Женский журнал Ladyblue

Профессиональные качества педагога дошкольного учреждения. I

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

    педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

    эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

    педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

    педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

    педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

    культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - коллеги»;

    педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет.
Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть своего времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.



Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:
1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности
2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.
Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Даминова Лола Табаровна

Мы, родители Макеева Артема, воспитанника детского сада «Семицветик» старшей группы «Ягодка», считаем кандидата Саитову Софию Зиевну достойной победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». С нашей точки зрения, педагог обладает глубокими профессиональными знаниями, увлеченностью процессом воспитания и обучения детей. Она находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику в отдельности. София Зиевна активно развивает творческую личность каждого ребенка, поддерживает его индивидуальность, одобряет даже самые незначительные успехи ребенка. Прививает жизненные ценности воспитанникам. Дети, в свою очередь, относятся с любовью и уважением к Софии Зиевне, чувствуя чистоту и доброту её души.

Хочется отметить и активное взаимодействие с родителями своих воспитанников. Она всегда внимательно выслушает позицию родителей, поможет советом, сопереживает. София Зиевна создает условия, побуждающие родителей к активному участию в жизни группы.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка. И мы с уверенностью можем сказать, что нам безумно повезло, что наш сын воспитывается в детском саду у педагога Софии Зиевны Саитовой.

Макеев Александр Владимирович

Профессиональные качества воспитателя.

Софья Зиевна обладает обширными знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Она очень грамотная, опытная, ответственная, умеет подойти тактично и индивидуально к каждому родителю и ребенку.

Личные качества воспитателя.

Педагогу присущи такие качества, как доброжелательность, спокойствие, рассудительность, энергичность, деликатность и тактичность.

К особенностям преподавания Софии Зиевны можно отнести педагогику сотрудничества, применение в повседневной жизни игровые приемы и наглядные материалы, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка. Воспитатель уделяет большое внимание организации сюжетно-ролевых игр, распределению ролей, выборе сюжета, подготовка материала для игр, сама владеет артистическими данными, чем увлекает детей театральной деятельностью.

Наш воспитатель, несомненно, достоин победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». Она педагог от Бога. Полностью себя отдает детям и работе. Таких людей единицы. А как ее все любят! Нам очень повезло, что этот замечательный человек работает с нашими детьми.

Софья Зиевна - это такой человек, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, делится опытом, у коллег пользуется уважением. В своей работе стремится использовать новейшее достижение в области дошкольной психологии и педагоги. И ее будущее - это победа не только на районных конкурсах, но и конкурсах более высокого уровня.

Куприна Светлана Бо

Саитова София Зиевна работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» воспитателем средней группы «Ягодка», которую посещает моя дочь Данилец Мария.

Из профессиональных качеств педагога хочется отметить профессиональную компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии, создание благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, способность в проведении интересных обучающих занятий с детьми. Совершенствует жизнедеятельность детей, учитывая индивидуальные и возрастные их особенности. София Зиевна способствует развитию активного общения детей и родителей группы. С целью ознакомления детей с окружающим миром педагог организует экскурсии с детьми, активными участниками которых являются и родители нашей группы.

Особенностью методики преподавания педагога является метод проблемного обучения, который способствует творческому развитию воспитанников. Знания, добытые нашими детьми самостоятельно, легче усваиваются и лучше запоминаются. Проблемные ситуации, предлагаемые детям, делают их жизнь интереснее и увлекательнее.

София Зиевна является доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, помогает в трудную минуту не только ребенку, но и родителям детей и своим коллегам. Она достойный претендент на победу в конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», как профессионал своего дела, воспитавшая десятки детей, которые, как и их родители с любовью и благодарностью вспоминают и не забывают своего воспитателя.

Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Профессионально-личностные качества воспитателя

Профессиональные качества часто рассматриваются как проявление психических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, формирование умений и навыков, а также для достижения общественно признанной эффективности в профессиональном труде. Профессиональные качества специалиста основаны на знаниях фундаментальных, профессионально ориентированных и гуманитарных наук, умениях и навыках выполнять профессиональные обязанности. Кроме этого, специалист должен на высоком уровне владеть собственно профессиональной деятельностью в выбранной отрасли; уметь проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; владеть навыками нравственно-правовой ответственности за качество и результаты своего труда. Под профессиональными качествами в общем виде понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью .

Личностные качества по мнению В.Д. Шадрикова представляют собой закрепленную форму поведения, за которой стоит личностный мотив. Как указывает И.Н. Горбач, личностные качества - - обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент - сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения); индивидуальные способности (эмоции - возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля -самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), опыт (профессиональный, культура), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.) .

