Женский журнал Ladyblue

Характеристика разных видов темперамента у детей. Типы темперамента ребенка

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш - флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Дети с самого первого дня не похожи друг на друга. И дело не только в цвете глаз. Различаются также реакция, скорость адаптации к окружающему миру и двигательная активность. Это и есть первые проявления темперамента у ребёнка. Хотя эта особенность человека является врождённой, яркие признаки будут видны только в дошкольном возрасте. С пяти-шести лет можно будет уже определить ведущий тип темперамента.

Ещё в Древней Греции ученые делили всех людей на четыре большие группы: флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики. Современные психологи установили, что чистые темпераменты в жизни практически не встречаются, чаще они искусно переплетены в каждом ребёнке, однако можно выделить преобладающие черты. Для того чтобы разобраться, какой у вашего малыша тип темперамента, развить его лучшие качества, понаблюдайте за поведением крохи в различных ситуациях.

Примеры поведения

Ребёнок падает на детской площадке: холерик будет винить других и гордиться своими травмами; сангвиник вскрикнет на мгновение и тут же забудет об этом; флегматик стойко стерпит и продолжит играть как ни в чем не бывало; меланхолик будет страдать, как будто рушится мир.

Прогулка отменяется: холерик начинает митинг протеста; сангвиник любит перемены и найдет альтернативное занятие; флегматику всё равно, но о прогулке он не забудет; меланхолик знал, что это случится, думает, что это было сделано специально.

В детском саду появился новый воспитатель: холерик видит в новом педагоге возможного соперника, проверяет на стойкость; сангвиник наслаждается ситуацией; флегматик не замечает изменений в течение нескольких дней – называет нового воспитателя именем прежнего педагога; меланхолик глубоко несчастен, поначалу видит в воспитателе врага.

Дано трудное поручение: холерик активизируется и быстро решает задачу; сангвиник рад и считает поручение интересным, но сдается, если возникают проблемы; флегматик медлит, размышляет, планирует, с трудом завершает задание; меланхолик воспринимает поручение как ещё одну тяжёлую ношу, но трудится над решением.

Ребёнок-холерик

Ваш дошкольник озорной и непоседливый. Это неугомонный забияка, который постоянно участвует в ссорах и скандалах, а чаще всего сам их организует. Речь ребёнка торопливая, очень эмоциональная и выразительная, с проглатыванием отдельных слов.

Движения маленького холерика резкие и энергичные. Новая информация усваивается стремительно, но уже через полчаса вылетает из головы. Он часто невнимателен, ему не хватает элементарной усидчивости.

По натуре холерик командир, но из-за вспыльчивости постоянно конфликтует со сверстниками. Он часто играет на публику и нуждается в постоянных зрителях, от которых ждёт ответной реакции.

Такой ребёнок не любит ждать и не умеет подавлять свои желания. Предпочитает шумную возню. Засыпает малыш долго из-за многочисленных впечатлений.

Как воспитывать маленького холерика

1. Направляйте бешеную энергию ребёнка в мирное русло. Например, запишите его в спортивную секцию, где он научится контролировать себя и свои силы.

2. Исключите из окружающей среды возбуждающие факторы: больше спокойных мультфильмов, сказок, размеренных игр.

3. Приучайте доводить начатое дело до логического завершения, воспитывайте сдержанность и настойчивость.

4. Исключите использование физической силы как меры воздействия. Помните, что агрессивность порождает агрессивность. Замечания произносите спокойным, но строгим голосом.

5. Уделяйте особое внимание воспитанию вежливости и хороших манер.

Ребёнок-сангвиник

Маленький сангвиник – это дружелюбный, жизнерадостный ребёнок, любящий общение. Будучи открытым и разговорчивым, он просто обожает новые знакомства и впечатления.

