Женский журнал Ladyblue

Как правильно общаться с ребенком: советы психолога. Как правильно общаться с ребенком: советы психолога.

Многие родители не знают, как общаться с ребенком 4-5 лет, ведь этому не учат в учебных заведениях. Воспитание детей этого возраста зачастую сводится к тому, чтобы они занимались чем угодно, лишь бы не мешали родителям. А ведь уже с 3лет, малыш ощущает себя личностью и поэтому общение с ним должно быть как со взрослым человеком.

Как общаться с ребенком 4 лет?

Родители считают, что дети их не слушаются намеренно, но это не так, особенностью нервной системы 4-летнего ребенка является преобладание процесса возбуждения над торможением.

Дети не могут самостоятельно контролировать свои эмоции, поэтому взрослые должны понять, как правильно общаться с ребенком 4 лет:

  • сохранять спокойствие. Общаться с детьми надо спокойным, ровным тоном, если взрослые начинают кричать, то и дети возбуждаются и не могут успокоиться;
  • завладеть вниманием. Чтобы ребенок услышал взрослого, надо опуститься на уровень глаз, поймать взгляд и переключить внимание. Если малыш возбужден, злится, спокойный родитель, зрительный контакт и прикосновение (объятия) помогут преодолеть истерику;
  • понятная речь. Все просьбы и действия сопровождаются короткими, понятными фразами. Повторять просьбу придется несколько раз, поэтому нужно сохранять спокойствие и терпение;
  • личный пример. Нужно не отдавать приказы, а вместе с ребенком выполнять действия, особенно незнакомые. Успешное выполнение любого дела сопровождается похвалой.

Как правильно общаться с ребенком 5 лет?

В этом возрасте у детей вырабатывается свой стиль поведения. Ребенок много знает и умеет, на первый план выходит общение со сверстниками, поэтому так важно его поддержать.

Психология ребенка 5 лет имеет свои особенности: память и внимание еще рассеяны, дети не умеют анализировать последствия своих поступков, отсюда и возникает непонимание с родителями.


Чтобы избежать семейных конфликтов и понять малыша, нужно знать, как общаться с ребенком 5 лет:

  • общение на равных. Уважительное отношение к ребенку, общение как со взрослым человеком порождает ответную реакцию;
  • личный пример. Обещания не должны расходиться с делами, воспитывает не слово, а действие. Модель поведения взрослых, копируется и воспроизводится детьми;
  • заслуженная похвала. Нужно хвалить малыша даже за небольшие достижения, а унижать – нельзя. Негативные поступки детей надо обсуждать и анализировать в чем малыш не прав;
  • просьба, а не приказ. В общении с ребенком не нужно приказывать, а пожелания изъявлять в форме просьбы;
  • эмоциональный контроль. Дети чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей, поэтому злость, раздражение взрослых передается малышу.

Общение с детьми следует проводить в спокойном состоянии, без негативных эмоций. Заботу, любовь нужно проявлять в прикосновениях, добрых словах.

Важное условие воспитания малышей — уважение и взаимодействие на равных. Чем больше времени родители уделяют своим детям, тем они вырастают более способными и общительными. Если соблюдать правила общения с детьми, то в семье будет царить мир и гармония.

Книга «Общаться с ребенком Как?» — Ю. Гиппенрейтер

Последние 12 лет эта книга является ведущей в воспитании детей всех возрастов. Затрагиваются все моменты взаимоотношений в семье. Книга делится на 10 частей, рекомендации могут применяться и в повседневной жизни. Даже в зрелом возрасте в каждом есть ребенок. Понимая основные психологические моменты в общении с чадом, становится намного легче строить разговоры с другими людьми.

Если нет времени на чтение — слушайте онлайн!

Консультации для родителей

Выполнила: воспитатель

МДОАУ «Детский сад №3 «Тополек»

Берденова Н.С.

Ясный 2013 г

Консультации для родителей

«Как правильно общаться с ребенком»

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, приказы, наказания; часто родители пользуются негативными установками, не думая о последствиях. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважение, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Существует проблема гражданской и коммуникативной компетентности общества. В связи с этой проблемой предлагаем вниманию пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа – просьба. Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором? » а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения – активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной норме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно» Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие – ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.

Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива. Чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получать награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кофе – мороженное, музей, на экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и тому подобное.

4. Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.

5. Вместо наказания и угрозы – время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм – аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитым ребенком. Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм – ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм – аута снова повторите свою просьбу. Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше. Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем, поможем ребенку стать успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем.

Но так, же помните, очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребенка «всему и быстро» лишь пробудит защитную реакцию его личности.

Ребенок приходит в мир со своей собственной программой, и ваши воспитательные усилия могут либо помочь ему проявить все, что заложено «свыше». Либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребенок, выросший в благоприятных условиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимости подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребенку сотрудничать. Беседовать, учиться, устанавливать стабильные отношения любви и привязанности с окружающими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро развивается. Он пребывает в блаженном неведении об опасностях окружающего мира и поэтому легко идет вперед, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребенку возможность самому выбирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребенок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой – конформистом.

Ребенок, смотрящий на мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную, почву, способствующую его росту.

Вы уже поняли формулу успешного воспитания?

Опыт, доставшийся путем больших усилий, хранится с особой заботой.

Когда собственного опыта ребенку не хватает (а его, как правило, и не может хватать, то выводы делаются с использованием информации, почерпнутой из сказок, фильмов, замечаний товарищей. И если вам, родителям, везет, то с учетом и ваших объяснений.

Вот тут – то вы и можете вмешаться.

Хорошо приучить ребенка к твердым родительским формулировкам, которые хоть и выглядят немного примитивно для взрослого ума, но очень помогают ребенку контролировать себя в условиях понятного ему образа жизни.

Умение терпеть – одна из добродетелей взрослого человека.

Возьмите на заметку.

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят (а…

Посмотри, что ты натворил!

Как всегда не правильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень много можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы ни случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Поэтому без понимания потребностей ребенка, родители не в состоянии дать то, что ему необходимо.

Если ваша любовь к ребенку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи:

Уважение

Доверие

Безопасность.

Думаем, каждый родитель согласится, что с детьми нужно уметь разговаривать. К сожалению, не всегда взрослые из-за эмоций или нехватки времени могут подобрать верные слова, чтобы донести до малыша свои мысли, желания и при этом не задеть его. Предлагаем несколько правил, которые обязательно помогут вам найти со своим чадом общую точку зрения.

1. Обсуждаем не ребенка, а его поведение

Дети непросто принимают критику, так как чрезвычайно ранимы, эмоциональны, впечатлительны и мечтают, чтобы ими гордились. Также не все они понимают намеки и недомолвки, поэтому воспринимают родительскую речь буквально.

Например, если взрослые произносят: «За что же мне такое наказание», «Ты меня со свету сживешь», то они чаще всего хотят объяснить малышу, что он поступает неверно. Но он пока не может думать отвлеченно, поэтому такую фразу понимает буквально: «Я для мамы наказание».

Поэтому нам следует говорить на понятном детям языке и оценивать не само чадо, а совершенным им поступок. Такая беседа установит между домочадцами доверительные отношения и позволит вашему чаду смело обсуждать с вами собственные проблемы, не боясь критики.

Подробнее о том, как наказывать ребенка читайте .

2. Не сравниваем отпрыска с другими

А как часто ваше чадо слышит подобные фразы: «Катя рисует аккуратнее тебя», «Диму на собрании в школе никогда не ругают», «Твой старший брат домой приходит вовремя, тебя же – не докричишься»?

Психологи давно доказали, что такие высказывания часто снижают детскую самооценку, хотя мы всего лишь хотим сказать, что нужно быть пунктуальным и лучше учиться. Правильнее будет спокойным тоном уточнить: «Пожалуйста, приходи в установленное время, чтобы я не волновалась».

Конечно, никто не запрещает привести положительный пример, однако следует обойтись без сравнений: «Твоего папу коллеги ценят также и за то, что он пунктуален. Ведь это качество характеризует дисциплинированных людей».

3. Не обвиняем, а учим

Неудачи малышей и подростков – это зачастую ошибки их родителей. Ведь детки умеют только то, чему их обучили, так что нельзя ожидать от трехлетнего карапуза умения читать, вышивать крестиком и т. д. Обвинениями вы добьетесь того, что он полностью откажется выполнять те поручения и задания, которые у него не выходят. Отсюда же и неуверенность, низкая мотивация и отсутствие инициативы.

