Женский журнал Ladyblue

Интегрированное занятие – прогулка по экологической тропе здоровья "Осеннее путешествие". Конспект ООД на экологической тропе

«Путешествие по экологической тропе».

(подготовительная группа)

Задача:

    Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях.

    Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам.

    Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять ловкость. Формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка.

Начинается река

А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.

Называюсь лесовик. Я лес сторожу

За порядком слежу.

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.

Молодцы, ребята, что ж я вижу вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. А ну-ка назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).

Воспитатель: Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).

Зеленый патруль : Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).

Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать в грядки.

Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

По пути нашего следования мы видим растут в клумбах цветы. Когда они расцветут будет очень красиво. Ребята, а что было с растениями ранней весной? (ответы детей) И что стало поздней весной? (ответы детей). А окружают нас высокие тополя. Сейчас мы пойдем по объекту наблюдения. Тополь.

Ребята, давайте поздороваемся с тополем. Ой, а это что такое? Письмо. (читаю и дети выполняют задание. Дарят птицу, листочки. Чтение стихотворений).

1. По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он посадит ряд.

Посадили мы деревья

Встали спозаранку

Принесли воду и вот

Наше деревце растет.

2. Травка зеленеет

Солнышко блестит и т.д.

3.Ходит солнышко высоко

Тяжелей летит пчела

Налилась малина соком

падать в травы нагала

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Вторым наблюдаемым объектом у нас фитоогород. Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)

Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?

    Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок

Белые реснички. (ромашка)

2. Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава как огонь. (крапива)

3. Насмешил всех одуванчик

Влез в пушистый сарафанчик

Как юла он завертелся

Сарафанчик разлетелся.

Продолжаем наш путь. Что мы видим слева от нас (фруктовые деревья: вишни, сливы, абрикосы). А справа? (тополиная аллея и кустарники смородины).

Ребята, чтобы попасть на следующий объект, нам надо пробежать змейкой между колесами.

На нашем пути раскидистое чудо-дерево. Ива.

Стихотворение:

У ограды, у аллеи

Плачет ива, плачет ива

Может, ей, кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву

Может, ива хочет пить

Может, нам пойти спросить?

Так, а это, что такое? Да это письмо ивушки. (чтение письма, выполнение задания. Получили подарки). Игра: «Хорошо-плохо».

Продолжаем свое путешествие, мы должны пройти по «мостику». (Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Что Лесовичок осматриваешь свои владения?

Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)

Игра: «Можно-нельзя».

    Ходить в лесу по тропкам. (Можно)

Ходить где попало по траве. (Нельзя)

    Собирать в лесу грибы. (Можно)

Вырывать их с корнями. (Нельзя)

    Слушать пение птиц. (Можно)

    Наблюдать за муравьями. (Можно)

Разорять муравейники. (Нельзя)

Молодцы, ребята. Все то вы знаете!

Лесовик: Ребята, я хочу пригласить вас к своему любимому дереву в гости. Но, вы должны угадать, что это за дерево. Впереди у нас препятствие, вы должны перепрыгнуть или перелезть через колеса. Что это за дерево? (ответы).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, вот коробка на дереве. Это, наверно, ты Лесовичок сюрприз нам приготовил? (Открываю коробку). Письмо. Чтение стихотворения «Вишня».

Выполнение заданий: «Давайте напоим вишеньку!».

Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки -руки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире- это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а наши ребята любят и уважают природу, знают пословицы.

    Много леса- не губи

Мало леса- береги

Нету леса – посади.

    Что летом родится,

Зимой пригодится.

    Враг природы тот,

Кто леса не бережет.

    Худую траву с поля вон.

Лесовик: Молодцы! Пословиц вы много знаете. А загадки, вы умеете отгадывать? (ответы детей)

    Много рук, а нога одна. (Дерево)

    Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Шли плотнички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравейник)

    Спереди шильце. Сзади вильце.

Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)

Лесовик: Ребята, а как вы думаете бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия.

Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?

Игра: «Живое-неживое».

Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).

Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята, вы обратили внимание, что весь наш участок окружают высокие и могучие тополя и кустарники смородины? А это что такое?

Маша Д.: Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.

Стихотворение:

В углу под забором

Из серых досок

Весеннего неба

Светлеет кусок

Откуда там небо?

Ну и дела! А это

Сирень расцвела!

Распустился ландыш в мае

Самый праздник в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень

Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.

Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.

А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)

Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается. Сейчас мы пойдем на участок и мелом на асфальте будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).

Организация: МБДОУ № 76

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель . Продолжать знакомить с законами природы. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Планируемые результаты. Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают правила поведения в природных условиях и соблюдают их. Эмоционально реагируют на проблемы поведения людей в природе. Умеют доброжелательно договариваться со сверстниками и распределять действия в процессе игры.

Ход занятия.

Шагая по импровизированной тропе, участники делают семь остановок, которые можно назвать привалами. Ведущие могут быть на каждом привале. Можно привлечь родителей.

