Женский журнал Ladyblue

Рабочая программа на тему: Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе". Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

Рабочая программа

Элективного курса

в 10-11 КЛАССЕ

с. Воздвиженка 2017

Рабочая программа элективного курса составлена по программе модуля «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» автора - составителя Свиридова А.Н. к.н.н. профессора кафедры коррекционного развития и специального образования АКИПКРО

Занятия проводятся один раз в неделю для учащихся 10-11 классов.

При проведении занятий могут быть использованы такие формы работы :

Обсуждение вопросов;

Анализ и проигрывание ситуаций;

Привлечение игровой и арт-терапии;

Использование аидио- и видеоматериалов.

Учебно-тематическ ий план

наименование разделов

Восприятие себя и других

История моего имени

Социальное становление личности

Искусство общения с родителями

Конфликты и их последствия

Эмоциональный мир семьи

Семейные тайны

Репродуктивное здоровье

Планирование рождаемости в семье

Современные способы предохранения

Искусственное прерывание беременности

Сексуальность, проблема выбора

Ответственность и объективность

Любовь или зависимость

Развод. Как и почему это происходит?

Как пережить расставание?

Заключительное занятие

Коллаж «Наша группа»

Всего уроков

Результаты

Выявление и коррекция индивидуальных особенностей в ситуациях межличностного взаимодействия;

Развитие уверенности в своих возможностях и способностях принимать разумные решения, преодолевать жизненные трудности;

Формирование умения строить глубокие и надежные взаимоотношения;

Приобретение навыков конструктивного взаимодействия как с родителями, так и с предполагаемыми партнерами;

Повышение Психолого-педагогической компетентности будущих родителей.

Ключевые понятия:

Физиологическое, психологическое, социальное становление личности, репродуктивное здоровье, сексуальность, ответственность, планирование рождаемости, контрацепция, зависимость, любовь

Тематическое планирование по элективному курсу

«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»

всего на изучение 34 часа

Тема занятия

примечание

Восприятие себя и других

Вводное занятие. Золотое правило взаимности.

Уважение и любовь в общении

История моего имени

Самопрезентация «Кто я?» Мой жизненный девиз. Свобода принимать решения. Виды решений

География мифов о рождении. История моего имени. Фантазия «Мой внутренний мир»

Физиологические и психологические изменения в период взросления

Социальное становление личности

Социальная роль и становление мужчины и женщины. Мужественность и женственность как черты личности

От девочки к женщине. От мальчика к мужчине

Искусство общения с родителями

Вечность проблемы отцов и детей. Представление об идеальном родителе и идеальном ребенке

Умение говорить и умение слушать.

Похвала и поддержка

Конфликты и их последствия

Семья как группа. Человеческие конфликты и их последствия. Искусство выигрывать и искусство проигрывать

Умение прощать. Способы преодоления гнева и зависти. Критерии здоровья семьи.

Эмоциональный мир семьи

Основные эмоции контакта адаптированной личности. Роль позитивных переживаний

Семейные тайны

Алкоголь и наркотики. Анкета «Что я знаю о наркотиках?» СПИД. Как защитить себя от СПИДа?

Нарушение прав ребенка. Насилие в семье.

Репродуктивное здоровье

Знаю ли я историю своего рождения.

Сила и устойчивость супружеских отношений

Планирование рождаемости в семье

Естественный метод планирования семьи. Бесплатная контрацепция

Современные способы предохранения

Современные способы предохранения от нежелательной беременности

Случайные связи-оправдан ли риск? Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика.

Искусственное прерывание беременности

Жить или не жить- кто решает?

Сексуальность, проблема выбора

Сексуальное поведение и нравственная ответственность человека

Давление среды в области интимных отношений. Когда сказать «нет»?

Ответственность и объективность

Последствия добрачных сексуальных отношений

Внебрачные сексуальные отношения. Ситуация «Если друг оказался вдруг…»

Любовь или зависимость

Увлечение, влюбленность и любовь как психологические состояния

Безответная любовь. Чувство обиды и пути его преодоления. Доверие и границы дозволенного

Стратегии удержания - вредные советы. Освоение конструктивных способов взаимодействия с партнером.

Модели поведения в процессе поиска достойного объекта любви.

Анкета «Какой парень или девушка тебе подходит?»

Развод. Как и почему это происходит?

Стадии переживания горя: шок, депрессия, гнев, примирение

Осознание собственной ответственности за свои личные проблемы

Чувство собственного достоинства. Уважение чувств других людей.

Как пережить расставание?

Упражнение-приключение «В неизведанное всей группой»

Значение дружеских отношений для человека. Моделирование образа «Настоящей дружбы»

Заключительное занятие

Коллаж «Наша группа»

Известия ДГПУ, №1, 2007

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

©2о°7 Багдуева К. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В моральной готовности учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII вида к семейной жизни выделяется несколько уровней. Первая группа с высоким уровнем готовности включает в себя 5,4% учащихся. Они понимают, насколько важно строить семейные отношения на основе взаимоуважения, их представления о семейных ценностях и супругах являются адекватными. Вторая группа учащихся (54,6%) не вполне осознает значение семьи. Их знания являются обрывочными и субъективными. Они не обладают адекватной самооценкой и стремятся к самообразованию. У третьей группы учащихся (40,6%) низкий уровень готовности к созданию семьи. Их знания примитивны и поверхностны и некоторые из них не отвечают моральным нормам современной семьи.

