Женский журнал Ladyblue

Типы темперамента ребенка. Особенности воспитания холерика

Воспитывать ребёнка-сангвиника достаточно легко: этакое весёлое и доброе «солнышко»! Почти всегда в хорошем настроении, редко капризничает, охотно учится, тянется к людям, умеет контролировать свои эмоции… Но не смотря на прекрасные исходные данные, его воспитание - это кропотливый ежедневный труд, который требует от взрослых любви и понимания. Помните, что нужно не подавлять темперамент вашего чада, а лишь научиться грамотно направлять его.

Типичный сангвиник

Нервная система у ребенка-сангвиника сильная и уравновешенная. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. К сангвиник тоже относится философски.

Любопытство и активность сангвиника не знает границ - кажется, что он постоянно стремится объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми (как детьми, так и взрослыми) - и при этом легко усваивает новую информацию, запоминает имена и лица, быстро осваиваются в новой компании и обстановке. Дети-сангвиники на вопрос: «с кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «со всеми».

Сангвиники - ярко выраженные эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. А все эмоции и чувства, которые сангвиника сами испытывают в данный момент, легко определить по выражению лица.

Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности - и вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. За власть не борются, легко идут на компромисс и легко переживают неудачи. И всё же благодаря бьющей через край энергии и отличному чувству юмора они часто занимают лидирующее положение в компании.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом подвижен, импульсивен, обожает шумные игры, быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Но из-за этого, увы, часто не доводят их до конца, забывая о нём или начиная скучать без новых впечатлений. Им трудно сконцентрироваться на неинтересных обязанностях, и они стараются поскорее избавиться от этого «груза».

Как его правильно воспитывать?

Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними. Если этого не делать, в будущем сангвиник будет так же потребительски относиться к людям, ни к кому не привязываясь и живя в стиле «а ля перекати-поле».

Не стоит поддерживать сангвиника и в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ребёнку глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребёнок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Воспитывая ребёнка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, маленький сангвиник перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

Ребёнку-сангвинику не помешают регулярные физические нагрузки, так как это проверенный способ выплеснуть их кипучую энергию. К тому же, спорт прекрасно дисциплинирует и закаляет характер. Правда, в спорте сангвиник не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс. Поэтому найдите ему хорошего, дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Важным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее).

Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей, лепка из пластилина и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут потихоньку развить собранность и аккуратность.

Родителям стоит мягко, но настойчиво подсказывать ребёнку-сангвинику, что именно следует переделать, если его работа выполнена неаккуратно или поверхностно. Хвалите ребёнка, когда он этого действительно заслуживает, но не позволяйте зазнаваться (есть такой грешок за этим типом темперамента) и постепенно повышайте планку, чтобы чаду было к чему стремиться. Лучший стимул для такого ребёнка - это сказать: «Ты можешь намного лучше. Попробуй ещё раз. Я уверен, что у тебя получится».

Многие сангвиники отличаются склонностью к созданию вокруг себя творческого бардака - это, в общем-то, естественный результат его увлечённости всем и сразу. Часто при недостатке самосознания и дисциплины эта привычка сохраняется и у взрослых людей. Казалось бы - ну какая разница, если человеку так удобней? Но на самом деле бардак незаметно вредит его создателю, ещё сильнее рассеивая внимание и без того забывчивого сангвиника, да и абсолютной чистоты в таких условиях ожидать нельзя. Поэтому лучше с детства приучать чадо наводить порядок после того, как он закончил одно дело и собрался приступать к следующему.

Кто ваш ребенок – холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик

в своё время гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.

в зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека, но не предопределяют их. так, у людей с одинаковым темпераментом, могут быть совершенно разные черты характера.

темперамент (с латинского языка) переводится как «надлежащее соотношение частей».

темперамент проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, манере общения и поведения.

в реальности чаще всего эти четыре темперамента встречаются в смешанном виде. но всё же, исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого ребенка можно отнести к определенному темпераментному типу.

темперамент закладывается еще до рождения и начинает проявляться буквально с первых дней жизни ребенка. одни младенцы сутки напролет спят в своих колыбельках, другие наоборот, то и дело беспокоятся, плачут и чего-то требуют. некоторые дети готовы дни напролет виснуть на маминых ручках, в то время как их собратья, научившись ходить, основное время отводят самостоятельному исследованию окружающего мира.

темпераментные свойства изменить нельзя. если ребенок тихий и необщительный, он таким и будет на протяжении всей жизни. единственно, со временем, под влиянием определенных воспитательных и обучающих факторов, обретая жизненный опыт, человек может заставить себя вести по-другому: например, стать более общительным, но только на тот момент, когда ему это надо.

