Проект "Взаимодействие детского сада с детской библиотекой им. З.Космодемьянской"
«Книга – лучший друг» Проект работы детского клуба «Читай-ка»
воспитатель: Белобаева Елена ВалерьевнаМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинск Красноярский край
Описание работы:
детский клуб «Читай – ка» организован на базе библиотеки ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с целью воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. Великое творение человека – книга – стимулирует воображение, интеллект, развивает речь, знакомит ребенка с окружающим миром. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души.
Актуальность:
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Книги – отличное средство, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром. В то время, как малыш читает про персонажей, неважно вымышленных или реально существующих, постепенно начинает формироваться мировоззрение, все проблемы становятся решаемыми. Кто-то умный сказал, что чтение книг – отличная возможность путешествовать по миру. Великое творение человека – книга – стимулирует и воображение, и, что очень важно, интеллект. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души. Но если книга будет пылиться на полке, никакого положительного эффекта, само собой, ждать не следует!
Сроки реализации
в течение учебного года
Участники проекта:
воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.
Цель:
воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи:
- знакомить детей с разнообразием художественных жанров, приобщать к чтению книг разной тематики;
- развивать культуру чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей интереса к художественной литературе разных жанров;
- умение выбирать книгу, понимать её содержание и художественные особенности, давать оценку произведению;
- умение бережно относиться к книге.
Формы и методы работы:
- литературная гостиная;
- литературные вечера;
- тематические недели;
- викторины;
- беседы;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;
- конкурсы чтецов;
- литературные игры и праздники;
- экскурсии;
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
- акции.
Работа с родителями (законными представителями):
- Консультации:
«Если ребенок не хочет и не любит читать»;
«Почему детям необходимо читать книги»;
«Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»;
«Воспитание будущего читателя».
- Анкетирование:
«Мама, папа, я – читающая семья».
План реализации
Сентябрь
1. «Дом наставлений и советов» - экскурсия по библиотеке, знакомство со структурой библиотек.
2. «Яркий мир твоих любимых книг» - выставка детской литературы, знакомство с разнообразием литературных жанров.
3. «Куклы – это тоже дети, но только сказочной страны» - выставка кукол – персонажей детских произведений.
4. «Мой любимый сказочный герой» - художественное творчество.
Октябрь
1. «Хлеб – всему голова» - беседа по теме, обзор литературы.
2. «Книги разные нужны, книги разные важны» - рассказ о структуре книг (обложка, страницы, переплет, иллюстрации).
3. «Книга пришла в детский сад – будет радовать ребят» - беседа о разнообразии художественных жанров (закрепление).
4. «Стихотворения – чудный театр» - поэтический вечер стихов об осени.
Ноябрь
1. «Как появились первые книги» - беседа с просмотром презентации.
2. «Как изменялась книга» - викторина.
3. «Я – человек, у меня есть права» - познавательно-игровая программа с героями знакомых сказок.
4. «Материнское сердце» - конкурс чтецов, посвященный Дню матери.
Декабрь
1. «Ель встречает нас с тобой» - слайд - шоу
2. «Читаем вместе, читаем вслух» - игра – путешествие по зимним сказкам.
3. «Добрый дедушка Мороз» - мультшоу.
4. «Новый год шагает по планете» - просмотр обучающей программы «Уроки тетушки Совы».
Январь
1. «Вслед за волшебным клубком» - фольклорный вечер с использованием загадок, прибауток, потешек, поговорок.
2. «По дорогам сказки» - читательский час.
3. «Что за прелесть эти сказки!» - КВН.
Февраль
1. «День былинного богатыря» - чтение былин, просмотр мультфильмов.
2. «Береги здоровье смолоду» - спортивный час.
3.«Русский солдат умом и силой богат» - конкурсная программа.
4. «Скажем зимушке: «Прощай!» - литературный час.
Март
1.«Весенняя капель» - конкурс чтецов о весне.
2. «В тридесятом царстве, книжном государстве» - тематическая неделя
- «Посвящение в читатели» - открытие недели детской книги;
- «Будешь книги читать – будешь много знать» - викторина;
- «Книга жалуется» - акция;
- «Книги – юбиляры» - выставка книг – юбиляров года;
- «Лидер семейного чтения» - закрытие недели детской книги.
Апрель
1. « Вреднюшкины советы» - час веселых стихов.
2. «Тайна третьей планеты» - игровая программа.
3. «Зеленая сказка» - игра – викторина по произведениям о природе.
4. «Малахитовая шкатулка» - литературные чтения.
Май
1. «Никто не забыт, ничто не забыто» - час мужества.
2. «Твой друг – журнал» - информационный обзор детской периодики.