The moral readiness of pupils of correctional and educational institutions for family life is divided into several levels. The 1st group with high level of readiness includes 5,4% pupils. They realize how it is important to build the family relationships on the basis of mutual respect, they have adequate ideas about family ideals and marriage partner. The 2nd group of pupils (54,6%) do not completely realize the meaning of the family. Their knowledge is fragmentary and personal. They can’t value themselves enough and aspire to the self education. The 3rd group of pupils (40,6%) has low level of readiness for creating the family. Their knowledge is primitive and superficial and some of them do not correspond to moral norms of modern family.

Ключевые слова: социальная адаптация, умственно отсталые школьники, мотивы вступления в брак, брачно-семейные отношения, готовность к семейной жизни, критерии прочности семьи, семейно-ролевые отношения.

Keywords: social adaptation, mentally handicapped schoolchildren, motives for marriage, marriage-familial relations, readiness for familial life, criteria of familial

strength, familial-role relations.

Социальная адаптация человека в обществе требует от него разнообразных знаний и умений, необходимых как в производственной, так и в непроизводственной сферах. На

формирование у умственно отсталых учащихся знаний и умений, необходимых в семейной жизни, кроме средовых факторов, оказывает влияние и целенаправленная работа по подготовке будущего семьянина,

осуществляемая в школе. Эффективность ее, в первую очередь, связана с преодолением влияния особенностей социального развития учащихся, которое затрудняет формирование этого качества, и всемерным использованием возможностей учебновоспитательного процесса, благоприятствующих подготовке умственно отсталых юношей и девушек к семейной жизни.

Мы исходили из того, что будущие супруги, молодожены должны иметь знания по следующим направлениям:

Нравственно-психологическое,

Медико-гигиеническое.

В литературе мы обнаружили два подхода к определению сущности понятия готовность к семейной жизни . Первый ориентируется на установление готовности по конечному результату - успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей. Ввиду отсутствия возможности оперативной оценки результатов воспитания, столь отодвинутых во времени, большинство исследователей настаивают на определении нравственной готовности учащихся к семейной жизни до их вступления в брак, что является педагогически более целесообразным.

Итак, если принять как основополагающий второй подход и судить о готовности к семейной жизни до начала семейно-брачных отношений (т.е. не располагая выверенными данными о реальном поведении выпускников как субъектов системы внутрисемейных отношений), то закономерно встает вопрос о критериях такой готовности. Необходимыми критериями нравственнопсихологической готовности учащихся к самостоятельной семейной жизни являются:

Наличие представлений об идеале семейной жизни;

Оценка себя как будущего семьянина;

Знания о нравственно-психологических основах семейной жизни, способах взаимоотношений в семье, их регуляции и контроле;

Соответствующие нравственные чувства, облегчающие взаимоотношения в брачно-семейной среде, повышающие стабильность брака (сопереживание, сочувствие, ответственность, отзывчивость, общительность, уступчивость, терпимость и другие);

Нравственное поведение, определяющее отношение к родителям, представителям противоположного пола и другим людям.

Анкетный опрос старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида был, прежде всего, направлен на выявление нравственно-психоло-гической готовности к семейной жизни в условиях этнического социума. Всего было опрошено 118 учащихся 8-9-х классов специализированных школ-интернатов г. Махачкалы и г. Дербента.

В соответствии с разработанными критериями, а также с помощью письменного опроса на основе стандартизированной анкеты мы исследовали уровень готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.

Перейдем к анализу результатов нашего исследования.

На вопрос: «Из каких источников вы получаете знания о супружеской жизни?» были получены ответы, освещенные в таблице 1.

Таблица 1

Источники осведомленности умственно отсталых учащихся о брачно-семейных отношениях (в %)

Кол-во Источники информации о семейно-брачных отношениях

опрошенных 118 книги кино- фильмы друзья и знакомые собственные наблюдения родители учи- теля другие источники

Юноши 60 2,7 15,6 41,6 14,3 10,4 11,7 3,7

Девушки 58 3,7 17,0 37,3 11,7 11,3 19,0

Известия ДГПУ, №1, 2007

Анализ данных показал, что учителя, школа стали источниками информации по вопросам брачно-семейных отношений, любви только для шестой части старшеклассников, а сверстники, друзья занимают в этой информации ведущее место.

Важно отметить, что знания в области интимных отношений, по вопросам семьи и брака, приобретаемые старшеклассниками в группах свободного общения, нередко бывают односторонне-максималистскими, искаженными, но, как правило, усваиваются прочно. Культивирование циничного отношения к дружбе и любви сказывается в формировании безответственного отношения молодых людей к выбору будущего спутника жизни, созданию семьи.

Выяснилось, что 11,3% мам беседует с девочками, в основном, о правилах личной гигиены. С мальчиками такую работу проводят 10,4% мам. Отцы в этих беседах, как правило, участия не принимают, изредка ограничиваясь нравоучениями. Многие родители избегают бесед с детьми о последствиях ранней половой близости, венерических заболеваниях и т.д. Это обстоятельство подтверждает наше предположение о том, что родительские семьи умственно отсталых детей, большинство из которых относится к числу неблагополучных, не в состоянии передать своевременные, полные, соответствующие научным данным знания о семье, хотя у них есть личный жизненный опыт. У 17% учащихся источником информации об этой области знаний оказалось телевидение, кино, в связи с чем у них появляются разрозненные сведения о различных аспектах семейной жизни.

