические последствия возникают не так четко, как теоретически. Что делать, если ребенок не просто измельчается в томатный соус, а бьет своего брата? Удаление из диапазона не помогает.

Даже если вам кажется, что вы выбрали правильный способ, не исключены трудности. Так, например, в состоятельных семьях чаще всего наблюдается привитие ребенку ценностей, которые называются материальными. Родители бездуховные не смогут подать правильный пример своим детям. Если взрослые строго авторитарные или совсем не наказывают своего ребенка, то они не смогут воспитать правильную личность. Давление на психику детей и применение физической силы тоже не приведут ни к чему хорошему. Поэтому к выбору метода воспитания относитесь со всей ответственностью, ведь он скажется на личности вашего ребенка.

Для этих случаев у нас есть один семейный ритуал, «короткий перерыв». Его видно из одной семьи, в которой у них есть четыре образных, живых ребенка. Их родители всегда хотели особой паузы для ребенка и родителей - они взяли «преступника» от руки и взяли его где-то там, где его мать или папа остались одни - в коридор, на террасе. Уже было спокойствие. Дети были гораздо более доступны для объяснений, запретов и уроков в интервью между четырьмя глазами, чем для всей команды.

Глупое поведение увлекательно для ребенка. Зрители открывают глаза широко, дыхание мамы, маленькие друзья плачут - Что-то происходит дома! В настоящий момент они объявляют о «короткой паузе», родители снова справляются с ситуацией. В тихом уголке дети могут слушать своих родителей без потери власти. Они могут это оценить. «Люди не кричат», - сказал один из детей соседей на игровой площадке одному из своих отцов, который ошеломил своего трехлетнего сына, когда он бросал песок.

Убеждение как способ воспитания

На сознание ребенка можно воздействовать с помощью убеждения. Оно позволяет формировать взгляды посредством познания фактов жизни. Эти представления либо закрепляются в сознании ребенка, либо он познает новое и расширяет свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды родители могут, воспользовавшись диалогом . Эта форма убеждения насыщена полезной информацией, которая передается от взрослого к ребенку. С помощью диалога можно не только пообщаться, но и воспитать детей в правильном контексте.

И неудивительно: физическое наказание детей в настоящее время запрещено 27 из 47 государств-членов Совета Европы и ряда других стран мира. За недостаточную защиту детей Совет Европы подверг критике Францию ​​в марте, а у зрителя также есть Чешская Республика - мнение о нашей стране должно быть опубликовано в конце мая.

Физические наказания унизительны - это нападение на тело ребенка и на его чувство собственного достоинства. Они часто проходят по эффекту: ребенок может воспринимать наказание как прощение, а затем тихо говорит: «Пара полов того стоит». Иногда они даже усугубляют их готовность исправить: ребенок чувствует страх, боль. Верьте, что тот, кто бьет меня, любит меня, немного накладные. И любить того, кто бьет меня. Трудно достичь более высоких уровней нравственного развития: ребенок не думает о том, что правильно и что неправильно, важно избегать наказания за него. Кроме того, они часто учатся лгать, маскировать, обманывать часто, чтобы избежать наказания. Связь с родителем остается нарушенной: может быть как амбивалентной, так и неохотной. С другой стороны, позитивное отношение к родителям также может ощущаться, часто ценой идентификации с агрессором. Лечащие дети во взрослую жизнь часто наказывают своих детей: они узнали из этого образовательного способа такого рода образование от своих органов образования.

  • Часто следует раздражение, и аппетит уменьшается.
  • Устраните отношения с вашим родителем.
  • По праву, он считает, какой образовательный авторитет.
  • Могут быть чувства сожаления, ярости, презрения.
Хорошо, что нас отстраняют от телесных наказаний и мы пытаемся их устранить.


Ещё одной формой убеждения является диспут . Ребенок и взрослый всегда могут поспорить на тему, волнующую их. Столкновение различных мнений помогает приобрести новые знания и видение мира. Через диспут можно решить некоторые воспитательные задачи. Дети учатся защищать своё мнение, анализировать факты, убеждать людей. Диспут должен проходить в игровой форме. Это ни в коем случае не обычная бытовая ссора.

