Женский журнал Ladyblue

Кризис трех лет как справиться. Кризис трех лет

Малыш, который едва достиг возраста трех лет, вдруг изменился на глазах. Характер ребенка, который родители считали «золотым», внезапно испортился. Послушное и покладистое чадо упрямится, протестует и устраивает истерики по любому пустяку. Постоянно своевольничает и пытается добиться своего любой ценой. Что делать родителям с маленьким тираном, как реагировать на такие выпады?

Кризис 3-х лет очень сложный этап

Сначала надо успокоиться, не впадать в панику. Все негативные проявления в поведении ребенка – проявление кризиса трех лет. Скандалы и отстаивание самостоятельности – основные характеристики поведения.

Почему кризис наступает именно в этом возрасте?

Психология определила детский переходный период трех лет, как третий по счету (первые два - в один месяц и год). Каждому критическому периоду соответствуют свои особенности. О проявлениях и особенностях таких явлений написаны целые книги. Данная статья рассматривает ситуации, которые возникают в третий проблемный период.


В три года ребенок старается уйти из-под опеки родителей

В самом начале следует отметить, что у ребенка в возрасте трех лет происходит изменение взаимоотношений с окружающей средой. Главная характеристика этого периода – изменение социальной адаптации. Психология определяет, что в этот период начинается процесс формирования психики. Зная об этом факте, взрослые должны все жизненные ситуации жизни своего отпрыска рассматривать с учетом возрастных изменений.


Возрастные рамки кризиса в три года

Причины всех затруднений в общении с малышом – то, что ребенок начал осознавать себя.


В 3 года ребенок начинает осознавать свое Я

Признаки наступления кризиса

Психология выделила симптомы кризиса трех лет в количестве семи составляющих. О них может поведать любая статья по психологии данной возрастной категории. Литературные источники, книги по психологии не расходятся во мнении о классификации симптомов. Характеристика симптомов, рассматривается далее.


Симптомы кризиса 3-х лет - основных 6

Детский негативизм. Признаки его надо различать с простым непослушанием. Часто складываются ситуации, когда у ребенка проявляется нежелание что-то сделать, например, убрать на место игрушку. То, что малыш не послушался, это реакция на слова. Негативизм же предполагает такие ситуации, когда дети не подчиняются не всем взрослым, а отдельному человеку.


Проявления негативизма - самые яркие

Упрямство называют вторым признаком. Не надо путать упрямство с настойчивостью – они не имеют ничего общего. Настойчивость не самое плохое качество ребенка. Плохо, если она перерастает в упрямство, когда ребенок настаивает на своем не потому, что сильно хочет именно данный предмет или еду, а потому, что хочет добиться своего любой ценой. В такой ситуации уступать ему нельзя.


Упрямство может иметь негативные последствия

Психология с научной точки зрения обосновывает, что упрямство перерастает в детский деспотизм. Если с трех лет позволять малышу верховодить в семье, подчинять своим капризам взрослых, то из него вырастет тиран, который будет отравлять жизнь своим родным. Этой проблеме посвящена не одна статья исследователей детской психологии.

Деспотизм является желанием малыша трех лет подчинять взрослых людей своим капризам. Дети в прямом смысле издеваются над взрослыми: сын требует, чтобы мама сидела возле него, когда он играет, дочь не желает есть морковку или творожок, а требует только «вкусняшки». Но самое главное, и самое страшное, что ребенок-деспот требует, чтобы все исполнялось по его первому требованию.


Кризис трех лет - испытание для родителей

Проявления кризиса 3-х лет у ребенка в данный период выражаются еще и в том, что обесцениваются события и действия. Отношение к важным вещам и требованиям выражаются в кривлянии. Он начинает обзывать других детей и даже взрослых, сознательно из вредности разламывать игрушки. Он подсознательно (в возрасте трех лет еще не может осознавать!) провоцирует ситуации, которые ставят его в оппозицию к окружающим.