Малыш легко вливается в детский коллектив и без проблем адаптируется к непривычной обстановке. В ясельной группе он практически не плачет при расставании с матерью. Сангвиник хорошо ладит с другими детьми, избегает ссор и конфликтов. Но ему комфортно лишь тогда, когда он нравится всем без исключения.

Ребёнок-солнышко обожает активные, подвижные игры. Его любопытство воистину безгранично. «Объять необъятное» – его девиз. Он стремится узнать обо всем на свете, и это у него получается. Мгновенно переключаясь с одного объекта на другой, способен заниматься одновременно несколькими делами. Но если ему скучно, то он уже не может сконцентрироваться ни на одном предмете.

Как воспитывать маленького сангвиника

1. Этот милый ребёнок может пообещать, но не выполнить обещанного. Проверяйте, сдержал ли он данное вам слово.

2. Учите малыша доводить начатое дело до логического завершения. Формируйте устойчивые интересы и привязанности.

3. Обращайте внимание на качество выполняемой работы. Из-за многообразия интересов он может выполнять задания небрежно и поверхностно.

4. С осторожностью относитесь к похвале, иначе можете вырастить настоящего зазнайку.


Ребёнок-меланхолик

Послушные и мягкие меланхолики часто бывают застенчивыми, а одной из главных черт темперамента является нерешительность. Она проявляется во всем: мимике, движениях и речи. Будучи эмоционально неустойчивым, ребёнок остро реагирует на любую мелочь, способную вывести его из равновесия.

Одиночество меланхолика не страшит. Он предпочитает играть в спокойные игры. К новому коллективу привыкает долго и любит держаться в тени. Ребёнок опасается перемен и изменений в привычном укладе. В незнакомых ситуациях он чувствует себя растерянным и работает ниже своего потенциала.

Движения малыша неуверенные и суетливые. Речь тихая, но выразительная. Однако не следует считать его неудачником. Благодаря интуиции и умению улавливать настроение других людей из него может получиться великолепный писатель, артист или психолог.

Как воспитывать маленького меланхолика

2. Будьте нежны и внимательны с малышом. Не скупитесь на проявление тёплых чувств. Чаще используйте прикосновения и объятия.

3. Любая ситуация соперничества и конкуренции является для него стрессом. Старайтесь их избегать.

4. Всячески стимулируйте ребёнка проявлять инициативу. Давайте ему несложные поручения, развивая тем самым самостоятельность, общительность и активность. Например, предложите ему самому расплачиваться за покупки в магазине.

5. Давайте посильные задания. В ходе работы делайте перерывы, стараясь избегать переутомления.

Ребёнок-флегматик

Если смотреть на маленького флегматика со стороны, то кажется, что время рядом с ним остановилось. Ребёнок чаще всего спокоен и невозмутим. Он не очень любит перемены и с трудом привыкает к детскому коллективу.

Речь малыша нетороплива, без ярких жестов и мимики. Так как флегматик медлителен, ему требуется много времени, чтобы запомнить новую информацию. Однако полученные знания прочно закрепляются в детской памяти.

Чувства ребёнка ровные, глубокие и постоянные. Он предан своим друзьям, хотя их у него немного. Предпочитает тихие игры с двумя-тремя игрушками. В отношениях со сверстниками чаще ведомый, обижается редко. В детском возрасте флегматик миролюбив, не любит соревнований и риска.

Малыш засыпает очень быстро, а вот добудиться его намного сложнее. После пробуждения он поначалу бывает вялым и ворчливым.

Как воспитывать ребёнка-флегматика

1. Не подгоняйте ребёнка, пусть он работает в своем темпе. Старайтесь выработать у него способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

2. Развивайте интерес к двигательной активности через игры, в которых необходимы точность, ловкость и быстрота движений.

3. Поощряйте ребёнка выражать эмоции в полной мере. Пусть плачет, если ему грустно, или смеется, когда он испытывает радость.

4. Развивайте навыки общения, поощряйте инициативу при установлении контактов в коллективе сверстников.

