Женский журнал Ladyblue

После трех уже поздно.

Вот что написал в предисловии к книге Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что предлагаемая книга - одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле, родители».

Автор этой книги, кстати основатель корпорации SONY, занялся вопросами раннего развития неспроста - его собственный ребёнок отставал в умственном развитии. В результате опыта, приобретённого в воспитании и обучении своего ребёнка, с помощью специалистов он основал «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов», написал эту книгу и стал одним из известнейших специалистов мира в области раннего развития детей.

Идеологию раннего развития Масару Ибука формулирует так:

«Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта „вовремя“».

Данная книга является участником проекта «Испр@влено» . Если Вы желаете сообщить об ошибках, опечатках или иных недостатках данной книги, то Вы можете сделать это .

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый - закоснелые традиции, второй - существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей - это почти неосознанное усилие. И моя жизнь - яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и всё это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга - одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

Легендарная книга о воспитании и развитии детей от основателя компании Sony. Одна из главных книг, обязательных для прочтения будущим мамам и папам. Вы узнаете о том, как воспитывать своего ребенка. Эта книга изменит вас раз и навсегда.


ВСТУПЛЕНИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвннутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал “Сони”. Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации “Обучение талантов” в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доуман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США

Серии: 1

Первая в истории Италии женщина - доктор медицины, талантливый педагог-дефектолог, свободолюбивая и темпераментная госпожа работала с детьми с ограниченными возможностями. То есть попросту с умственно отсталыми! А когда ее воспитанники заговорили, научились читать и считать, опередив многих своих сверстников, методику признали и стали применять для всех детей.

Отличительные черты методики

  • Ребенок сам выбирает, чем, как и в каком объеме ему заниматься.
    За пропаганду полнейшей свободы школы Монтессори запрещали и в России во времена Сталина, и на ее родине в режим Муссолини. Долой парты, неудобные позы, ответы у доски и домашние задания! Ребенку нужно дать свободу и развернуть перед ним красочную картину мира. Сначала он растеряется, но вскоре освоится и сам найдет то, что ему интересно.
  • Ребенок учится обслуживать себя сам.
    Другими словами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы на рубашке, чистить ботинки гуталином, гладить одежду и чистить картошку. Отсюда берутся Монтессори-пособия, которые мир называет уникальными, но их можно создать из подручных средств: шнуровки, рамки и вкладыши, коробочки с крупой, бусинками и песком.

С какого возраста?

С 2-2,5 года.

Плюсы

  • Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
  • Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.

Минусы

  • Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка.
  • Дети почти не играют в классические игры - прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
  • Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов Монтесори-школы: "Не мешай другим!").
  • Детям, склонным к аутизму, нужно заниматься с осторожностью: занятия в Монтессори-клубе могут спровоцировать большую замкнутость, отстраненность от коллектива.
  • Система разделяет возраста, в которых у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет - коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
  • Заниматься лучше вместе с очень опытным Монтессори-педагогом, по-настоящему "бездеятельным" (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).

Мария Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики", Мария Монтессори. "Воображение в творчестве детей и великих художников", Мария Монтессори. "Помоги мне это сделать самому".

Глен Доман

Американский военный врач-нейрохирург в сороковых годах прошлого века занялся реабилитацией детишек с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Его методы были спорными: Доман показывал больным карточки с ярко-красными точками, буквами, словами, затем целыми картинками. Но факт остается фактом: больные заговорили, проявили интерес к жизни и к миру, научились читать и считать...

Отличительные черты методики

  • Мозг ребенка необходимо интенсивно нагружать. Отсюда бесконечные демонстрации карточек, плакатов, слайдов. По мнению Домана, пичкать ребенка энциклопедическими знаниями очень полезно - так вы тренируете память и развиваете высокий интеллект.
  • Ребенок должен двигаться с рождения и обязательно ползать.

О знаменитом треке Глена Домана слышали даже те, кто не интересуется ранним развитием . На нем малыш должен проводить большую часть дня, ползая вперед-назад, здесь же засыпая от усталости и просыпаясь для новых двигательных подвигов. Доман напрямую связывает движение и развитие мозга: как только малыш освоил новый навык (например, научился переворачиваться или садиться), начинается развитие нового отдела мозга.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Better Baby Institute (Институт Глена Домана) уже успел разработать системы обучения не только чтению и счету, но и истории, географии, биологии, физике - словом, вся школьная и институтская программа за первые годы жизни.
  • Обучение чтению и счету по системе Домана приносит очень хорошие и быстрые результаты у 75% детей.