Психологические наказания могут быть хуже

Это хорошая тенденция, и закон может помочь ей продолжить. Однако мы должны знать некоторые факты. Физические наказания наиболее заметны, но помимо них дети наказываются многими другими способами. Например, запреты на популярные мероприятия являются общими. Запрет на просмотр телевизора или игра в компьютерные игры обычно не плох. Дети иногда даже дают показания, когда им нужно идти без них. Однако запреты на популярные виды спорта, общение с друзьями или «выход» часто вредят детям.

Речь идет о том, что родители, привыкшие к решению детей-преступников «когда-то образованных» под давлением закона, просто и просто после того, как вместо существующей практики не следует иное наказание. Существует также идея запрета психологических наказаний. Но: кто будет судить, является ли молчание сердитого родителя адекватным ответом на пьяное потомство или психологическое насилие? Часто не слова, а тонкие оттенки тонов, все зависит от контекста и так далее.

При этом нельзя применять в воспитании исключительно метод убеждения. Это неправильно. Уместнее всего использовать его вместе с приучением. Убеждение будет эффективнее, если ребенок будет уверен в эрудиции родителя.

Повторение основ поведения

Метод упражнения - это не только постоянное повторение, но и совершенствование способов поведения. Реализовать его можно через поручение. С помощью этого метода дети не только получают опыт, но и расширяют его.

Психические наказания, в отличие от физических, почти неописуемы и поэтому неотъемлемы. Психологические наказания иногда коварны даже в том, что родители не должны осознавать в гневе, что ребенка на самом деле критикуют по незнанию, отрицанию любви или другим средствам причинения ему вреда. Если физические наказания запрещены, закон должен определять, какое физическое наказание.

Вы промокнете, и ваша рука вылетит - абсолютно автоматически, рефлексивно, как спуск комара. Вы слышите толчок, поворачиваетесь и видите, что один из ваших детей попал в волосы другого и трясет его волосы. Вы действуете мгновенно, но не рефлексивно - ваша реакция сознательна. Это самая эффективная реакция. Ни один из них не уменьшил бы синяки волос более эффективно, чем просто пощечина. Никакая другая реакция не заставит головореза позволить мучить быстрее.

  • Пока вы имеете дело с чем-то срочным, ваш малыш укусит вас в гневе.
  • Кроме того, такой ответ не может быть в достаточной степени предотвращен.
  • Вор с криком: «Отпусти!», Ты плачешь.
Принятие закона о запрете физического наказания в воспитании, вероятно, произойдет и в Чешской Республике.

Эффект от упражнения достигается довольно долго. Для более эффективного воздействия на ребенка лучше всего использовать его вместе с убеждением. Коллективные дела, используемые в упражнении, будут действительно увлекательными для детей, если объяснить им цель даваемых поручений.

Также ребенку нужно помочь найти то дело, которое ему по душе. Дети учатся преодолевать трудности и доводить поручение до конца. Хорошо знать мотивы, по которым ребенок идет выполнять то или иное задание. Это поможет дать правильное поручение и достичь воспитательных целей.

Но многое зависит от того, как формулируется и интерпретируется закон. В современной учебной литературе подчеркивается, что мы должны обратить внимание на позитивные моменты, не сосредотачиваясь так много на ошибках ребенка. Мне нравится, например, формула, используемая авторами концепции и книги «Уважение» и уважаемая Копривом: Ребенок имеет право на образование и образование в духе взаимного уважения и использования таких методов обучения, которые уважают человеческое достоинство и избегают наказаний,, унижение и другие способы, несовместимые с человеческим достоинством.

Чтобы правильно организовать упражнение, следует сначала давать более легкие поручения, а затем переходить к сложным задачам. Результат, полученный в конце, должен радовать ребенка. Осознание личного успеха мотивирует его на выполнение новых поручений.

Метод упражнения включает в себя пример. Он осуществляется с помощью просмотра различных фильмов, приведения фактов из жизни, чтения книг и т. п. Но личный пример родителей имеет самое важное значение. Ребенок строит своё поведение, подражая взрослым, так как у него ещё недостаточно опыта для самостоятельного выстраивания своих действий. Так ребенок формирует правильное поведение либо асоциальное.

Почему дети непослушны?

Преимущество такой формулировки заключается, среди прочего, в том, что она также влияет на нефизические наказания, дает возможность оценить акт воспитания в контексте, а также пространство для судей, чтобы использовать здравый смысл.

