Женский журнал Ladyblue

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников. Песочная анимация

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.

Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.

Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.

Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.

Метод песочной терапии

Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.

Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.

Терапия песком в детском саду

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.

Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.

Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.

При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.

У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.


Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.

Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Особенности занятий песочной терапии

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.

Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).

В дополнение для занятий по потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.

Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.

Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).

С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.

В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.

Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная играхорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Актуальность: В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Количество занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-6 (20-25 мин) и 6-7 лет (по 25-30 мин). Занятия планируется проводить 1 раз в неделю во второй половине дня.

Условия реализации программы:

Материально-техническая база:

Наличие светового стола, кварцевого песка, приспособлений для рисования по песку.

Наличие магнитофона, проектора для просмотра анимаций.

Методы и приёмы:

Технические приёмы рисования песком:

    рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, несколькими пальцами одновременно, симметрично двумя руками, насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего, скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения; выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро; создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Цель и задачи программы:

Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

    развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков; тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (); равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками; гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у детей).
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 5-7 лет
Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы обучения по данной программе

Ожидаемые результаты реализации программы за два года обучения

К концу первого года

К концу второго года

Умеют выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро

Умение насыпать песок из кулачка и отсекать лишнее

Умеют создавать изображения предметов, дополнить декорационными материалами

Умение рисовать симметрично двумя руками

Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры

Умеют создавать индивидуальные и коллективные рисунки, применяя дополнительные декоративные материалы (камушки, веточки)


Использовать различные цвета светового стола в соответствии с временем года и изображением


Умение трансформировать, изменять детали в песочном изображении с применением покадровой съёмки с дальнейшим получением анимации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

    организация показа для родителей, участие в тематических мероприятиях, в конкурсах.

Тематическое «Песочная анимация»

для детей 5-6 лет

Название темы

Количество занятий

Сентябрь

«Песочная сказка»

Тактильное знакомство с песком, свободное рисование на песке с применением различных приспособлений

«Картинки на песке»

Дети практикуются рисовать на песке, используя ладонь, пальцы рук.

Итого: 4 занятия

«Огород»

Создание песочной анимации «Как росла тыква» (морковь)

«Лес, точно терем расписной»


Итого: 4 занятия


«Обитатели осеннего леса»

Свободное рисование жителей леса: ежа, белки и др.


«Едем, едем, едем в далекие края»

Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т. д. по замыслу или с использованием трафаретов, схем.


Итого: 4 занятия

«Дремлет лес под сказку сна»

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи, метели.

«Зимние превращения»

Рисование хрустальных снежинок, морозных узоров. Превращение изображения человека в изображение снеговика. Превращение осеннего пейзажа в зимний.

Итого: 4 занятия


«Бабушкины сказки»

Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок, чтение отрывков наиболее известных сказок, игры-драматизации на основе сказок, рисование сказочных домиков, сказочных героев.

«На дне морском»

Просмотр фильмов, открыток, иллюстраций, марок на морскую тему, рисование морских пейзажей, рыб, обитателей, коллективная работа «Морское дно».

Итого: 4 занятия

«Волшебные превращения»

«День Защитника Отечества»

Рисование портрета пап, братьев, дедушек, друзей по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

Итого: 4 занятия


«В далеком космосе».

Чтение стихов, отрывков произведений о космосе, рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок, инопланетян.

«Весенние цветы»


Итого: 4 занятия

«Весенний пейзаж»

« Пасхальные натюрморты»

Рисование пасхальных натюрмортов с использованием разных приемов рисования на песке.

Итого: 4 занятия

«Бабочки»

Рисование бабочек разных форм, используя разные приёмы рисования на песке. Составление композиций из бабочек.

«Песочное шоу».

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»).

Итого: 4 занятия


Тематическое планирование занятий «Песочная анимация»

для детей 6-7 лет

Количество часов

Сентябрь

«Песочный натюрморт»

Воссоздание натюрморта с использованием разных приемов рисования на песке.


Видоизменение песочного рисунка с целью получение анимации.

Итого: 4 занятия

«Песочные превращения»

Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему.

«Осенний лес»

Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.


Итого: 4 занятия


«Транспорт нашего города»

Свободное рисование сюжетов с изображением различных видов транспорта по замыслу или с использованием трафаретов, схем.


«Волшебные превращения ладошки»

Видоизменять отпечаток ладошки в различные образы. Самостоятельный выбор приёмов рисования песком.

Итого: 4 занятия

«Зимний лес»

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи.

«Песни метели»»

Рисование метели под музыку. Рисование зимнего сюжета на фоне.

Итого: 4 занятия


«Мои любимые герои сказок»»

Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев в движении. Мультипликационнаая анимация.

«Аквариум»

Рассматривание картинок с изображением рыбок. Рисование рыбок в аквариуме, прорисовывая чешую. коллективная работа «Морское дно».

Итого: 3 занятия

«Волшебные превращения»

Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики.

«Моя семья»

Рисование семейного портрета по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

Итого: 4 занятия


«Сказочные замки».

Рассматривание замков на иллюстрациях в книгах, рисование сказочных замков с прорисовкой мелких частей.

«Весенние цветы»

Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах.

Итого: 4 занятия

«Весна идёт»

Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.

«Зоопарк»

Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции.

Итого: 4 занятия

«Скоро лето»

Беседа с детьми, где бы они хотели отдохнуть летом. Рисование летних композиций с трансформацией задуманных образов. используя разные приёмы рисования на песке.

«Песочное шоу».

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»).

Итого: 4 занятия

Общее количество занятий в год: 35 занятий

Список литературы,

используемой для работы по данной программе

    Васильченко, Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
    Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» // /Дошкольная педагогика.-2004.N5.-С.26-29
    Жителева, С.С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-N4.-С.65-68 Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время популярным.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомним песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. У каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте детей начинает манить к нему: им хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем лопаточкой, выкопать ямку.

1 Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет также, как рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его можно размазывать по стеклу.

На развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы, т.к. песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень благоприятно заниматься песочной терапией с эмоционально нестабильными детьми.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!