Минусы

  • Методика сложно приживается у непоседливых детей, не склонных воспринимать информацию только визуально (они будут тянуть карточки в рот, пытаться их порвать, смять). А давать карточки в руки и отвлекаться от просмотра Глен Доман настоятельно не рекомендует.
  • Матери предстоит заниматься по системе целыми днями (на первых порах "урок" длится 10-30 секунд и повторяется 5-10 раз за день, но постепенно увеличивается и продолжительность, и само число занятий).
  • Система очень ограничивает мир ребенка: он видит только карточки, которые ему демонстрируют, и почти не играет со своими сверстниками, более того, у него не остается времени даже на игры в обычные куклы и машинки.

Глен Доман. "Гармоничное развитие ребенка. Как сделать ребенка физически совершенным. Как увеличить умственный потенциал ребенка", Глен Доман. "Дошкольное обучение".

Сесиль Лупан

Эта предприимчивая француженка, в прошлом актриса и педагог по актерскому мастерству, провела много времени в Институте Глена Домана, а по возвращении написала собственную книгу, упростив методики своего учителя и адаптировав их для жителей Старого Света, которым, по ее мнению, традиционные американские подходы абсолютно не подходили.

Отличительные черты методики

  • Знакомство с миром при помощи слуха и тактильных ощущений.
    Что бы вы ни делали, читали малышу про лукоморье, меняли подгузник или любовались вместе в зеркало, обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая два этих аспекта, раннее развитие может быть успешным. И если в зеркале отражается любопытный носик, его нужно потрогать и назвать.
  • Любые занятия с малышом нужно завершать тем, что у него лучше всего получается. Иначе интерес к учебе будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую вы оба играете с удовольствием.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Усовершенствованная методика Домана, исключающая практически все минусы его системы.

Минусы

  • Требует от матери огромной отдачи и много свободного времени.

Сесиль Лупан. "Поверь в свое дитя".

Лена Данилова

Наша соотечественница и современница, мама четверых детей, увлеклась идеями раннего развития с рождением старшего сына, вместе с которым делала свои первые родительские открытия, изобретала авторские игрушки, придумывала обучающие игры. "Все, о чем я пишу, основано на родительском опыте. Всему, что я умею, научили меня мои дети", - заявляет Лена.

Отличительные черты методики

  • Дайте ребенку свободно двигаться!
    Не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появляется на свет. Поощряйте рефлекторное ползание, ходьбу, попытки все схватить, потрогать и удержать в крохотных ручках.
  • Занимайтесь не столько ранним, сколько своевременным развитием.
    А значит, не форсируйте события и не заставляйте ребенка делать то, к чему он еще не готов. Вовсе не обязательно с пеленок учиться читать - вы вместе освоите эту науку, как только малыш проявит к ней интерес.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Все элементы методики разбиты по месяцам жизни малыша и усложняются по мере взросления.
  • Новые "уроки" вводятся постепенно, и малыш, и родители успевают приспособиться к ним.
  • Система совмещает как новые оригинальные подходы, так и их упрощенные варианты.
  • Используется масса самодельных игрушек для малыша (и приводятся советы по их изготовлению), а следовательно, методика не очень затратная.

Минусы

  • Родителям придется пересмотреть свой подход на обустройство детской (долой красивую кроватку в рюшечках, даешь кроватку с турничками, вертикальными поручнями).
  • Работа по методике требует полной отдачи от родителей и много времени.

Лена Данилова, Михаил Федотов. "Раннее развитие. Первый год", Лена Данилова. "Энциклопедия развивающих игр", Лена Данилова, Михаил Федотов. "Как дать ребенку энциклопедические знания".

Масару Ибука

Ибука-сан прославился не только как основатель фирмы Sony, но и как глава национальной Ассоциации раннего развития детей в Японии. Это он заявил о том, что к 3 годам развитие клеток головного мозга на 70-80% завершено и все усилия по образованию детей нужно сосредоточить на тех, кто еще не отпраздновал третий день рождения.