В связи с этим под профессионально-личностными качествами понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для его реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) его основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью. Содержание и сущность профессионально-личностных качеств различны в зависимости от специальности профессионала. В рамках данной работы мы обращаемся к профессионально-личностным качествам воспитателя.

Особенности развития и формирования готовности воспитателя ДОО в профессиональной деятельности является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Воспитатель детского сада является главной фигурой. Именно от его профессионализма зависит интеллектуальное, духовное, социальное, эмоциональное становление личности детей дошкольного возраста .

Бесспорно, эффективность работы дошкольных образовательных организаций зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, его взаимоотношений с детьми и профессионализма. Каждый талантливый, высококвалифицированный, вдумчивый педагог сочетает в своей практике общетеоретические достижения педагогики, собственный опыт, личностные предпочтения и особенности детей, с которыми он работает. Ни одна самая лучшая теория не может дать исчерпывающего ответа, каким быть педагогу, но она является основой, на которую должен опираться даже самый одаренный специалист .

Профессионально-личностные качества педагога представляют собой совокупность социально-психологических образований, которые обладают факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога меняет требования к профессионально-личностным качествам воспитателя. Современный педагог является инициатором собственной активности - практической деятельности, общения, поведения, познания, а также способным к самосовершенствованию .

Проблеме формирования профессионально-личностных качеств педагога способствовали исследования Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, И. Беха, В.А. Богословского, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Ф.И. Гоноболина, Е.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.П. Ильина, Е.А. Климова и др., в которых утверждается, что качества личности выражаются в органическом единстве ее потребностей, сознания, знаний, эмоционально-волевой сферы и практических действий, направленных на личностное и профессиональное становление. Профессионально-личностные качества как составляющую профессионализма, мастерства, культуры, творчества педагога рассматривают А.Е. Бондаревская, В.А. Гринева, И.С. Зязюн, Е.И. Исаев, А.Ю. Капская, А.К. Маркова, Л. Митина, Е.И. Рогов, С.А. Сысоева, В.А. Сластенин, И.М. Юсупов и др. Качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности, называют профессиональными А. Гура, B.И. Ройлян; профессионально значимыми - Ю.К. Бабанский, А.С. Борисюк, В.А. Гринева, C.И. Гончаренко, И.К. Зязюн, Ю.М. Кулюткин, А.К. Маркова; профессионально-личностными - В.С. Витюк, Ф.Р. Гоноболин, Л.М. Митина; личностными – Е.А. Климов, А.Р. Пехота, И.П. Подласый.

Ряд публикаций отечественных исследователей ярко иллюстрирует, что подготовка педагога дошкольного специальности, прежде всего, должна отвечать требованиям современности, ведь это - первое образовательное звено, от которого зависит уровень образованности и воспитанности будущего поколения. Она имеет свою специфику, основывается на основных дидактических закономерностях построения процесса профессиональной подготовки в дошкольной образовательной организации .

Анализ научной литературы показал, что единственная точка зрения в понимании комплекса и сущности профессиональных-личностных качеств педагога - воспитателя на сегодня отсутствует.

Требования к профессиональной деятельности воспитателя - это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности. Ученые предлагают различные конструкции требований к профессиональной деятельности педагогов: педагогического (профессионального) мастерства, педагогического профессионализма, педагогических способностей, педагогической культуры, готовности к педагогической деятельности, педагогического творчества . Раскроем некоторые из них.

Педагогическое мастерство понимается как высокий уровень педагогической деятельности, как комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, понимают, как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога.

Специалисты выделяют следующие составляющие педагогического мастерства: гуманистическую направленность деятельности, профессиональную компетентность, профессионализм, педагогические способности, педагогическую технику. Критериями педагогического мастерства является гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество .

Научное толкование термина «педагогическое мастерство» мы находим у многих современных исследователей проблем педагогического образования, профессиональной деятельности, подготовки и переподготовки педагога.

Итак, педагогическое мастерство педагога - это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения знаниями и долговременной деятельности и обеспечивают качественно новый, более высокий уровень решения сложных профессиональных задач .

Педагогическое мастерство предполагает набор профессиональных свойств и качеств личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности. Педагог должен обладать широким арсеналом интеллектуальных (сообразительность, профессиональное направление восприятия, памяти, мышления, воображения, проявление и развитие творческих способностей детей), моральных (любовь к детям, вера в их возможности и способности, педагогическая справедливость, требовательность, уважение к воспитаннику - все, что составляет основу профессиональной этики педагога) и духовных средств (основа его общей и педагогической культуры), обеспечивающих педагогическое воздействие на воспитанника.