3. «Наш край родной богат и славен» - конкурс чтецов.
4. «Книги, с которыми весело» - литературная гостиная по творчеству современных писателей.
Июнь
1. «Страна по имени Детство» - акция, посвященная Дню защиты детей.
2. «Лето в поэзии русских классиков» - поэтический вояж.
3. «Встречи с ученым котом» - викторина по сказкам А.С. Пушкина.
4. «Россия – Родина моя» - патриотический час ко Дню России.
Нина Маклагина
Подготовительная к школе группа
Паспорт проекта
Проблема : снижение интереса к чтению в России
Актуальность проекта .
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке . Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям - дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию , которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
Тип проекта : познавательно - творческий, долгосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, работники библиотеки , родители.
По длительности – долгосрочный
Период проведения : сентябрь 2015 года – апрель 2016 года
Цель проекта : способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей , семейным клубом «Почемучки»
Задачи :
Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки , детей, родителей;
Сформировать у детей интерес к библиотеке ;
Способствовать зарождению традиции семейного чтения
Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
Предполагаемые результаты :
пробудить у детей интерес к общению с книгой;
расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека ;
сформировать банк методических материалов по теме проекта ;
пополнить развивающую среду в группе;
повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
установление тесного сотрудничества между социальными партнерами : библиотекой , педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Необходимое оборудование : книги, репродукции иллюстраций знаменитых художников – иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО
Продукт проекта : Сюжетно ролевая игра «Библиотека » ; презентация; досуг «Самая читающая семья»
Перспективный план проекта
Первый этап - организационный (подготовительный) – сентябрь 2015 г.
Деятельность педагога, детей, родителей.
1. Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность;
2. Подбор анкет для родителей и беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга» Участие в беседах
3. Анкетирование родителей «Семейное чтение»
4. Ежедневное чтение произведений художественной литературы
Организация книжного уголка «Мир книги» . Подбор книг с произведениями детских писателей по программе
Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки : работа с библиотекой , взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми :
1. Участие в международном конкурсе рисунков к 110-летию А. Барто «Наша Таня громко плачет…» ТЦ «Светлячок» ;
2. Экскурсия в библиотеку ;
3. Консультации для родителей;
4. Визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями , новинками детских журналов ;
5. Викторина по сказкам К. И. Чуковского;
6. Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель» ;
7. Выставка совместных с родителями детских работ по сказкам А . С. Пушкина;
8. Проведение праздника в детской библиотеке «Здравствуй, старый Новый год!» ;
9. Подготовка и показ кукольного театра по сказке «Репка» ;
10. Участие в литературных викторинах по творчеству Н. Носова, В. Бианки;
11. Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой» ;
12. Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг : Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Конашевич и др. ;
13. Проведение тематического дня в библиотеке «Истории Донского края» ;
14. Праздник «Масленица на Дону» ;
15. Работа с родителями по создание читательского абонемента своему ребенку.
Третий этап работы - завершающий - апрель 2016 г.
1. Конкурс «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья» ;
2. Конкурс читательских абонементов «Самый читающий ребенок» ;
3. Проведение повторного анкетирования с детьми, с родителями;
4. Оформление результатов проекта презентацией , представление презентации проекта детям , родителям, педагогам.
Публикации по теме:
Форум воспитателей Ленинградской области в рамках проекта "Детские сады-детям"организованного партией "Единая Россия"В этом году я принимала.
Группа № 4 МАДОУ № 117 г. Сыктывкара заключила договор с филиалом городской библиотеки № 18 о совместной работе по воспитанию детей и привития.
В рамках реализации совместного плана работы с библиотекой № 18, группа № 4 г. МАДОУ № 117 Сыктывкара посетили презентацию «Джозеф Редьярд.
2 апреля в Горбунковском доме культуры состоялось награждение победителей конкурса «Детские сады-детям» «Единой России» в Ленинградской.
Проект «Детские игрушки» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Детские игрушки Состав и возраст проектной группы 24 ребенка группы общеразвивающей направленности.
Алла Юрьевна Котова
Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском саду . Идея ее созданиядавно "вынашивалась" воспитателями ДОУ. И вот к приемке сада к летнему оздоровительному сезону наша библиотека "распахнула" двери.
Детский сад наш большой-10 групп, поэтому и место нашлось очень подходящее, это фойе между группами. Родители,приводя и забирая ребенка проходят через библиотеку , а это повод,чтобы остановиться и взять интересную книгу для своего малыша. А вечером "окунуться" в увлекательное, совместное чтение.
Итак, приглашаю и вас в нашу библиотеку ! На стенах нарисовали героев из сказок.