5. Старайтесь развивать любознательность через чтение интересных книг, просмотр познавательных кино- и мультфильмов, посещение музеев. Обязательно обсуждайте впечатление от увиденного.

При воспитании ребёнка помните, что нет хороших или плохих типов темперамента; каждый из них имеет как негативные, так и позитивные черты. Старайтесь опираться на сильные стороны, чтобы добиться наилучшего эффекта от воспитательных мер.


Статьи по теме: Воспитание детей

LinaZ 30.10 14:14



И вообще, родители должны хорошо знать темперамент своего чада, тогда и проблем не будет в воспитании.

Ярослава 03.11 14:52
Цитата
LinaZ пишет:
Энка, не так-то просто холерику в жизни! Моя дочь - чистый холерик. И из-за её споров у неё порой бывают конфликты с другими людьми. Ведь мало того, что она великая спорщица, так она ещё и неуравновешенная личность.
Легче всего флегматикам. У меня отец был флегматиком. Уравновешенный - пушкой не прошибёшь! Я ни разу не слышала, чтобы он голос повышал. И брат такой же. Всё, что написано про флегматика - относится к нему. Правда, с небольшим уклоном в сторону сангвиника. Умница, каких сейчас мало. Хотя уже пошёл четвёртый десяток.
Очень сложно быть меланхоликам. Они близко к сердцу принимают абсолютно всё, но в то же время ничего не хотят сделать, чтобы улучшить свою жизнь. Сужу по своей маме.
И вообще, родители должны хорошо знать темперамент своего чада, тогда и проблем не будет в воспитании.
Что за немного странные рассуждения? Как-то Вы всех поделили и рассуждаете, что проще, а что нет. Всем бывает и легко, и трудно. Просто легче, когда понимаешь свои недостатки, или ребенка. Знаешь, с чем работать. И надо чтоб родители не давили. Я вот в детстве была чистым флегматиком. Родители нарадоваться не могли, и ни к чему не принуждали. А вот бабушка презрительно косилась в мою сторону, и говорила, что дети должны быть активными. А я какая-то больная, наверное. Хорошо хоть эти ее "Фи!" практически не доходили до моих ушей. Узнала о таком отношении намного позже, но все равно неприятно.
А ведь часто бывает, что родители придумали свой идеал ребенка и подгоняют под него. А это невозможно. Хорошо, что Вы здраво относитесь к темпераменту дочки.)

Воспитывать ребёнка-сангвиника достаточно легко: этакое весёлое и доброе «солнышко»! Почти всегда в хорошем настроении, редко капризничает, охотно учится, тянется к людям, умеет контролировать свои эмоции… Но не смотря на прекрасные исходные данные, его воспитание - это кропотливый ежедневный труд, который требует от взрослых любви и понимания. Помните, что нужно не подавлять темперамент вашего чада, а лишь научиться грамотно направлять его.

Типичный сангвиник

Нервная система у ребенка-сангвиника сильная и уравновешенная. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. К сангвиник тоже относится философски.

Любопытство и активность сангвиника не знает границ - кажется, что он постоянно стремится объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми (как детьми, так и взрослыми) - и при этом легко усваивает новую информацию, запоминает имена и лица, быстро осваиваются в новой компании и обстановке. Дети-сангвиники на вопрос: «с кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «со всеми».

Сангвиники - ярко выраженные эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. А все эмоции и чувства, которые сангвиника сами испытывают в данный момент, легко определить по выражению лица.

Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности - и вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. За власть не борются, легко идут на компромисс и легко переживают неудачи. И всё же благодаря бьющей через край энергии и отличному чувству юмора они часто занимают лидирующее положение в компании.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом подвижен, импульсивен, обожает шумные игры, быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Но из-за этого, увы, часто не доводят их до конца, забывая о нём или начиная скучать без новых впечатлений. Им трудно сконцентрироваться на неинтересных обязанностях, и они стараются поскорее избавиться от этого «груза».