Кривляние - одно из проявлений кризиса

Малыш трех лет, находясь в ситуации постоянной конфронтации с внешней средой, страдает и сам. Психология утверждает, что такое поведение является протестом. Словарный запас ребенка в таком состоянии расширяется очень быстро. Но пополняется он не теми словами, которым родители хотели бы научить своего малыша. Увы, чаще всего это лексикон, состоящий не из хороших слов. Отрицание всего того, что предлагается – вот основная характеристика состояния трехлетней крохи.

Главные Не в три года

Еще одна черта, которая свойственна кризисному состоянию – строптивость. Психология считает, что строптивость является одним из самых тяжелых признаков течения кризиса у ребенка.


У детей появляется строптивость и непослушание

Строптивость – это не проявление негативизма, направленного конкретно на какие-то ситуации, против конкретных личностей. Строптивость в данном случае - характеристика негативного отношения ребенка к миру и всему окружению.

Строптивость выражается бунтами. Это острое желание стать центром внимания. Бунтуя, маленький человечек показывает семье, что его мнение и желания столь же значимы, как и у остальных. Основные причины бунтов – желание заявить о себе. Родителям часто кажется, что малыш трех лет осознанно принимает решение поиздеваться, постоянно что-то требуя и доказывая, что его глупые желания должны быть исполнены немедленно. Осознанности здесь нет, есть желание заявить о себе, добиться внимания.

Кризис трех лет остро выражается в стремлении маленького человека быть самостоятельным.


В этом возрасте проявляются конфликты с другими детьми

Малыш выказывает любознательность, стремиться познать новое, разобраться в непонятных для него вещах, что в будущем благоприятно скажется на личностном формировании. Но проблема и беда в том, что малютка стремиться выполнять взрослые дела, но в таком малом возрасте у него ничего не выходит. Итогом этого становятся рев и истерика.


В этом возрасте ребенок часто все ломает и портит

Кризис – это не всегда негатив. Причины такого кризиса – переход на новый уровень формирования личности.

Те явления, которые свойственны кризису трех лет, скорее всего, шокируют большинство счастливых родителей, дети которых не достигли кризисного периода. Готовым надо быть, а вот испытывать страх совершенно ни к чему. Сталкиваясь с аналогичными явлениями в поведении ребенка, надо твердо знать о том, что внешние не очень приятные проявления являются обратной стороной позитивных перемен личности, которые составляют смысл всякого кризисного перехода.


Главное требование - я все буду делать сама

В каждом периоде развития ребенка имеется совершенно особая, приемлемая только для этого возраста особенность. Данные особенности предназначены для того, чтобы ребенок постигал мир и учился осознавать себя. Период, который был пережит до кризиса уходит в прошлое, уступая место новому этапу познания мира. Так утверждает психология. С наукой спорить не следует – поэтому надо понять и принять новый этап в жизни малыша. Его личность развивается, характер формируется, весь организм и в физическом и психическом плане ведет конструктивную работу над собой.

Что делать окружающим?

Набраться спокойствия и еще раз спокойствия…

Основными проявлениями кризиса, которые тревожат родителей, являются «аффективные вспышки» - истерики, горькие слезы, необоснованные капризы. Конечно, такие явления могут присутствовать и в стабильных ситуациях, но они не бывают продолжительными и не характеризуются высокой интенсивностью. Рекомендовать взрослым нужно следующее: ничего не делать и не принимать решений до того момента, пока капризуля не станет спокойным. Дети в таком возрасте очень хорошо реагируют на какие-то новые явления в их жизни – будь то игрушка, книга или новый мультик – все это даст возможность отвлечь ребенка.


Главное - сохранять спокойствие

Совет: если не попробовать, то и не познать – пусть ребенок совершает ошибки у вас на глазах.

Попробуйте ненавязчиво предостеречь его, даже если он не воспринимает ваши слова. Но он их слышит. Получив негативный опыт, совершив ошибку, поняв вашу правоту, малыш в следующий раз хоть капельку, но прислушается. В будущем такие уроки помогут ему преодолеть проблемы.