Привал 1. «На опушке леса».(Здесь предоставлена наглядность по теме «Лес»: знаки поведения в лесу, плакаты, иллюстрации и т.д.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. Здесь ждут вас грибная поляна, следы неизвестных животных, лесной доктор и много других лесных приключений. Сейчас вы находитесь на опушке леса. Мы пропустим вас на тропу, проверив ваши знания, что нельзя и что можно делать в лесу. Дети, вы будете получать жетоны. В конце тропы мы определим лучших знатоков природы.

Игра «Да, нет». (Ведущий приводит примеры, дети говорят).

Ветки не ломайте, деревья не рубите, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешать.

Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, ползучего ужа нужно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Всякие звери нужны, всякие звери важны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

В лесу можно листьями побросаться, букеты нарвать, венки сплести. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

Нельзя топтать поганки, ими лечатся лесные животные.

(Пропускают детей на тропу.)

Привал 2. «Отгадай загадку». (У каждого листок, вырезанный из бумаги, а на нем написана загадка. Если ребенок умеет читать, то сам прочитает. Если не умеет читать, то читает ведущий).

Ползун ползет, иголки везет.(Еж)

Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

Не дровосек и не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

И тонок и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)

Четыре листа вроде креста, да черный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)

Растет стеной, ее не тронь, обожжет, как огонь. (Крапива)

Сидит-зеленеет, падает- желтеет, лежит- чернеет. (Лист)

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Кто отгадал, получает жетон).

Привал 3. «Чьи шишки?».

(Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев: кедра, ели, лиственницы, сосны.)

Ведущий . Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать шишки. Назовите, от какого дерева вы взяли шишку и потом данную шишку нужно положить в корзинку.

(Кто назвал правильно, получает жетон).

Привал 4. «Грибы-грибочки».

Ведущий . Дети, давайте будем собирать грибы. Берите по одному грибу, а я буду задавать вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в свое лукошко и дам вам жетон.

Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)

Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Опята, лисички, грузди)

Какой гриб растет очень быстро и также быстро превращается в пыль? (Дождевик)

Можно ли собирать грибы около дороги? (Нет. Они впитывают в себя вредные вещества, так как рядом проходит большое количество машин.)

Как правильно собирать грибы? (Нужно аккуратно срезать ножиком, не повреждая корни.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик)

Привал 5. «Осторожно!»

Ведущий. На моем привале очень опасная обстановка. Здесь вас окружают ядовитые растения. Но они не все ядовитые. Вы будете брать по одному и класть их в разные корзины. На корзинах написано «Опасно!», «Не опасно». Взяв растение, нужно его назвать и положить в соответствующую корзину.

(На столе картинки растений: белена, василек, клевер, вороний глаз, лютик ядовитый, ромашка, волчье лыко, купальница, ландыш.)

(Тем детям, которые ответили все верно, вручают жетоны.)

Привал 6. «Чьи следы?».

Оформление: рисунки следов животных(белки, зайца, волка, лося, кабана, сороки, воробья, лисы, утки).

Ведущий.(Дает участникам карточку с изображенными следами, они должны отгадать, чей след. Если правильно, получают жетоны.)

Привал 7. «Кто я?».

Мои листочки всегда дрожат, хотя мне и не холодно. Осенью я самая красивая. А еще из меня делают спички. (Осина)

Я такая трава, которую можно узнать даже в темноте. (Крапива)

А я даю такой же сладкий сок, как и береза. (Клен)

Я днем сплю, а ночью летаю, урожай спасаю. (Сова)

Все думают, что я на себе ношу запасы продуктов, но это не так. (Еж)

(Отгадавшим детям, вручаются жетоны).

На последнем привале дети сдают жетоны. Ведущие подводят итоги.

(Пока идет подсчет жетонов, с детьми проводят игру «Великаны, карлики»-это, если называют деревья-дети поднимают высоко руки. А если кустарники или траву- дети присаживаются).

Называют победителей, вручают медали. Всех благодарят за активное участие и вручают сувениры.

Используемая литература.

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 1 «Звездочка»
Месторасположение: Кемеровская область, город Берёзовский, улица Кирова 7а

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»

Программные задачи:

1.Расширить, уточнить, пополнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу.

2.Формировать желание отвечать полными, распространёнными предложениями.

3.Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия: Воспитатель сообщает о том, что нас к себе в гости пригласил старичок-лесовичок.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лес? Сейчас мы это проверим. (д.и. «Угадай правило». Отправляемся. Перед нами три тропинки (с паутиной, с муравейником, с гнездом). Дети выбирают нужную тропинку, обоснуют свой выбор.

— Вот мы и в лесу. Почему нас не встречает старичок — лесовичок? Позовём. Не откликается, наверное, что-то случилось. Посмотрите, я нашла мешочек и записку. «Дорогие ребята, ждал я вас в гости, хотел с вами погулять по лесу, послушать пение птиц. Но в лес пришли браконьеры, посадили меня в мешок, завязали тугими узлами и каждый узел заколдовали. Расколдовать их и освободить меня можно только с помощью добрых дел. Освободите меня, пожалуйста»

— Ребята, а кто такие браконьеры? (ответы детей). Посмотрите, сколько мусора в лесу. Откуда он взялся? Как можно помочь лесу? (п.и. «Раз-два-три, мусор собери»). За доброе дело надо развязать первый узелок. Какой вред природе причинили вредители (разожгли костёр на траве, сломали ветку у дерева). Практические действия детей с объяснением своих поступков(за каждое доброе дело развязывают узелки).

