Женский журнал Ladyblue

Физкультурные занятия с нестандартным оборудованием в детском саду. Делаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками! Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду

Нетрадиционного оборудования

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов

Цель: внести в воспитательно-образовательный процесс по физическому воспитанию элемент новизны, с помощью яркого нестандартного оборудования вызывать у детей интерес к занятиям физкультурой.

На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные совместными усилиями воспитателей и родителей, но в работе они незаменимые помощники. Помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание и вызывает у детей положительные эмоции.

Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия.

«Цветные кольца»

Материал: плотный картон, цветной скотч.
Изготовление: из картона по шаблону вырезается кольцо, обклеивается цветным скотчем.

Эстафета «Брось кольцо»

Дети делятся на две команды, по очереди бросают кольцо на украшенную бутылку. Команда у которой больше попаданий – победитель.

Общеразвивающие упражнения с использованием колец

Кольца можно использовать не только в общеразвивающих упражнениях на занятиях и утренней гимнастике, но и в подвижных играх.

«Необычные шарики»

Материал : пластиковые бутылки, цветная самоклеющаяся пленка, скотч.
Изготовление : дно двух пластиковых бутылок украшается пленкой и соединяется скотчем.

Своей необычной формой шарики привлекают внимание детей, удобно помещаются в руке, они легкие, красивые. Занимаясь с таким пособием дети не только развивают мышцы рук, но и получают удовольствие.

«Космические ракеты»

Материал : пластиковая бутылка, самоклеющаяся пленка, картон, скотч.
Изготовление : ко дну бутылки приклеиваются конусы из картона, обклеивается пленкой, оформляется под ракету.

Эстафета «Космонавты»

Когда в эстафетах есть сюжет, а так же интересные атрибуты к ним, дети с удовольствием участвуют в соревнованиях.

Украшенные цветной пленкой пластиковые банки можно использовать, как ориентиры в эстафетах и перестроениях.

Изготовила ориентиры для построений в круг, шеренгу, в колонны.

С делала атрибуты для подвижных игр.

«Веселая гусеница»

Это оборудование особо полюбилось детям, так приятно наступать на мягкие следочки вырезанные из поролона. По гусенице можно не только ходить, но и прыгать.

  • Материал: плотная ткань зеленого цвета, мягкий поролоновый коврик, клей, цветная самоклеющаяся пленка.
  • Изготовление: выкроить круги из ткани, прошить по краям, приклеить следочки из поролона, пленкой оформить мордочку гусеницы

Один из примеров использования «Веселой гусеницы»

Физкультурное занятие, дети выполняют основные виды движений, метод организации поточный. Это пособие прекрасно комбинируются и с другим нестандартным оборудованием. Его можно так же использовать для закаливания и для профилактики плоскостопия.

«Следочки, ладошки»

  • Материал: куски линолеума.
  • Изготовление: по шаблону из линолеума вырезают следочки, ладошки.

С помощью этого пособия можно даже закреплять понятия «правая, левая» нога или рука. Например, если дети действуют по указанию воспитателя.

«Шумелочки»

  • Материал: стаканчики из под йогурта и любая крупа, цветная самоклеющаяся пленка.
  • Изготовление: насыпаем в стаканчик крупу, накрываем еще одним и склеиваем, украшаем цветной пленкой.

Эти яркие шумелочки нами используются даже на праздниках и развлечениях, они прекрасно заменяют музыкальный инструмент под названием маракас.

«Забавны воротики»

  • Материал : деревянный каркас, пластмассовое яйцо киндер сюрприза.
  • Изготовление : сделать отверстия в яйце киндер сюрприза, надеть их на палочки, палочки закрепить саморезами.

«Восьмицветик»

Это оборудование используется, как горизонтальная цель для метания. Пластмассовые яйца киндер сюрприза заменяют мячи. Ребенок выбирает себе ведерко определенного цвета и старается попасть в него. Подсчитав яйца определяется победитель.