Представления умственно отсталых учащи

Соединяясь с собственными наблюдениями ребенка (14,3%), они составляют некоторый запас первоначальных отрывочных знаний, которые только при помощи учителя могут быть объединены в более стройную систему.

В ходе анкетирования учащиеся ответили на вопрос об их готовности к семейной жизни.

Значительная часть девушек (43,4 %) считает, что хорошо знакома с вопросами семьи и брака, среди юношей таких не оказалось. Юноши специально (35%), по их мнению, не следят за источником информации по проблемам брака и семейных отношений, чем отличаются от девочек, у значительной части девушек выявлен повышенный интерес к этой стороне человеческих отношений, что объясняется желанием создать семью.

Таким образом, значительная

часть школьников ответила на данный вопрос утвердительно, что в известной мере следует рассматривать как завышенную самооценку, неадекватность представлений о различных аспектах семейной жизни или отсутствие знаний о важнейших сторонах брачно-семейных отношений. Это отражает тот факт, что некоторые учащиеся переоценивают свои возможности, подходят к созданию семьи безответственно.

Центральное положение в представлениях умственно отсталых старшеклассников о будущей семейной жизни занимает вопрос о нравственных основах создания и функционирования семьи. Мотивы, которые, по мнению учащихся, влияют на решение молодых людей создать семью, представлены в таблице 2.

Таблица 2

о ведущих мотивах вступления в брак (в%)

Мотивы вступления в брак Юноши Девушки

а) желание жить вместе с любимым человеком 33,8 32,1

б) боязнь остаться одиноким 2,5 1,9

в) красота мужа (жены) 26 35,8

г) человеческие качества жены (мужа): внимательность, доброта и т.д. 4 3,7

Психолого-педагогические науки

д) желание иметь семью 27,2 17

е) желание иметь детей 4 7,5

ж) желание заботиться о близких, любимых людях 2,5 2

Согласно нашим данным, ведущее место в прогнозе мотивации брака, по мнению 33,8% юношей и 32,1% девушек, занимает «желание жить вместе с любимым человеком». Ориентация на брак по любви чаще проявляется у старшеклассников из неполных семей. При этом большинство подростков предполагают, что любовь является не только необходимым, но и достаточным условием будущего семейного счастья. Причем личностный смысл любви как основы брака для умственно отсталых старшеклассников из неполных семей в большей степени определен их стремлением компенсировать эмоциональный дискомфорт, испытываемый ими в родительской семье. В то же время полученное распределение мотивов в оп-

ределенной степени отражает собственные намерения учащихся. Об этом свидетельствует соотнесение таких мотивов, как «желание создать семью», «желание иметь детей». Существенное значение умственно отсталые подростки придают внешнему облику будущего избранника, при этом недооценивая значимость психологической и нравственной зрелости.

Сочетание данного стремления с недостаточной личностной зрелостью и отсутствием полноценного жизненного опыта увеличивает вероятность формирования у старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида неадекватных, идеализированных представлений о семейной жизни по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Таблица 3

Основные критерии прочности семьи (в %).

Жизненные ценности семьи Юноши Девушки

а) материальное благополучие 7,8 9,5

б) взаимопонимание 11,7 5,6

в) любовь 39 39,6

г) наличие детей 3,9 5,7

д) единство интересов 6,4 -

е) здоровье членов семьи 20,8 22,6

ж) справедливое распределение домашнего труда 10,4 17

Нас интересовали ответы учащихся на вопрос о том, какие критерии являются главными для сохранения и прочности семьи. О выборе критериев можно судить по результатам, представленным в таблице 3.

Важно отметить, что показатели, характеризующие ориентации юношей и девушек на указанные ниже ценности семейной жизни, различаются в группах умственно отсталых старшеклассников из различных типов родительских семей.

Причем, по уровню сформирован-ности ценностных ориентаций на важ-

нейшие основы прочности семьи юноши и девушки из благополучных семей превосходят своих сверстников из семей с низким уровнем нравственных отношений между родителями. Так, учащиеся из семей с высоким уровнем нравственно-психологических отношений большее значение придают любви супругов, как основы счастливого брака, благоприятнее оценивают взаимопонимание в семье по сравнению со школьниками из неблагополучных семей. Выбор старшеклассниками из неблагополучных семей такого критерия прочности семьи,

Известия ДГПУ, №1, 2007

как материальное благополучие, может свидетельствовать о трудных материальных условиях жизни в родительской семье.

Что касается остальных критериев прочности семьи, то взгляды и тех, и других групп существенно не расходятся.

Здоровье членов семейного коллектива как основы сохранения семьи признало 22,6% девушек и 20,8% юношей. В вопросе о справедливом разделении труда в семейной жизни взгляды мальчиков и девочек значительно разошлись. 17% девочек и 10,4% мальчиков - сторонники справедливого разделения труда. Дети, по мнению учащихся, меньше всего влияют на укрепление брачносемейных отношений. Это утверждение формируется у подростков под влиянием родительской семьи, где умственно отсталый ребенок не получает должного внимания, заботы, материнского тепла, лишается «душевного комфорта», «чувства защищенности», вырастая в условиях неполной семьи или в атмосфере грубых, неуважительных отношений между родителями.