Отличительные черты методики

  • Новорожденный - это чистый лист.
    И на нем можно писать все, что вздумается родителям. Ребенок видит мир таким, какой он есть на самом деле, без всяких "хорошо" и "плохо". Ибука предупреждает родителей об ответственности и советует, как не поломать эту уникальную способность "видения".
  • Способности ребенка к переработке информации неисчерпаемы.
    Ему можно транслировать любые знания, чтобы дитя впитывало нужные сведения о мире. Способы подачи информации неограниченны.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него - однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера).
  • По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Минусы

  • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям.
  • Ибука-сан высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

Масару Ибука. "После трех уже поздно".

Семья Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины воспитали семерых детей и на них же оттачивали свою уникальную методику НУ-ВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей). Как и многие другие авторы, Никитины считали: если до трех лет вы ничему не научили ребенка, значит, обрекли его на бездарную и скучную жизнь...

Отличительные черты методики

  • Ребенок занимается тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая физические и интеллектуальные нагрузки.
    Не нужно заставлять его слезть со шведской стенки (которую он наверняка освоит к 10-12 месяцам, если будет заниматься по Никитиным) и заставлять читать по слогам. Набирайтесь терпения, и он сам увлечется чтением настолько, что вы будете просить его оставить книжку и вернуться к спортивному снаряду!
  • Все в доме должно способствовать движению.
    Одежда должна быть легкой (пока за окном достаточно тепло, даже младенцу хватит подгузников), а спорткомплекс - всегда под рукой.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Методика не только затрагивает развитие ребенка, но и дает дельные советы родителям по общению с малышом.
  • очень быстро развивают логику малыша, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект.

Минусы

  • Система делает упор на физическом и интеллектуальном аспекте развития и уделяет очень мало внимания эмоциональной составляющей.

Б.П. Никитин. "Развивающие игры", Б.П. Никитин. "Детство без болезней", Б.П. Никитин. "Резервы здоровья наших детей".

Развиваем своего малыша

Советы от Лены Даниловой, автора развивающих игр, игрушек, пособий, книг для детей и родителей, создателя и ведущей интернет-портала о раннем развитии.

Коробка-погремушка

О пользе контрастных черно-белых рисунков наверняка знают большинство мам: новорожденному можно предлагать их для разглядывания, малышу постарше - для более детального изучения и пробы "на вкус". Можно, конечно, обойтись карточками, но их нужно как-то закреплять или подвешивать, а коробка в этом смысле самодостаточна.

  • Возьмите любую коробку (лучше картонную, средних размеров), вложите внутрь крышку от пластиковой бутылки. Игрушка уже зазвучала! Оклейте коробку белой бумагой. Черным маркером разрисуйте коробку в меру своих художественных способностей (можно ограничиться кружочками, полосками, треугольниками). Отличная идея - предложить сделать такую игрушку кому-то из ваших старших детей.
  • Такая игрушка развивает не только зрение, но и мышление малыша.

Игрушка-выключатель

Для этой игрушки понадобятся обычный кнопочный выключатель, короткий шнурок и две крупные цветные бусины. Детали выключателя развинтите, внутрь положите шнурок - так, чтобы его кончики выходили в отверстия для провода, и снова соберите выключатель. На шнурок наденьте бусины, закрепите их узелками. Малыш может тянуть за кончики шнурка и попеременно притягивать бусины к выключателю, нажимать кнопку и щелкать ею. Игрушка отлично развивает пальчики крохи.

Первая фотогалерея

Возьмите любую коробку среднего размера (из-под детской обуви или мобильного телефона), внутрь насыпьте любой "звучащий наполнитель" (пригоршню гороха, пробки от бутылок, колпачки от фломастеров, бубенчики), оклейте коробку цветной бумагой или самоклеящейся пленкой.

  • На каждую грань коробки наклейте фотографии членов вашей семьи. Не забудьте и о фото самого малыша! На белой бумаге крупными буквами напишите, кто есть кто, и приклейте фотографии и подписи на коробку. Сверху можно укрепить конструкцию прозрачной пленкой и скотчем.
  • Игрушка развивает зрение, ручки ребенка, знакомит его с миром, заменяет первые книжки или карточки.

