Женский журнал Ladyblue

Система воспитания в детском саду фребеля. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель

(1852-06-21 ) (70 лет) Место смерти: Страна:

Германский союз

Научная сфера: Известен как:

создатель первого детского сада

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля - 21 июня ) - немецкий педагог , теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Биография

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар Фребеля.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 г. он открыл в Тюрингии «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» (позже названное «детский сад»), на практике работы которого разработал свою систему дошкольного воспитания, получившую широкое распространение не только в Германии, но и в других странах. Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.В педагогической системе Фребеля выделяют три основных блока.

В первом блоке даны представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента: 1) чувства; 2) познавательная и практическая деятельность с предметами; 3) язык; 4) математика. (Дальше их описания Фребель не пошел и их взаимосвязи не показал.)

Во втором блоке Фребель характеризует этапы, цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:первый (исходный) -- связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления; второй (младенчество) -- действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельные предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя; третий (детство) -- ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение: взрослый знакомит детей с названиями предметов, явлений, показывает разные отношения между предметами, явлениями и действиями, учит проводить линии и зарисовывать, считать в пределах десяти и многое другое; четвертый (отрочество) -- поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов. Главной целью обучения Фребель считал создание условий для того, чтобы индивидуум осознал себя и свое место по отношению к природе и духу. Последнее связано с проникновением в обоснование педагогики мистицизма, по правилам которого «во всем действует, всем управляет вечный закон. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества. К средствам обучения (для достижения основных целей) Ф. Фребель относил два: знания; деятельность учителя.

Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»). Разрабатывая дидактический материал, Фребель исходил из природных особенностей детей дошкольного возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию) и считал, что для удовлетворения этих потребностей необходимо организовывать занятия со сверстниками в детском саду. При этом ребенок выступал как развивающееся растение, правильному росту которого должен способствовать детский сад.

Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой -- развитие органов чувств, движений, речи путем игр и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» (их шесть) сопровождались разнообразными стишками, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» до детей.

Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка.

Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.

Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.

Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом.

Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).

Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений.

Что было до популярных нынче развивающих авторских методик? Кто впервые обратил вниманием на детство, как особое время для развития человека? Немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1842) посвятил свою жизнь детям и именно он разработал чёткую систему дошкольного образования на основе группы универсальных пособий. Благодаря его взглядам на детство впервые в мире появились детские сады, как мы их знаем в наше время. Чтобы поговорить об этом удивительном человеке, его работе и его методике мы пригласили Кожевникову Викторию Витальевну, президента Ассоциации Фребель-педагогов (http://www.npafp.ru) в России, и её коллегу Питенко Светлану Николаевну.

Жили-были: Почему ранее Фрёбель не был известен в сравнении с другими авторскими методиками, как например, Монтессори, Никитины, Доман?

Виктория Витальевна: Еще в начале ХХ века имя Ф. Фребеля в России было нарицательным, точнее до 1914 года. Бытовал даже термин «Фребеличка», который относился к девушкам-выпускницам реальных училищ, желающим работать с детьми. С началом I мировой в Российской империи активно начали бороться со всем немецким, не избежали этой участи и детские сады. И имя Фребеля ушло из обихода, оставшись только в специальной литературе и в учебниках для студентов педагогических ВУЗов, однако, придуманная им система детских садов осталась и продолжала системно развиваться в Советском союзе без упоминания автора. При этом и в Европе и в США детские сады напрямую связаны с его именем. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы убедиться, что во всем мире и поныне успешно существует и открывается большое количество научных центров, ассоциаций, детских садов, которые работают с методикой Фребеля и развивают его идеи.

Когда в 80-90 годах ХХ века нашу страну захлестнул бум авторских методик педагогики имя Фребеля не всплыло, так как с его методикой в глазах у выпускников педвузов ассоциировалось все традиционное, что происходило в тысячах детских садов по всей стране и чему как бы противопоставляли авторы в своих «развивающих» методиках. И виной тому стало, что именно творческий развивающий метод фребель-педагогики в детских садах был практически полностью выхолощен, будучи заменен на жестко регламентированный подход к воспитанию и обучению. И только теперь, изучая позитивный современный зарубежный опыт фребель-педагогики, мы начинаем осознавать, что целый пласт педагогической мысли и практики остался неиспользованным и нам предстоит открыть его заново.

