Женский журнал Ladyblue

Какие принципы не относятся к воспитанию. Принцип личностного функционирования

Тема 5–6. Принципы воспитания

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема 5–6. Принципы воспитания
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

1. Понятие о закономерностях и принципах воспитания.

2. Характеристика принципов воспитания.

3. Взаимосвязь принципов воспитания.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. – М., 1982.

2. Воспитательная система школы: проблемы и поиски /Сост. Селиванова Н.Л. – М., 1989.

3. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.

4. Поташник М.М. Оптимизация системы воспитательной работы общеобразовательной школы. – М., 1987.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.

6. Учебные пособия.

7. Щукина Т.И. особенности и закономерности воспитательного процесса. – М., 1984.

8. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителœем. – М., 1986.

1. Закономерности воспитания – объективные, устойчивые, повторяющиеся связи в воспитательном процессе.

Выделяют общие закономерности воспитания:

· Обусловл.воспитания социальными потребностями и экономическими условиями;

· Взаимосвязь процессов воспитания, обучения, развития;

· Зависимость воспитания от индивидуальных и возрастных особенностей личности;

· Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе.

Помимо общих закономерностей выделяют ʼʼспецифическиеʼʼ закономерности, присущие для конкретного процесса. Понятие ʼʼспецифические закономерностиʼʼ тождественно понятию ʼʼпринципы воспитанияʼʼ.

Принцип (от лат слова principium – основа, первоначало) есть основное требование к деятельности и поведению.

В любой деятельности принцип отражает основополагающие фундаментальные положения, которыми человек руководствуется.

Принципы воспитания - ϶ᴛᴏ требования, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми руководствуется учитель, формируя личность. Принципы воспитания, на базе которых определяются содержание, формы и методы воспитательной работы в школе, достаточно глубоко разработаны педагогикой и являются руководством к действию как для теоретиков, так и для практиков педагогического процесса. Причем очень важно, чтобы каждый учитель по отношению к каждому ребенку руководствовался не каким-то одним принципом воспитания, как это часто бывает, в системой принципов и правил.

Рассмотрим некоторые из существующих систем принципов.

Так, Татьяна Андреевна Ильина выделяет такие принципы воспитания:

1.Общие принципы воспитания

а) принцип целœеустремленности процесса воспитания.

Цель – воспитание гармонично развитой личности.

б) принцип единства и взаимосвязи всœех сторон воспитания (нравственное, этическое, умственное, экономическое и т.д.)

II. Принцип организации работы воспитателœей

а)принцип единства действий всœех воспитателœей (школа, семья, общественность)

б)принцип сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности учащихся.

в)принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся.

III. Принципы, связанные с общей методикой воспитания.

а) принцип воспитания в коллективе и через коллектив

б)принцип воспитания деятельности

в)принцип уважения к личности и требовательности к ней.

Макаренко говорил, что нужно предъявлять как можно больше требований к человеку, но вместе с ним и проявлять как можно больше уважения к нему.

г)принцип опоры на положительное в человеке.

Проектируя личность воспитанника, нужно подходить к нему с оптимистической гипотезой, с верой в то хорошее, что в нем есть и что может еще развиться. Педагогический оптимизм основан на знании способов разрешения базовых противоречий развития личности школьника, на убеждении, что даже самый запущенный ребенок несет в себе много положительного.

П.Блонский писал: ʼʼНужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совместно с учеником бороться против его недостатков.

И.Ф.Харламов предлагает свою систему принципов воспитания:

1. Принцип воспитания развивающейся личности в деятельности.

В связи с этим учащихся крайне важно включать в разнообразные виды деятельности6

а) учебно-познавательную;

б)общественная;

в) морально-познавательная;

г) нравственно-практическую;

д) художественно-эстетическую;

е) физкультурно-оздоровительную;

ж) производительный труд.

2.Принцип стимулирования активности формируемой личности.

Искусство воспитания в данном случае состоит в том, чтобы создать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся внутренних противоречий между тем, какой он есть и каким должен быть и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятельности.

На базе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установки как стимулы ее активной деятельности.

3.Принцип гуманизма и уважения к личности воспитанника в соглашении с высокой требовательностью. Гуманное отношение - ϶ᴛᴏ прежде всœего бережное отношение к личности ребенка, часто столь незащищенной.