Игрушки из перчаток

Век обычных перчаток короток, и мы часто забываем их, теряем или просто рвем. Одинокая перчатка перевоплотится в отличную тактильную игрушку, если каждый пальчик набить различными наполнителями - бусинками, кусочками шуршащего пакета, бубенчиками, фасолью и пр. Основание каждого пальчика и ладошку перчатки набейте синтепоном и стяните основание прочной ниткой.

  • Такие перчатки прекрасно развивают ручки малыша.

Совет напоследок
Заведите "Дневник наблюдений" за малышом. Пускай это будет обычная тетрадка в клеточку, куда вы будете записывать каждую мелочь: как он отреагировал на , сколько времени учился ползать и когда вылез первый зуб. Не полагайтесь только на свою память: вы не сможете досконально запомнить каждый день малыша. А сведения о его развитии очень пригодятся, чтобы анализировать, где у вас пробелы и каким занятиям нужно уделять особое внимание.

29.09.2007 16:06:40, Виктория

white-dove а я вот с вами не согласно. хотя сколько людей столько и мнений. Данная статья была создана, не сцелью перепичатать всю научную информацию по каждой методике каждого автора, а дать вводную информацию кто есть кто и как появились на свет такие методики,никакого язвления я вообще не увидела,смею предположить что у вас ничего не получается ни с одной из этих методик или и не пытались и потому так болезненной восприняли, достаточно безобидную информацию. Затоя почерпнула, какие книги мне будет интересно почитать и возможно получить массу полезной информации, если вам лень пойти в книжный магазин и купить там книгу по той или иной методике, где уже сам автор более подробно разжует и в рот положит. Не обижайтесь, это всеголишь мое мнение.)))

15.05.2007 14:16:42

спасибо!нам понравилась методика лены даниловой

Серьезные ошибки и явные журналистские непрофессиональные выводы очнь портят впечатление с самого начала. дальше и читать не хочется. Убивает поверхностность. 90% того что сказано о Монтессори неверно.

А кто автор статьи-то? Нигде не видно...

Меня здесь, наверное никто уже не помнит, но я с сыном занималась активно по всем этим методикам. Сейчас сыну 4,5 года и по наблюдениям (чисто субъективным) я соглашусь, что после 3ех уже действительно поздно дать ребенку такой стартовый рывок в развитии интеллекта, который позволит далее сделать из ребенка вундеркинда. Развивать и заниматься с ребенком после трех не поздно а нужно, как и после 33:), добиться отличных успехов и сделать его самым лучшим в классе, в секции – не поздно, а сделать вундеркиндом…. думаю, что после 3ех начинать этим заниматься уже поздно. Другое дело, что большинство родителей хотят, чтобы ребенок был во-первых счастлив, и во-вторых успешен, и очень немногие готовы посвятить годы, чтобы сделать из ребенка человека, сильно отличающегося от других (вундеркинда).
И немного о методиках: только две методики (Домана и Монтессори) это полноценные методики, подтвержденные научными опытами и имеющие научно-медицинскую базу под ними. Их авторы медики-педагоги с широкой практикой, первой задачей которых была реанимация больных детей и побочным результатом – методика развития детей здоровых. Все остальное перечисленное (Никитины, Данилова, Лупан), плюс упущенные Федотов и Тюленев – это родители, которые посвятили себя воспитанию своих и чужих детей. Их методики – скорее их богатый опыт по выполнению более комплексной задачи – вырастить гармоничных, счастливых и талантливых людей и самим не умереть в процессе.
Поэтому, если ваш ребенок рожден с отклонениями/повреждением мозга не воспользоваться методикой Домана или Монтессори на мой взгляд глупость. Да, выполняя все полностью, вы положите своих пару тройку лет жизни, но результат гарантирован. Так же гарантирован результат вундеркиндства тем, кто неотступно методике следует и ребенок это хорошо воспринимает.
Если ваш ребенок здоров и вы чувствуете желание тратить много своих усилий на то, чтобы ребенок реализовал свой потенциал максимально, то имеет смысл эти подходы комбинировать – так и вам будет легче и ребенку лучше. Например методика Домана на 99% опирается на развитие визуального интеллекта, Монтессори – на сенсорное развитие – ребенок получает новую информацию экспериментируя и расширяя свой жизненный опыт. Никитины больше других предлагают свои наработки по развитию двигательного интеллекта и логики + здоровье. Лупан, Данилова и Тюленев богаты идеями развивающих игр в разнообразных отраслях – использовать их идеи по освоению языков, компьютера и естественных наук просто. Пробовать можно все, а ребенок сам подредактирует, какие методики ему больше подходят и покажет вам – доминирует у него визуальный, аудио или кинестетический метод восприятия информации. Дети, у которых доминирует аудио или кинестетический метод не будет смотреть Домановские карточки, те, у кого доминирует аудио интеллект не будут в восторге от Никитинских головоломок и т.д.