Ребята находят рыбок в ведре без воды, рядом протекают две речки (одна чистая, в другой отбросы с завода). Каждый отпускает в чистую речку по рыбке, объясняя свои действия.

— Присядем на полянку, послушаем пение птиц. Почему птицы не поют? Потому что их поймали и посадили в клетку браконьеры. При помощи загадок расколдовываем птиц.(п.и. «Птицы на кормушках»).

— Молодцы, сколько добрых дел сделали. Послушайте, кто-то пищит. Да это маленькие скворушки, мама ждёт их возле скворечника, поможем долететь? (аппликация «Птицы на дереве»). Развяжем последний узелок.

Появляется старичок-лесовичок, благодарит детей за оказанную помощь. В благодарность раздаёт эмблемки «Береги природу» и приглашает за свой «лесной стол» отведать чай из лесных ягод.

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали зрительные ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень) »

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый. (Е. Авдеенко)

И.Ф.К. Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь». (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны, кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К. Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз) .
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Осень:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И.В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

Литература :

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  2. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятий для дошкольников / авт.сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Мищенко Н.Ю. "Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста : Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 180 с.

Пояснительная записка

Цикл занятий на экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста разработан на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

— Формировать систему элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

— Развивать познавательный интерес к миру природы.

— Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

— Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к окружающему миру.

Принципы организации цикла занятий на экологической тропе:

— краеведения

— системности

— научности и доступности

— диагностичности

— дифференциации

— природосообразности.

При построении цикла занятий на экологической тропе учитывался региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическая ситуация в регионе), ресурсное обеспечение пед.процесса. Каждое занятие посвящено определенной станции экологической тропы в разные временные периоды.

Конечным результатом данного цикла занятий является экологическое развитие личности (становлении у ребенка экологической культуры), понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Итогом проведенной работы может быть обобщающая экскурсия по экологической тропе. В целях совершенствования системы мониторинга развития личности ребёнка, разработана карта экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Особенностью процесса экологического обучения и воспитания на экологической тропе состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении, путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту экологической тропы.

1. Тема «Насекомые».

Программное содержание: систематизировать представления детей о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, способа передвижения, питания, воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых).

Ход занятия.

— Мы сегодня будем с вами говорить о самых маленьких жителях нашей планеты, узнайте их.

«Черен да не ворон,

Рогат да не бык,

Шесть ног без копыт,

Лежит – воет,

сядет – землю роет».

«Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел».

(бабочка)

«Чей домишко из иголок

На земле из старых ёлок?»

(муравей)

— О ком говорится в стихотворении? Как назвать одним словом?

— Да, это насекомые и они живут в стране насекомых на нашей экологической тропе.

— Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и в воздушном и в водном пространстве.

— А как они передвигаются? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать)

— Чем питаются? (зелеными листьями, стеблями, нектаром цветов, другими насекомыми).

— Как насекомые спасаются от врагов? (защитной окраской, острым жалом, божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость).

— А сейчас давайте поиграем в игру.

Игра «Карнавал насекомых».

Покажите мне:

— трудолюбивую пчелку

— суетливого муравья

— ленивого паука

— злого жука

— нарядную божью коровку.

— А какую пользу или вред приносят нам насекомые?

(Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений).

— Много интересного можно узнать о насекомых, например, что уши у кузнечика находятся на ногах. А поют кузнечики с помощью крыльев.

— А самый сильный на земле не слон и не бегемот, а муравей, он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка-муравей.

Физминутка.

— лёгкий бег – «бабочки», «стрекозы».

— подпрыгивание на двух ногах вверх – «кузнечики».

А сейчас вспомните и назовите сказки, герои которых насекомые («Дюймовочка», «Приключение Муравьишки», «Муха-Цокатуха», «Тараканище»).

— Скажите, куда пропадают на зиму насекомые?

— Да, они прячутся в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Оказывается божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Некоторые из них в конце лета и осенью летают на зимовку, а весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.

Игра в слова.

Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее муравью, пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке.

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, тля, усатый, жужжит, улей, кровосос, большие глаза, паутина, стрекочет.

2.Тема: «Лекарственные растения».

Программное содержание: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Ход занятия.

Приходит Доктор Айболит.

Сегодня дети я предлагаю вам отправиться в царство растений, но не простых целебных, а что это за растения вы узнаете отгадав загадки:

«Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички».

(ромашки)

«Ноготок короток,

А сквозь землю прошел,

Шапку золото нашел».

(Календула)

«Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог»

(подорожник).

— Скажите мне, как называют эти растения? (Лечебные травы).

— Конечно, правильно, и мы сегодня с вами на аптекарском огороде.

— Скажите мне, а для чего нужны эти растения человеку?

