Женский журнал Ladyblue

Развитие ребенка 2 с половиной года. Физическое развитие ребенка в два с половиной года. Развитие речи ребенка в два с половиной года

Физическое развитие ребенка в два с половиной года

Вес мальчиков в 2 года и 6 месяцев составляет от 12 до 16,5 кг, а девочек - от 11,7 до 15,5. Рост мальчиков от 87,0 до 97,1, а рост девочек от 86 до 96,5 см.

Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Ребенок 2,5 лет хорошо бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия. Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила. Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.

Питание ребенка в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте многие малыши переходят на 4 разовое питание, а рацион ребенка все больше приближается к взрослому. И хотя ребенок уже большой, по прежнему необходимо придерживаться определенных часов кормления. Например: 8:00 - завтрак; 13:00 - обед; 16:00 - полдник; 19:00 - ужин. При этом последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительных желез.

В этом возрасте необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу на более плотную (для стимуляции навыка жевания). Постепенно вводите разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушёные овощи. Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400-1500 к/калорий, 50-60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50-60 граммов жира (из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210-220 граммов углеводов.

В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).

Постепенно увеличивается количество мяса в рационе до 120 грамм в сутки. Это может быть говядина, телятина, кролик, ягненок, курица, нежирная свинина. Полезны субпродукты, такие как печень, язык, сердце.

Для ребенка 2,5 лет мясо можно приготовить в виде паровых котлет, рагу, обжаренного фарша. В этом возрасте допустимо давать ребенку изредка молочные сосиски в небольшом количестве.

В питании ребенка должны быть и рыбные блюда.

Количество овощей и фруктов может доходит до 400 граммов в сутки. Можно давать огородную зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, шпинат, салат).

Малышам уже можно давать лапшу, вермишель, но увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. Для улучшения вкусовых свойств можно добавлять сахар, рекомендуется не более 40 грамм сахара в сутки. Из сладостей в этом возрасте можно давать: печенье, пастилу, мармелад, повидло, зефир.

Познавательное развитие ребенка 2,5 лет

Ребенок двух с половиной лет уже подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках, подбирает по образцу.

Малыш ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. Ориентируется в различных по величине формах.

Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей, по показу. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3-4 составляющих тоже по показу.

Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Малыш уже неплохо держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы. Узнает, что нарисовал или вылепил.

Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе.

В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником, действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий. Подражает игровым действиям другого ребенка. Проявляет воображение.

Проявляет конструктивную деятельность - строит из кубиков разной формы и величины дом, забор. Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками. Экспериментирует в игре. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы.

Сообщает о физиологических потребностях.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет

Малыш сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования, бывает веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный. Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях - весело; при болезни - неприятно, плохо.

Бывает эмоционально сдержан при указаниях: "нужно", "надо", "подожди" и др.

Увлекается интересной игрой и его трудно отвлечь.

Ребенок 2,5 лет неинтересные непонятные игры отвергает, его трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать. Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия. Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

Малыш испытывает эмоциональное удовольствие, слушая знакомые музыкальные произведения, песни. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения один и с группой детей. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев, агрессия, боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.

Ребенок в 2,5 года нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке. Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях. Способен понять радость или печаль или огорчение другого ребенка. Оценивает взрослых ("плохой", "хороший") в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается). Не всегда может оценить доброту или понять наказание.

Малыш настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении. Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Развитие речи ребенка в два с половиной года

Ребенок 2,5 лет уже обозначает себя: "Я", "Я сам". Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает и называет имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр. Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.

Использует предложения из нескольких слов (трех и более). Задает вопросы "Где?", "Куда?" и другие. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как делает персонаж.

Малыш двух с половиной лет легко подражает незнакомым словам. Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды. Может рассказать историю по картинке в двух-трех предложениях.

Ребенок знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).

Малыш быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.

А что умеет ваш малыш в 2,5 года?

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Вашему ребенку уже 2 года и 7 месяцев, он многому научился, но кое-что он еще не умеет, малыш еще не знает, как управлять своим вниманием, он часто отвлекается, в равной степени заинтересован во всем на свете, часто бывает импульсивен. Задача взрослого состоит как раз в том, чтобы помочь ребенку самому, добровольно преодолевать отвлекающие раздражители, удерживать поставленную задачу. В дошкольном возрасте это лучше всего происходит в игре.