Бережность - ϶ᴛᴏ то, что должно быть в каждом педагогическом поступке, в каждом педагогическом действии. Не навредить, не подавить, не оскорбить, не унизить, не убить! Об этом всœегда должен помнить педагог, ибо учитель кончается там, где обрывается нить гуманистического начала. Бережное отношение - ϶ᴛᴏ гарантия свободного развития каждого ребенка.

4.Принцип перспективных линий

В процессе воспитания крайне важно открывать перед учащимися перспективу их роста͵ помогать им добиваться радости успехов.

5.Принцип опоры на положительные качества учащихся.

6.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

7.Принцип воспитания в коллективе через коллектив.

8.Принцип единства и согласованности педагогических усилий (школа, семья, общественность).

– Сопоставьте эти системы? Чем отличаются? Что общего?

Данные системы мало чем отличаются, ибо принципы исходят, а следовательно и отражают основные закономерности процесса воспитания.

Характер воспитания на всœех исторических этапах определяется объективными потребностями общества. На современном этапе обществу необходима творческая самобытная личность, и принципы, ᴛ.ᴇ. требования, с учетом которых крайне важно осуществлять учебно-воспитательную работу в школе, помогают решить эту задачу.

При этом, учитывая многогранность процесса воспитания, специфику формирования личности, крайне важно учитывать, помимо общих принципов и ряд частных.

К ним относятся:

1. Принцип единства жизни и воспитания.

Этот принцип требует учитывать не только состояние ребенка в школе, но и всю его жизнь, всœе его отношения.

Главное относиться к школьнику не только как к воспитаннику, но и как к человеку, способному создать свою судьбу, улучшить мир окружающих обстоятельств. Под обстоятельствами следует понимать не только микромир школьника, не только то общество, в котором он живет, но и ту сферу общения, те методы организации коллективной жизнь, в которой ребенок проявляет себя как личность.

2.Принцип единства умственного и трудового воспитания.

Этот принцип должен осуществляться в школе, в семье, во всœей жизни ребенка. Как можно раньше ребенок должен быть включен в процесс самообразования, ибо учение - ϶ᴛᴏ сложный воспитывающий труд.

Но этого мало в наше время. Важно, чтобы ребенок мог найти практическое применение своим знаниям уже за школьной скамьей. Важно, чтобы у него была возможность реально, по силам зарабатывать деньги. Создание всœевозможных мастерских на базе школ, помощь в трудоустройстве школьников в каникулярное время – хорошая основа как для последующей профориентационной работы, так и для частичного решения материальной проблемы.

3.Принцип морально-психологической подготовки школьников к самостоятельной жизни.

Этот принцип тесно связан с предбудущим, ибо если ребенок со школьной скамьи найдет применение своим знаниям, умениям, навыкам, приучит себя хотя бы частично обеспечивать свои материальные потребности, поймет, как зарабатываются деньги, то ему намного легче адаптироваться, когда он встанет на самостоятельный путь.

Безусловно, в данном должна помогать школа. Прежде всœего через соединœение производительного труда с обучением. При этом не всœегда у школы достаточно средств для этого и не всœегда руководители шефствующих предприятий помогают в решении этой проблемы. Чаще всœего, когда руководитель школы обращается за помощью, просит создать на базе школы какой-то цех, директора предприятий отказываются идти на это. Не хватает самим средств, а тут еще школа.

4.Принцип единства труда и наслаждения.

Труд, приносящий радость, формирует человеческие свойства, делает человека счастливым.

В педагогике существует формула, которая способна привести к воспитательным удачам: ʼʼТрудовое усилие – наслаждение – трудовое усилиеʼʼ.

Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. В случае если ребенок получил удовольствие от того, что он сам что-то сделал, важно, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся.

5.Принцип единства детской самодеятельности и самовоспитания.

Этот принцип осуществляется, когда каждый ребенок стремится выполнить свой долг, с уважением относится к тому, к чему себя побуждает.

В случае если сами дети являются непосредственными участниками утверждения моральных принципов в своем общении, в случае если они своей волей и способностями могут формировать ценностные ориентации в своем классе, значит учитель должен направить основные усилия на то, чтобы культивировать такие формы детской самодеятельности. Важно создать такие условия, чтобы каждая отдельная личность могла бы в полную меру проявить себя, чувствовать свою защищенность, развивать свои наклонности.

6.Принцип единства моральных норм и нравственного поведения.

Нравственность не воспитывается по частям. Она в своих проявлениях ситуативна и выступает как результат всœей жизни человека, его труда, отдыха, учения, отношений. Нравственность целостна. Она неотделима от личности школьника, от всœей его жизни. Она проявляется во всœех его поступках и отношениях.