— Конечно, чтобы лечить.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

— А какие вы знаете лекарственные растения, может вас тоже лечила ими мама или бабушка? (тысячелистник, крапива, мята, валерьяна).

— Посмотрите на это растение, это – тысячелистник.

Подумайте и скажите, почему оно так называется? (каждый лист состоит из множества крохотных листочков).

Тысячелистник — это лекарственное растение, его используют для остановки кровотечений, улучшения аппетита.

А как называется это растение? Я вам подскажу, оно растет вдоль дорог, Это подорожник.

Его называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника и приложи к ране.

Физминутка.

На лугу растут цветы-

Небывалой красоты,
(потягивания-руки в стороны )

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты.
(потягивание руками вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда.
(дети машут руками, изображая ветер).

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

«- А какую лекарственную траву

И слепой узнает?» (крапива)

— А можно взять её в руки? А почему нет? (Крапива жжёт.)

Крапива богата разными полезными витаминами, в ней содержатся вещества убивающие микробы. Она является кровоостанавливающим средством.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Узнай растение».

Называю растение, если оно лекарственное, мяч нужно поймать, если нет отбить.

— А как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? (Цветки собирают, когда растение цветёт; корневища поздней осенью, собирают в сухую погоду, сушат под навесом; нельзя собирать вблизи дорог.)

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в больницу, вы вместе со мной будете лечить зверей.

Игровые ситуации.

1.​ У зайчика болит горло, что вы ему посоветуете? (Полоскать горло календулой и ромашкой.)

2.​ У медведя сильный кашель, чем мы его полечим? (Полезно попить мать-и-мачеху, мяту.)

3.​ Белка поранила лапку, что предпринять? (Привязать к ранке подорожник.)

4.​ Ёжик бледный, у него нет сил, что же делать? (Ему поможет отвар шиповника, боярышника.)

Игра «Узнай растение по запаху».

(Предложить детям узнать по запаху растения: мяты, валерьяны, ромашки.)

— А сейчас, я приглашаю вас в наш фитобар, где вы можете угоститься чаем из вкусных и ароматных трав.

3. Тема: «Осенние деревья».

Программное содержание: способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки), развивать умение различать деревья по листьям;

Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев.

Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её.

Ход занятия.

— Дети, Лесовичок нас сегодня приглашает на одну из остановок нашей экологической тропы «Уголок нетронутой природы».

«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,

Можно к ним прислониться,

Можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой».

А какие же деревья у нас здесь есть? Вы узнаете, отгадав загадки,

Вот первая.

«Что же это за девица,

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

«Даже ёлку мы в начале от сосны не отличали,

Раз торчат иголочки, значит, это ёлочка

А когда на ветку ели мы получше посмотрели,

Оказалось, что она не такая как сосна».

Дети, а какие вы ещё знаете хвойные деревья? (сосна, пихта, лиственница).

Следующая загадка Лесовичка:

«Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы».

— Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.

Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».

— Назовите рябинку ласково (рябинушка, красавица рябинушка, кудрявая).

— Похожа рябина на березу или нет?

— Кто любит ягоды рябины?

— Определите настроение дерева?

Подарите рябинке подарки:

Капельку, чтобы рябинку поливала.

Червячка, чтоб земельку рыхлил.

Птичку, чтобы весной и летом весело пела.

Солнышко, чтобы рябинку согревало.

Ленточку, чтобы рябинку украшало.

Божью коровку, чтобы тля не губила.

Следующая загадка Лесовичка.

«Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из майских дней,

Май сережки дарит ей».

— Правильно, березка символ русской природы, воспетый многими поэтами во все времена, символ России.

Хороша березка во все времена года, но особенно в осеннем уборе из золотых листьев.

Вопросы воспитателя к детям:

— Как выглядит березка?

— Из каких частей она состоит? (ствол, ветки, листья, сережки).

— Назовите березку ласковыми именами. Пофантазируйте и скажите на какое животное похожа березка.

— А сейчас я вам предлагаю вам взять лупы и рассмотреть кору березы. Что увидели? Кто живет под корой? Куда исчезли насекомые?

А сейчас мы с вами почитаем стихи о березе:

«Разбежались по лужайке,

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девицы подростки,

Белоствольные березки,

За руки взялись и вот, закружился хоровод».

Березка дарит свои листочки на память детям.

— А теперь мы пообещаем деревьям заботиться о них и быть им друзьями.

Клятва деревьям.

Обещаем вам, деревья,

Тонких веток не ломать,

Обещаем вам, деревья,

Нежных листиков не рвать.

Обещаем вам, деревья,

Кору вашу не сдирать.

Острым ножиком блестящим

Свежих ран не ковырять.

Обещаем вам, деревья

Птиц певучих не пугать,

Обещаем вам деревья,

Лейкой землю поливать.

Обещаем вам, деревья,

Землю твердую рыхлить,

Ствол могучий или тонкий

Вам весною побелить.

Обещаем вам деревья,

Стать к вам чуточку добрее,

Обещаем вам деревья,

Стать вам ближе и роднее.

