Женский журнал Ladyblue

Как понять что ребенок может сидеть. Будьте счастливы и здоровы! На что обратить внимание

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина - это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, - медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе - не помогать! Поощрять надо не сидение, а , .

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, . Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции - лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли - опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую - между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения - 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение - из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены - он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

Малыши очень быстро растут и развиваются. Казалось, пару дней назад кроха только кушала и спала, но вот ребенок уже держит головку, потом начинает переворачиваться на животик, пытается ползти.

Важным этапом взросления малыша является освоение такого навыка, как сидение.

Когда (в каком возрасте) ребенок должен начинать сидеть самостоятельно, если ли разница в сроках для мальчиков и девочек? Как понять, что малыш готов сидеть, как помочь ребенкув освоении этого навыка, не навредив? Стоит ли присаживать деток? Мы разберемся во всех вопросах!

Во сколько месяцев ребенок начинает пытаться сидеть

Приходите вы к педиатру на очередной осмотр, и душу вашу терзают смутные сомнения. У подруги вон уже ползает вовсю, а мой – ни гу-гу. У соседки малышу 7 месяцев, сама видела, как сидит в песочнице, а моего не усадишь – сразу на бок заваливается…

И спрашиваете вы у доктора: «Когда же мой ребенок начнет ползать и сидеть?» А доктор вам и отвечает: «Не знаю». И дело тут не в квалификации. Ни один врач не знает, во сколько поползет или сядет каждый отдельный ребенок.

Возрастные границы настолько туманны и призрачны, что нельзя сравнивать своего малыша с соседскими детьми. Даже братики и сестрички в разное время садятся, и дело тут вовсе не в гендерном различии.

Ребенок обязательно сядет между 6 и 9 месяцами своей жизни.


Навык сидения развивается у малыша ввиду ряда факторов роста и взросления:

  • Развитие скелета – малыш не может сидеть на «желейных» костях, они должны вобрать в себя достаточно кальция и окрепнуть.
  • Развитие скелетной мускулатуры. Вы знаете, сколько групп мышц участвует в процессе сидения? Сходите 2 дня подряд в тренажерный зал на усиленное занятие на все группы мышц. С утра вы сами все почувствуете. Пока мышцы спины, шеи и ног недостаточно развиты, малыш физически не может сидеть – мускулы просто не в силах зафиксировать тело в нужном положении.
  • Психоэмоциональное развитие. Ребенок все делает тогда, когда ему это нужно и хочется. Детки садятся от любопытства – чтобы увеличить обзор, посмотреть на новые вещи, больше увидеть на прогулке. Нет еще такой потребности – нечего ему и садиться.
  • Развитие нервной системы. Чтобы ребенок сел, мозг должен отдать приказ телу, под воздействием нервного импульса должны напрячься строго определенные мышцы, которые впоследствии будут удерживать тело в сидячем положении. Для вас это естественно, а тело малыша всему этому только учится.

Во сколько месяцев каждый отдельный ребенок должен начинать сидеть самостоятельно – дело каждого отдельного ребенка, и никому ничего малыш не должен.


Важно! Многие ортопеды утверждают, что чем позже ребенок сядет и пойдет, то есть, чем позже его тело приобретет вертикальное положение, тем меньше проблем будет с осанкой в подростковом возрасте. Также раннее сидение, и особенно хождение, связывают с беспричинными острыми болями в поясничном отделе у людей старше 45 лет. В этом плане ортопеды ратуют за то, чтобы ребенка не сажали, пока не сядет сам, и не водили за руки раньше, чем малыш пойдет, держась за мебель.


Знаете ли вы? Некоторые педагоги утверждают, что лучший период для того, чтобы – это когда он уже может сам садиться. Сидящий ребенок чувствует себя немножко более самостоятельным, и в этот период отучить его от укачиваний гораздо проще.