Как его правильно воспитывать?

Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними. Если этого не делать, в будущем сангвиник будет так же потребительски относиться к людям, ни к кому не привязываясь и живя в стиле «а ля перекати-поле».

Не стоит поддерживать сангвиника и в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ребёнку глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребёнок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Воспитывая ребёнка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, маленький сангвиник перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

Ребёнку-сангвинику не помешают регулярные физические нагрузки, так как это проверенный способ выплеснуть их кипучую энергию. К тому же, спорт прекрасно дисциплинирует и закаляет характер. Правда, в спорте сангвиник не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс. Поэтому найдите ему хорошего, дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Важным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее).

Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей, лепка из пластилина и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут потихоньку развить собранность и аккуратность.

Родителям стоит мягко, но настойчиво подсказывать ребёнку-сангвинику, что именно следует переделать, если его работа выполнена неаккуратно или поверхностно. Хвалите ребёнка, когда он этого действительно заслуживает, но не позволяйте зазнаваться (есть такой грешок за этим типом темперамента) и постепенно повышайте планку, чтобы чаду было к чему стремиться. Лучший стимул для такого ребёнка - это сказать: «Ты можешь намного лучше. Попробуй ещё раз. Я уверен, что у тебя получится».

Многие сангвиники отличаются склонностью к созданию вокруг себя творческого бардака - это, в общем-то, естественный результат его увлечённости всем и сразу. Часто при недостатке самосознания и дисциплины эта привычка сохраняется и у взрослых людей. Казалось бы - ну какая разница, если человеку так удобней? Но на самом деле бардак незаметно вредит его создателю, ещё сильнее рассеивая внимание и без того забывчивого сангвиника, да и абсолютной чистоты в таких условиях ожидать нельзя. Поэтому лучше с детства приучать чадо наводить порядок после того, как он закончил одно дело и собрался приступать к следующему.

Задумываясь о том, как правильно воспитывать своего ребёнка, мы часто не принимаем во внимание тип темперамента, к которому он относится. А ведь от этого во многом зависит гармоничное развитие его личности. В частности, воспитание ребёнка-сангвиника имеет ряд особенностей и не является таким лёгким, как кажется на первый взгляд.

Темпераментом называют врождённые индивидуальные свойства психики, которые выражаются в динамике поведения. В его основе лежит сила или слабость нервной системы, а также подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Темперамент изменить нельзя, можно лишь слегка его подкорректировать. А выросшему малышу, при необходимости, всегда нужно будет контролировать и маскировать его. Поэтому, в процессе воспитания, важно вовремя определить у своего ребёнка ведущий тип темперамента и суметь под него подстроиться.

Всего их 4 вида:

  1. Флегматик: вдумчивый, спокойный, основательный, доводит начатое до конца, делает всё медленно, соблюдает порядок;
  2. Меланхолик: очень чувствительный, ранимый, неуверенный в себе, обладает развитой интуицией и творческими способностями;
  3. Холерик: смелый, быстро принимает решения, инициативный, вспыльчивый, подвержен частой смене настроения;
  4. Сангвиник: активный, жизнерадостный, умеет быстро переключаться с одного дела на другое.

Сангвиник – неугомонный весельчак

Нас интересует подробная характеристика ребёнка-сангвиника:

  • Шустрый, весёлый, эмоциональный;
  • С детства сангвиники общительны и дружелюбны;
  • Любят находиться среди людей, заводить новые знакомства;
  • К ним тянутся другие дети, и очень часто ребята с таким темпераментом становятся душой компании;
  • Они буквально заряжают своей энергией всех окружающих;
  • Сангвиники легко справляются с неудачами, быстро адаптируются к новым условиям, выносливы и работоспособны. (в зависимости от темперамента, малыши по-разному привыкают к детскому саду. Читайте статью о том, что нужно делать, чтобы наменее безболезненно прошла адаптация к детскому саду >>>)

Какие родители не мечтают о таком ребёнке? Действительно, плюсов у этих людей великое множество.