Чтобы жить нам вместе с вами

Настоящими друзьями.

4.Тема: «Погоду можно измерить».

Программное содержание: Сформировать у детей представление о способах измерения количества выпавших осадков, температуры воздуха и силы ветра.

Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Воспитывать любовь к природе, интерес к исследовательской деятельности.

Ход занятия.

— Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная)

— Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное).

— Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное)

— Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок.

Мы сегодня с вами на экологической тропе, на остановке «Метеоплощадка».

Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).

— А какое время года было до осени? (лето). Что будет после осени? (зима).

— Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо.

— А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.

Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой.

— А сейчас мы с вами посмотрим, что же есть на нашей метеостанции.

Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).

— Рассмотрите картинки и определите примерную температуру воздуха в природе (жарко, тепло, холодно или прохладно).

— Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение)

А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет)

Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер.

— Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер)

— Да, ветер – это движение воздуха.

Игра с вертушками.

«Ветер – ветерок,

Поиграй с вертушками,

Нашими игрушками».

— А почему они вертятся? (ответы детей)

— Нам же на метеостанции помогает узнать силу ветра ветряной рукав.

Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)

А почему плохо? (ответы детей)

Физминутка.

В лесу было тихо, деревья дремали
(подняться на носки, руки поднять вверх)

Вот ветер подул и они застонали.

Безжалостно ветер ломал их порой.
(движения кистями рук из стороны в сторону,
руки вытянуть, наклоны вправо и влево)

Под дерево сели ребята гурьбой.
(присели)

Дождались, чтоб стихло ненастье

И снова, как прежде, стоит тишина

Спасибо за солнце и счастье.
(Встать, поднять руки и покачать ими)

А сейчас мы с вами определим, сколько осадков выпало вчера. Для этого используем ещё один прибор – дождемер. (Дети определяют количество выпавших осадков)

Игра «Солнышко и дождик».

(Дети выходят на середину площадки. Берут в руки ленты разного цвета. Рассказывают стихотворение и взмахивают руками.)

«Дождик лей веселей.

Теплых капель не жалей.

Для лесов и для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап,

Кап-кап, кап-кап».

Затем дети двигаются подскоками. В это время воспитатель раскладывает три разных обруча. По сигналу дети собираются у обруча своего цвета.

А сейчас мы с вами как настоящие метеорологи, мы отметим в дневнике наблюдений какая сегодня погода. (Дети зарисовывают результаты наблюдений) Ребята, а вспомните, какие приборы помогли нам определить погоду? (термометр, флюгер, ветряной рукав, дождемер)

5. Тема: « Цветы».

Программное содержание: Создать условия для ознакомления детей со цветами, их названиями; с особенностями строения стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность, Учить устанавливать причинно-следственные связи, прививать бережное отношение к растениям, учит детей видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Ход занятия.

Божья коровка приглашает детей на занятие в альпинарий, обращает внимание на то, как там красиво.

«В белой шапке стоит дед,

Если дунешь, шапки нет».
(одуванчик)

— А на что же похож цветок одуванчика?

— Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (пчёлы, шмели, бабочки)

— Зачем? (пчелы собирают нектар, пыльцу)

— Цветы из одуванчика собраны в соцветия, когда растение отцветёт, то превращается в пушистую шапочку-это семена одуванчика, а затем ветер разносит их повсюду.

— Назовите, а какие цветы знаете вы? (помогут загадки)

«Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце».
(ромашка)

— Пчелы, бабочки и шмели видят ромашку издалека и летят к ней за мёдом.

Они опускаются на крупные, белые лепестки, пьют сок из маленьких жёлтых цветочков, собранных в крупную розетку в центре ромашки.

— Найдите и покажите цветок ромашки.

«У нас есть петушок-

Лиловый гребешок, а хвостик боевой

С сабелькой кривой».
(ирис)

«Вот шершавый стебелек, в середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак, распустился красный …»
(мак)

«Все знакомы с нами,

Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими — алыми …».
(гвоздиками)

«Голубое колечко,

Жёлтое сердечко».
(незабудка)

Игра «Узнай цветок по описанию».
(назови и покажи)

— А скажите мне, что нужно для цветов, чтобы они росли, цвели и радовали нас? (свет, тепло, влага и конечно забота людей, растения нужно поливать, рыхлить, оберегать, любоваться)

— Можно ли назвать цветы живыми? Докажите.

— Чем похожи все цветы? (есть стебель, листья, корень, Цветы, семена)

— Чем отличаются? (названием и внешним видом)

Аутотренинг.

«Представьте, что вы лежите в траве. Трава мягкая, пушистая, вдыхаете прекрасный аромат цветов, слышится стрекот кузнечиков, шуршание букашек, жужжание пчёл и шмелей. Вам хорошо и спокойно. Вы хотите быть другом всему живому. Но вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил и бодрости. Открываете глаза. У вас хорошее настроение. Вы хотите жить в мире с природой…»

— А сейчас я хочу вам предложить придумать сказку о вашем любимом цветке.