При этом ребенок не может только сам творить свою нравственность. К вершинам подлинного долга, добра, совести, идеала он приходит через постижение норм нравственности: через познание окружающей жизни, через свою собственную боль и радость, через свои и чужие оценки людских поступков.

Воспитатель должен помочь школьнику познать, почувствовать, проанализировать, поступить так или иначе, сделать свой выбор.

7.Принцип связи этического и эстетического.

Важно научить детей жить по законам красоты. А для этого нужно, чтобы дети знали подлинное искусство. Искусство формирует эмоциональный строй души, развивает творческое воображение, дает высокую творческую одухотворенность. Отношение к искусству характеризует духовный мир человека в целом. По тому, как человек судит об искусстве, можно часто судить и о его отношении к людям. Искусство обогащает человека, делает богаче, интереснее.

8.Принцип связи эмоциональной культуры с развитыми формами общения.

Эмоциональное развитие ребенка достаточно сложная проблема. Жизнь ребенка в нашей стране намного сложнее, чем у взрослого.

У него самый большой рабочий день. А в условиях постоянного физического роста это очень сложно. Ребенку постоянно приходится осваивать что-то новое, сталкиваться с трудностями непонимания, запретов, даже оскорблений и насилием. А это сказывается, достаточно негативно, на его эмоциональной структуре.

По этой причине, в случае если мы хотим сформировать здорового, психически полноценного ребенка, мы должны сделать так, чтобы жизнь его была наполнена позитивными эмоциями, чтобы его деятельность доставляла максимум радости.

9.Принцип свободного развития и раскованности детей.

Каждый ученик чувствует себя более раскованным, в случае если он знает, что учитель не будет умолять его достоинства в присутствии его сверстников. Ученики хотят иметь учителя, который приятен и раскован.

Ученики чувствуют себя более защищенными, когда отсутствует страх, когда педагог не устраивает детям ловушек.

Учитель старается укреплять в учениках чувство уверенности в своих силах. Учитель поддерживает состояние позволительности, ʼʼсвободностиʼʼ в классе (можно отвечать сидя, можно спокойно выйти из класса при крайне важно сти и т.д.)

10.Принцип защищенности.

Детское общение бывает злым и беспощадным, в нем нередко возникает атмосфера жестокости. Иногда педагоги, поощряют различные формы детской жестокости.

Незащищенность приводит к тому, что у ребенка убивается его самостоятельное начало, гасится индивидуальность, приглушается острота чувства собственного достоинства. Ваш ученик стал плохо учиться, пропускает занятия, следовательно, он потерял веру в свои силы. Он отстал так, что не в силах самостоятельно наверстать упущенное. Ему стыдно перед классом. Вы должны помочь ему. Часто ребенок страдает оттого, что оказывается в моральной изоляции. Здесь тоже должен помочь учитель. При этом это не значит решить всœе за ученика, взять всœе проблемы на себя. Деятельное начало должно оставаться у ученика. Вы лишь подталкиваете его к этой деятельности.

11.Принцип повышения чувства собственного достоинства.

Это означает показать каждому ребенку его достоинства, его возможность, его сверхзадачи.

Чувство собственного достоинства является своеобразной мерой развитых способностей, мерой самочувствия, статуса и самооценки личности.

Ребенок с высоким чувством собственного достоинства ориентируется на такой тип поведения: ʼʼЯ это тоже смогу сделать, раз другие смоглиʼʼ.

У ребенка с высоким чувством достоинства нет надломленности, ему незачем лгать, унижаться, бояться наказаний.

12.Принцип меры.

Мера - ϶ᴛᴏ гармония. Это согласованность принципов, приемов, форм, методов, результатов воспитания.

Гармония не приходит сама по себе, без потрясений, переживаний, временных разочарований и утрат.

Мера - ϶ᴛᴏ бесконечный диалог страстей, мыслей, порывов. Но общими усилиями должна быть найдена истина, которая совпадет с идеалами добра и красоты.

Ряд мер есть путь к идеалу. Важно увидеть тенденцию движения этого ряда. А посœему нужно помнить, нет мелочей в педагогическом делœе: сегодня вас пытался обмануть ученик, не предупредив заранее, что не готов. Не заметить, пропустить, сослаться на случайность, временную слабость. Конечно, нет. Ибо это нарушение меры, нарушение гармонии.