  • Материал: пластмассовые ведерки, цветная самоклеющаяся пленка, клей, кусок фанеры.
  • Изготовление: украсить пленкой ведерки, затем приклеить их на вырезанный из фанеры круг.

«Волшебные цветы»

Их можно использовать в подвижных играх, они так же могут украсить любой праздник или развлечение.

  • Материал: пластиковые бутылки, самоклеющаяся цветная пленка, картон.
  • Изготовление: от бутылки отрезается дно, делаются надрезы, загибаются для устойчивости цветка. Из картона вырезается цветок, украшается пленкой, надеть на горлышко и закрутить крышкой.

«Яркие тарелочки»

Это оригинальное пособие тоже многофункционального использования, все зависит от фантазии педагога.

  • Материал: одноразовые тарелочки, клей, тесьма, атласная лента, цветная пленка.
  • Изготовление: две тарелочки склеиваются и украшаются лентами, тесьмой и цветной пленкой.

«Султанчики»

Легкие, воздушные, струящиеся шуршащие, султанчики так притягивают взгляд. Их можно использовать, как оборудование на физкультурных занятиях и как атрибуты в танцах.

  • Материал: одноразовые целлофановые мешочки, деревянные палочки, скотч.
  • Изготовление: мешочки надрезаются полосками, собираются в пучок и крепятся с помощью скотча на палочку.

«Ленты»

  • Материал: разноцветные атласные ленты, палочки от старых флажков, мелкие гвоздики.
  • Изготовление: лента нарезается полосками длиной 50 см., края ленты обрабатываются и затем ленты крепятся на палочки с помощью мелких гвоздиков.

«Погремушки»

«Помпоны»

  • Материал: пустое яйцо киндер сюрприза, пряжа красного цвета, крючок.
  • Изготовление: яйцо обвязывается пряжей с помощью крючка.

Наши малыши в восторге от этих помпонов и всегда с большим удовольствием метают их в любую цель, как в горизонтальную так и в вертикальную.

«Затейливый шар»

Шар используется для прыжков в высоту. Дети подпрыгивают к шару приклеивают бабочку к липучке. Его можно так же использовать на праздниках и развлечениях. Идея очень оригинальная и поможет оживит любое мероприятие.

  • Материал: любой материал, лента липучка, нитки, иголка, декоративные бабочки.
  • Изготовление: сшить из ткани мешочек, положить в него мяч, затянуть лентой снизу и сверху, нашить липучку и на мешочек и на бабочек.

«Цилиндры»

  • Материал: пустые коробки из под чипсов «Принглз», цветная бумага и цветной скотч.
  • Изготовление: коробки обклеиваются цветной бумагой и украшаются цветным скотчем.

Когда у педагогов в наличие есть такое яркое и разное оборудование, то любое занятие может стать и занимательным и интересным


В дошкольных учреждениях основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ

Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.

Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и для укрепления здоровья детей.

В дошкольных учреждениях основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).

Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования.

В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т.д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.

В наших дошкольных учреждениях руками воспитателей и родителями создано нестандартное оборудование, используемое в разных видах двигательной деятельности. В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном - нестандартное, изготовленное педагогами Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое. Это поможет превратить обычные занятия в интересную игру

МАССАЖНАЯ ДОРОЖКА

Материалы: Резиновый коврик, деревянные палочки, камушки, пуговицы, поролон.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РУЧЕЙКИ

Можно использовать для прыжков через «ручей», для ходьбы по «дорожке» (по узкой по широкой).

Материалы: Линолеум, деревянные палочки, пластмассовые палочки

КЛАССИКИ

Цель: Упражнение развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материал: плотная ткань – на ней изображены геометрические фигуры, внутри тонкая прослойка поролона.

Можно использовать в различных упражнениях с прыжками. Прыжки – как в классиках, через классик; бег вокруг, змейкой; перешагивание.

ДОРОЖКА СЛЕДОВ

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.

Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.

Материалы: Клеенчатый коврик, следы от рук и ног сделанные из разного материала

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РУЧЕЙКИ

Используются для прыжков через «ручей», для ходьбы по дорожке

Цель: Развивает координацию движений, прыгучесть, ловкость. Укрепляет мышцы ног.