Учащимся из экспериментальных классов был предложен вопрос: «Какие черты твоего характера могут помешать тебе создать счастливую семью?». Во многих ответах, данных подростками, прослеживалась положительная оценка своих личностных качеств, стремление утвердить ее путем многократного повторения «у меня нет плохих качеств». В ответах другой части старшеклассников

Представления умственно отсталых пад/

встречались суждения отрицательного характера, попытки отнестись к себе критически, адекватно. Среди возможных помех к созданию семьи преимущественно были названы «грубость» и «лень». Немногие подростки выделили следующие негативные черты своего характера: «упрямство», «ревность», «невнимательность», «несправедливость», «жадность», «обидчивость». Причем девушки оказались более требовательны к себе, как будущей жене, чем юноши к себе, как будущему мужу. Отметим, что девушки в собственной характеристике указывали достаточно большое количество отрицательных качеств, которые, по их мнению, могут отразиться на благополучии будущей семьи.

Из приведенной нравственной характеристики видно, что образ-«Я» у умственно отсталых учащихся несколько идеализирован. Настораживает тот факт, что значительная часть воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида не осознает отрицательных черт своей личности. А это, в свою очередь, негативно влияет на регуляцию ими собственного поведения по отношению к окружающим людям, что является особенно важным в жизни семейного коллектива.

В ходе исследования мы также уделяли внимание изучению представлений умственно отсталых подростков о распределении ролей в семье. Результаты ответов на вопрос: «Какими, по твоему мнению, должны быть взаимоотношения между супругами?» представлены в таблице 4.

)в о семейно-ролевых отношениях (в %)

Взаимоотношения в семье Юноши Девушки

а) жена подчиняется мужу 62,3 15,1

б) муж подчиняется жене 6,4 52,8

в) равноправие и взаимные уступки 18,2 20,8

г) уважение и доверие 13,1 11,3

Выяснилось, что для многих девушек типична установка на лидерст-

во женщины в семье. Юноши, как

Психолого-педагогические науки

правило, роль руководителя в семейной жизни отводят мужчине.

Такой позиции, в основном, придерживаются юноши и девушки из неполных семей. Ведь именно в неполной семье часто отсутствует образец мужского поведения, стимулирующего формирование мужской роли у юношей и прообраза партнера у девушек. Соответственно, пример личной жизни матери, разочаровавшейся в бывшем муже, оказывает сильное воздействие на дочь, что в дальнейшем сказывается на выполнении ею роли жены. Сравнивая результаты ответов испытуемых, мы видим, что в ряде суждений отмечаются попытки приблизиться к пониманию семейных отношений как гармоничных, основанных на уважении и доверии, равноправии и взаимных уступках.

Показательны ответы подростков на вопросы о том, что они считают делом женщины (мужчины) в семье. Большое сходство во взглядах юношей и девушек наблюдалось в оценке хозяйственно-бытовых обязанностей мужчины и женщины в семейной жизни. Ответы учащихся свидетельствуют о значимости для них хозяйственной функции супругов. Взгляды юношей и девушек дифференцируются по принципам распределения трудовых обязанностей в семье. Большинство юношей первенство в ведении и исполнении домашних дел передают женщине, оставляя за мужчиной функцию помощника, главным образом, в покупке продуктов и ремонте бытовых приборов. Некоторые юноши (20%) обнаружили готовность в равной степени с будущей супругой участвовать в исполнении любой домашней работы, отрицая деление обязанностей на «мужские» и «женские». Именно на женщину мальчи-ками-подростками возлагается основная ответственность за семью, организация и ведение домашнего хозяйства.

Среди девочек больше тех, кто ожидает от мужчины (будущего супру-

га) одинакового участия в хозяйственной жизни семьи. Однако в 35% случаев девушки отводят женщине роль главы семьи как в организации, распределении, так и исполнении трудовых обязанностей в семье. Преобладающее большинство девочек считают, что ухаживать за ребенком, заниматься его воспитанием в равной степени обязанность обоих родителей. Некоторые юноши (28,5%) женщин возлагают уход за ребенком, а на себя - обязанность по воспитанию детей (42,8%).

Таким образом, большинство умственно отсталых старшеклассников отдают предпочтение ситуативному распределению бытовых обязанностей. Воспитанники специальных (коррекционных) школ VIII вида недостаточно сориентированы на такое распределение бытовых ролей, которое учитывало бы психологические особенности мужчины и женщины, а также личностные склонности и индивидуальные особенности супругов.

Выяснилось, что девочки из полных семей предъявляли больше требований к мужчине с точки зрения выполнения бытовых обязанностей в семье, чем их сверстницы из неполных семей. Ограниченность представлений о ролях «хозяина» и «хозяйки» у умственно отсталых учащихся из неполных семей объясняется отсутствием первичной модели семьи с ее семейно-бытовыми отно -шениями, в которых проявляются права и обязанности супругов.