Нужно ли присаживать ребенка

Дорогие мамочки, особенно молодые и амбициозные! Если вам нужен повод для гордости – гордитесь тем, что у вас есть ребенок, потому что многие о таком счастье только мечтают. Сидячий малыш – не повод для гордости, если вы посадили его ценой будущего сколиоза или деформации таза! Раньше 6 месяцев присаживать ребенка категорически запрещено. Ребенок сам решит, когда ему можно и нужно сидеть.

Единственное, что позволено – делать массажи спинки и ножек, выполнять детскую гимнастику, плавать в ванной или бассейне и хорошо кушать, что повлечет за собой укрепление скелета, мышц, и малыш сядет сам. Ваш максимум – при кормлении или прогулке посадить ребенка, облокотив на спинку коляски или подложив подушки так, чтобы ребенок был наклонен на 30-40°. Также не нужно сажать малыша на руки – его спина всегда должна облокачиваться на вашу руку или живот под углом около 45°.


Важно! Если ваш ребенок активный и сел сам раньше полугода, следите, чтоб малыш подолгу не сидел, не более 60 минут в сутки.

Как ребенок учится сидеть

Малыш всему учится постепенно. Среднестатистический ребенок пробует сидеть самостоятельно в 6 месяцев, и вопросов о том, как его этому научить, обычно не возникает. Процесс происходит поэтапно:

  • Малыш уверенно переворачивается со спины на животик и обратно.
  • Ребенок начинает ползать, постепенно переходя в положение «на четвереньках».


  • Из положения «на четвереньках» малыш заваливается на бок, опирается на обе ручки, выгибает спинку и садится, широко расставив ножки.
  • При сидении ребенок опирается на попу, боковые части ног, две или одну руку, подбородок приближен к груди.


  • Когда такая поза становится привычной, малыш окончательно выпрямляет спинку, перестает опираться на ручонки, гордо сидит, расставив ножки. Некоторые детки подбирают ножки под себя, сидя почти по-турецки.
  • С каждым разом малыш садится все увереннее, сидит дольше, легко принимает сидячее положение из лежачего и на четвереньках, легко меняет его обратно.

Знаете ли вы? Когда малыш научился сидеть, вполне можно попробовать . Позже он сможет с этого самого горшка сбегать, так что не прозевайте свой шанс.

Ребенок не хочет сидеть: что делать?

Со скольки месяцев обычный малыш начинает сидеть самостоятельно, мы выяснили, но вот ему 6, потом 7, 8, наконец, 9 месяцев, а ребенок все не сидит, в чем же дело?

Причин может быть несколько:

  • вы начали присаживать ребенка и он ленится садиться сам;
  • у ребенка слабо развиты мышцы спины и он не может этого сделать физически;
  • налицо патология развития опорно-двигательного аппарата, либо нервная патология.

В первом случае перестаньте присаживать малыша и подождите, пока он сам не сподобится на это действие. Можно оставлять ребенка в кроватке, подвешивая игрушки так, чтоб для их захвата малышу непременно нужно было сесть.

Если у ребенка слабо развиты мышцы, можно попробовать их «прокачать». Помогут массажи (но только у опытного специалиста!), плаванье в детском бассейне (такие есть в больших городах) или большой домашней ванне и ряд простых упражнений:

  • Летит самолетик. Берете малыша под грудь и под бедра двумя руками. Ножки малыша упираются вам в грудь. Спинка и попа напряжены. Такое упражнение делаем по 7-10 секунд, пару – тройку раз за день.
  • Тянемся к игрушке на пузе. Ребенок на животике, кладете перед ним игрушку, и пусть тянется к ней, ползёт.


  • Тянемся к игрушке на спине. Над кроваткой вешаете игрушки, чтобы малыш мог достать, только хорошо вытянув ручонку. Пусть старается и играется заодно.
  • Качаем пресс. Малыш лежит на спине, вы даете ему свои пальцы, чтобы схватился, приподнимаете его до угла 30°, задерживаете в этом положении на секунду и опускаете на спинку.

Если у вас есть фитбол – можно выполнять комплекс упражнений с помощью этого огромного мяча:


Также не стоит забывать проводить гимнастику для грудничков, массировать спинку и ножки малыша. В зимний период следует употреблять витамин D, если педиатр не нашел к нему противопоказаний, например, употребление смеси, в составе которой витамин уже есть.