Материалы: Полоски линолеума, крышки от пластмассовых бутылок

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЕНЕЧКИ

Можно использовать на занятиях для перешагивания, бега змейкой.

Цель: Развивает координацию движений.

КАПСУЛЫ ОТ КИНДЕР – СЮРПРИЗОВ

Капсулы от киндер-сюрпризов, крышки от бутылок – применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”, “Собери зерно”, а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь о руки или локти, и пальцами ног собирают предметы).

МЕШОЧКИ ДЛЯ МЕТАНИЯ

Используются для развития силы рук, профилактики нарушений осанки, для ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель;

Материал: искусственная кожа, наполнены крупой или песком по 150-200 гр.

СНЕЖКИ

Используются на праздниках и развлечениях, в метании;

Материал: марля, наполнены ватой.

ШИШКИ

Используются на праздниках и развлечениях. Применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”.

БАРАНКИ

Используются для ОРУ, для выступления на праздниках.

Материал: бобины от скотча и обклеены цветной бумагой и пленкой.

ЦВЕТНЫЕ ЖГУТЫ.

Использование: в обще развивающих упражнениях.

Цель: Развивать общею координацию движений..

Материал: разноцветные тряпки или разноцветные колготки.

НАБИВНЫЕ МЯЧИ

Использование: Ходьба змейкой между мячами, толкание мяча головой перед собой, перешагивание через мячи.

Цель: Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции.

Материал: Ткань, опил.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.


Статья. Из опыта работы воспитателя ДОУ «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения»


Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. В статье рассказывается о том как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.

От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:
1.Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2.Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4.Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования. Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении;
7.Эстетическим.
Представляю вашему вниманию оборудование, разработанное и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.

Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки.




Тренажёры «Бильбоке»
Цели:
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.


Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, костяшки от счёт, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).
Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.



Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из под сока (духов), наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Задания: различные упражнения.



Султанчики
Цели: развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания)
Материалы: на деревянной палочке крепятся полоски полиэтиленового пакета.
Задание: дуть на полоски, усиливая или уменьшая воздушную струю.


Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры.




Задание: собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.



Снаряды для метания «Бомбочки» «Мешочки»
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: мешочки с песком, связанные крючком бомбочки и наполненные поролоном.



Задание: попади в цель; пронеси не урони.



Моталочки
Материал: палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.


Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».


Массаж сосновыми шишками


Сосновые шишки намного грубее (колючие). Берем шишку и хорошо сжимаем в ладони, затем перекладываем в другую ладонь и (повторяем упражнение 3-4 раза). Кладем шишку на ладонь и перекладываем из ладони в ладонь (упражнение выполняем3-4 раза). Катаем «колобки» (упражнение выполняем 5-6 раз). Катаем шишку до локтевого сгиба, меняем руку (выполняем упражнение 5-6 раз).


Тренажёр «Солнышко»
Описание: «солнышко» сделано ткани и набит мягким поролоном. Глаза, нос, рот - из цветной клеящей бумаги.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду №63, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с диагностики физического развития и двигательной активности детей, в результате которой ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Я меня разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования, которые успешно применяются на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги,кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т.д).

В дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал, расчерченная спортивная площадка на улице, беговая дорожка. Это все способствует решению следующих задач:

"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

Мы добиваемся посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, эти самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

  • создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
  • помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
  • стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ В ДОУ№:63

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:

Cтойки с 4-мя перекладинами.

Описание: бросовый материал из клеенок, картонной трубы с отверстиями и крючками для изменения высоты.

Подниму я ногу ловко, и в окошко проскочу

Тоннели

Описание: на обруч набита ткань, другой конец - свободный

Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.

Ты не бойся темноты, по тоннели проползи

Зеленые стойки

Описание: картонной трубы с отверстиями

Цель использования: развивают гибкость, координацию, упражняют в подлезании, перелезании, ходьбе, прыжках, ориентировке в пространстве.