Какие штрафы наиболее популярны среди родителей

Как наказать маленького ребенка? 7 самых важных правил. Не пытайтесь дисциплинировать, когда вы сердитесь. Будьте последовательны, но без преувеличения. Иногда вы должны признать ошибку. Колыбель ребенка с любовью, когда ребенок был наказан, и конфликт разрешен.

Узнайте больше о детском образовании

Почему когти как форма наказания неэффективны. Как разоружить суетливого ребенка. Как нельзя наказать маленького ребенка. Не говорите: «Если вы не едите супы, вы не получите десерт» - сладости не должны быть наказанием или наградой. Не давайте длинных речей, твердо «нет» и достаточно 3-4 объяснений.
  • При принятии решения о наказании не откладывайте его на потом.
  • Не ведите переговоры с ребенком о наказании.
  • Помогите ребенку понять, что произошло.
  • Научите своего ребенка правильному поведению, давая ему хороший пример.
  • То, что вы делаете, важнее, чем вы говорите.
  • Не используйте физические наказания, избиения, тряску вашего малыша.
  • Не пугай своего отца: «Ты увидишь, как папа придет, он покажет тебе».
  • Не унижайте своего ребенка, сравнивая его с «хорошими» детьми.
  • Никогда не бойтесь, что перестанете любить своего ребенка.
Что наказывать и что вознаграждать?

Сначала у малыша появляется представления о поступках, про которые он услышал из рассказов других или увидел собственными глазами. У него возникает желание действовать так же. Однако пример и дальнейшее поведение могут и не совпадать.


Затем идет выстраивание своих мыслей, действий и поведения под образец. И, наконец, поведение закрепляется. Важно помнить, что внушение и совет взрослого играют немаловажную роль в выборе правильных подражательных действий.

Какие штрафы и награды вы используете? Эффективны ли санкции, если да, каковы они? Для того, чтобы награда и наказание были средством обучения, они должны иметь желаемый эффект. Способ наказания ребенка определяется степенью правонарушения, обстоятельствами возникновения инцидента и возрастом ребенка. Кроме того, перед применением штрафа следует учитывать характер ребенка, его чувствительность и частоту ненадлежащего поведения. Ребенок, который должен быть наказан, должен знать, для чего и почему.

Штраф будет действовать только в том случае, если ребенок почувствует, что он или она был наказан справедливо и будет знать, какие изменения в его или ее поведении ожидаются. При попытке наказать ребенка нужно помнить, что его эффективность также зависит от времени. Возмездие не может быть отложено вовремя, но оно должно применяться сразу же после правонарушения. Его нельзя измерить против гнева и гнева, поскольку эмоции всегда являются плохим советником. Они способствуют отсутствию объективности и не помогают проанализировать причину преступления.

Наказание и поощрение - два взаимосвязанных метода

Поощрение строится на признании хороших качеств и положительной оценке поведения детей. Противоположным методом является наказание. Оно строится на осуждении плохих поступков, выражении отрицательной оценки. Эти два способа воспитания должны существовать вместе. Их необходимость доказана педагогикой, ведь они закаляют характер и воспитывают достоинство и ответственность.

Злоупотреблять и поощрением, и наказанием нельзя, так как это может привести к развитию эгоистичности. Сначала нужно хвалить ребенка, так как это дает веру в себя. Но не стоит забывать и об осторожности. Не стоит хвалить малыша за то, что дано ему от природы или достигнуто не единожды. Проявление жалости в поощрении тоже неуместно.

Наказание настолько же важно в воспитании, как и одобрение. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, нельзя применять физическую силу или давить морально на личность. При возникновении сомнений лучше избежать наказания. Если ребенок совершил сразу несколько проступков, наказать его стоит только один раз. Унижать или оскорблять личность неуместно, а уж тем более наказывать, когда прошло много времени с момента совершения плохого поступка. Если ребенок ест или не может преодолеть страх, наказание тем более неуместно.

Эффективнее всего наказание и поощрение будут в том случае, если применять их совместно с вышеперечисленными методами. Одобрение должно быть ведущей, а осуждение вспомогательной воспитательной мерой. Это позволяет ориентироваться на лучшие качества ребенка и улучшать их со временем. В обоих методах необходимо проявлять такт и стараться сподвигнуть ребенка к и самооценке своего поведения. Наказание будет правильным и уместным в том случае, если провинившийся понимает свою вину.