При подозрениях на патологию развития нужно немедленно обратиться к педиатру или детскому неврологу.

Только квалифицированные специалисты могут дать ответ, в чем тут дело, установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Если своевременно обратится к знающим специалистам, все проблемы можно решить малой кровью и без осложнений.

Как научить ребенка сидеть – видео

В этом видеоролике мама рассказывает, когда ребенок должен начинать сидеть. Если ребенок сел в 8-9 месяцев – это вполне нормально, и торопить малыша не нужно.

В этом ролике доктор Комаровский рассказывает, стоит ли присаживать детей, нужно ли помогать им садиться и вставать.

На этом видео показаны упражнения на развитие мышц спины. Такие упражнения помогут малышу уверенно сидеть.

Неважно, в каком возрасте сядет ваш ребенок – в 4 месяца (есть и такие малыши), в 6 или в 9. Главное, чтоб ребенок сделал это самостоятельно и когда придет время. Поощряйте малыша к ползанью, развивайте его мышцы детской гимнастикой и не оглядывайтесь на подруг и соседей.

Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему должен быть соответствующим. Не торопите малыша, и у него обязательно все получится!

А в каком возрасте сел ваш малыш? Вы помогали ему, или он сделал это сам? Ребенок сначала пополз или сел? Как вы считаете: деток нужно присаживать, или лучше не торопиться? Если вы знаете интересные и полезные упражнения для развития скелетной мускулатуры малыша – поделитесь ими с нами в комментариях!

Одним из ключевых моментов в жизни маленького ребенка является период, когда грудничок начинает сидеть. Этого момента с нетерпением ждут родители, ведь таким образом расширяются возможности игр и познания мира, а также возможности прикорма.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и каким образом можно помочь им быстрее овладеть навыком? Вопрос об этом всегда волнует.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть?

С вопросом, когда ребенок должен сидеть, родители зачастую обращаются к врачу, и они очень переживают, если к полугоду ребенок еще не начинает сидеть сам. Но стоит знать, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и малыш никому ничего не должен.

Возраст сидения в полгода – это усредненные сроки формирования навыка, когда ребенок начинает делать свои первые попытки садиться самостоятельно.

Индивидуальные сроки формирования навыка колеблются от 6 до 8 месяцев, и точно сказать, во сколько должен сидеть ваш ребенок, сложно.

Он будет готов к этому по мере укрепления мышц спины и конечностей, овладения навыками переворотов с живота на спину и назад, и попыток ползания.

Родители зачастую принимают некоторые из действий детей за желание садиться, когда дети пытаются поднимать головку в возрасте 4-5 месяцев, чтобы видеть окружающее.

Если таких детей потянуть за ручки, они могут садиться.

Когда дети начинают сидеть? Примерно к возрасту полугода многие малыши уже активно контролируют свои мышцы, что позволяет им некоторое время сидеть без поддержки. Но чаще всего они могут более или менее уверенно сидеть только с поддержкой или в подушках, кресле или шезлонге.

Постепенно мышцы укрепляются, и дети могут удерживать сидячее положение все дольше.

К возрасту 7 месяцев малыш может сидеть, слегка опираясь ручками и не очень долго, так как его мышцы еще сильно устают, а вот к 8 месяцам скелет укрепляется настолько, что ребенок может уже подолгу уверенно и ровно сидеть.

То есть возраст, когда ребенок сидит самостоятельно, составляет примерно 7-8 месяцев.

Когда мальчики начинают сидеть?

Существует неверное мнение о том, что мальчиков можно сажать раньше, чем девочек, и они могут сидеть уже чуть ли не с 5 месяцев. Это неверно, и темпы развития мальчиков также индивидуальны.

Во сколько ребенок начинает сидеть, во многом зависит от силы и степени развития предыдущих навыков, мышечного тонуса и с активности созревания нервной системы, а также от комплекции и веса ребенка.