Какое-то неприятное впечатление от статьи осталось. Сначала о мамах, занимающихся ранним развитием, пишут в язъвительно-неодобрительном тоне (см.первый абзац), потом делается весьма поверхностный обзор методик развития, тоже с акцентом на то, что, мол, Монтессори -методика была создана для умственно-отсталых, методика Домана-для детей с черепно-мозговой травмой и т.д. Глубокого проникновения в тему нет, только поверхностные моменты, о которых пишут везде и всюду. Не видно личного отношения автора к проблеме раннего развития,только прописные истины

Сколько семей, столько и систем развития и зависият они не только от наших желаний... .
Мы дед и внучка.
http://www..aspx?id=4841

А что делать детям с ограниченными двигательными возможностями? Тем кто очень долго не может ползать, вставать на колени, на ноги? Таким детям не светит раннее развитие? А своевременное? Что могут посоветовать Глен Доман и другие авторы методик ребенку, которому приходится носить гипсовую повязку на ногах, в то время как другие дети учатся ползать и ходить? Вот моему сыну уже скоро 1 год и 2 месяца, а он только сейчас научился полностью самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину и чуть-чуть ползать. Но никаких задержек в интелектуальном и эмоциональном развитии я у него не наблюдаю. А руки вообще развиты просто великолепно.

Спасибо за интересную статью! Для кого то это может давно известные вещи, а у меня так в голове только прояснилось ху из кто. Хотя и образование вроде дефектологическое.

Масару Ибука



Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и всё это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.



Предисловие

С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённою оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Масару Ибука.



Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка



1. Важный период

Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одарённый ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Всё зависит от своих собственных усилий». И всё же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределён с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришёл к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определённый период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребёнок может учиться хорошо – всё зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично «общественные»: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодёжи и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворённости жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина – мой собственный ребёнок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребёнок, рождённый с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что «нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения». Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод «Воспитание таланта» доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в своё время ничего сделать для собственного ребёнка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворённости. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришёл к выводу, что и в детском саду влиять на ребёнка уже поздно. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьёзно изучить проблему «раннего развития».

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития – дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребёнок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышлёным и с твёрдым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детёныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорождённого.

Конечно, новорождённый абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детёныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детёныши животных, например, собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорождённый ребёнок отстаёт от новорождённого детёныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребёнок ещё совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детёныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорождённого ребёнка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит насколько одарённым станет ребёнок.

Структуры мозга формируются к трём годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорождённого большинство из них ещё не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорождённого и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединённые в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребёнка до трёх лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет перестаёт развиваться. К трём годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырём годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова «образ» в моей книге.

Слово «образ» чаще всего используется в значении «схема», «устройство образца», «модель». Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознаёт и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребёнок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребёнку и придёт к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому своё прозвище.

«50 человек» – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путём.

Распознавательные способности ребёнка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно даёт это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «всё можно»

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького ребёнка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребёнка, и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать всё, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребёнок – эгоист и делает всё только для своего удовольствия. Поэтому родители во всём мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «оставить в покое».

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего «ласковые» мамы превращаются в «грозных».

Между тем из изложенного выше ясно, что всё должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребёнка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребёнка в более позднем может только погубить в нём талант и вызвать сопротивление.



2. Что может маленький ребёнок

Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей

Мы, взрослые, берём на себя смелость утверждать, например, что эта книга слишком трудна для ребёнка или что ребёнок не может оценить по достоинству классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы?

