Женский журнал Ladyblue

Обучение ребенка до года. Детские развивающие методики

Способности человека поистине огромны, и большинство из них формируется в раннем детстве. С рождения каждый ребенок наделен огромным интеллектуальным потенциалом. И чем раньше он получит и усвоит новые знания, и разовьет в себе определенные способности, тем легче ему будет в будущем учиться, и не только в школе, университете, но и в жизни. В середине 20 века ведущие нейропсихологи и кибернетики подсчитали, что потенциала, который заложен в генах малыша достаточно для получения нобелевской премии сразу в нескольких областях.

Почему же ребенок не использует этот потенциал? Ответ на этот вопрос дал известный российский педагог П.В. Тюленев, который в результате исследований пришел к заключению, что во всем виноваты устаревшие методики воспитания детей. Он сделал вывод, что большинство детей в силах использовать данный им природой потенциал и достичь результатов, которые раньше считались бы феноменальными.

Большинство известных педагогов и психологов придерживаются мнения, что детей в возрасте 3-4 лет учить намного легче, чем 7-ми летних. В результате исследований, проведенных в Филадельфийский институте Домана было доказано, что наиболее эффективным обучением является обучение, которое проводится во время роста человеческого мозга - то есть, фактически в раннем детстве.

В этом и заключается смысл всех методик раннего развития детей. Ребенок должен активно учится в раннем детстве, когда для этого природой созданы наиболее благоприятные условия.

Цель ясна, а пути для достижения этой цели каждый из родителей выбирает сам. Многие из выдающихся педагогов разработали свои собственные, иногда вовсе уникальные, методики раннего развития детей. Большинство методик раннего развития ребенка нашли научное подтверждение и реально применяются на практике в разных странах. Хотя до сих пор в среде педагогов и родителей идут дискуссии по поводу эффективности и целесообразности тех или иных методик. Кто прав в этой ситуации сказать тяжело, но по нашему убеждению в каждой из методик есть истина.

Правильный выбор методики раннего развития - очень важный вопрос для родителей. Одаренными дети не рождаются, ими становятся. Минимум, что необходимо сделать родителям - ознакомится с каждой из методик и выбрать наиболее подходящий вариант. Объединить лучшее, что есть в каждой из методик и применить это на практике. Только таким путем мы можем раскрыть потенциальные возможности, заложенные в нашем малыше, только так мы сможем всесторонне развить его и подготовить к взрослой жизни. Думаем что материалы, изложенные на нашем сайте помогут вам в этом.

Описание методики раннего развития детей выдающихся российских педагогов Бориса Павловича и Елены Андреевны Никитиных...

Методика раннего развития ребенка, разработанная Николаем Алексеевичем Зайцевым - разработчиком известных во всем мире кубиков «Зайцева»...

Одна из самых популярных методик раннего развития ребенка - методика итальянского педагога начала 19 века Марии Монтессори. Многие дошкольные заведения используют данную методику при организации занятий со своими воспитанниками...

Методика раннего развития ребенка по методу Глена Домана вызывает огромный интерес не только у педагогов и воспитателей, но и у родителей, которые стремятся с ранних лет научить малыша чтению и математике...

Вальдорфская педагогика - методика раннего развития, которая хорошо сочетается с другими методами обучения и идеально подходит малоэмоциональным детям, а также детям, которые имеют не по годам развитый интеллект...

Изучение ребенком любого иностранного языка, в том числе английского - это не самоцель для родителей, это необходимость! Постараемся ответить на ряд распространенных вопросов, касающихся изучения английского языка детьми...

Для чего существуют методики развития детей раннего возраста?

Наверное, этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый хочет вырастить своего ребенка, прежде всего умным, здоровым и счастливым. Именно для этого и предназначены различные методики раннего развития детей. Основой их является простой принцип: чем раньше начать работать с ребенком, тем легче ему будет в будущем познавать этот мир, учится и развивать навыки и способности. Ученые уже давно установили, что есть такие вещи, которые в младенческом возрасте даются очень легко, а со временем, когда ребенок подрастает, они начинают восприниматься уже сложнее, вплоть до полного непонимания. Самое страшное здесь является то, что упустив что-то в детстве, родители уже не смогут этого исправить в будущем именно, на это и рассчитаны методики раннего развития ребенка , ведь они не дают возможности родителям упустить какой-нибудь важный момент в воспитании и развитии своего малыша.