В среднем, ребенок садится к возрасту 7-8 месяцев, уверенно держа спинку и длительно не меняя положения.

Когда девочки начинают сидеть?

В народе считается, что девочек нельзя рано сажать, иначе у них будет развиваться загиб матки – это неверное представление, на внутренние органы раннее присаживание девочки никак не влияет, чего нельзя сказать о неокрепшем позвоночнике.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, зависит не от половых особенностей, а от темпов развития, тонуса мышц и развития навыков.

Считается, что девочки по развитию немного опережают мальчиков и обычно садятся в период от 6 до 8 месяцев. Хотя могут быть индивидуальные колебания сроков в пределах месяца.

Как ребенок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть, делают они это в определенной последовательности.

Если тонус мышц ребенка развит соответственно его возрасту, тогда в периоде 4.5-5 месяцев они могут сесть при поддержке за ручки с положения полулежа. При этом они будут падать вперед или заваливаться на бок, так как мышечный каркас еще слишком слаб для полноценного удерживания тела в вертикальном положении.

Не стоит часто так сажать детей, чтобы отрицательно не влиять на позвоночный столб.

Такие подсаживания пару раз в день можно считать тренировкой для будущего уже самостоятельного сидения, и когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему не нужны уже будут такие поддержки.

Первое время, когда малыш начинает сидеть, ему нужна будет опора для спины или он будет опираться на ручки, постепенно все активнее манипулируя ими и сохраняя равновесие при сидении.

Особые ситуации

Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.

Если к возрасту семи-восьми месяцев дети активно ползают, при этом почти не сидят, это говорит об активном развитии мышц рук и ног, и недостаточном развитии мышц спины. Такие дети садятся чуть позже, активно познавая мир в ползании.

Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.

Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5.5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.

Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.

Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.

Другая информация по теме

7 комментария(ев) к “”

    В чем я абсолютно на все 100% неоспоримо согласна с автором статьи — ребенка, который не готов еще сидеть, присаживать нельзя! Это так же касается и использования переносок кенгуру или эрго-рюкзаков. Последний вариант может быть применен раньше — месяцев в 6! Что касается моей семьи, уверенно сын сел после 8ми месяцев и наш педиатр проблемы в этом не видел и невролог так же не ставил никаких диагнозов. Малыш сядет не тогда, когда вы захотите, чтобы он сидел, а когда он будет сам к этому готов.

    Согласна с автором статьи в том, что не стоит носиться и переживать, если ребёнок не сидит к полугоду. Сама была такой сумасшедшей несносной мамашей, котороя переживала по каждому пустяку: не сидит в полгода, не ползает, не начал ходить вовремя. Но в итоге малыш всему этому научился просто чуть позже) Так что просто следует следить за тем, чтобы развитие ребёнка не было сильно заторможено, а в остальном небольшие отклонения не опасны)

    У меня ребенок сел сам ближе к 7 месяцев. Нам педиатр говорила, что до полугода усаживать ребенка нельзя и только начиная с 5 месяцев можно устраивать ребенка в полусидячее положение.

Когда ребенок начинает сидеть, а чаще всего это происходит в возрасте примерно шесть месяцев, он совершает первый шаг в освоении вертикального пространства . Сев малыш открывает для себя гораздо больше возможностей увидеть окружающий мир: теперь он сможет наблюдать за мамой, смотреть в окно, дотягиваться до игрушек.

О том, что важно знать об этом важном периоде маме любопытного карапуза, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Сроков не будет

Чаще 6-8 месяцев - возраст, когда мышцы ребенка уже окрепли для того, чтобы малыш мог сидеть без посторонней помощи.

Обратите внимание, если малыш начинает садиться сам , значит его костная и мышечная система - готовы . Некоторые детки начинают попытки принять вертикальное положение еще в 4-5 месяцев. Особенно им это удается на поверхности, которая немного приподнята, например, родительские колени или автолюлька.