Для профессионально-личностных качеств характерны интеллект, гуманизм, широкий кругозор, интеллигентность, толерантность, способность к творчеству. Профессионально-личностные качества позволяют воспитателю подняться к вершинам профессионального мастерства .

Вершиной развития профессионально-личностных качеств педагога является постоянная обращенность к педагогическому, методическому, нравственному и духовному самосовершенствованию. К составляющим профессионально-личностных качеств педагога относят: эрудицию (общую и научную), культуру общения, культуру речи, педагогическую этику, духовное богатство, стремление к самосовершенствованию .

А.С. Макаренко, известный отечественный педагог, одним из первых обратил внимание на то, что дети нуждаются в сложной тактике и технике, педагогу следует уметь управлять своим настроением, стилем и тоном общения, интонацией, улыбкой, взглядом, мимикой, движениями, походкой... Таким образом, иногда жест бывает красноречивее слов, а мимика в кратчайший миг доказывает то, на что потребовались бы монологи. Итак, хороший педагог - всегда яркая личность, которая имеет собственную технику воздействия, взаимодействия, общения, саморегуляции.

Обратимся к определению педагогической техники. Педагогическую технику определяют, как систему умений педагога, которая позволяет использовать культуру и технику речи, собственный психофизический аппарат для достижения эффективных педагогических результатов, умение эмоциональной саморегуляции, общения.

К основным компонентам педагогической техники относятся следующие умения:

Общаться вербально (культура и техника речи)

Общаться невербально (мимика, пантомимика, внешний вид);

Управлять своим психофизическим состоянием (дыхание, напряжение мышц, эмоции, внимание, воображение, наблюдательность) .

Наиболее признанным интегрированным личностным качеством называют педагогические способности.

Педагогические способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые интегрировано выражаются в склонности к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними .

Основой профессионального мастерства воспитателя являются такие группы способностей:

    организаторские - проявляются в умении педагога сплотить воспитанников, распределить между ними обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанного и др.;

    дидактические - проявляются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, убедительно и последовательно изложить материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.;

    перцептивные - проявляются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;

    коммуникативные - проявляются в умении воспитателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с воспитанниками и их родителями, коллегами, руководством учебного заведения;

    суггестивные - проявляются в умении педагога осуществлять эмоционально - волевое влияние на воспитанников;

    исследовательские - проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;

    научно-познавательные - сводятся к способности усвоения научных знаний в выбранной области .

Н.Д. Левитов выделяет пять групп педагогических способностей: 1) способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать детей; 3) способность к самостоятельности и творческому складу мышления; 4) склонность к изобретательности, быстрого и точного ориентирования; 5) способность к организаторским способностям.

В свою очередь В.А. Крутецкий в состав педагогических способностей относит:

1) дидактические - передача учебной информации; 2) академические - владение глубинными знаниями; 3) перцептивные - способность проникать во внутренний мир воспитанника; 4) речевые - способность четко и ярко излагать свои мысли; 5) организационные - способность создавать атмосферу жизнеспособности коллектива; 6) коммуникативные и авторитарные - умение устанавливать контакт и влиять на детей; 7) педагогическое воображение и внимание .

Педагогические способности по Н.В. Кузьминой - это проявление особой чувствительности к объекту, особый результат педагогической деятельности. Они представлены особой организацией этой чувствительности: 1) гностические - исследование объекта, процесса, результатов собственной деятельности; 2) проектировочные - подбор, распределение задач; 3) конструктивные - композиционное построение системы работы; 4) коммуникативные - установление отношений с детьми; 5) организаторские - включение детей в различные виды деятельности.

Отдельные педагогические способности, без которых невозможна педагогическая деятельность, стали ведущими качествами педагога. К ним относятся, например, коммуникативность (совокупность существенных, относительно устойчивых свойств личности, способствующих успешному приема, пониманию, усвоению, использованию и передаче информации) и педагогически направленное общение (профессиональное общение педагога со всеми участниками учебно - воспитательного процесса, которое направлено на создание оптимальных условий для осуществления целей, задач воспитания и обучения) .

Ряд специалистов придерживаются мнения, что отсутствие ярко выраженных способностей можно компенсировать развитием таких важных профессиональных качеств, как трудолюбие, систематическая работа над собой, добросовестное отношение к своим обязанностям.

Педагогические способности считаются важным требованием профессиональной деятельности воспитателя, однако не являются его решающим профессионально-личностным качеством.