эмоционально стабильные типы темпераментов

сангвиники (том сойер, маугли, тимур (из произведения а.гайдара)) – отличаются склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, активностью, энергичностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.


открыты
отзывчивы
непринужденны
жизнелюбы
малочувствительны
легко адаптируются
быстро переключаются
непостоянны
увлечены
не злопамятны
несобранны
эмоциональны

сангвиники любят узнавать всё новое и легко усваивают информацию. они быстро переключается с одного на другое и способны заниматься сразу несколькими делами. их живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами.

флегматики (крокодил гена, дядя федор, деда шер) – отличаются спокойствием, уравновешенностью, медлительностью, постоянством, упрямством, немногословностью, безынициативностью.

Миролюбивы
в меру общительны
работоспособны
упорны
исполнительны
осмотрительны
вдумчивы
терпеливы
основательны
ровны
спокойны
малоподвижны

флегматики медленно, но прочно усваивают новые знания. их речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. такие дети быстро засыпают и с трудом просыпаются. флегматики плохо приспосабливается к незнакомой обстановке.

эмоционально нестабильные типы темпераментов

х олерики (незнайка, карлсон, машенька (из нового мультфильма «маша и медеведь»)) – отличаются повышенной возбудимостью, неутомимостью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью, быстротой реакций.

Подвижны
энергичны
инициативны
выносливы
принципиальны
чувствительны
беспокойны
шаловливы
непоседливы
агрессивны
раздражительны
неуравновешенны
изменчивы
оптимистичны
самостоятельны
любят преодолевать преграды

холерики говорят выразительно и эмоциональны, но отрывисто, быстро и с проглатыванием отдельных слов. движения этих детей стремительны, резки, энергичны. новую информацию усваивают быстро, но также быстро и забывают. такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня.

меланхолик (ослик иа, шрэк, тётя мотя) отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Малообщительны
тревожны
неуверенны
мнительны
сдержанны

Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения.

Свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация.

Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности.

Существует четыре основных типа темперамента – сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический .

Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания.

Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

Можно научиться прогнозировать поведение ребенка в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;

Можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;

Можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Ребенок- Сангвиник

Это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают. Он приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Для малыша характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Не забывайте, "непостоянство" – не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети – сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться.

Какие проблемы могут быть с ребенком сангвиником:

Одна из главных и основных проблем – это то, что сангвиники легко попадают под чужое влияние, которое с одинаковым успехом может быть как положительным, так и отрицательным;

Если даете ребенку какое-нибудь неинтересное и монотонное задание, будьте готовы к тому, что он может его просто напросто забыть и заняться чем-то более интересным и увлекательным;

Друзья ребенка сангвиника могут быть самыми разнообразными и не всегда соответствовать привычному для вас кругу людей.

Как правильно воспитывать

Ребёнка – сангвиника:

1. Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними.

2. Контролируйте ребенка и приучайте к ответственности с раннего детства. Делать это нужно мягко, но настойчиво, поскольку в противном случае он легко может стать маленьким лгунишкой.

3. Похвала должна быть только заслуженной. У сангвиников зачастую достаточно сильно завышена самооценка, поэтому излишняя похвала может отрицательно сказаться на формировании личности.

4. Чтобы развить собранность и аккуратность, которые ребенку сангвинику просто необходимы, с раннего детства учите его доводить начатое дело до конца.

5. Непостоянство ребенка – это просто особенность темперамента, но и ее можно подкорректировать. Помогите малютке в этом, и он вырастет надежным, общительным и жизнерадостным человеком.

Удачи Вам!

Задумываясь о том, как правильно воспитывать своего ребёнка, мы часто не принимаем во внимание тип темперамента, к которому он относится. А ведь от этого во многом зависит гармоничное развитие его личности. В частности, воспитание ребёнка-сангвиника имеет ряд особенностей и не является таким лёгким, как кажется на первый взгляд.

Темпераментом называют врождённые индивидуальные свойства психики, которые выражаются в динамике поведения. В его основе лежит сила или слабость нервной системы, а также подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Темперамент изменить нельзя, можно лишь слегка его подкорректировать. А выросшему малышу, при необходимости, всегда нужно будет контролировать и маскировать его. Поэтому, в процессе воспитания, важно вовремя определить у своего ребёнка ведущий тип темперамента и суметь под него подстроиться.

Всего их 4 вида:

  1. Флегматик: вдумчивый, спокойный, основательный, доводит начатое до конца, делает всё медленно, соблюдает порядок;
  2. Меланхолик: очень чувствительный, ранимый, неуверенный в себе, обладает развитой интуицией и творческими способностями;
  3. Холерик: смелый, быстро принимает решения, инициативный, вспыльчивый, подвержен частой смене настроения;
  4. Сангвиник: активный, жизнерадостный, умеет быстро переключаться с одного дела на другое.