Мы задали испытуемым подросткам вопрос: «Выполнение каких работ по дому является твоей обязанностью?» Абсолютное большинство ответило, что принимает участие в ведении домашней деятельности (65,4%). При этом существенная часть респондентов проживает в сельской местности, имея личное подсобное хозяйство. Поэтому ответы старшеклассников распределились следующим образом:

а) помощь в выполнении работы по уходу за жилищем и членами семьи: уборка квартиры, стирка белья, по-

Известия ДГПУ, №1, 2007

купка продуктов, приготовление пищи и другие домашние дела;

б) участие в возделывании садовоогородного участка: посадка садовых насаждений, прополка овощей, полив растений, сбор урожая и т.д.;

в) деятельность на подворье: уход за домашними животными, заготовка кормов и другое.

Следует отметить, что 48,4% юношей и девушек выполняют домашние поручения принудительно. Приблизительно 34,6% девушек и юношей не считают семейную деятельность своим делом, показывая низкое качество включенности в систему внутрисемейных отношений.

В зависимости от отношения к семейному труду мы разделили учеников на 3 группы:

1. Позитивно относящиеся к домашнему труду (6,8% юношей, 10,4% девушек). Эти учащиеся считают обязательным ведение всеми членами семьи домашнего хозяйства, поскольку оно способствует прочности семьи. Эти дети имеют постоянные обязанности, которые систематически выполняют.

Характеристика эталош

2. Индифферентно относящиеся к домашнему труду (27% юношей, 21,5% девушек). Девушки и юноши этой группы, хотя и принимают участие в домашнем труде, но по принуждению, когда этого требуют от них взрослые.

3. Негативно настроенные по отношению к домашнему труду (25,4% юношей, 9,3% девушек). Представители этой группы не понимают содержания домашнего труда, считают его неинтересным, не участвуют в нем, поскольку у них нет времени или им просто лень.

На основе анализа анкетного опроса мы также пришли к выводу, что существует достоверное различие в группах старшеклассников, дифференцирующихся по типологии родительских семей. Учащиеся, которые воспитываются в благополучных семьях, более охотно и значительно чаще помогают родителям в ведении хозяйства по сравнению с детьми из семей с низким уровнем нравственных отношений между родителями.

Таблица 5

качеств будущей супруги

Качества абсолютное ранговое процентный ранговый показатель (юноши)

Доброта 1 15,5

Красота 2 14,3

Хозяйственность 3 13

Любовь к мужу 4 11,7

Уважение 5 11,7

Верность 6 10,4

Аккуратность 7 6,4

Нежность 8 5,3

Внимательность 9 5,2

Взаимопомощь 10 4

Другие качества 11 2,5

Таблица 6

Характеристика эталонных качеств будущего супруга

Качества абсолютное ранговое процентный ранговый показатель (девушки)

Красота 1 19

Доброта 2 17

Чувство юмора 3 13,2

Психолого-педагогические науки

Трудолюбие 4 11,3

Аккуратность 5 9,4

Нежность 7 7,5

Внимательность 8 5,7

Воспитанность 9 3,8

Умение заботиться о семье 10 3,8

Другие качества 11 1,8

Мы поставили задачу изучить содержание представлений умственно отсталых учащихся об эталонных качествах будущего брачного партнера.

Испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный суп-руг(а)?» Мы проранжировали качества по убыванию частоты фиксирования. Выделена ранговая последовательность качеств. В структуре образа будущего избранника подростки отмечали следующие компоненты: особенности внешности, личностные качества, хозяйственные навыки и умения. Результаты ответов представлены в таблицах 5,6.

Такие качества, как красота, доброта, чувство юмора, трудолюбие являются наиболее значимыми эталонными качествами будущего спутника жизни, с точки зрения респондентов. Заметно меньшую значимость имеют следующие качества: ум, сила, нежность, аккуратность. В системе коммуникативных качеств, по мнению девушек, высокий ранг занимает любовь и уважение к жене. Незначительная часть подростков понимает, что в любви важна общая культура: воспитанность, умение быть внимательным, вежливым, ласковым. К числу значимых личностных качеств юноши относят верность как важное требование друг к другу в браке. По мнению некоторых испытуемых, существенным компонентом в семейной жизни является умение супруга вести трезвый образ жизни, а также умение жены следить за своей

привлекательностью, быть «ухоженной».

Анализ полученных ответов указывает на определенную односторонность понимания учащимися проблем общения между мужчиной и женщиной. Только несколько человек указали, что любовь включает в себя взаимопомощь, проявление заботы по отношению к другим членам семьи. А ведь взаимопомощь - это и выполнение определенных домашних обязанностей, но, прежде всего, непосредственный и непрестанный интерес к жизни другого.

Изучение описаний образа будущего супруга позволяет заметить, что у подростков из семей с неблагоприятным психологическим климатом он более идеализирован в результате негативного жизненного опыта. У старшеклассников из неполных семей отмечается недостаточная содержательность и малая дифференцированность представлений о будущем брачном партнере. У юношей и девушек из благополучных в нравственном отношении семей лучше сформированы ориентации на воспитание детей обоими супругами. Они более адекватно оценивают роль семейного воспитания в формировании личности.