Любая игра, в которой есть правила действия и игровая задача, способствует развитию произвольного внимания. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Мы предлагаем вам игры, в которых задача сосредоточиться, удержать внимание, не отвлекаться является главной, определяющей успех игры.

Раз, два, три — говори!

Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже 2-3-летние дети.

Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них — узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе — удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

В качестве игрового материала можно использовать картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание которых все же требует некоторых усилий от малыша. Например, посуда (поднос, ложка, кастрюля), цветы (колокольчик, тюльпан, василек), насекомые (жук, гусеница, стрекоза), одежда (шарф, костюм, купальник) и пр. Всего нужно набрать 10-15 картинок.

Игра проводится следующим образом. Вы предлагаете ребенку поиграть с картинками: "Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется. Но ничего не говори, пока я не скажу: "Раз, два, три — говори!" Если ты правильно и, главное, вовремя назовешь картинку, ты получишь ее в награду. Давай попробуем!" После этого вы берете первую картинку, предлагаете подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Слова "Раз, два, три — говори!" произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Как правило, в первый раз малыш не может удержаться от ответа, если он его знает. Напомнив правило игры, вы объясняете крохе его ошибку и показываете следующую картинку. Если ребенок дает ответ вовремя, вы вручаете ему картинку как награду. Хорошо, если в такую игру играют несколько детей, тогда она происходит как соревнование — кто больше картинок выиграет.

Пальчик

В этой игре можно использовать те же картинки, что и в предыдущей. Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.

Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер — желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, — сообщаете вы, — указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение — указательный жест — является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило — держать палец у края стола — помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Выполнение этого, казалось бы, несложного задания представляет для малыша немалую трудность. Она заключается в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую вы назвали. Поэтому в этой игре кроха учится управлять своим вниманием, что требует от него некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждаются тем, что ребенок получает найденную картинку за то, что был внимательным.

Прятки с игрушками

Прятки — одна из самых любимых детских игр. Но далеко не всегда условия позволяют играть в нее. Мы предлагаем вам более простой вариант игры в прятки, который к тому же поможет развить устойчивость внимания. Способность удерживать определенную цель, не отвлекаясь на посторонние воздействия, очень важна для малыша. В этой игре такое удержание цели происходит естественно и добровольно, поскольку ребенок сам заинтересован в том, чтобы довести дело до конца.

Игра заключается в поисках спрятанной игрушки. Сначала вы выбираете интересную для вашего крохи, но не слишком крупную игрушку (куклу, мишку, собачку и пр.) и немного играете с ней вместе, чтобы игрушка стала особенно привлекательной и приобрела свой характер. Потом объясняете, что эта игрушка, например зайчик, очень любит прятаться и чтобы его искали. Вы просите ребенка отойти в угол комнаты, закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете "Пора!". Только не подглядывать! Пока малыш водит, вы ставите игрушку на какое-нибудь видное место в комнате, чтобы ее можно было заметить, не открывая шкафы или ящики стола. Например, среди других игрушек, или на полку стеллажа, или на подоконник. Затем вы говорите "Пора!" и предлагаете ребенку найти зайчика.

Если малыш ищет игрушку слишком долго, можно помочь ему, комментируя направления его поисков словами "холодно" и "горячо" — по мере приближения к спрятанному зайчику становится все теплее. Когда ребенок наконец найдет своего зайчика, игру можно повторить, спрятав игрушку в менее заметное место, например, на верхнюю полку или под стол. Особенно интересно эта игра проходит, когда играют двое детей, которые по очереди выполняют роли прячущего и водящего.

Волшебный столик

Основная цель этой игры — учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого необходимо, прежде всего, управлять своим вниманием. Игра формирует такие важные качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания.

Для игры понадобится детский столик и несколько (5-8) игрушек средних размеров. Это могут быть куклы, фигурки животных, машинки, самолетики, кубики, шарики, кукольная мебель, посуда и пр. Перед игрой нужно расположить эти игрушки на столике так, чтобы они изображали какую-либо сценку из кукольной жизни. Например, мишка спит на кроватке, кукла сидит в центре стола, и на коленях у нее шарик.