Но…родители должны научиться признавать в своем карапузике человека, личность. Считается (были исследованы реальные ситуации), что если со стороны родителей проявляются ограничения самостоятельности, ребенка высмеивают, то у него формируется стыд за свое неумение, неловкость, непонимание. Ребенок теряет уверенность в себе.


Прочитайте эту памятку для родителей

Как быть? Дать возможность выбора, разрешить учиться на своих ошибках и…играть. В играх ребенок учится моделировать ситуации и решать проблемы. Именно так кризис трех лет проходит наиболее безболезненно.

Наверняка каждому из родителей знаком этот период, когда маленькое чадо превращается в непослушное дитя и в плохо управляемого крикуна. Только недавно малыш послушно ходил с мамой, держась за ручку, и с радостью бежал выполнять все её просьбы, а теперь он со злостью раскидывает свои игрушки и истерит при всех на улице. Бедная мама не знает, что делать и как найти управу на маленького разъярённого отпрыска. Не у всех детей это происходит именно в 3 года. Перемены могут начаться уже в 2.5 года или даже немного позже – в 3.5 года.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста

Отличительными признаками этого периода является отказ ребёнка слушать родителей, его капризы и истерики по любому поводу, упрямство. Этот кризис ещё называют «Я – сам!».

Как утверждают детские психологи, в возрасте до 3 лет ребёнок ещё не умеет мыслить самостоятельно. В этот период он только учится этому и наблюдает за окружающим миром. Малыш копирует действия взрослых, произносит первые слова, а затем и фразы.

Чем ближе возраст к трём годам, тем больше ребёнок ощущает, что может что-то делать сам, хочет показать своё «я». Он стремится самостоятельно постичь все премудрости жизни. Маленькому бунтарю кажется, что у него всё получится так же хорошо, как и у взрослых, и он не хочет слушать уговоры старших. А если его о чём-то попросят, то он специально сделает все наоборот. Из-за этого происходят частые конфликты с родителями, и только от папы с мамой зависит, кого они вырастят, равнодушного и угрюмого обывателя или жизнерадостного и открытого человека. Длится кризис трёх лет у каждого ребёнка по-разному, в среднем где-то около полугода, как правило в 4 года он проходит у всех детей.

Психология кризиса 3 лет у детей: причины и что делать?

Психологи определили несколько причин, по которым трёхлетний ребёнок не хочет слушать взрослых и то, как эти причины можно разрешить.

Родители уделяют мало времени малышу . В этот период маленький человечек становится более самостоятельным и мама думает, что он и сам себя развлечёт. Но именно теперь у малыша возникает ещё большая необходимость общения с родителями. Ведь ему так много хочется узнать и всему научиться. Но маме некогда с ним поговорить, потому что по телевизору идёт интересный сериал, а папа пришёл с работы уставший и хочет отдохнуть, в ответ ребёнок тоже перестаёт слышать просьбы родных.

Детям нужно уделять как можно больше свободного времени. Пока они не стали взрослыми и самостоятельными, им всегда будет необходимо родительское внимание. Их интересы должны стоять на первом месте.


Ребёнок борется за утверждение своей личности . Такое происходит в тех случаях, когда родители не разрешают или не хотят, чтобы малыш действовал самостоятельно. Им кажется, что будет гораздо быстрее и лучше, если они сами сделают то, что хотел сделать ребёнок. Ведь пока он будет черпать ложкой из тарелки, то всё разольёт и запачкается, а поест плохо. И тапочки малыш всё равно не оденет правильно. Особенно нервничают родители, когда ребёнок начинает упрямиться. Но чем больше родные что-то не разрешают, тем больше крохе хочется против этого восстать.

Ребёнок должен понять, что быть самостоятельным - это хорошо. Если малыш хочет что-то сделать сам, необходимо его только поощрять и поправлять по мере необходимости. Иначе может вырасти лентяй, не желающий даже мизинцем пошевелить в ответ на просьбы родителей.