И несколько слов о слабых сторонах – куда без них:

  1. Сангвиники усердно что-то делают, пока испытывают к этому интерес. Как только они его теряют - тут же охладевают к работе, могут даже не довести её до конца;
  2. Терпения и усидчивости у них маловато;
  3. Чувства их зачастую бывают недостаточно глубоки и недолговечны. У сангвиников обычно много знакомых, приятелей, но может не быть очень близкого друга.

Что нужно для воспитания сангвиника

При всех достоинствах ребёнка-обладателя такого типа темперамента родителям всё-таки расслабляться не стоит, ведь важно:

  • направлять бурную энергию сангвиника в нужное русло;
  • заинтересовывать делами, игрой и личным примером;
  • развивать старательность, упорство сангвиника и умение доводить начатое до конца;
  • вовремя заметить талант ребёнка;
  • создавать комфортные условия для воспитания;
  • быть авторитетом для своего чада и выдерживать баланс контроля и самостоятельности (читайте статью по теме: как заставить ребенка слушаться ?>>>).

Поэтому если вы беспокоитесь о том, как способствовать гармоничному развитию детей-сангвиников, рекомендации по их воспитанию, приведённые ниже, можете смело выполнять.

Как воспитывать детей-сангвиников: контролируем слабые стороны

  1. Развивайте в ребёнке целеустремлённость. Чаще ставьте перед ним задачи, которые необходимо выполнить, делая упор на результат;

Например, смастерить что-то (игрушку, фигурку и т. д.), нарисовать, убрать за собой вещи, освоить новое занятие, выучить песню.

  • Сначала ставьте предельно простые задачи, затем нужно повышать их сложность;
  • Главное – чтобы они были выполнимые. Так вы сможете приучить ребёнка доводить начатое до конца, что является проблемной точкой для сангвиников. А навык этот, сами понимаете, - очень ценный для жизни и работы;
  • Не забывайте хвалить ребёнка за успешно выполненные дела, подкрепляя его стремление к цели и желание усердно трудиться.
  1. Обращайте внимание маленького сангвиника на то, насколько качественно он выполняет деятельность. Не должно быть небрежности и принципа «тяп-ляп»;
  • Приучайте к аккуратности и основательности;
  • Общайтесь с ребёнком на эту тему: «Тебе самому нравится (то, что сделал)?» или «Стоит ещё постараться».
  1. Контролируйте и направляйте действия малыша-сангвиника;
  2. Приучайте вашего «бурного деятеля» к порядку: регулярно убирать игрушки на своё место, кушать аккуратно, бережно обращаться с предметами, принимать пищу в одно и то же время;
  3. Воспитание ребёнка-сангвиника может быть построено и на строгости, но крайне нежелательно использовать крик и жёсткие ограничения. Спокойно и уверенно ставить свои условия – вот лучший вариант;
  4. Поощряйте ребёнка к разговору о чувствах, делитесь своими переживаниями («Я тебя люблю», «Я радуюсь, когда ты так делаешь», «Меня это огорчает»). Рассматривая книги, картинки, попытайтесь раскрыть ему внутренний мир героев на примере простых эмоций.