Разочарованная мама может крикнуть: «Почему же ты ничего не умеешь?» Гораздо полезнее для психологического здоровья говорить другие фразы: «Давай вместе нарисуем котенка», «Попробуй вырезать снежинку еще раз», «В этот раз все получится».

4. Следим за эмоциями

Слова, произнесенные под влиянием гнева, конечно, способны принудить подростка повиноваться, но и могут лишить родителей его доверия и ожесточить его сердце.

Чтобы не разрушить тесную связь между вами и вашим отпрыском, не начинайте беседу в состоянии раздражения или злости, пусть даже он это заслужил. Обязательно выдержите паузу, досчитайте до 10 (лучше до ста) и говорите спокойным тоном, не повышая голос. Так вы скорее добьетесь необходимого результата.

5. Выбираем просьбы, а не приказы

Просить всегда лучше, чем приказывать, так как требование подчеркивает неравноправие двух собеседников – родителя и ребенка. К тому же, категорические указания требуют абсолютного подчинения, что совершенно не соответствует самой главной задаче воспитания – передать детям ответственность за свою жизнь.

Бывают ситуации, когда на самом деле необходимо четкое повиновение (к примеру, безопасность малыша). В этом случае отдавайте команду ровным голосом, без грубостей и нажима. И постарайтесь пояснить дошкольнику или подростку, в чем ее смысл: «Играй с мячиком только на детской площадке, на дороге играть опасно. Там машины».

Попробуйте высказывать просьбы и приказы в положительном ключе, без использования частицы «не». Вместо фразы «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь математику» произнесите «Когда решишь все примеры, можешь пойти с друзьями на улицу». Последнее предложение можно произнести не менее решительным, но более мягким тоном. Поверьте, это только усилит ее эффект.

6. Дозируем похвалы и наказания

Не скупитесь на поощрения, но только если они заслужены. Обязательно выразите благодарность за помощь, тем более, если чадо самостоятельно оказало ее, без ваших просьб и требований. Ласковые слова заставят малыша еще раз сделать что-то приятное для вас. О том, что мешает детям быть самостоятельными читайте .

К сожалению, не всегда есть возможность обойтись без дисциплинарных воздействий. При предъявлении обвинения никогда не ограничивайтесь простой констатацией, объясните, в чем заключается вина. Только когда дети поймут, что родители продолжают любить их, несмотря ни на что, тогда наказание станет по-настоящему воспитательной мерой, а не карательной. И, конечно, соотносим возмездие с совершенным проступком.

7. Предлагаем варианты и альтернативу

Если вы хотите, чтобы дети легче шли на сотрудничество, покажите, что им это выгодно, предлагая выбор. Например: «Когда ты оденешься, сможешь выйти с папой на прогулку», «Какую кофту хочешь надеть в детский сад – красную или синюю?», «Когда уберешься в детской, сможешь посмотреть мультик». А теперь сравните такую фразу: «Если ты не будешь одеваться, то не пойдешь на улицу». Как видите, предложения со словами «когда», «какая», звучат приятнее, чем фразы со словом «если».

Попробуйте также предлагать детям альтернативные варианты, а не говорить категоричное «нет». К примеру: «Мы пока не станем рисовать красками, зато ты можешь взять карандаши».

Простые способы начать разговор с ребенком

1. Покажите заинтересованность. Когда он хочет поговорить, прекратите все свои дела, пусть даже его слова не кажутся вам интересными или важными. Если вы будете продолжать читать газету, просматривать фотографии в социальных сетях или готовить ужин, он может подумать, что у вас на него просто нет времени. Не забывайте кивать или иногда вставлять следующие слова: «согласна», «ты прав», «я тебя понимаю».

2. Используйте его имя. Собственное имя – это настоящая музыка для наших ушей. И дети от нас ничем не отличаются, к тому же это помогает заинтересовать их, прежде чем что-то объяснить или рассказать. Например: «Лена (дождитесь, пока она не отложит куклу в сторону), ужин будет готов через десять минут».