Профессионально значимые качества личности педагога - это устойчивые общие и специфические черты, обеспечивающие педагогу полноценное выполнение своих профессиональных функций и обязанностей.

В целом, анализ литературы показывает, что важнейшими профессионально-личностными качествами педагога признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность стремление постоянно повышать качество своего труда .

В педагогике общепризнанно, что профессиональные требования к педагогу должны включать следующие основные комплексы: общегражданские черты (широкий кругозор, принципиальность и стойкость убеждений; общественная активность и целеустремленность; патриотизм и хорошее отношение к представителям других национальностей и стран; гуманизм, высокий уровень сознания, оптимизм; любовь к труду); черты, определяющие специфику профессии педагога (морально - педагогические, педагогические, социально-перцептивные) специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Кроме указанных требований обратим внимание на социальную компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации. Так, А.А. Кононко указывает на такие качества, удостоверяющих эту сформированность:

1) уважение дошкольника - к ребенку нужно относиться как к ценности, признавать за ним право на ошибку, видеть его достоинства и достижения, воспринимать таким, какой он есть, верить в его возможности, признавать его право иметь свою точку зрения, тайны, не унижать его достоинства;

2) понимание ребенка - ориентироваться в его слабых и сильных сторонах, чувствовать состояние, настроение, прогнозировать вероятную тактику поведения, проявлять проницательность, отзывчивость;

3) помощь и поддержка ребенка - способствовать полноценной жизнедеятельности ребенка, создавать атмосферу безопасности и доверия, опираться на ее сильные стороны; не подчеркивать слабых;

4) умение договариваться с ребенком, заключать с ним сделку - предотвращать конфликты и с наименьшими эмоциональными затратами решать их, избегать обострений отношений, активно слушать ребенка, способствовать равноправным партнерским отношениям;

5) перцептивность - наблюдательность, восприимчивость, умение чувствовать состояние другого и адекватно на него реагировать;

6) быть самим собой - сохранять свою индивидуальность, своеобразие, проявлять принципиальность в ситуациях давления, иметь свое личностное и профессиональное лицо .

Профессиональная деятельность воспитателя имеет свою специфику, а, следовательно, и свою собственную структуру. В состав структуры педагогической деятельности, по А. И. Щербакову, входят следующие компоненты:

Информационный - базируется на глубоком и свободном владении учебным материалом, методами и приемами его преподавания и др.;

Развивающий - отражает единство обучения, воспитания и развития, обеспечивает управление основными компонентами деятельности воспитанника (мыслительных, эмоциональный, волевой компоненты)

Ориентационной - формирует у детей идеи и идеалы, мотивы поведения и социальные действия;

Мобилизационный - активизирует знания и жизненный опыт с целью формирования у них познавательной самостоятельности;

Исследовательский - воспитатель должен быть творцом, исследователем;

Конструктивный - в своей профессиональной деятельности воспитателю приходится выбирать и компоновать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями и возможностей воспитанников; планировать и строить педагогический процесс, структуру собственных действий и действий детей;

Организаторский - включение воспитанников к различному виду деятельности, организации детей;

Коммуникативный - сотрудничество и общение с другими людьми (воспитанниками, родителями, другими педагогами) .

Названные компоненты являются основой профессиональной деятельности педагога, а поэтому должны использоваться им в комплексе.

Также обращаем внимание на то, что для успешной педагогической деятельности воспитатель должен овладеть знаниями по дошкольной педагогике, детской психологии, возрастной физиологии, дошкольного педиатрии и гигиене, индивидуальными психологическими характеристиками, правилами охраны жизни и укрепления здоровья детей. Одновременно ему необходимы знания, на общетеоретическом уровне раскрывают цели, задачи, принципы, содержание воспитания и обучения детей, а также оптимальные условия, формы, методы и средства осуществления учебно - воспитательного процесса, организации игр, интеллектуальной и физической работы, художественного творчества, обустройство пространства жизнедеятельности детей .

Особое значение в работе воспитателя приобретает психологическое образование. Знание индивидуальных особенностей детей, понимание психолого-педагогических закономерностей становления личности ребенка и детского коллектива помогут лучше реализовать основное педагогическая задача - создание благоприятных условий для личностного становления своих воспитанников, обеспечение сбалансированного развития каждого ребенка, согласование в его жизни основных тенденций к самореализации, саморазвитию и самосохранению, формирование его жизненной компетенции.

Отдельно остановимся на вопросе педагогического такта как особом умении воспитателя строить свои отношения с воспитанниками.