Но это далеко не все чего можно добиться с помощью различных систем раннего развития. Ведь каждая развивающая методика предназначена сделать из ребенка личность, которая в будущем станет известным и успешным человеком, например хорошим ученым или же бизнесменом. А если повезет, то ребенок может вырасти и стать всемирно известным гением. Многие уверены, что всего этого можно добиться только благодаря генам, но если б не было никакого развития, то гены оказались бы совершенно беспомощными перед человеком. А то, что системы развития действительно работают, уже многократно доказано учеными с мировыми именами: П.В. Тюленев, Н.А. Зайцев, Гленн Доман, Масару Ибука и многие другие.

Развивающими методиками для детей раннего возраста успешно пользуется множество родителей во многих странах мира уже десятки лет, так как убеждены в том, что хотят для ребенка только счастливой и обеспеченной жизни. Ведь и вправду - ребенок совсем маленький и не в силах сам решать что для него лучше так как еще ничего не понимает, а родители для того и существуют, чтобы помочь и решить за свою кроху выбрав ту судьбу, которую хотели бы иметь сами.

Почему так важно развивать ребенка с самого детства?

Все системы раннего развития ориентированы на работу с маленькими детьми. И чем меньше возраст ребенка, тем лучше. Уже давно было доказано то, что именно в первые три года мозг у ребенка формируется на 80%, а в первые два года - на 50%. Именно в этот период очень важно запрограммировать в ребенке все те аспекты жизни, которые понадобятся в будущем. Это и навыки, и мышление и здоровье и самое главное - социальную адаптивность. Социальная адаптивность - это не что иное, как приспособленность к жизни, которая дает возможность легко общаться с людьми, с легкостью решать конфликты и жизненные проблемы, быть всегда активным не взирая на неприятности и относится к жизни с определенным энтузиазмом, реалистичностью.

Из всего этого у родителей может возникнуть вполне понятный вопрос: «Как же помочь развиться ребенку?». Существует несколько довольно простых правил, которые помогут родителям. Первое - пытаться, как можно раньше знакомить кроху с различными полезными и развивающими занятиями, такими как плавание, велосипед, музыкальные инструменты, рисование и тому подобное. И пусть ребенок еще совсем не умеет, например, плавать или рисовать, зато у него уже появляется интерес к этому делу и стремление научиться. А это уже очень сильно помогает малышу развиваться. И пусть он научится хорошо рисовать или плавать только в четыре или шесть лет, зато опыт, который он получит в раннем детстве, сыграет в будущем умении немаловажную роль.

Вторым правилом для родителей, которые хотят развить в своем ребенке достойную личность, должны стать различные стимулы, хорошо воспринимающиеся мозгом ребенка и помогающие в развитии. В первую очередь внимание нужно обратить на комнату ребенка - в ней не должно быть белых стен, все должно быть ярким красочным с рисунками сказочных героев. И вообще комната ребенка - это сказочный, красивый и полный тайн мир, где совсем нет места однотонным тусклым и неинтересным цветам. У каждого ребенка должна быть такая комната, а также соответсвующая одежда и игрушки. Также крохе необходимо обеспечить полноту движения и общения с другими людьми и детьми, что поможет ему стать коммуникабельнее и создать свое индивидуальное отношение к миру.

Чтобы убедиться во всем этом, можно взять за пример ребенка Маугли из известной детской сказки. Он с раннего детства жил с животными и перенял от них все черты, инстинкты, которые им присущи. А когда попал в общество людей, он уже был взрослым и не смог стать настоящим человеком. Даже самые лучшие педагоги мира были не в силах научить его разговаривать и принять тот образ жизни, который для человека является обычным, так как для него он был чужым.

Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие же годы, создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей буквально с самых первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко. В результате к моменту, когда ребенок отправляется в школу, он обладает сознательным мышлением, логикой, у него развиты память, речь, внимание, воображение, усидчивость и многие другие полезные качества. Родители могут не беспокоиться — их ребенок готов к дальнейшему обучению и восприятию следующих пластов знаний.


Ниже представлен список наиболее популярных детских развивающих методик, с краткими аннотациями о каждой из них. Советуем подписаться на новые статьи сайта — мы будем подробнее рассказывать о каждой методике в отдельности.

1. . Девиз методики Монтессори — « Помоги мне сделать это самому». Ребенок сам выбирает, чем и как ему играть, а взрослый только наблюдает со стороны и направляет.

2. . Доман – создатель методики обучения чтению для самых маленьких детей (до 3 лет), Методика включает уникальные развивающие комплекты, карточки и другие развивающие пособия.

3. . Книга Лупан подробно рассказывает, каким образом лучше всего помочь ребёнку освоить плавание, языки, чтение, музыку.

4. Методика Никитиных основана на их собственном родительском опыте и заключается в специально разработанных комплексах игр для детей вместе с родителями. Это комплексы головоломок, обладающих набором задач с возрастающим усложнением.

5. . Методика обучения чтению по складам Зайцева широко используется во многих детских садах. Склады располагаются на гранях разноцветных звенящих кубиков, и легко запоминаются детьми младшего дошкольного возраста.

6. . Методика Тюленева призывает к обучению ребёнка в самом раннем возрасте, пока он ещё не научился ходить. Система имеет строгие правила, особое место отводится выбору окружающей среды для ребёнка, тщательному отбору игрушек и книг.

7. . Методика основана на анатомических особенностях правого и левого полушария мозга ребёнка. Чередования упражнений положительно влияют на развитие обоих полушарий.

8. . Процесс обучения в вальдорфской педагогике связывается с определёнными возрастными особенностями развития ребёнка, поэтому построен так, чтобы знания особого характера ребёнок получал в те периоды развития, когда он наиболее к ним подготовлен.

9. . «Reggio Emilia» является скорее опытом нового отношения к воспитанию малышей, чем методикой. Согласно этой технологии развития, дети обучаются свободно, являются соавторами своих учителей и инициаторами новых проектов, самостоятельно добывают информацию, опираясь на знания учителей.

10. . Цель методики, ранее преследовавшая задачу подготовить ребёнка к музыкальной школе, сегодня отводит большее внимание развитию речи, овладению своим телом, стимулированию детской фантазии за счёт музыки. Музыкальное сопровождение тщательно отбирается, учитывая интересы и возраст детей.

11. . Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребёнка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питанием мозга, приводит к скачкам умственного развития у детей.

Методика Ховарда рассчитана в большей степени на американский образовательный стандарт и заключается в изучении детьми английского языка. Уроки проходят исключительно на английском, оценки не выставляются, полученные знания оцениваются по многоуровневой системе.

Методика позволяет развивать ребенка с самых первых дней, играя с ним в развивающие игры и побуждая к общению с другими людьми.

Шиничи Сузуки уверен, что обучение музыке должно идти параллельно с обучением чтению и письму. Его методика основана на ежедневных занятиях музыкальному ремеслу, сопровождаемых родительской поддержкой и ласковым, но настойчивым обучением музыке с первых лет жизни ребёнка.

Суть подхода Золтана Дьенеша заключается во мнении о том, что все математические знания, которые дети получают в процессе игры и танцев, дают более эффективный результат, чем обычные решебники и примеры.

16. Методика Тони Бьюзан . Тони Бьюзан является официальным создателем метода мышления «Карты Ума». Годовалый ребенок накапливает огромный объём памяти, который нарастает со скоростью световых лучей. Упорядочить информацию можно с помощью карт ума, на которые даже годовалый ребёнок способен нанести свои мысли и чувства с помощью образных знаков.

17. Методика Марии Гмошинской . Мария Гмошинская считает, что обучать детей рисованию необходимо с грудничкового возраста, как только ребёнок научится самостоятельно сидеть. Методика построена на основе пальчиковой техники рисования, а так же на рисовании ладошками.