Все принципы, о которых сегодня шла речь проявляются в единстве: нельзя, к примеру, принципы бережного отношения к личности рассматривать в отрыве от единства высоких требований к ребенку. Так и с остальными принципами. Все они взаимообусловлены и неделимы. А в связи с этим в работе учителя должны образовывать гармоническое целое. Найти меру их согласованности – в данном состоит великое искусство педагогических действий. И в связи с этим нужно учиться.

Все эти принципы не появляются откуда-то извне. Все они вытекают из закономерностей педагогического процесса, которые определяются как устойчивые, повторяющие и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

К числу общих закономерностей относится зависимость процесса воспитания на всœех этапах развития общества от объективных потребностей общества.

К числу общих закономерностей относится и то, что цели, содержание и методы воспитания едины, а также то, что структурные компоненты педагогического процесса: процессы образования плюс процессы воспитания неразделимы.

Принципы, о которых шли разговоры, можно рассматривать как частные закономерности.

Тема 5–6. Принципы воспитания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 5–6. Принципы воспитания" 2017, 2018.

Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

    обязательность;

    комплексность;

    равнозначность.

Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса.

Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны , среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый):

    общественная направленность воспитания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитаннике;

    гуманизация воспитания;

    личностный подход;

    единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.

Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

    понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

    уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

    развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

    понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

    сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

    бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

    нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания.

Он требует:

    гуманного отношения к личности воспитанника;

    уважение прав и свобод;

    предъявление посильных и разумно сформулированных требований;

    уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;

    уважение права человека быть самим собой;

    доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

    ненасильственного формирования требуемых качеств;

    отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;

    признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

5. Личностный подход.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

    умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;

    постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

    своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

    максимально опирался на собственную активность личности;

    сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

    развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Страница 15 из 23

Принципы воспитания.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

В случае реализации этого принципа воспитание выполняет следующие функции:

В определенной мере определяет, как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные и поведенческие “сценарии”;

Получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности в позитивном аспекте;

Может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем;

Получает возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

Отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

Осозновал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

Имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

Формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

Осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно “потребляющего”, сберегающего и воспроизводящего ее.

Принцип культуросообразности воспитания , сформулированный в ХIХ в. немецким педагогом Ф.Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед воспитанием стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, которые могут затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности воспитания одним из оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей, которые учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, разделяются на три слоя. Первый слой – индивидуальные нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй слой – нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий слой – индивидуальные нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин ученого-педагога А.Т.Куракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива – не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один – ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, которые регламентируют коллективно-значимое поведение личности; другой – те нормы и ценности, которые, в принципе не противореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и членам коллектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Эта структура отражает деловые отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект – это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится основой проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность – способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для развития человека.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности:

Физическое развитие (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой);

Сексуальное (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности и др.);

Интеллектуальное (развитие интеллектуальных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах интеллектуальной деятельности);

Социальное (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие практически-действенных задатков и способностей; формирование и коррекция умений и культуры социального поведения);

Развитие субъективности (развитие рефлексии и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других – меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике привели к необходимости сформулировать в качестве важнейшего для педагогики принцип диалогичности воспитания.

Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми следующими ценностями:

Выработанными историей культуры конкретного общества;

Свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур;

Индивидуальными конкретных членов воспитательной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в жизнедеятельности воспитательной организации, наряду с обменом, происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер свойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации, если:

Воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.

Принцип незавершаемости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершаемое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самими собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.

В соответствии с принципом незавершаемости воспитания его необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность “состояться заново”: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире, заново самоутвердиться.

Принцип дополнительности в воспитании. Этот общенаучный методологический принцип, сформулированный выдающимся датским физиком Нильсом Бором в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики, имеет большое значение как для теории воспитания, так и для воспитательной практики.

Его применение предполагает следующий подход к определению воспитания:

Рассматривать воспитание как один из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственная, региональная, муниципальная, локальная), и воспитательные организации различных видов и типов;

Рассматривать социальное воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

Признать, что процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя, хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности в воспитании.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Общие принципы воспитания : принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

Принципы социального воспитания : принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.

Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.

Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников : принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Педагогическая наука устанавливает закономерности воспитания и на их основе формулирует принципы.

Закономерности воспитания – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, которые отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

И.П. Подласый формулирует следующие основные требования , которые должны предъявляться к принципам воспитания:

Обязательность . Принципы воспитания это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них (например, принципов гуманизма, уважения к личности) может быть привлечен даже к судебному преследованию.

Комплексность . Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность . Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число принципов воспитания объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Кроме того, принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.