Сангвиник – неугомонный весельчак

Нас интересует подробная характеристика ребёнка-сангвиника:

  • Шустрый, весёлый, эмоциональный;
  • С детства сангвиники общительны и дружелюбны;
  • Любят находиться среди людей, заводить новые знакомства;
  • К ним тянутся другие дети, и очень часто ребята с таким темпераментом становятся душой компании;
  • Они буквально заряжают своей энергией всех окружающих;
  • Сангвиники легко справляются с неудачами, быстро адаптируются к новым условиям, выносливы и работоспособны. (в зависимости от темперамента, малыши по-разному привыкают к детскому саду. Читайте статью о том, что нужно делать, чтобы наменее безболезненно прошла адаптация к детскому саду >>>)

Какие родители не мечтают о таком ребёнке? Действительно, плюсов у этих людей великое множество.

И несколько слов о слабых сторонах – куда без них:

  1. Сангвиники усердно что-то делают, пока испытывают к этому интерес. Как только они его теряют - тут же охладевают к работе, могут даже не довести её до конца;
  2. Терпения и усидчивости у них маловато;
  3. Чувства их зачастую бывают недостаточно глубоки и недолговечны. У сангвиников обычно много знакомых, приятелей, но может не быть очень близкого друга.

Что нужно для воспитания сангвиника

При всех достоинствах ребёнка-обладателя такого типа темперамента родителям всё-таки расслабляться не стоит, ведь важно:

  • направлять бурную энергию сангвиника в нужное русло;
  • заинтересовывать делами, игрой и личным примером;
  • развивать старательность, упорство сангвиника и умение доводить начатое до конца;
  • вовремя заметить талант ребёнка;
  • создавать комфортные условия для воспитания;
  • быть авторитетом для своего чада и выдерживать баланс контроля и самостоятельности (читайте статью по теме: как заставить ребенка слушаться ?>>>).

Поэтому если вы беспокоитесь о том, как способствовать гармоничному развитию детей-сангвиников, рекомендации по их воспитанию, приведённые ниже, можете смело выполнять.

Как воспитывать детей-сангвиников: контролируем слабые стороны

  1. Развивайте в ребёнке целеустремлённость. Чаще ставьте перед ним задачи, которые необходимо выполнить, делая упор на результат;

Например, смастерить что-то (игрушку, фигурку и т. д.), нарисовать, убрать за собой вещи, освоить новое занятие, выучить песню.

  • Сначала ставьте предельно простые задачи, затем нужно повышать их сложность;
  • Главное – чтобы они были выполнимые. Так вы сможете приучить ребёнка доводить начатое до конца, что является проблемной точкой для сангвиников. А навык этот, сами понимаете, - очень ценный для жизни и работы;
  • Не забывайте хвалить ребёнка за успешно выполненные дела, подкрепляя его стремление к цели и желание усердно трудиться.
  1. Обращайте внимание маленького сангвиника на то, насколько качественно он выполняет деятельность. Не должно быть небрежности и принципа «тяп-ляп»;
  • Приучайте к аккуратности и основательности;
  • Общайтесь с ребёнком на эту тему: «Тебе самому нравится (то, что сделал)?» или «Стоит ещё постараться».
  1. Контролируйте и направляйте действия малыша-сангвиника;
  2. Приучайте вашего «бурного деятеля» к порядку: регулярно убирать игрушки на своё место, кушать аккуратно, бережно обращаться с предметами, принимать пищу в одно и то же время;
  3. Воспитание ребёнка-сангвиника может быть построено и на строгости, но крайне нежелательно использовать крик и жёсткие ограничения. Спокойно и уверенно ставить свои условия – вот лучший вариант;
  4. Поощряйте ребёнка к разговору о чувствах, делитесь своими переживаниями («Я тебя люблю», «Я радуюсь, когда ты так делаешь», «Меня это огорчает»). Рассматривая книги, картинки, попытайтесь раскрыть ему внутренний мир героев на примере простых эмоций.