Такт - это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. В свою очередь педагогический такт - это соблюдение чувства меры в отношениях с воспитанниками, понимание воспитанников, выбор оптимальных средств воздействия на них в конкретной ситуации .

Основными признаками педагогического такта В.В. Ягупов считает человечность без высокомерия; требовательность без грубости и придирчивости; педагогическое воздействие без унижения личного достоинства воспитанника, приказов, внушений, предупреждений; умение давать распоряжения, указания и просьбы без дерзости и высокомерия; умение слушать собеседника, не проявляя равнодушия; уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без раздражительности и сухости; простота в общении без фамильярности, панибратства, и показухи; принципиальность и настойчивость без упрямства; внимательность, чувствительность и эмпатийность без их подчеркивания; юмор без смехе; скромность без притворства. Таким образом, следует отметить, что труд педагога - одна из важнейших и самых сложных. Поэтому человек, который стремится стать воспитателем, должен не только приобретать профессиональные знания, но и воспитывать собственный характер, интеллектуально и эмоционально развиваться .

На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога действует наряду с документом «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕКС) , раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который «предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

Министерство труда и социальной защиты РФ рассматривает профессиональные стандарты как дополнительные элементы социально-трудовой информации, а со временем планирует переход от ЕКС к профессиональным стандартам.

В связи с этим, мы убеждены в необходимости проведения сравнительного анализа данных документов. Анализ представлен с позиции изменений и преемственности структуры, содержания, компетенций педагога в профессиональном стандарте в сравнении с ЕКС.

Первоначально выделим ряд важных отличительных особенностей профессионального стандарта:

Выделена основная цель вида профессиональной деятельности (оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями);

Основной единицей описания является вид профессиональной деятельности путем описания обобщенных трудовых функций (в ЕКС – должность);

Трудовые функции раскрыты с позиций трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний (в ЕКС – должностные обязанности, должен знать);

Существенно расширен перечень необходимых знаний во всех трудовых функциях;

Значительное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, знаниям социально-психологических особенностей личности ребенка, закономерностей развития, законов периодизации и возрастных кризисов, основ психодиагностики.

Ввиду того, что особый интерес для нашего исследования представляет дошкольное образование, выделение трудовых действий проведено в рамках трудовой функции 3.2.1 «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» профессионального стандарта.

Сравнительный анализ, проведенный Е.С. Грязновой, С.Ф. Багаутдиновой, позволил установить, что существует ряд преемственных с должностными обязанностями воспитателя ЕКС трудовых действий профессионального стандарта (таблица1).

Таблица 1

Преемственность трудовых действий профессионального стандарта и должностных обязанностей и требований к знаниям ЕКС по должности «воспитатель»

Профессиональный стандарт педагога

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО

Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности

жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

Создает благоприятную микросреду и

морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими)

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе

Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников

Наряду с этим, сравнительный анализ данных документов позволил выделить вновь введенные трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания профессионального стандарта педагога, что очень важно ввиду предъявления новых требований к квалификации педагога дошкольного образования:

1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

3. Формирование психологической готовности к школьному обучению.

4. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

5. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

6. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Таким образом, существующая преемственность трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний профессионального стандарта и должностных обязанностей ЕКС приобретает особое значение в условиях поэтапного перехода на профессиональный стандарт «Педагог». Наличие вновь введенных трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний убеждает в том, что профессиональный стандарт педагога значительно расширяет характеристику деятельности педагога, возможности для повышения профессиональной компетентности, изменения его внутренней позиции.

Профессиональный стандарт предъявляет требования к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования .

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Таким образом, к профессионально-личностным качествам воспитателя относят знания в области дошкольной педагогики, знание возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста, организационные умения, владение методикой развития и воспитания детей, владение методами средства психолого-педагогического мониторинга, владение методами просвещения родителей, ИКТ компетенции.

Итак, представленный анализ научно-педагогической литературы позволил определить современные психолого-педагогические требования к профессиональной деятельности воспитателей. Специалистам, работающим в сфере дошкольного образования, прежде всего необходимо работать над развитием своих педагогических способностей, что является основой их профессионального мастерства. В соответствии с проведенным анализом, в профессиональном стандарте предъявляются новые требования к профессионально-личностным качествам воспитателя, в частности развитие профессионально-значимых компетенций, участие в разработке ООП ДОО, организация видов деятельности дошкольников, конструктивного взаимодействия детей, ИКТ компетентность. В целом внедрение профессионального стандарта педагога значительно расширяет характеристику деятельности педагога, возможности для повышения профессиональной компетентности, изменения его внутренней позиции.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!