К 5-6 месяцам карапуз постепенно осваивает такие процессы как переворот и подтягивание на руках и тогда его попытки сесть становятся уже все более уверенными. В 6-6,5 месяцев кроха опирается на руку и, может быть еще не совсем уверенно, держит тело, а в 7 месяцев уже может сидеть с прямой спиной.

Важно помнить : все вышесказанное - усредненные показатели , каждый ребенок развивается индивидуально. Однозначного ответа на вопрос «Когда ребенок начинает сидеть» не существует. Некоторые детки начинают раньше ползать и стоять, чем сидеть. Торопить события и переживать не стоит.

Торопиться не надо

Мы много раз говорили о том, что всему свое время, но часто родители очень хотят, словно день победы, приблизить заветный миг , когда ребенок начинает сидеть, вставать или ходить. И делают для этого все… Чаще всего, все, что не нужно.

Конечно, очень хочется гордиться достижениями своего любимого малыша, но усаживать его в кровати, обкладывая со всех сторон подушками, чтобы кроха не заваливался на бок - вредно . Да, ребенку приятно находиться в одной плоскости с родителями, но если он не может удерживать туловище сам, это значит, что его мышцы спины еще слабы и не могут справиться с поставленной родителями задачей.

Педиатр Сергей Васильев рассказывает : «У крупных, полных, недоношенных малышей и деток с маленьким весом мышцы могут быть вялыми и процесс сидения они освоят немного позже. При слабости мышц малыш будет сидеть с круглой спиной, при слабости мышц пресса - станет падать назад, при слабых боковых мышцах - завалится на бок. Примерно до 13-14 месяцев ребенок может помогать себе рукой, а потом мышцы укрепляются на столько, что ребенок сможет сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер».

Поэтому считаем нужным повториться еще раз: способность сидеть самостоятельно , с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц . А она приходит лишь с возрастом - в 6-8 месяцев .

Работаем над укреплением

Ускорить процесс укрепления мышц малыша помогут не наши любимые подушки, а и . Мы предлагаем вам освоить три упражнения , делая которые, малыш сможет как можно быстрее самостоятельно принять вертикальное положение.

Тренируем пресс . Положите малыша на спину и аккуратно стимулируйте малыша сесть, подтягивая крест-накрест его руку к ноге (правую руку к левой ноге и наоборот). Рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, слегка прижимая их к поверхности, на которой он лежит. Важно: во время этих упражнений не давайте ребенку сидеть самостоятельно. Он должен «висеть, подтянувшись на ваших руках.

Вращаемся . Теперь давайте тренировать боковые мышцы крохи. Для этого посадите малыша, дайте ему свой большой или указательный палец в руки и в таком положении раскачивайте ребенка вперед-назад, вправо-влево, делайте круговые движения.

Делаем наклоны . Приступаем к тренировке мышц спины, а для этого ставим ребенка ножками на стол, спиной к себе. Одной рукой обхватите его ножки, а другой - поддерживайте за животик. Легонько надавливайте на спинку малыша, побуждая его наклониться вперед. Затем подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.

А как можно?

Сложно представить себе малыша, который не хотел бы как можно быстрее научиться сидеть, ведь так гораздо более доступным становится такой интересный большой мир.

Сигналом того, что мышцы шеи и груди достаточно окрепли чтобы держать тело в вертикальном положении с помощью дополнительной опоры служат такие умения малыша :

  • спокойно поднимает грудную клетку лежа на животе;
  • умеет переворачиваться в обе стороны;
  • пытается подтянуться из положения «лежа на спине».

Малыша, не умеющего сидеть самостоятельно, можно высаживать в стульчике или коляске, если есть возможность сделать угол наклона спинки 30 градусов (например, с помощью подушки).

Важно понимать, что поверхность, на которую будет опираться карапуз, должна быть не вертикальная, а наклонная ! Пытаться посадить малыша с еще слабой спинкой вертикально, прямой путь к развитию раннего сколиоза или других заболеваний позвоночника.

Не стоит торопить ребенка сидеть, поверьте, рано или поздно он освоит умение самостоятельно, а мы можем помочь ему лишь путем и .

Будьте счастливы и здоровы!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!