Для ребёнка, у которого нет чётких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» – английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, – всё должно начинаться одновременно, для него одинаково ново всё.

Вывод, сделанный на основании чувств, не зависит от знаний, напротив, знание может стать препятствием для чувств. Наверное, многие, глядя на знаменитую картину, говорили про себя: «Она прекрасна!», хотя на самом деле она вас совсем не тронула, её ценность для вас – только в имени художника и в её цене. А ребёнок, напротив, всегда честен. Какой-нибудь предмет или занятие полностью поглощают его внимание, если это ему интересно.

Для ребёнка проще запомнить «голубь», чем «девять»

Мне вспоминается один случай, когда у меня в гостях был мой 2-летний внук, которого я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески и гордо сказал: «Вот это „Хитачи“, а это „Тошиба“». Пытаясь скрыть свой восторг, я решил, что мой внук в 2 года уже может прочесть китайские иероглифы «Хитачи» и «Тошиба». Я спросил его маму, когда он выучил китайский алфавит, и тут выяснилось, что он не читал «Хитачи» и «Тошиба» по-китайски, а просто запомнил торговые марки как образы и так их различал. Надо мной все смеялись, как над «глупым, любящим дедом», но я уверен, что такое бывает у многих.

Недавно я получим письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в еженедельнике серию моих статей о раннем развитии. Из её письма я узнал, что её старший 2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было около 2-х лет. Уже через несколько месяцев он мог легко назвать около 40 автомобилей и японских и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку машины, которая стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием телепрограммы «ЭКСПО-70», он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог узнать и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии, Панамы, Ливана – флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых. Ребёнок наделён замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, этому ребёнок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, – способность младенца узнавать лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на руки незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.

В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей «Ассоциации раннего развития». Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как «голубь» или «жираф». Дело в том, что для ребёнка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, трудные китайские иероглифы – не проблема. В отличие от абстрактных слов, таких, как «девять», он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие, как «жираф», «енот», «лиса», как бы трудны они ни были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребёнок может обыграть взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать место, число и картинку, то ребёнок обладает замечательной образной памятью.

Ребёнку легче понять алгебру, чем арифметику

Одна из фундаментальных идей математики – теория рядов. Взрослому, изучавшему сначала понятие числа, а потом геометрию и алгебру, понять её довольно трудно. А для ребёнка логику теории рядов или теории множества понять легко. Мадам Ришени Феликс, признанный авторитет по обучению математике, утверждает, что ребёнка можно начать учить математике в любом возрасте.

«Ряд» или «множество» – это просто совокупности предметов с общими качествами. Ребёнок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он берёт их один за другим, различая по форме: квадратные, треугольные и т. д. Уже в этом возрасте он хорошо понимает, что каждый кубик – это элемент «ряда», и что кучка кубиков – это один ряд, а треугольников – другой. Такая простая идея, что предметы можно сортировать в группы по определённым характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе теории рядов. Для ребёнка естественно, что он понимает простую и логичную теорию множеств легче, чем сложную и замысловатую логику арифметики.

Итак, я убеждён, что традиционное представление, что арифметика проста, а алгебра трудна, – это ещё одно заблуждение взрослых о возможностях детей. Мозг ребёнка легко может воспринять логику теории множеств, что является началом для понимания основ алгебры.

Вот пример арифметической задачи: «В зоопарке всего 8 животных, черепах и журавлей. У них 20 ног. Сколько черепах и журавлей живёт в зоопарке?»

Давайте сначала решим эту задачу алгебраическим методом. Обозначим количество журавлей буквой X, а количество черепах – Y, тогда X+Y=8, а 2X+4Y=20. Считаем, X+2Y=10, т. е. X=8-Y=10-2Y; значит, Y=2. Получилось 2 черепахи и 6 журавлей.

А теперь давайте решим эту проблему арифметикой «черепах» и «журавлей». Если предположить, что все животные черепахи, то получается, что у них 32 ноги. Но по задаче дано 20, значит, 12 ног лишних. А лишние они потому, что мы предположили, что все животные – черепахи, у которых по 4 ноги, а на самом деле некоторые из них – журавли, у которых по 2 ноги. Поэтому лишние 12 ног – это число журавлей, умноженное на разницу в количестве ног обоих животных; 12 разделить на 2 будет 6, т. е. 6 журавлей, а если вычесть из 8, общего числа животных, 6, количество журавлей, получится число черепах.