Стойки многофункциональны. С дошкольниками старшего возраста проводятся национальные спортивные игры "Ловкий маленький джигит", "Джигитовка"

Эстафета на осетинскую тематику: "Тоннель в горах"

4. Пеньки

Описание: натуральные срезы разной высоты

Цель использования: закрепление ОВД: прыжки, ходьба, бег

С пенька, на пенек, вот и весь урок
Между елок пробегу и в лесочек попаду

Башни с орлами

Цель использования: поднимает интерес к соревнованию. Умению быть ловким, быстрым.

Эстафеты "Папаха Ацамаза", "Джигитовка" и т.д.

Башни стоят, величаво глядят

Разноцветные шары

Описание: от стенки до стенки натянуты 2 лески, на них продеты по 10 разноцветных шаров, которые можно передвигать. Длина лесок по 6 метров.

Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД

Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.

До шара дотянись, и с ним вместе пройдись

Лыжи из плассмасовых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой.

Цель использования: развивает координацию движений, физические качества

В играх-эстафетах, например "По горной лыжной тропе"

Гантели

Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные водой по 150-200гр

Физических качеств: силы, ловкости, развивает координацию движений.

Разноцветные плоскостные круги

Описание: картон

Цель использования: развитие ОВД: пряжки, метании

Гантели в руки мы возьмем, и упражнение
Кто по снегу быстро мчится, провалится, не боится

Сани

Описание: два куска мешковины 1м на 1м

В играх - эстафетах, играх-забавах в зимний период

Все лето мы стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы

Цирковые обручи

Описание: под потолком, на леске подвешиваются 2 обруча, высота обручей регулируется

Цель использования: развитие ОВД: бросание и ловле мяча, мешочков через обруч.

У нас мячик не простой, он летит в обруч - стрелой

11. Классики

Описание: изготовлены из дерматина

Цель использования: развитие ОВД

В индивидуальной работе, играх, эстафетах

Классы очень я люблю и как белочка скачу

12. Бревно

Описание: поролоновое бревно, обтянутое дерматином

Цель использования: развитие в координации движений, релаксационной направленности

Вот лежит бревно - оно нас дожидается давно

13. Поролоновые бруски

Цель использования: развитие ОВД

В индивидуальной работе, играх эстафетах

14. Тканевые султанчики

15. Цветные дорожки

Список литературы

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.

2. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1997. - 5. - С. 18-21.

3 .Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.

4. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

5. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987.

6. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.

7. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.

8. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.

9. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. 1975, -6. - С. 22-29.

10. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - 7. - С. 2 ~ 5-

11. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - 11, - С. 23 -

12. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М. - ФОН. - 1995. - 395 с.

13. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры, 1996. 11. С. 44-49-

15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2006

16. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177

17. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М..,2006

18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003

19. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005

20. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006

21. Глазырина Л.Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2005.

Уровень физического развития 2009-2010 г.

Начало года

Конец года

Консультация для воспитателей детского сада "Использование нестандартного физкультурного оборудования"

Харчикова Людмила Николаевна, воспитатель МДОУ "ЦРР "Зорька" Детский сад №16, г Железногорск
Описание работы: Предлагаю вам Консультацию "Использование нестандартного физкультурного оборудования".
Данный материал будет полезен воспитателям и родителям. Всем, кто заинтересован в повышении двигательной активности детей, сохранении и укреплении здоровья детей.
Консультация "Использование нестандартного физкультурного оборудования"
Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Движения составляют основу практически всей деятельности ребёнка. Поэтому, сохранению и укреплению здоровья необходимо уделять особое внимание. Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров и нестандартного оборудования.
Оборудование из бросового и природного материала (массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.) особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Нестандартное оборудование вносит элементы необычности, вызывает интерес детей к двигательной активности, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование нестандартного физкультурного оборудования позволяет решить следующие задачи:
1. Повысить двигательную активность детей.
2. Сформировать интерес к различным видам движений.
3. Совершенствовать навык самоконтроля.
4. Развить моторику у детей.
5. Развить такие качества, как самостоятельность, инициативу.
6. Развить воображение, фантазию.