18. Методика Воскобовича . Воскобович – создатель знаменитых развивающих игр для детей, которые предлагают ребёнку одновременно несколько задач. Решение их позволяет осваивать цифры и буквы, узнавать и запоминает цвета, форму, тренировать мелкую моторику, совершенствовать речь, память, внимание, мышление, и воображение.

19. Методика Масару Ибука . По мнению Масару Ибука вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод. Его методика учит пробуждать интерес к цифрам раньше начала обучения счёту, вызывать интерес к процессу самого письма раньше обучения письму.

20. Программа «ТРИЗ» . Данная программа разработана Г.С.Альтшуллером и буквально расшифровывается как «Теория Решения Изобретательных Задач». В процессе занятий происходит непрерывный поиск решений различных технических проблем. Это развивает гибкость мышления, оригинальность и способствует повышению интереса к обучению.

21. Программа Занкова . В основе программы положена идея объединить обучение, воспитание и развитие ребёнка в единый процесс. Занков уверен, что для лучших результатов необходимо обучение без негативного опыта и принуждения, посредством игровых ситуаций и постоянного возбуждения заинтересованности у ребят.

22. Система Эльконина-Давыдова . Методика предполагает групповые и дискуссионные формы обучения, которые основаны на добывании знаний детьми, а не на бездумном поглощении готовой информации в виде схем, правил и теорем. В результате обучения дети могут аргументировать свою точку зрения и требовать доказательств утверждений.

23. Система Эйдетики . В Школе Эйдетики детей учат мыслить образами. Подобная методика позволяет держать в памяти огромный объем необходимой информации, одушевляя получаемую информацию с помощью образов.

24. Методика Михаила Щетинина . Методика Щетинина нашла своё проявление в школе, изолированной от общества и приближённой к природе. Главным принципом школы является нравственно-духовное развитие каждого ребёнка. Здесь нет классов, тем для уроков, звонков и заданий, каждый учащийся вполне может выступать в роли учителя, а учитель в роли ученика.

25. Методика Китаева и Трунова . Основные принципы методики известны с глубокой древности и подразумевают главным фактором развития динамическую гимнастику для малыша до года. Методика включает в себя ряд движений для самых маленьких, затем упражнения на силу со смысловой нагрузкой, игры, силовые и разминающие зарядки, а так же занятия на специальных спортивных комплексах.

26. Методика Шалвы Амонашвили . По методике Амонашвили обучение ребёнка необходимо начинать с шести лет. Эффективность обучения будет зависеть непосредственно от учителя, которые должен передать жизненно-важные ценности своему ученику, не допуская никакого насилия над личностью ребенка.

27. Методика Алисы Самбурской . Уникальность системы Алисы Самбурской заключается в том, что любая деятельность маленьких учеников сопровождается музыкой. Удовлетворяя интеллектуальные потребности ребёнка и закрепляя его интерес к обучению, методика одновременно приобщает детей к музыкальному искусству.

28. Свободный танец Айседоры Дункан . Свободный танец Айседоры Дункан – методика последователей великой танцовщицы, с помощью которой дети учатся понимать классическую музыку и выражать свои чувства в свободном движении.

29. «Пальчиковые игры» . Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие мозга, поэтому полугодовалому малышу следует делать массаж рук и пальчиков, а для старших детей рекомендованы специальные упражнения с увеличением амплитуды.

30. Методика «Добрые сказки» . Лопатина А. А. и Скрецова М. В. – создатели методики раннего развития, основанной на обучении малышей через игровые ситуации и добрые сказки. Методика включает целую систему циклов стихов и сказок, выстроенных в соответствии с тематикой урока.

31. Методика Трунова . Методика Трутова построена на принципах осознанного, обдуманного родительства. Согласно методике обучение и развитие ребёнка до года может быть эффективным без заумных пособий и модных игрушек. Однако родителям малыша необходимо постоянно знакомить его с окружающим миром, с предметами, со своим телом.

32. Система обучения Петерсон . Эта методика выстроена по принципу наслоения. В соответствии с возрастом ребёнок получает знание о предмете, которое в состоянии удержать его память. По мере развития знания о данном предмете только углубляются и расширяются.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!