Зачем решать эту задачу таким сложным «черепашьим» методом арифметики, если у нас есть логичный и прямой путь получить ответ, подставив X и Y вместо неизвестных чисел?

Хотя алгебраическое решение и трудно освоить сразу, логичное объяснение алгебры гораздо легче понять, чем кажущееся на первый взгляд лёгким нелогичное решение.

Даже 5-месячный малыш может оценить Баха

На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки. Меня очень заинтересовали эти результаты.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию? По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится концерт Вивальди. И это напоминает мне одну историю.

Молодые родители, большие любители классической музыки, давали своему новорождённому ребёнку слушать 2-ю сюиту Баха в течение нескольких часов каждый день. Через 3 месяца он начал живо двигаться в такт музыке. Когда ритм убыстрялся, его движения становились более отрывистыми и активными. Когда музыка кончалась, он выражал недовольство. Часто, когда малыш сердился или плакал, родители включали эту музыку, и он немедленно успокаивался. А однажды, когда они включили джаз, ребёнок просто разрыдался.

Способность воспринимать сложные музыкальные формы – это чудо. Я убеждён, что многие японцы не воспринимают западную классическую музыку просто потому, что в детстве они ничего не слышали, кроме детских песенок и национальной музыки.

6-месячный младенец может даже плавать

Многие взрослые не умеют плавать (они плавают, как говорится, «как топор»). Поэтому, может, вы и удивитесь, если узнаете, что крошечного ребёнка можно научить плавать. Ребёнок, который ещё не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле. И важно не то, что маленький ребёнок может плавать, а то, что он плавает, потому что он ребёнок.

Несколько лет назад я прочитал в газете статью о том, что один бельгиец по имени де Бенесейл открыл школу плавания для грудных детей. Он считал, что 3-месячного ребёнка можно научить держаться на спине в бассейне, а к 9 месяцам правильно дышать в воде.

В августе 1965 года Ризе Дим, председатель Международной конференции женщин-атлетов,проходившей в Токио, рассказывала об обучении плаванию детей до 1 года, что стало большой сенсацией. Миссис Дим первый раз окунула 5-месячного младенца в бассейн с температурой воды 32°C, и через 3 месяца он уже мог плавать там около 6 минут. Малыш даже поставил своеобразный рекорд – 8 минут 46 секунд он мог держаться на воде.

На пресс-конференции миссис Дим сказала: «Ребёнок знает, как держаться на воде, гораздо лучше, чем как стоять на земле. Во-первых, вы поддерживаете его в воде до тех пор, пока он не привыкнет и не начнёт держаться на воде сам. Погружаясь в воду, он задерживает дыхание и закрывает глаза, пока не всплывёт на поверхность. Вот так он и учится плавать, работая руками и ногами». Миссис Дим много раз уверяла, что все человеческие возможности и таланты можно начать развивать ещё до года.

То, что младенец может плавать, это всего лишь один факт, подтверждающий безграничные возможности ребёнка. Малыш, который делает первые шаги, может в то же самое время научиться кататься на роликах. Ходьба, плавание, скольжение – всё это ребёнок осваивает играючи, если правильно направлять и поощрять его.

Разумеется, подобные эксперименты проводятся не для того, чтобы научить малыша плавать или играть на скрипке. Плавание – это только один из способов развить способности ребёнка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы. Говорят: «Куй железо, пока горячо». Другими словами, слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел.

Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации

«Брат и сестра, лингвистические гении, которые понимают по-английски, испански, итальянски, немецки и французски: пять языков и вдобавок ещё язык своего „агрессивного“ отца». Многие японцы наверняка помнят сенсационное сообщение, которое появилось в газете под заголовком «Агрессивный отец». В статье рассказывалось о мистере Масао Кагата, который оставил карьеру учителя и, объявив себя домохозяином, целиком посвятил свою жизнь воспитанию детей. Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке 3 месяца. Дети были ещё совсем малышами, и «агрессивный» папа-воспитатель подвергался суровой критике. Были высказаны опасения, что большой объём знаний повлияет на нервную систему детей.