Пример: Жила — была ромашка и не было у неё друзей, она была очень одинока. Однажды она пожаловалась на свою беду веселому шалунишке ветерку. А он говорит: «Не переживай, вот наступит осень, и я принесу тебе семян разных других цветов, а когда наступит весна у тебя будет друзей не счесть. Так оно и вышло, весной это была уже не одинокая ромашка, а целая полянка красивых и душистых цветов. Здесь были и душистый горошек, календула, мак, гвоздика и многие другие цветы и ромашка была очень довольна. (Примеры сказок детей).

А мы с вами будем еще приходить сюда и любоваться нашими цветами, ухаживать за ними, но не в коем случае не рвать и не топтать их, так как даже в вазе с водой они быстро завянуть, а в нашем альпинарии они еще долго будут радовать нас и гостей нашего детского сада. А сейчас мы с вами скажем спасибо нашей божьей коровке за экскурсию и за то, что мы узнали много нового и интересного о цветах.

— А сейчас я вам предлагаю пойти в группу и нарисовать понравившийся цветок.(организация выставки рисунков)

6. Тема «Овощной огород».

Программное содержание: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; расширять знания детей об овощах, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Ход занятия.

— Мы сегодня с вами пришли на экологическую тропу, на остановку «Овощной огород». Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры – все это овощи.

Вспомните, пожалуйста, а какие овощи знаете вы?

— Верно: свекла и репа, капуста и картофель, перец, баклажаны, тыква, кабачок, редиска, лук, чеснок и щавель – все это овощи.

— А где растут овощи?

— Правильно, в огороде на грядках.

— Давайте представим себе: весна, солнышко пригревает землю теплыми лучами, мелкий дождик питает её своими дождинками. И вот пустили семена корешки, протянули вверх зеленые ладошки. Стоят, легкий ветерок их покачивает. Росла, росла рассада, стала крепкая, толстая, а вот ползет по листику божья коровка.(можно предложить детям закрыть глаза и представить все сказанное).

— Скажите, что нужно для того, чтобы овощи росли на радость нам сочные и красивые? (свет, вода, тепло, уход)

— А какие орудия труда, используемые, для работы на огороде вы знаете? (лопата, грабли, лейка, тяпка, перчатки)

— Чем же полезны овощи?

— Правильно, в них много витаминов.

Витамин А – в моркови, помидорах, тыкве, салате, луке, Вырастите большими, будете хорошо видеть.

— Румяные щечки, хороший аппетит будет у тех детей, которые дружат с витамином «С». Его много в капусте, зеленом луке, редьке, редиске, помидорах и картошке. Эти овощи помогут и с простудой.

Физминутка «Огородники».

«Иван, иван,

Вырывай бурьян.

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок-

Не ленись дружок,

Чтобы была репка,

Сладкая и крепкая,

Чтоб капусты качанок

Рос с большущий чугунок».

Игра «Назови овощ ласково».

Помидор (помидорчик), огурец (огурчик), перец (перчик), морковь (морковочка), свекла (свеколка), лук (лучок), чеснок (чесночок), баклажан (баклажанчик).

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?

Правильно, нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлями, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредителями, прореживать всходы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

— Что-то мы ещё забыли?

Ну, конечно, огород необходимо поливать утром и вечером.

Игра «Четвертый лишний».

Морковь, яблоко, огурец, помидор.

Лук, виноград, петрушка, баклажан.

Смородина, чеснок, капуста, перчик.

Редька, редиска, тыква, арбуз.

— А у меня здесь корзинка с овощами, а какие это овощи мы узнаем, отгадав загадки.

«Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке».
(капуста)

«Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая».
(морковка)

«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,

К земле прирос крепко,

Что это…».
(репка)

«Лежит меж грядок,

Зелен и сладок»
(огурец)

— А мы с вами сейчас возьмем корзинку с этими замечательными овощами и принесем в детский сад. В детском саду нам из них приготовят обед.

А мы с вами будем беречь землю- матушку, учиться огородничать, любить труд.

7. Тема « Зимующие птицы».

Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах, их повадках.

Учит узнавать и называть птиц. Обогащать знания новыми словами и понятиями. Развивать наблюдательность, память.

Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Вызвать желание заботиться о зимующих птицах.

Ход занятия.

— Сегодня почтальон принёс в детский сад письмо, оно необычное состоит из загадок, а от кого оно догадаетесь отгадав их.

«Вещунья белобока,

А зовут её …»
(сорока)

«Чик-чирик,

К зернышкам прыг,

Клюй, не робей,

Кто это?»
(воробей).

«Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять».
(снегирь)

«Черная, как вар,

Кричит: «Карр»
(ворона)

«Желтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её «
(синичка)

«Белый бок, серый бок-

Воркует нежно…»
(голубок)

«Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.»
(дятел)

«Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло-

Ляжет в дупло.»
(сова)

«Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках — хохолки»
(свиристели)

— А скажите, это птицы, которые остаются зимовать или улетают в теплые края?

— Как их называют? (Зимующие)

— Значит, письмо пришло от зимующих птиц.

Физминутка.