На полках разместили книги по темам,понятным и доступным детям.
Для учета посетителей и пользования книгами,завели "Книгу учета", где родители самостоятельно записываются.
Родители с удовольствием посещают нашу библиотеку , часть книг была приобретена ДОУ, также в ее пополнении оказали помощь и родители воспитанников, за что мы им очень признательны. Так, благодаря однажды задуманному,наша мечта осуществилась!
"Золотая полка-это та, которая заводиться исключительно для любимых книг. В мечтах мне рисуются именно полки- никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа!" Юрий Олеша.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Публикации по теме:
Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.
Фронтальное занятие в подготовительной группе «Библиотека» Цели: 1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме. 2. Упражнять в подборе прилагательных к существительному «книга». 3. Упражнять.
Мини библиотека: Роль книги в нашей жизни: Цель: - Воспитание любви и бережного отношения к книге. - Развитие свободной творческой личности.
Конспект НОД «Библиотека города Московский» Цель: познакомить детей с местной библиотекой, историей ее возникновения. Задачи: формировать представление детей о библиотеке; приобщение.
Как привить детям любовь к чтению? Только полюбив книгу, ребёнок проявит желание учиться читать. Наша задача обратить внимание детей к.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23
Проект
по взаимодействию детского сада
с детской библиотекой
им. З.Космодемьянской
Представил
воспитатель:
Бочалова Е.В.
г. Новочеркасск
Вид проекта: образовательный, социально - просветительский
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки им. З. Космодемьянской.
Актуальность:
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Цель: ф ормирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой им. З. Космодемьянской.
Задачи:
Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Содержание проекта
Этапы проекта
Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой
анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
установление контактов с организацией;
определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Практический этап
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой
Задачи:
Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.
Составление плана совместных мероприятий на учебный год
Ответственный«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)
Формировать реалистические представления о труде взрослых людей, познакомить детей с профессией библиотекарь, содержанием и значимостью его труда, расширять словарный запас детей по теме.
Библиотекарь,
воспитатели
Творческая выставка «Символ года – Огненный петух»
Создание условий для творческих работ ; привлечение родителей к творческой работе ; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности ребенка в своей индивидуальности.
Библиотекарь,
воспитатели, родители
Акция «Дари добро на радость людям» в рамках конкурса городов России «Семья и город - растем вместе!».
Викторина «Путешествие в страну сказок»
1. Совершенствовать умение узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
2. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
3. Развивать воображение, творческую фантазию детей, умение работать в коллективе.
4. Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
5. Воспитывать активный интерес к сказкам.
Библиотекарь,
воспитатели, учитель-логопед
Акция «Подари книгу библиотеке»
Пополнение библиотечных фондов библиотеки современной и детской художественной литературой.
Библиотекарь,
воспитатели, родители
«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К. И. Чуковского)
1. Познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, способствовать формированию познавательного интереса к творчеству.
2. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.
3. Развивать мышление, речь, воображение, память.
4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.
Библиотекарь,
воспитатели
Конкурс рисунков и плакатов «Я хочу дружить с природой» в рамках года экологии.
1. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять ее.
2. Привлечение дошкольников к экологическим проблемам.
3. Развитие творческой активности детей в решение экологических проблем.
Библиотекарь,
воспитатели, родители
Всероссийская акция «Библионочь» «Экологическими тропами».
Знакомство с коллекцией животных Новочеркасского казачьего эколого-биологического центра «Зоопарк в моем багаже»
Воспитание у дошкольников нравственных качеств (отзывчивости, доброжелательности, заботливого отношения к животным), научить жить в гармонии с природой.
Библиотекарь,
воспитатели
Праздник «Мы наследники Победы», участие в акции «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне»
Воспитание патриотических чувств.
Библиотекарь,
Воспитатели, муз. руководитель
Цель: подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
проведение анализа проделанной работы;
определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.
Презентация проекта на ГМО учителей-логопедов.
ФОТООТЧЕТ
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующий материал несложно найти в Интернете.
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге , воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" - детском саду.
По традиции весной коллектив ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502" проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги ". "Книжкины именины" отмечаются в нашей стране с 1943 г. На какое-то время об этой доброй традиции забыли. Однако не так давно мероприятия возобновились в библиотеках, школах, центрах детского творчества.
Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.
В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:
- торжественное открытие "Недели детской книги" в музыкальном зале;
- тематические выставки ("Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
- демонстрация результатов домашнего задания родителей и детей - "Книги своими руками";
- инсценировки сказок;
- иллюстрирование рассказов;
- изготовление закладок;
- организация "Книжкиной больницы";
- тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
- просмотры мультфильмов и диафильмов о создании печатных материалов, экранизированных произведений художественной литературы;
- чтение художественной литературы;
- работа в книжных уголках.