В том, что эта критика была несостоятельной, легко убедиться, посмотрев на процветающую и благополучную семью Кагата. И не стоит судить о том, правильно или нет поступает отец, забросивший работу и целиком посвятивший себя воспитанию детей.

Важно, что метод обучения, который использовал мистер Кагата, демонстрирует интеллектуальные возможности малышей. Вот что он рассказал:

«Я начал учить их разговорному английскому, итальянскому, немецкому, французскому… почти одновременно. По радио часто уроки французского языка объясняются по-английски. Поэтому я решил, что если обучать многим языкам сразу, то можно соединить методику обучения воедино. Как раз в это время мои дети учились играть на пианино, а на нотах, по которым они играли, были объяснения на итальянском, а перевод – на английском, немецком и французском. Если они не понимали объяснений, они не знали, как играть. Это была одна из причин, почему я начал учить их языкам. Меня часто спрашивали, не путались ли дети, изучая пять языков одновременно. Думаю, что нет: они же употребляли их правильно. Мы занимались иностранными языками только по радио. Эти радиопередачи ведут очень приветливые дикторы. Упражнения на произношение повторяются методично и долго. И когда дети начинают сами говорить, они произносят всё правильно».

«Раннее развитие», май 1970

Итак, можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка.

Ребёнок запоминает только то, что ему интересно

До сих пор я описывал прекрасную способность детского мозга впитывать информацию. Конечно, мозг ребёнка на этом этапе развития подобен машине, которая механически заглатывает всё, что в неё запускают, он ещё не в состоянии отобрать информацию и понять её.

Но вскоре приходит время, ребёнок обретает способность принимать самостоятельные решения, т. е. развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это происходит где-то в возрасте 3 лет. И как раз именно в это время встаёт вопрос, как и чем заинтересовать ребёнка. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности – он уже может хотеть что-то создавать, делать; они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Вы читаете своим детям рассказы и сказки, даже если они ещё мало что понимают в прочитанном. Ваш ребёнок слушает их помногу раз и запоминает, и если вы читаете невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Ребёнок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании.

Затем ребёнку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать её сам. И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную историю с картинками в книжке и «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которые он пока не может прочесть. Как раз в этот период ребёнок начинает настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив, есть свидетельство его огромного интереса к познанию.

Ребёнку в возрасте до 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.

Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве

По работе мне часто приходит

Данная книга охраняется авторским правом. Отрывок представлен для ознакомления. Если Вам понравилось начало книги, то ее можно приобрести у нашего партнера.

Масару Ибука – автор книги «После трёх уже поздно». Это успешный предприниматель, умный и развитый человек. Он стал одним из самых известных специалистов в мире в области детского развития. Заняться изучением этой темы его сподвигло желание помочь своему ребёнку, который отставал в развитии от сверстников. Так автор вложил в книгу не только теоретические знания, но и собственный опыт, проверенные методики.

В Японии взгляды на воспитание отличаются от взглядов в нашей стране. Основной мыслью книги Масару Ибука является то, что дети до трёх лет способны развиваться гораздо быстрее, усваивать информацию намного лучше, чем в более взрослом возрасте. Поэтому важно дать им необходимый фундамент знаний именно до трёх лет, когда они впитывают всё как губка. По той же причине не рекомендуется ограничивать детей в чём-то до этого возраста, это самое лучшее время для познания мира и их развития. Такое отношение к воспитанию даст возможность ребёнку вырасти успешным человеком.

Главная задача родителей – научить ребёнка, не заставляя его, а делая это играючи. Когда ребёнок расслаблен, ему интересно, то он способен запомнить намного больше. Автор уделяет большое внимание тому, что нужно внимательно относиться к своим детям, и вовремя предлагать им новый опыт получения информации. К сожалению, дети часто бывают предоставлены сами себе, а чем позже будут применены эти методики, тем медленнее будет развитие.

Книга адресована всем родителям и воспитателям, желающим вырастить успешного и счастливого человека. Автор предлагает понятные приёмы обучения, учитывая влияние на ребёнка окружающего мира и особенностей развития их мышления и психики в этот период. Применение изложенных методик откроет для ребёнка новые возможности.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "После трех уже поздно" Ибука Масару бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!