Ребёнок хочет отомстить . Бывает, малыш набедокурит, а родители в сердцах, не выяснив причины, наказывают его. Малыш, конечно же, ещё не может толком оправдаться, но чувствует, что наказан несправедливо, а если такое происходит часто, то он начинает думать, что мама с папой его не любят и дождаться справедливости ему не суждено. Бывает, что родители что-то пообещают своему чаду, а потом за делами забывают об этом. Бедный малыш начинает разочаровываться в близких ему людях и у ребёнка постепенно нарастает желание противиться взрослым.

Не стоит наказывать детей, не разобравшись конкретно в причине поступка. Желательно поговорить об этом с ребёнком, чтобы он понимал, что с его чувствами считаются. Искреннее желание родителей понять причину поведения повышает степень доверия детей.


Ребёнок не уверен в себе . Проще всего обидеть маленького ребёнка, ведь он не может ещё толком постоять за себя. Некоторые родители могут насмехаться над своим малышом, говорить о нем в обидном смысле. «Да ты даже ложку в руках держать не можешь!», - говорит мама своему ребёнку, когда он нечаянно роняет ложку на пол. Следующий раз он замочит рукав, когда будет умываться, и опять мама не довольна. Вот после такого дети начинают думать, что действительно они ничего не умеют.

Не нужно относиться к ребёнку как к неряхе и неумехе. Лучше наоборот уверять его в том, что у него все получится. Может быть не сразу. Маленький человечек должен знать, что родители его всегда поддерживают.

Хорошо, когда рядом с малышом находятся любящие и понимающие люди, которые хотят, чтобы их дети выросли счастливыми. А для этого нужно приложить много терпения и сил и данный кризис пройдёт сам собой. Просто необходим правильный подход – и всё!

Желаем удачи и поскорее пережить данный непростой период родительства.

​Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.

К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Обратная сторона кризиса

Перечисленные выше особенности кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей младенцев или двухлеток. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки - это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. В каждый период развития ребенок имеет совершенно особые, приемлемые только для данного возраста потребности, средства, способы взаимодействия с миром и осознания себя. Отслужив свой срок, они должны уступить место новым - совершенно иным, однако единственно возможным в изменившейся ситуации. Возникновение нового обязательно означает отмирание старого, отказ от уже освоенных моделей поведения, взаимодействия с окружающим миром. И в периоды кризисов, как никогда больше, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка.

К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

«Зри в корень»

Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года - становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых. Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам».

За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. Правда, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих.

Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место. До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества - независимость, самостоятельность.

Конечно, давать трехлетке право на полную самостоятельность совершенно неправильно: ведь уже многое освоив к своему юному возрасту, малыш еще не полностью осознает свои возможности, не умеет выражать мысли, планировать. Однако важно почувствовать происходящие в ребенке перемены, изменения в его мотивационной сфере и отношении к себе. Тогда критические проявления, характерные для растущего человека в этом возрасте, могут быть облегчены. Детско-родительские отношения должны войти в качественно новое русло и быть основаны на уважении и терпении родителей. Меняется и отношение ребенка к взрослому. Это уже не просто источник тепла и заботы, но и образец для подражания, воплощение правильности и совершенства.

Пытаясь одним словом описать то важнейшее, что приобретается в результате кризиса трех лет, можно назвать его вслед за исследователем детской психологии М. И. Лисиной, гордостью за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношение к действительности, к взрослому как к образцу. А также отношение к себе, опосредованное собственными достижениями. Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем: во-первых, ребенок начинает стремиться к достижению результата своей деятельности - настойчиво, целенаправленно, невзирая на встречающиеся сложности и неудачи. Во-вторых, появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность. В-третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства - повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.

Осторожно: трехлетка

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание внутренних механизмов поможет вам быть терпимее к своему ребенку.

Однако в сложных ситуациях даже понимание может оказаться недостаточным, чтобы справиться с «капризами» и «скандалами». Поэтому лучше заранее подготовиться к возможным ссорам: как говорится, «тяжело в ученье, легко в бою».