3. Установите зрительный контакт. Когда малыш видит мамин взгляд, ощущает внимание с ее стороны, это повышает и его интерес к родительским словам. Старайтесь быть рядом, чтобы он глядел прямо на вас. Если необходимо, то опуститесь на корточки или присядьте на диван, чтобы ребенок не задирал голову.

Прежде чем понять, как следует разговаривать с детьми, нужно научиться слышать их. Это показывает, что вы серьезно относитесь к их потребностям и проблемам. В таком случае ваш отпрыск станет обсуждать с вами все, что его тревожит, и научится слушать то, что вам нужно до него донести.

Надежда Плотникова, специально для

Психологи и педагоги уже давно заметили, что все больше детей становятся неуправляемыми. Они не только не слушаются и шалят, но и просто не слышат того, что им говорят взрослые. И вина в этом лежит прежде всего на самих родителях. Поэтому все папы и мамы должны знать, как общаться с детьми.

Большинство родителей совершают ошибки в общении с ребенком по нескольком причинам:

1. Они считают, что должны воспитывать его, и дисциплина прежде всего. Поэтому читают много нотаций и нравоучений, а просто поговорить по душам им некогда.

2. Ругая ребенка, они отыгрываются на нем за свои неудачи и неприятности в жизни.

3. Родители считают, что раз их самих так воспитывали, то так и нужно вести себя с ребенком. Ведь никто им не рассказывал, как общаться с детьми правильно.

Последствия такого общения чаще всего не нравятся не только детям, но и самим родителям. Со временем ребенок просто перестает замечать их, совершенно не слушая, что они говорят. В подростковом возрасте такие дети грубят взрослым, ведут себя агрессивно. Такого бы не было, если бы все родители знали, как правильно общаться с ребенком.

Психологи считают, что для этого им нужно соблюдать несколько правил.

Правило первое: никогда нельзя высмеивать или унижать ребенка. Ранимая детская психика принимает все слова мамы и папы, даже сказанные в шутку или в порыве гнева, за правду. Если родители часто повторяют своему ребенку, что он плохой, неумеха, толстый или неуклюжий, это не только приведет к низкой самооценке у него, но и будет причиной того, что ребенок просто перестанет их слушать.

Правило второе: никогда не сравнивайте своего ребенка с другими и не говорите, что соседский мальчик лучше него. Ребенку обязательно нужно знать, что его любят таким, какой он есть, а не за то, что он хороший или красивый. Чаще повторяйте своему малышу, как вы его любите и как он вам нужен.

Правило третье: если ребенок ошибся или сделал что-то не так, никогда не обсуждайте его самого, а только его поступок. И ни в коем случае нельзя обобщать: "вечно ты опаздываешь", "ты опять все сделал плохо", "все из-за тебя". Такие фразы, брошенные родителями сгоряча, могут полностью нарушить взаимопонимание их с ребенком. Поэтому знание того, как общаться с детьми, поможет избежать многих проблем.

Правило четвертое: не требуйте от ребенка того, что он не может сделать в силу своего возраста, отсутствия знаний или опыта. Ведь дети умеют только то, чему их научили взрослые, и нельзя их ругать за неумение, иначе они просто будут избегать такой работы, а потом и родителей.

Правило пятое: ребенок такой же человек, как и вы. Он нуждается в нормальном человеческом общении. Никогда не бойтесь сказать ему прямо, что вас что-то беспокоит, у вас что-то болит или вы чем-то недовольны. Всегда, если вы были не правы, нужно попросить у ребенка прощения. Не беспокойтесь, что он не поймет вас, наоборот: он будет вам больше доверять.

Психологи, объясняя родителям, как общаться с детьми, подчеркивают, что психика ребенка очень ранима, поэтому нужно внимательно следить за своими словами. Часто случайно брошенная оценка или обвинение сильно обижают детей. Психологи также считают, что нельзя при общении с ребенком говорить очень много. Взрослые привыкли в разговорах употреблять много сравнений, эпитетов и намеков. Но дети, особенно маленькие, принимают эти слова за правду.

Хочется верить, что скоро каждая семья сможет сказать: "Мы учимся общаться с ребенком правильно". В этом случае меньше будет конфликтов, несчастных детей и самоубийств среди подростков. Родители, учитесь слушать своего ребенка, и тогда он будет слышать вас!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!