Следовательно, несформирован-ность представлений о муже (жене) как супруге и семьянине у умственно отсталых школьников влечет за собой неадекватность представлений о браке и семейной жизни в целом.

Наличие у учащихся идеала семейной жизни (в %)

Таблица 7

Известия ДГПУ, №1, 2007

Идеальная семья Юноши Девушки

а) родителей 2,6 7,6

б) родственников 17 13,2

в) героев кино, книг 6,5 11,3

г) хороших знакомых 11,6 15,1

д) созданная в мечтах 36,3 28,3

е) затрудняюсь ответить 26 24,5

Структура и особенности жизнедеятельности родительских семей оказывают влияние на создаваемый подростками образ будущего мужа (жены). Подтверждением вышеизложенному служат ответы учащихся на вопрос «Какая из семей является для тебя в настоящее время примером, идеалом?» (табл. 7).

Полученные данные свидетельствуют о том, что количество респондентов, назвавших родительскую семью в качестве идеала и идентифицирующих жизнедеятельность будущей семьи с родительской, составило лишь 7,6%. Затруднения почти трети учащихся при ответе на данный вопрос свидетельствуют о не-сформированности, нечеткости

идеала семейной жизни; чрезвычайно низком влиянии на его формирование литературы. Для многих старшеклассников образцом семейно-брачных отношений является воображаемая семья, а в реальной жизни примером служат семьи родственников и знакомых.

Итак, путем обработки заполненных учащимися анкет, протоколов бесед мы смогли получить количественное выражение уровней нравственно-психо-логической готовности умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни.

В соответствии с полученными данными было выделено 3 уровня -высокий, средний, низкий.

В группу с высоким уровнем нравственно-психологической готовности к семейной жизни вошло 5,4% учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Они характеризуются достаточно полны-

ми знаниями о роли семьи в жизни человека и общества. Ими понимается необходимость строить отношения в семье на основе взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, доброжелательности. Эти учащиеся имеют адекватные, реальные представления об идеале семьи, брачном партнере. Им свойственно стремление к совершенствованию своих знаний о браке, семье, присуща потребность в приобретении опыта, навыков и умений, необходимых для будущей семейной жизни.

Для умственно отсталых учащихся со средним уровнем нравственнопсихологической готовности к семейной жизни (54,6%) характерно неполное осознание значения семьи для развития личности и функционирования общества. Их знания о нравственных основах семьи фрагментарны, недостаточно личнозначимы. Осознавая необходимость взаимопомощи, уважения, понимания в отношениях между людьми, учащиеся этой группы сами не всегда умеют проявлять их. Они обладают неточными представлениями об идеале семьи, будущем брачном партнере. У юношей и девушек со средним уровнем сформированности нравственных основ семейной жизни недостаточно развиты самооценка, стремление к самовоспитанию.

В третью группу вошло 40% учащихся с низким уровнем нравственно-психологической готовности. У умственно отсталых старшеклассников этого уровня искажены представления о роли семьи в жизнедеятельности общества и ее значении для развития личности. Знания о

Психолого-педагогические науки

нравственных основах семейной жизни поверхностны, примитивны, а у некоторой части не отвечают моральным нормам современной семьи. В совместной деятельности с лицами противоположного пола их отличаюет безответственность, бестактность, неумение считаться с мнениями, интересами, привычками других. Представления об идеале семьи, будущем избраннике не сформированы, далеки от реальности, желание заниматься самовоспитанием не проявляется.

низкий средний высокий уровень уровень уровень

Рис. 1. Количественное выражение уровней нравственно-психологической готов-

ности умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни

Результаты этого изучения отражены на рис. 1.

Таким образом, низкий уровень ориентировки умственно отсталых школьников в вопросах, связанных с взаимоотношениями полов, отношениями между супругами, с охраной своего здоровья и здоровья других людей, недостаток жизненного опыта являются результатом того, что на вопросы подготовки детей к созданию семьи обращается явно недостаточное внимание. Поэтому очевидна необходимость введения в программу по социально-бытовой ориентировке дополнительных сведений по таким разделам, как «Медицинская помощь», «Личная гигиена», «Семья», «Культура поведения», способствующих подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. Чрезвычайно важным представляется выявление наиболее эффективных форм работы с родителями по вопросам приобщения их к пониманию проблем семьи и брака, повышения психолого-

педагогической культуры, включения детей в различные сферы жизнедеятельности семьи.

Примечания

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М.: Топикал, 1994. - 607 с. 2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с. 3. Денисова Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - М., 1998. - 19 с. 4. Зубков В.Н. Дидактические основы взаимодействия учебновоспитательных учреждений и семьи по подготовке подрастающего поколения к семейной жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 25 с. 5. Карвялис В.Ю. О семьях бывших воспитанников специальных школ для аномальных детей // Дефектология. №4. 1975. - С.28-34. 6. Павлова Н.П. Система СБО учащихся вспомогательной школы // Дефектология. № 1. 1991. - С. 53-58. 7. Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. - Кишинев, 1982. - 143 с. 8. Саидов Т.Г. Подготовка молодежи к семейной жизни. -Махачкала, 1989. - 77 с. 9. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя // Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова и др. / Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Владос, 2003. - 302 с. 10. Суворова А.Г. Проблема подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни // Социологические проблемы образования и воспитания. - М.: Педагогика, 1973. - С.182-207. 11. Черепанова И.И. Педагогические условия повышения социально-адаптивных возможностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: (На примере преподавания экон. географии): Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Уральск, гос. пед. универ-т. - Екатеринбург, 2002. - 23 с. 12. Штильбанс В.И. Культура брачных отношений. - М.: Знание, 1990. - 16 с. 13. Щербакова А.М., Москаленко

Известия ДГПУ, №1, 2007

Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений Vlll-ro вида // Дефектология. 2001. № 3. - С.19. и № 4. - С.31.