В настоящее время существует множество классификаций принципов воспитания. Если одни принципы в различных авторских классификациях повторяются, то есть, являются инвариантными, то другие – отличаются уникальностью и свойственны только для конкретной системы принципов. Приведем ряд классификаций принципов воспитания, которые присутствуют в педагогической литературе.

Классификация принципов воспитания В.А. Сластенина. В.А. Сластениным предложена самая развернутая классификация принципов воспитания, включающая в себя так называемые метапринципы (основополагающие принципы, основанные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе) и частные принципы , которыми воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Метапринципы воспитания

1. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Этот принцип В.А. Сластенин определяет как ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания, так как он основывается на закономерности – чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

2. Принцип природосообразности воспитания . В основе этого принципа лежит закономерность, связанная с центрацией воспитания на развитие личности. Современная трактовка данного принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

3. Принцип культуросообразности воспитания . Данный принцип основывается на следующей закономерности воспитания – развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

4. Принцип деятельностного подхода . Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития.

5. Принцип личностного подхода . Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Основанный на этой закономерности принцип требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия . Этот принцип требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в процесс педагогического взаимодействия личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

7. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода . Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

8. Принцип индивидуально-творческого подхода основывается на следующей закономерности – саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

9. Принцип профессионально-этической взаимоответственности . Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Частные принципы воспитания

1. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

2. Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой . Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт.

3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу . Этот принцип, тесно связан с предыдущим. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако как подчеркивал А.С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

4. Принцип эстетизации детской жизни . Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников . Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.

6. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему . Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С. Макаренко: «как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной.

7. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности . Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

8. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности . Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

9. Принцип увлечения перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости . Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является мощным источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога – помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

10. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий . Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического воздействия очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

Классификация принципов воспитания П.И. Пидкасистого.

1. Принцип ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

2. Принцип субъектности – педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет Другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?».

3. Принцип согласованности социальных норм, правил жизни и автономности неповторимой личности каждого ребенка . Этот принцип гласит – принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» – эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания, считает П.И. Пидкасистый, придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую и этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Классификация принципов воспитания И.П. Подласого.

1. Общественная направленность воспитания . Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Однако стоит помнить, что школа призвана удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом . Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

3. Опора на положительное в воспитании . Требования этого принципа просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания. Основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т.п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – это и есть задача воспитания.

4. Единство воспитательных воздействий . Этот принцип называют также принципом координации усилий школы, семьи и общественности. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые тянули воз в разные стороны. Воспитанник при этом испытывает огромные нервные перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Кроме того, И.П. Подласый отмечает, что «в систему нередко включают также принципы гуманизации , личностный (индивидуальный) подход , национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гуманизация воспитания, личностно ориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды».

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «внешние противоречия воспитания»? Объясните в чем, на Ваш взгляд, проявляются противоречия между:

– семьей и школой;

– словом и делом;

– требованием педагога и нежеланием ребенка;

– требованием педагога и несформированностью у ребенка выполнять требование;

– требованием педагога и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания.

2. Какие из внешних противоречий воспитания Вы считаете наиболее сложно разрешаемыми?

3. Что такое «внутренние противоречия воспитания»? Приведите пример противоречия между целями, которые ставит перед собой личность, и способами их достижения.

4. Как определяется цель воспитания в педагогике?

5. Какие факторы влияют на формирование общих целей воспитания? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Каким образом выделяется индивидуальная цель воспитания?

7. Каковы основные задачи воспитания?

8. Что такое «функция воспитания»? В чем заключается содержание следующих функций воспитания: культурно-созидательной, гуманистической и функции социализации и социальной адаптации?

9. В чем отличие между понятиями закономерности и принципы воспитания?

10. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?

11. Почему, на Ваш взгляд, в педагогики существует так много классификаций принципов воспитания?

12. Назовите основные метапринципы и частные принципы воспитания, которые предлагает В.А. Сластенин.

13. Охарактеризуйте содержание следующих принципов воспитания:

– принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

– принцип природосообразности воспитания;

– принцип культуросообразности воспитания;

– принцип персонализации педагогического взаимодействия;

– принцип профессионально-этической взаимоответственности;

– принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

– принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

– принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

– принцип опоры на положительное в человеке.

14. Каковы принципиальные отличия классификации принципов воспитания В.А. Сластенина от классификаций И.П. Подласого и П.И. Пидкасистого?

Основная:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

3. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Дополнительная:

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

2. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.

5. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!