1) Спокойствие, только спокойствие

Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Конечно, они могут происходить и в другие, «стабильные» периоды развития, но тогда это случается гораздо реже и с меньшей интенсивностью. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. К трем годам вы уже достаточно хорошо знаете своего ребенка и наверняка имеете в запасе парочку способов того, как можно успокоить малыша. Кто-то привык просто игнорировать такие всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. Данный способ очень хорош, если... он срабатывает. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

2) Методом проб и ошибок

Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире». Вы ведь хотите, чтобы из вашего малыша вырос здоровый человек с адекватной самооценкой, уверенный в собственных силах. Все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности.

Конечно, путь свободы - это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.

3) Свобода выбора

Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Большинство негативных проявлений кризиса трех лет из описанного выше «семизвездия» - это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках. Конечно, отпускать трехлетнего карапуза в «свободный полет» было бы безумием, но возможность самому принимать решения вы просто обязаны ему предоставить. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет.

Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и увереность в том, что с его мнением считаются.

Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь.

Стоит также упомянуть и известный некоторым родителям прием «сделать наоборот». Устав от бесконечных «нет», «не хочу» и «не буду», мама начинает энергично убеждать своего кроху в обратном тому, чего она добивается. Например, «ни в коем случае не ложись в кровать», «ты не должен спать», «не ешь этот суп». С маленьким упрямым трехлеткой этот способ нередко срабатывает. Однако стоит ли им пользоваться? Даже со стороны он выглядит весьма неэтично: ребенок - такой же человек, как и вы, однако, пользуясь своим положением, опытом, знанием, вы обманываете и манипулируете им. Кроме вопроса этичности, здесь можно вспомнить и другой момент: кризис служит развитию личности, формированию характера. Научится ли чему-то новому ребенок, которого постоянно «обманывают» таким образом? Разовьет ли он в себе нужные качества? В этом можно только сомневаться.

4) Что наша жизнь? Игра!

Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Кроха хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах. А родители своим участием в таких экспериментах могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.

Потерялся кризис

Все хорошо в меру. Замечательно, если в районе трех лет вы заметили у малыша признаки начинающегося кризиса. Еще лучше, когда через какое-то время вы с облегчением опять узнаете своего ласкового и покладистого ребенка, ставшего немного взрослее. Однако встречаются ситуации, когда «кризис» - со всеми его негативизмами, строптивостями и прочими неприятностями - приходить никак не хочет. Родители, которые никогда и не слышали, и не задумывались ни о каких кризисах развития, только радуются. Беспроблемный некапризный ребенок - что может быть лучше? Однако мамы и папы, осознающие важность кризисов развития, и не замечающие никаких признаков «возраста строптивости» у своего малыша трех - трех с половиной лет, начинают беспокоиться. Существует точка зрения, что если кризис протекает вяло, незаметно, то это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Поэтому просвещенные взрослые начинают наблюдать за малышом с обостренным вниманием, пытаются «на пустом месте» разыскать хоть какое-то проявление кризиса, совершают походы к психологам и психотерапевтам.

Однако на основе специальных исследований было установлено, что есть дети, которые в три года почти и не обнаруживают каких-либо негативных проявлений. А если и обнаруживают, то они проходят так быстро, что родители могут их даже не заметить. Думать, что это как-то негативно скажется на психическом развитии, или становлении личности, не стоит. Ведь в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Поэтому основная задача родителей в такой ситуации - следить за появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения. Обращаться к специалисту стоит, только если вы так и не обнаруживаете всего этого у своего ребенка.

Если ваши спокойная дочурка или сынишка в три года вдруг стали строптивыми и капризными, упрямыми и злыми, то не стоит по этому поводу переживать. Такой резкий контраст в поведении - не что иное, как проявление кризиса трехлетнего возраста, который является нормальной формой взросления ребенка. Но что же при этом делать родителям, бабушкам, дедушкам? Как себя правильно вести, чтобы через некоторое время дитя не стало эгоистом и диктатором в семье? Давайте разберемся.

Кризис 3 лет у детей: что делать?