ЖБ: Чем идеи Фрёбеля отличны и перекликаются с известными методиками работы с дошкольниками?
ВВ: Все современные методики взяли понемногу от педагогических воззрений Ф. Фребеля. Главными принципами которого были и остаются: воспитание и обучение, как единая система, роль которой развивать природные качества ребенка, способствовать саморазвитию ребенка. Методика Фридриха Фребеля, идя по пути от простого к сложному, познавательному, развивающему раскрывает способности, заложенные у каждого ребенка от природы. Именно он утверждал, что ребенку от природы дарованы возможности познавать, творить, преобразовывать окружающий мир и все это ребенок делает самым лучшим для него способом - играя.
Общеизвестен факт, что та же Мария Монтессори (об этом очень хорошо написано в ее биографических произведениях «Мой метод», в трудах С. Гессена и Л.С. Выготского), как и многие другие, в своих работах взяли многое у Ф.Фребеля, возможно потому, что в XX веке эти идеи стали «трендом», саморазумеющимся и не требующим доказательств. При этом педагогическая система Фребеля, как и многие другие системы, не является панацеей или инструментом планового создания гениев, а только способом раскрыть в ребенке все-то лучшее, что заложено в нем природой.

ЖБ: В чем основной посыл Фрёбеля в работе с дошкольниками?
ВВ: Игра - это основной мотив ребенка, важный и для развития его мышления и для социализации. Большое значение имеет общение детей с родителями, а не только с воспитателями в детском саду. Придавая большое значение семейному воспитанию, Фребель создал книгу «Материнских ласкательных песен», основываясь на которой знаменитый русский педагог Ушинский впоследствии создал свою. Принципы свободного творческого развития детей, заложенные системой Фребеля, нашли подтверждение, в частности, в общеизвестных достижениях таких знаменитых творческих людей как, например, Ле Корбюзье, Кандинский, Ллойд Вебер и т.д. Александр Бенуа, к примеру, начал рисовать ещё в частном детском садике организованном по принципам Фребелевского киндергартена.

ЖБ: Насколько возможно и оправдано использование даров Фрёбеля в домашних условиях без специальной подготовки для родителя?
ВВ: Главное достоинство этой методики - доступность и простота. Поверьте, открыв коробочку с «Дарами Фребеля» у себя дома, первой в ней окажется именно рука взрослого. Жаждущего не меньше ребенка узнать что, для чего, как играть? Фребель доказывал, что детская игра - величайший дар, который нужно сохранять и развивать, при этом огромную роль играет совместное общение с родителями во время игр или занятий.
Методика Фридриха Фребеля в настоящее время все более актуальна. Казалось бы все просто - геометрические фигуры. Однако, вариативность манипуляций, простота в использовании, возможность применения для развития детей раннего возраста, так и старшими дошкольниками делает методику Фребеля универсальной.

ЖБ: Что вы можете сказать о распространении методики Фрёбеля в настоящее время? Насколько она популярна? Быть может уже есть отзывы о работы с его пособиями?
ВВ: В 2015 году мне довелось присутствовать на международной конференции в музее Ф.Фребеля немецком городе Бад-Бланкенбург. Она была посвящена 150-летию со дня открытия первого в мире детского сада. И это было не только научное мероприятие, но и большой городской праздник, на котором сотни детей вместе со своими родителями играли с Дарами Фребеля, пели песни и весело общались.
На сегодняшний момент фребель-педагогика набирает обороты, все больше детских садов, понимают, что они работают во фребельской традиции и активно начинают использовать как ДАРЫ Фребеля, так и педагогические принципы описанные Ф. Фребелем.