Вместе с ребенком вы рассматриваете и обсуждаете эту сценку, задавая ему наводящие вопросы: "Что делает мишка? Что в руках у куклы?" и пр. Трогать игрушки руками при этом нельзя. Когда малыш хорошо рассмотрит эту сценку, попросите его отвернуться или отойти в сторону, а сами в это время поменяйте расположение игрушек на столе. Например, посадите куклу и мишку напротив друг друга, как будто они перекатывают шарик. Потом предложите ребенку вернуться к столику и спросите: "Что здесь изменилось?" Малыш должен ответить, что раньше делали персонажи и что теперь, где они находились раньше и где сейчас.

Вы можете заменить куклу, надеть на нее бантик или платочек, можете прибавить или убрать какой-либо предмет и т.д. В содержание сценок можно внести элемент шутки. Например, поставить мишку вверх ногами, надеть ему на голову кастрюлю, спрятать куклу под кроватку и пр. Чем больше будет предметов и персонажей на столе, тем труднее будет заметить изменения. Но каждый раз нужно помогать ребенку рассмотреть и осмыслить то, что произошло в вашей сценке, чтобы он вместе с вами назвал произошедшие перемены — как было и как стало.

Правило "Не трогать игрушки руками" нужно соблюдать строго и неукоснительно. Если малыш начнет сам переставлять предметы, игру нужно прекратить, объяснив, что игрушки обиделись и больше показывать сценки не хотят.

Мишкины проказы

Для игры вам потребуется пирамидка из 6-7 колец, плюшевый мишка с сумочкой на шее и маленькая куколка.

Усевшись за стол, вы вместе с ребенком разбираете пирамидку и выкладываете ее колечки в правильном порядке (от большего к меньшему) на столе, так, чтобы получилась ровная дорожка. Куколка может попрыгать по этой дорожке туда и обратно.

Неожиданно из-под стола появляется мишка, который восхищается разноцветной дорожкой и начинает разговаривать с ребенком: "Смотри, какая у меня сумочка! Я принес ее для того, чтобы в нее что-то спрятать. А что, ты сейчас сам догадаешься. Закрой, пожалуйста, глаза на минутку и не подглядывай, пока я не скажу!" Пока ваш малыш сидит с закрытыми глазами, вы аккуратно берете одно из колечек и прячете его в мишкину сумочку, а остальные колечки сдвигаете так, чтобы между ними не было промежутка. После этого мишкиным голосом сообщаете: "А теперь открой глаза и угадай, что я спрятал!" Задача крохи заключается в том, чтобы обнаружить то место, где, как ему кажется, не хватает колечка. Туда он должен поставить свою куколку. Когда ребенок обнаружит это место, мишка достает из сумочки спрятанное колечко, и вы вместе проверяете, правильно ли решена задача и ровная ли получилась дорожка.

Эту процедуру "похищения" колечка нужно повторить несколько раз. Игра хорошо развивает сосредоточенность и устойчивость внимания, ведь малыш должен осознать порядок расположения колечек и сосредоточиться на их различиях по величине. Эти достаточно сложные для детей умственные действия требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Но главное условие решения этой задачи — сосредоточенность внимания.

Успех игры зависит от того, удастся ли вам с самого начала создать игровую ситуацию и захватить воображение ребенка. Важно, чтобы он не подглядывал, когда мишка прячет колечко. Чтобы облегчить ожидание, можно подсказать некоторые приемы: закрыть глаза и опустить голову на руки, завязать глаза платком, отвернуться и пр.

Все предложенные игры имеют сюжетный характер и проводятся с игрушками или с простыми картинками. Для малышей это совершенно необходимо, поскольку до 5 лет дети еще не способны к чисто умственной деятельности — им необходима игровая ситуация и конкретные действия. Но после 5 лет для развития внимания можно использовать специальные сложные картинки, в которых детям нужно обнаружить сходство или различия. Примеры таких картинок можно найти во многих детских журналах и пособиях. Подскажите крохе стратегию поиска различий и сначала попробуйте сравнивать картинки вместе, рассуждая вслух и задавая наводящие вопросы. Всячески поощряйте все успехи малыша.

Если к 6 годам ваш ребенок научится самостоятельно сравнивать и анализировать изображения — это уже большое достижение в развитии его произвольного внимания.

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.

Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: "Говори спокойно, не кричи", - внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу.

Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как выразил эти чувства мой сын:

- Мама, я тебя проглочу!
- Ну, как же, ты тогда будешь плакать, меня искать!
- Нет, не буду. Ты же все время со мной будешь. (И он похлопал себя по животу.)

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Мама говорит малышу: "Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед". Без умения договориться с ребенком - уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос "почему?", он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. "Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?" и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых.

Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д.

Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  • называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
  • группировка предметов одного цвета, формы, размера;
  • сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
  • выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:
  1. о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
  2. о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
  3. о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
  4. о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Тесты психического развития ребенка третьего года жизни.

От двух до двух с половиной лет.

1. Тест с кубиками.

Психологические тесты для детей, развивающие игры и упражненияПредложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. Ребенок должен это сделать без показа. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. Ребенок строит поезд после показа (добавляет трубу).



Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).
Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему.

Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание.
Этот тест оценивает развитие у ребенка представлений о форме, зрительном восприятии, способности устанавливать сходство и различие.

3. Тест с пирамидкой или матрешкой.
Задание демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их.

На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать ее снова.
Ребенок двух-двух с половиной лет хорошо справляется с этим заданием, работая, как правило, методом проб и ошибок. Он еще может перепутать верхние и нижние кольца.
Ребенок также может справиться с вложением маленькой матрешки в большую (закрыть матрешки самостоятельно еще не сумеет).

4. Тест с предметами быта.

Ребенок от двух до двух с половиной лет подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Выполнение этих действий демонстрирует умение ребенка осуществлять обобщение для достижения цели, координированные действия.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.
Ребенок от двух до двух с половиной лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий.
Он также должен правильно назвать свои имя, фамилию.

6. Тест на словарный запас.

Психологические тесты для детей, развивающие игры и упражненияПоставьте на стол несколько знакомых ребенку предметов: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку.
Ребенок называет правильно все предметы.

7. Тест на называние изображений (оценка словарного запаса).

Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, яблоко, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, носки, ботинки, грушу, арбуз, мальчика, девочку, бабушку, дедушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"
Ребенок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель.

8. Тест на понимание инструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: "дай маме мячик", "положи его на стол", "дай его мне", "подними упавший кубик", "принеси мне куклу" и
т. д.

Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к нему речи.

В период с двух до двух с половиной лет ребенок может приставным шагом перешагивать через препятствия, расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

10. Тест на оценку тонкой моторики.

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной, горизонтальной линий, круга, креста, квадрата, треугольника. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае он не должен видеть, как они были нарисованы).

Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.

От двух с половиной до трех лет.

1. Тест с кубиками.

Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.

Предложите ребенку построить из 9 кубиков (размером 8 кубических см) башню.
Ребенок выполняет это задание без предварительного показа.
Далее, после показа, делает модель поезда с трубой и строит, также после показа, - мост.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей.

Ребенок самостоятельно справляется со сложением круга из двух частей и вкладыванием его в соответствующее отверстие. Оценивается начальное понимание отношения части и целого.

3. Тест с пирамидкой на оценку способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта.

Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием на вложение трех матрешек одна в другую. Но требуется помощь для закрывания матрешек.

4. Тест с предметами быта на оценку понятливости.

Ребенок двух с половиной-трех лет выполняет в процессе игры подражательные действия с предметами быта, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: "Летом в лесу было много грибов и ягод", а затем повторить подряд 3 цифры: 2,5,9.

Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет 3 цифры подряд.

6. Тест на развитие пространственных представлений.

Садитесь с ребенком за стол, напротив друг друга. Раскладываете по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: "Медвежонок с куклой пошли гулять", убираете со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же.

Теперь попросите малыша спрятать куклу под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

Ребенок двух с половиной - трех лет выполняет задания с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях.

В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

7. Тест "Парные картинки" на оценку внимания и зрительного восприятия.

Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и ведерко, мишка и рыбка, машинка и мячик и т. д.).

Положите перед ребенком две предметные картинки (с машинкой и с мячом). Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у него и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.

Ребенок справляется со всем заданием, сразу понимает инструкцию.

8. Тест на оценку словарного запаса.

Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках из теста № 7 для детей двух-двух с половиной лет.

9. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.

10. Тест на оценку тонкой моторики.

Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда, пока без туловища.

Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.

11. Тест-наблюдение "Культура общения".

В процессе общения с взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Если с большинством тестов ребенок не справляется, проконсультируйтесь у специалистов.

Поводом для обращения к специалистам по детской психологии могут быть также эмоциональные проблемы у ребенка:

  • постоянная пугливость;
  • неудачные попытки заговорить;
  • неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
  • избыточная активность;
  • постоянная и повышенная агрессивность.
Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни Вы можете посмотреть в разделе "игры и занятия для детей".
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!