Каковы же основные симптомы проявления кризиса трех лет? Их несколько, у разных детей они могут проявляться в разной степени:

  1. Негативизм. Буквально все предложения старших дитя встречает отказом. Его любимыми словами становятся ”нет” и „не хочу”.
  2. Упрямство в отстаивании своих желаний . Если предложения и просьбы взрослых ребенок воспринимает негативно, то свои желания он старается достигнуть любой ценой. Даже если у сынишки есть сотня машинок, ему хочется еще одну не потому, что она другая, а потому что это его желание. И на вопрос, зачем же тебе эта машинка, ребенок в лучшем случае ответит ”хочу”. Если же родители ее купят, то уже очень скоро интерес к ней мальчик просто потеряет.
  3. Строптивость . Дети без причин протестуют против тех дел и обязанностей, которые ранее выполняли с удовольствием. Это может быть отказ от умывания, от прогулок с собакой, традиционного вечернего катания на качелях.
  4. Своеволие . Ребенок все хочет делать самостоятельно, даже то, что у него совершенно не получается. При этом за помощью к маме он не обращается, а если что-то не получается, то начинается истерика.
  5. Бунт . Это может быть разбрасывание игрушек и категорический отказ складывать их на место. При этом дитя даже может сказать, чтобы это делали родители.
  6. Намеренная порча . Дочка или сын могут специально ломать игрушки, портить мамину помаду, резать папины брюки. Так ребенок демонстрирует, что он главный и может совершать те действия, которые ему хочется.
  7. Ревность, деспотизм . Малыш может выгнать папу из его любимого кресла или влезть в кровать между папой и мамой, намеренно отталкивая их друг от друга.

Итак, как видим, симптомы кризиса трех лет обязывают взрослых набраться терпения и вместе (а очень часто бабушки и дедушки идут на поводу у внуков) грамотно действовать в каждой ситуации, не позволять ребенку подчинять все в доме своей воле. Этот кризис - первая попытка ребенка продемонстрировать, что он не только должен выполнять указания, просьбы, поручения взрослых, а и может действовать самостоятельно. При этом его право на самостоятельность проходит и в борьбе с родителями, и в борьбе с самим собой.

Да, родители устают, и ежедневно после работы им тяжело выслушивать истерики, капризы и гнев детей. Но они-то понимают, что происходит с ребенком, а сам ребенок - нет. Поэтому ему и тяжело. Значит, задача родителей помочь ему самоутвердиться и показать, что они его любят, признают право на его мнение в разумных пределах, что он действительно взрослеет и становится самостоятельным.

Этот кризис похож на подростковый. Поэтому от мудрости родителей зависит во многом то, каким же будет подростковый период у сына или дочки.

Что же делать родителям? Сменить приказной тон на спокойный, но требовательный. Не делать за ребенка то, что он уже может научиться делать сам. Необходимо предлагать ребенку выбор. Например, предлагайте, куда же пойти после детского сада, что кушать на ужин, в какую игру поиграть, какую сказку почитать. Папа с мамой должны понимать, что ребенку, например, нужно гораздо больше времени, чтобы застегнуть сапожки или завязать шнурки. Поэтому, собираясь утром в садик, разбудите его пораньше, чтобы он успел это сделать самостоятельно, а не одергивайте и подгоняйте его каждую минуту. Это поможет избежать истерик, гнева, слез. И даже если шнурок завязан не так, как это делаете вы, то все равно хвалите ребенка. Почаще говорите ему, что он большой и что все у него отлично получается.

Как же помогать своему ребенку в конкретных жизненных ситуациях? Что делать родителям, дабы избегать конфликтов на людях? Каким способом гасить вспышки гнева трехлетнего ребенка?