ЖБ: Если в в доме уже есть коробка с дарами Фрёбеля, нужно ли родителю пройти какое-то обучение или есть подробные пособия по работе с дарами?
ВВ: На сегодняшний день, идеи придуманные Фребелем, развиваются и существует несколько линеек продукции, которые охватывают широкий спектр потребителей. В продаже есть комплекты, основанные на идеях Фребеля, которые помогут специалистам при работе с детьми с ОВЗ и для организации образовательной среды в детском саду и развивающем центре. Наборы «Дары Фребеля» - имеют методические рекомендации, в которых описаны игры для детей разного возраста и даны рекомендации специалистам по организации такой работы (могут быть полезны и педагогам и родителям, которые хотят для своих детей все самое лучшее). Кроме того, есть линейка игровых наборов Фребеля, которые идеально подходят для совместной игры родителей с детьми дома (подробнее на www.frebel.ru). В эти играх заложены основные идеи Фребель-педагогики, для того, чтобы начать их использование не требуется специальной подготовки, а удовольствие от совместной игры получат и родители и дети.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Немецкий педагог, ученик Песталоцци (Pestalozzi). Заложил основу современной системы образования, начав строить учебные курсы на уникальных нуждах и способностях детей. Именно Фрёбелю принадлежит идея детских садов; собственно, само слово "kindergarten" первым употребил именно он.


Родился Фрёбель в Обервайсбахе, Шварцбург-Рудольфштадт, Тюрингия (Oberweißbach, Schwarzburg-Rudolstadt, Thuringia). Отец его был священником в местной лютеранской церкви; церковь в целом и лютеранская вера в частности играли в жизни юного Фридриха чрезвычайно большую роль. Обервайсбах был довольно богатым селением; местный лес славился большим количеством целебных трав – из которых местные жители активно изготавливали лекарственные средства, микстуры, бальзамы, мыло и мази. Каждая семья владела собственной лесной делянкой; рецепты изготавливаемых на продажу средств у разных семей также различались довольно радикально.

Мать Фрёбеля скончалась, когда мальчику был всего 9 месяцев; это на жизнь Фридриха также повлияло довольно сильно. В 10 лет Фрёбель перебрался в городок Штадтильм (Stadt-Ilm); там на тот момент проживал его дядюшка, человек в высшей степени мягкий и любящий. В 15 лет Фридрих – природой во всех её проявлениях интересовавшийся с ранних лет – стал подмастерьем лесника; в 1799-м, однако, он решил оставить выбранную работу и отправился изучать математику и ботанику в Йену (Jena). В период с 1802-го по 1805-й Фридрих Фрёбель работал землемером.

В 1805-м Фридрих получил место в одной из школ Франкфурта; именно здесь он впервые познакомился с работами Песталоцци. Позже Фрёбелю довелось поработать с самим Песталоцци в Швейцарии (Switzerland). В 1806-м Фридрих получил место преподавателя в одной из франкфуртских дворянских семей.

В 1811-м он вновь взялся за брошенную когда-то из-за проблем с финансами учебу; увы, и на этот раз доучиться до получения официального диплома ему не удалось. Вскоре после этого Фридрих устроился в одну из лучших берлинских школ для мальчиков.

В 1813-м и 1814-м Фридрих служил в корпусе Лютцова (Lützow Free Corps); именно во время службы он познакомился и подружился с теологом и преподавателем Вильгельмом Миддендорфом (Wilhelm Middendorf) и преподавателем Гейнрихом Лангеталем (Heinrich Langethal). После окончания военных действий Фрёбель вернулся на гражданку; некоторое время он работал в минералогическом музее, однако позже перебрался в Ильмталь, близ Арнштадта, Тюрингия (Ilmtal, Arnstadt, Thuringia), где основал новое учебное заведение. Еще через год Фридрих вновь сменил место жительства; работу его – уже в 1831-м – продолжили Лангеталь и Миддендорф.

11 сентября 1818-го Фридрих женился на Вильгельмине Генриетте Хоффмейстер (Wilhelmine Henriette Hoffmeister); в 1839-м Вильгельмина скончалась, так и не родив Фрёбелю детей. В 1851-м Фрёбель женился вторично.

Важнейшую свою работу, "О воспитании человека" ("Die Menschenerziehung") Фридрих Фрёбель опубликовал в 1826-м.

В период с 1831-го по 1836-й он жил в Швейцарии. Вернувшись в Германию, Фрёбель решил сконцентрироваться на проблемах дошкольного образования; именно в этот период им была разработана целая серия развивающих детских игрушек. Термин "детский сад" ("kindergarten") Фридрих предложил уже в 1840-м.

Скончался Фридрих Фрёбель 21 июня 1852-го в Мариентале (Marienthal); на момент смерти великому педагогу было 70 лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!