Благодаря необычности, яркости, новизне таких пособий дети с удовольствием выполняют упражнения с ними и достигают хороших результатов. Не смотря на простоту изготовления, к нестандартному оборудованию предъявляются определённые требования. Оно должно быть: безопасным, эффективным, универсальным, компактным, эстетичным.
Особое внимание заслуживают пособия для профилактики плоскостопия. Так как, при плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняется дыхание, что приводит к нарушению осанки. С этой целью используются массажные коврики и дорожки. Их изготавливают из пуговиц, пробок, камешков, карандашей, деревянных палочек. Подобное оборудование развивает мышцы нижних конечностей, координацию, ловкость, массирует рефлекторные зоны стопы, стимулирует работу внутренних органов.




Для развития мышц плечевого пояса при выполнении общеразвивающих упражнений использую флажки, султанчики, мешочки, гантели. Во время проведения НОД, утренней гимнастике, в индивидуальной работе. Мешочки также использую для развития равновесия, координации. Они могут быть выполнены из ткани и наполнены крупой, горохом. Также их можно использовать для развития меткости, глазомера.


Прекрасно развивает глазомер, ловкость, сноровку, меткость, координацию тренажёры «Бильбоке». Они представляют собой пластиковую бутылку или пластиковый стакан с привязанным к нему шнуром, на конце которого привязан шарик. Задание: поймать шарик в бутылку.
Большой интерес и желание использовать их в своей двигательной деятельности детей вызывают различные моталочки. Они хорошо развивают мелкую моторику рук, быстроту, ловкость, здоровый соревновательный дух. Их можно изготовить из деревянных палочек и прикреплённых к ним ленточек, на конце которых игрушки или какие-либо предметы. Задача играющих: быстрее соперника намотать свою ленту.
Большое положительное воздействие на развитие моторики оказывает массаж. Для развития мелкой моторики рук делаем массаж с помощью карандашей, каштанов, грецких орехов, массажных мячей.


Игры-соревнования можно устроить, применяя самые необычные атрибуты. Это только будет способствовать повышению интереса, развитию координации, равновесия, ловкости и появлению у детей ярких положительных эмоций. Сколько радости вызвало хождение на снегоступах, изготовленных из пластиковых бутылок. И несмотря на недолговечность оборудования – быстро выходят из строя – использовать их необходимо для создания хорошего настроения, развития духа соперничества и победы! Их можно изготовить и из поролоновых мочалок. То есть из любого подручного материала.
Важнейшим моментом в работе по сохранению и укреплению здоровья детей является включение упражнений по развитию дыхания в различные виды детской деятельности. Дыхание – физиологический процесс, от которого зависит здоровье в целом, физическая и умственная работоспособность, выносливость. У ребёнка жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, поэтому следует специально развивать лёгкие. Это будет способствовать профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, развитию речи, так как многие звуки требуют сильного выдоха. Это могут быть такие задания: изобразить, как гудит самолёт, паровоз, жужжит жук, пчела, или «нырнуть в воду», спрятаться и задержать дыхание. Полезно надувать шары, дуть в стакан с водой, с мыльными пузырями, дуть на бабочек, в трубку с мелкой крошкой пенопласта, конфетти. Во время таких занятий важно следить за детьми, чтобы не было гипервентиляции лёгких (учащённого дыхания, изменения цвета лица, дрожания кисте рук). Несмотря на лёгкость использования нестандартного оборудования необходимо учитывать следующие принципы:
оборудование может быть использовано как на физкультурных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей;
начинать упражнения от самых простых, постепенно переходить к более сложным, и разнообразить движения;
важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилось на одни и те же группы мышц;
в процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок;
с целью воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнения, исходя из их физических возможностей и уровня двигательных навыков.
Подводя итог вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что применение нестандартного оборудования действительно способствует повышению интереса к двигательной активности, делает занятия физической культурой привлекательными и эффективными. Нестандартное оборудование использовать просто необходимо в организации детской деятельности.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!