Воспитывая сангвиника, развиваем его сильные качества

  • Будьте энергичны и эмоциональны в общении с ребёнком. Так вы сможете его заинтересовать каким-либо делом, повлиять на поведение, привлечь к себе внимание, быть для него примером;
  • Улыбайтесь, рассказывайте смешные истории, делайте так, чтобы дома у сангвиника всегда преобладало хорошее настроение;
  • Будьте для ребёнка благодарным зрителем, поощряйте его артистизм, вместе разыгрывайте сценки;
  • Пусть ваш малыш всё время будет чем-то занят. Подвижные игры, рисование, лепка, танцы, совместное чтение и рассматривание картинок и пр. – виды деятельности, которые должны регулярно сменять друг друга при воспитании;
  • Излишняя похвала для сангвиников вредна, поскольку они склонны к «звёздной болезни». Она должна быть связана с конкретными делами и достижениями (читайте интересную статью: Как развивается ребенок, или неужели мы такие разные ?>>>);
  • Как воспитывать ребёнка-сангвиника, чтобы максимально раскрыть его талант? Наблюдайте за тем, чем он любит заниматься и что у него получается хорошо. Скорее всего, в этом направлении и следует развивать сангвиника. Если малыш что-то делает с энтузиазмом, то способен добиться больших успехов.

Следите за окружением ребёнка

  1. Обращайте внимание на то, с кем дружит, играет ваш ребёнок, как себя проявляет, как к нему относятся другие дети;
  2. Учите малыша-сангвиника уважать и слушаться старших, не должно быть панибратского отношения с его стороны;
  3. Контролируйте общение ребёнка с незнакомыми людьми. Сангвиник может легко поддаваться чужому влиянию, при этом не боится окружающих, поэтому с ранних лет закладывайте в мозг крохи правило, что с незнакомыми разговаривать нельзя и тем более что-то брать у них и куда-то с ними идти (важная статья на сайте: Как правильно гулять с ребенком ?>>>).

На основе темперамента формируются важные для жизни в обществе качества. Поэтому любые ваши действия в процессе воспитания должны быть направлены на раскрытие положительных сторон личности и сдерживание негативных. Чувствуйте своего ребёнка, реагируйте на его потребности и создавайте комфортные условия для развития.

Всегда улыбающийся, непотопляемый оптимист Буратино – яркий пример сангвиника. Этим темпераментом обладали Наполеон, Лермонтов, Римский-Корсаков. Обладает ли ваш малыш такой же сильной, уравновешенной и живой энергией? Сравнивайте.

Общее описание детей-сангвиников

Прилагательные, которыми можно охарактеризовать сангвиников: оптимистичные и рисковые. Такие малыши очень жизнерадостны, легко идут на контакт как с детьми, так и со взрослыми. Иногда по незнанию или под влиянием эмоций совершают поступки, результат которых может быть негативным.

Действия ребят в необычной обстановке

К такому испытанию можно отнести кабинет врача, новую комнату в гостях, мероприятие вне дома. Сангвиники в подобных случаях испытывать робость могут буквально несколько минут. Потом они быстро осваиваются и ведут себя оживленно, проявляя интерес ко всему происходящему. Новые обстоятельства для таких детей – это возможность что-то узнать.

Предпочтения в играх детей-сангвиников

Ребенка такого темперамента можно редко встретить за книгой, картинкой, пазлами. Чаще всего малыши любят очень живые подвижные игры. При этом нельзя сказать, что характер любимых игр таких детей агрессивный либо не имеет цели.

Способность усваивать новую информацию

Любые новые сведения схватываются буквально на лету. Однако учитывая, что сангвиники любят подвижные игры и новые обстоятельства, для поддержания интереса важно требовать соблюдения им распорядка дня, в котором строго очерчено время для учебы или для развивающих занятий. В противном случае энергии малыша будет хватать только на игры и на реализацию своих фантастических замыслов.

Речь у детей-сангвиников

Ребенок, как правило, начинает говорить раньше своих сверстников. Его речь быстро обогащается новыми словами, предложения сопровождаются жестами. Лицо сангвиника при разговоре выразительное, мимика очень изменчива, особенно если ребенок быстро перескакивает с темы на тему.

Засыпания и просыпания у детей-сангвиников

Несмотря на всю свою подвижность, такой ребенок легко идет в кровать, когда приходит время укладываться спать. Засыпает он быстро и редко просыпается. Утром сангвиник жизнерадостный и улыбчивый.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-сангвиников

Ребенок с таким темпераментом хорошо чувствует себя в любой обстановке, поэтому родители редко жалуются на его домашние проказы, а воспитатели души не чают в сангвинике. Жизнерадостность малыша мешает ему расстраиваться по пустякам, поэтому если на лице у ребенка грусть – значит, что-то случилось, и это «что-то» достаточно серьезное. Если позволяет возраст, родителям следует расспросить ребенка о волнующих его вопросах. Сангвиники не умеет скрывать эмоции и чувства, они быстро делятся своими переживаниями. Взрослым следует использовать эту особенность темперамента крохи и постараться помочь ему как можно скорее справиться с маленькими бедами, чтобы развеять тучи в его душе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!