Воспитывая сангвиника, развиваем его сильные качества

  • Будьте энергичны и эмоциональны в общении с ребёнком. Так вы сможете его заинтересовать каким-либо делом, повлиять на поведение, привлечь к себе внимание, быть для него примером;
  • Улыбайтесь, рассказывайте смешные истории, делайте так, чтобы дома у сангвиника всегда преобладало хорошее настроение;
  • Будьте для ребёнка благодарным зрителем, поощряйте его артистизм, вместе разыгрывайте сценки;
  • Пусть ваш малыш всё время будет чем-то занят. Подвижные игры, рисование, лепка, танцы, совместное чтение и рассматривание картинок и пр. – виды деятельности, которые должны регулярно сменять друг друга при воспитании;
  • Излишняя похвала для сангвиников вредна, поскольку они склонны к «звёздной болезни». Она должна быть связана с конкретными делами и достижениями (читайте интересную статью: Как развивается ребенок, или неужели мы такие разные ?>>>);
  • Как воспитывать ребёнка-сангвиника, чтобы максимально раскрыть его талант? Наблюдайте за тем, чем он любит заниматься и что у него получается хорошо. Скорее всего, в этом направлении и следует развивать сангвиника. Если малыш что-то делает с энтузиазмом, то способен добиться больших успехов.

Следите за окружением ребёнка

  1. Обращайте внимание на то, с кем дружит, играет ваш ребёнок, как себя проявляет, как к нему относятся другие дети;
  2. Учите малыша-сангвиника уважать и слушаться старших, не должно быть панибратского отношения с его стороны;
  3. Контролируйте общение ребёнка с незнакомыми людьми. Сангвиник может легко поддаваться чужому влиянию, при этом не боится окружающих, поэтому с ранних лет закладывайте в мозг крохи правило, что с незнакомыми разговаривать нельзя и тем более что-то брать у них и куда-то с ними идти (важная статья на сайте: Как правильно гулять с ребенком ?>>>).

На основе темперамента формируются важные для жизни в обществе качества. Поэтому любые ваши действия в процессе воспитания должны быть направлены на раскрытие положительных сторон личности и сдерживание негативных. Чувствуйте своего ребёнка, реагируйте на его потребности и создавайте комфортные условия для развития.

Образ сангвиника практически у всех вызывает положительные эмоции. «Общительный, веселый, активный», - говорят о нем. Но у каждого вида темперамента есть свои «подводные камни». Знаете ли вы о них? Есть ли какие-то особенности в воспитании маленького сангвиника? Эти и другие вопросы предлагаю рассмотреть в нашей статье.

Ребенок-сангвиник? Вам повезло!

Впервые в детский сад! Волнуется мама, а малыш уже смело отпустил ее руку и показывает свою машинку шумным мальчишкам. И не обернулся вслед маме. И не заплакал. Он же сангвиник! Переживать некогда, еще столько нужно узнать и успеть. Правда, воспитателю придется быть начеку: спокойно сидеть на стульчике маленький сангвиник не будет.

Его любознательность, активность и отзывчивость покоряют воспитателей, а потом и учителей. Это они, дети-сангвиники, первые тянут руку на вопрос учителя. Это они участвуют во всех школьных мероприятиях. Это они всегда приветливы и улыбчивы, врожденный оптимизм не дает им унывать. Это сангвиников выбирают старостами класса, а позже, во взрослой жизни, назначают на вышестоящие должности.

Обидеть такого малыша трудно, а если и получится, долго дуться он не будет. И сам, если виноват, легко попросит прощения. Только долгого раскаяния не ждите: опять же некогда - нужно наслаждаться жизнью.

Собрались позвать гостей? Ребенок будет только рад, даже если среди них будут незнакомые. Маленький непоседа очарует всех своей непосредственностью.

Нужно приготовиться к урокам? Нет проблем: убиваем сразу несколько зайцев: слушаем аудиокнигу, делаем поделку, пока подсыхает клей или краска, решаем математику. А потом спешим к друзьям, и, спускаясь по лестнице, доучиваем стихотворение.

Отрицательные черты маленьких сангвиников

И этот же школьник-сангвиник вроде и встанет утром пораньше, а все равно опоздает на урок, потому что перед самым выходом замешкается в поисках второй рукавички. А она, рукавичка, окажется в той самой горе книг и тетрадей на письменном столе. Но ребенок совсем не виноват в таком беспорядке: столько всего навалилось, не до уборки ему!