В 2008/09 учебном году тематическая неделя завершилась торжественным открытием библиотеки детского сада . Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование , в котором приняли участие 80 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к чтению, воспитания интереса к чтению.
В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси--лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.
Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с малышами сказки, рассказы. 80% опрошенных отметили, что после чтения обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.
Более половины (62,5%) всех респондентов не выписывают детские журналы . Примечательно, что 26 человек (32,5%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок), которая вполне заменяет журналы.
Вопросы, умеет ли читать и понимает ли прочитанное ребенок, а также читает ли он детские книжки самостоятельно, были включены в анкету для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к печатным изданиям.
В прошлом учебном году коллектив детского сада проводил опрос, касающийся подготовки к школе (в т. ч. обучения грамоте). Педагогическое просвещение родителей дает свои результаты: они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать.
Особый интерес представлял вопрос о выставке, оформленной в детском саду. Все ее экспонаты - семейные работы. Часть из них родители оформляли вместе с ребенком, некоторые - воспитанники делали сами. Как оказалось, большинство респондентов (58%) часто посещают с малышами выставку, 28% - ежедневно, аргументируя это тем, что она дает много поводов для бесед с ребенком. Ни разу не заглянули на выставку лишь 8,7% опрошенных.
Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с воспитанниками в районной библиотеке, в т. ч. потому, что она расположена удаленно. По этой же причине затруднительна организация экскурсий в библиотеку для воспитанников детского сада. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения.
Порядок работы библиотеки детского сада
Сегодня библиотека ДОУ представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов в уголке методического кабинета. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой - около 1300 единиц - каталожные карточки уместились бы в паре ящичков. Однако для создания атмосферы "настоящей библиотеки" были специально заказаны каталожные ящики.
Порядок работы библиотеки регламентирует локальный документ детского сада - Положение о библиотеке дошкольного учреждения , разработанный старшим воспитателем совместно с заведующим ДОУ Э.В. Бояркиной.
Посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочиваются к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя, либо посвящаются определенной теме (произведения о природе, книжки "Про все на свете" и т. д.).
Безусловно, фонд не располагает всеми необходимыми изданиями. Зачастую нужная для конкретного занятия литература заблаговременно приносится из дома воспитателем или другим педагогом, ставится на полку, в общем каталоге на нее "заводится" каталожная карточка.
Каждая группа имеет свой "читательский формуляр для библиотеки в детском саду", в который записываются выходные данные фолианта и срок возврата, а воспитатель расписывается за взятое пособие. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность. Во время посещения библиотеки библиотекарь (старший воспитатель) помогает дошкольникам найти нужное издание, пользуясь каталогом, алфавитным или тематическим рубрикатором, а также ориентируясь на ее внешние признаки (оформление обложки).
Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением . Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами.
После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т. д.
Сделать библиотеку доступной не только для дошкольников, но и завести постоянно действующий абонемент для родителей или открыть читальный зал не представляется возможным. Это такая же сложная процедура, как и открытие частного детского сада . Она не может, да и не должна дублировать районную. Чтобы библиотека детского сада выполняла те же функции, она должна быть отдельным структурным подразделением учреждения, со штатной единицей - библиотекарем, с совершенно иной формой учета библиотечного фонда, с большим количеством сопроводительной документации.
Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком также затруднительно, поэтому "функцию" читального зала берет на себя книжный уголок в группе , в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.
Что касается родителей, то они имеют возможность при необходимости пользоваться книжным фондом детского сада - взять книгу по рекомендации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя.
Особо следует отметить значение библиотеки для педагогов ДОУ . В фондах собрана как детская художественная литература, так и методическая. Хранение литературы на открытых стеллажах в соответствии с тематикой существенно облегчает их поиск. Как показывает практика, очень редко воспитатель приходит за определенным изданием конкретного автора (как правило, это педагоги, являющиеся студентами). В основном запрос звучит так: "Что-нибудь новенькое об играх…", "Что-нибудь интересное об организации прогулок…". Библиотека удовлетворит запросы и тех, и других. Если нужна конкретная книга, ее можно найти в бумажном каталоге (по карточкам), а также в электронном, где возможен поиск даже по первым буквам названия. Тем, кто не определился, книгу порекомендует старший воспитатель. Читательские формуляры для библиотеки в детском саду заменяет "Тетрадь выдачи книг и пособий методического кабинета", обязательный к ведению документ.
В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.
Вложенные файлы
- Анкета для родителей.docx