С помощью этого теста вы узнаете, готовы ли вы к семейной жизни или вам не стоит торопиться в отношениях с вашим партнером.

Ответьте на вопросы и утверждения. Отвечайте быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".

Текст опросника.

1. Согласны ли вы с утверждением, что семья и семейные отношения важнее дружбы, друзей и приятельских отношений?
2. Считаете ли вы, что вам следует продолжить работу по специальности после вступления в брак?
3. Не кажется ли вам, что семья без детей, что дом без хозяина?
4. Все ваши знакомые хвалят приготовленные вами блюда?
5. В будущем вы намереваетесь делиться с партнером всеми своими тайнами и секретами?
6. Не думаете ли вы, что брак ваших родителей удался?
7. Одобряете ли вы идею так называемого "пробного брака"?
8. Считаете ли вы добрачные связи предосудительными и недопустимыми?
9. Готовы ли вы простить измену вашему партнеру?
10. Можете ли вы утверждать, что снисходительно и терпимо оноситесь к недостаткам других?
11. Готовы ли вы разделять увлечения вашего партнера?
12. Склонны ли вы преувеличивать достоинства тех, кого любите?
13. Думаете ли вы, что работа вашего партнера будет менее важна, чем ваша?
14. Уверены ли вы в том, что забота о повседневных мелочах будет доставлять вам удовольствие?
15. Если с вами обращаются вежливо и деликатно, то вы можете уступить?
16. Всегда ли вы точно знаете, что волнует вашего партнера в данный момент?
17. Часто ли вызывают ваше раздражение отдельные привычки партнера?
18. Бывает ли вам трудно общаться с родителями вашего партнера?
19. При разговоре о детях вы пренебрежительно морщитесь или переводите разговор на другую тему?
20. Вы и дня не можете прожить друг без друга?
21. Откровенны ли вы с партнером в разговорах о собственных проблемах и недостатках?
22. Считаете ли вы, что ваш партнер мог бы быть немного красивее и умнее?
23. Вам проще представить свое будущее без карьеры, чем без семьи?
24. Не кажется ли вам, что вы всерьез задумались о браке только после того, как мама одобрила ваш выбор?
25. Ваша гармония доходит до того, что вы одинаково оцениваете поступки ваших друзей и знакомых?
26. Не вызывает ли у вас раздражение стремление партнера нравиться не только вам?

Результаты теста.
Подсчитайте набранную сумму баллов (СБ) с помощью ключа:

1. да - 2, нет - 0, иногда - 1
2. да - 2, нет - 0, иногда - 1
3. да - 2, нет - 0, иногда - 1
4. да - 2, нет - 0, иногда - 1
5. да - 2, нет - 0, иногда - 1
6. да - 2, нет - 0, иногда - 1
7. да - 0, нет - 2, иногда - 0
8. да - 2, нет - 0, иногда - 0
9. да - 2, нет - 0, иногда - 1
10. да - 2, нет - 0, иногда - 1
11. да - 2, нет - 0, иногда - 1
12. да - 2, нет - 0, иногда - 1
13. да - 0, нет - 2, иногда - 0
14. да - 2, нет - 0, иногда - 1
15. да - 2, нет - 0, иногда - 1
16. да - 2, нет - 0, иногда - 1
17. да - 0, нет - 2, иногда - 0
18. да - 0, нет - 2, иногда - 0
19. да - 0, нет - 2, иногда - 0
20. да - 2, нет - 0, иногда - 1
21. да - 2, нет - 0, иногда - 1
22. да - 0, нет - 2, иногда - 0
23. да - 2, нет - 0, иногда - 1
24. да - 0, нет - 2, иногда - 0
25. да - 2, нет - 0, иногда - 1
26. да - 0, нет - 2, иногда - 0

Коэффициент готовности (КГ) к вступлению в брак вычисляется по формуле:

КГ = (СБ: 52) х 100%
Например, если вы набрали 23 балла, то КГ= (23:52)х100% = 0,442х100% = 44,2%
Значит, вы готовы к браку на 44%. Стоит ли спешить?

0 - 20 баллов - неготовность к вступлению в брак.
21 - 38 баллов - частичная готовность к семейной жизни.
39 - 52 балла - готовность к браку.

Если результаты теста огорчили вас, не расстраивайтесь. Ведь любой тест рассматривают как руководство к действию. Возможно, вам просто не хватает уверенности в себе, доверия к партнеру и жизненного опыта. Все в ваших руках!

("Психологические тесты на все случаи жизни")

Актуальность проблемы нравственно-полового воспитания очевидна. Подростковая и юношеская сексуальность всегда была предметом беспокойства для взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствуют данные статистики.