Да, к сожалению, дезорганизованность - характерная черта больших и маленьких сангвиников. Такими они родились и винить их в этом равносильно тому, что ругать за курносый нос или длинные ноги.

Будем спасать и приучать к порядку.

Начнем с малышей. Главная проблема (и не только сангвиников) - уборка игрушек.

* С 1,5 до 5 лет учим своим примером, вместе убираем предметы и проговариваем: «Мы игрушками играли и в коробку убираем!»

* Приучаем к режиму, в котором обязательно выделено время на операцию «ЧИП» (чистота и порядок). Следуем традиции: перед прогулкой или сном складываем все по местам.

* Играем в «Индейца Джо», правила просты: «К нам едет индеец Джо! Те игрушки, которые не успели попрятаться по своим домикам, индеец берет в плен на месяц». Через назначенное время в комнате появляется Джо в лице папы (а чаще мамы) с коробкой, в которую попадают глупенькие машинки и куклы. Месяц им бедным приходится жить на балконе.

* Игру можно продолжить и предложить договор обмена: меняем одну пленную игрушку на три свободных. Так дети освободят комод от ненужных вещей.

* Когда игра в пленных надоест, можно применить гонки «Поймай сбежавшие игрушки», или поиски детективов: собирать вещи по заданному цвету, форме и др.

* Мало сказать ребенку: «Убери книги на столе». Лучше поставить перед фактом: «Нужно срочно убрать книги на столе». А потом и алгоритм действий добавить: куда, что и в какой последовательности складывать.

* У меня есть одни знакомые. Обычная семья с двумя детьми, но у них всегда порядок. И не потому, что они часто убираются. Они просто не наводят беспорядок. У каждой вещи свое определенное место, на которое они почему-то сразу ее помещают.

* Наведение порядка дети воспринимают как наказание и поэтому так не любят все это мероприятие. А вот если б они знали, что в итоге их приласкают и похвалят, может настрой был совсем другой?

* Тут есть и еще одна сторона: психологи напоминают, что дети непослушны тогда, когда ждут нашего внимания. Они, несчастные, готовы и на наш негатив, лишь бы встретить наш взгляд. Поэтому мы будем чаще хвалить своих маленьких сангвиников.

* Приучить к порядку можно закреплением за чадом определенных зон: его комнаты или, если ее нет, стола, полки, шкафа и др.

Беспорядок у сангвиника еще и в голове. Творческий, конечно. Он, как восприимчивая и эмоциональная натура, с увлечением берется за какой-нибудь проект (а то и два), но быстро остывает к нему и ищет уже другое дело. Сформировать привычку концентрироваться на работе и доводить ее до конца желательно до подросткового возраста. В помощь родителям обычный контроль качества и завершения выполняемой работы. Хорошо бы еще и участвовать в увлечениях своего чада, подогревать тем самым его интерес.

Еще одна особенность сангвиников, которая им часто мешает - излишняя эмоциональность . Дело в том, что они сначала говорят, а потом думают. Это их слово-воробей «вылетит - не поймаешь». Это они позже оправдываются: «А я передумал!» Психологи в этой ситуации советуют говорить медленнее (наверное, чтобы успевать подумать) или вообще выдержать паузу перед ответом. Но кто знает, сколько лет понадобится нашим детям, чтобы научиться контролировать свою речь.

Другая слабость ребенка сангвиника - им часто овладевает разочарование в людях, делах. Тогда ему очень нужна поддержка, сочувствие других людей. Правда, благодарности он долго испытывать к своим помощникам не будет. Также относится он и к многочисленным друзьям: забывает о них, встречает новых. Возможно, дает им какие-то обещания и не всегда сдерживает их.

Вот такой образ яркой бабочки получился: яркой, легкой и беззаботной. Только вот и дождь может пойти, и ветер подуть. Остается только подготовить маленьких сангвиников к такой непредсказуемой «погоде».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!