Прежде всего, помните, что при посторонних людях ребенок не пытается выставить вас плохим отцом либо матерью, ему до этого очень далеко, он просто хочет самоутвердиться. Поэтому папа с мамой должны, прежде всего, руководствоваться не тем, что о них подумают люди, а интересами своего ребенка, помочь ему пережить этот кризис. Возможно, родителям в это время придется и валерьянки попить, но психика ребенка стоит того, чтобы набраться терпения и не вступать в споры с дитем, не показывать свою раздраженность и гнев. Итак, прислушайтесь к рекомендациям психологов:

  1. Безграничное спокойствие. Если малыш выходит из себя, орет, то не забывайте, что из вас двоих взрослый - это вы. Видя ваше спокойствие, невозмутимость и даже улыбку, ребенок успокоится гораздо быстрее, нежели тогда, когда вы будете отвечать криком на крик. Нельзя срываться в ответ! Проявите хитрость, например, во время истерики спойте песню или начните читать любимую сказку малыша. Его внимание переключится моментально.
  2. Положительное и уважительное отношение. Не ругайте малыша за разбитую чашку, испачканную одежду, сломанную куклу. Ведь он думает, что так вы перестаете его любить. Разбил - значит, плохой. Такая ассоциация всегда выстраивается в головке трехлетнего ребенка. В этом возрасте у малыша нет еще дифференциации отношения к нему и отношения к его поступкам. Необходимо чаще хвалить сынишку или дочурку, спокойно объяснять, что на новую куклу вместо сломанной нужно заработать деньги, что испачканная одежда - это запрет на прогулку, ведь маме необходимо ее выстирать. Ваш ребенок прекрасно поймет доходчивые для его возраста объяснения правил поведения и отношения к вещам, предметам, животным.
  3. Позволяйте малышу ошибаться. Иногда один раз в гневе сказанное мамой слово ”растяпа” надолго отбивает у малыша желание рисовать, помогать на кухне, лепить. Помните, что и вы учились когда-то на ошибках, неудачных блюдах и даже плохо выполненных проектах. Так и ребенок должен иметь личный опыт неудач, чтобы со временем научиться действовать правильно, иметь, с чем сравнивать.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими. Наверняка многим из вас приходилось слышать, как родители повторяют: „А вот соседские Сашенька, Машенька...”. Такими фразами вы демонстрируете ребенку, что чужое дитя лучше, чем ваше. Ребенок воспринимает это, как вашу нелюбовь и общую оценку его, как плохого сына или дочки. В 3 года малышу еще не присуще чувство здорового соперничества. А нехорошее отношение к Сашеньке и Машеньке такими фразами очень быстро формируется, особенно, если они сказаны в момент истерики ребенка.
  5. Предоставляйте малышу выбор. Считаться с мнением ребенка - значит спрашивать его, куда бы он хотел сходить на выходные (к бабушке в гости или в зоопарк), что бы он хотел одеть в садик, какое печенье купить к чаю. Пускай ребенок таким способом приучается к тому, что с ним считаются и что в жизни всегда есть возможность выбора.
  6. Игра как способ действия. Ведущим видом деятельности деток дошкольного возраста является игра. Исходя из этого, необходимо в игровой форме предлагать делать нужные вещи. Ребенок не хочет есть кашу - кормите ее любимого медведя. Но ведь надо же попробовать, не горячая ли каша? А потому необходимо убедиться, не остыла ли она. Не хочет чистить зубы? Учите чистить зубки любимую куклу на личном примере. Придумывайте такие ролевые игры, в каких малышу легче и интересней делать нужные вещи.
  7. Проявляйте дипломатичность. Если ребенок не хочет есть суп, то позвольте ему ограничиться вторым блюдом либо съесть сначала второе, а затем уже первое. Не нужно от ребенка требовать беспрекословного послушания, можно найти золотую середину как приемлемый для обоих вариант.
  8. Побольше добрых слов. В 3 года дитя уже испытывает гордость за свои успехи и умения . Одобряйте его самостоятельные поступки, давайте возможность помогать вам. Хочет дочка лепить вареники? Конечно, в 3 года это еще тяжеловато, но пусть пробует. И обязательно похвалите ее за помощь, старательность и послушание. У ребенка должна формироваться потребность делать добрые дела, и родители в этом для него первейший пример. Доброту можно проявить даже тогда, когда у ребенка истерика. Просто, молча, подойдите и поцелуйте ребенка. Затем выйдите в другую комнату. Вы услышите, что малыш быстро умолкнет, ведь зрителей для его концерта нет.

Специально для - Диана Руденко

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!