Важность образца для подражания

Положительный пример играет большую роль в формировании личности. Сегодня очень сложно уделять достаточное количество времени своему малышу, но важно помнить о важности личного примера. Даже если у вас остается мало свободного времени, вы можете показать ребенку правильное поведение, когда ведете его в образовательное учреждение. Так, если вы едете в каком-либо транспорте, то можно уступить место пожилому человеку, показав тем самым пример своему малышу. Если вы сами находитесь за рулем автомобиля, то можно уступить дорогу пешеходам и т. д.


Своим примером важно показать, как ведет себя воспитанный человек. Ваше поведение дома также влияет на поступки ребенка. Поэтому важно быть вежливым, обходительным и заботливым по отношению к близким. Никакие нотации и разговоры не вызовут у ребенка правильное поведение, если вы сами не умеете себя вести, но учите тому своих детей.

Ребенок считает своих родителей идеалом, поэтому копирует их поведение и слова. Постарайтесь не разочаровать малыша. Работайте над собой, избавьтесь от вредных привычек, если не хотите, чтобы они перешли к вашим детям.

Какие формы воспитания обычно применяют в современных семьях

Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать собственных детей. Отсюда и происходит становление основных форм воспитания. В современной семье их не так уж и много.

К первой и самой распространенной форме воспитания детей в семье относится метод «кнута и пряника» . Важно помнить, что вплоть до пятилетнего возраста ребенок ещё не осознает до конца значение крика. Поэтому применять его, а также ремень и подзатыльники не следует. Крик нужен лишь в том случае, когда ребенок находится в ситуации опасности. Более действенной формой воспитания считается угол. А физическое наказание - это лишь доказательство того, что вы не можете по-другому объяснить неправоту ребенка. Таким образом, малыш не будет чувствовать за собой вины, поэтому важно отвлечься от всех своих дел и объяснить ребенку, в чём он провинился.

Разговор на равных - ещё одна форма воспитания в семье. Сюсюканье и искажение слов может привести к неправильному развитию речи ребенка. Поэтому стоит разговаривать с ним, как со взрослым. С самого детства нужно приучать ребенка самостоятельно есть и одеваться. Не помогайте малышу делать то, что он в силах сделать сам. Иначе вам придется бегать за ним по каждому крику.

В подростковом возрасте тоже существует своя форма воспитания. Не нужно слишком опекать ребенка, однако не стоит лишать его внимания вообще. Лучше всего стать для него другом. Так вы сможете быть в курсе его планов на день, знать, где он гуляет и чем занимается. Важно сохранить доверие подростка к себе.

Подведем итоги

В воспитании детей не так всё сложно, как кажется на первый взгляд. Каждые родители выбирают определенный метод воспитания своих чад. Но важно помнить, что воспитывать ребенка правильнее, используя весь комплекс способов воздействия на него. Нельзя только поощрять или наказывать, убеждать или применять упражнение, действовать только от личного примера. Необходимо включить в воспитательный процесс все методы, пользуясь ими в зависимости от ситуации.

В процессе воспитания детей используются различные методы, взаимосвязанные друг с другом. Одним из них является наказание. Как правильно и когда это делать, как обойтись без него - обо всем в нашей статье.

Содержание статьи:

Наказание ребенка - это один из способов педагогического воздействия на его личность, который помогает дать негативную оценку тому или иному поступку, действию и пресечь его повторение в дальнейшем. В педагогике этому вопросу уделяется пристальное внимание. Чтобы метод был максимально эффективным, его необходимо правильно использовать, поэтому в разных ситуациях применяются различные подходы.

Можно ли обойтись без наказаний ребенка



В ответе на этот вопрос среди педагогов и психологов нет единого мнения. Но большинство из них, включая того же Макаренко, например, считало и считает, что применять этот метод нужно лишь том случае, когда нет другого выхода. То есть совсем обойтись без этого при воспитании не получится. Однако проведенные исследования показывают, что любой вид воздействия на ребенка работает тем лучше, чем реже он используется.

Без наказания можно обойтись, если есть возможность заменить его чем-то другим. Например, вместо того, чтобы ставить расшалившегося ребенка в угол (или писать замечания в дневник бегающим на перемене школьникам), лучше попытаться перенаправить его энергию. Например, на обучающую игру или какой-то интересный, совместный со взрослыми труд.