Причины данного явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, воздействовать на которые можно только через глобальные изменения в экономике и социуме. С другой стороны, семья представляет собой сложную, изменчивую психологическую систему, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. К числу психологических причин кризиса семьи относится неподготовленность молодых людей к вступлению в брак: отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство из существующих программ не учитывают в должной мере все три аспекта нравственно-полового воспитания. Часть из них просто устарела.

Программа рассчитана на 44 часа и предназначена для учащихся старших классов (14-17 лет).

Целью программы является формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.

Задачи программы:

1. Повышение степени информированности о правовых, физиологических, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений.

2. Создание условий для понимания своей личности, осознания своих половых, социальных и семейных ролей, принятия себя и окружающих.

3. Овладение первичными навыками эффективного общения на разных уровнях.

Авторы программы попытались смоделировать в хронологической последовательности те зоны общения, освоить которые должна каждая гармонично развитая личность: кровная семья, общество сверстников своего пола, общество сверстников противоположного пола, будущая семья. В программе говорится о том, каким быть, чтобы создать счастливую семью, а, с другой стороны, создаются условия, при которых участники понимают, что делать, чтобы будущая семья стала счастливой.

Исследование эффективности программы, которое показало, что «Семьеведение» оценено педагогами, участниками методического тренинга, очень высоко: средняя оценка 9,5 по 10-ти балльной шкале. Особенно высоко программа оценена по показателям: актуальность, практическая польза, технологичность (достаточность для применения на практике), научная обоснованность.

Программа нравственно-полового воспитания проводилась с учащимися 10-11-х классов в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах. Занятия по программе показали:

У учащихся значительно повышается уровень информированности по теме;

Ребята учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать собственные чувства, понимать и принимать иные точки зрения;

Осознают собственные семейные стереотипы и установки отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой и родителями и детьми.

Большой интерес у старшеклассников вызывают занятия о взаимоотношениях членах семьи, которые проводятся в блоке «Семья»: идет глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок отношений между мужем и женой, детьми и родителями. Особый интерес, по вполне понятным причинам, у учащихся к разговору о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывам учащихся после занятий по «Медицинскому блоку» у учащихся значительно повышается уровень информированности, снимается табу в отношении темы секса; старшеклассники начинают осознавать свою ответственность за начало сексуальных отношений; учащиеся выбирают ответственное поведение в отношении сексуальных отношений.

Наибольший эмоциональный отклик учащихся вызвало занятие «Главное чудо света», посвященное самому интимному в жизни человека - рождению ребенка. После этого занятия ребята осознают, насколько опыт рождения важен для человека, они понимают, что чувствует не только мама, но и сам ребенок.

После проведения программы был проведен анализ ее эффективности по предложенным в программе анкетам, методике исследования самооценки Дембо-Рубенштейн, методике «Кто Я?».

Сравнение по критериальному анализу Стьюдента показателей выявило, что с высокой степенью значимости изменилась оценка учащимися по показателям: «Отношения с окружающими», «Особенности своего поведения» (p<0,00), «Чувства, переживания, мотивы», «Жизненные планы, я в будущем (кем быть, каким быть)» (p<0,05). Анализ эффективности показал, что программа помогла учащимся более адекватно оценивать свое отношение с окружающими, понимать свои чувства и переживания, отслеживать особенности своего поведения, иначе говоря, приобрести навыки рефлексии, расширяет жизненную перспективу и делает значительно богаче представление ребят о самих себе.

Факторный анализ показателей позволил выделить 5 факторов: до программы фактор 1А - «Характер - отношение к себе»; фактор 2А - «Отношение с окружающими - отношение к ранним бракам»; фактор 3А «Сила характера - отношения со сверстниками»; после программы фактор 1Б - «Отношения с окружающими - понимание других»; фактор 2Б - «Отношения с противоположным полом - уверенность в себе».

Вероятно, что до программы учащиеся, хотя и хорошо понимали свои личностные качества, но не достаточно хорошо умели отслеживать свое состояние, разрешать конфликты, и у них было более узкое представление о себе. Черты характера и личностные качества у учащихся были ведущими в оценке отношения к самому себе и взаимоотношений со сверстниками. После программы ребята стали понимать, что в отношениях с окружающими (родители, сверстники) важную роль играет собственное умение понимать других людей и наличие уверенности в себе.

Результаты открытых вопросов показали, что: изменяется отношение к дружбе, расширилось представление о любви, понимание назначения контрацепции стало более четкое, изменилось представление о семье, отношение к абортам.

В отзывах старшеклассники пишут: «Мне очень нравятся эти занятия. Они мне помогли понять, какой я представляю свою семейную жизнь, как я ее построю. Сейчас я более четко осознаю, что бывают разные случаи в семейной жизни, и нужно их решать. Я поняла, как чувствуют себя дети и родители, когда возникают разногласия и споры. Анализируя отношения в своей семье, я понимаю, что если бы и остальные члены семьи прослушали курс «Семьеведение», то многое изменилось бы». «Я стала по-другому относиться к окружающему миру, стала понимать своих родителей. У меня поменялось отношение к себе самой». «Эти три месяца как никогда мне жилось проще и легче. Я научилась слушать и понимать многих людей… Я начала видеть смысл жизни…»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!