Воробьи- воробушки,
(Похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки.
(Махи руками вверх-вниз)

Клюйте, клюйте крошки
(Стучим кулачками перед собой)

У меня с ладошки,
(Дуют на ладони)

Нет, с ладошки не клюют.
(Развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают,
(Руки на поясе, наклоны туловища влево — вправо)

Как бы нам поладить,

Чтобы их погладить?
(Хлопаем в ладоши)

— А сейчас мы с вами давайте вспомним, каких птиц видим, когда гуляем на улице? (Беседа с детьми о птицах, их повадках)

Дополнительные вопросы.

— Почему в стайке снегирей есть птички с серой и красной грудкой?

— Какие ягоды любят свиристели?

— Как разговаривает сорока? Почему её называют сорокой-белобокой?

— Как клюёт семечки синичка?

— Как разговаривает голубь?

Предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Дружные слова».

Дети выделяют хлопками подходящие слова.

Воробей — летает, крякает, ходит, прыгает, выводит птенцов, воркует, чирикает.

Ворона – ходит, свистит, каркает, клюёт, гогочет, пьет.

— Ребята, никто из вас не сказал, что видел на улице сову. Почему её нельзя увидеть днем?

— А мы сейчас с вами сможем понаблюдать за ней.

Игра «Совушка».

Днем птички летают, клюют зернышки, сова спит. Ночью птички замирают, а сова вылетает на охоту. Пошевелившуюся птичку сова уносит к себе в дупло.

— Посмотрите, а у меня есть волшебный мешочек. Интересно, что в нем. (воспитатель показывает корм для птиц). Для кого он? Почему птицам зимой трудно добывать корм?

— С наступлением холодов зимующие птицы приближаются к жилью человека.

Для птиц наступило трудное время, зимой им холодно и голодно. Поэтому надо заботиться о них и оберегать. Мы с вами находимся у птичьего столба, он и сделан для того, чтобы птички прилетели и могли подкрепиться, когда им голодно. И мы с вами будем это делать всю зиму, чтобы они не погибли от голода. А куда мы с вами будем насыпать корм? (В кормушку)

А сейчас мы с вами покажем, как будем кормить птиц.

«Птичка, птичка,

На тебе водички.
(Звать птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой)

Спрыгни с веточки ко мне, дам я зернышек тебе».
(Стучать пальчиками по коленям)

— А сейчас, давайте насыплем в кормушки корм и понаблюдаем, как птички будут его клевать.

8 . Экскурсия на экологической тропе.

Дорогие дети! Приглашаю вас на экскурсию по экологической тропе, ее проложили педагоги и работники нашего детского сада. Пройдя по ней можно узнать много интересного о природе нашего края, о деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнать, то, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое. На фасаде детского сада расположен план маршрут экологической тропы, на нем условными обозначениями показаны все остановки тропы. С помощью этого плана без труда можно найти и страну насекомых и овощной огород. Дети сами могут быть экскурсоводами на нашей тропе.

ПРОЙДИТЕ! ПОСМОТРИТЕ! ПРОЧУВСТВУЙТЕ!

«Здесь мало увидеть,

здесь нужно всмотреться,

чтоб ясной любовью наполнилось сердце».

ХОЗЯИН нашей экологической тропы – символ д.с. Светлячок.

ИТАК, В ПУТЬ!

1. Первая остановка «УГОЛОК НЕТРОНУТОЙ ПРИРОДЫ».

«Деревья, как в лесу, у нас на участке есть,

можно к ним прислониться,

можно под ними присесть,

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой».

А какие же деревья здесь есть?

Нас встречают красавицы ели, этим елям по 20 лет,

они растут со времени основания д.с, иголки у елей, как вы знаете-это такие необычные листья, с их помощью деревья дышат, каждая иголка-хвоинка живет около 5-7 лет, а затем падает на землю.

А там невдалеке притаилась березка-это символ России, воспетый многими писателями и поэтами. Весной березка сбрасывает верхний слой бересты, становится гладкой, шелковистой, живет очень долго 150-180 лет. С детьми мы приходим в гости к елочкам, березке, рябине.

Дети придумывают деревьям ласковые имена, измеряют толщину дерева, рассматривают через лупу кору, почки, определяют настроение дерева. Дарят подарки (червячка, капельку, ленточку, солнышко). Рисуют портреты.

— У КАКОГО ДЕРЕВА ДРОЖЖАТ ЛИСТОЧКИ?

— КАКОЕ ДЕРЕВО ПЛАЧЕТ?

— КОГДА ЦВЕТУТ ЕЛИ?

2. Следующая остановка нашей тропы – «ПТИЧИЙ СТОЛБ».

Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые, в борьбе с ними главная роль принадлежит птицам. Дети узнают, например, что вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь. В зависимости от того в какое время года проводится экскурсия по тропе, сосредотачиваем внимание детей на тех делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона. А забот таких немало: зимой – беспокоятся о зимующих птицах, мастерят вместе с родителями кормушки – их в этом году было сделано и развешано по участкам детского сада – 15 штук, весной была объявлена акция «Встречаем птиц весной», в которой родители приняли самое активное участие, было сделано и развешано 13 скворечников. Каждый год 25 марта отмечаем «День птиц». Это интересно: синички многодетные матери, 2 раза за весну они высиживают птенцов, к концу лета в одной синичьей семейке появляется 20- 25 птичек.