Довольно часто люди применяют наказание детей за любопытство, тягу к познанию, которые вполне естественны. Более того, именно эти качества впоследствии требуются воспитателями, учителями, да и самой жизнью. Поэтому не стоит ругать сына или дочь за то, что они попытались разобрать будильник. Вместо этого гораздо полезнее будет вместе изучить устройство часового механизма.

Однако в тех случаях, когда ребенок просто испытывает взрослого на мягкотелость, наблюдая за реакцией в ответ на тот или иной умышленный поступок, адекватные меры просто необходимы. Самое важное в этот момент - не перегнуть палку, выбрать правильный метод воздействия.

Основные виды наказаний детей взрослыми



В педагогике выделяют несколько видов наказаний, классифицируя их с учетом того, какие цели преследует этот метод воздействия на личность:
  1. Ограничение в правах (запреты) . Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.
  2. Наделение дополнительными обязанностями . Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.
  3. Моральные санкции (порицание, осуждение) . Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.
  4. . Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.
Само собой, такая классификация достаточно условна, но именно она, не считая телесных наказаний, используется в современной системе воспитания детей в специальных учреждениях (садиках, школах, лагерях и так далее). И самое важное здесь - это правильно выбрать и применить метод наказания.

Правильный выбор наказания для ребенка



Как уже говорилось, любое наказание ставит цель предотвратить в дальнейшем нежелательные поступки и действия наказуемого. Поэтому для педагога и родителя важно действовать не под наплывом собственных эмоций, а в зависимости от ситуации, возраста и психологических особенностей своего подопечного.

Примеры уже рассматривались в предыдущем пункте. И теперь стоит добавить другие факторы, учет которых поможет осуществлять правильное наказание детей:

  • Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают . При этом между его проступком или виной и методом наказания должна быть простая логическая связь. Например, намусорил - убери. А потом сделай это в другой комнате, чтобы уважать труд других людей. Но тут возникает вопрос: что делать, если ребенок физически не может выполнить адекватные его проступку действия? Отсюда происходит второе важное условие.
  • Соотношение физических возможностей и наказания . Логично утверждать, что нет никакого смысла заставлять трехлетнюю девочку или мальчика сгребать листья на шести сотках участка. Неумение обращаться с граблями и отсутствие сил для этого вызовет у них только обиду и отчаяние, а у старших - раздражение и лишний повод для упреков. В такой ситуации нужно искать альтернативные решения, применять другие методы наказания ребенка.
  • Ситуация, которая привела к необходимости наказания . Вот этот аспект очень часто упускается многими родителями, воспитателями и учителями из виду. В результате этого дети могут понести наказание незаслуженно, либо оно может быть слишком строгим. Прежде всего, каждый обязан объективно разобраться в ситуации, а уже потом взыскивать. Например, нельзя наказать за плохо завязанные шнурки того, у кого еще не выработались необходимые моторные навыки. Точно так же не стоит наказывать ребенка из-за того, что он разбил чашку, пытаясь потушить пожар. Даже для взрослых преступников есть понятие смягчающих обстоятельств.
  • Своевременность и последовательность действий . Психологи и педагоги говорят, что наказание во многих случаях должно следовать либо сразу после проступка, либо отсутствовать вообще. Конечно, здесь очень многое зависит от ситуации, однако не стоит наказывать за проступок спустя, например, два-три дня. Возможно, будет лучше применить наказание более мягкое, но своевременно. Актуальнее всего это для детей младшего возраста.
  • Особенности характера и возрастной психологии ребенка . При выборе способа наказания родителям нужно учитывать характер дочери или сына, чтобы сам процесс наказания не перерос в ситуацию типа «кто кого». В некоторых случаях можно получить результат, прямо противоположный желаемому, и ребенок будет продолжать совершать один и тот же поступок назло родителям или воспитателям. И еще к более тяжким последствиям, вплоть до суицида, может привести неправильно выбранное наказание, если не учитывать возрастную психологию. Особенно в период полового созревания, когда психика ребенка подвергается воздействию гормонов.
Необходимо четко понимать границы дозволенного в наказаниях, чтобы своими действиями не травмировать психику (а иногда и тело) подопечного, а также не заложить ему основы модели нежелательного поведения.