1. КАКУЮ ПТИЦУ НАЗЫВАЮТ КОШКОЙ? (сову)

2. МОЖЕТ ЛИ СТРАУС НАЗВАТЬ СЕБЯ ПТИЦЕЙ?

3. КТО КУКУЕТ У КУКУШКИ? (самец)

МЕТЕОПЛОЩАДКА.

Как проще всего современному человеку узнать прогноз погоды, конечно же, из средств массовой информации. Но проще не значит лучше. При наблюдении за природными явлениями, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения все это очень важно для развития ребенка.

Для элементарного прогнозирования погоды на нашей экологической тропе оборудована метеоплощадка, на которой установлено специальное оборудование (многие приборы изготовили сами).

МЕТЕОБУДКА С ТЕРМОМЕТРОМ И КОМПАСОМ.

ФЛЮГЕР — показывает направление ветра.

ВЕТРЯНОЙ РУКА — силу ветра.

ДОЖДЕМЕР — прибор для измерения колл-ва осадков.

Чтобы научиться предсказывать погоду, учим детей наблюдать за состоянием растений, поведением животных, сравнивать полученные данные, делать выводы, сверять прогноз погоды с реальными результатами.

Дети с интересом узнают и как можно узнать погоду по приметам.

К дождю: утренняя радуга, воробьи купаются в пыли,

После дождя похолодало – к ясной погоде,

Собака свернулась калачиком – к похолоданию.

(С ЛИСТЬЕВ ОСИНЫ, ЧЕРЕМУХИ, ИВЫ ПАДАЮТ КАПЛИ — К ДОЖДЮ)

(ПАУК УСИЛЕННО ПЛЕТЕТ СЕТИ — К СУХОЙ ПОГОДЕ).

СТРАНА НАСЕКОМЫХ

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Это замечательные существа: кузнечики, муравьи, божьи коровки, бабочки, шмели, пчёлы. Мы стараемся учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Вот например божья коровка, на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на деле она страшный хищник! Она хлопотливо бегает по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои маленькие ножки.

В поисках пищи. Её еда – тли, очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. За день она съедает до 200 тлей,

«У нас мурашки муравьи, живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник дом

Миролюбивые жильцы без дела не сидят,

С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит в траве и под листвой».

Муравьи очень дружные насекомые, они старательно помогают друг другу носить тяжёлые стебли и травинки, а иногда бывает встретятся два муравья обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом. Обогащается словарь детей такими словами: муравейник, трудолюбивый, мёд, пасека, улей, мохнатый, стрекочет, паутина, вредитель, тля, жужжит, рой, пёстрокрылая, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусеница, «чемпион по прыжкам».

«Есть ли у комара зубы?» (22 шт.)

«Где уши у кузнечика?»

«Кто самый прожорливый хищник среди насекомых?»

АЛЬПИНАРИЙ.

«Мы посадим здесь цветы, небывалой красоты,

Все цветочки разные – белые и красные,

жёлтые и синие, все цветы красивые».

Цветник- украшение территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени: нежные нарциссы, строгий ирис, настурция, бархатцы, флоксы.

«Давай пройдемся медленно по лугу,

И «Здравствуй» скажем каждому цветку,

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать».

АУТОТРЕНИНГ.

Представьте, что вы лежите в траве. Трава мягкая, шелковистая, вдыхаете прекрасный аромат, слышится стрекот кузнечиков, шуршание букашек. Вам хорошо и спокойно.

Вы хотите быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости.

Открываете глаза. У вас хорошее настроение. Вы хотите жить в мире с природой.

АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД.

Мы с вами на станции: «Аптекарский огород».

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

— Давайте – же посмотрим, какие растения есть у нас на огороде?

Это и тысячелистник, и подорожник, и мать — и – мачеха, крапива, ромашка, валериана.

«Есть много трав полезных

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью:

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, мята и зверобой».

— А мы с вами уже много интересного знаем о лекарственных растениях,

Ответьте мне на вопросы.

— Какое растение называют «зеленым бинтом»? (подорожник)

— О каком растении говорят, что оно жжется? (крапива)

— Какое растение используют для успокоения нервной системы? (валериану)

А сейчас я хочу предложить вам угадать растение по запаху. Нам в аптечку принесли мешочки с травками, а подписать забыли, давайте поможем нашему доктору. (дети угадывают названия растений; может быть мята, календула, шалфей, ромашка)

— Молодцы! А скажите мне, какие растения нужны для аппетитного чая? (полынь, тысячелистник, шиповник)

— А для витаминного? (шиповник, земляника, черная смородина, малина и листочки от этих растений)

Чай такая приятная и полезная церемония! Не пора ли нам почаёвничать. Приглашаю всех вас в наш фитобар отведать различные чаи и угощения.

«Любите родную природу-

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней,

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относится добрей».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!