Главные запреты при наказании детей



Воспитывая малыша, можно существенно перегнуть палку. Такое поведение в итоге приведет либо к протестам, бойкотам, проблемам с учебой, либо же к замкнутости и отстраненности ребенка. Кроме того, ситуация наверняка отразится и на его будущем, а накопленные обиды дадут о себе знать в зрелом возрасте и даже уже в своей семье.

Вот чего следует избегать во время наказаний:

  1. Унижение . Психологи и педагоги в один голос заявляют о том, что наказание детей никоим образом не должно унижать их личность.
  2. Вред здоровью . В некоторых случаях родители или воспитатели (учителя) могут не бить, но применять другие меры воздействия на ребенка: заставлять приседать или отжиматься от пола, контактировать тем или иным способом с холодной водой и даже ставить на колени в угол. Нужно помнить, что все это, кроме унижения, может стать причиной серьезных травм и заболеваний. И уже ни о каком воспитательном эффекте здесь речи не будет.
  3. Наказание за несколько проступков одновременно . Следует взять за правило следующее: один проступок - одно наказание. Даже матерые уголовники, отбывающие срок по нескольким статьям сразу, сидят столько, сколько предусматривает самая тяжкая из них.
  4. Наказание детей, а особенно подростков, публично . В этом ранимом возрасте публичная демонстрация морального или физического превосходства взрослого, пусть даже родителя, может не только нанести психологическую травму ребенку, но и иметь необратимые негативные последствия для него в коллективе сверстников. Это правило должны помнить не только родители, но и учителя, воспитатели.
  5. Беспричинная отмена наказания . Нужно всегда проявлять последовательность и твердость: есть решение наказать - необходимо его выполнить. В противном случае есть риск потери авторитета со всеми вытекающими последствиями. Дети ценят справедливость как в поощрении, так и в возмездии.
Кроме того, не стоит использовать запреты и наказания ребенка для мести, «на всякий случай», поддавшись своим эмоциям и настроению. Нельзя забывать о презумпции невиновности. Она применима ко всем. Не рекомендовано практиковать этот метод как единственный воспитательный. Всегда нужно помнить и о поощрении.

Как видно, возмездие за проступки - дело не простое. И, кроме того, нужно не только правильно наказать, но и придерживаться правильной линии поведения после этого.

Как вести себя с ребенком при воспитательном моменте



В педагогике есть такие понятия, как «авторитет силы» и «сила авторитета». Они тесно взаимосвязаны и играют очень важную роль в воспитании. Дети будут слушать и уважать того, кого считают лидером. В их понимании лидер должен быть сильным.

Справедливо поощряя и наказывая, взрослый показывает свою внутреннюю силу. В этот момент на ребенка действует авторитет силы. Но впоследствии в применении ее не будет нужды, так как взрослый будет пользоваться авторитетом.

Чтобы имидж справедливого и волевого человека не пропал, необходимо выбирать правильную линию поведения после наказания.

  • Наказание ребенка в семье должно быть единогласным. То есть, один родитель не должен отменять решения другого.
  • Нельзя отменять свое решение сразу же, так сказать, после оглашения приговора. Иначе дети просто не будут верить в серьезность намерений взрослых. Это порождает убеждение, что все сойдет с рук.
  • Нужно помнить о том, что если ребенок был наказан, то он уже ответил за свой проступок, а значит, прощен. И напоминать о прошлом в негативном контексте уже нельзя. Иначе это будет выглядеть как полное его уничтожение. А ведь это не враг, а ребенок.
Итак, все вышесказанное говорит о том, что наказание - мера ответственная и непростая, требует взвешенного и грамотного подхода. Более того, применяться она должна только в том случае, если другое ничего не работает.

Как наказывать ребенка - смотрите на видео:


Наказание ребенка в семье, садике или школе должно быть справедливым, своевременным и адекватным проступку, не противоречить нормам общественной морали и закона. Однако, прежде чем наказывать, взрослый обязан изучить все тонкости ситуации и обстоятельств, при которых проступок был совершен. При этом необходимо учитывать возрастные, физические и психологические особенности конкретного ребенка. Во время наказания не должно быть унижения личности. Что касается физического наказания, то применять этот метод в воспитании нужно как исключение и только тогда, когда обойтись другими невозможно.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!